Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск





Чт, 16.05.2024, 08:40
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
Каталог файлов


Главная » Файлы » Скачать бесплатно диплом, курсовую, реферат, отчет » Скачать диплом бесплатно [ Добавить материал ]

2175. КЛАСТЕРНАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
[ (290.2 Kb) ] 19.01.2021, 13:20

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ    12
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КЛАСТЕРНАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ    14
1.1. Кластеры как форма развития экономики региона    14
1.2. Содержание  и инструменты  реализации  региональной  кластерной стратегии    23
1.3. Методика анализа региональной кластерной стратегии    32
2. АНАЛИЗ КЛАСТЕРНОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ    38
2.1 Анализ экономического развития Челябинской области    38
2.2 Оценка кластерной стратегии Челябинской области    50
3. РЕАЛИЗАЦИЯ КЛАСТЕРНОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ    62
3.1. Кластерная политика как основа развития экономики региона    62
3.2. Обоснование адаптации кластеров в экономике Челябинской области    68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ    83
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК    85
ПРИЛОЖЕНИЕ     90


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Тема кластеров в настоящее время находится в центре внимания руководителей органов государственной власти, аналитиков, и всех, кто всерьез интересуется проблемами региональных экономик и государственного управления. С одной стороны построение кластеров является центральным пунктом реализации проектной установки управления страной, введённой бывшим Президентом РФ В.В.Путиным в его идее национальных проектов, которая реализуется в данный момент его преемником нынешним Президентом РФ Д.А.Медведевым. С другой стороны, многие регионы начинают осознавать все преимущества кластерного подхода. В результате формирование и развитие кластеров из общей политики страны становится частью стратегии регионов. 
Кластерный подход способен коренным образом изменить содержание региональной политики. В этом случае усилия администрации должны быть направлены не на поддержку отдельных предприятий и отраслей, а на развитие взаимоотношений: между поставщиками и потребителями, между конечными потребителями и производителями, между самими производителями и правительственными институтами и т. д.
Поэтому выбранная тема дипломной работы является актуальной на сегодняшний день. 
Различные аспекты этой проблемы изучены в работах российских ученых-экономистов: Аньшина В.М., Бланка И.А., Валинуровой Л.С., Егорова А.Ю., Идрисова А.Б., Кирина А.В., Ковалева В.В., Крейниной М.Н., Коссова А.В., Лившица В.Н., Липсица И.В., Лукасевич И.Я., Мартынова А.С., Ройзмана И., Серова В.М., Четыркина Е.М., Шахназарова А.Г., Шеремета А.Д. и других.
Отдельные вопросы управления инвестиционной привлекательностью раскрыты в работах зарубежных ученых: Ансоффа И., Бирмана Г., Бейли Д., Беренса В., Бромвича М., Гордона М., Кульмана А., Майо И., Рейлли К., Холта Р., Хавранека П., Фабоцци Ф., Шарпа Ф., Шмидта С.


Объект дипломного проекта – выступают территориальные социально экономические подсистемы Челябинской области.
Предмет дипломного проекта – является методика формирования стратегий регионального развития экономики.
Цель дипломного проекта – анализ кластерной стратегии развития экономики региона на примере Челябинской области.
Задачи дипломного проекта:
1) дать определение кластера и его роли в развитии экономики региона;
2) рассмотреть содержание и инструменты реализации региональной кластерной стратегии;
3) разработать методику анализа региональной кластерной стратегии;
4) провести анализ кластерной стратегии развития Челябинской области;
5) разработать рекомендации по адаптации кластеров в экономике Челябинской области.
Теоретическая значимость дипломного проекта заключается в разработке методики выделения опорных кластеров в анализе динамики экономического развития региона, которая может быть адаптирована к любому субъекту Российской Федерации.
Практическая значимость дипломного проекта состоит в разработке основных элементов кластерной стратегии развития экономики Челябинской области, которые приняты к использованию при составлении Стратегии развития экономики Челябинской области, что подтверждено документально.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КЛАСТЕРНАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

1.1. Кластеры как форма развития экономики региона

Исторический опыт свидетельствует, что государство как собственник экономически неэффективно. Его регулирующее воздействие на экономику должно быть по преимуществу косвенным. Однако участие власти в определении стратегических планов развития территорий необходимо, потому что рынок далеко не всегда способен обеспечить эффективное распределение ресурсов, в первую очередь, из-за высокой степени неопределенности при удлинении горизонта инвестирования.
Кластеры являются организационной формой консолидации усилий заинтересованных сторон, направленные на достижение конкурентных преимуществ в условиях глобализации экономики. Главное, на что нацелены кластеры – это возможность для бизнеса и для региона развиваться не по инерции. Для бизнеса кластер – это реальная возможность обеспечить себе конкурентоспособность в будущем, то есть, создавать долгосрочную стратегию развития предприятий на 5 – 10 лет и более. Кластеры состоят из предприятий, специализированных в определенном секторе экономики и локализованных географически. В экономической системе кластерное объединение выполняет следующую задачу: сильные предприятия подтягивают за собой мелкие. Ключ к успеху кластера – цивилизованная конкуренция, равнение на лидеров, получение поддержки от лидеров, от административного ресурса региона. В период постиндустриальной экономики кластеры – группы предприятий, в том числе средних и малых, находящихся на одной территории. Кластеры выступают основой эффективного экономического развития территории регионов и способствуют эффективности развития государства в целом.

Различаются три основных вида кластеров: 
- кластеры с регионально ограниченной формой экономической деятельности внутри родственных секторов, обычно привязанные к тем или иным научным учреждениям (НИИ, университетам и т. д.); 
- кластеры с вертикальными производственными связями в узких сферах деятельности, образованные вокруг головных фирм или сети основных предприятий, охватывающих процессы производства, поставки и сбыта; 
- отраслевые кластеры в различных видах производства с высоким уровнем агрегации (например, «химический кластер») или на еще более высоком уровне агрегации (например, «аэрокосмический кластер»).
Региональный кластер – это совокупность хозяйствующих субъектов, расположенных на одной территории и формирующих основу местной среды за счет производства конечной продукции, знаний и технологий. Такие кластеры обычно объединяют не только крупные, но и малые, а также средние предприятия. Основу их успеха составляет синергетический эффект географической близости друг к другу и потребителям. Участниками такого кластера являются: 
–    фирмы, которые специализируются на профильной, как правило, конкурентоспособной, деятельности; 
–    фирмы-поставщики сырья, материалов, товаров или услуг для профильных предприятий; 
–    предприятия, которые обеспечивают доступ к объектам транспортной, энергетической, информационной, инженерной и иной инфраструктуры; 
–    некоммерческие и общественные организации, объединения предпринимателей, торгово-промышленные палаты; 
–    научно-исследовательские и образовательные организации; 
–    организации инновационной инфраструктуры и инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства (бизнес – инкубаторы, особые экономические зоны, технопарки, венчурные фонды, центры трансфера знаний и др.).
Анализ российского и особенно зарубежного опыта указывает на положительное воздействие кластеров на экономику региона, что предопределяет возникновение так называемой кластерной инициативы. Под этой инициативой понимаются скоординированные действия, направленные на повышение конкурентоспособности и рост регионального кластера с вовлечением в него все большего числа участников. Инициативы состоят из последовательности проектных этапов, начиная с инициирования, разработки стратегии и плана действий по развитию кластера и заканчивая формированием специализированной ассоциации участников кластера, реализацией программы развития и оценкой ее эффективности. Кластерные инициативы представляют собой новый, проектно ориентированный подход для стимулирования развития кластеров и являются специфическим инструментом кластерной политики не только на региональном, но и на федеральном уровне.
Однако существует ряд смежных понятий, достаточно схожих с определением кластера. Рассмотрим некоторые из них.
Территориально-производственный комплекс – группа территориально сконцентрированных предприятий, технологически связанных процессом переработки сырья и энергии. В отличие от кластера предприятий, в ТПК обязательна технологическая связь между предприятиями и обязательна вертикальная интеграция предприятий от добычи сырья до его полной переработки.
Промышленная площадка, промышленный узел, промышленный район – комплекс объектов недвижимости и инфраструктуры, предоставляющий условия для эффективной работы ряда небольших и средних производств и управляемый единым оператором. Предусматривается наличие инфраструктурного, кооперационного и агломерационного эффектов для предприятий-резидентов. Инфраструктурный эффект связан со снижением издержек на создание и эксплуатацию обслуживающей инфраструктуры, кооперационный эффект связан с возможностью снижения транспортных и технологических издержек для предприятий, близко расположенных в пределах данных территорий, агломерационный эффект связан с экономией издержек на масштабах выпуска.
Особая экономическая зона – определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. ОЭЗ дополняют эффекты промышленных площадок, узлов и районов особыми институциональными условиями функционирования (снижение налоговых, таможенных, административных и иных издержек).
Технопарк и технополис – промышленная площадка и промышленный узел, концентрирующие предприятия высоких технологий вокруг университетского и исследовательского центров. Характеризуются наличием жестких требований к инновационному характеру деятельности предприятий–резидентов, а также предоставлением специализированных услуг, обеспечивающих поддержку развития малых инновационных предприятий и содействующих эффективному трансферу технологий. В пределах технопарков и технополисов могут формироваться локальные высокотехнологичные кластеры.
Даже после определения смежных понятий остаются не ясными границы, по которым следует отличать кластеры от смежных понятий. Целесообразным будет использовать предложенный И.В. Пи¬липенко подход для упорядочивания данных форм организации производства. В качестве первого критерия классификации был использован такой критерий, как самостоятельность возникновения данных форм организации производства. В соот¬ветствии с данным критерием можно выделить структуры – самостоятельно образующиеся в регионе за счет пространственного проявления рыночных сил, и создаваемые искусственно с помощью реализации на практике органами федеральной, региональной власти или местного самоуправления теоретико-прикладных исследований.
В качестве второго параметра был использован превалирующий размер компаний в производственной системе: сочетание малых и средних предприятий, предприятий всех размеров, средних и крупных и исключительно крупных предприятий. В результате совмещения двух параметров получается наглядная классификация различных форм территориальной организации производства, где различия между ними становятся очевидными (табл. 1).


Таблица 1 – Классификация форм пространственной организации производства
    Малые и средние предприятия    Малые, средние 
и крупные предприятия    Средние и крупные предприятия    Крупные предприятия
Структуры, образующиеся самостоятельно    – промышленные районы
– локальные и региональные кластеры (например, итальянские промышленные округа)    –промышленные районные с «ядром»-крупным предприятием и мелкими и средними поставщиками и субконтрактниками вокруг него
– промышленные районы с «ядром» – государственным предприятием и независимыми поставщиками и субконтрактниками вокруг него    – группы крупных и средних технологически не связанных предприятий, являющихся заводами иностранных ТНК    – агломерации вертикально-интегрированных предприятий
– кластеры в старопромышленных районах
Создаваемые искусственно органами власти    – технопарки
– научные парки
– бизнес-инкубаторы
–Инновационно-технологические центры    – технополисы    – территориально-производственные комплексы    –территориально-производственные комплексы

Исходя из данной классификации, можно однозначно утверждать, что кластеры являются структурами, формирующимися самостоятельно, а не искусственно органами власти. В случае принудительного формирования кластеров в экономике региона возникают прообразы территориально-производственных комплексов. Следующий вывод заключается в определении размеров предприятий, являющихся участниками кластеров.
По мнению автора, в данном случае возможны два полярных случая. Первый случай характерен для европейских кластеров: кластер представляет собой группу экономически взаимодействующих малых и средних предприятий со слабо выраженным единым центром, и конкурирующих между собой. Это региональный кластер, т.е. пространственная агломерация подобной и связанной экономической деятельности, формирующая основу местной среды, способствующая переливам знания и стимулирующая различные формы обучения и адаптации. Такие кластеры обычно состоят из малых и средних предприятий, и центральный элемент их успеха сосредоточен в силах социального капитала и географической близости. Другая их особенность состоит в том, что фирмы менее взаимосвязаны, чем в промышленных кластерах.
На практике, современные региональные кластерные системы в российском варианте представляют собой совокупность функционально и экономически взаимосвязанных предприятий на территории региона, выстроенных в единую цепочку производства. Причем данные предприятия, как правило, являются градообразующими или выполняют «структурно-осевую» роль в экономике региона. Характер развития территориально-отраслевых комплексов в России обоснован интеграцией интересов отраслевых структур и основных субъектов регионального социально-экономического развития. Главным критерием формирования кластерных комплексов на уровне региона является наличие многоуровневой системы взаимных интересов между предприятиями – участниками подобных структур и основными факторами территорий присутствия этих предприятий. При этом под факторами автор понимает наиболее значимые группы влияния территорий присутствия, в том числе региональные и муниципальные органы власти и население.
Если говорить о промышленном кластере, то его следует отличать от агломераций вертикально интегрированных предприятий. Хотя характер происхождения, правовая база и характер участников в данных структурах одинаков, однако данные структуры разнятся по другим критериям, представленным в таблице 2.
Таблица 2 - Сравнительный анализ вертикально-интегрированных структур и кластеров
Параметры для сравнения    Вертикально-интегрированные структуры    Кластеры
Характер производства    Жесткая специализация    Инновационный подход, гибкая специализация
Структура производства    Централизации в рамках производственной цепочки    Координация и согласование автономных предприятий
Характер конкуренции    Внутри структуры отсутствует, есть на внешнем рынке    Ограниченно присутствует внутри структуры, есть на внешнем рынке
Характер рынка труда    Низкая мобильность рынка труда    Высокая мобильность рынка труда
Оценка эффективности
    По показателям отраслям    По показателям эффективности развития территории присутствия
Наличие государственного регулирования    Есть    Есть, но в меньшей степени

Как видно из таблицы 2, наиболее значимым отличием кластеров от вертикально-интегрированных структур является инновационный характер и гибкость специализации. Действительно, все кластеры обладают в той или иной степени инновативностью. Однако для промышленных кластеров, в отличие от региональных, это более характерно, поскольку сфера специализации первых связана с наукоемким производством. 
В экономической литературе специально выделяют такой тип кластеров, как инновационный. Существуют различные трактовки его специфики. Наиболее альтернативным является утверждение о том, что в составе подобного кластера находятся только научно-исследовательские центры, бизнес-инкубаторы, технопарки и иные научно-исследовательские структуры. Однако, по мнению автора, под инновационным кластером следует понимать более традиционный тип кластеров – промышленные, но имеющие специализации в наукоемких отраслях кластеры. Данная специализация с необходимостью определяет наличие в составе кластера помимо промышленных предприятий и финансовых учреждений центров обучения и инноваций, позволяющих использовать преимущества внутрифирменной иерархии и рыночного механизма, что дает возможность более быстро и эффективно распределять новые знания, научные открытия и изобретения.
Отличие инновационного кластера от других форм экономических объединений заключается в том, что компании кластера не идут на полное слияние, а создают механизм взаимодействия, позволяющий им сохранить статус юридического лица и при этом сотрудничать с другими предприятиями, образующими кластер и за его пределами. В кластерах формируется сложная комбинация конкуренции и кооперации, особенно в инновационных процессах.
В экономике старопромышленного региона роль кластеров чрезвычайно важна, поскольку промышленная структура подобных районов, как правило, характеризуется развитием отдельных предприятий, оставшихся от территориально-производственных комплексов. Поскольку данные предприятия изначально представляли собой крупные самообслуживающиеся искусственно-создаваемые центры, то со временем они превращались в градообразующие центры. Причем экономика городов вокруг подобных центров характеризовалась четко выраженной моноспециализацией, основная доля населения (около 80 %) была трудоустроена на этих предприятиях. Соответственно именно в старопромышленных регионах накоплен наибольший потенциал кластеризации, создана инфраструктура и имеется значительный опыт функционирования в рамках интегрированных структур в прошлом (в составе ТПК). Промышленные моногорода в старопромышленных регионах, следовательно, всегда являются важным элементом территориальных производственных систем. В совокупности территориальных связей, объединяющих промышленные предприятия, ключевую роль играют связи производственно-технологические и административно-орга¬низационные. Создание инновационного кластера в промышленной структуре подобного района позволит наилучшим образом реализовать интересы различных факторов социально-экономического развития региона, а также эффективно выстроить и реализовать стратегию долгосрочного развития региона.
Региональное экономическое развитие на базе создания и стимулирования кластеров предполагает инициативу и активность бизнеса, а также совместных усилий бизнеса, исполнительной и законодательной власти. Роль, которую играют бизнес и власть при создании и развитии отраслевых кластеров различна, но взаимодополняющая. Один из способов развития кластеров – экономические и социальные программы региональной администрации.
Стратегия развития региона может быть намечена и реализована только в условиях согласованных интересов и действий власти и бизнеса. Кластер предоставляет дополнительные возможности обеим сторонам. На схеме (рис. 1) условно представлены этапы стратегического планирования в рамках кластера. Анализ параметров внутреннего состояния кластера и его окружения позволяет выделить внутренние и внешние угрозы развитию. С их учетом можно провести оценку конкурентного преимущества кластера в выбранной системе показателей.
 

Рисунок 1 – Стратегия кластера
Для детальной оценки текущего состояния кластера могут быть использованы индикативные подходы, ориентированные на основные направления стратегии развития. Переход кластера на новый более высокий уровень конкурентоспособности обеспечивается за счет реализации комплекса инвестиционных проектов. В реальных условиях, когда далеко не все внутренние и внешние факторы известны, целесообразно выбрать наилучший в определенном смысле сценарий развития бизнеса и территории.
Кластер позволяет сфокусировать проблемы и сильные стороны сектора экономики. Организация, которая представляет кластер, в которую могут входить представители органов власти, располагает разнообразной и концентрированной информацией о деятельности предприятий, о состоянии сектора экономики, о рынке трудовых ресурсов. Это существенно уменьшает объем аналитической работы, которую выполняют органы власти, и повышает достоверность информации.
Участие властных структур в работе координационных органов кластера предоставляет власти возможность непосредственно влиять на принятие организационных и экономических решений в кластере, выступая при этом не в роли внешней принуждающей силы, а в качестве равноправного партнера.
С помощью кластеров власть может лучше понимать рыночные тенденции, сочетая оценки изнутри кластера (как участник кластера) и понимание внешних макроэкономических факторов, политических тенденций и реалий.
Кластерный подход предоставляет власти инструментарий эффективного взаимодействия с бизнесом, более глубокого понимания его характерных показателей и тактических задач, дает возможность целенаправленного, реального и мотивированного стратегического планирования ресурсов региона, развития территорий.
Если целью кластера является приобретение глобальной репутации, привлечение специализированных ресурсов и выход на мировой рынок, то ему необходимо привлечь внимание финансовых организаций. Успех кластеров укрепляет и развивает экономическую ситуацию в регионе, содействует экономическому росту региона, поэтому кластеры имеют политическую значимость для властей, в первую очередь, в связи с выполнением социальных обязательств перед обществом и созданием благоприятных возможностей для экономического и социального развития.

1.2. Содержание и инструменты реализации региональной кластерной стратегии

Кластерная стратегия в настоящее время во всем мире считается самым востребованным инструментов государственной политики повышения конкурентоспособности.
Кластерная стратегия - мероприятия, проводимые муниципальными и государственными органами власти по созданию и поддержке развития кластеров на определенных территориях. Включает в себя меры нормативного правового обеспечения, инвестиционные, финансово-бюджетные механизмы, информационную поддержку.
Целями кластерной стратегии является повышение конкурентоспособности и инновационного потенциала предприятий и отдельных отраслей, развитие малого и среднего бизнеса и содействие диверсификации национальной экономики через стимулирование и развитие региональных отраслевых кластеров.
Профильную структуру региона формируют его базовые отрасли и предприятия, продукция которых экспортируется за пределы региона, и обеспечивают поступление в регион первичного дохода. Поэтому региональные власти в наибольшей мере заинтересованы в повышении конкурентоспособности и ускоренном развитии базовых отраслей. Местные отрасли обслуживают преимущественно потребности локального местного рынка, они реализуют функции перераспределения и умножения первичного дохода. Следовательно, они также влияют на социальные показатели региона и должны быть в сфере интересов региональных властей.
Подробнее выделим понятие кластерная политика. 
Кластерная политика концентрируется на решении острых проблем экономики. Во-первых, при проведении кластерной политики во главу угла ставится развитие и поддержание конкуренции как движущей силы повышения конкурентоспособности компаний. Во-вторых, кластерная политика уделяет ключевое внимание микроэкономике - анализу местных рынков и компаний на базе создаваемых факторов производства через углубление кооперации между предприятиями для повышения производительности труда. В-третьих, проведение кластерной политики базируется на организации взаимодействия между органами государственной власти и местного самоуправления, бизнесом и научно-образовательными учреждениями для координации усилий по повышению инновационности производства и сферы услуг. В-четвертых, реализация кластерной политики направлена на стимулирование развития и повышение инновационного потенциала в первую очередь малого и среднего бизнеса, который в российской экономике развит пока слабо по сравнению с развитыми и развивающимися странами.
Существует ряд групп факторов, влияющих на результативность кластерной политики. К ним относятся:
1.    Факторы окружения: стратегические факторы (развитые социальный капитал, государственные и рыночные институты, стабильная правовая политика; влиятельность местных органов власти); кластерные «силы» (присутствие экономически устойчивых кластеров в регионе; наличие тесных взаимосвязей между компаниями); микроэкономическая бизнес-среда (присутствие развитого научного сообщества, высокий уровень доверия между компаниями и т.д.);
2. Факторы цели (основными целями являются инновации и но-вые технологии; привлечение новых фирм в регион; частные инфраструктурные проекты и др.);
3. Факторы процесса (обладание глубокими знаниями о кластере; наличие личной сети тесных контактов; наличие четких количественных целей; достаточный бюджет для осуществления проекта; взаимный обмен опытом с другими кластерами той же сферы деятельности, но в других регионах и т.д.).
Любая политика, направленная на создание кластеров, начинается с определения уже существующих в регионе предпосылок их образования.
Должен присутствовать более или менее выраженный кризис экономики (сектора экономики), который объективно подталкивает власть и бизнес к необходимости и срочности преобразований. Одним из проявлений кризиса могут быть достаточно высокие требования потребителей, которые производители не могут удовлетворить в полной мере.
В качестве главных предпосылок для возникновения (формирования, инкубации) кластера являются следующие:
1.    со стороны бизнеса:
- наличие ключевых собственников и предприятий, которые хотя бы потенциально заинтересованы в сотрудничестве в рамках кластера;
- кооперационные и иные связи между предприятиями имеют определенные традиции, отработаны механизмы взаимодействия, достаточно высок уровень взаимного доверия;
- инновационный уровень многих предприятий и организаций потенциального кластера достаточно высок;
- экспортная составляющая в продукции кластера позволяет говорить о его конкурентоспособности;
- уровень притязаний ключевых собственников высок; очевидно желание дальнейшего инновационного развития;
- ведущие менеджеры предприятий готовы к деятельности в условиях растущего сотрудничества и конкуренции в интересах активного развития бизнеса и территории.
2.    со стороны власти и бизнес-окружения:
- органы власти заинтересованы в кластерном варианте развития экономики региона, развития кооперации и сотрудничества;
- органы власти имеют опыт успешного взаимодействия с бизнесом, в том числе, в том секторе экономики, в котором предполагается инкубация кластера;
- нормативно-правовая база в последние годы совершенствовалась усилиями властных структур региона, что положительно оценивается руководителями частного сектора и способствует деловому доверию;
- сложилась (создана) инфраструктура поддержки бизнеса, накоплен опыт участия в реинжиниринге предприятий, оказании консалтинговых услуг; 
- руководители региона готовы к диалогу с бизнесом на условиях партнерства;
- система профессионального образования обладает необходимыми кадрами и опытом подготовки кадров для соответствующих секторов экономики;
3.    со стороны общественности:
- кризис осознан общественностью (партии, научные организации, учреждения профессионального образования), формулируется необходимость, желание и готовность деятельности для выхода из кризиса;
- определились лидеры, предлагающие идеи и документы, намечающие пути преодоления кризиса;
- известны эксперты, готовые и способные к развитию диалога власти и бизнеса в целях преодоления кризиса и повышения конкурентоспособности кластера;
- имеется положительный опыт работы с бизнесом и властью в условиях роста сотрудничества и конкуренции.
Перечисленные факторы носят преимущественно объективный характер. Однако следует учитывать и существенную роль субъективных факторов. В первую очередь, в каждой из сфер - власть, бизнес, общественность - должны быть лидеры, которые хотят и могут воспринимать и реализовывать методологию кластера: сотрудничество ради повышения глобальной конкурентоспособности кластера в условиях роста конкуренции внутри кластера.
Таким образом, основные аспекты и мероприятия региональной экономической политики, основанные на кластерном подходе, могут быть следующими:
−    изучение механизма взаимодействия бизнеса внутри промышленных кластеров. Кластеры выявляются не по их основным элементам (компаниям, рабочей силе, отраслям их составляющих), а по характеру связей между компаниями кластера;
−    поддержка кластеров, доминирующих на рынке, имеющих стратегическое значение или обладающих потенциалом роста; 
−    улучшение системы услуг технической поддержки;
−    инвестиции в социальную инфраструктуру и социальный капитал;
−    стимулирование процесса обмена идеями и знаниями в рамках кластера;
−    привлечение компаний, которые заполняют пустые ниши в развитии кластера;
−    организация и развитие ассоциаций компаний;
−    поддержка процесса формирования новых предпринимателей из числа бывших наемных служащих и рабочих.
При реализации кластерной политики разграничение полномочий должно быть сделано по географическому масштабу соответствующей формы организации производства:
−    внепространственные кластеры - федеральные органы государственной власти;
−    территориально-производственные комплексы - федеральные органы государственной власти (разработка стратегии развития ТПК и софинансирование проектов) и региональные органы государственной власти (разработка и сопровождение конкретных проектов, софинансирования);
−    пространственные кластеры - региональные органы власти и органы местного самоуправления;
−    кластерные инициативы - органы местного самоуправления.
За мероприятиями по активации и развитию кластера в литературе устойчиво закрепилось название кластерных инициатив.
Классическим определением кластерной инициативы является следующее: «Кластерные инициативы – это скоординированные усилия государственных органов, бизнеса и научного сообщества по  и развитию кластеров в регионе»
Кластерные инициативы состоят из последовательности проектных этапов, начиная с инициирования проекта, разработки стратегии и плана действий по развитию кластера и заканчивая формированием специализированной ассоциации участников кластера и реализацией программы развития и оценкой ее эффективности.  
Кластерные инициативы представляют собой новый проектно ориентированный подход для стимулирования кластеров и являются специфическим инструментом кластерной политики на федеральном и региональном уровнях.  
В кластерной стратегии прописаны мотивы, цели, задачи и направления политики развития кластеров. В целях обеспечения реализации концепции кластерной политики должен быть разработан план действий на ближайшую перспективу по реализации ее положений.
Для целей поддержки развития отдельных кластерных инициатив в кластерной стратегии должна быть предусмотрена возможность применения существующих инструментов и мероприятий экономической политики. В этой связи можно выделить 5 ключевых направлений их применения:
Развитие инновационного потенциала, предусматривающее осуществление финансовой поддержки НИОКР, создание научных и технологических парков, центров трансферта технологий, инновационных баз данных, содействие в коммерциализации НИОКР.
Развитие человеческого капитала, предусматривающее мероприятия по повышению качества образования по профилю кластера, программы повышения квалификации, стимулирование притока специалистов из других регионов и из-за рубежа.
Поддержка бизнес-инициатив, предусматривающая создание бизнес-инкубаторов по профилю кластера, венчурных фондов, содействие доступу к кредитным ресурсам, предоставление в лизинг оборудования на льготных условиях, определенные налоговые преференции, предоставление льгот по использованию государственного имущества, упрощение процедур регистрации компаний, снижение административных барьеров.
Поддержка экспансии продукции кластера на международных рынках, включающая программы поддержки экспорта, сертификации продукции по международным стандартам, содействие в проведении маркетинговых исследований, поддержка участия (или организация) в соответствующих выставках и ярмарках.
Развитие инфраструктуры кластера, предусматривающее финансирование проектов по развитию транспортной и инженерной инфраструктуры, связи и телекоммуникаций. С точки зрения ресурсного обеспечения реализации кластерной политики могут быть использованы механизмы финансирования мероприятий за счет бюджетных средств.
В качестве поддержки кластерных инициатив должно быть предусмотрено выделение на конкурсной основе специальных грантов органам власти, а также отраслевым ассоциациям. 
Выделение грантов должно осуществляться при условии софинансирования со стороны региональных/муниципальных администраций, а также со стороны компаний – действующих или потенциальных участников кластера. Доля софинансирования должна зависеть от уровня социально-экономического развития региона. Часть финансовых средств будет запланирована на поддержку деятельности специализированной ассоциации, объединяющей участников кластера и выступающей в качестве координатора при реализации стратегии и программы развития кластера.
Кластерный подход, первоначально используемый в исследованиях проблем конкурентоспособности, должен использоваться при решении все более широкого круга задач, в частности:
−    при анализе конкурентоспособности региона, отрасли;
−    как основа региональной промышленной политики;
−    при разработке программ регионального развития;
−    как основа стимулирования инновационной деятельности;
−    как основа взаимодействия большого и малого бизнеса.
Модель взаимодействия представлена на рисунке 2.
 

Рисунок 2 - Модель интеграции интересов власти и бизнеса в рамках кластеров

Таким образом, интеграция, как и реализация функций, соответственно и вклад и синергетический эффект от деятельности предприятий кластера осуществляется, в первую очередь, на уровне муниципалитетов – территорий присутствия предприятий. Поэтому наиболее значимыми являются следующие подэтапы алгоритма кластерообразования в регионе:
– анализ потенциала будущего кластера
– построение организационно-экономического механизма взаимодействия предприятий в рамках кластера
– оценка социально-экономической эффективности кластера.
Данные подэтапы осуществляются через призму городского развития и стратегии региона. Взаимосвязь между программными документами и проектом создания кластера будет являться залогом эффективности кластерообразования в регионе.
Ожидаемые результаты кластерных проектов могут различаться в зависимости от интересов участников проекта – органов власти, предприятий и существующей специфики развиваемого кластера. 
К оцениваемым показателям эффективности кластерного проекта могут быть отнесены:
−    улучшение основных показателей производственно-хозяйственной деятельности (объем реализации, рентабельность, фондоотдача и др.) у основных предприятий - участников кластера);
−    увеличение объема налоговых поступлений;
−    увеличение объема привлекаемых инвестиций, в том числе зарубежных;
−    увеличение количества предприятий и организаций, участвующих в кластере;
−    увеличение доли малых и средних предприятий, участвующих в кластере;
−    увеличение доли интеллектуального продукта в продукции кластера;
−    увеличение количества квалифицированных рабочих мест;
Резюмируя разговор о кластерной стратегии, следует отметить, мероприятия, соответствующие сценарию создания кластера предприятий в регионе, должны состоять из пяти основных стадий: 
−    агитация и мотивация потенциальных участников;
−    разработка общей стратегии;
−    разработка пилотных проектов;
−    разработка стратегических проектов;
−    стадия саморегуляции.

1.3. Методика анализа региональной кластерной стратегии

Основные проблемы, связанные с оценкой результативности экономической политики (соответствуют этапам оценки), можно обозначить следующим образом (табл. 3): 
Таблица 3 – Проблемы оценки кластерной политики
Этапы политики    Проблемы этапа
Цели политики    Определение кластеров, где необходимо оценивать воздействие политики; определение поведения, которое следует измерять.
Продукты политики    Измерение деятельности кластеров по образованию сети: связывание изменений в поведении кластера с изменениями в результатах работы участников и кластера в целом
Результаты политики (микро)    Установление, что изменения в работе кластера, вызванные данной политикой, оказали положительное влияние на кластер и территориальную экономику в целом
Результаты политики (макро)    Влияние работы кластера на экономическое развитие региона Сопоставление результатов работы различных кластеров 
Формирование основы для сравнения деятельности кластеров и принятия решения о рентабельности той или иной формы поддержки 

Необходимо разрабатывать особые методы оценки для каждого вида конкурентных преимуществ, будь то (назовем три основных источника преимуществ) особый уровень квалификации, технологическая инфраструктура, необходимая для инновационной способности кластера или система бизнес-поддержки, позволяющая новым фирмам присоединиться к кластеру.
Примеры различных вариантов оценки этих преимуществ приведены ниже в табл. 4. 
Таблица 4 – Примеры оценки конкурентных преимуществ в рамках кластера
Конкурентное преимущество    Способ измерения
Уровень 
квалификации    - Исследования уровня квалификации в рамках кластера
- Учет потребности в навыках и умениях
- Исследования возможностей местных структур по удовлетворению потребностей в навыках и умениях
Технологическое
развитие    - Международная репутация специализированных исследований в рамках кластера
- Степень, в которой предприятия, входящие в кластер, могут проводить научные исследования
- Коммерциализация научных исследований в университетах
Система поддержки 
создания новых фирм    - Исследования по измерению доступности венчурного капитала для образования новых фирм
- Исследование по оценке доступности (стоимости) производственных фондов 
- Обзор институциональной поддержки (или поддержки в рамках экономической политики) кластерного развития и отношения к бизнесу

В системе оценки следует также дать решение проблемы определения того, какие именно эффекты будут измеряться для данного кластера. Во многих видах кластерной политики сделан упор на темпы роста, но этим не исчерпываются основные характеристики кластерного развития. Успешные кластеры являются не только конкурентоспособными (главным образом, хотя это и не обязательно, на международном уровне), но и устойчивыми. Устойчивость достаточно сложна для оценки в краткосрочном периоде, в течение которого и производится оценка экономической политики (хотя вопрос о том, насколько продолжительным будет действие тех или иных проектов, поддерживаемых в р

Категория: Скачать диплом бесплатно | Добавил: Демьян
Просмотров: 146 | Загрузок: 52 | Рейтинг: 0.0/0 |

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу