1358. Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу
Диплом |
05.05.2010, 23:07
Стоимость 3500 р. Год выполнения 2010г. СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3 1 Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу 5 1.1 Нормативно-правовое регулирование перемещения товаров и транспортных средств через границу 5 1.2 Запреты и ограничения при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу 9 1.3 Правила и особенности организации таможенного оформления и таможенного контроля 21 2 Специальные таможенные процедуры 32 2.1 Особенности перемещения транспортных средств 32 2.2 Особенности перемещения товаров физическими лицами 36 2.3 Особенности перемещения товаров отдельными категориями иностранных лиц 52 3 Деятельность таможенных органов по совершенствованию организации перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу 57 3.1 Способы и меры пресечения контрабанды, используемые таможенными органами 57 3.2 Проблемы в деятельности таможенных органов и основные направления их решения 65 Заключение 73 Список использованной литературы 76
Все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров и
транспортных средств через таможенную границу, иными словами, имеют право на
совершение действий по ввозу на таможенную территорию РФ или вывозу с этой
территории товаров и транспортных средств.
Право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную
границу соответствует нормам Конституции РФ, закрепившим за каждым право
свободно выезжать за пределы России и беспрепятственно возвращаться в Россию
(ст. 27), а также право на свободное использование своих способностей и
имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической
деятельности (ст. 34). Кроме того, упомянутое право тесно связано с рядом
общепризнанных норм международного права: ст. 13 и 17 Всеобщей декларации прав
человека; ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах и др.
Обеспечение этого права приобретает особое значение для развития международных
гуманитарных контактов. Вот почему государства, подписавшие 1 августа 1975 г. в
Хельсинки Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в
Европе, большое внимание уделили "технической стороне" (в том числе
упрощению таможенных процедур) осуществления гуманитарных контактов и
регулярных встреч на основе семейных связей, поездок по личным или
профессиональным причинам, молодежных встреч, туристических поездок на
индивидуальной или коллективной основе[1].
В ТК РФ закрепляется, что правом на перемещение товара и
транспортных средств через таможенную границу наделяются все лица на равных
основаниях.
Никто не может быть лишен или ограничен в этом праве, за исключением
случаев, предусмотренных в ТК РФ, иных федеральных законах и международных
договорах РФ. Должностные лица таможенных органов не могут произвольно, не
опираясь на закон или международный договор, лишить лицо права на перемещение
товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Федеральным законом могут устанавливаться запреты и ограничения при
перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу. Как
правило, такие запреты и ограничения нацелены на обеспечение безопасности,
защиту жизни и здоровья граждан, публичного порядка и нравственных устоев
общества. В соответствии с п. 3 ст. 55 Конституции РФ "права и свободы
человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той
мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя,
нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения
обороны страны и безопасности государства".
Запреты и ограничения при перемещении товаров и транспортных средств
через таможенную границу устанавливаются в различных федеральных законах.
Основным системообразующим законодательным актом является Федеральный закон от
13 октября 1995 г. N 157-ФЗ "О государственном регулировании
внешнеторговой деятельности". После его принятия в 1995 г. появились
Федеральные законы, регламентирующие отдельные аспекты внешнеторговой
деятельности: "О мерах по защите экономических интересов Российской
Федерации при осуществлении внешней торговли товарами", "О
военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными
государствами", "Об экспортном контроле", "О координации
международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации"
и др.
Кроме того, многие законодательные положения, касающиеся
государственного регулирования внешнеторговой деятельности, в том числе
установления запретов и ограничений, рассредоточены по различным федеральным
законам, предмет которых связан с внешнеторговой проблематикой прямо или
опосредованно. Такие нормы можно отыскать, например, в Федеральных законах
"О валютном регулировании и валютном контроле", "О таможенном
тарифе", "О сертификации продукции и услуг", "О
стандартизации", "О соглашениях о разделе продукции", "Об
иностранных инвестициях в Российской Федерации" и др. Особенности
государственного регулирования внешнеторговой деятельности на отдельных
территориях РФ определяются, к примеру, в Федеральных законах "Об Особой
экономической зоне в Калининградской области", "Об Особой
экономической зоне в Магаданской области".
Количество федеральных законов в нормативно-правовом массиве,
регулирующем внешнеторговую деятельность, значительно возрастает за счет
законов, содержащих специальный раздел, устанавливающий порядок совершения
экспортно-импортных операций с отдельными товарами (группами товаров). Такие
статьи можно найти в Федеральных законах: "Об оружии", "О
качестве и безопасности пищевых продуктов" "О вывозе и ввозе
культурных ценностей", "О семеноводстве", "О
ветеринарии", "О карантине растений", "Об использовании
атомной энергии", "О государственном регулировании производства и
оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции",
"О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации",
"О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами", "О
наркотических средствах и психотропных веществах", "О драгоценных
металлах и драгоценных камнях", "О лекарственных средствах",
"Об отходах производства и потребления", "О государственном
контроле за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его
переработки", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения", "Об охране окружающей среды" и др.
Запреты и ограничения могут устанавливаться не только в актах
российского законодательства, но и в источниках международного права:
международных договорах, решениях международных организаций (о режиме
международных санкций и т.д.). О существовании последних и содержащихся в них
запретах и ограничениях на ввоз и вывоз ГТК России доводит до сведения
таможенных органов путем рассылки писем разъяснительного характера.
В п. 2 статьи 12 ТК РФ определяется, что порядок перемещения товаров
и транспортных средств устанавливается ТК РФ.
Под товарами в таможенном праве понимаются "любое перемещаемое
через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через
таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства".
Такое определение понятия "товары" включает в себя валюту РФ,
валютные ценности и некоторые другие товары, являющиеся предметами
валютно-правовых отношений. Однако в соответствии с Законом РФ от 9 октября
1992 г. N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле"
порядок перемещения через таможенную границу валютных ценностей, валюты РФ и
ценных бумаг, номинированных в валюте РФ, определяется законодательством РФ о
валютном регулировании и валютном контроле.
Комментируемый ТК РФ впервые в сравнении с ТК РФ 1993 г. четко
определил, что из сферы таможенно-правового регулирования выводится порядок
перемещения через таможенную границу следующих видов товаров (соответствующий
порядок определяется валютным законодательством):
1) наличной валюты РФ;
2) ценных бумаг, номинированных в валюте РФ, к которым относятся
платежные документы (чеки, векселя и др.), эмиссионные ценные бумаги (включая
акции и облигации), ценные бумаги, производные от эмиссионных ценных бумаг
(включая депозитарные расписки), опционы, дающие право на приобретение
эмиссионных ценных бумаг, и другие долговые обязательства, выраженные в валюте
РФ (ст. 1 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле");
3) валютных ценностей, к которым относятся:
а) наличная иностранная валюта;
[1]СССР
и международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы.
М., 1989. С. 348 - 351.