ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ БИЗНЕСА
1.1 Бизнес как объект оценки
Для того чтобы повысить эффективность и качество управления компанией, обосновать инвестирование, ликвидацию, разделение или слияние, нужно правильно оценить рыночную стоимость бизнеса. Независимый оценщик может определить стоимость любой компании, рассматривая её как единый комплекс, приносящий доход, а также может оценить все активы в качестве отдельных объектов. Полученные результаты необходимы менеджменту для принятия обоснованных управленческих решений.
Для того чтобы определить стоимость бизнеса на свободном рынке, эксперты оценивают все активы: недвижимость, оборудование, запасы на складе, материальные вложения и нематериальные активы, обязательства. Также оценивается эффективность, доходы (как настоящие, так и будущие), перспективы развития и конкуренция на рынке. Затем идёт сравнение компании с ее аналогами.
Оценщики определяют рыночную стоимость бизнеса, используя три подхода:
• затратный;
• сравнительный;
• доходный.
Каждый из них позволяет выделить те или иные характеристики оцениваемого объекта.
Результатом работы экспертов по оценке бизнеса станет информация, на основании которой владельцы, инвесторы и другие заинтересованные лица смогут принять обоснованное решение.
Оценка бизнеса – это довольно специфичный вид оценки, при котором ее объектом становится деятельность предприятия, цель которой – получение прибыли. При этом предприятие рассматривается как имущественный комплекс.
Согласно статье 132 ГК РФ предприятие – это объект гражданских прав, вступающий в хозяйственный оборот и принимающий участие в хозяйственных операциях. В итоге у его собственника возникает потребность в определении его рыночной стоимости, т. е. в оценке бизнеса.
Имущественный комплекс состоит из видов имущества, которое нужно для ведения хозяйственной деятельности, достижения поставленных целей, включая получение прибыли. Вот почему оценщик, проводя оценку бизнеса, оценивает компанию целиком и рассчитывает, сколько стоит не только ее собственный капитал, но и отдельные активы и обязательства.
В рамках данных работ может быть проведена оценка:
• машин и оборудования;
• объектов недвижимости – зданий, сооружений и земельных участков;
• транспортных средств;
• сырья, инвентаря, готовой продукции;
• ценных бумаг;
• имущественных обязательств;
• объектов интеллектуальной собственности и НМА (ноу-хау, фирменное наименование, патенты, знаки обслуживания, лицензии и товарные знаки).
Характеристика бизнеса как товара
1. Бизнес – это целая система, которая, однако, может распродаваться как целиком, так и отдельными подсистемами и элементами. Поэтому в реальности товаром становится не бизнес, а его компоненты, в связи с чем оценщик рассчитывает, сколько стоят отдельные активы.
2. Бизнес – это инвестиционный товар, в который средства вкладываются сейчас, а отдача ожидается позже. А поскольку размер прибыли предугадать нельзя, инвестор должен учесть риск потенциальной неудачи. Если сумма затрат на покупку бизнеса окажется больше, нежели величина будущей прибыли с учетом времени ее получения, этот бизнес перестает быть привлекательным с точки зрения инвестирования. Получается, что сегодняшняя стоимость будущих доходов, которые, возможно, получит владелец от своего бизнеса, будет являться его рыночной стоимостью.
3. Чтобы правило «устойчивый бизнес - стабильная экономика» работало, государство должно не только регулировать механизм оценки и купли-продажи бизнеса. Ему следует также участвовать в установлении рыночных цен на бизнес, тем более если в капитале предприятий присутствует доля государства.
4. На потребность в бизнесе как товаре влияют не только внутренние, но и внешние факторы. Если экономика нестабильная, то и бизнес не будет устойчивым. Однако если бизнес будет неустойчивым, экономика так и останется нестабильной. Вот такая взаимозависимость. Следовательно, необходимо регулировать не только сам бизнес, но и механизм его оценки, обращая особое внимание на качество управления им.
|