Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск





Чт, 16.05.2024, 12:03
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
Каталог файлов


Главная » Файлы » Скачать бесплатно диплом, курсовую, реферат, отчет » Скачать диплом бесплатно [ Добавить материал ]

2176. Индивидуальное воспитание детей дошкольного возраста с участием гувернера
[ (297.4 Kb) ] 19.01.2021, 13:21

Содержание
Введение    3
Глава I Теоретические аспекты индивидуального воспитания    8
1.1 Теоретический анализ проблемы исследования    8
1.2 Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста.    26
1.3 Условия индивидуального воспитания детей дошкольного возраста с участием гувернера    34
Вывод по главе І    44
Глава II Экспериментальная работа по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста с участием гувернера    46
2.1 Изучение уровня нравственного воспитания детей дошкольного возраста    46
2.2 Реализация педагогических условий нравственного воспитания детей дошкольного возраста с участием гувернера    56
2.3 Анализ результатов экспериментальной работы    65
Выводы по главе II    68
Заключение    71
Библиографический список    75
Приложение    81

 
Введение
В современной России, переживающей кризисные явления в политической, экономической и общественной областях жизни, а также среди значительной части воспитанников дошкольных учреждений обостряются межличностные конфликты, проявляются бездуховность, жестокость, отсутствие доброты, человечности, чуткости в отношениях, наблюдается асоциальное поведение, связанное с недостаточным развитием нравственной культуры. На протяжении многих лет наблюдалось отчуждение человека от подлинной культуры, национальных корней, традиции и ценностей. 
Ослабление внимания государства к вопросам нравственного воспитания приводит к изменению психологии детей. Социологические исследования подтверждают ориентацию большинства детей на материальные блага, не на духовные ценности. Источник возникновения этих тенденций следует искать не только в специфике социально-экономического устройства, но и в недостатках нравственного воспитания детей, в слабом формировании ценностных ориентаций в образовательном процессе. 
В настоящее время происходит изменение образовательных парадигм, что отражено в нормативных документах: Федеральный Закон РФ «Об образовании», ст. 18; Конституция РФ ст. 55 п. 3; Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ ст. 5 п.1; Конвенция о правах ребёнка. В «Программе развития воспитания» подчёркивается, что в современных концепциях и программах воспитания должны быть «выделены ценности активной социокультурной жизни, личного и национального достоинства, общекультурной и профессиональной компетентности, культуры гражданства, семьи, ответственности перед собой и другими».
В большинстве ДОУ нашего государства воспитательная работа организована не на должном уровне. Часто отсутствует система в организации и управлении воспитательной деятельностью, воспитательные цели и задачи не учитывают интересов дошкольников, а основой их поведения не всегда являются духовные ценности. В формировании нового человека исключительно велико значение нравственного воспитания. Вся воспитательная работа должна строиться на основе неразрывного единства знаний, убеждения и действия, слова и дела.
Исследуемая нами проблема нашла отражение в фундаментальных работах А.М.Архангельского, Н.М. Болдырева, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, И.Ф.Харламова и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания. В основе нравственного воспитания - идеи народности (К. Д. Ушинский и Л.Н. Толстой) и гражданственности (Н. К. Крупская); идеи сочетания патриотизма, интернационализма и планетарности (В. И. Вернадский, Д.С. Лихачёв, Б.Т. Лихачёв).
Таким образом, актуальность исследования обусловлена: нравственным кризисом в современном обществе, связанным с отсутствием целеполагающих приоритетов развития личности; недостатком внимания педагогов к проблеме приобщения дошкольников к духовным ценностям в современных условиях; сензитивностью дошкольного возраста к освоению нравственных ценностей.
В современных условиях проблема нравственного воспитания должна решаться не только в дошкольных образовательных учреждениях, но и в семье, в процессе домашнего воспитания с привлечением гувернера. С принятием закона РФ «Об образовании» (1992) определено право выбора формы образования, в частности, возможность получения образования в семье, профессия гувернёра вновь стала востребованной.
Востребованность домашнего воспитания на современном этапе вызвана различными факторами, среди которых неудовлетворенность родителей услугами, оказываемыми дошкольными образовательными учреждениями, наличие разного рода психотравмирующих факторов, связанных с пребыванием ребенка в детском саду, необходимость индивидуального подхода к обучению и воспитанию детей, особенно имеющих ограниченные возможности здоровья и др. Наряду с названными существуют объективные факторы роста потребности в гувернерах. К ним относятся: сокращение числа дошкольных учреждений, недостаточное финансирование дошкольного образования, снижение образовательно-воспитательной эффективности деятельности современных ДОУ и пр.
Таким образом, возникает потребность в изучении особенностей домашнего воспитания детей дошкольного возраста с участием гувернеров, которые должны в процессе воспитания решать и задачи нравственного развития детей.
Проблема гувернерства не является новой в педагогической науке. Важность домашнего образования, особенно в дошкольном возрасте подчёркивали основоположники педагогической науки Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский и др. Деятельность иностранных гувернеров в России описана в трудах В.О. Ключевского, Л. Лезгилье, В.Ф. Одоевского. 
Занимаясь исследованием вопросов семейного воспитания, О.Л. Зверева и А.Н. Ганичева проанализировали историю развития гувернерства в России и предложили некоторые современные варианты его развития. Систему деятельности гувернера с детьми, имеющими проблемы в физическом и умственном развитии разработала Л.В.Пасечник. Серьезный вклад в педагогическую науку по проблеме гувернерской деятельности в современных условиях внес С.В. Куприянов. 
