Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск





Чт, 16.05.2024, 22:14
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
Каталог файлов


Главная » Файлы » Скачать бесплатно диплом, курсовую, реферат, отчет » Скачать диплом бесплатно [ Добавить материал ]

2172. Процесс прохождения государственной гражданской службы
[ (63.6 Kb) ] 19.01.2021, 13:16

Оглавление

Введение    3
1. Правовые основы прохождения государственной службы РФ    6
1.1. Понятие и признаки государственной службы РФ    6
1.2. Система государственной службы РФ    13
1.3. Правовые институты государственной службы    19
2. Общая характеристика прохождения государственной гражданской службы    24
2.1. Процесс прохождения государственной гражданской службы    24
2.2. Стадии прохождения государственной гражданской службы    30
2.3. Процедура прохождения конкурса замещения должности государственной гражданской службы    44
3. Характеристика отдельных элементов процесса прохождения государственной гражданской службы    53
3.1. Право поступления на гражданскую службу    53
3.2. Служебный контракт; порядок и основания заключения и прекращения служебного контракта    63
3.3. Аттестация государственных гражданских служащих    84
Заключение    96
Список источников и литературы    99


 
Введение

Актуальность темы исследования заключается в том, что процесс построения правового демократического государства в Российской Федерации предполагает наличие действенной системы управления. Эффективность системы государственной службы лежит в основе эффективности государства. Результативность функционирования государственной власти определяется организацией государственного аппарата, а также качеством составляющих его управленческих кадров. Государственная гражданская служба Российской Федерации призвана обеспечить стабильное государственное управление. Главной задачей государственной службы сегодня и в будущем должно быть улучшение государственного управления общественными процессами, а все преобразования государственной службы должны проводиться с точки зрения их влияния на государственное управление.
Новые подходы в организации государственной службы были установлены Федеральным законом от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», который определил виды государственной службы и установил ряд основополагающих принципов их правового регулирования. Принят и действует Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». 
Актуализация института государственной гражданской службы в системе государственного управления предопределяется ее ролью в обеспечении жизненно важных интересов граждан, общества, государства. В условиях, когда происходит замена одних политических институтов на другие, государственная служба становится инструментом стабилизации ситуации и управления обществом. Экономически эффективная, дееспособная и результативная государственная служба необходима для поступательного развития и реализации основных приоритетов Российской Федерации в области построения правового демократического государства. Как социально-политический институт государственная служба выступает в роли «балансира» против тенденций, дестабилизирующих общество, для чего она должна иметь нормативно-правовой иммунитет от политических крайностей и пристрастий. 
Перед Российской Федерацией стоит задача создать эффективную, продвигающую сотрудников по их заслугам и ориентированную на обслуживание населения государственную службу, стойкую к коррупции, основанную на принципах прозрачности, открытости и обеспечивающую четкую внешнюю подотчетность институтам гражданского общества. 
В современных условиях законодательство о государственной гражданской службе можно определить как систему, находящуюся в стадии формирования и развития, идет поиск наиболее рациональных форм взаимодействия различных государственных органов, формируется новая модель государственно-служебных отношений, что и предопределило выбор темы настоящей работы. 
Объект исследования – общественные отношения, возникающие в результате прохождения государственной гражданской службы. 
Предметом исследования являются нормы права, регулирующие различные аспекты государственной гражданской службы, а также теоретические основы развития правового и организационного обеспечения государственной гражданской службы Российской Федерации.
Целью настоящей работы является исследование правовых основ прохождения государственной службы.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- Проанализировать понятие и признаки государственной службы РФ;
- Исследовать систему государственной службы РФ;
- Раскрыть правовые институты государственной службы;
- Рассмотреть процесс прохождения государственной гражданской службы; 
- Показать стадии прохождения государственной гражданской службы;
- Охарактеризовать понятие и классификацию государственных гражданских служащих; 
- Раскрыть право поступления на гражданскую службу;
- Исследовать служебный контракт; порядок и основания заключения и прекращения служебного контракта; 
- Показать должностной регламент, аттестацию государственных гражданских служащих. 
Методологической основой исследования явились – диалектический метод познания, системный и целевой подходы к изучаемой проблеме, формально-правовой анализ связанных с предметом исследования законодательных и иных нормативных правовых актов, а также судебной практики, системно-правовой и сравнительно-правовой анализ, позволяющие видеть исследуемое правовое поле в его единстве и целостности, взаимосвязь специального и общего законодательства. 
Теоретическую базу исследования составили труды ведущих отечественных ученых по проблемам развития институтов гражданского общества, их специфики и роли в политических процессах, документы и нормативные правовые акты, регулирующие государственную службу.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, девяти параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.
 
1. Правовые основы прохождения государственной службы РФ
1.1. Понятие и признаки государственной службы РФ

Непременным атрибутом формирования новой российской государственности является становление и развитие института государственной службы, занимающего приоритетное место в реализации задач и функций государственной власти. Данный институт присутствует во всех ветвях и на всех уровнях власти: в аппаратах органов представительной и судебной власти, в органах исполнительной власти, в том числе военных и правоохранительных, реализующих от имени государства специальные цели и задачи с применением военной силы и мер государственного принуждения.
В современной России формирование института государственной службы началась с принятия Указа Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2267 "Об утверждении Положения о федеральной государственной службе" . Спустя два года вступил в силу Федеральный закон от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации"  (утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" ), законодательно оформивший данный институт.
При всей многочисленности нормативных правовых актов, регулировавших вопросы государственной службы в 1990-е гг., законодательство имело значительные пробелы. Подавляющее большинство источников служебного права составляли акты Президента РФ, а также Федеральный закон "Об основах государственной службы Российской Федерации". При этом Закон, призванный создать стабильную правовую основу для развития и укрепления государственной службы, своей задачи не выполнил, он не устранил такие угрожающие явления, как неконтролируемый рост управленческого персонала; расцвет бюрократизма, заглушающего рост новых экономических отношений и искажающего социальную политику государства; включение части чиновничества на разных уровнях управления в политическую борьбу, что приводило к саботажу государственных решений; коррупцию, проникшую в государственный и муниципальный аппарат; опасно низкий уровень исполнительной дисциплины; рассогласованность в работе министерств, ведомств, других государственных органов.
В первые годы XXI в. потенциал начального периода становления современной государственной службы в России себя исчерпал. Наступил второй этап. В ходе административной реформы были разработаны и вступили в действие меры по реформированию самой государственной службы. 19 ноября 2002 г. был издан Указ Президента РФ N 1336 "О Федеральной программе "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 - 2005 годы)". Следующим шагом в этом направлении стало принятие Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации" (далее - Закон), которым был радикальным образом изменен сам принцип формирования и развития государственной службы. Если прежде служебное право формировалось в основном на базе трудового законодательства, то с принятием комментируемого Закона оно в подавляющем большинстве случаев было заменено публичным административно-правовым регулированием.
Стабильность и динамизм развития современной России все в большей степени начинают зависеть от эффективности систем управления и состояния государственной службы. Наряду с деятельностным подходом к определению понятия "государственная служба", когда оно трактуется как государственная служба РФ - профессиональная служебная деятельность граждан России по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов РФ; органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ , - нередко используется институциональный подход к государственной службе, рассматривающий ее в качестве социального института или системы социальных институтов.
Так, с точки зрения Н.М. Казанцева, государственная служба как социальный институт "представляет собой организованную группу лиц, осуществляющих свою деятельность в иерархической, самовоспроизводящейся системе специализированных на выполнении социально значимой функции (управления) материальных учреждений - государственных органов с едиными процедурами взаимодействия внутри себя и вовне, общим статусом лиц, исполняющих задачи государственных органов, направления деятельности которой определяются функциями государства" .
Государственная служба представляет собой комплексное явление, имеет различные аспекты (политический, организационный, экономический, нормативный, кадровый, аналитический, социальный, психологический и др.) и потому является объектом изучения многих отраслей науки. Исследование проблем, возникающих в сфере государственной службы, представляет сегодня как научный, так и практический интерес.
Ученые отмечают ограниченность теоретического, нормативного и практического материала по проблемам государственной службы. К сожалению, практика идет впереди теории. Правовое регулирование государственной службы сегодня является не итогом размышлений и дискуссий, а предпосылкой для них. 
Необходимо подчеркнуть, что в качестве социального института государственная служба опосредует отношения между гражданским обществом и государством, представляет собой орган взаимодействия государственного аппарата и общественных структур, государственного служащего и гражданина.
Институт государственной службы, во-первых, призван обслуживать государство, обеспечивать исполнение полномочий его органов, проводить в жизнь законы, принятые парламентом, и политику, провозглашенную исполнительной властью, а во-вторых, обслуживать общество, вносить порядок и рациональную организацию в социальное пространство, обеспечивать права и свободы человека, повышать качество жизни населения. Например, Г.В. Атаманчук полагает, что государственная служба как институт состоит из "двух системно организованных частей:
а) норм, правил, стандартов, процедур, структур и других элементов, диктующих порядок осуществления государственной власти, а также требований, предъявляемых к тем, кто непосредственно участвует во властеотношениях, государственном управлении общественными процессами (правовая составляющая);
б) граждан, профессионально подготовленных и постоянно участвующих в исполнении компетенции различных государственных органов (социальная составляющая)" .
Государственная служба как система социальных институтов включает организационно-управленческий, социально-экономический, социально-правовой, государственных социальных услуг, информационно-коммуникативный, интеллектуально-духовный институты . В качестве системы социальных институтов государственная служба взаимодействует с важнейшими институтами общества и во многом воспринимает их влияние через уточнение целей и задач, а также условий своей деятельности.
Государственная служба тесно связана со следующими институтами:
1) институтом права, поскольку сама существует в правовом качестве и подвергается довольно жесткой правовой регламентации, что придает государственной службе черты социально-правового института;
2) экономическими институтами, так как она призвана обеспечивать проведение государственной политики в экономической области, осуществлять поддержку реального сектора экономики, гарантировать соблюдение экономических прав и свобод, регулировать рыночные отношения и т.п., что наделяет государственную службу статусом социально-экономического института;
3) институтами гражданского общества, ибо она является опосредующим звеном в системе взаимодействия государства и гражданского общества, выступая в этом случае, как было отмечено выше, в качестве социального института, с одной стороны, реализуя функции государственного регулирования общественных процессов, в том числе и деятельности институтов гражданского общества, а с другой - подвергаясь социальному (общественному) контролю;
4) институтами, относящимися к социальной сфере общества, так как регулирование широкого круга социальных проблем, касающихся вопросов социальной защиты населения, здравоохранения, образования, социального обеспечения, создания современной социальной инфраструктуры и т.д., находится в непосредственном ведении государственной службы по их ведомственной принадлежности; в связи с этим государственная служба выступает в качестве института государственных социальных услуг;
5) институтами культурно-духовной сферы общества, поскольку сама государственная служба воспринимает существующие в обществе системы ценностей и моральных норм, а ее особое место в системе отношений "общество - государство" предполагает культивирование в среде государственных служащих высоких этических качеств, способных служить социальными ориентирами в обществе, что придает государственной службе черты социально-культурного института .
Специалисты неоднократно отмечали, что первым зримым воплощением нового облика государственной службы Российской Федерации стал Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", который должен сформироваться в ближайшие годы на основе принципа карьерной или контрактной государственной службы.
Он во многом противоположен менеджеральному принципу, на котором в основном развивалась государственная служба в предыдущие годы. Да и сама прежняя государственная служба, которая, по сути, являлась гражданской, освободилась от несвойственных ей наслоений, перестала существовать как нечто противостоящее службе в других государственных органах и, наконец, влилась в формирующуюся единую систему государственной службы Российской Федерации как один из ее основных компонентов наравне с военной и еще не обретшей законодательную основу правоохранительной службой.
В результате этих реформаторских преобразований должно быть достигнуто принципиально другое качество российского государственного аппарата, который должен быть избавлен от накопившихся за предыдущие годы негативных тенденций, зараженности коррупцией, приобрести мобильность, четкость и отлаженность современного государственного механизма .
Таким образом, деятельностный подходом к определению понятия "государственная служба" трактует государственную службу РФ – как профессиональную служебную деятельность граждан России по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов РФ; органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.
Институциональный подход к государственной службе, рассматривает ее в качестве социального института или системы социальных институтов. Государственная служба как социальный институт представляет собой организованную группу лиц, осуществляющих свою деятельность в иерархической, самовоспроизводящейся системе специализированных на выполнении социально значимой функции (управления) материальных учреждений - государственных органов с едиными процедурами взаимодействия внутри себя и вовне, общим статусом лиц, исполняющих задачи государственных органов, направления деятельности которой определяются функциями государства.
Государственная служба представляет собой комплексное явление, имеет различные аспекты (политический, организационный, экономический, нормативный, кадровый, аналитический, социальный, психологический и др.) и потому является объектом изучения многих отраслей науки. Необходимо подчеркнуть, что в качестве социального института государственная служба опосредует отношения между гражданским обществом и государством, представляет собой орган взаимодействия государственного аппарата и общественных структур, государственного служащего и гражданина.
 
1.2. Система государственной службы РФ 

Государственная служба - комплексный правовой и социальный институт, функционирующий посредством осуществления определенными гражданами (госслужащими) профессиональной деятельности по реализации компетенций (полномочий) госорганов и государственных должностей. В Федеральном законе "О системе государственной службы Российской Федерации" дано следующее определение понятия "государственная служба" (ст. 1). Это - "профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:
- Российской Федерации;
- федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;
- субъектов Российской Федерации;
- органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;
- лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;
- лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации". 
Система государственной службы включает в себя виды и уровни государственной службы. К видам госслужбы отнесены:
1) государственная гражданская служба; 
2) военная служба; 
3) правоохранительная служба. 
При этом если государственная гражданская служба подразделяется на два уровня - федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ, то военная и правоохранительная службы являются видами лишь федеральной государственной службы. Иными словами, субъекты РФ (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа) вправе создавать лишь государственную гражданскую службу.
Федеральная государственная служба представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, полномочий федеральных органов государственного управления, а также лиц, замещающих госдолжности Российской Федерации.
Государственная гражданская служба есть вид государственной службы, профессиональная служебная деятельность граждан на должностях гражданской госслужбы, обеспечивающих исполнение полномочий федеральных госорганов, госорганов субъектов Федерации, а также лиц, замещающих госдолжности РФ и субъектов Федерации.
Федеральная государственная гражданская служба представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях федеральной гражданской госслужбы по обеспечению исполнения полномочий федеральных госорганов и лиц, замещающих госдолжности Российской Федерации.
Государственная гражданская служба субъекта РФ есть профессиональная служебная деятельность граждан на должностях гражданской госслужбы субъекта РФ по обеспечению исполнения полномочий субъекта РФ, а также полномочий госорганов субъекта РФ и лиц, замещающих госдолжности субъекта РФ.
Правовое регулирование, организация и функционирование федеральной гражданской госслужбы находятся в ведении Российской Федерации. Правовое регулирование гражданской госслужбы субъекта РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ, а ее организация и функционирование - в ведении субъекта РФ.
Система госслужбы РФ включает в себя три вида. 27 мая 2003 г. Законом "О системе государственной службы Российской Федерации" к гражданской государственной службе добавились военная и правоохранительная государственные службы. Их определение как вида федеральной государственной службы начинается с момента вступления в силу, соответственно, федерального закона о внесении соответствующих изменений и дополнений в федеральные законы, регулирующие вопросы прохождения военной службы, и федерального закона о правоохранительной службе.
Военная служба представляет собой вид федеральной госслужбы, профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства.
Закон о системе государственной службы предусматривает службу в Вооруженных Силах РФ иностранных граждан, их поступление на военную службу и ее прохождение по контракту.
Правоохранительная служба представляет собой вид федеральной госслужбы, профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в госорганах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.
Закон "О системе государственной службы Российской Федерации" допускает возможность создания, кроме трех вышеуказанных видов госслужбы, "других видов федеральной государственной службы" путем внесения в него "изменений и дополнений".
Между видами государственной службы организуется взаимосвязь. Она обеспечивается на основе единства системы госслужбы РФ и принципов ее построения и функционирования. Эти принципы носят конституционно-правовой характер, обеспечивающий их обязательность и соблюдение в процессе правового регулирования всех видов госслужбы.
К принципам построения и функционирования госслужбы РФ относятся:
- федерализм, обеспечивающий единство системы госслужбы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами госвласти и органами госвласти субъектов РФ;
- законность;
- приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;
- равный доступ граждан к государственной службе (в развитие ст. 32 Конституции РФ);
- единство правовых и организационных основ госслужбы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации госслужбы;
- взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;
- открытость госслужбы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности госслужащих;
- профессионализм и компетентность госслужащих;
- защита госслужащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как госорганов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.
Также взаимосвязь между видами государственной службы обеспечивается посредством:
- соотносительности основных условий прохождения службы и размеров оплаты труда, основных государственных социальных гарантий. Прохождение госслужбы любого вида предусматривает: назначение на должность госслужбы; исполнение служебных обязанностей; конкурсное замещение вакантной должности или включение в кадровый резерв; служебный и профессиональный рост; оценку соответствия госслужащего предъявляемым квалификационным требованиям (аттестация, квалификационный экзамен); освобождение от должности госслужбы; увольнение с госслужбы. С госслужащими всех видов госслужбы заключается служебный контракт (а не трудовой договор);
- установления ограничений и обязательств при прохождении госслужбы РФ различных видов. Так, госслужащий любого вида госслужбы не может ее продолжать в случаях: наличия непогашенной судимости; гражданства другого государства (если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации); назначения или избрания на государственную должность и др. Обязательства госслужащего о соблюдении ограничений включаются в должностной регламент и служебный контракт госслужащего;
- учета стажа госслужбы РФ иных видов при исчислении стажа. Законодательством о госслужбе предусматривается возможность перехода госслужащих с госслужбы одного вида на госслужбу другого вида с включением в стаж периодов замещения должностей других видов госслужбы. В общую продолжительность (стаж) госслужбы для установления ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за выслугу лет, определение продолжительности ежемесячного оплачиваемого отпуска за выслугу лет включаются периоды замещения должностей гражданской службы, воинских должностей и должностей правоохранительной службы;
- соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших госслужбу РФ. 
Муниципальная служба не входит в систему государственной службы в силу того, что согласно ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и, соответственно, не находятся в отношениях подчиненности к ним. Однако и государственная, и муниципальная службы относятся к институтам публичной власти, к институтам публичного права. Их создание и основные функции определены актами органов государственной власти (федеральных и субъектов РФ). Наконец, как государственная, так и муниципальная службы предназначены действовать в рамках общегосударственной политики и ее основных направлений (социальной, экономической, культурной и т.д.). Поэтому новым законодательством о госслужбе (Законом "О системе государственной службы Российской Федерации" и Законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации") определяется взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы.
Взаимосвязь государственной гражданской службы и муниципальной службы обеспечивается посредством:
- единства основных квалификационных требований к должностям гражданской службы и должностям муниципальной службы;
- единства ограничений и обязательств при прохождении гражданской службы и муниципальной службы;
- единства требований к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации гражданских и муниципальных служащих;
- учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы и стажа гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы;
- соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских и муниципальных служащих;
- соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших гражданскую службу, и граждан, проходивших муниципальную службу, и их семей в случае потери кормильца.

 
1.3. Правовые институты государственной службы 

В соответствии со своим предназначением государственная служба представляет собой и процессуальное явление, определяющее порядок исполнения функций государственной власти в управлении общественными процессами. Служба функционирует тогда, когда государственная власть реально служит обществу, удовлетворяет те или иные нужды гражданина. Тем самым государственная служба принадлежит к публично-правовой сфере, регулирующей общественную и государственную жизнь граждан. Она как публичный социально-правовой институт должна органично включать в себя единство двух групп, состоящих из следующих элементов:
- системы правовых, организационных и процессуальных институтов (форм, методов, принципов и т.д.), определяющих соответствующий порядок формирования и реализации целей и функций государства, а также применения государственной власти;
- совокупности граждан, профессионально подготовленных и квалифицированно задействованных в государственном аппарате.
Первая группа элементов отвечает на вопрос: что и как должно делаться по осуществлению компетенции государственных органов, вторая - кто это делает? Такое единство придает государственной службе параметры социально-правового института, что позволяет ей занимать отдельное самостоятельное место среди других государственных, правовых и общественных образований и объединений. В этой связи государственная служба как социально-правовой государственный институт представляет определенный интерес и для экономических наук. С ее помощью осуществляется государственное регулирование большей части социально-экономических процессов. В частности, путем эффективного и целевого использования выделяемых государством на эти цели бюджетных средств. Функционирование государственной службы требует значительных финансовых затрат, поэтому размер их во многом зависит от социально-экономического статуса государственных служащих. В современном российском обществе этот статус сравнивается со статусом низкооплачиваемых категорий населения. В западноевропейских странах он соответствует статусному положению бизнесменов, менеджеров и управленцев в сфере экономики.
В то же время следует учитывать и то, что на протяжении последних десяти лет при непрерывных преобразованиях государственной службы основное внимание исследователями в этой области обращалось на социально-экономические вопросы, а не на статусные, которые в основном только и характеризовали общественную миссию административного персонала службы. В связи с этим в основе практического подхода к государственной службе "мыслится управленческая отдача от административного персонала, как в целом, так и персонально от каждого. А ориентиром, по которому отдача могла измеряться, должен быть уровень и прирост валового национального продукта на душу населения" . В этих условиях управленческая отдача произрастает не от зарплаты (дохода) служащих, а от знаний и умелого их использования. Это прямой путь к рациональности и повышенной эффективности функционирования государственного аппарата и государственного управления.
Современное становление государственной службы видится в том, чтобы превратить государственный аппарат в полноценную действующую структуру, в которой должны быть сосредоточены и активно развиваться элитные интеллектуальные и нравственные силы граждан России. В общекультурных, профессиональных и личностных качествах каждого служащего государственной службы следует прежде всего искать талант, совесть и преданность стране. На сегодняшний день сложилась весьма благоприятная обстановка для того, чтобы в кадровом корпусе государственных служащих совершить определенный психологический перелом по отношению к службе. Тем более что во всем государственном, видимо, завершилась длившаяся годами внутриполитическая борьба, вечное противостояние правых и левых, радикалов и умеренных, идеалистов и прагматиков. 
Представляется, что для каждого гражданского государственного служащего основными ценностями в службе должны являться целостность и безопасность страны, демократия и право, свобода и полноценное развитие общества. Следование этим ценностям необходимо положить в основу модели административно-правового управления гражданским персоналом государственной службы. Служба необходима стране не ради создания еще одного государственного института, а для современной коренной модернизации функционирующего сегодня государственного аппарата, кардинального обновления его кадрового корпуса и как определенный источник для дальнейшего демократического развития российского гражданского общества и отдельного в нем гражданина. Не случайно в Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ в 2001 г., в качестве основополагающих принципов функционирования государственной службы были определены такие направления деятельности, как служение интересам гражданского общества и государства, обеспечение приоритета прав и свобод человека и гражданина, открытость и подконтрольность гражданскому обществу, этичность поведения государственного служащего. Решение поставленных задач Президентом РФ по повышению эффективности уровня управления с учетом оценки деятельности отдельных государственных органов и их руководителей видится комплексным и требует определенных усилий не только от тех лиц, кто непосредственно задействован в государственной службе. Определяющее место здесь должно принадлежать политической системе российского общества, которая призвана воспитать, обучить и на конкурсной основе допустить к гражданской службе граждан с высокими личностными, духовными и профессионально-административными качествами. В этой связи исключительную роль здесь должна сыграть общеобразовательная система, в которой необходимо сформировать основополагающее понимание значения современного государственного управления не только для страны в целом, но и для каждого гражданина в отдельности.
Становление, укрепление и дальнейшее развитие государственной службы в Российской Федерации видится во взаимосвязи с модернизацией всего государственного аппарата, усилением его интеллектуального потенциала и развития оптимального управленческого уровня. Включая скорейшую разработку и принятие федеральными органами исполнительной власти соответствующей нормативной правовой документации, с целью эффективной реализации основных положений Закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Это в значительной мере позволит повысить социально-правовой статус гражданских служащих, поднять их авторитет в государственной жизни страны и гражданском обществе и как следствие - более эффективно решать поставленные государством сегодняшние задачи.
Современный правовой институт государственной службы - это система правовых норм, которые регулируют отношения, складывающиеся в процессе организации самой системы государственной службы, статуса государственных служащих, гарантий и процедуры его реализации, а также механизма прохождения государственной службы. 
Таким образом, правовому регулированию подлежат три большие сферы в системе государственно-служебных отношений: 
1) формирование системы государственной службы; 
2) создание статуса государственного служащего, гарантий его осуществления; 
3) механизм прохождения государственной службы.
Институт государственной службы состоит из первичных исходных единичных юридических положений - правовых норм, устанавливающих многочисленные и разнообразные по характеру и значимости государственно-служебные отношения. Соединяясь между собой, государственно-служебные нормы образуют институт государственной службы. Нормативные положения, применяемые в сфере государственной службы, могут существовать и функционировать только во внутренне согласованном, скоординированном, связанном в единое целое виде.
Все правовые средства, используемые в сфере государственной службы, образующие комплексный, в большей мере административно-правовой, режим, объединены едиными регулятивными началами, все они функционируют в особой, характерной именно для этого правового режима среде. В юридическом режиме в системе государственной службы выделяются особые средства и приемы регулирования, существует специфика регулятивных свойств государственной службы. Вместе с тем в институте государственной службы обнаруживаются особенности принципов, общие положения, которые пронизывают содержание государственной службы. Особенностями государственной службы как правового института являются специфические средства и приемы регулирования: подчиненность, подотчетность и подконтрольность, доверие государства, верность служащих и т. д. Институт государственной службы включает в себя правовые нормы, которые устанавливают: формирование государственно-служебного правоотношения; должности, которые занимают служащие, осуществляющие от имени государства (а также от имени органов местного самоуправления) его функции; принципы службы; правовой статус служащего; прохождение службы.

 
2. Общая характеристика прохождения государственной гражданской службы 
2.1. Процесс прохождения государственной гражданской службы 

Прохождение государственной службы включает в себя назначение на должность, исполнение должностных (служебных) обязанностей, конкурсное замещение вакантной должности либо включение в кадровый резерв, должностной (служебный) и профессиональный рост, обновление или ротацию кадров, оценку соответствия государственного служащего замещаемой должности или уровня его квалификации (аттестацию или квалификационный экзамен), иные обстоятельства прохождения государственной службы, а также освобождение от должности, увольнение с государственной службы .
Как указывают В.А. Козбаненко и И.Н. Барциц, статус гражданских служащих отличен от статуса иных категорий государственных служащих, который заключается в порядке прохождения службы (перемещение по службе военнослужащего может осуществляться без его согласия) .
Особенность военной службы состоит в том, что в ней, в отличие от иных видов государственной службы, правовое регулирование перемещений по службе осуществляется на других принципах.
В настоящее время в соответствии со ст. 28 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" перевод гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, установленных указанным Федеральным законом, в том же государственном органе, либо перевод гражданского служащего на иную должность гражданской службы в другом государственном органе, либо перевод гражданского служащего в другую местность  вместе с государственным органом допускается с письменного согласия гражданского служащего.
Перевод на иную должность гражданской службы в том же государственном органе возможен по различным обстоятельствам. При этом инициатива в переводе может исходить как от представителя нанимателя, так и от самого гражданского служащего, а также от медицинских органов (например, в связи с состоянием здоровья гражданского служащего).
Гражданскому служащему, который по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением не может исполнять должностные обязанности по замещаемой должности гражданской службы, предоставляется соответствующая его квалификации и не противопоказанная по состоянию здоровья иная должность гражданской службы .
В случае отказа гражданского служащего от перевода на иную должность гражданской службы либо отсутствия такой должности в том же государственном органе служебный контракт прекращается, гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. 
Таким образом, можно сделать вывод, что перевод гражданского служащего по службе возможен:
1) на иную должность в том же государственном органе;
2) на другую должность в ином государственном органе;
3) в другую местность вместе с государственным органом.
При этом законодательством предусмотрено обязательное согласие на перевод.
Однако указанным Федеральным законом установлено, что не является переводом на иную должность гражданской службы и не требует согласия гражданского служащего перемещение его на иную должность гражданской службы без изменения должностных обязанностей, установленных служебным контрактом и должностным регламентом (ч. 3 ст. 28).
Одним из важных и наиболее обсуждаемых антикоррупционных механизмов Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон о противодействии коррупции) стала установленная его ст. 8 обязанность государственных и муниципальных служащих представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Указанная обязанность существовала для государственных гражданских и муниципальных служащих и ранее, однако касалась она только сведений об имуществе самих служащих. Новый Закон о противодействии коррупции внес здесь следующие новеллы:
- установил обязанность предоставления сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера не только самого служащего, но и его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
- распространил эту обязанность на все виды государственной службы;
- определил, что указанная обязанность возникает не у всех государственных и муниципальных служащих, а только у замещающих должности, входящие в специальный перечень.
Введение рассматриваемой обязанности вызвало достаточно активную дискуссию, которая началась еще при рассмотрении проекта закона в Государственной Думе. Дело в том, что, по мнению многих депутатов, перечень лиц, связанных с государственным служащим отношениями близкого родства или свойства, сведения об имуществе которых становятся обязанными предоставлять государственные и муниципальные служащие, следовало бы расширить .
В этой связи председатель Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству В.Н. Плигин отметил, что "ставить неопределенное количество людей - а это много миллионов людей - в ситуацию, когда они должны будут постоянно обращаться к неопределенному кругу лиц - братьям и сестрам супругов, - это достаточно серьезное неоправданное ограничение для субъектов целиком" . В то же время он подчеркнул, что в отношении некоторых других субъектов антикоррупционного законодательства, например судей, указанный перечень может быть расширен.
Такая позиция, на наш взгляд, не может не вызывать удивления. Еще раз отметим, что в настоящее время применительно к государственным служащим речь идет об установлении указанной обязанности в отношении не всех из них, а только ограниченного круга лиц. Поэтому по меньшей мере достаточно странным выглядит указание на "миллионы людей". Сложно спорить с тем, что расширение круга лиц, в отношении которых государственный или муниципальный служащий обязан предоставлять сведения о доходах, способно создать трудности как ему и его родственникам (свойственникам), так и соответствующим службам, которые будут получать и обрабатывать эту информацию. Однако в существующей редакции рассматриваемая обязанность вообще мало способна выполнять задачи, на решение которых она направлена, так как в большинстве случаев имущество можно передать детям (совершеннолетним), братьям, сестрам, родителям и так далее. Так зачем вводить норму, которая не способна ограничить коррупционные проявления, но при этом требует для своей реализации определенных финансовых и организационных усилий?
Представляется, что законодательство о государственной службе должно более дифференцированно подходить к вопросу осуществления контроля за д

Категория: Скачать диплом бесплатно | Добавил: Демьян
Просмотров: 129 | Загрузок: 51 | Рейтинг: 0.0/0 |

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу