Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск





Чт, 16.05.2024, 09:09
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
Каталог файлов


Главная » Файлы » Скачать бесплатно диплом, курсовую, реферат, отчет » Скачать диплом бесплатно [ Добавить материал ]

2180. Организация взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровья и сбережения детей
[ (1.62 Mb) ] 19.01.2021, 13:27

Оглавление
Введение    3
Глава 1. Теоретические аспекты организации взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьясбережения детей    7
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме организации взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьясбережения детей    7
1.2. Организация здоровьясбережения детей дошкольного возраста в ДОУ санаторного типа    23
1.3. Психолого-педагогические условия организации взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьясбережения детей дошкольного возраста    34
Выводы по 1 главе    44
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по организации взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьясбережения детей    46
2.1. Изучение особенностей организации взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьясбережения детей в детском саду    46
2.2. Реализация психолого-педагогических условий организации взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьясбережения детей    57
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы    68
Выводы по 2 главе    71
Заключение    73
Список литературы    78
Приложение    83

 
Введение
Актуальность исследования. Значение ранних периодов детства для развития личности и воспитания здорового ребенка трудно переоценить. Отечественной системой дошкольного образования накоплен ценный опыт гигиенического воспитания, однако ухудшение здоровья дошкольников и современные социальные условия диктуют новые подходы к формированию здорового образа жизни детей.
В Национальной доктрине образования (утвержденной Постановлением Правительства РФ от 04.10.00г. № 751) воспитание здорового образа жизни рассматривается как одна из основных задач образования. Здоровье детей зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры людей, уровня развития здравоохранения и образования, социально-экономической и экологической ситуации в стране [3]. 
Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно сложна, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества. 
Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений дошкольного учреждения и семьи. Сегодня изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама семья. Впервые в Законе «Об образовании» РФ сказано, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а дошкольное учреждение создается им в помощь [39]. 
В настоящее время перед дошкольными учреждениями стоит много проблем, которые оказывают негативное влияние на решение вопросов сохранения и укрепления здоровья детей при взаимодействии с семьей: несовершенство деятельности медико-психолого-педагогической службы дошкольного учреждения в вопросах взаимосвязи с семьей, учитывая их социальный статус; отсутствие системы в вопросах просвещения семьи по педагогическому, психологическому и валеологическому направлениям; недостаточно продумана здоровьесберегающая деятельность дошкольного учреждения (преобладание аспекта на интеллектуальное развитие детей, жесткая регламентация режима дня и отсутствие такового в семье; перегруженность групп); уровень педагогической компетентности родителей не позволяет занять активную позицию в образовательном процессе ДОУ, несформированность потребности и умений у детей, родителей и педагогов в здоровом образе жизни; отсутствие должной материально-технической базы, отвечающей здоровьесберегающей направленности воспитательно-образовательного процесса.
Данные проблемы влекут за собой отрицательные социальные последствия: подрывается духовно-нравственное, физическое и психическое здоровье детей; уменьшается процент здоровых детей, выпускаемых в школу; недостаточно высокий уровень психолого-педагогической культуры родителей, следствием этого феномена является низкая активность, высокая конфликтность, безответственность родителей к своим обязанностям по отношению к детям и образовательному процессу в ДОУ. Таким образом, проблема заключается в противоречии между объективной необходимостью изменения и пересмотра всего воспитательно-образовательного процесса и жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении и организации сотрудничества с семьей, в котором бы учитывались психологические особенности дошкольников, прослеживалась взаимосвязь ДОУ и семьи в сберегающей здоровье направленности и отсутствием научно-методического обеспечения, а также недостаточной разработанностью рассматриваемых проблем в педагогической науке и практике.
Актуальность и недостаточная разработанность проблемы исследования определили выбор темы исследования: «Организация взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьесбережения детей дошкольного возраста».
Цель работы – теоретически изучить и экспериментально проверить условия организации взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьясбережения детей.
Объект исследования – процесс взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьясбережения детей.
Предмет исследования – психолого-педагогические условия взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьясбережения детей.
Гипотеза исследования - взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах здоровьясбережения детей дошкольного возраста будет эффективным, если реализовать следующие психолого-педагогические условия:
    повысить педагогическую грамотность родителей в вопросах здоровьясбережения детей;
    обеспечить взаимодействие ДОУ и семьи, проявляющееся в активности родителей в образовательном процессе.
В соответствии с целью и гипотезой были определены задачи работы:
1.    Изучить состояние проблемы в психолого-педагогической литературе в ретроспективе и на современном этапе.
2.    Выявить эффективные психолого-педагогические условия организации взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьясбережения детей.
3.    Проверить на практике эффективность выдвинутых в гипотезе психолого-педагогических условий.
4.    Разработать методические рекомендации родителям по здоровьясбережению детей.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, наблюдение, анкетирование, эксперимент.
Основные этапы исследования: 
Первый этап (сентябрь-октябрь 2010 г.) - поисково-творческий. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, ее обобщение и теоретический анализ; постановка целей и задач, формулирование рабочей гипотезы исследования.
Второй этап исследования (ноябрь 2010 г. – февраль 2011 г.) - опытно-экспериментальный. Проведение констатирующего и формирующего этапов эксперимента, выявление особенностей организации взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьясбережения детей в детском саду, реализация психолого-педагогических условий организации взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьясбережения.
Третий этап (март-апрель 2011 г.) – обобщающий (анализ и обобщение результатов, оформление материалов исследования).
База проведения исследования: Эксперимент проводился на базе МДОУ детский сад №288 г. Челябинска.

 
Глава 1. Теоретические аспекты организации взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьясбережения детей
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме организации взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах здоровьясбережения детей
В последнее время слова «здоровьесбережение», «здоровьесберегающие» технологии и методики и другие схожие понятия стали постепенно внедрятся в научно-исследовательский оборот при осмыслении проблем образования, воспитания, защищенности и медицинского обеспечения детей образовательных учреждений, в том числе и дошкольных. 
Законом РФ от 10.07.1992 № 32661 «Об образовании», а также Федеральными законами от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и от 10.04.2000 № 51-ФЗ «Об утверждении федеральной программы развития образования» на образовательные учреждения возложена ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и воспитанников во время образовательного процесса. В этой связи Закон об образовании в п.1 ст.2 в числе основных принципов государственной политики в области образования провозглашает «приоритет ... здоровья человека» (п.1 ст.2), а в п. 3.3. ст.32 устанавливает, что образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса (п. 3.3. ст.32). В указанных нормах акцент делается на охрану здоровья детей. В п. 1 ст. 51 Закона об образовании в дополнение к указанным положениям требуется от образовательного учреждения «создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся».
Принятые в последние годы законодательные акты в сфере образования, а также внесенные изменения в действующие (Закон «Об образовании», Национальная доктрина образования в Российской Федерации и Федеральная программа развития образования, утвержденная Федеральным законом от 10 апреля 2000 г.) не содержат достаточных правовых гарантий обеспечения охраны здоровья детей в широком смысле. Тем самым допускается нарушение норм международного, а также отдельных норм отечественного права, рассматривающих здоровье ребенка как совокупность благоприятных показателей не только физического, но психического здоровья (например, ст. 12 Руководящих принципов ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних 1990 г.).
Конвенция ООН о правах ребенка (ратифицирована СССР 13.06.1990 г. – основной международный документ, обязывающий государства-участники обеспечивать ребенку защиту и заботу, включая охрану здоровья, а также регулярно отчитываться о выполнении положений Конвенции. Правительством Российской Федерации создана Комиссия по координации работ, связанных с выполнением Конвенции и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в Российской Федерации. 
Меры по охране здоровья детей предусматриваются федеральной целевой программой «Дети России» на 2007-2010 годы. Она утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2007 N 172 (ред. от 31.12.2008) № 186/272 от 30.06.1992 г. «О федеральной целевой программе «Дети России» на 2007 - 2010 годы»).
Министерством здравоохранения разработан ряд приказов по улучшению нормативного регулирования деятельности по охране здоровья детей. Прежде всего следует отметить такие как:
- приказ Министерства здравоохранения России от 04.04.2003 г. № 139 «Об утверждении Инструкции по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений»;
- приказ Министерства здравоохранения России от 3.07.2000 г. № 241 «Об утверждении «Медицинской карты ребенка для образовательных учреждений»;
- приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.04.2003 г. № 139 «Об утверждении Инструкции по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений»;
- совместный приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации от 30.06.1992 г. № 186/272 «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях»;
- приказ Министерства образования Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 16.04.2003 г. № 1628/151 «О создании координационного совета по вопросам развития сети образовательных учреждений, содействующих укреплению здоровья обучающихся, воспитанников».
Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в ст. 29 устанавливает приоритет профилактических мер в обеспечении здоровья, которые имеют тесную взаимосвязь с процессом воспитания и обучения детей. Ст. 28 устанавливает, что в образовательных учреждениях, независимо от организационно-правовых форм, должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства. Программы, методики и режимы воспитания и обучения, технические, аудиовизуальные и иные средства обучения и воспитания, а также учебники и иная издательская продукция допускаются к использованию при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии их санитарным правилам. Ответственность за соблюдение санитарных правил возлагается на должностных лиц, специалистов и работников образовательных учреждений. 
Федеральный закон от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», устанавливает приоритет жизни и здоровья человека в качестве основы государственной политики в области образования. Ст. 32 относит к компетенции образовательного учреждения создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения. Образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
На основании федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы (в ред. Постановлений Правительства РФ от 05.05.2007 N 270, от 24.03.2008 N 199) утвержден новый Государственный образовательный стандарт для педагогов, предусматривающий включение в стандарт образования по всем педагогическим специальностям обязательное изучение «Основ анатомии и физиологии с элементами гигиены детей и подростков», «основ здорового образа жизни», «Современных аспектов профилактики болезней», «Первой медицинской помощи». Постановление Правительства РФ от 24.03.2008 N 199 «О внесении изменений в федеральную целевую программу развития образования на 2006 - 2010 годы».
Федеральный закон 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (в ред. от 18.07.2009 N 175-ФЗ) предусматривает осуществление пропаганды физической культуры, спорта и здорового образа жизни; разработку и утверждение программ и учебных планов занятий физической культурой и спортом для различных групп населения; создает условия для развития массовых и индивидуальных форм физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в учреждениях, на предприятиях, в организациях независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности, в том числе с обучающимися в образовательных учреждениях и детьми дошкольного возраста. 
Физическая культура и спорт рассматриваются как одно из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья; гарантируют права граждан на равный доступ к занятиям физическими упражнениями и спортом. Запрещается реклама алкогольных напитков во время трансляции по каналам теле- и радиовещания физкультурно-оздоровительных и спортивных программ. 
В Национальной доктрине образования (утвержденной Постановлением Правительства РФ от 04.10.00г. №751) воспитание здорового образа жизни рассматривается как одна из основных задач образования. Здоровье детей зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры людей, уровня развития здравоохранения и образования, социально-экономической и экологической ситуации в стране. 
Концепция дошкольного воспитания (1989) определила приоритетным направлением формирование, а не только сохранение и укрепление здоровья детей раннего и дошкольного возраста.
Вопросы сохранения здоровья, оздоровления и развития ребенка нашли свое отражение в научных трудах Е.А.Аркина, М.Н.Алиева, В.К.Велитиченко, С.М.Иванова, С.П.Кожина и других исследователей.
История отечественного и зарубежного образования свидетельствует, что проблема здоровья подрастающего поколения возникла с момента появления человеческого общества и на последующих этапах его развития рассматривалась по-разному. 
В Древней Греции выделялись особые системы воспитания: спартанская и афинская. В условиях сурового военного строя жизни земельной аристократии воспитание в Спарте носило ярко выраженный военно-физический характер. Идеалом был выносливый и мужественный воин. Яркую картину спартанского воспитания нарисовал Плутарх в биографии спартанского законодателя Ликурга. Воспитание в Афинах предполагало интеллектуальное развитие и развитие культуры тела. В трудах Сократа и Аристотеля содержатся воззрения на необходимость формирования физической культуры тела. 
В полном соответствии с античным идеалом человека педагоги эпохи Возрождения проявляли заботу о здоровье детей, разрабатывали методику физического воспитания - Томмазо Кампанелла, Франсуа Рабле, Томас Мор, Мишель Монтень. 
В педагогической теории XVII века руководящим принципом воспитания считался принцип полезности. Педагоги того времени уделяли большое внимание заботе об укреплении здоровья детей. Джон Локк в своем главном труде "Мысли о воспитании" предлагает тщательно разработанную систему физического воспитания будущего джентльмена, провозглашая его основное правило: "Здоровый дух в здоровом теле - вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире..." [7]. Локк подробно описывает приемы закаливания, обосновывает значение строгого режима в жизни ребенка, дает советы об одежде, пище, прогулках, занятиях спортом. 
Впервые в истории русской педагогической мысли российский деятель просвещения Епифаний Славинецкий в педагогическом сочинении "Гражданство обычаев детских" попытался дать свод правил, которыми должны были руководствоваться дети в своем поведении. Здесь сказано, как относиться к своей одежде, внешности, как соблюдать правила гигиены. 
Французские просветители XVIII века Жан-Жак Руссо и Клод Адриан Гельвеций в своих трудах рассматривали вопросы воспитания нового человека. Руссо в работе "Эмиль, или О воспитании" биологизирует процесс воспитания. Он подробно останавливается на приемах закаливания Эмиля, укреплении его физических сил. Отмечая важную роль природных средств, указывает: "Внутреннее развитие наших способностей и наших органов есть воспитание от природы...". Гельвеций в книге "О человеке, его умственных способностях и его воспитании" определяет задачу физического воспитания в том, "...чтобы сделать человека более сильным, более крепким, более здоровым, следовательно, более счастливым, более часто приносящим пользу своему отечеству..." [5]. 
Идеи физического развития ребенка через труд, упражнения, военные игры, походы выдвигали Иоганн Генрих Песталоцци и Адольф Дистервег. 
В России над преобразованием дела воспитания работали прогрессивные общественные деятели и педагоги И.И. Бецкой, Н.И. Новиков, Ф.И. Янкович. Н.И. Новиков в статье "О воспитании и наставлении детей" отмечает, что "...первой главной частью воспитания является попечение о теле, поскольку образование тела и тогда уже нужно, когда иное образование не имеет еще места..." [1]. А.Н. Радищев разделял взгляды Д. Локка об основных путях и средствах физического воспитания, считая, что оно должно начинаться с самого раннего возраста и осуществляться при помощи разнообразных физических упражнений и закаливания. Развитие и укрепление физических сил, по его мнению, очень важно и для укрепления сил духовных. 
В конце XIX- начале XX века в России нарастает общественное движение в области народного образования. В это время работает П.Ф. Лесгафт - крупный ученый, организатор педагогического движения за введение физического воспитания в школах и детских учреждениях. В труде "Руководство к физическому образованию детей школьного возраста" Лесгафт предлагает оригинальную систему физического воспитания на основе закона постепенности и последовательности развития и закона гармонии. 
В период становления советской педагогики основное внимание уделялось трудовому воспитанию подрастающего поколения в органичной связи с умственным, физическим и эстетическим. Здоровье ребенка рассматривалось в его развитии через выполнение физического труда (Н.К. Крупская, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, В.Н. Шацкая, А.С. Макаренко и др.). Была создана широкая сеть детских учреждений нового типа, оздоровительные площадки, школы на открытом воздухе - лесные, степные, приморские, санаторные. 
В конце 40-х - начале 50-х годов вновь получает актуальность проблема формирования здоровья. Новая установка на гигиенический аспект здорового образа жизни была вызвана необходимостью послевоенного времени. Основоположником советской системы гигиенического воспитания школьников признан И.И. Мильман. 
В 70-80-е годы ведутся исследования по вопросам гигиенического воспитания (Н.А. Бернштейн, В.А. Воскресенский, В.И. Загвязинский и др.), охране здоровья детей, соблюдению гигиенических требований к организации учебных предметов (Д.А. Изуткин и др.). 
В 80-90-е годы меняется направление исследований, их количественные и качественные параметры. Появляется большое количество научных работ и практических рекомендаций, вскрывающих серьезные проблемы и показывающих пути их решений: антиалкогольное и антинаркотическое просвещение; половое воспитание и психогигиена пола как необходимый аспект формирования представлений о здоровом образе жизни; сохранение психического здоровья, методы коррекции психофизических отклонений, резервы повышения резистентности организма и устойчивости психики и нервной системы детей. 
В 1980 году И.И. Брехманом был предложен термин "валеология", который обозначил направление в науке, связанное с изучением и формированием здоровья, выявлением методов активного формирования его. На стыке наук о человеке развивается новое направление в педагогической науке - педагогическая валеология как наука о включении человека в процесс формирования своего здоровья (Г.К. Зайцев, В.В. Колбанов, Л.Г. Татарникова). 
На современном этапе развития образования существует несколько концепций физического развития детей дошкольного возраста. В основе философии той или иной программы лежит определенный взгляд авторов на ребенка, на закономерности его развития, а, следовательно, и на создание условий, которые способствуют становлению личности, оберегают его самобытность и раскрывают творческий потенциал каждого воспитанника. Развитие двигательной активности детей должно протекать в форме их приобщения к физической культуре как естественной составляющей общечеловеческой культуры в собственном смысле слова.
По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни или физических дефектов [8, с.54].
Социологическое понятие здоровья включает:
    состояние, противоположное болезни, полноту жизненных проявлений человека;
    состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов;
    естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений;
    состояние оптимальной жизнедеятельности субъекта (личности и социальной общности), наличие предпосылок и условий его всесторонней и долговременной активности в сферах социальной практики;
    количественно-качественную характеристику состояния жизнедеятельности человека и социальной общности [5, с.7].
В настоящее время принято выделить несколько компонентов (видов) здоровья:
1.    Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека, - основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.
2.    Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма, - основу которого составляют морфофизиологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.
3.    Психическое здоровье – состояние психической сферы, - основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, в также возможностями их удовлетворения.
4.    Нравственное здоровье – комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, - основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем  опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты [2, с.18].
Таким образом, понятие здоровья отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания; само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.
В педагогической науке понятие «здоровьесбережение» стало использоваться с 90-х годов XX в. и отражало специфику отношений к сохранению здоровья детей через особенности организации учебно-воспитательного процесса в различные периоды: «беречь здоровье» – «не обременять» – «забота о здоровье» – «укрепление здоровья» – «охрана здоровья» – «валеология» – «здоровьесбережение».
В настоящее время в понятии «здоровьесбережение» учёными выделяются различные аспекты: самоактуализация и самоосуществление, физическое саморазвитие и самовоспитание, интеграция физкультурного образования. 
В соответствии с вышесказанным, здоровьесбережение будет рассматриваться нами как процесс, включающий в себя совокупность специально организованных физкультурно-оздоровительных, образовательных, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических и т.п. мероприятий человека для полноценно здоровой жизни на каждом этапе его возрастного развития. 
Здоровьесбережение в личностном аспекте – это способ выражения индивидуальности человека в жизнедеятельности, реализуемый через физкультурно-оздоровительную деятельность, которую в образовательном учреждении обеспечивает процесс физического воспитания. Основное место в здоровьесбережении мы отводим физкультурно-оздоровительной деятельности, потому что, во-первых, использование средств физического воспитания получило первенствующее место в системе профилактических мероприятий, направленных на коррекцию здоровья, во-вторых, при этом происходит целесообразное изменение физического организма, а, в-третьих, физкультурно-оздоровительная деятельность даёт возможность совершенствования гораздо выше, чем другие виды физической деятельности.
Здоровьесбережение как система характеризует собственно здоровьесберегающий аспект функционирования учебного заведения соответствующего уровня и профиля. Любая такая система состоит из следующих взаимосвязанных компонентов: целей здоровьесберегающей деятельности; содержания этой деятельности (фиксируемого в планах, программах, учебниках, учебных пособиях, компьютерных обучающих программах, разнообразных видео, информационных, телекоммуникационных и т.п. средствах); методов сбережения здоровья (процессуально понимаемой технологии здоровьесберегающей деятельности); средств, используемых в процессе здоровьесбережения; организационных норм, в которых здоровьесберегающая деятельность реализуется с тем или иным эффектом.
Система здоровьесберегающего образования наряду с обеспечением необходимых условий для полноценного естественного развития ребенка способствует формированию у него осознанной потребности в здоровье, пониманию основ здорового образа жизни, обеспечивает практическое освоение навыков сохранения и укрепления физического и психического здоровья.
Немаловажную роль в работе детского сада по сохранению и формированию здоровья ребенка играют такие программы, как: 
    «Программа воспитания и обучения в детском саду (авторский коллектив: М.А.Васильева, В.В.Гербова, Т.С.Комарова); 
    Программа для дошкольных образовательных учреждений и методический комплект «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (авторский коллектив: H.H.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина); 
    Комплексная программа и методическое руководство для педагогов дошкольных учреждений «Радуга» (авторский коллектив: В.В.Гербова, Т.Н.Доронова, Т.И.Гризик); 
    Здоровьесберегающая технология раздельного обучения (автор В.Ф.Базарный) и другие, важнейшими компонентами которых являются игра и физическое развитие ребенка, формирование привычки к здоровому образу жизни, приобщение к физической культуре. 
Были проанализированы программы по исследуемой проблеме (табл. 1). Они достаточно широко представлены в педагогической теории.
Таблица 1 - Сравнительная характеристика программ дошкольного образования по охране и укреплению здоровья детей
Название программы, автор    Задачи    Разделы программы    Средства и формы физического воспитания
«Радуга»
Т.Н.Доронова    Организация двигательного режима, закаливания, физкультурно-оздоровительной работы    «Формируем привычку к здоровому образу жизни», «Суточный режим жизни», «Бодрствование», «Сон», «Питание», «Навыки здоровья», «Формируем культуру движений»    Гигиенические факторы, гигиена нервной системы, физические упражнения. Профилактическая, развивающая, лечебная, реабилитационная направленность в подборе физических упражнений
«Развитие»
Л.А.Венгер    -    Рекомендации М.Д.Маханева и О.М.Дьяченко по воспитанию здорового ребенка    Гигиенические факторы: Режим, питание, гигиенические процедуры.
Средства физического воспитания: закаливание (специальные меры закаливания, беседы).
Физические упражнения (спортивные игры, праздники, развлечения, физкультурные занятия, подвижные игры, утренние гимнастики, плавание)
Программно-методическое пособие 
В.Т.Кудрявцев, Б.Б.Егоров    Формирование двигательной сферы и создании психолого-педагогических условий развития здоровья детей на основе их творческой активности        Активные формы оздоровительной работы (игры)
Индивидуально-дифференцированный подход
«Основы безопасности дошкольников»
В.А.Ананьев    Развитие физической активности детей: приучать заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих, формировать навыки личной гигиены, дать знания о здоровой пище, дать знания о том, что такое болезнь    «Здоровье человека и окружающая среда», «Здоровье и образ жизни человека»    Занятия, игры - занятия, изобразительная деятельность, прогулки, гигиенические процедуры, закаливающие мероприятия, игры, спортивные мероприятия, праздники.
Беседы, чтение литературы.
Работа с родителями, направленная на оздоровление детей и на развитие их физической активности
«Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста»
Н.Н.Авдеева, Р.Б.Стеркина, О.Л.Князева    Формирование у ребенка представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни    «Здоровье ребенка»    Занятия, игры

Итак, анализ содержания современных программ для дошкольных учреждений позволяет сделать выводы о том, что, несмотря на различия в концепциях, подходах, методах и средствах решения проблемы оздоровления детей дошкольного возраста, в содержании каждой программы авторами проблема сохранения здоровья детей признается приоритетной и ей уделяется первостепенное значение. Программы предлагают быть активными в работе не только педагогов, но и самих детей, родителей.
Важную роль в охране здоровья детей принадлежит семье. Проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей рассматриваются в трудах A.B.Алексеевой, В.Г.Бакашвили, В.И.Безлюдной и др. Существует и ряд работ, посвященных формам и методам взаимодействия семьи и ДОУ в укреплении здоровья детей.
При рассмотрении сущности взаимодействий дошкольного учреждения и семьи в процессе охраны здоровья дошкольников под «взаимодействием» мы понимаем форму организации совместной деятельности детского сада и воспитанников, основанную на сотрудничестве, в процессе которого происходит обмен действиями между субъектами с целью охраны здоровья подрастающего поколения.
Поясним сущность различных взаимодействий воспитателей дошкольного учреждения с другими субъектами в процессе воспитания культуры здоровья дошкольников:
1.    Взаимодействие воспитателя с администрацией. Воспитатель планирует работу по охране здоровья дошкольников на основе разработанной администрацией нормативной базой и теоретических основ воспитания культуры здоровья школьников. Администрация оказывает консультативно-методическую и психолого-педагогическую помощь, организует самообразование педагогов, разрабатывает пакет методических материалов, внедряет систему мониторирования состояния здоровья дошкольников и педагогов.
2.    Взаимодействие воспитателя с медицинской службой. Воспитатель организует консультации родителей с психотерапевтом, неврологом, гинекологом, логопедом и другими узкими специалистами. Совместно с медицинскими работниками проводит мониторинг показателей соматического здоровья, гигиеническое обучение дошкольников, медико-педагогический всеобуч родителей как субъектов по охране здоровья детей.
3.    Взаимодействие воспитателя с психологической службой. Воспитатель совместно с психологом изучает психофизиологические особенности воспитанников, осуществляет консультативную помощь, содействует созданию благоприятного психологического климата в группе, проводит психологическое просвещение и профилактику негативных явлений, коррекционно-развивающую работу, которая способствует творческой самореализации, развитию познавательной активности, формированию креативного мышления воспитанников.
4.    Взаимодействие воспитателя с социальной службой. Воспитатель совместно с социальным педагогом изучает материальное положение, жилищно-бытовые условия дошкольников, организует правовое просвещения обучающихся, проводит индивидуальную работу с детьми из неблагополучных, многодетных и малообеспеченных семей.
5.    Взаимодействие воспитателя с семьями дошкольников. Воспитатель проводит индивидуальную работу с родителями, пропаганду здорового образа жизни в семьях, способствует формированию у родителей предвидения опасностей окружающей детей жизни, выработке единой линии воспитания культуры здоровья дошкольников. Создает условия для эффективного взаимодействия родителей и их детей, обмену духовными и эмоциональными ценностями, сплочению семьи, обучение бесконфликтному общению, организации совместного культурного отдыха воспитанников и родителей.
6.    Взаимодействие воспитателя с педагогом по физической культуре. Это совместная организация спортивно-оздоровительных мероприятий, профилактики гиподинамии (подвижные игры), мониторинг физического развития. Формирует отношение у воспитанников и их родителей к семейной физкультуре, физической культуре как к части общей культуры человека.
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Положение о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании» и др. Так, в законе «Об образовании» записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте [4, с.28].
Цель дошкольного образовательного учреждения - создание единого здоровьесберегающего пространства «Детский сад – семья». Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и дошкольного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверия. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка. 
Таким образом, под здоровьесбережением понимается процесс, включающий в себя совокупность специально организованных физкультурно-оздоровительных, образовательных, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических и других мероприятий человека для полноценно здоровой жизни на каждом этапе его возрастного развития. 
Особенно актуальна проблема сохранения здоровья детей в дошкольных образовательных учреждениях, которая должна решаться совместно с родителями. Эта задача решается как общеразвивающих детских садах, так и в детских садах санаторного типа, где проводится системная работа по оздоровлению детей.
 
1.2. Организация здоровьясбережения детей дошкольного возраста в ДОУ санаторного типа
Реализация важнейших положений Концепции, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, активизировала поиск новых технологий физкультурно-оздоровительной работы, оценки состояния здоровья и физического развития детей. Большую работу в этом направлении провели такие известные в сфере дошкольного образования ученые, как Л.Н. Волошина, Л.А. Парамонова, Т.И. Алиева, О.М. Дьяченко, Рунова, В.Г. Алямовская, М.Н. Кузнецова и многие другие. 
Задача укрепления здоровья и снижения заболеваемости детей дошкольного возраста является приоритетной в детских садах санаторного типа. Санаторное детское дошкольное учреждение (группа) для ослабленных и часто болеющих детей имеет своей целью проведение лечебно-оздоровительных мероприятий, направленных на укрепление здоровья и снижение заболеваемости детей, воспитывающихся в детских дошкольных учреждениях общего назначения. 
Организация здоровьясбережения детей дошкольного возраста в ДОУ санаторного типа основывается на Положении о санаторном детском дошкольном учреждении.
Основным типом санаторного дошкольного учреждения является ясли-сад на 6-12 групп. При необходимости группы санаторного типа могут открываться на базе действующих и вновь вводимых детских дошкольных учреждений общего назначения (яслей, детских садов, яслей-садов).
В санаторные дошкольные учреждения (группы) направляются: дети ослабленные, часто болеющие острыми респираторными заболеваниями; дети с рецидивирующими бронхитами, пневмонией в период реконвалесценции, бронхиальной астмой вне обострения.
Санаторные дошкольные учреждения (группы) работают 5-6 дней в неделю с круглосуточным и продленным (с организацией ужина) пребыванием детей, в необходимых случаях - без перерыва на выходные и праздничные дни.
В состав лечебно-оздоровительной базы детского сада санаторного типа должны включаться: физиотерапевтический, стоматологический кабинеты, кабинеты для проведения массажа, ингаляций, лечебной физкультуры, бассейн, помещение для хранения медицинского кислорода.
Медицинский и педагогический персонал проводит комплексное оздоровление детей с учетом состояния их здоровья, включающее: щадящий режим, рациональное питание, лечебную физкультуру, массаж, санацию хронических очагов инфекции, физиотерапевтическую и медикаментозную терапию и контроль за проведением специальных закаливающих процедур и прогулок.
Здоровьеориентированная деятельность отдельно взятого детского сада осуществляется в конкретных условиях, которые определяются множеством фактов: социокультурной средой микрорайона, уровнем культуры здоровья данного педагогического коллектива, характером взаимоотношений «дети-взрослые», «дети-дети», «педагоги-родители», связи с другими образовательными, культурными учреждениями и организациями, медицинским обслуживанием, предметно-развивающей средой и т.д. 
Отсутствие комплексного подхода к формированию у детей осознанного отношения к своему здоровью, диагностического инструментария оценки достижений детей в сфере физического развития, а также недостаточная профессиональная компетентность педагогов в вопросах валеологии и низкая активность родителей в жизнедеятельности ДОУ не в полной мере способствуют оздоровлению дошкольников. 
Одним из основоположников здорового образа жизни является В.Г.Алямовская, которая считает, что главные «киты», на которых держится здоровье человека, это состояние сердечно-сосудистой, дыхательной и иммунной систем организма [3]. Она утверждает, что развитие дыхательной системы напрямую связано с движениями. Как показали исследования, способность организма усваивать кислород воздуха повышается при регулярных физических упражнениях, но только на свежем воздухе. Основной метод улучшения способностей к поглощению кислорода – равномерный длительный оздоровительный бег. Именно в дошкольные годы физкультурная деятельность должна быть направлена на увеличение этих способностей. 
Развитие и совершенствование сердечно-сосудистой системы, как утверждали Н.М. Амосов, Ю.Ф.Змановский и другие ученые, стимулируют циклические движения: ходьба, бег, плавание, езда на велосипеде, ходьба на лыжах, прыжки и т.п. Особое значение Ю.Ф. Змановский придавал оздоровительному бегу, который тренирует ценное и важное качество для здоровья – выносливость. Жизненно важное значение для физического развития дошкольников имеют упражнения, развивающие координационные механизмы нервной системы, способствующие психомоторному развитию детей (это упражнения на координацию движений, упражнения в метании, равновесии, прыжки и др.).
Вся система физического воспитания в детском саду реализуемая в соответствии с современными подходами к оздоровлению детей В.Г.Алямовской, ориентирована на следующие оздоровительные подходы:
1.    повышение резервов сердечно-сосудистой системы через использование упражнений циклического характера;
2.    повышение резервов дыхательной системы посредством регулярных физических нагрузок на свежем воздухе;
3.    совершенствование терморегуляционного аппарата и системы иммунной защиты за счет сочетания движений с закаливающими процедурами;
4.    нарастание резервных мощностей организма дошкольников через регулярные физические нагрузки;
5.    развитие эмоционально-чувственной сферы детей через переживание положительных эмоций и ощущение мышечной радости в процессе двигательной активности.
Основная цель, которую ставит перед собой коллектив ДОУ - это сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учётом индивидуальных возможностей и способностей; формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
Организация деятельности педагогов должна основываться на следующих принципах:
    принцип научности - подкрепление всех мероприятий,направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками;
    принцип комплексности и интегративности - решение оздоровительных задач в системе всего учебно- воспитательного процесса;
    принцип активности, сознательности - участие всего коллектива в поиске новых эффективных методов и целеноправленной деятельности по оздоровлению детей;
    принцип адресованности и преемственности - поддержание связей между возрастными категориями, учёт разноуровневого развития и состояния здоровья;
    принцип результативности и гарантированности - реализация прав детей на получение помощи и поддержки, гарантия положительного результата.
В процессе деятельности необходимо решать следующие задачи:
    обеспечить условия для физического и психологического благополучия участников воспитательно-образовательного процесса;
    формировать доступные представления и знания о пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и правилах;
    реализовать системный подход в использовании всех средств и форм образовательной работы с дошкольниками для своевременного развития жизненно важных двигательных навыков и способностей детей;
    формировать основы безопасности жизнедеятельности;
    оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни. 
Реализация оздоровительной деятельной деятельности МОУ - это четкая интеграция профилактического и организационного направления, педагогического и физически формирующего воздействия на ребенка специфическими и неспецифическими средствами, целостной организацией педагогического процесса.
Профилактическое направление включает в себя обеспечение благоприятного течения адаптации через систему мероприятий, выполнение сангигиенического режима, проведение обследования по скрининг-программе и выявление патологий, предупреждение острых заболеваний и невротических состояний методами неспецифической профилактики, проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний. 
Профилактика в семье призвана обеспечить высокий гигиенический уровень жилья, рациональное питание, полноценный отдых, занятие физической культурой и спортом, создание условий в семье, исключающих появление вредных привычек. Главная цель – это выработать у каждого члена семьи сознательное отношение к своему здоровью и воспитать ответственность за здоровье детей. Родителям целесообразно осуществить самооценку собственного образа жизни (режима, питания, гигиенических навыков, отсутствия вредных привычек).
Организационное направление ориентировано на организацию здоровьесберегающей среды в ДОУ, определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностики, составление индивидуальных планов оздоровления, изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик, систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров, пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников. В семье организационное направление реализуется в организации правильного питания, режима дня, совместного активного отдыха.
Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ реализуется в следующих формах:
    физкультурного занятия;
    утренней гимнастики;
    физкультминутки;
    физкультурной паузы;
    упражнений после дневного сна;
    организованной двигательной активности детей на прогулках;
    коррекционного занятия;
    развлечения, досуги совместно с родителями [4].
Физкультурное занятие - основная форма физического воспитания, направленная на ознакомление детей с основными, общеразвивающими движениями, играми. Физкультурное занятие в зависимости от задач проводится фронтально, подгруппами, индивидуально руководителем физического воспитания и (или) воспитателем. В детском саду можно организовать совместные физкультурные занятия детей и родителей. Отличительная особенность этих занятий состоит в том, что родители являются помощниками инструктора, и каждый из них тренер своего ребёнка.
Утренняя гимнастика представляет собой комплекс общеразвивающих упражнений, направленный на повышение функциональной активности жизнеобеспечивающих систем организма. Упражнения нормализуют общий и эмоциональный тонус организма, улучшают функции системы внешнего дыхания и кровообращения, активизируют обмен веществ. Утренняя гимнастика проводится ежедневно до завтрака (в летнее время на свежем воздухе, зимой – в помещении).
Цель гимнастики после сна – профилактика нарушений осанки и плоскостопия, а также быстрое пробуждение, поднятие мышечного и психического тонуса, создание хорошего настроения на вторую половину дня. Основное содержание гимнастики – общеразвивающие упражнения корригирующей и профилактической направленности. 
В семье утренняя гимнастика должна проводится совместно с родителями, которые показывают положительный пример ребенку. Можно поручить детям провести утреннюю гимнастику в выходные дни с родителями или братьями и сестрами (после соответствующей работы с родителями), а затем попросить их рассказать об этом в детском саду. Активность самих детей, использование их организаторских способностей формирует у детей положительное отношение к утренней гимнастике и желание участвовать в ее выполнении и проведении.
Физкультминутка – комплекс специальных упражнений и игровых заданий для отдельных групп мышц. Физкультминутка проводится на занятиях малоподвижного характера с целью освобождения от мышечного и умственного напряжения, создания положительных эмоций, подъема активности детей.
Физкультурная пауза – перерыв между занятиями, во время которого проводятся игры, игровые задания, комплексы упражнений. Физкультурная пауза необходима для снятия эмоционального напряжения и утомления у детей, сформировавшегося в процессе занятий с умственной нагрузкой, повышения двигательной активности детей.
Физкульминутки и физкультурные паузы также необходимо проводить и в семье, во время выполнения длительной работы (например, во время рисования, компьютерных игр и т.п.), которые позволят снять напряжение и утомление у детей. Родители должны следить, чтобы умственная нагрузка чередовалась с двигательной активностью.
Упражнения после дневного сна содействуют постепенному переходу организма из состояния сна в бодрствование, повышают эмоциональный и мышечный тонус, способствуют эффективному закаливанию, хорошо сочетаются с водными процедурами.
Организованная двигательная активность детей на прогулке (утренней и вечерней) направлена на совершенствование двигательных действий, воспитание личностных качеств в игровой деятельности. Для подвижных и спортивных игр используют игровой материал и пособия в соответствии с утвержденным типовым перечнем физкультурного и спортивного инвентаря и оборудования для учреждений дошкольного образования. Спортивные игры проводятся по упрощенным правилам.
Коррекционное занятие – комплекс мероприятий медицинского, физического, психологического характера, которые направлены на восстановление индивидуального здоровья детей. Коррекционное занятие проводится руководителем физического воспитания с подгруппами детей при наличии единых медицинских показаний и противопоказаний или индивидуально.
Самостоятельная двигательная деятельность в учреждении дошкольного образования может быть индивидуальной и групповой, включает игры и упражнения, которые выбирают дети в соответствии с собственными желаниями, интересами и способностями. С целью стимулирования самостоятельной двигательной деятельности детей в учреждении дошкольного образования используют разнообразное физкультурное оборудование [6].
Ограничение самостоятельной двигательной активности детей как в семье, так и в детском саду вызвано возрастающими познавательными интересами (компьютерные игры, конструирование, просмотр телепередач, видео и т.д.). Поэтому родители должны уделять больше внимания организации двигательного режима детей, создавать для этого условия (например, организация спортивного уголка в комнате).
Основной составляющей совместной образовательной деятельности являются игры и упражнения циклического и координационного характера и оздоровительный бег. Обязательный компонент – самостоятельная деятельность детей. Педагогическая ценность самостоятельной деятельности велика, т.к. воспитывает потребность в ЗОЖ (учит детей осознанному выполнению упражнений в нужном темпе, страховке, умению замечать ошибки). 
Наличие бассейна расширяет возможности детского сада в оздоровлении детей. Совместная образовательная деятельность детей в бассейне заключается не только в обучении навыкам плавания. Это отличное средство для тренировки терморегуляционного аппарата и профилактики психоэмоционального напряжения. 
Для поддержания интереса к занятиям физическими упражнениями, переживанию детьми положительных эмоций, накоплению двигательного опыта совместная образовательная деятельность проводится в следующих формах: традиционной (классического типа), игровой, сюжетно-игровой, тематической, тренировочной, контрольно-оценочной, самостоятельной, в форме прогулок-походов, полосы препятствий, на тренажерах.
Совместная самостоятельная деятельность педагога с детьми в группе и на воздухе у младших дошкольников и детей ясельного возраста проводится воспитателями и направлена на удовлетворение естественной потребности в движении, на их сенсорное развитие. Самостоятельная деятельность старших дошкольников ориентирована на развитие творческого воображения, нормотворчества, совершенствование двигательного опыта детей с учетом зоны их ближайшего развития, активизацию малоподвижных детей, снижение нагрузки у гиперактивных ребят и улучшение психофизического развития ослабленных детей. Задача педагога – не только оптимизировать двигательную активность дошкольников, но и обеспечить здоровьеформирующую функцию физических упражнений и подвижных игр.
Основное содержание совместной самостоятельной деятельности - игры и упражнения циклического и координационного характера. Для дифференцированной работы формируются подгруппы детей с учетом состояния здоровья, уровня их физической подготовленности и двигательной активности.
Одной из форм совместной деятельности по физическому развитию являются физкультурные праздники, досуги и развлечения. В их содержание входят индивидуальные и командные игры и аттракционы, совместные игры для детей и взрослых. Данные мероприятия направлены на формирование представлений о культуре здоровья и путях ее развития через активный отдых, создание условий для позитивных взаимоотношений в коллективе сверстников, оптимизации детско-родительских взаимоотношений, развитие положительных эмоций, чувственных переживаний, совершенствование двигательных навыков и физических качеств. Одним из традиционных ежегодных праздников в детском саду являются «Летние Олимпийские игры», в которых принимают участие дети, родители и педагоги детского сада. 
Успешное решение задач физического воспитания дошкольников достигается при тесном взаимодействии и сотрудничестве педагогического и медицинского персонала детского сада. Система оздоровительной работы может быть организована по следующим направлениям: разнообразные виды организации режима двигательной активности ребёнка; система работы с детьми по формированию основ гигиенических знаний и здорового образа жизни; организация питания; оздоровительное и лечебно-профилактическое сопровождение. 
В целях оздоровления организма ребёнка во всех группах необходимо проводить различные виды закаливания. В яслях это воздушные ванны и ходьба по корригирующим дорожкам. В младшей и средней группах добавляется дыхательная гимнастика и точечный массаж. В старших группах - массаж стопы (су-джок), обширное умывание по методу Уманского, сухое обтирание, восточная гимнастика на п
 

Категория: Скачать диплом бесплатно | Добавил: Демьян
Просмотров: 123 | Загрузок: 49 | Рейтинг: 5.0/1 |

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу