Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск





Чт, 16.05.2024, 06:47
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
Каталог файлов


Главная » Файлы » Скачать бесплатно диплом, курсовую, реферат, отчет » Скачать диплом бесплатно [ Добавить материал ]

2177. Развитие образной речи у детей в дошкольном образовательном учреждении
[ (72.1 Kb) ] 19.01.2021, 13:22

Содержание
Введение    3
Глава 1. Теоретические аспекты организации процесса развития образной речи у детей в дошкольном образовательном учреждении    7
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме организации процесса развития образной речи у детей дошкольного возраста    7
1.2. Особенности развития образной речи у детей дошкольного возраста    16
1.3. Педагогические условия организации процесса развития образной речи у детей в дошкольном образовательном учреждении    25
Выводы по 1 главе    34
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по организации процесса развития образной речи у детей в дошкольном образовательном учреждении    36
2.1. Цели, задачи, содержание опытно-экспериментальной работы развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста    36
2.2. Реализация педагогических условий организации процесса развития образной речи у детей в дошкольном образовательном учреждении    49
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы    62
Выводы по 2 главе    64
Заключение    66
Список литературы    68
Приложение    72

 
Введение
Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.
У детей старшего дошкольного возраста речь достигает высокого уровня, накапливается значительный запас слов, возрастает удельный вес простых распространенных и сложных предложений; у детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь. Развитие речи тесным образом связано с познанием окружающего мира, развитием личности в целом.
Важным моментом в развитии речи детей старшего дошкольного возраста является увеличение количества обобщающих слов и рост придаточных предложений. Это свидетельствует о развитии у старших дошкольников отвлеченного мышления. Эти достижения в речевом развитии детей так значительны, что можно говорить не только о формировании фонетики, лексики, грамматики, но и о развитии таких качеств связной речи, как правильность, точность, выразительность. 
Исследования психологов и педагогов, показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности, т.е. у детей развивается понимание образной стороны речи.
В то же время ученые отмечают существенное несоответствие между способностью детей к восприятию образного строя литературных и фольклорных произведений и умением образно выражать свои мысли, впечатления, переживания.
Речевой фольклор является результатом отбора и фильтрации народного опыта. Он использовался в педагогических целях Ф.И. Буслаевым, К.Д. Ушинским, И.И. Срезневским. Общественная и педагогическая ценность пословиц и поговорок, обобщающих в художественной форме опыт народа, делает их важным средством ознакомления детей с окружающим миром, приобщения их к ценностным ориентирам (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Г.Н. Волков) и емким средством как общего, так и речевого (лексического) развития дошкольников.
Влияние фольклора на овладение богатством языка показаны в работах по дошкольной лингводидактике - A.M. Бородач, М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной, М.В. Фадеевой, Н.В. Гавриш.
Однако анализ литературы, связанной с исследованием вопроса о целесообразности и возможности включения различных жанров фольклора в речь старших дошкольников с целью развития образности, свидетельствует о том, что теоретические и методические основы использования этих единиц речи в качестве развивающего потенциала образности речи детей недостаточно разработаны. 
Вместе с тем, на наш взгляд, малые формы фольклора и сказки обладают широкими возможностями развития осознанного отношения ребенка к смысловой стороне слова, его семантике, отражают владение словом на уровне взаимосвязи лексической и грамматической сторон языка. 
Использование пословиц и поговорок предполагает овладение переносным значением слов, понимание возможности их приложения к разным ситуациям. Краткие, емкие по смыслу изречения соединяют в себе культурно-историческое и языковое богатство этого фольклорного наследия, способствуют приобщению детей к ценностным (аксиологическим) ориентирам духовной культуры.
В аспекте развития содержательной стороны речи и обогащения словаря не только за счет расширения его объема, но также и освоения семантики отдельного слова и выражения, освоения образности речи.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия развития образной речи детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.
Объект исследования - процесс развития образной речи детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - педагогические условия развития образной речи средствами малых форм фольклора.
Гипотеза исследования: процесс развития образной речи детей дошкольного возраста будет эффективным, если будут соблюдены следующие педагогические условия:
1) организована работа с педагогами (консультации, мероприятия, семинары);
2) разработана система работы (перспективный план) по развитию образной речи средствами малых форм фольклора.
Задачи исследования:
1.    проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития образной речи детей дошкольного возраста;
2.    выделить особенности развития образной речи в дошкольном возрасте;
3.    рассмотреть особенности использования фольклора в развитии образной речи;
4.    проверить эффективность педагогических условий использования фольклора в развитии образной речи детей дошкольного возраста.
Для решения задач был использован комплекс методов исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы; эмпирические методы (изучение и обобщение педагогического опыта по проблеме исследования, наблюдение, беседы, анкетирование), педагогический эксперимент).
Экспериментальная база исследования – МДОУ ЦРР детский сад № №462 г. Челябинска, старшая группа (17 детей).
 
Глава 1. Теоретические аспекты организации процесса развития образной речи у детей в дошкольном образовательном учреждении
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме организации процесса развития образной речи у детей дошкольного возраста
Проблема формирования выразительности и образности детской речи нашла отражение в трудах многих исследователей детской речи (А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, Л.И. Айдарова, Е.М. Струнина, Н.В. Гавриш, Е.В. Савушкина и др.).
О.С. Ушакова в качестве ведущей цели обучения рассматривает развитие «хорошей речи». Это понятие характеризуется богатством словаря, точного и выразительного. «Хорошая речь» отличается разнообразием использования языковых средств, уместным их употреблением. Ушакова одной из важнейших задач речевого развития дошкольников считает воспитание у ребенка интереса и бережного отношения к языковому богатству, его умение использовать разнообразные языковые средства в своей речи и при создании собственных сочинений [36].
М.М. Алексеева, В.И. Яшина, О.С. Ушакова под образной речью понимают умение ребенка правильно использовать такие выразительные средства, как метафора, сравнение, олицетворение, эпитеты, многозначные слова, фразеологизмы, и с их помощью ярко, точно, убедительно выражать свои мысли и чувства [1].
Рассматривая развитие образности как важное звено в общей системе речевой работы, Н.В. Гавриш подчеркивает, что показателем богатства является не только достаточный объем активного словаря, но и разнообразие используемых словосочетаний, синтаксических конструкций, а также звуковое (выразительное) оформление связного высказывания. В связи с этим она прослеживает связь каждой речевой задачи с развитием образности речи [39].
Е.В. Савушкина также признавала важность развития образности речи детей. Говоря об образной речи, она вкладывала в это понятие умение ярко, убедительно, и в то же время сжато выразить свои мысли и чувства, умение интонацией, точным словом, правильно построенным предложением воздействовать на слушателей. По ее мнению, образность предполагает и наличие эмоционально-экспрессивных средств выражения в речи в виде зрительных, слуховых, моторно-двигательных и других представлений. С.В. Савушкина исследовала развитие образной речи старших дошкольников в процессе восприятия произведений изобразительного творчества [21]. 
М.М. Алексеева, В.И. Яшина одним из наиболее эффективных методов развития образной речи считают драматизацию. В процессе драматизации, ребенок связывает слово с действием, с образом [1]. Одним из наиболее эффективных путей развития образной речи дошкольников, исследователи признают использование разных жанров литературы, устного народного творчества – малых жанров (пословиц, поговорок, загадок), сказок, былин.
Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов, метафор) фольклор передает отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Изобразительные средства языка в них метки, эмоциональны, они оживляют речь, развивают мышление, совершенствуют словарь детей.
Е.И. Тихеева отмечает, что читая сказку, педагог учит детей замечать художественную форму, выражающую содержание. Дети приучаются не только замечать богатство родного языка, но постепенно осваивают его, обогащают свою речь образными выражениями, литературными оборотами, учатся пользоваться ими при выражении своих мыслей и чувств. Ребенок усваивает родную речь, прежде всего подражая живому разговорному языку окружающих, который он слушает и образцам которого следует [29].
Е.Н. Водовозова в своей фундаментальной научной работе пишет о важном воспитательном значении сказки в речевом развитии детей: «Есть и в высшей степени дельные народные сказки, где фантазия служит покровом, под которым скрывается житейская истина, разумная мысль, или живое, поэтическое изображение природы и быта людей». Она пишет также, что «хорошо владеть родным языком невозможно без знания народной речи» [39]. 
Указания на необходимость работы над образными средствами языка содержатся в трудах Е.А. Флериной. В своей работе «Эстетическое воспитание дошкольника» она говорит о важности художественного слова для приобщения ребенка к народному творчеству: «Через народное творчество ребенок общается с многомиллионным автором – народом, воспринимает его мысли и чувства. С малых лет через художественное слово детям становится доступным широкое духовное общение с писателями. Ребенок начинает понимать их идеи и чувства, строй мыслей и язык…В этом сила и значение художественного слова, литературы для ребенка, для его развития и воспитания. Значение художественной литературы для усвоения детьми словаря в единстве с грамматическим строем языка трудно переоценить» [39]. 
Э.П. Короткова, рассматривая художественную литературу, как средство обогащения языка ребенка образными словами и выражениями, говорила об эффективности в этом смысле народных сказок, и для полноценного усвоения материала произведений, рекомендовала двукратное чтение коротких рассказов, сказок, включающее в вопросах слова из текста, указания к припоминанию пропущенных ребенком слов, конкретного образного значения словосочетаний с опорой на контекст, выборочное чтение отрывков из рассказов [9].
В 90-е гг. в НИИ дошкольного воспитания под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой был выполнен ряд работ (Н.В. Гавриш, Л.А. Колунова и др.), показавших, что словесное творчество дошкольников неразрывно связано с формированием образности речи. Исследования были проведены на материале разных жанров фольклора – народных сказок, пословиц, поговорок, а также произведений художественной литературы. В них были раскрыты педагогические условия, при которых речь ребенка обогащается различными средствами художественной выразительности.
Н.В. Гавриш в работе над своей диссертацией доказала, что развитие образности речи, основывающееся на фразеологизмах, используемых в русских народных сказках, должно происходить в единстве с решением задач словарной работы, формированием грамматического строя речи, звукового строя речи [39].
Исследования И.Н. Митькиной показали, что слушая сказки, ребенок, естественно, усваивает их языковое оформление настолько, что не только может воспроизвести трафаретные формулы в сказочном контексте, но и использовать их в обобщенном целостном значении как соответствующие фразеологические единицы [13]. 
Е.А. Флерина придает большое значение для развития образной речи рассказывание сказок детьми. Она говорит о том, что рассказывая сказку, ребенок вновь и вновь переживает события, в ней происходящие, представляет образы, практически пользуется родным языком в его наиболее совершенных образцах. Следует не только поощрять детей к рассказыванию сказок, но умело помогать ребенку воспроизвести последовательность событий, наполнить то или иное выражение. По мере того, как ребенок овладевает рассказыванием сказки, воспитатель все больше переходит в роль заинтересованного слушателя [38].
Словесное творчество является составной частью общего развития творческих способностей дошкольников в разных видах художественной деятельности. В основе его формирования лежит восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества в единстве содержания и художественной формы. Ознакомление с разными жанрами литературных произведений, их специфическими особенностями вводит ребенка в мир художественных образов, понимание которых углубляется в изобразительной и театральной деятельности.
Все это способствует развитию творческого воображения, а также воспитывает умение использовать разнообразные языковые средства при создании собственных сочинений (Л.В. Танина).
Пословицы и поговорки обладают широкими возможностями развития осознанного отношения ребенка к смысловой стороне слова; отражают владение словом на уровне взаимосвязи лексической и грамматической сторон языка. Понимание и использование пословиц и поговорок предполагает овладение переносным значением слов, понимание возможности их приложения к разным ситуациям. 
Краткие, емкие по смыслу изречения соединяют в себе культурно-историческое и языковое богатство фольклорного наследия, способствуют приобщению детей к ценностным (аксиологическим) ориентирам духовной культуры, которая выражается в малой фольклорной форме (А.П. Илькова),
Развитие образности как важной характеристики связной речи С.Л. Рубинштейн считал необходимым условием для построения контекста новыми речевыми средствами. Он писал о том, что как ни существенна для речи связность ее построения, «проблема речи не сводится к одной лишь логической связанности (и точности); она включает и проблему образности,... так как образ, выражая обобщенное содержание, вместе с тем выходит за его пределы, вводит специфические оттенки, непередаваемые в отвлеченной формулировке обобщенной мысли».
Так, всякая метафора выражает общую мысль, и в то же время она вносит новые оттенки в эту мысль и содержит больше того, что дает формулировка. Все формы образности речи - метафоры, аллегории, сравнения - это специфические средства выражения различного смыслового содержания.
Возможности дошкольников в понимании средств художественной выразительности и использовании этих средств в своей речи достаточно велики. Здесь, конечно, большое значение имеет целенаправленное руководство взрослых.
Эмоционально-выразительная сторона развития речи имеет большое значение и для развития ее связности. Конечно, основой смыслового содержания речи является то, что она обозначает, однако подлинное владение построением связного высказывания непременно включает в себя понимание выразительных моментов, раскрывающих внутренний смысл, который вкладывает в него говорящий.
Эмоциональность ребенка создает предпосылки и возможности для дальнейшего развития сознательных форм выразительности речи. Однако для того, чтобы эти возможности претворить в действительность, необходимо проводить специальную работу и вооружить ребенка способами выражения в слове определенного художественного содержания.
Развитие логичности речи надо проводить параллельно с развитием выразительности, так как нельзя в связной речи расчленять эти элементы. Только тогда мы сможем развивать сознательную речь, которая должна быть связной, точной и выразительной. Здесь мы говорим о выразительности в активном, а не в пассивном смысле, т.е. основная задача - не только научить детей понимать выразительность речи при восприятии литературного произведения, но и активно употреблять усвоенные средства выразительности в своей речи.
Это умение раскрывать не только семантическое содержание, но и эмоционально-выразительный подтекст высказывания является очень существенной чертой полноценного речевого развития и становления словесного творчества в целом [22]. 
Как уже отмечалось, важнейшей особенностью словесного творчества дошкольников является его взаимодействие с восприятием произведений художественной литературы, которая является неисчерпаемым источником обогащения речи образными средствами. Взаимосвязь этих процессов (восприятия и творчества) исследователи прежде всего видят в том, что оба вида деятельности требуют целенаправленного развития, только тогда они будут влиять на образное восприятие детьми художественного текста и перенос усвоенных знаний в их сочинения.
Образная речь является важной составной частью воспитания культуры речи в широком смысле этого слова. Под культурой речи понимается соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли, чувства, представления в соответствии с назначением и целью высказывания содержательно, грамматически правильно, точно и выразительно. Речь становится образной, непосредственной и живой в том случае, если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства.
Высокий уровень речевой культуры включает такие признаки, как богатство, точность и выразительность. 
Богатство речи предполагает большой объем словаря, понимание и уместное употребление в речи слов и словосочетаний, разнообразие используемых языковых средств.
Точность речи можно рассматривать как оптимальное словоупотребление: это выбор таких слов, которые наилучшим образом передают содержание высказывания, раскрывают его тему и главную мысль в логической последовательности. 
И, наконец, выразительность речи предполагает отбор языковых средств, соответствующих условиям и задачам общения. 
Многие исследователи доказали, что природа речевой образности у детей и взрослых разная. Психологическое объяснение процесса усвоения дошкольниками переносного значения словосочетаний дано в исследовании О.М. Дьяченко, раскрывающем механизмы развития продуктивного воображения детей, использующих разные по структуре образы воображения - «опредмечивающий» и «включение». Сначала ребенок расчленяет нечленимое в сущности словосочетание, а впоследствии может включать его в определенную речевую ситуацию [39].
В связи с этим и прослеживается связь каждой речевой задачи с развитием образности речи. Так, словарная работа, направленная на понимание смыслового богатства слова, помогает ребенку находить точное слово в построении высказывания, а уместность употребления слова может подчеркнуть его образность. 
В формировании грамматического строя речи в плане образности особое значение приобретает владение запасом грамматических средств, способность чувствовать структурное и семантическое место формы слова в предложении и в целом высказывании. Именно здесь выступает развитое «чувство стиля», умение использовать разнообразные грамматические средства (инверсия, соотнесенность синтаксиса с темой высказывания, уместное употребление предлогов и др.).
Синтаксический строй считается основной тканью речевого высказывания. В этом смысле разнообразие синтаксических конструкций делает речь ребенка выразительной. Если же рассматривать звуковую сторону речи, то от нее во многом зависит и интонационное оформление высказывания, а отсюда и эмоциональное воздействие на слушателя.
На связность (плавность) изложения текста влияют и такие характеристики звуковой культуры речи, как сила голоса (громкость и правильность произношения), четкая дикция, темп речи.
Основным содержанием работы на занятиях по развитию речи является обучение способам наилучшего использования языковых средств для образного выражения задуманного содержания на основе развития всех сторон речи. Все лексические, грамматические и интонационные упражнения проводятся на материале фразеологизмов, загадок, пословиц, которые уточняют представления детей о разнообразии жанров и образности их и углубляют художественное восприятие литературных произведений. 
Такое обучение способствует осознанному переносу сформированных представлений в словесное творчество. При этом формирование образности речи проводится в единстве с развитием других качеств связного высказывания (структурного оформления и образной лексики в соответствии с выбранным жанром); обращается внимание и на понимание целесообразного использования средств художественной выразительности в сказке, рассказе, басне.
В результате у детей формируется эмоциональный отклик на образное содержание литературных и фольклорных произведений, что влияет на построение связных высказываний и использование образных средств в сочинениях детей. Повышение уровня логического и наглядно-образного мышления детей обусловлено усвоением переносного значения слов и словосочетаний, обобщений и аллегорий, заключенных во фразеологизмах, загадках, баснях. Этому способствует и параллельное выполнение разнообразных творческих заданий, наталкивающих детей на объяснение использования тех или иных средств художественной выразительности, рассуждения о том, почему в загадке используются сравнения, во фразеологизме - различные словосочетания.
Специально организованная лексическая работа, направленная на формирование у дошкольников умений отбирать лексические средства, наиболее точно соответствующие раскрываемому замыслу, рассматривается в контексте произвольности выстраивания связного высказывания.
Таким образом, ученые указывают на возможность и необходимость развития образной стороны речи детей в старшем дошкольном возрасте. Говоря об образной речи, мы будем иметь в виду умение ребенка правильно использовать такие выразительные средства, как метафора, сравнение, олицетворение, эпитеты, многозначные слова, фразеологизмы, и с их помощью ярко, точно, убедительно выражать свои мысли и чувства.
 
1.2. Особенности развития образной речи у детей дошкольного возраста
Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Изучение уровня овладения языком позволяет получить данные не только о речевых способностях детей, но и об их целостном психическом развитии. 
Речевое развитие рассматривается, как развитие умений понимать и пользоваться языком: развитие фонематического слуха и звукового анализа, словаря, осознание состава слов, формирование грамматических категорий, развитие коммуникативных умений, умений и навыков связной речи.
Овладение языком является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов (А.Н. Леонтьев) [12].
Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения.
Бедность словаря мешает полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.
Дошкольный возраст - период быстрого обогащения словаря. Его рост находится в зависимости от условий жизни и воспитания, поэтому в литературе данные о количестве слов дошкольников одного и того же возраста очень разнятся между собой. К старшему дошкольному возрасту, дети овладевают лексикой и другими компонентами языка настолько, что усваиваемый язык действительно становится родным. Здесь должно заканчиваться, в основном, формирование ядра словаря. Вместе с тем семантическое и, частично, грамматическое развитие остаются ещё далеко не завершёнными (А.В. Захарова). 
Овладение грамматическим строем речи оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе. Формирование грамматического строя речи предполагает формирование морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам), способов словообразования и синтаксиса (освоение разных типов словосочетаний и предложении). Без овладения грамматикой невозможно речевое общение.
Освоение грамматического строя представляет большую сложность для детей, поскольку грамматические категории характеризуются абстрактностью и отвлеченностью. К тому же грамматический строй русского языка отличается наличием большого числа непродуктивных форм и исключений из грамматических норм и правил.
Закономерности усвоения грамматической стороны речи раскрыты известным лингвистом А.Н. Гвоздевым. По данным исследования ребенок усваивает грамматическую систему родного языка уже к трем годам во всех ее наиболее типичных проявлениях. Усвоение ребенком грамматического строя речи происходит в виде усвоения грамматических категорий, которые характеризуются наличием знания. Время и последовательность усвоения отдельных категорий зависят от характера их назначений. У детей вызывает затруднение усвоение тех форм, конкретное значение которых не связано логикой детской мысли, т. е. то, что не ясно по значению [1].
А.Н. Гвоздевым раскрыта следующая закономерность. В усвоении грамматического строя определяется определенная последовательность: сначала усваивается всё наиболее типичное, рядовое, все продуктивные формы в области словообразования и словоизменения (падежные окончания имен существительных, формы изменения глаголов по лицам, временам).
Работы Ф.А. Сохина, Н.П. Серебренниковой, М.И. Поповой, А. В. Захаровой обогащают исследования особенностей развития грамматического строя речи у детей. Усвоение морфологической системы русского языка происходит на основе развития у детей ориентировки в звуковой форме слов. Особенно отчетливо это выражено у старших дошкольников. 
Морфологические и синтаксические стороны речи развиваются параллельно. В овладении синтаксисом меньше сложностей, хотя замечено, что синтаксические ошибки устойчивее. Они менее заметны окружающим, так как дошкольники, пользуясь устной формой речи, в основном употребляют предложения с несложной конструкцией.
Данные об овладении синтаксической стороной речи имеются в работах Н.А. Рыбникова, А.Н. Гвоздева, А.М. Леушиной, В.И. Ядэшко. На первых порах появляются «слова-предложения», обозначающие действующих лиц, предметы, действия (дай, папа, на). Слово дополняется мимикой, жестами, действиями и представляет по существу целую законченную фразу. Постепенно слова синтезируются в словарные цепи, образуя предложения. 
В старшем возрасте дети умеют противопоставлять однородные члены предложения, пользуются противительными союзами. Синтаксические ошибки наблюдаются в нарушении порядка слов в предложении [3].
Овладение способами словообразования - одна из сторон речевого развития детей. Дошкольники пользуются в основном морфологическим способом словообразования, в основе которого лежит сочетание различных по значению морфем. Для образования слов ребенок должен освоить словообразовательные модели, лексические значения основ слов, и смысл значимых частей слова. 
В психологической и психолингвистической литературе словообразование сравнивается с детским словотворчеством, которое свидетельствует об активном усвоении детьми грамматического строя. К концу дошкольного возраста детское словообразование сближается с нормативным, в связи с чем снижается интенсивность словотворчества. Наиболее интенсивно овладение словообразованием происходит в возрасте от 3 до 6 лет. В этот период формируются словопроизводство, обобщённые представления о нормах и правилах словообразования. К концу дошкольного возраста детское словообразование сближается с нормативным, в связи с чем снижается интенсивность словотворчества.
В старшем дошкольном возрасте происходит завершение освоения системы родного языка. К шести годам дети усвоили основные закономерности изменения и соединения слов в предложения, согласование в роде, числе и падеже.
Воспитание звуковой культуры - одна из важных задач развития речи в дошкольном возрасте. Сформированность звуковой культуры речи является важным критерием оценки речевой готовности детей к школе. Звуковая культура речи - понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность её и четкую дикцию.
В педагогической и психологической литературе процесс овладения звуковым строем русского языка детьми дошкольного возраста изучен и описан достаточно полно в работах А.Н. Гвоздева, В.И. Бельтюкова, Д.Б. Эльконина, М.Е. Хватцева, Е.И. Радиной, М.М. Алексеевой, А.И. Максакова.
Особое место в формировании речевой готовности детей старшего дошкольного возраста к школе занимает развитие связной речи. Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание.
Основная функция связной речи - коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах - диалоге и монологе. В лингвистической и психологической литературе диалогическая и монологическая речь рассматриваются в плане их противопоставления. Они отличаются по своей коммуникативной направленности, лингвистической и психологической природе, а также мотивами.
Несмотря на существенные различия, диалог и монолог взаимосвязаны друг с другом. В процессе общения монологическая речь органически вплетается в диалогическую, а монолог может приобрести диалогические свойства.
Важным в связи с обсуждением сущности связной речи является уяснение понятия «разговорная речь». Дети дошкольного возраста овладевают, прежде всего, разговорным стилем речи, который характерен, главным образом, для диалогической речи. Монологическая речь разговорного стиля встречается редко, она ближе к книжно - литературному стилю.
Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Обучение связной речи можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком. 
Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития связной речи, и в то же время развитие связной речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкции. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем [14].
Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного воспитания детей. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить. (Ф.А. Сохин). 
Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.
В старшем дошкольном возрасте дети способны активно участвовать в беседе, достаточно полно и просто отвечать на вопросы, дополнять и поправлять ответы других, подавать уместные реплики, формулировать вопросы. Характер диалога детей зависит от сложности задач, решаемых в совместной деятельности.
Совершенствуется и монологическая речь: дети осваивают разные типы связных высказываний (описание, повествование, от части рассуждение) с опорой на наглядный материал и без опоры. Усложняется синтаксическая структура детских рассказов, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Вместе с тем у значительной части детей эти умения неустойчивы. Дети затрудняются в отборе фактов для своих рассказов, в структурировании высказываний, в их языковом оформлении.
Большую роль в развитии речи детей, в повышении ее выразительности и культуры играет работа над изобразительными средствами языка. Образные средства оживляют речь, делают ее меткой, эмоциональной, гибкой.
На развитие речи ребенка старшего дошкольного возраста, овладение им выразительными возможностями родного языка большое влияние оказывает художественная литература, такой анализ литературных произведении, когда внимание ребенка обращается не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения.
Восприятие литературного произведения только тогда будет полноценным, когда ребенок будет к нему подготовлен. У детей появляется избирательное отношение к литературным произведениям, появляется литературный вкус.
Для детей младшего дошкольного возраста характерны: зависимость понимания текста от личного опыта ребёнка; установление легко устанавливаемых связей, когда события следуют друг за другом; эмоциональное отношение к героям ярко окрашено; наблюдается тяга к ритмически организованному складу речи.
В среднем дошкольном возрасте происходит некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и литературного опыта ребёнка. Дети правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать.
В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героев, но и мотивы поступков, чувства. Они способны иногда улавливать контекст. У детей формируется умение воспринимать текст в единстве содержания и формы. Усложняется понимание литературного героя, осознаются некоторые особенности формы произведения (устойчивые обороты в сказке, ритм, рифма).
В исследованиях отмечается, что у ребёнка 4-5 лет начинает в полной мере функционировать механизм формирования целостного образа смыслового содержания воспринятого текста. В возрасте 6-7 лет механизм понимания содержательной стороны связного текста, отличающегося наглядностью, уже вполне сформирован [1].
Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и особенности художественной выразительности не возникает спонтанно, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста.
Художественное творчество является средством формирования эстетического отношения к литературным произведениям. Исследования показали, что художественное творчество можно и нужно развивать в дошкольном возрасте. Оно является действенным средством освоения детьми окружающей действительности. Творческая деятельность способствует развитию художественных способностей детей, выявлению их запросов и интересов. Одним из важных видов художественной деятельности детей является словесное творчество.
Под словесным творчеством мы понимаем продуктивную деятельность детей, возникшую под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающуюся в создании устных сочинений -сказок, рассказов, стихов. Словесное творчество формируется на основе полноценного восприятия литературных произведений, само же восприятие развивается в творческой деятельности. Способности и умения, которые лежат в основе эстетического восприятия литературных произведений, могут быть использованы в самостоятельной деятельности - словесном творчестве только тогда, когда у ребенка полноценно развит поэтический слух.
Под поэтическим слухом подразумевается способность не только улавливать, чувствовать выразительные средства выразительной речи, но и в какой то мере осознавать их. Поэтический слух помогает развивать у детей способность к различению жанров, понимание их особенностей, умение чувствовать компоненты художественной формы и осознавать их функциональную связь с содержанием литературных произведений.
Поэтический слух имеется у каждого ребенка, но чаще всего он находится в пассивном состоянии, т.е. проявляется в «созерцании» художественного произведения. Необходимо руководство взрослых, чтобы научить детей использовать полученные знания и умения при создании собственных сочинений. Свое полное выражение поэтический слух находит в словесном творчестве детей.
Само по себе развитие поэтического слуха не приводит к возникновению творческой деятельности. Только при специальной работе, направленной на развитие и активизацию поэтического слуха, на создание условий, способствующих творческим проявлениям детей, может развиваться словесное творчество. Таким образом, возможно, довести до высокого уровня развития поэтический слух каждого ребенка и при целенаправленной работе у большинства пробудить стремление к словесному творчеству. А это имеет большое значение для будущего обучения ребенка в школе.
Осознание языковой действительности не является замкнутым в себе, чисто теоретическим (на элементарном уровне) отношением к функционирующим в речи языковым элементам и связям, отношением, изолированным от построения речевого высказывания, от речевых действий. На основе осознания языковых явлений речевые навыки и умения переводятся «из автоматического плана в план произвольный, намеренный и сознательный». Это обеспечивает большую эффективность речевого общения и дальнейшего овладения языком, речевого развития, в частности развития связной речи, формирования интереса к художественной речи и умений использовать в рассказывании языковые средства художественной выразительности.
Таким образом, в старшем дошкольном возрасте у детей имеются представления о средствах выразительности, они понимают смысловое богатство слова, смысловую близость и различия однокоренных синонимов, понимают словосочетания в переносном значении.
Старшие дошкольники понимают и способны использовать в речи многозначные слова, разнообразные средства образности (эпитеты, метафоры, сравнения). Дети владеют запасом грамматических средств, способны чувствовать структуру и семантическое место формы слова в предложении; умение использовать разнообразные грамматические средства (инверсия, уместное употребление предлогов). Также старшие дошкольники используют в речи синонимы и антонимы. 
 
1.3. Педагогические условия организации процесса развития образной речи у детей в дошкольном образовательном учреждении
К педагогическим условиям организации процесса развития образной речи у детей дошкольного возраста мы относим:
1) использование малых форм фольклора (пословицы, поговорки, загадки) и сказок;
2) подбор малых форм фольклора и сказок с учетом наличия разнообразных средств образности (эпитеты, метафоры, сравнения), многозначных слов;
3) использование малых форм фольклора не только на специальных занятиях по развитию образности речи, но и в повседневной жизни.
Специалисты по фольклору (А.С. Каргин, М.А. Некрасова, А.М. Торопов) отмечают, что фольклор - народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство [26].
Народное творчество, зародившееся в глубокой древности, - историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания. Некоторые исследователи относят к народному творчеству также все виды непрофессионального искусства (самодеятельное искусство, в том числе народные театры).
Точное определение термина «фольклор» затруднительно, так как эта форма народного творчества не является неизменной. Фольклор постоянно находится в процессе развития и эволюции: Частушки могут исполняться под аккомпанемент современных музыкальных инструментов на современные темы, новые сказки могут быть посвящены современным явлениям, народная музыка может подвергнуться влиянию рок-музыки, а сама современная музыка может включать элементы фольклора, народное изобразительное и прикладное искусство могут подвергнуться влиянию компьютерной графики и т. д.
Фольклор делится на две группы - обрядовый и необрядовый. К обрядовому фольклору относятся: календарный фольклор (колядки, масленичные песни, веснянки), семейный фольклор (семейные рассказы, колыбельные, свадебные песни, причитания), окказиональный (заговоры, заклички, считалки). Необрядовый же фольклор делится на четыре группы: фольклорная драма, поэзия, проза и фольклор речевых ситуаций. К фольклорной драме относятся: театр Петрушки, вертепная драма, религиозная драма.
К фольклорной поэзии относятся: былина, историческая песня, духовный стих, лирическая песня, баллада, частушка, детские стихотворные песни (стихотворные пародии). Фольклорная проза опять же делится на две группы: сказочную и несказочную. К сказочной прозе относятся: сказка (которая, в свою очередь, бывает четырёх типов: волшебная сказка, сказка о животных, бытовая сказка, кумулятивная сказка) и анекдот. К несказочной прозе относятся: предание, легенда, быличка, мифологический рассказ, рассказ о сне. К фольклору речевых ситуаций относятся: пословицы, поговорки, благопожелания, проклятия, прозвища, дразнилки, диалоговые граффити, загадки, скороговорки и некоторые другие. Существуют и письменные формы фольклора, такие как письма счастья, граффити, альбомы (например, песенники) [30].
Сокровищница богатейшего русского языка открывается перед ребёнком-дошкольником в блестящих произведениях устного народного творчества. Совершенные образцы его - пословицы, загадки, сказки - ребёнок не только слышит, но повторяет и усваивает. Они входят в его язык, разумеется, в доступном для ребёнка содержании. 
Е.И. Тихеева, которая со всей остротой первая после К.Д. Ушинского поставила вопрос о роли родного языка в дошкольном воспитании детей, говорит: «Мы должны вводить детей в сокровищницу нашего богатейшего языка, но для этого мы сами должны уметь пользоваться её сокровищами» [29]. 
Живой народный русский язык обладает ни с чем не сравнимыми качествами в точности и образности. Богатство слов и обозначений соответствует разнообразию жизненных обстоятельств и действий, от этого и слово становится точным. А.М. Горький обратил внимание на то, как разнообразно можно выразить в слове то или иное переживание, чувство. 
Народная речь отличается образностью. Образность есть определение в слове самых характерных, существенных черт предмета, явления. Предельно скупо и вместе с тем выразительно даются эти черты. Блестящим примером образности языка является язык русских народных сказок. Разумеется, сказки оказывают своё влияние на язык ребёнка и чем чаще он их слышит, тем в большей степени впитывает он гармонию слова. Однако обычная разговорная речь воспитательницы с детьми (рассказ, беседа) должна быть по возможности образна, выразительна. Это трудно, но вполне осуществимо при тщательной работе над своим языком. 
В русском языке сложился ряд образных выражений, близких и доступных детям; они рождаются в живой разговорной речи, проникают и из сказок, песен, поговорок, отделяются от них, становятся самостоятельными. Например, конь вороной, коровушка-бурёнушка, алый цвет, маков цвет, красное солнышко, ясные звёзды, светлый месяц, травушка-муравушка, зимушка-зима, мороз трескучий, лётчики-соколы, как буря налетел, засвистал соловьем и многие другие, образно характеризующие и явления природы и поведение людей. Все эти, и многие другие выражения тесно связаны с национальными образами, с явлениями родной природы. 
Рассмотрим особенности малых форм фольклора (поговорки, пословицы и загадки). 
Поговорки и пословицы - краткие изречения, содержащие вывод из наблюдений над окружающим, понятны более старшим детям шести-семи лет. В поговорке, пословице важно их содержание. Поговорка - принадлежность речи взрослых, дети ею почти не могут ещё пользоваться и только подводятся к этой форме фольклора. Однако обращённые к детям отдельные пословицы могут им внушить некоторые правила поведения, например: «Поспешишь, людей насмешишь». Всего правильнее употреблять пословицы и поговорки в момент, когда обстоятельства наглядно иллюстрируют пословицу; тогда скрытый в ней смысл становится для ребёнка ясен: «Вот поспешил рисовать, и плохо вышло». 
При сходстве с пословицей в эмоциональной насыщенности поговорка отличается от нее своей функцией, со всей очевидностью обнаруживаемой в речи. Поговорка вставляется в какое-либо суждение на правах его части.
Обычно поговорка отличается от пословицы и своей конкретной темой, и образом, она служит для сопоставления сходных явлений. Путем сравнения, уподобления поговорки подчеркивают образ, который лежит в их основе.
Пословицы и поговорки украшают нашу речь, делают ее более образной и живой, поэтому приобщение к ним ребенка является эффективным средством обогащения его речи, интонации, словарного запаса, средством развития воображения, формирования нравственной культуры. 
Пословицы и поговорки обладают широкими возможностями развития осознанного отношения ребенка к смысловой стороне слова; отражают владение словом на уровне взаимосвязи лексической и грамматической сторон языка. Понимание и использование пословиц и поговорок предполагает овладение переносным значением слов, понимание возможности их приложения к разным ситуациям. Краткие, емкие по смыслу изречения соединяют в себе культурно-историческое и языковое богатство фольклорного наследия, способствуют приобщению детей к ценностным (аксиологическим) ориентирам духовной культуры, которая выражается в малой фольклорной форме.
Использование загадок, как одной из форм образной народной речи, также получило признание в работе детских садов. 
Термин «загадка» очень древний. Он происходит от слова «гадать», что значит - думать, рассуждать; отсюда «гадание» - мнение, умозаключение, раскрытие чего-то скрытого, и «загадка» - слово со скрытым смыслом. Каждая народная загадка отображает окружающий человека мир. Составить загадку - это значит обычным мыслям и предметам придать метафорическую форму выражения. И наоборот, разгадать загадку - ее метафорические образы заменить образами реальными. 
Составить загадку бывает довольно трудно, так как для этого нужно обладать хорошо развитым образно-ассоциативным поэтическим мышлением, и, во-вторых, быть очень сообразительным, способным преодолеть нарочито создаваемые загадкой трудности логического характера. Поэтому важно показать детям способы создания загадок, их виды и формы. 
Совершенно очевидно, что загадка - полезное упражнение для ума ребёнка только тогда, когда она правильно выбрана. Учитывая особенности построения загадок, опирающихся на определенный жизненный опыт, на знания о вещах и явлениях, необходимо всегда помнить о крайне незначительном жизненном опыте детей-дошкольников, о неспособности их мыслить отвлечённо. Детям могут быть предложены только такие загадки, смысл которых близок опыту ребёнка и выражен в ней почти наглядно. 
Загадки по содержанию должны быть связаны с опытом ребёнка, доступным его пониманию. Если нарушается этот принцип, то нужен длительный и почти излишний труд взрослого, наводящий ребёнка на раскрытие смысла загадки. Как правило, старшие дошкольники уже знают некоторые загадки. Они слышат их в семье, от других детей. 
Е.И. Тихеева рекомендует применять разучивание скороговорок, отгадывание загадок, относящихся к определённым предметам, находящимся перед детьми. Например, перед детьми поставлены игрушки - коза, петух; загадывается загадка о каждой, дети отгадывают. Это наиболее лёгкий для детей путь, так как предметы наталкивают на сопоставление. Значительно труднее отгадывание по представлению. Поэтому такие загадки можно давать только тогда, когда у детей накопился соответствующий опыт [29]. 
Как и поговорка, пословица, загадка раскрывают поэтические стороны явлений, которые проходят часто незамеченными. 
Всё сказанное в ещё большей мере относится к гениальным произведениям народного творчества - к сказкам. Русские народные сказки издавна составляют важнейший элемент народной педагогики. Они признаны научной педагогикой и прочно вошли в детский быт. 
В сказке перед умственным взором ребёнка предстоят образы, характеры, родная природа; в ней дети получают блестящие образцы родного языка. Сказочные образы хитрой лисы, глупого и жадного волка, злой мачехи, деда-мороза, Иванушки-дурачка, Марьи-Моревны и многие другие входят в жизнь, раскрывают перед детьми, в доступной для их понимания форме, понятие добра и зла, воспитывают чувства. 
Сказки животного эпоса вводят ребёнка в мир животных, наделённых свойствами говорить, думать и поступать по-человечески. Ребёнок проникается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказки. 
Волшебные сказки открывают просторы фантазии. Исчерпывающую оценку сказки дал К.Д. Ушинский, г

Категория: Скачать диплом бесплатно | Добавил: Демьян
Просмотров: 108 | Загрузок: 44 | Рейтинг: 0.0/0 |

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу