ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аудиторская деятельность (далее аудит) представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (или аудиторских фирм) по осуществлению вневедомственных проверок бухгалтерской или финансовой отчетности, документов бухгалтерского учета, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов.
В российских стандартах аудиторской деятельности дается следующее определение аудита [1]:
Аудит – это независимая экспертиза финансовой отчетности предприятия на основе проверки соблюдения порядка ведения бухгалтерского отчета, соответствия хозяйственных и финансовых операций законодательству Российской Федерации, полноты и точности отражения финансовой отчетности деятельности предприятия.
Аудитор – это лицо, проверяющее состояние финансово-хозяйственной деятельности предприятия за определенный период[2].
Аудитор отличается от ревизора по своей сущности: по подходу к проверке, по взаимоотношениям с клиентами, по выводам, сделанным по результатам проверки.
Понятие аудита значительно шире понятия контроля и ревизии. Аудит обеспечивает не только проверку достоверности финансовых показателей, но и разработку предложений по оптимизации хозяйственной деятельности в целях рационализации расходов и увеличения прибыли.
Аудит можно определить, как своеобразную экспертизу в бизнесе.
Черты аудита, отличающие его от судебно-бухгалтерской экспертизы[19]:
1. Аудит – это независимая проверка, а судебно-бухгалтерская проверка осуществляется по решению судебных органов.
Специфика судебно-бухгалтерской экспертизы проявляется в ее процессуально-правовой форме.
2. Аудит существует независимо от наличия и отсутствия уголовного или гражданского кодекса.
Главная цель аудита – дать объективные, реальные и точные сведения об объекте аудита.
Достижению главной цели способствуют особенности ведения аудиторской деятельности[14]:
1. Независимость и объективность при проведении проверок.
2. Конфиденциальность.
3. Профессионализм, компетентность и добросовестность аудитора.
4. Использование методов статистики и экономического анализа.
5. Применение новых информационных технологий.
6. Умение принять рациональное решение по данным аудиторской проверки.
7. Доброжелательность и лояльность по отношению к клиенту.
8. Ответственность аудитора за последствия его рекомендаций по заключениям по результатам аудиторской проверки.
9. Содействие росту авторитета аудиторской профессии.
Аудит классифицируется по различным основаниям:
I. С точки зрения развития, аудит разделяется на три стадии (вида)[15]:
1. Подтверждающий аудит. Проверка и подтверждение достоверности бухгалтерских документов и отчетности.
2. Системно-ориентированный аудит. Это аудиторская экспертиза на основе анализа системы внутреннего контроля.
3. Аудит, базирующий на риске. Это концентрация аудиторской работы в областях с более высоким возможным риском.
II. С точки зрения права, аудиторские проверки подразделяются на[15]:
1. Обязательные аудиторские проверки. Такие проверки проводятся в случаях, непосредственно установленных законодательством или по поручению государственных органов. Объем и порядок проведения обязательного аудита регламентируется законодательными органами.
2. Инициативный (добровольный) аудит. Осуществляется по решению экономических субъектов. Характер и масштабы такой проверки определяет клиент.
III. С точки зрения направленности аудит подразделяется на[15]:
1. Общий аудит (аудит предприятий и их объединений, не зависимо от организационно-правовых форм и видов собственности организаций и учреждений).
2. Банковский аудит.
3. Аудит страховых организаций.
4. Аудит бирж, внебюджетных фондов, инвестиционных институтов и др.
IV. С точки зрения объекта проверки (либо финансовая бухгалтерия, либо производственная бухгалтерия)[15]:
1. Внешний аудит.
2. Внутренний аудит.
V. По характеру проведения[15]:
1. Первоначальный аудит. Проводится впервые для данного клиента. Это существенно увеличивает риск и трудоемкость аудита, так как аудитор не располагает необходимой информацией об особенностях деятельности клиента, его системе внутреннего контроля и др.
2. Согласованный (повторяющийся) аудит. Осуществляется повторно (регулярно) и поэтому основан на знании специфики клиента, его положительный и отрицательных сторон, знаком с системой внутреннего контроля и т.д.
В соответствии с делением бухгалтерии на финансовую (внешнюю) и производственную (внутреннюю), аудит подразделяется на внешний и внутренний.
Внешний и внутренний аудит дополняют друг друга, но и имеют существенные различия.
Внутренний аудит – есть независимая деятельность в организации на (предприятии) по проверке и оценке ее работы в ее интересах[1].
Цель внутреннего аудита – помочь членам организации эффективно выполнять свои функции.
Внутренние аудиторы предоставляют данные анализа, оценки, рекомендации и другую необходимую информацию, являющуюся результатом проверки.
Внутренний аудит имеет следующие особенности[1]:
1) проводится внутри организации ее служащими (аудиторами);
2) организуется по желанию руководства организации;
3) информация, образуемая в результате внутреннего аудита, предназначена для удовлетворения потребностей управленческого персонала.
4) затраты на содержание внутреннего аудита берет на себя сама организация.
Внешний аудит проводится для контроля за внешней бухгалтерией.
Целью внешнего аудита является проверка и дача заключения по финансовому отчету.
Задача проводимого анализа – подтвердить представленные данные или опровергнуть их.
Внешний аудит осуществляется на договорной основе и может быть обязательным или частным[12].
СКАЧАТЬ ДИПЛОМ БЕСПЛАТНО -
СКАЧАТЬ
|