Названные исследования внесли значительный вклад в разработку теории и методики домашнего обучения и воспитания. Однако ряд существенных вопросов, касающихся нравственного воспитания детей с участием гувернера, не нашел в науке должного освещения. Сопоставление теоретических положений и практической работы позволило выделить ряд противоречий между ростом значимости гувернеров в современной системе образования и недостаточным теоретическим обоснованием их деятельности; между необходимостью нравственного воспитания дошкольников с участием гувернера и отсутствием методики. Выделенные противоречия определили проблему исследования: теоретические и методические основы нравственного воспитания дошкольников с участием гувернера.
Таким образом, проблема организации работы гувернера в аспекте нравственного воспитания дошкольников является в настоящее время актуальной.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста с участием гувернера.
Объект исследования: процесс нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста с участием гувернера.
Предмет исследования: педагогические условия организации деятельности гувернера в нравственном воспитании детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: процесс нравственного воспитания детей дошкольного возраста с участием гувернера будет эффективным, если будут соблюдены следующие педагогические условия:
1) учет возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста;
2) высокий уровень нравственной культуры гувернера;
3) взаимодействие в процессе нравственного воспитания гувернера и родителей.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1.    Провести анализ научной литературы по проблеме нравственного воспитания детей.
2.    Выявить условия организации деятельности гувернера по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.
3.    Выявить уровень нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста и уровень нравственной культуры гувернеров.
4.    Реализовать педагогические условия нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста с участием гувернера.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы), эмпирические (наблюдение, беседа, тестирование), экспериментальная работа, методы количественной и качественной обработки данных. 
Теоретико-методологической основой исследования являлись исследования по проблеме нравственного воспитания А.М.Архангельского, Н.М. Болдырева, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, И.Ф.Харламова и др.; исследования по проблеме домашнего воспитания с участием гувернеров О.Л. Зверевой, А.Н. Ганичевой, Л.В.Пасечника, С.В. Куприянова.
Базой исследования является МДОУ ЦРР детский сад МДОУ №311 п. Новосинеглазово г. Челябинска. В исследовании приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста, посещающие группу кратковременного пребывания, а также 10 гувернеров.
Структура исследования: введение, две главы, выводы, библиографический список, приложения.
 
Глава I Теоретические аспекты индивидуального воспитания
1.1 Теоретический анализ проблемы исследования
Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен. Корни его уходят в Древнюю Грецию, где идеальным человеком считали того, кто прекрасен в физическом и нравственном отношении. Так, философ Сократ, считал, что существуют всеобщие и неизменные нравственные понятия. Целью воспитания, по его мнению, должно быть не изучение природы вещей, а познание самого себя, совершенствование нравственности. 
Платон считал, что приближение в высшей идее блага осуществляется главным образом путем воспитания, в том числе и нравственного, которому придается особое значение. Платон высказал ряд важных мыслей о дошкольном воспитании, о последовательной государственной системе воспитания, выдвинул требования о воспитании через положительный пример.
Спустя много веков, Я.А. Каменский в своем трактате «Наставление нравов» приводил изречение древнеримского философа Сенеки: «Научись сперва добрым нравам, затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней». Там же он цитировал народное изречение: «Кто успевает в науках, но отстает от добрых нравов, тот больше отстает, чем успевает» [1, с.214].
Многие из идей, связанные с воспитанием нравственности, высказанные в труде «Великая дидактика», не утратили своего значения и актуальности и сегодня. Следуя Платону и Аристотелю, Я.А. Коменский основами «кардинального добродетеля» считал мудрость, умеренность, мужество и справедливость. Кроме этих главных добродетелей, Я. Коменский советовал развивать у детей скромность, послушание, благожелательность к другим людям, аккуратность, вежливость, почтительность, трудолюбие.
Средствами нравственного воспитания он считал: пример родителей, учителей, товарищей, наставления, беседы, упражнения детей в нравственном поведении; борьбу с распущенностью, с ленью, необдуманностью, недисциплинированностью. Большое значение в процессе нравственного воспитания имеет выработка положительных привычек.
Дальнейшее развитие проблемы нравственного воспитания получили в произведениях Д. Локка, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Р. Оуэна и других. 
Английский философ и педагог Джон Локк в своем основном труде «Мысли о воспитании» большое значение в нравственном воспитании придает чувству, воображению, воле как побудительным мотивам воспитания нравственности. Основными моральными ценностями он признавал благожелательность, гуманное отношение к людям, правдивость, милосердие.
Непримиримую борьбу с догматизмом вели французские просветители XVIII века Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах и особенно Ж.Ж. Руссо. Он исходил из идеи природного совершенства детей, положившее начало разработке теории «свободного воспитания» в педагогической науке: воспитание добрых чувств, добрых суждений и доброй воли.
Генрих Песталоцци в своем сочинении «Лингард и Гертруда» развивал идеи о гуманном характере воспитания, доброжелательном отношении к детям, привитии им чувства сострадательности и милосердия как основам нравственного воспитания. «Деятельная любовь к людям» - доброта к ближним, вот что должно вести человека в нравственном отношении вперед. Нравственность вырабатывается в ребенке путем постоянных упражнений в делах. Именно в семье закладываются основы нравственного поведения ребенка» [51, с.64]. Г. Песталоцци настаивал на том, что нравственное поведение детей формируется не путем нравоучений, а благодаря развитию у них моральных чувств и созданию нравственных наклонностей.
И.Ф. Гербарт предпринял попытку разработать систему педагогической науки на основе идеалистической философии. Центральный тезис рассуждений Г. Гербарта – «формирование нравственного человека, путем сдерживавающего, направляющего, нормального, взвешанного, морализаторского, увещевающего способов воздействия на личность ребенка». Примечательно, что, ратуя за привитие детям покорности, дисциплины и безропотного подчинения авторитету власти, он писал: «Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове – нравственность» [1, с.247].
С прогрессивных позиций разрабатывал педагогическую теорию нравственного воспитания А. Дистервег. Он основывался на обогащении детей научными знаниями и привитии им высоких морально-нравственных качеств.
В российской педагогике также активно разрабатывались идеи нравственного воспитания. В «Поучениях» Владимира Мономаха раскрывается основной свод правил жизни, которым следовал государь и которым советовал следовать своим детям: любить свою Родину, заботиться о народе, творить добро близким, не грешить, уклоняться от злых дел, быть милостивым [22, с. 97].
Епифаний Славинецкий и Симеон Полоцкий главными факторами нравственного воспитания считали пример родителей и учителей, учили правилам поведения детей в семье, в школе, общественных местах.
Заметный след в российской педагогике оставили М.В. Ломоносов, И.И. Бецкой, Ф.И. Янкович, Н.И. Новиков. В частности Н.И. Новиков, издавал первый в России журнал, ориентированный на воспитание нравственных добродетелей (ценностей) «Детское чтение для сердца и разума». Он считал, что у детей надо воспитывать уважение к труду, доброжелательность и сострадание к людям.
А.А. Прокопович-Антоновский высочайшей ценностью называет нравственность, которая достигается просвещением ума и образованием сердца. Педагоги-революционеры – В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский, являясь единомышленниками, уделяли большое внимание нравственному воспитанию ребенка. В.Г. Белинский считал важнейшей стороной нравственного воспитания – формирование общественного деятеля. А.И. Герцен придавал большое значение предоставлению условий для свободного развития личности. Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов развивали идею разумного требования, чтобы молодые люди выросли идейными и руководствовались в своих поступках любовью к истине и справедливости.
В 1856г. в статье «Вопросы жизни» Н.И. Пирогов сформировал главный принцип нравственного воспитания: «нравственность можно улучшить только нравственным путем, с помощью нравственных мер» []. К.Д. Ушинский дальше развил идеи Н.И. Пирогова о воспитании и предпринял попытку раскрыть механизмы формирования нравственного мира ребенка. Он писал: «Мы смело высказываем убеждение, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями и разъяснение каждому его личных интересов» [65, с.93]. 
Нравственное воспитание, по мнению К.Д. Ушинского, должно развивать в ребенке гуманность, честность и правдивость, трудолюбие, дисциплинированность и чувство ответственности, чувство собственного достоинства, сочетаемое со скромностью. По его мнению, нравственность духовна, и потому она добродетельна.
Особое место в исследовании занимает русская религиозная педагогика – И.С. Адреевский, Н.А. Бердяев, П.В. Вахтеров, В.В. Зеньковский, Н.О. Лосский, В.В. Розанов, С.Л. Франк и др. В качестве основной ценности образования ими обоснован нравственный смысл жизни. Наиболее ярким представителем этого направления был В.В. Зеньковский. В его теоретико-методологических работах прослеживается путь от неконфессиональной, гуманистической педагогики, до православной педагогики духовного устроения, основанной на христианской антропологии, от педагогического плюрализма до мировоззренческой религиозной педагогики. «Духовное начало в человеке есть корень и источник индивидуальности в человеке, источник его неповторимости во всей живой целостности состава человека [1, с.369]. 
Ряд представителей религиозного педагогического направления, встав на позиции христианской антропологии (Н.А. Бердяев, В.В. Розанов и др.), стремились соединить достижения отечественной культуры и гуманистические традиции православия. 
Гуманистические взгляды К.Д. Ушинского оказали огромное влияние на развитие педагогической теории и практики конца 19 – начала 20 веков. Продолжают развиваться идеи «свободного воспитания», сторонниками которого выступают К.Н. Вентцель, Л.Н. Толстой, А. Зеленко, И.Л. Логунов-Посадов и др. 
К.Н. Вентцель утверждает, что цель нравственного воспитания – не «внушение добра», а пробуждение в ребенке самостоятельной свободной нравственной воли, самобытного нравственного творчества». Согласно К.Н. Вентцелю, первичной целью воспитания не может быть ни религия, ни общество, ни культура вообще, но школьник настоящего момента. «Каждый человек, - писал К.Н. Вентцель, - должен быть сам для себя мерилом правды и истины, всякое другое мерило фальшиво, безнравственно и не согласно со свободою индивидуальной личности» [22, с. 213].
В результате революции 1917 года в России воспитание нравственных ценностей стало рассматриваться в педагогических исследованиях с классовых позиций. В советской педагогике проблема нравственных ценностей занимала весьма важное место. Вопросам нравственного воспитания уделяла много внимания Н.К. Крупская. В ее трудах проблема нравственности, морали рассматриваются с позиций диалектического материализма, в единстве общих коллективных целей и задач. Она подчеркивала неоднократно, что содержание общественной работы должно быть не только социально значимым, но и способным глубоко затронуть эмоциональную сферу воспитанников, с тем, чтобы «сплотить ребят в одном переживании, в одном чувстве» [1, с.247]. По ее мнению, воспитание коллективиста должно быть соединено с воспитанием всесторонне развитого, внутренне дисциплинированного человека, способного глубоко чувствовать, ясно мыслить, организованно действовать.
