1579. Возврат налогов, таможенных пошлин и других денежных средств.
Диплом |
25.06.2010, 14:15
Стоимость 3000. Год 2010.
Содержание
Введение 2
Глава 1 . Таможенные пошлины 5 1.1. Случаи возврата таможенных пошлин 5 1.2. Формы возврата таможенных пошлин 9 1.3. Порядок (механизм) возврата таможенных пошлин 15
Глава 2. Налоги 22 2.1. Случаи возврата налогов 22 2.2. Формы возврата таможенных пошлин 25 2.3. Порядок (механизм) возврата налогов 41
Глава 3. Другие денежные возвраты 46 3.1. Случаи возврата других денежных платежей 46 3.2. Формы возврата иных денежных платежей 50 3.3. Порядок (механизм) возврата иных денежных платежей 52
Заключение 54 Список использованных источников и литературы 60
Одним
из важных элементов администрирования налогов и сборов в Российской Федерации
являются процедуры возврата излишне взысканных налогов. Они, с одной стороны,
являются неотъемлемой частью механизма исполнения налоговой обязанности,
выполняя в этом механизме функцию корректировки налоговых расчетов; с другой
стороны - представляют важный этап взаимоотношений налоговых органов и
налогоплательщиков, связанный с защитой прав и законных интересов
налогоплательщиков.
Процедура
возврата излишне взысканных налогов, как и любая другая налоговая процедура,
имеет четкую законодательную основу. Соответствующие нормы содержатся в главе
12 Налогового кодекса РФ.
Общий
порядок возврата излишне взысканных налогов определен в ст. 79 Налогового
кодекса РФ.
Так, в
соответствии со ст. 79 НК РФ, при наличии недоимки по иным налогам
соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также
штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ,
возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога производится только
после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности).
Необычное
применение возвращенных сумм излишне взысканных налогов было предложено
Минфином России. Позиция Министерства изложена в письме от 2 сентября 2008 г. № 03-11-04/2/130. В
нем, в частности, отмечается, что поскольку суммы переплаты по налогам,
возвращенным из бюджета, в ст. 251 Налогового кодекса РФ, содержащей перечень
доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, не
указаны, а в соответствии с п. 1 ст. 346.15 Налогового кодекса РФ
налогоплательщики при применении упрощенной системы налогообложения не учитывают
при формировании налоговой базы только те доходы, которые предусмотрены ст. 251
Налогового кодекса РФ, то данные суммы должны учитываться при определении
налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной
системы налогообложения. Данное толкование норм Налогового кодекса РФ
представляется весьма оригинальным. При этом, по имеющимся данным,
судебно-арбитражная практика пока не рассматривала спорные правоотношения,
связанные с применением налоговыми органами упомянутого разъяснения Минфина
России.
В
соответствии с установленным порядком решение о возврате суммы излишне
взысканного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня
получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне
взысканного налога (п. 2 ст. 79 Налогового кодекса РФ). В данном решении, форма
которого установлена в приложении 5 к Приказу ФНС России от 15 сентября 2005 г. № САЭ-3-19/446@,
указывается причина образования переплаты, числящаяся в карточке расчетов с
бюджетом.
До
истечения 10-дневного срока поручение на возврат суммы излишне взысканного
налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой
суммы налога, должно быть направлено налоговым органом в территориальный орган
Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в
соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 166.1
Бюджетного кодекса РФ предусматривает полномочия Федерального казначейства на
перечисление данных средств).
Налоговый
кодекс РФ (п. 3 ст. 79) устанавливает сроки подачи налогоплательщиком заявления
о возврате суммы излишне взысканного налога в административном порядке (т.е. в
налоговый орган) и в судебном порядке. В первом случае предусмотрен месячный
срок со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания
с него налога, или со дня вступления в силу решения суда, во втором -
трехлетний срок считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте
излишнего взыскания налога. Суды подчеркивают, что отсутствие решения суда о
признании недействительными решения и требования налогового органа и
незаявление ходатайства о рассмотрении такого требования не лишают
налогоплательщика права на защиту иным способом, т.е. путем предъявления иска о
возврате денежных сумм[1].
В таможенных правоотношениях
может возникнуть ситуация, когда плательщиком уплачена или таможенным органом
взыскана излишняя сумма таможенных платежей. Таможенный кодекс РФ, в отличие от
налогового законодательства, содержит такое определение. Излишне уплаченной (излишне
взысканной) суммой таможенных пошлин и налогов признается сумма денежных
средств, фактически уплаченных (взысканных) в качестве таможенных пошлин и
налогов, размер которой превышает сумму, подлежащую уплате. Переплата
таможенных платежей возможна вследствие неправильного исчисления налоговой
базы, арифметических и иных ош
[1] Постановление федерального арбитражного
суда Дальневосточного округа от 18 июня 2008 г. № Ф03-А24/08-2/2145