Становление современной
системы экспортного контроля началось не так давно - в середине XX в., в разгар
холодной войны. Изначально ее целью было предотвращение передачи передовых
технологий в СССР и страны Варшавского договора. Однако произошедшие изменения
в политической ситуации повлекли за собой и эволюцию американской системы
экспортного контроля. Уже созданный и отлаженный механизм был успешно
переориентирован на решение новой задачи. Таковой явилась одна из глобальных
проблем современности - проблема нераспространения оружия массового
уничтожения.
Решение этой проблемы
стало возможным только в рамках международного сотрудничества. Ответом на новый
вызов явилось создание международного режима нераспространения ОМУ, в рамках
которого были созданы режимы, сориентированные на конкретные угрозы, связанные
с химическим и биологическим оружием, ядерным оружием, системами доставки и
обычным оружием. США принимают в них участие. Так, США имеет членство в Режиме
контроля за ракетными технологиями, Вассенарских договоренностях, Австралийской
группе, Комитете Цангера и Группе ядерных поставщиков. Режимами экспортного
контроля в ядерной области является режим, созданный в рамках Комитета Цангера,
и два режима в рамках Группы ядерных поставщиков.
Комитет Цангера,
созданный в 1971 году, был нацелен на достижение договоренности ядерных
экспортеров - членов ДНЯО по выработке определения «оборудования или материала,
специально предназначенных или подготовленных для обработки, использования или
производства специального расщепляющегося материала», а также по условиям и
процедурам, регулирующим экспорт такого оборудования или материала в
соответствии с обязательствами по ДНЯО. Однако выработанный режим имел
значительные недостатки: рекомендации Комитета Цангера распространялись лишь на
государства - члены ДНЯО; гарантии распространялись на экспорт товаров двойного
назначения.
Эти недостатки
потребовали выработки другого режима контроля над ядерным экспортом, который в
первую очередь не будет привязан к ДНЯО. Разработку и реализацию правил
ядерного и связанного с ядерным экспорта взяла на себя Группа ядерных
поставщиков. Так, в рамках ГЯП были приняты Руководящие принципы для ядерного
экспорта (1977 г.),
дополнен Исходный список (выработанный в рамках Комитета Цангера). Однако по
ряду проблем договоренности достигнуты не были, что не лучшим образом сказалось
на эффективности этого режима. Однако в начале 90-х гг. наметился новый этап в
эволюции режима. В 1992
г. были приняты Перечень технологий двойного
использования, применяемых в ядерной области, Руководящие принципы экспорта
предметов двойного использования, применяемых в ядерных целях, и Меморандум о
взаимопонимании по процедурным вопросам, а также было принято заявление о полноохватных
гарантиях (full-scope safeguards) как обязательном условии ядерных поставок в
любое НЯОГ.
Таким образом, Комитет
Цангера и Группа ядерных поставщиков дополняют друг друга в решении общей
задачи - совершенствовании принципов контроля за ядерным экспортом и уточнении
Исходных списков. Однако существует мнение, что их работа практически не
различается.
Следует отметить, что
международный режим не может (и не должен) заменить национальные системы
экспортного контроля государств, являющихся ядерными экспортерами. Вместе с тем
международный режим нераспространения и национальные режимы тесно связаны:
национальные системы экспортного контроля «являются кирпичиками международного
режима нераспространения ОМУ». Так, международные режимы
экспортного контроля способствуют поиску согласия при принятии решений о
коллективных действиях, а национальные осуществляют ограничения, предписываемые
международными институтами, и санкции против нарушителей. Благодаря этому
каждая страна имеет определенную свободу действий в отношении экспортных
операций и сама осуществляет их регулирование собственным законодательством и с
помощью собственных административных и контрольных органов. Кроме того, для любого
государства именно национальная система экспортного контроля является составной
частью политики в области национальной безопасности.
Международное
сотрудничество Российской Федерации в области экспортного контроля
осуществляется в целях:
- координации усилий и взаимодействия с иностранными государствами по
предотвращению распространения оружия массового поражения, средств
|