А.С. Макаренко глубоко раскрыл в своей научно-педагогической и практической работе с подростками возможности коллектива в формировании нравственного сознания учащихся. Он считал, что «нормы определяются в каждый данный момент нашей классовой нуждой и нашей борьбой. И создание нужного типа поведения – это прежде всего вопрос опыта, привычки, длительных упражнений в том, что нам нужно» [38, с.348].
А.С. Макаренко считал, что «оптимистическая гипотеза» отношения к человеку, считалась немыслимой без такого условия, как развитие личности в коллективе, внутри которого функционируют самые разнообразные отношения: деловые, дружественные, товарищеские, основанные на доверии и уважении к детям. «Никто не сможет их обидеть, так как каждый обиженный будет защищен не только своим отрядом, бригадой, мною, а более того – первым встречным товарищем» [там же, с.356].
Большой вклад в нравственное воспитание детей внес В.А. Сухомлинский. «Мы стремимся утвердить в сознании и в чувствах каждого ребенка важный нравственный идеал: мое личное достоинство заключается в том, чтобы делать людям добро и не делать зла» [62, с.191]. 
В педагогике 50-60-х г. XX века делается попытка раскрытия теоретических идей, связанных с индивидуальностью ребенка, хотя индивидуальность по-прежнему находится на втором плане, в то же время, реальность демонстрировала, что далеко не все гладко в воспитательных процессах. (М.И. Данилов, В.М. Коротов, М.И. Махмутов). 
Период 70-80-х г. XX века характеризуется повышенным интересом к исследованию проблем воспитания. В цели воспитания включаются такие аспекты, как нравственность ребенка, его индивидуальность, уникальность (Б.Г. Ананьев, Е.В. Бондаревская, З.И. Васильева, В.В. Давыдов, П.В. Занков, Т.Е. Конникова, Б.Т. Лихачев, И.С. Марьенко, К.Д. Радина, Г.П. Щедровицкий, Д.Б. Эльконин и др.).
И.С. Марьенко рассматривает проблемы воспитания нравственности через категорию «отношение личности». Им предлагается учитывать отношения школьников к учению, труду, общественному достоянию, коллективу, к себе и людям. И.С. Марьенко указывает на главную роль субъективных отношений в механизме, регулирующем нравственное поведение учащихся. Как указывает ученый, в развитии и становлении личности важное значение имеет накопление нравственного опыта поведения, включающего в себя интеллект, чувственную и волевую сферы. Опыт нравственного поведения – это содержание и условие реализации способа действий и поступков на каждом этапе образования» [40, с.60].
В концепции Т.Е. Конниковой и ее учеников, нравственное воспитание личности осуществляется как последовательное усвоение ребенком общественных норм и нравственных принципов, принятых в обществе и объективно представляющих для учащихся соответствующий нравственный образец для становления нравственных ценностей. Значение работ Т.Е. Конниковой состоит в том, что, исследуя роль коллектива в нравственном формировании личности, она выделяет в качестве условия главного значение нравственных образцов - ценностей. По ее мнению, необходимо так построить отношения детей с окружающими, так организовать их общение и деятельность, чтобы дети постоянно жили в системе отношений, соответствующих нравственным ценностям [21, с.378].
В большинстве исследований воспитание нравственных ценностей рассматривается в качестве важнейшей цели воспитания личности (Е.В. Бондаревская, З.И. Васильева, Б.Т. Лихачев, И.С. Марьенко, Л.И. Новикова). В теории и практике нравственного воспитания выявились принципиально новые позиции в решении проблемы «коллектив и личность» в плане повышения статуса личности (А.Т. Куракин, Л.И. Новикова, Б.Т. Лихачев).
Рассматриваемый период характеризуется личностно-ориентированным подходом в воспитании.
Методологическим ориентиром нашего исследования являются идеи Е.В. Бондаревской. Она считает, что нравственное воспитание личности носит базовый характер в современном воспитании. Нравственное воспитание развертывается как творение человеком себя, создание мира человека, как культурное творчество, как улучшение, культурное преобразование социума [3, с.34]. По ее мнению, познание и проживание нравственных императивов должно составлять единую преемственную линию воспитания с первого по выпускной класс.
Важное место в исследованиях Е.В. Бондаревская уделяет нравственному сознанию, которое она рассматривает с ценностных позиций, как процесс отражения и присвоения норм общественной морали, выраженных в нравственных представлениях, понятиях, принципах, законах, и выработке на их основе системы нравственных взглядов, чувств, отношений и убеждений, выступающих в качестве критериев нравственной оценки, самооценки и механизмов саморегуляции поведения [там же, с.35]. 
Нравственное воспитание, по мнению Е.В. Бондаревской, не является только сферой интересов личности, ее собственного развития. В нем сталкиваются и взаимодействуют интересы личности, семьи, общества, государства. В этой связи его основной вопрос состоит в том, чтобы научить детей жить, сочетая интересы собственной жизни, семьи, общества, государства. Однако, как считает ученый, интересы саморазвития ребенка должны быть поставлены на первый план. 
Е.В. Бондаревская определяет нравственное воспитание как становление нравственных ценностей на основе образования, развития и саморазвития жизненного опыта и его осмысление усилиями самого воспитанника.
Вопросам нравственного воспитания большое внимание уделяют современные педагоги и психологи. Как показали исследования О.С. Богдановой, Л.Р. Болотиной, М.А. Бесовой, В.В. Поповой, Л.И. Романовой эффективность нравственного воспитания во многом зависит от правильной организации коллективной деятельности детей, от умелого сочетания ее с методами убеждения, накопления положительного морального опыта. В своих трудах ученые подчеркивают важность воспитания нравственных чувств ребенка, развития нравственных отношений.
Л.С. Выготский, Р.И. Жуковская в своих исследованиях отметили позитивное влияние игровой деятельности детей (в частности ролевых, творческих игр) на развитие нравственности воспитанников [16, с.7]. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (долг, честь, достоинство и т.п.) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности.
Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга. Результат нравственного воспитания – высокий уровень нравственной культуры личности.
Таким образом, нравственное воспитание понимается как целенаправленный, организованный, педагогически управляемый процесс нравственного развития личности, выполняющий ведущую роль в формировании ее нравственного сознания и обеспечивающий его единство с поведением. 
По своему существу это процесс становления ребенка как целостной личности, субъекта нравственных отношений и моральной практики, в ходе которого развиваются и обращаются на пользу общества его творческие силы и способности, формируется его духовный мир и качества, необходимые для деятельности и общения в коллективе.
Рассмотрим роль гувернера в нравственном воспитании детей дошкольного возраста.
Слово «гувернёр» произошло от французского глагола «governen» -править. От него произошли производные существительные «gouverneur» -губернатор, наместник, гувернёр, воспитатель. Как видим, педагогическое значение термину первоначально не придавалось. Позднее, когда гувернёрство стало профессиональным видом деятельности, которым стали заниматься преимущественно женщины, появился глагол женского рода «gouvernante», первым значением которого является гувернантка, воспитательница, а позднее им стали иногда обозначать еще и экономку [31, с.635].
В России впервые этот термин был использован в документах, относящихся к XVII в., в которых князь Голицын обращался к боярам, указывая на необходимость учить своих детей, приглашая для этого польских воспитателей, гувернёров.
Позднее, в XVIII веке в законодательных актах, в частности в «Положении о домашних наставниках, учителях и учительницах» (1834 и 1846 гг.) понятие «гувернёр» было закреплено документально и трактовалось как «наставник», «домашний учитель». Характеристика гувернёра как «наставника» предполагает выступление его в качестве образца поведения в обществе, в быту, за столом, примера для детей в манерах общения и пр. Из сказанного вытекает одна из важнейших функций гувернера в прошлом - обучение манерам светского поведения [25, с.58].
Домашний учитель, согласно названным положениям, получал право преподавать по узкой специальности в городских училищах и младших классах гимназий, а также воспитывать детей в качестве педагогов и гувернёров в домашних условиях и в частных пансионах. Согласно данной трактовке, в функции гувернёра, кроме домашнего воспитания, входит и обучение детей.
Одно из первых отечественных определений термину «гувернёр» дано в Толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля. Здесь оно толкуется традиционно для XIX века как надзиратель за детьми, воспитатель. Из этого определения вытекает другая важнейшая функция гувернёра - надзор за поведением детей, организация их жизнедеятельности [].
В советское время у данного понятия появился негативный, идеологический подтекст. Оно считалось пережитком прошлого, атрибутом буржуазного общества. Так в толковом словаре русского языка гувернёр - это воспитатель в буржуазных семьях, обычно иностранец, нанимаемый для воспитания и начального образования детей. Данное определение расширяет представление о функциях гувернёра. Здесь уже говориться не только о воспитании и надзоре, но и о начальном обучении детей, имея в виду их подготовку к систематическому обучению в учебных заведениях.
В педагогическом словаре термин «гувернёр» трактуется как домашний воспитатель, наставник детей в буржуазной или дворянской семье. В этом определении впервые приводится словосочетание «домашний воспитатель» и ведется речь об индивидуальном или групповом воспитании детей в рамках одной семьи [11, с.273].
Как отмечает С.В. Трошина, термин «гувернантка» в советской педагогике понимался как воспитательница в буржуазных и дворянских семьях, обычно иностранка, нанимаемая для воспитания и домашнего образования детей. Это определение достаточно широкое. В нем впервые в функции гувернёра кроме воспитания входит систематическое домашнее образование детей. Действительно, многие состоятельные семьи давали детям полноценное образование в домашних условиях. Как правило, при этом нанимался целый штат домашних учителей. Гувернёр выполнял роль координатора домашнего обучения, вёл занятия по отдельным предметам и отвечал за воспитательную работу [63, с.9].
В педагогической энциклопедии термином «гувернёр» называют лицо, нанимаемое для домашнего воспитания и начального обучения детей из дворянских и буржуазных семей. Этим термином называли учителей-иностранцев. Для отечественных педагогов, работающих в семье, использовались термины «домашний наставник» и «домашний учитель». Кроме борьбы с засильем иностранного влияния на умы и души русских детей, свойственной для России XIX века, в разведении этих понятий усматривается усиление контроля за деятельностью домашних педагогов. Низкий научный, а часто и культурный уровень иностранных гувернёров привёл к необходимости введения специальных испытаний для подтверждения их знаний. Только выдержавшие их могли заниматься частной педагогической практикой [59, с.182].
Анализ приведённых многих других определений понятия «гувернёр» характеризуют его в двух смыслах: широком и узком. В широком смысле гувернёр - это домашний воспитатель, учитель, занимающийся воспитанием, начальным обучением детей (чаще дошкольников). В случае если питомцы получали полное образование дома, гувернёры выступали в роли организаторов учебного процесса. В узком смысле гувернёр - это наставник, занимающийся развитием светских манер, правил приличия, обучающий иностранным языкам, танцам и др. [47, с.60]
Проблема гувернёрства не является новой в педагогической науке. Важность домашнего образования, особенно в дошкольном возрасте подчёркивали основоположники педагогической науки Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский и др.
Возникновение и становление института домашнего педагога имеют свою историю, уходящую в глубь веков, отмечает В.М. Петров. Первые домашние воспитатели появились в Древней Греции. В их обязанности входили охрана жизни и здоровья подопечного, уход за ним, присмотр за поведением, а позже - оказание помощи в учебе. Основную нагрузку по обучению детей состоятельных родителей несли учителя школы, в которую они ходили [63, с.11].
Проанализировав исторические источники, Л.В. Пасечник сделал вывод о том, что прообразом современных гувернёров в Древней Руси были первые воспитатели молодёжи: 
    старцы в домах молодёжи (VI-VII века); 
    «дядьки», в роли которых обычно выступали братья матери (VII-VIII века); 
    «кумовья» (VIII-IX века) - нравственные наставники молодёжи, которых при отсутствии близких родственников выбирали из числа наиболее порядочных и уважаемых соседей; 
    «пестуны», «пестуньи» (IX-X века) - домашние воспитатели в Древней Руси в семьях крестьян;
    «кормильцы» (XI-XII века) - наставники княжеских детей; 
    «воспитатели-дядьки» (XII-XIII века) - не являющиеся близкими родственниками наставники; 
    домашние священники (XIV-XV века); кормилицы, няни (XVI - XVII века) [50, с.14].
В дореволюционной России на протяжении нескольких столетий институт гувернерства претерпевал значительные изменения, что объясняется повышением роли образования как национальной ценности. Реформы Петра I способствовали притоку иностранцев в Россию, в том числе подвизавшихся в роли домашних педагогов (учителей и гувернеров). 
С XVII века, в связи со значимостью уровня образованности, начинается расцвет гувернёрского образования. Гувернёрство становится ведущей формой домашнего образования в XVIII в. Детей из купеческих и дворянских семей обучают гувернёры-иностранцы. Первоначально домашними педагогами были польские гувернёры, затем немцы, которых постепенно вытеснили французы. Задача гувернёров в XIX в. состояла в подготовке дворянских детей к поступлению в гимназию.
Обобщение программ домашнего воспитания и образования царских детей на примере Петра I, Петра II, Александра II, Александра III, Николая II и др. позволило выделить систему воспитания будущего государя. Цель этой системы - всесторонняя подготовка достойного Наследника Престола [42, с.105].
В XIX в., несмотря на повсеместное открытие образовательных учреждений (гимназий, лицеев, училищ, пансионов и др.), потребность дворянских семей в домашнем воспитании, осуществляемом приглашенными лицами, оставалась достаточно высокой. С.В. Трошина отмечает, что при этом существенно росли требования к профессиональным и личностным качествам наставника. Свидетельством тому является Положение о домашних наставниках и учителях (1834), содержащее перечень обязательных характеристик, которым должен соответствовать домашний педагог, а именно: быть христианином, российским подданным, отличаться добродетельным поведением, иметь образовательную подготовку и опыт [63, с.16]. 
Уровень образования выявлялся по результатам экзаменов, которые сдавал претендент на звание домашнего наставника, а о его нравственных качествах судили по удостоверениям, которые он получал по месту учебы и жительства. Претенденту, отвечающему всем требованиям, содержавшимся в Положении, вручалось свидетельство на звание домашнего наставника или учителя. Отныне он числился служащим Министерства народного образования.
Растущая потребность в подготовке детских воспитательниц для состоятельных семей побудила В.Ф. Одоевского написать книгу «Руководство для гувернанток». По замыслу автора, книга должна была содержать теоретические главы о воспитании и практическую методику ведения работы с детьми. До нашего времени дошли лишь отдельные главы. Одна из них - «Разговоры с детьми» - дает представление о том, насколько высоки были требования к домашним педагогам, особенно к их личностным качествам [46, с.311]. 
Подготовка домашнего педагога осуществлялась в различных учебных заведениях. В женских гимназиях открывался дополнительный педагогический 8-й класс. Ученицам, окончившим этот класс с золотой или серебряной медалью, присваивалось звание домашней наставницы, а имеющие положительные оценки в аттестате получали право быть домашними учительницами. Подготовка домашних воспитательниц, учительниц, наставниц осуществлялась в религиозных учебных заведениях, на Высших женских курсах, в учительских семинариях, в институтах. Таким образом, в предреволюционные годы в России сложилась разноуровневая система подготовки кадров для домашнего воспитания и образования.
После революции 1917 г. домашнее образование и деятельность домашнего педагога, воспитателя, гувернера были запрещены и соответственно приостановлена подготовка отечественных кадров данной специализации. Однако в семьях государственной и партийной элиты, как показывает мемуарная литература, прибегали к услугам домашних педагогов [27, с.81].
Возможность пригласить для своих детей домашнего педагога всегда была и, видимо, останется привилегией состоятельных семей. Социально-экономические перемены в России последнего десятилетия привели к расслоению общества, формированию среднего класса, что создало предпосылки для возрождения института гувернерства как общественно необходимого социально-педагогического явления.
Немаловажным фактором, который вызвал к жизни идею домашнего воспитания силами педагога-профессионала, по мнению С.В. Куприянова, явилось негативное отношение части населения, особенно состоятельной, к единообразной системе общественного воспитания, медленно перестраивающейся на личностно-ориентированную модель. Многие семьи отказываются от общественных образовательных учреждений из-за достаточно высокого уровня заболеваемости детей в них. Наконец, сегодня достаточно много детей, нуждающихся в особых условиях обучения и индивидуального развития: плохо адаптирующихся, с трудом преодолевающих жесткую регламентацию их поведения, деятельности, напряженность ритма образовательного учреждения. Особая атмосфера развития и специального обучения требуется для детей с хроническими заболеваниями, с ограниченными возможностями, а также одаренных детей [28, с.42]. 
Таким образом, многие современные семьи отказываются от традиционного общественного воспитания и ищут альтернативную образовательно-воспитательную систему для своих детей.
Все указанные выше причины неприятия общественной системы воспитания и обучения привели к появлению спроса на гувернанток, домашних воспитателей. Назначение современного института гувернерства заключается в том, чтобы удовлетворить образовательные и воспитательные потребности, которые возникли на современном этапе в отдельных семьях, но являются весьма значимыми для общества в целом (С.В. Куприянов) [там же, с.49].
С принятием Федерального Закона РФ «Об образовании» (1992) возникла потребность в домашних учителях (а не только в репетиторах, как это было ранее). Впервые узаконено образование в семье, которое представляет собой одну из форм получения всех трех ступеней образования: начального, основного и общего. Перейти на семейную форму получения образования или предпочесть школьную учебу можно на любой ступени по договору родителей со школой. Естественно, что не всякая семья сумеет своими силами обеспечить образование своему ребенку. Привлечение домашних учителей позволит справиться с этим.
Обязанности домашнего педагога во многом зависят от особенностей семьи (в частности, от количества детей, занятости родителей), ее представлений о воспитании и образовании ребенка. Очень часто педагог сочетает функции ухода за ребенком, воспитания, образования, но бывает готов к различным дополнительным поручениям, не оговоренным первоначальным договором (выйти на работу в выходной или праздничный день, вывезти ребенка на отдых в другой город и т.д.). Специфична деятельность домашнего педагога, если его воспитанник - ребенок с хроническими заболеваниями, с ограниченными возможностями (инвалид). Помимо доброго, отзывчивого сердца, особой выдержки потребуется высокая работоспособность, уравновешенность, медицинская осведомленность, практические навыки ухода за больным ребенком.
Работа домашнего педагога предъявляет свои требования и к его профессиональному уровню и личностным качествам. Необходимость войти в семью, не нарушив ее внутренней жизни, внушить доверие, расположить к себе всех членов семьи, завоевать сердце ребенка - вот некоторые условия успешности работы домашнего педагога. Соответствие им зависит от психологической подготовки педагога, от наличия таких нравственных качеств, как доброжелательность, уважительность к людям, искренность в отношении с ними, развитое чувство такта, выдержанность.
Для сохранения мира в семье домашний педагог не торопится с мнением о ребенке, тем более - с оценками, не поучает, а тактично высказывает сомнения, не злоупотребляет советами и рекомендациями. Особенно тактично следует в интересах воспитанника корректировать цель и задачи семейного воспитания, если родители добиваются их реализации без учета индивидуальных особенностей ребенка, возможностей его развития. Например, желают учить ребенка игре на музыкальном инструменте, хотя данных у сына или дочери нет. Или - обучать иностранному языку ребенка, страдающего дефектами речи [56, с.18].
Домашний учитель и воспитатель должны способствовать установлению в семье атмосферы взаимопонимания, взаимоуважения, тепла, отношения к ребенку как субъекту. Они ограничивают насилие (психическое, физическое) и агрессивность родителей по отношению к ребенку, поскольку берут на себя монотонную повседневную воспитательную работу, приучая воспитанника к дисциплине, порядку, сдержанности, вырабатывая у него положительные привычки поведения, культуру деятельности и т.д. 
Нередко домашний педагог становится доверенным лицом ребенка, хранителем его детских тайн, что особенно важно, если родители заняты собственной карьерой, бывают в частых отъездах. Профессиональный педагог выступает посредником между ребенком и родителями, которые не всегда понимают особенности его развития, объясняя отдельные из них детским капризом, упрямством и т.д.
Домашний педагог должен быть готов к многопрофильной образовательной работе с детьми разного возраста. Образовательная работа с детьми дошкольного возраста заключается в подготовке к школе, углубленных занятиях какой-либо областью знаний. Содержание углубленной образовательной работы обычно «заказывает» семья, исходя из чего и приглашают педагога, имеющего соответствующую подготовку. Чаще всего современные родители желают, чтобы ребенка обучали иностранному языку, живописи, игре на фортепьяно, пению и др. Направление углубленной работы может идти и от педагога, когда он предлагает, например, занятия лепкой, техническим творчеством, свою программу ознакомления с искусством на базе музеев, выставок и т.д.
Воспитание ребенка в семье с помощью приглашенного педагога может идти автономно от образовательных учреждений (детский сад, школа, школа искусств и др.). Однако задача домашнего педагога убедить родителей ребенка в том, что ему необходимо детское общество не от случая к случаю, а достаточно постоянно, иначе будет формироваться обедненный или искаженный социальный опыт. Поэтому целесообразно сочетать домашнее воспитание с занятиями ребенка в спортивной секции, художественной студии, кружках и т.д. Тогда в функции домашнего педагога входит взаимодействие с педагогами учреждений дополнительного образования.
Анализ современных научных и художественных публикаций, касающихся работы гувернера, выявил, что отдельные стороны их профессиональной деятельности рассматривались часто при изучении смежных проблем. Занимаясь исследованием вопросов семейного воспитания, О.Л. Зверева и А.Н. Ганичева проанализировали историю развития гувернерства в России и предложили некоторые современные варианты его развития. Систему деятельности гувернера с детьми, имеющими проблемы в физическом и умственном развитии, разработала Л.В.Пасечник. Серьезный вклад в педагогическую науку по проблеме гувернерской деятельности в современных условиях внес С.В. Куприянов. Им разработана целостная программа организации гувернерской службы в современной России.
Профессиональную подготовку будущие домашние педагоги (воспитатели-педагоги) получают на курсах, а также в некоторых педагогических колледжах. В Москве подготовка воспитателя-гувернера осуществляется в русле программы «Столичное образование» (1994).
Однако следует отметить, что статус домашнего педагога до сих пор остается неопределенным, нет нормативно-правовой базы его деятельности, поэтому специалист оказывается социально не защищенным. В последние годы выдвигаются идеи построения системы гувернерской службы, но они вряд ли скоро будут реализованы, поскольку требуют государственной поддержки, в том числе и материальной.
1.2 Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом определяет его развитие. 
Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение. Он поддерживает в детях ощущение «взрослости» и на его основе вызывает у них стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности.
Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению. Перспектива школьного обучения создает особый настрой в группе. Интерес к школе развивается естественным путем: в общении с воспитателем, через встречи с учителем, совместные дела со школьниками, посещение школы, сюжетно-ролевые игры на школьную тему. Главное – связать развивающийся интерес детей к новой социальной позиции («Хочу стать школьником») с ощущением роста их достижений, с потребностью познания и освоения нового. 
В дошкольном возрасте интенсивно развивается познавательная и личностная сфера.
В период времени от 3 до 7 лет, под влиянием продуктивной, конструкторской и художественной деятельности у ребенка складываются сложные виды перцептивной аналитико-синтетической деятельности. Перцептивные действия формируются в обучении, и их развитие проходит ряд этапов. На первом этапе процесс их формирование начинается с практических, материальных действий, выполняемы с незнакомыми предметами. На втором этапе перцептивными действиями становятся сенсорные процессы, перестроившиеся под влиянием практической деятельности. На данном этапе, пишет Л.А. Венгер, дети знакомятся с пространственными свойствами предметов с помощью развернутых ориентировочно-исследовательских движений руки и глаз. На третьем этапе перцептивные действия становятся еще более свернутыми, сокращенными [43, с.101]. 
По Л.А. Венгеру, основу способностей, связанных с восприятием, составляют перцептивные действия. Их качество зависит от усвоения ребенком специальных систем перцептивных эталонов. Усвоение перцептивных действий ведет за собой развитие других способностей [45, с.108].
Наряду с развитием восприятия в дошкольном возрасте происходит процесс совершенствования внимания. Внимание в этом возрасте, как правило, редко возникает под влиянием внутренне поставленной задачи или размышлений, т.е. фактически не является произвольным. Можно предположить, что с началом формирования произвольного внимания связаны внутренне регулируемое восприятие и активное владение речью. Обычно в онтогенезе становление произвольного внимания в его элементарных формах предшествует появлению феномена эгоцентрической речи.
В старшем дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного к произвольному запоминанию и воспроизведению материала. При этом в соответствующих процессах выделяются и начинают относительно самостоятельно развиваться специальные перцептивные действия, опосредствующие мнемические процессы и направленные на то, чтобы лучше запомнить, полнее и точнее воспроизвести удержать в памяти материал.
Начало развития детского воображения связывается с окончанием периода раннего детства, когда ребенок впервые демонстрирует способность замещать одни предметы другими и использовать одни предметы в роли других (символическая функция). Дальнейшее развитие воображение получает в играх, где символические замены совершаются довольно часто и с помощью разнообразных средств и приемов.
В первой половине дошкольного детства у ребенка преобладает репродуктивное воображение, механически воспроизводящее полученных впечатлений в виде образов. В старшем дошкольном возрасте, когда появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творчески ее преобразующее. Оно соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий. Деятельность детей в результате приобретает осознанный, целенаправленный характер. Главным видом деятельности, где проявляется творческое воображение детей, совершенствуются все познавательные процессы, становятся сюжетно-ролевые игры.
Сюжетно-ролевые игры, особенно игры с правилами, стимулируют также развитие мышления, в первую очередь наглядно-образного. Его становление и совершенствование зависят от развития у ребенка воображения. Сначала ребенок приобретает способности просто механически замещать в игре одни предметы другими, давая предметам-заместителям не свойственные им по природе, но определяемые правилами игры новые функции. На второму этапе предметы непосредственно замещаются их образами и отпадает необходимость практического действования с ними. 
Главные линии развития мышления в дошкольном детстве можно представить следующим образом: дальнейшее совершенствование наглядно-действенного мышления на базе развивающегося воображения; развитие наглядно-образного мышления на основе произвольно опосредствованной памяти; начало активного формирования словесно-логического мышления путем использования речи как средства постановки и решения интеллектуальных задач [37, с.46].
В дошкольном детстве речь ре становится связной и приобретает форму диалога. Ситуативность речи, характерная для детей раннего возраста, здесь уступает место контекстной речи, понимание которой слушающим не требует соотнесения высказывания с ситуацией. У 

Категория: Скачать диплом бесплатно | Добавил: Демьян
Просмотров: 210 | Загрузок: 50 | Рейтинг: 0.0/0 |

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу