Таможенный кодекс
Российской Федерации (далее по тексту – ТК РФ)
включал в состав таможенных платежей: ввозную и вывозную таможенную пошлину,
таможенный сбор, акцизы и налог на добавленную стоимость. В соответствии со ст.
13 Налоговым кодексом Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ)
таможенная пошлина и таможенные сборы входили в состав федеральных налогов и
сборов. В системе таможенных платежей центральное место занимала таможенная
пошлина, наиболее широко применяемая государством в качестве инструмента
регулирования внешнеэкономической деятельности. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст.
5 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе» (далее
по тексту – Закон о таможенном тарифе)
таможенная пошлина - обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый
таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию Российской
Федерации или вывозе товаров с этой территории, а также в иных случаях,
установленных таможенным законодательством Российской Федерации, в целях
таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в экономических
интересах Российской Федерации.
В науке налогового и
таможенного права активно ведутся дискуссии о правовой природе таможенной
пошлины, в частности о ее принадлежности к налоговым платежам. Так, Т.Н.
Трошкина, А.А. Шахмаметьев отстаивают позицию, что таможенная пошлина обладает
признаками косвенного налога. Р.А.
Шепенко в рамках своей диссертации рассматривает антидемпинговую пошлину и
указывает, что она имеет налоговую природу и представляет собой разновидность
косвенного налога, которым облагается трансграничный оборот товаров.
Н.И. Химичева, В.
Лушников, напротив, утверждают, что таможенная пошлина носит характер сбора на
основании наличия встречного предоставления, т.е. обладает
индивидуально-возмездным характером. В.Н.
Моисеев считает, что таможенная пошлина является условием совершения в
отношении ее плательщиков юридически значимых действий, соответственно, в
отношении таможенной пошлины следует применять правовое регулирование,
характерное для сборов.
Интерес заслуживает
позиция О.Ю. Бакаевой, выдвигающей тезис о том, что таможенная пошлина
объединяет в себе признаки налога и сбора. Со сбором, по мнению О.Ю. Бакаевой,
таможенную пошлину объединяет наличие индивидуальной возмездности, выражающейся
в удовлетворении встречного интереса плательщика пошлины; с налогом -
фискальный характер платежа. По
мнению М.Н. Сорокиной, таможенная пошлина в налоговой системе занимает особое
место, поэтому при выяснении правовой природы таможенной пошлины нужно исходить
из ее специфики, состоящей в объединении признаков как налога, так и сбора.
И.А. Цинделиани, Н.Н. Злобин считают, что таможенная пошлина не
относится к налогам и сборам, поскольку выполняет специальную функцию
регулирования внешнеэкономической деятельности.
Поддерживая точку зрения И.А. Цинделиани и Н.Н. Злобина, представляется, что
для таможенной пошлины первостепенной функцией является регулирующая функция,
фискальная функция, в свою очередь, является второстепенной. Исполнение
таможенной пошлиной функции регулирования внешнеэкономической деятельности
подтверждается тем, что если согласно ч. 2 ст. 3 НК РФ не допускается
устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в
зависимости от формы собственности, гражданства
Таможенный кодекс Российской Федерации (утв. ВС РФ
18.06.1993 № 5221-1) (в ред. от 26.06.2008 № 103 - ФЗ) // Ведомости СНД РФ и ВС
РФ. – 1993. - № 31. - Ст. 1224; Собрание законодательства Российской Федерации.
– 2008. - № 26. - Ст. 3022.
Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая
от 31.07.1998 № 146-ФЗ (в ред. от 30.03.2012 № 19 - ФЗ) // Собрание
законодательства Российской Федерации. – 1998. - № 31. - Ст. 3824; 2012. - №
14. - Ст. 1545.
Закон РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О
таможенном тарифе» (в ред. 06.12.2011 №
409-ФЗ) // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1993. - № 23 - Ст. 821; 2011. - №
50. - Ст. 7351.
|