Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск





Чт, 16.05.2024, 08:12
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
Каталог файлов


Главная » Файлы » Скачать бесплатно диплом, курсовую, реферат, отчет » Скачать диплом бесплатно [ Добавить материал ]

2154. Ресурсное обеспечение учреждений культуры и искусств на примере муниципального учреждения культуры «Месягутовская центральная межпосел
[ (82.2 Kb) ] 19.01.2021, 07:41

2154. Ресурсное обеспечение учреждений культуры и искусств на примере муниципального учреждения культуры «Месягутовская центральная межпоселенческая библиотека»

ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ    3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕСУРСООБЕСПЕЧЕНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ    7
1.1. Сущность и виды ресурсного обеспечения учреждений культуры и искусств    7
1.2. Нормативы минимального ресурсного обеспечения    16
1.3.Программа развития библиотечного дела Республики Башкортостан    27
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕСУРСНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ БИБЛИОТЕКИ С. МЕСЯГУТОВО    32
2.1. Оценка социальной среды функционирования учреждения    32
2.2. Общая характеристика деятельности библиотеки    34
2.3. Выявление проблем деятельности учреждения    43
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ РЕСУРСНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ БИБЛИОТЕКИ С. МЕСЯГУТОВО    49
3.1. Общие направления повышения ресурсной обеспеченности учреждения    49
3.2. Рекомендации по повышению ресурсной обеспеченности в библиотеке с. Месягутово    51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ    55
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ    60
ПРИЛОЖЕНИЕ    65

 
ВВЕДЕНИЕ


Актуальность исследования ресурсного обеспечения библиотек обусловлено современной проблематикой в данной среде. В библиотечной отрасли, традиционно ориентированной на государственную финансовую поддержку, существует немало проблем. Требует укрепления и модернизации материально-техническая база библиотек.
На 1 января 2009 года 7 библиотек, в том числе 5 сельских, располагаются в аварийных зданиях. 78 библиотек, в том числе 52 сельские, размещены в зданиях, требующих капитального ремонта. Необходима газификация отопления зданий 30% сельских библиотек. В настоящее время лишь 26% центральных библиотек муниципальных районов и 40% центральных библиотек городских округов имеют автотранспорт. Отсутствие транспорта не позволяет обслуживать население на селе и ведет к ухудшению качества и оперативности обслуживания читателей.
Большинство муниципальных библиотек не обеспечены современными системами пожарно-охранной сигнализации, пожаротушения, климатического контроля, располагают устаревшим оборудованием. Только 22,8% муниципальных библиотек Башкортостана имеют телефонную связь, 1% - факсимильную связь. Лишь 13,8% от общего количества библиотек имеют множительную технику.
Несмотря на ежегодное увеличение числа библиотек, имеющих персональные компьютеры (в 274 муниципальных библиотеках (15,3%) имеется 647 единиц компьютерного оборудования), темпы компьютеризации остаются крайне низкими. Только 102 библиотеки республики (5,7%) имеют доступ к ресурсам Интернета. На селе данный показатель составляет 3,8%. Это ниже среднероссийских показателей на 13 - 15%.
Не созданы условия для библиотечного обслуживания жителей с ограничениями в жизнедеятельности: отсутствуют пандусы при входе-выходе, специальные держатели, ограждения и т.д.
По сравнению с 1990 годом на 20% уменьшилось поступление новых книг. При этом ряд муниципальных библиотек по поступлению новых книг на 1000 жителей не соответствует установленным стандартам и нормативам. Процент ежегодного обновления фондов детской литературы меньше нормативов более чем в 2 раза (менее 4%). В сельских библиотеках процент обновления книжных фондов не превышает 0,5%. Серьезной проблемой является недостаточная обеспеченность базовых библиотек литературой на родных языках. Главная причина такого положения - недостаточное финансирование комплектования библиотек. В структуре расходов библиотек доля средств, выделяемых на приобретение новых книг, составляет менее 10%.
В настоящее время не отвечает современным требованиям часть зданий и помещений муниципальных библиотек. Во многих библиотеках исчерпаны объемы фондохранилищ. Так, помещения центральных библиотек муниципальных районов Альшеевский, Балтачевский и Куюргазинский районы, центральной городской библиотеки городского округа город Уфа Республики Башкортостан перегружены, в них практически нет возможности для дальнейшего размещения фондов.
Из-за критического состояния хранилищ, недостатка площадей и оборудования продолжает увеличиваться количество ветхих и поврежденных документов. В связи с этим существует угроза физического износа культурного наследия народов Республики Башкортостан, хранящегося в фондах библиотек. Объем разрушающихся фондов требует разработки и внедрения эффективных способов организации обеспечения сохранности книг, создания специализированного центра консервации документов и страхового национального фонда (копий на электронных носителях).
Сохраняется проблема дефицита библиотечных кадров. Усилились "миграционные" процессы, связанные с уходом наиболее перспективных библиотечных специалистов в другие сферы с более высокой оплатой труда. Наблюдается кадровая стагнация, вызванная ростом числа работающих пенсионеров (около 40%). Остается низким уровень квалификации библиотечных работников.
Цель исследования – анализ и разработка рекомендаций по совершенствованию ресурсного обеспечения муниципального бюджетного учреждения «Месягутовская центральная межпоселенческая библиотека».
Объект работы – муниципальное бюджетное учреждение «Месягутовская центральная межпоселенческая библиотека».
Предмет исследования – характеристика ресурсов муниципального учреждения культуры.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность и виды ресурсного обеспечения учреждений культуры и искусств;
- изучить минимальные нормативы ресурсного обеспечения учреждений культуры и искусств;
- провести анализ ресурсного обеспечения муниципального учреждения культуры «Месягутовская центральная межпоселенческая библиотека»;
- выявить основные проблемы ресурсного обеспечения муниципального учреждения культуры «Месягутовская центральная межпоселенческая библиотека»;
- сформулировать направления совершенствования ресурсного обеспечения муниципального учреждения культуры «Месягутовская центральная межпоселенческая библиотека».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части, заключения, библиографического списка.
Во введении обоснована актуальность проблемы, поставленная цель и задачи исследования, определен объект и предмет работы.
Основная часть состоит из трех глав. В первой приводятся теоретико-правовые основы ресурсного обеспечения учреждений культуры. Дано определение понятию ресурсы, ресурсное обеспечение, перечислены виды ресурсов. Представлены основные минимальные нормативные требования к ресурсному обеспечению учреждений культуры. 
Вторая глава – практическая. В ней проведен анализ ресурсного обеспечения муниципального учреждения культуры «Месягутовская центральная межпоселенческая библиотека», выявлены основные проблемы.
В третьей главе сформулированы направления совершенствования ресурсного обеспечения муниципального учреждения культуры «Месягутовская центральная межпоселенческая библиотека», а также рекомендации.
Заключение содержит основные выводы по исследованию.

 
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕСУРСООБЕСПЕЧЕНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

1.1. Сущность и виды ресурсного обеспечения учреждений культуры и искусств


Ресурсы – это средства, запасы, возможности, источники этих средств, необходимые и достаточные для достижения любых целей и осуществления любых видов деятельности [46].
Можно выделить несколько подходов к пониманию ресурсов:
1) ресурсы рассматриваются как характеристика любого объекта (человека, фирмы, территории, региона). В данном случае оценка ресурсов этого объекта является основой для дальнейшего планирования, каких-либо действий (планов, проектов) с этим объектом
2) ресурсы выступают как часть любого технологического процесса, позволяющего перейти от исходной ситуации к намеченной цели
3) ресурс рассматриваются с точки зрения современного менеджмента. Одна из функций современного менеджера – умения грамотно распоряжаться ресурсами.
Ресурсная база социально-культурной деятельности складывается из нормативного ресурса, кадрового ресурса, финансового ресурса, материально-технической базы, демографического и морально-психологического ресурсов. Все эти составляющие ресурсной базы социально-культурной деятельности имеют относительную самостоятельность; но результативность каждого напрямую зависит от реализации всех остальных. Следовательно, говорить об эффективности ресурсной базы можно лишь тогда, когда все ее составляющие действуют в системе, в комплексе, в единстве. Поэтому знание механизмов их действия и взаимодействия – главное условие профессионального подхода к использованию ресурсной базы социально-культурной деятельности.
Ресурсная база – совокупность основных компонентов необходимых для производства конкретного культурного продукта, культурных благ или услуг. А также совокупность финансовых, трудовых, энергетических, природных, материальных, информационно-творческих ресурсов [41, 151].
Ресурсная база учреждения культуры складывается из расходов на материально-техническое оснащение, обеспечение основной и хозяйственной деятельности и, разумеется, расходов на оплату труда.
В отношении структуры ресурсной базы в сфере культуры отечественные ученые высказывают различные мнения. Так, Л.И. Якобсон выделяет четыре вида ресурсов: трудовые, материальные, природные и информационные. В состав ресурсного обеспечения учреждений культуры Е.Я.Морозова и Э.Д.Тихонова включают материальные, трудовые и финансовые ресурсы. Они считают, что для социально-культурной сферы все эти составляющие являются одинаково значимыми. Несколько другая позиция у экономистов Г.П.Иванова и М.А.Шустрова. Они различают в сфере культуры не только материальные ресурсы, финансовые и трудовые, но и информационные, интеллектуальные, земельные. Пять основных видов ресурсов, составляющих базу культурной отрасли, выделяет Е.Н.Воронова: материальные, энергетические, природные, финансовые, информационно-творческие.
По мнению других экономистов – О.П. Кубышкина и В.Г.Родионова – ресурсы можно подразделить на нематериальные и материальные, которые в свою очередь формируются из ряда компонентов: нормативных, кадровых, финансовых, материально-технических и недвижимых.
На другом принципе основывает свою классификацию ресурсов сферы культуры Галуцкий Г.М., подразделяя их на две группы: ресурсы творческого производства (трудовые, материальные, энергетические, финансовые и информационные); ресурсы духовного восприятия. В части духовного восприятия ресурсами являются уровень культуры населения и функционально-свободное время. Под функционально-свободным временем понимаются не только часы досуга, но и время, когда человек, несмотря на то, что и занят каким-либо делом, способен осознанно слушать музыку, текст или видеть предлагаемые сюжеты и образы. Подразделение ресурсного потенциала культуры на ресурсы воздействия и ресурсы восприятия в наибольшей степени отражает качественную специфику социально-культурной сферы.
Все ресурсы, входящие в классический для экономики перечень, имеют применительно к специфике социально-культурной сферы целый ряд особенностей в трактовке и понимании. 
Нормативный ресурс представляет собой массив правовых и организационно-технологических документов и инструктивной информации, определяющий организационный порядок подготовки и проведения социально-культурной деятельности.
К кадровому (интеллектуальному) ресурсу относится номенклатура специалистов, а также технического и вспомогательного персонала, по своим характеристикам, прежде всего профессиональному и интеллектуальному уровню, соответствующих назначению (набору функций) организации и обеспечивающих качество производимого культурного продукта (благ и услуг). 
Численность работников культуры в последнее время подвержена определенным колебаниям, что вызывается самыми разнообразными обстоятельствами. Прежде всего, это связано с финансовыми проблемами, поскольку сфера культуры пока не является приоритетной в плане выделения бюджетных средств. Несмотря на большую социальную значимость конечных результатов труда работников культуры, уровень оплаты труда в этих организациях недостаточно высок. В связи с разработкой с 2005 года отраслевой системы оплаты труда ожидается повышение материальной заинтересованности работников сферы культуры.
Другая сторона этого вопроса – проблема квалификации работников культуры. Организационно-творческая работа в подавляющем большинстве случаев зависит от специалистов социально-культурной деятельности. Не может не тревожить некоторое снижение общего уровня квалификации работников сферы культуры за счет снижения профильных специалистов с высшим образованием, что негативно сказывается на качественном уровне проводимых культурно-массовых мероприятий. В повышении образовательного уровня работников культуры заключается один из существенных резервов в развитии культурной деятельности [22, 95].
Профессиональная подготовка работников культуры осуществляется в гуманитарных высших учебных заведениях (академии, институты культуры, факультеты ряда университетов, вузы художественного творчества: театрального и музыкального жанров, изобразительного искусства, кинематографии), а также в средне-специальных учебных заведениях (колледжи, училища). Ежегодно для сферы культуры выпускается до 60 тысяч специалистов, однако укомплектованность сферы специалистами с высшим и средним специальным образованием до сих пор не превышает 50%, причиной чего является высокая текучесть кадров, державшаяся до самого последнего времени на уровне 1/3. В этом смысле замечание Г.М. Галуцкого (высказанное еще в девяностых годах) относительно того, что большинство выпускников специальных учебных заведений, профессионально подготовленных для работы в сфере культуры, занято в других отраслях народного хозяйства, а на их месте работают менее профессиональные люди, приобретает сегодня особую актуальность.
В условиях, формирующихся в России рыночных механизмов регулирования экономикой, особую значимость для организаций социально-культурной сферы приобретают финансовые ресурсы. Финансовые ресурсы и право на их расходование позволяют данным предприятиям организовывать социально-культурную деятельность, приобретать материальные ресурсы, рассчитываться с собственными работниками и сторонними организациями по своим обязательствам. Финансовые средства некоммерческих организаций социально-культурной сферы отличаются множественностью источников формирования; их структура и границы использования зависят от целого ряда факторов. Основными источниками формирования финансовых ресурсов организаций социально-культурной сферы являются: бюджетные и иные поступления учредителей; доходы от платных форм деятельности; добровольные пожертвования, субсидии; другие доходы и поступления, в том числе доходы от предпринимательской деятельности [38, 105].
Материально-технический ресурс включает в себя специальное оборудование, имущество, инвентарь для производства и эксплуатации культурного продукта (благ и услуг) и создания соответствующей среды для обеспечения культурной, просветительской и досуговой деятельности. Составной частью материально-технического ресурса является недвижимость, необходимая для оптимального функционирования объектов социокультурного назначения. К видам недвижимости относятся: здания, помещения, специально обустроенные сооружения и территория под ними.
Однако наряду с ними социально-культурная сфера располагает десятками тысяч памятников истории, культуры и архитектуры, музейными предметами, которые являются зачастую уникальными по своей социально-культурной значимости, но в силу недостаточной научной разработки проблем ресурсного обеспечения не имеют экономической оценки. В наибольшей степени отражает эту специфику социально-культурной сферы Налоговый кодекс РФ.
В количественном и качественном отношении основные фонды в социально-культурной сфере резко преобладают над оборотными средствами или материальными ресурсами текущего потребления, которые бывают двух видов. К первому виду ресурсов текущего потребления относят топливо и горюче-смазочные материалы, необходимые для эксплуатации автопарка культурных учреждений (автоклубов, машин, доставляющих культурные услуги населению), для приведения в действие аттракционов в парках культуры и отдыха. Эта разновидность ресурсов неотделима от самой материально-вещественной сущности оказываемой услуги.
Другой вид ресурсов текущего потребления выступает в форме самостоятельных благ, сопутствующих основной услуге (питание зрителей в театральном буфете, распространение в антрактах или перед началом представлений рекламной продукции, освещающей деятельность данного культурного учреждения, прокат театральных биноклей на период спектакля и т.п.). Как основные фонды, так и материальные ресурсы текущего потребления нуждаются в постоянном воспроизводстве и эффективном использовании.
Социально-демографический ресурс обозначает совокупность физических лиц, проживающих на территории конкретного региона (города, микрорайона, поселка). Эти лица различаются по возрастным, социальным, профессиональным, этническим и другим признакам. Они представляют собой категорию либо активно задействованных участников социально-культурной деятельности (реальную аудиторию клуба, парка, музея и др.), либо на данный момент по ряду объективных причин (в том числе личного характера) не участвующих в социокультурных мероприятиях (потенциальную аудиторию).
В информационно-методическом ресурсе объединены все возможные средства и способы организационно-методического руководства, информационно-методического обеспечения, переподготовки и повышения квалификации кадров в области социально-культурной деятельности.
Производство культурного продукта, благ и услуг не может обойтись без морально-этического ресурса. Он необходим для реализации совокупности принципов, норм и требований, определяющих согласованность профессионально-нравственных позиций, норм общения и поведения участников социально-культурной деятельности, основанных на совпадении их интересов и доброй воли.
Сравнительно недавно, в связи с бурным развитием научно-технического прогресса стали выделять информационно-творческие ресурсы, которые во многом определяют специфику социально-культурной отрасли. Известно, что культурные учреждения выполняют наряду с другими задачами и информационную функцию, обеспечивают накопление, хранение и передачу научной, технической и творческой информации. Своеобразными хранилищами и передатчиками овеществленной научной информации являются, к примеру, библиотеки, музеи, методические центры. Театральные и концертные учреждения несут населению особую, эстетическую и эмоциональную информацию, воздействующую на духовный мир и психологическое состояние аудитории. И хотя информация, создаваемая на сцене в виде образов, песен, танца и т.д., может не добавить ее слушателям новых знаний об обществе, законах, протекающих в нем, темнее менее в зависимости от уровня творчества она оказывает более или менее сильное воздействие на духовное состояние человека, меняя его индивидуальный уровень культуры [12].
По мнению Е.Н.Вороновой, для оценки информационно-творческих ресурсов культуры нельзя воспользоваться опытом, который накоплен в науке и промышленности. Методы количественной и качественной оценки информационно-творческих ресурсов пока еще не выработаны. Совершенно не изучено влияние фактора времени на информационно-творческие ресурсы, циркулирующие в сфере культуры. Нет подходов к оценке изменений, которые происходят с информационным потенциалом произведения под влиянием его «износа». 
На уровне качественного подхода к оценке информационных ресурсов можно воспользоваться понятием «информационно-творческой мощности» учреждений культуры. Для библиотек информационно-творческая мощность определяется количеством книг, журналов и других единиц материальных носителей информации, их познавательной ценностью (составом авторов, новизной научной и публицистической информации и т.п.). Для театрально-зрелищных предприятий – количеством исполнителей, идейно-художественным содержанием репертуара, исполнительским мастерством и силой таланта и обаяния и пр. Для клубных учреждений информационно-творческая мощность определяется количеством работников, их профессиональной подготовленностью, работоспособностью и пр. Для музеев – количеством экспонатов, их исторической, художественной ценностью, уникальностью и т.д. Информационно-творческая мощность учреждений культуры является экономическим параметром, который оказывает большое влияние на эффективность общественного производства во всех сферах деятельности человека.
Таким образом, специфика культурной сферы с точки зрения ее экономической характеристики проявляется, прежде всего, в особенностях ее ресурсного потенциала. Среди специфических особенностей ресурсов в сфере культуры можно отметить следующие:
1. Предметом труда в сфере культуры является человек, и этот фактор оказывает решающее воздействие на структуру и характер ресурсной базы отрасли. Так с одной стороны, в социально-культурной сфере в весьма ограниченном объеме представлен такой вид ресурсов, как сырье и основные материалы (10-12% всех затрат), в то время как в промышленности на них приходится более 60%. С другой стороны, последние десятилетия характеризуют сферу культуры как сферу использования все более возрастающего объема материальных средств, необходимых как для создания результатов (продукта) непосредственно, так и используемых в процессе потребления этих результатов, что составляет неотъемлемую его часть (комфортность, использование современного оборудования в значительной степени определяют качество услуг или делают возможным оказание именно такой услуги).
2. Социально-культурную сферу характеризует сочетание высокой трудоемкости услуг с относительно малой фондо- и материалоемкостью (в 2,5 раза меньше, чем в промышленности). Результаты культурной деятельности могут существовать в самой деятельности создателя услуги, принимающей в рыночных условиях форму товара, либо в предметной форме, в создании которой затраты труда также значительны.
3. Трудовые (кадровые) ресурсы культурной отрасли отличаются более высоким уровнем профессиональной квалификации, причем по этому показателю сфера культуры намного превосходит другие отрасли хозяйственного механизма (в культуре каждый третий работник имеет высшее образование, в промышленности - каждый двенадцатый). В материальном производстве решающее значение имеет труд рабочего, в сфере культуры - труд специалиста. В половозрастном отношении, в сфере культуры налицо преобладание женщин (до 70-75%).
4. Спецификой труда в сфере культуры является и то, что особенности технологии социально-культурного обслуживания не позволяют замещать живой труд овеществленным. Поэтому среди затрат наиболее важная доля принадлежит затратам «живого труда» и средствам на его оплату. При этом характеристики результата культурной деятельности состоят: в неотделимости от создающего источника, совпадении производства и потребления, несохраняемости, а порой и неосязаемости услуги, в непостоянстве ее качества, уникальности.
5. Реализация и развитие многочисленных видов и форм культурно-досуговой деятельности возможны только в рамках досуговой культуры. Как в самостоятельной отрасли народного хозяйства, в сфере общественной организации досуга, продолжает действовать один из известных экономических законов: чем больше совокупный бюджет свободного времени, тем шире масштабы производства, обслуживающего досуг населения.

1.2. Нормативы минимального ресурсного обеспечения 


Ресурсная база социально-культурной деятельности регулируется социальными стандартами, которые устанавливаются органами государственной власти и местного самоуправления.
Реформы системы государственного управления, проводимые в Российской Федерации, привели к перераспределению расходных полномочий в сфере культуры между уровнями бюджетной системы. Их результатом явилось включение базовых общественных услуг культуры в сферу расходных полномочий региональных и муниципальных уровней управления. При этом установлена полная организационная и финансовая самостоятельность указанных органов управления, в рамках которой должны быть созданы условия для организации досуга и обеспечения населения услугами организаций культуры в объеме имеющихся бюджетных ресурсов.
Негативными последствиями данных изменений стали:
– отсутствие на региональном и муниципальном уровнях единого механизма планирования и распределения объемов финансирования учреждений культуры;
– неурегулированность вопросов ресурсного обеспечения процесса предоставления услуг культуры [48, 31].
Таким образом, для органов управления в сфере культуры регионального и муниципального уровней в настоящее время актуальна потребность в методической поддержке со стороны федеральных органов исполнительной власти по вопросам построения систем нормирования и стандартизации в сфере культуры.
В целях оказания такой поддержки Министерством культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации в 2006 году начата работа по разработке и внедрению системы стандартизации в сфере культуры (приказ Минкультуры России от 21.06.2006 № 278).
Результатом такой работы стало принятие нормативов минимального ресурсного обеспечения услуг сельских учреждений культуры (общедоступных библиотек и культурно-досуговых учреждений).
Нормативы призваны оказать необходимую методическую помощь и заложить основу единого подхода к нормированию ресурсной базы оказания услуг библиотек и клубных учреждений культуры на всей территории Российской Федерации.
Однако разработанные нормативы носят рекомендательный характер и могут рассматриваться как основа для принятия эффективных управленческих решений на федеральном, региональном и муниципальных уровнях управления, в т. ч. в сферах: 
- обеспечения государственных гарантий прав граждан на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры (ст. 44 Конституции Российской Федерации), в т. ч. обеспечение равного доступа к услугам культуры для всех граждан вне зависимости от территории проживания, состояния здоровья, уровня дохода и других факторов; 
- обеспечения проведения в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры (ст. 114 Конституции Российской Федерации);
- обеспечения доступности и качества услуг в сфере культуры;
- определения нормативов бюджетной обеспеченности учреждений культуры;
- инвестиционной поддержки и развития регионов и муниципальных образований в сфере культуры.
Приказом «Об утверждении нормативов минимального ресурсного обеспечения услуг сельских учреждений культуры (общедоступных библиотек и культурно-досуговых учреждений)» установлены обязательные виды деятельности, которые должны осуществлять библиотеки. К ним относятся:
1. Предоставление во временное пользование любого документа из библиотечных фондов.
2. Предоставление документов или их копии по межбиблиотечному абонементу из других библиотек.
3. Предоставление услуг читальных залов при библиотеке.
4. Предоставление консультационной помощи в поиске и выборе источников информации.
5. Предоставление информации о составе библиотечных фондов через систему каталогов и другие формы библиотечного информирования.
6. Предоставление информации о поступлении в фонд библиотеки интересующих их изданий и материалов.
7. Предоставление информации о возможностях удовлетворения запроса с помощью других библиотек.
8. Составление каталогов книг, периодических изданий, рукописей, записей на технических носителях информации и т. п.
9. Составление библиографических списков и справок по разовым запросам читателей.
10. Изготовление копий (с возможным увеличением или уменьшением размера копий) из книг, брошюр, газет, журналов, документов из фонда библиотеки.
11. Проведение мероприятий с целью продвижения чтения, повышения информационной культуры, организации досуга и популяризации различных областей знания.
Основными минимальными ресурсами сельских общедоступных библиотек являются:
- Материально-технические (здания, помещения, оборудование, технические средства);
-  кадровые (штатные работники сельских библиотек);
- информационные (информация о библиотеке, порядке и правилах предоставления услуг пользователям);
- библиотечные фонды;
- методические и правовые (документы, в соответствии с которыми функционирует библиотека).
Нормативами установлены конкретные требования к различным видам ресурсного обеспечения.
Требования к материально-техническим ресурсам:
- требования к размещению зданий сельских библиотек;
- требования к размерам помещений сельских библиотек;
- требования к обеспечению безопасности, соблюдению санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН, а также норм охраны труда в сельских библиотеках;
- требования к обеспеченности сельских библиотек специальным библиотечным оборудованием и техническими средствами.
 Требования к кадровым ресурсам:
- требования к укомплектованности сельских библиотек специалистами [3];
Для определения численности штатных работников сельской библиотеки должен быть использован один из следующих подходов.
Подход 1. Минимальная нормативная потребность в штатных работниках, определяемая исходя из количества населения:
– 1 специалист на 500-1000 жителей;
– дополнительно – 1 работник на 500 жителей в возрасте до 15 лет.
На малонаселенных территориях, в труднодоступных местностях, где библиотека является особо важным социокультурным объектом, эта норма может быть понижена до оптимальной для данной территории.
Подход 2. Нормативная потребность в штатных работниках, определяемая исходя из необходимости обеспечения основных библиотечных процессов, в том числе:
– комплектование и обработка документов – из расчета 0,7-1 человек на 1000 томов;
– организация фонда – из расчета 1-1,2 человек на 100 тыс. томов;
– обслуживание пользователей из расчета 3-3,5 человек на 1000 жителей;
– информационная, библиографическая деятельность – из расчета 1-1,5 человек на 1000 жителей.
Подход 3. Минимальная нормативная потребность в штатных работниках, исходя из основных показателей деятельности библиотеки (число читателей, диапазон услуг, количество структурных подразделений, филиалов и нестационарных
-  требования к квалификации и личным качествам работников сельских библиотек.
Специалисты библиотек должны иметь высшее профессиональное (библиотечное) образование, среднее специальное (библиотечное) образование или стаж работы по специальности не менее 3 лет.
Руководители и специалисты библиотеки не реже 1 раза в 5 лет должны проходить повышение квалификации по любой из установленных форм. Повышение квалификации является обязательным условием при прохождении работником аттестации на присвоение квалификационной категории.
Наряду с соответствующей квалификацией и профессионализмом сотрудники библиотеки должны обладать высокими моральными и морально-этическими качествами, чувством ответственности и руководствоваться в работе принципами гуманности, справедливости, объективности и доброжелательности.
Требования к библиотечным фондам:
-  требования к комплектованию и обновлению библиотечных фондов;
-  требования к обеспечению сохранности библиотечных фондов.

Требования к информации о сельских библиотеках:
-  требования к содержанию информации о деятельности сельских библиотек;
- требования к доступности информации о сельских библиотеках.
Требования к методическим и правовым ресурсам:
- требования к составу документов, регламентирующих деятельность сельских библиотек;
- требования к содержанию и ведению документов, регламентирующих деятельность сельских библиотек.
Требования к минимальным ресурсам сельских библиотек должны уточняться с учетом местной специфики в соответствии с перечнем факторов влияния, таких как:
– климатические условия (например, суровый климат), отнесение территории к северным и приравненным к ним районам, что влияет и на ресурсное обеспечение, и на интенсивность пользования библиотеками;
– сложность рельефа местности, отнесение территории к горным районам, где затруднено общение между частями поселения и требуются дополнительные усилия и затраты для поддержания библиотечной работы на оптимальном уровне;
– большая протяженность зоны обслуживания, связанная обычно либо с наличием в составе поселения мелких населенных пунктов, что не позволяет набрать оптимальную норму числа жителей для создания компактного по территории поселения, либо территориальной удаленностью части их от центра поселения в местах с низкой плотностью населения. Этот фактор влияет на норму книгообеспеченности, требует дополнительных затрат труда на организацию библиотечного обслуживания удаленных населенных пунктов;
– многонациональный состав обслуживаемого населения.
Наличие последнего фактора требует повышения книгообеспеченности и уменьшения нагрузки на одного работника сельской библиотеки.
Состав факторов и размеры поправочных коэффициентов утверждаются каждые пять лет после проведения исследований, уточняющих условия организации сети и функционирования библиотек в регионе (табл. 1).
Таблица 1 – Состав факторов и размеры поправочных коэффициентов
Фактор Влияния    Значения уточняющих коэффициентов к разновидностям норм
    Население на библиотеку    Книжный фонд    Новые поступления    Помещение    Персонал    Нагрузка
Суровый климат    –    –    –    –    1,2    0,9
Сложность рельефа местности    0,5-0,8    1,2    1,2    1,2    1,2    0,9
Большая протяженность зоны обслуживания (радиус зоны обслуживания более 6 км или наличие в районе более 3 населенных пунктов)    0,5-0,7    1,1-1,2    1,1-1,2    1,2    1,2    0,9
Многонациональное население    –    1,2    1,2    1,2    1,2    0,8

Кроме приказа Министерства культуры РФ в Республике Башкортостан разработаны свои базовые нормы ресурсного обеспечения деятельности муниципальных библиотек, которые приняты Распоряжением Правительства Республики Башкортостан 29.12.2007 г. № 1551-р.
Базовые нормы ресурсного обеспечения деятельности муниципальных библиотек Республики Башкортостан (далее – норматив) устанавливают требования и минимально необходимые параметры, обеспечивающие функционирование библиотек муниципальных образований Республики Башкортостан.
В соответствии с данным документом объем фонда межпоселенческой (районной) библиотеки, центральной городской библиотеки для обслуживания жителей территории муниципального района (городского округа) определяется из расчета 2,5 - 3 документа на одного жителя муниципального района (городского округа).
Межпоселенческая (районная) библиотека, центральная городская библиотека является получателем обязательного местного экземпляра документов, издаваемых на территории муниципального района (городского округа).
Объем фонда библиотеки сельского поселения определяется из расчета 4 - 7 книг и других документов на одного жителя.
Объем фонда библиотеки городского поселения определяется из расчета 2 - 4 книг и других документов на одного жителя.
 Базовая обеспеченность межпоселенческой (районной) библиотеки, центральной библиотеки городского округа периодическими изданиями должна составлять не менее 150 названий изданий.
Объем фонда периодических изданий библиотеки сельского (городского) поселения определяется из расчета:
в населенном пункте с числом жителей до 1000 человек - не менее 20 названий изданий;
в населенном пункте с числом жителей свыше 1000 человек - не менее 50 названий изданий.
Объем ежегодного пополнения фонда библиотеки определяется из расчета на 1000 жителей и составляет:
в муниципальном образовании с числом населения до 25 тыс. человек - не менее 250 печатных, аудио-, видео-, электронных изданий;
в муниципальном образовании с числом населения от 25 тыс. человек до 50 тыс. человек - не менее 220 печатных, аудио-, видео-, электронных изданий;
в муниципальном образовании с числом населения свыше 50 тыс. человек - не менее 200 печатных, аудио-, видео-, электронных изданий.
Объем пополнения фондов детской и юношеской библиотек определяется из расчета 250 печатных, аудио-, видео-, электронных изданий на число населения детского и юношеского возраста.
 При открытии новой библиотеки объем книжного фонда определяется из расчета:
в муниципальном образовании с числом населения до 1 тыс. человек - не менее 4 книг на 1 человека;
в муниципальном образовании с числом населения более 1 тыс. человек - не менее 5 книг на 1 человека;
в муниципальном образовании с числом населения от 25 тыс. человек до 50 тыс. человек - 225 книг на 1000 человек;
в муниципальном образовании с числом населения более 50 тыс. человек - 200 книг на 1000 человек.
Для межпоселенческой (районной) библиотеки объем пополнения книжного фонда и объем книжного фонда при открытии библиотеки рассчитывается исходя из количества населения в муниципальном районе.
 Структура фонда каждой библиотеки должна соответствовать следующим требованиям:
не менее 10% фонда должны составлять справочные издания;
не менее 30% фонда - документы для жителей в возрасте до 15 лет.
Фонд документов библиотеки для обслуживания детей должен включать обучающие и развивающие игры, программы и т.д.
 В межпоселенческой (районной) библиотеке, центральной городской библиотеке, осуществляющих информационно-библиотечное обслуживание этнических групп населения, компактно проживающих на территории муниципального образования, не менее 10 процентов фонда должно быть представлено документами на национальных языках этнических групп.
Ежегодное поступление документов в фонды библиотек на национальных языках этнических групп определяется из расчета:
в муниципальном образовании с числом населения этнических групп до 2000 человек - 1 книга на 25 человек;
в муниципальном образовании с числом населения этнических групп свыше 2000 человек - 1 книга на 50 человек.
Срок хранения документов в фонде зависит от востребованности, экземплярности, степени износа, устарелости содержания документа.
Документы, имеющие непреходящее значение для данной местности, должны храниться постоянно.

Категория: Скачать диплом бесплатно | Добавил: Демьян
Просмотров: 138 | Загрузок: 42 | Рейтинг: 0.0/0 |

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу