Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск





Пт, 29.11.2024, 00:46
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
Каталог файлов


Главная » Файлы » Скачать бесплатно диплом, курсовую, реферат, отчет » Скачать диплом бесплатно [ Добавить материал ]

2183. Анализ и оценка экономической безопасности региона
[ (1.04 Mb) ] 19.01.2021, 13:51

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ    2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ    4
1.1. Сущность, факторы и составляющие экономической безопасности региона    4
1.2. Методические подходы к оценке экономической безопасности региона    29
1.3. Метод оценки экономической безопасности региона    33
Анализ экономической безопасности Челябинской области будет анализироваться по следующим сферам (блокам):    46
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ    48
2.1 Анализ экономической безопасности Челябинской области    48
2.2 Оценка экономической безопасности Челябинской области    51
6. Социальная безопасность    60
3. НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ    81
3.1. Теоретические основы повышения уровня экономической безопасности    81
3.2. Повышения уровня экономической безопасности Челябинской области    91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ    97
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ    99


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Понятие «экономическая безопасность страны» отражает способность соответствующих политических, правовых и экономических институтов государства защищать интересы своих ключевых субъектов в рамках национальных хозяйственных традиций и ценностей. 
Проблемы обеспечения экономической безопасности России как непременного условия ее возрождения привлекают к себе все более пристальное внимание политических деятелей, ученых, самых широких слоев населения. Такое внимание отнюдь не случайно. Масштабы угроз и даже реальный урон, нанесенный экономической безопасности страны, выдвигают названные проблемы на авансцену общественной жизни.
Признание экономической безопасности важнейшим видом безопасности позволило отнести обеспечение экономической безопасности к приоритетному направлению деятельности государства и общества. Экономическая безопасность может быть обеспечена только при условии эффективного правового и государственного регулирования.
Система норм, регулирующая отношения в области обеспечения экономической безопасности, не является целостной, поскольку отсутствует ряд норм, призванных регулировать важнейшие общественные отношения в данной области. Нерешена проблема создания необходимых социально-экономических, правовых и политических условий для реализации и исполнения, действующих нормативно-правовых актов по обеспечению экономической безопасности.
Поэтому выбранная тема дипломной работы является актуальной на сегодняшний день. 
Различные аспекты этой проблемы изучены в работах российских ученых-экономистов: Аньшина В.М., Бланка И.А., Валинуровой Л.С., Егорова А.Ю., Идрисова А.Б., Кирина А.В., Ковалева В.В., Крейниной М.Н., Коссова А.В., Лившица В.Н., Липсица И.В., Лукасевич И.Я., Мартынова А.С., Ройзмана И., Серова В.М., Четыркина Е.М., Шахназарова А.Г., Шеремета А.Д. и других.
Отдельные вопросы управления инвестиционной привлекательностью раскрыты в работах зарубежных ученых: Ансоффа И., Бирмана Г., Бейли Д., Беренса В., Бромвича М., Гордона М., Кульмана А., Майо И., Рейлли К., Холта Р., Хавранека П., Фабоцци Ф., Шарпа Ф., Шмидта С.
Объект дипломного проекта – модель оценки экономической безопасности региона.
Предмет дипломного проекта – эффективность реализации модели оценки экономической безопасности региона.
Цель дипломного проекта – разработка рекомендаций по повышению уровня экономической безопасности на примере Челябинской области.
Задачи дипломного проекта:
1) выявить сущность, факторы и составляющие экономической безопасности региона;
2) проанализировать методические подходы к оценке экономической безопасности региона;
3) разработать методику оценки экономической безопасности региона;
4) провести анализ эффективности уровня экономической безопасности на примере Челябинской области;
5) разработать рекомендации по повышению уровня экономической безопасности на примере Челябинской области.
Результаты дипломного проекта, в частности разработанные рекомендации по повышению эффективности уровня экономической безопасности, могут быть использованы при формировании уровня экономической безопасности на примере Челябинской области, а также других областях.


1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 

1.1. Сущность, факторы и составляющие экономической безопасности региона

Важнейшим условием и предпосылкой устойчивого развития Российской Федерации как основы сбалансированного решения социально-экономических задач является обеспечение экономической безопасности развития регионов России.
Экономическая безопасность субъектов Российской Федерации является основой национальной безопасности. Выделение регионального уровня экономической безопасности обусловлено федеративным устройством России. Региональный уровень экономической безопасности в системе национальной безопасности России является первостепенным. Россия - федеративное государство, оно (государство) состоит из своих административно-территориальных единиц - регионов, экономика России - это консолидация экономик регионов, отдельно от регионов экономики России не существует [10, с. 35].
В настоящее время различия в развитии субъектов Российской Федерации по основным социально-экономическим показателям достигли критического уровня. Резкая межрегиональная дифференциация имеет своим неизбежным следствием расширение числа отстающих регионов, ослабление механизмов межрегионального экономического взаимодействия и нарастание межрегиональных противоречий, что значительно затрудняет проведение единой общероссийской политики социально-экономических преобразований.
Потребность в безопасности, в защите от нежелательных внешних воздействий и внутренних изменений на жизнь отдельного человека, семьи, их имущества, различных объединений людей, включая общество и государство, относится к типу базовых, основополагающих потребностей
Экономическая безопасность — состояние, в котором народ (господствующий класс) может суверенно, без вмешательства и давленая извне, определять пути и формы своего экономического развития. Экономическая безопасность является синтетической категорией политэкономии и политологии, тесно связанной с категориями экономической независимости и зависимости, стабильности и уязвимости, экономического давления, шантажа, принуждения и агрессии, экономического суверенитета и т.п. [13]. Национальная экономическая безопасность имеет внутреннюю материально-вещественную основу — достаточно высокий уровень развитая производительных сил, способный обеспечить существенно важную долю натуральных и стоимостных элементов расширенного воспроизводства национального продукта; внутреннюю социально-политическую основу — достаточно высокий уровень общественного согласия в отношении долгосрочных национальных целей, делающий возможным выработку и принятие стратегии социально-экономического развития, претворяемой в жизнь через государственную политику, устойчиво поддерживаемой большинством народа [16].
Понятие «экономическая безопасность» стало востребованным в России с момента проведения активных реформ в экономике. Анализ мирового опыта показывает, что понятие экономической безопасности хорошо известно в практике деятельности управленческих структур запада, причем экономическая безопасность рассматривается, как правило, в качестве составной части национальной безопасности.
Следовательно, национальная экономическая безопасность - это такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, гармоничное, социально направленное развитие страны в целом, достаточный экономический и оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятных вариантах развития внутренних и внешних процессах.
Понятие национальной безопасности существенно шире понятия «экономическая безопасность» и включает в себя такие слагаемые, как военная, экологическая, информационная, социальная, энергетическая, экономическая и другие виды безопасности [16]. Все эти составляющие национальной безопасности тесно взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга: каждый из видов национальной безопасности может достаточно ярко проявляться в сфере действия другого, дополняя или ослабляя его влияние. Так, например, не может быть военной безопасности при слабой и неэффективной экономике, так же как не может быть одновременно ни военной, ни экономической безопасности в обществе, раздираемом социальными конфликтами. Но все же базисом национальной безопасности продолжает оставаться экономическая безопасность. В этой связи можно утверждать, что экономическая безопасность, проявляясь в сферах влияния других видов национальной безопасности и взаимодействуя с ними, в свою очередь, аккумулирует в себе их воздействия, оставаясь при этом основой (базисом) национальной безопасности.
Экономическая безопасность - часть общей системы национальной безопасности страны. Она затрагивает практически все стороны жизни государства, общества, экономики. Ее развитие необходимо рассматривать в общем контексте формирования системы национальной безопасности государства [15]. 
С распадом системы государственной безопасности СССР была утрачена концептуальная, стратегическая и институционально-организационная основа защиты национально-государственных интересов России как наследницы Советского Союза. Старая парадигма государственной безопасности с ее идеологией, особым пониманием национально-государственных интересов и системой стратегических приоритетов уже не могла соответствовать новым представлениям о структуре национальной безопасности. Политические, социально-экономические, геополитические и международные изменения, происходящие в ходе реформирования постсоциалистического экономического пространства, носят фундаментальный характер и затрагивают весь комплекс отношений и структур в области национальной и международной безопасности. Если рассматривать их долговременные стратегические аспекты, то объективно складываются следующие элементы формирующейся в условиях перехода к рыночной экономике новой парадигмы [15]:
- переход в системе международных отношений от концепции баланса сил к концепции баланса интересов;
- движение от идеологии и структур национальной безопасности конфронтационного типа в сторону моделей, основанных на отношениях партнерства и равноправного международного сотрудничества;
- дополнение принципа защиты территории принципом обеспечения безопасности личности.
Концепция национальной безопасности нового демократического суверенного великого государства начала складываться сразу после распада СССР. В 1992 г. был принят закон Российской Федерации «О безопасности», определивший ее базовые понятия и элементы. В нем были сформулированы понятия безопасности, жизненно важных интересов, выявлена триада основных объектов безопасности (личность, общество, государство). В качестве основного субъекта обеспечения безопасности названо государство, действующее в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Угрозы безопасности определены как совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества, государства. Разделены реальные и потенциальные угрозы объектам безопасности, исходящие от внутренних и внешних источников опасности.
В законе определено, что безопасность обеспечивается проведением единой государственной политики в этой области, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватно отражающих угрозы жизненно важным интересам личности, общества, государства в целом [29].
В качестве основных принципов обеспечения безопасности законом от 1992 г. определены:
- законность;
 - соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества, государства; взаимная ответственность личности, общества, государства по обеспечению безопасности;
- интеграция с международными системами безопасности.
Необходимо отметить, что попытки сформировать новую парадигму государственной безопасности в первые годы становления суверенной России базировались на романтических и в некоторой степени примитивных представлениях об отсутствии реальных вызовов и угроз в современном мире. 
Игнорировались факты ожесточенной международной экономической конкуренции, конфликтность и противоречивость современной мировой системы, где столкновение сил и интересов не затухает, но меняет свои конфигурации. 
Попытки выстроить реальную политику на основе концепции баланса интересов, моделей партнерства и международного сотрудничества, принципов защиты прав человека и безопасности личности при идеализации данных положений и отсутствии необходимых ресурсов и механизмов для защиты собственных национальных интересов привели к серьезной сдаче геополитических и геоэкономических позиций страны. В то же время возник целый шлейф принципиально новых и опасных угроз, как в политической, так и в экономической сферах. Поэтому работа над формированием новой парадигмы национальной безопасности России не прекращалась.
С середины 1994 г. под эгидой созданного и набравшего необходимый государственный авторитет Совета безопасности начинается разработка концепции экономической безопасности, которая была обнародована в начале 1995 г. как Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения) и введена в действие Указом Президента Российской Федерации от 29.04.96 г. № 608 [29].
В период 1995-1997 гг. был уточнен ряд принципиальных положений объявленной ранее парадигмы национальной безопасности. Разработанная система включает определение концепции национальной безопасности как опорной конструкции, непосредственно связанной с национальной идеей, национальными ценностями и традициями, вековыми интересами населения и государства. На базе этой концепции и сформировалась стратегия национальной безопасности, в которой отражаются фундаментальные цели, приоритеты, весь комплекс жизненно важных интересов страны. Временные горизонты, охватываемые стратегией, простираются на период до 50 лет.
Руководствуясь концепцией и стратегией, государство и его соответствующие органы получили возможность разрабатывать долгосрочные прогнозы и программы обеспечения национальной безопасности по основным направлениям их реализации через проведение политики национальной безопасности. Новая Концепция национальной безопасности утверждена Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300.
Для анализа особенностей различных определений экономической безопасности используем достаточно известные и распространенные понятия экономической безопасности, сформулированные российскими учеными (см. таблица 1) [5, с. 105].
Таблица 1 – Определения экономической безопасности, предложенные российскими учеными
Автор    Содержание понятия
Л.И. Абалкин    Экономическая безопасность - это совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию
В.К. Сенчагов    Экономическая безопасность - это такое состояние экономики и институтов власти, при которой обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов, социально направленных на развитие страны с достаточным оборонным потенциалом
И.Я. Богданов    Экономическая безопасность - это состояние экономики страны, которое, во-первых, по объемным и структурным параметрам достаточно для обеспечения существующего статуса государства, его независимого от внешнего давления политического и социально-экономического развития, и, во-вторых, способно поддерживать уровень легальных доходов, обеспечивающих абсолютному большинству населения благосостояние, соответствующее стандартам цивилизованных стран

С.А. Афонцев    Экономическая безопасность - устойчивость национальной экономической системы к эндогенным и экзогенным шокам экономического или политического происхождения, проявляющихся в ее способности нейтрализовать потенциальные источники негативных шоков и минимизировать ущерб, связанный с реально произошедшими шоками
Ю.С. Курочкин    Экономическая безопасность - способность экономики удовлетворять внутренний спрос и компенсировать предложение (оплатить восполнение спроса) извне собственными ресурсами

Разнообразие подходов к определению сущности экономической безопасности вызывает беспокойство некоторых ученых. Например, И.Н. Петренко считает, что «подобная многовариантность размывает сам предмет исследования». И.Я. Богданов отмечает, что определения чрезмерно детализированы, излишне акцентируют внимание на интересах государства.
Другие ученые придерживаются иного взгляда на многовариантность подходов к определению экономической безопасности и не считают актуальной опасность «растворения» проблемы ее детализацией. Например, Т.Д. Ромащенко пишет: «невозможно дать одно емкое определение экономической безопасности, характеризующее это явление во всем его многообразии. Экономическая безопасность относится к категориям со сложной пространственно-временной геометрией. Различные определения экономической безопасности - это равноправные, дополнительные описания, признак полиморфности, гетерогенности экономического явления» [6, с. 123].
Ю.С. Курочкин наиболее серьезным недостатком имеющихся определений категории экономической безопасности считает выражение ее сущности через сумму социальных, политических и военных понятий, не связанных с экономикой непосредственно [5, с. 147].
Анализ приведенных в таблице 1 определений экономической безопасности свидетельствует, что они представляют две известные в российской политике доктрины традиционализма и либерализма, сторонниками которых в настоящее время являются государственники и рыночники.
Первому подходу к определению экономической безопасности соответствует социально ориентированная экономика, в которой значительное место имеют государственные методы регулирования, декларируется приоритет национальных интересов, особое внимание придается развитию оборонного потенциала страны.
Второй подход к определению экономической безопасности содержит признаки независимой экономики, характеризующейся стабильностью, устойчивостью и способностью к постоянному обновлению. Особое внимание придается экономической эффективности и поддержанию уровня легальных доходов граждан, соответствующих стандартам цивилизованных стран. Эти характеристики необходимо рассматривать как составные части системы экономической безопасности и одновременно воспринимать как понятия, имеющие самостоятельное теоретическое и методологическое значение, то есть как научные категории. 
При изучении экономической безопасности как сложного социального явления, а также при практическом решении проблем ее обеспечения большое значение имеет выработка наиболее полного представления о структуре этого явления, о классификации его проявлений. 
Экономическая безопасность может быть подвергнута декомпозиции по многим признакам. Типологически наиболее важной представляется ее классификация по отношению к тому, где реализуется интересы защищаемых объектов: в пределах или вне пределов национального экономического пространства. При этом под национальным экономическим пространством следует понимать территорию, где всякая хозяйственная деятельность осуществляется преимущественно на основе законодательства той страны, которой эта территория принадлежит.
По этому признаку экономическая безопасность классифицируется не только как защищенность интересов тех или иных национальных объектов экономической безопасности, но и как защищенность интегрированных экономических интересов всей нации или национальная экономическая безопасность, которая может быть двух типов: внутренняя и внешняя.
Под внутренней экономической безопасностью понимается защищенность жизненно важных интересов личности, общества, и государства, реализуемых в пределах национального экономического пространства, от внутренних и внешних угроз. Соответственно под внешней экономической безопасностью понимается защищенность жизненно важных интересов личности, общества, и государства, реализуемых за пределами национального экономического пространства, от внутренних и внешних угроз.
В условиях современности обеспечение собственной внешней экономической безопасности достигается посредством обеспечения международной экономической безопасности. Международная экономическая безопасность может быть глобальной и коллективной [7, с. 97].
Глобальная экономическая безопасность представляет собой защищенность международных экономических отношений от угрозы их дестабилизации. Коллективная экономическая безопасность есть защищенность в экономической сфере консолидированных интересов групп стран, а также национальных интересов каждой из стран, входящих в эту группу. Экономическая безопасность делится на два типа в зависимости от того, где находится источник угрозы: внутри самого объекта или вне.
В видовом отношении экономическая безопасность делится, прежде всего, по основным объектам, жизненно важные интересы, которых защищаются. Это экономическая безопасность личности, общества и государства. Экономическая безопасность личности определяется как защищенность жизненно важных интересов личности в экономической сфере от внутренних и внешних угроз. Экономическая безопасность общества обеспечивается гармоничным сочетанием экономических интересов всех его групп и слоев. Экономическая безопасность государства обеспечивается поддержанием экономического потенциала страны на уровне, минимально необходимом для обеспечения суверенитета и территориальной целостности государства, нормального функционирования системы государственного управления.
Тот или иной вид экономической безопасности определяется еще и по сферам хозяйственной активности и отраслевой принадлежности объектов, интересы которых защищаются. В соответствии с такой классификацией основными видами экономической безопасности являются энергетическая безопасность, продовольственная безопасность, военно-экономическая безопасность, а также предпринимательская безопасность и безопасность государственной собственности.
Экономическая безопасность рассматривается как единая система типов и видов, каждый из которых является относительно самостоятельной подсистемой со своими характерными особенностями [10, с. 28].
Российская экономика в последние годы развивается достаточно высокими темпами: страна имеет стабильный курс национальной валюты, рост доходов бюджетной системы и населения. Все это в совокупности позволяет создать условия для повышения уровня жизни населения, обеспечения безопасности граждан и дальнейшего усиления экономических позиций России в мировом пространстве.
Эффективная бюджетная система страны считается важнейшим фактором устойчивого экономического роста, поскольку из бюджетных средств осуществляется финансирование всех направлений деятельности государства. Национальные интересы государства в экономической сфере являются приоритетными, их реализация возможна только на основе устойчивого развития экономики, сохранении, развитии и эффективном использовании всех видов ресурсов (бюджетных, финансовых, интеллектуальных, трудовых, информационных, ресурсных и др.).  Обеспечение экономической безопасности исполнения бюджета означает нейтрализацию или сведение к минимуму неблагоприятных внешних и внутренних воздействий на бюджет государства, сохранение экономической и политической стабильности в обществе, устойчивости функционирования всех секторов экономики, целостности внутриэкономического пространства с целью повышения уровня и качества жизни российских граждан. 
Экономическая безопасность государственного бюджета предполагает деятельность по защите бюджетных отношений государства от нежелательных и опасных по возможным последствиям воздействий. В целом безопасность государственного бюджета следует рассматривать, как такое состояние всех сегментов бюджета, при котором обеспечивается гарантированная защита и гармоничное социально-направленное развитие национальной экономики, финансовой системы и всей совокупности финансовых отношений и процессов в стране, связанных с формированием бюджета [11]. 
Отсутствие четких целей и конечных результатов использования бюджетных средств является одной из основных угроз, влияющих на экономическую безопасность исполнения бюджета. 
Проанализируем угрозы, прежде всего, непосредственно относящиеся к исполнению бюджета, которые влияют на требуемый уровень устойчивости, эффективности и целевой направленности государственных бюджетных средств. 
С нашей точки зрения, угрозами исполнения бюджета являются потенциальные или реально возможные действия по отношению к бюджету, приводящие к нарушениям механизмов формирования доходной и расходной частей государственного бюджета. Эти угрозы можно сгруппировать следующим образом[10, с. 45]: 
−    отсутствие четких целей и конечных результатов использования бюджетных средств;
−    ограниченность полномочий и ответственности получателей бюджетных средств при формировании и исполнении бюджета;
−    отсутствие четкого закрепления доходов бюджетной системы за получателями соответствующих платежей;
−    предоставление бюджетных средств на основе корректировки (индексации) ассигнований прошлых лет без учета финансируемых направлений мероприятий в соответствии с приоритетами государственной политики; 
−    формальный характер применяемых методов программно-целевого планирования бюджета (в том числе разработки и реализации федеральных целевых программ);
−    отсутствие эффективной системы государственного финансового контроля. 
Несмотря на многоуровневый характер и сложность решаемых задач, бюджетная система страны должна оставаться единым финансовым организмом, в рамках которого должны осуществляться согласованные процессы управления государственными финансами и обеспечиваться сбалансированное развитие, как всех ее элементов, так и системы в целом. 
Единство бюджетной системы Российской Федерации обеспечивается наличием единой правовой базы, использованием единых бюджетных классификаций и форм бюджетной документации, применением санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также предоставлением необходимой статистической и бюджетной информации с одного уровня бюджета на другой для составления консолидированных бюджетов Российской Федерации и территорий.
Таким образом, экономическая безопасность одновременно характеризует как состояние соответствующей нации, так и состояние ее хозяйственного комплекса. Это превращает экономическую безопасность в относительно самостоятельное социальное явление, учет которого совершенно необходим при принятии руководством важнейших социально-экономических и военно-политических решений. Однако если исходить из приведенного выше определения национальной безопасности как теоретической основы всех составляющих эту научную категорию, то становится очевидным, что экономическая безопасность есть не что иное, как защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в экономической сфере от внутренних и внешних угроз.
При этом в это понятие включаются интересы местного самоуправления населения, разнообразных общественных организаций и негосударственных предприятий; в интересы государства – интересы всех ветвей власти, а в случае федеративного устройства государства – интересы федерального центра и каждого из субъектов федерации.
Развитие экономики под воздействием рыночных механизмов выделило в качестве самостоятельной функцию государства по защите экономической безопасности. Такая необходимость вызвана тем, что рыночные механизмы не способны выполнять данную функцию. Обычно экономические интересы хозяйствующих субъектов не противоречат национальным интересам. Однако такие противоречия часто могут возникать. Например, рыночные механизмы делают выгодным развитие экологически вредных производств, а государство заинтересовано сдерживать их развитие. 
Федеральный уровень власти может обеспечить лишь защиту от наиболее важных и крупных угроз. Население же в своей повседневной жизни сталкивается со значительно большим спектром угроз, многие из которых носят локальный характер. Выявление подобных местных проблем наиболее эффективно осуществляется местными органами власти как наиболее приближенными к населению. В то же время предупреждать и ликвидировать последствия возникших локальных угроз наиболее эффективно могут органы государственной власти субъектов Федерации. 
Объектами экономической безопасности региона являются территория субъекта Федерации, население и все относящееся к экономике, расположенное на данной территории (участке земной поверхности, имеющем отдельные границы и пространственный базис деятельности, включающий производственные фонды, инфраструктуру, и который рассматривается как среда жизнедеятельности населения, совокупность ресурсов развития). 
Объектом исследования экономической безопасности на региональном уровне является кругооборот расходов и доходов, товаров, услуг и ресурсов на основе различных форм собственности. Основанием для оценки угроз и ущербов от воздействия угроз как приемлемых или неприемлемых являются критерии экономической безопасности, которые могут быть качественными или количественными. Критерии выражаются показателями экономической безопасности. Таким образом, сущность экономической безопасности реализуется в системе ее критериев и показателей [11]. 
Учитывая особенности проблем обеспечения экономической безопасности региона, необходимо выработать особую систему параметров, учитывающих специфику конкретной территории. Существующие системы показателей оценки экономической безопасности ориентированы преимущественно на федеральный уровень власти. Однако, учитывая важность и специфические особенности региональных проблем, представляется необходимой специальная проработка проблем показателей безопасности для регионов. Целями применения подобной методики являются: 
— оценка кризисных ситуаций и угрозы их возникновения в социально-экономической сфере региона; 
— оценка влияния местных кризисных ситуаций на национальную безопасность субъекта Федерации и России в целом; 
— разработка и обоснование программно-целевых мероприятий по обеспечению экономической безопасности. 
Основные требования к системе социально-экономических показателей региона: 
— система социально-экономических показателей региона должна быть взаимоувязана с общей схемой анализа и показателей, использующихся на федеральном и отраслевом уровнях; 
— показатели региональной безопасности должны быть совместимы с действующей в стране системой учета, статистики и прогнозирования; 
— система социально-экономических показателей должна отвечать перечню основных угроз экономической безопасности региона; 
— перечень социально-экономических показателей, используемых для анализа, должен быть минимален, легко доступен и допускать простую интерпретацию; 
— результаты анализа должны допускать простую и наглядную проверку на непротиворечивость существующему положению; 
— социально-экономические показатели должны относиться к одному временному периоду, описывая своего рода срезы социально-экономической ситуации; 
— показатели должны допускать возможность осуществлять регулярный мониторинг и прогнозирование факторов, влияющих на уровень угроз безопасности региона. 
Анализ положения в регионе должен опираться на набор индикаторов экономической безопасности, который позволит выявить и оценить грядущие угрозы, а также реализовать необходимый комплекс программно-целевых мер по снижению уровня угроз. Для своевременного выявления угроз целесообразно создать перечень показателей, информацию по которым должны предоставлять муниципальные образования. На основе информации, полученной от местных органов власти после ее проверки на соответствие критериям экономической безопасности, можно принимать обоснованные решения о минимизации тех или иных угроз. 
Критерий экономической безопасности — оценка состояния экономики с точки зрения важнейших процессов, отражающих сущность экономической безопасности. Критерий не может приниматься как прямое руководство к действию. Требуется гибкий подход к его корректировке и реализации в соответствии с периодической перестройкой ресурсно-производственного потенциала, созданием новых хозяйственных рычагов, структур управления [7]. 
По мнению большинства исследователей, основой формирования этих показателей является тесная взаимосвязь понятия безопасности с категорией риска. Концепция риска в стратегии экономической безопасности включает в себя два важнейших элемента: оценку риска и управление риском. Оценка риска носит, как правило, экспертный, вероятностный характер. Управление риском предполагает предвидение возможных критических социально-экономических ситуаций с тем, чтобы предотвратить, ослабить и смягчить их последствия. Поэтому оценка уровня экономической безопасности предполагает наряду с анализом факторов риска использование категорий потерь (ущерба) фактических, ожидаемых, потенциальных, компенсируемых и некомпенсируемых. 
Процесс управления рисками строится на мониторинге показателей, их анализе с учетом влияния на поставленные цели, прогнозе возможных изменений условий развития объекта управления, оценке альтернативных вариантов решения при выборе наиболее эффективных вариантов. 
Критерии экономической безопасности диктуют выбор определенных показателей экономической безопасности объекта исследования, которые будут описывать, и характеризовать его динамику, уровень основных количественных и качественных параметров. 
Особое место занимает определение и использование пороговых значений индикаторов, призванных сигнализировать о приближении критического состояния объекта управления и необходимости изменения стратегии развития объекта. Пороговые значения — это предельные величины, несоблюдение значений которых препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций для муниципального образования. Таким образом, показатели, по которым определены пороговые значения, выступают системой показателей экономической безопасности [5, с. 105]. 
К основным критериям, характеризующим интересы региона в области безопасности и обеспечивающим приемлемые для большинства населения условия жизни и развития личности, устойчивость социально-экономической ситуации, относятся: 
— расширенное воспроизводство экономической и социальной инфраструктуры региона; 
— границы критической зависимости региона от ввоза важнейших видов продукции первой необходимости; 
— обеспечение необходимого уровня обслуживания потребностей населения с целью формирования условий для нормального жизнеобеспечения населения региона. 
Выявление угроз экономической безопасности региона и прогнозирование их последствий осуществляется с помощью мониторинга. В распоряжении органов власти региона должен постоянно находиться инструментарий анализа потенциальных и реальных угроз экономической безопасности, альтернативный набор решения возникающих проблем. 
Важнейшей проблемой, от решения которой зависит разработка эффективных мер по предупреждению ущерба, является определение системы пороговых уровней снижения экономической безопасности в ответ на действие тех или иных факторов риска. Например, уровень и качество жизни основной массы населения, за границами которого возникает опасность неконтролируемых социальных, трудовых, межнациональных и других конфликтов, создается угроза выживанию.
Система параметров (пороговых значений) экономической безопасности региона должна основываться на принципиальных положениях Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации, одобренных Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608. 
Каждый из основных индикаторов угроз экономической безопасности связан с оценкой ситуации в определенной сфере. Расчет показателей, рассматриваемых изолированно друг от друга, не позволяет получить объективную оценку. Только система показателей позволяет сделать выводы о реальной степени угрозы экономической безопасности. Показательно сопоставление показателей безопасности соседних регионов, а также муниципальных образований одного региона. Практика показывает, что нужно не просто определить чисто макроэкономические индикаторы, на которые трудно повлиять в оперативном порядке (их динамика складывается достаточно инерционно и под воздействием многих факторов, которые зачастую не поддаются влиянию). Целесообразно использовать индикаторы, которые поддаются воздействию со стороны органов власти, как в стратегическом, так и в тактическом плане. Выявляются критические точки и способы воздействия на них [32]. 
Критическая величина экономических показателей безопасности на определенной территории не всегда означает ситуацию полного краха социально-экономической сферы или отдельных ее областей. Прежде всего, она свидетельствует о необходимости оперативного вмешательства органов управления с целью изменения опасных тенденций. 
По степени экономической значимости объекты экономики и инфраструктуры региона делятся на две категории: 
— жизнеобеспечивающие, для которых необходим жесткий режим управления и планирования; 
— для менее значимых система регионального управления и планирования действует в отслеживающем режиме. 
Отслеживание функционирования объектов осуществляется через индикаторы — параметры границ, в пределах которых система может устойчиво функционировать и развиваться. 
Можно выделить следующие группы объектов для индикативного анализа экономической безопасности региона: 
— показатели состояния инфраструктуры (динамика воспроизводства, работоспособность и степень изношенности, техническая аварийность, число объектов инфраструктуры на 10 000 человек и др.); 
— демография, уровень и качество жизни (рождаемость и смертность, продолжительность жизни, заболеваемость; средняя и минимальная заработная плата и пенсии в сравнении с прожиточным минимумом; различие в уровне доходов между отдельными слоями населения; потребление важнейших видов продовольствия и обеспеченность товарами длительного пользования, преступность и др.); 
— динамика занятости населения, в том числе по половозрастным и социальным группам населения; 
— состояние финансово-бюджетной и кредитной системы, обеспеченность финансовыми и материальными ресурсами важнейших региональных нужд, обеспеченность ресурсами исполнения отдельных делегированных государственных полномочий; 
— действенность системы государственной власти, механизмов правового и административного регулирования; 
— состояние окружающей среды, экология. 
Рассмотрим более подробно пороговые значения индикаторов уровня жизни населения как наиболее важные для регионального уровня управления. В этой области часто используются следующие показатели: 
— доля в населении граждан, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, 
— средняя продолжительность жизни, 
— разрыв между доходами 10% самых высокодоходных и 10% самых низкодоходных групп населения; 
— уровень рождаемости; 
— уровень смертности и заболеваемости от различных причин, 
— сопоставление средней заработной платы и пенсии в данном муниципальном образовании с прожиточным минимумом в соседних муниципальных образованиях; 
— уровень безработицы; 
— уровень обеспеченности различными товарами длительного пользования; 
— уровень преступности. 
При расчете показателей дохода следует учитывать, что эти данные часто несколько занижены, так как рассчитываются только на основе денежных доходов населения без учета натуральных доходов от собственных подсобных хозяйств и без учета бесплатных благ и услуг, получаемых населением. Кроме того, не учитываются многие перераспределяющие потоки. В частности, доходы от неформальной, нерегистрируемой занятости, от безвозмездной помощи родственников друг другу. В результате этой деятельности населения происходит перелив доходов от одной группы населения к другой. 
Однако это не снимает остроту проблемы с позиции угрозы безопасности. Дело в том, что величина прожиточного минимума установлена на таком низком уровне, что пороговым значением по этому индикатору должно было бы быть отсутствие граждан, имеющих доходы ниже данного уровня. Что касается разрыва в доходах между высоко- и низкодоходными слоями населения, то пороговое значение по этому индикатору в России предварительно определяется на уровне, обычно принимаемом в развитых зарубежных странах, где разрыв в 8 раз не вызывает социальных конфликтов. Однако население России привыкло к разрыву в доходах максимум в 4—5 раз. Поэтому по возможности следует принимать более жесткие параметры пороговых значений по данному индикатору. 
Важно подчеркнуть, что наивысшая степень безопасности достигается при условии, что весь комплекс показателей находится в пределах допустимых границ своих пороговых значений, а пороговые значения одних показателей достигаются не в ущерб другим [8].
Ведь пороговые значения являются важнейшим инструментом системного анализа, прогнозирования и социально-экономического планирования. Они должны приобрести статус одобренных или утвержденных на государственном уровне количественных параметров, соблюдение которых должно стать непременным элементом правительственных экономических программ. 
Первой важной группой являются пороговые значения показателей экономической безопасности, касающиеся производственной сферы, ее способности функционировать при минимальной зависимости от внешнего мира. Крайне важны здесь показатели по общему объему производства. Россия, претендующая на роль великой державы, должна иметь соответствующий объем производства. В связи с этим была принята следующая величина пороговых значений: объем валового внутреннего продукта в целом в размере 75% от среднего показателя по странам «большой восьмерки», на душу населения – 50%, и 100% – от среднемирового показателя ВВП.
Второй важной группой являются пороговые значения индикаторов уровня жизни населения. Ключевое значение в оценке социального положения народа принадлежит трем индикаторам: доле населения с доходами ниже прожиточного минимума, соотношению доходов 10% наиболее обеспеченного и 10% наименее обеспеченного населения, соотношению среднедушевого дохода и прожиточного минимума. 
В этой области предварительно были определены следующие пороговые значения: доля в населении граждан, имеющих доходы ниже прожиточного минимума - 7%, продолжительность жизни - 70 лет, разрыв между доходами 10% самых высокодоходных и 10% самых низкодоходных групп населения - 8 раз [17].
Третей, наиболее обширной группой являются пороговые значения индикаторов финансового состояния. Здесь индикатор, принятый в качестве исходного для расчета - это значение ВВП. Валовой внутренний продукт (ВВП), который является выражением общего объема конечных товаров и услуг, выпущенных на территории той или иной страны, независимо от национальной принадлежности действующих там предприятий в определенный период времени. Учет конечной продукции предусматривает элиминирование повторного счета сырья, полуфабрикатов, других материалов, топлива, электроэнергии и услуг, использованных в процессе ее производ¬ства. Также используется индикатор валовой национальный продукт (ВНП), кото¬рый отражает объем производства, находящегося под контролем корпораций (производителей) и частных лиц данной национальности.
По этой группе определяются многие пороговые значения, в частности, важнейшие из них представлены на рисунке 1.
 
Рисунок 1 - пороговые значения (в %)

Порядок использования пороговых значений в самом общем виде представляется следующим. Органы исполнительной власти разрабатывают прогнозы социально-экономического развития на определенный период, проекты бюджета. Прежде всего, следует установить, что в этих документах обязательно должны содержаться показатели, характеризующие степень экономической безопасности региона. В документах должно приводиться сопоставление прогнозируемых показателей социально-экономического развития и бюджета с их пороговыми значениями. Проекты всех наиболее важных решений по экономическим вопросам также должны проходить проверку на предмет соответствия пороговым значениям безопасности. 
Следует отметить, что более показательным и удобным в использовании является функциональный анализ уровня экономической безопасности. Такой анализ позволяет выявить недостатки и резервы реализуемого комплекса мер по обеспечению каждой из функциональных составляющих экономической безопасности и безопасности территории в целом, а также дать возможность скорректировать функциональную систему обеспечения его экономической безопасности. 
Возможный алгоритм анализа [20]: 
1. Определение структуры негативных воздействий по каждой функциональной составляющей экономической безопасности территории. Разделение объективных и субъективных негативных воздействий. 
2. Оценивается вероятность наступления отдельных негативных воздействий, а также ущерб в случае их наступления с тем, чтобы оценить вероятный размер ущерба. 
3. Формируется список мер, которые были предприняты к моменту проведения оценки уровня его экономической безопасности для устранения влияния негативных воздействий. Такие списки мер формируются по каждой из функциональных составляющих и по каждому негативному воздействию внутри каждой составляющей. 
4. Оценка эффективности принятых мер с точки зрения нейтрализации конкретных негативных воздействий по каждой из функциональных составляющих экономической безопасности. Оценка эффективности принятых мер может производиться экспертами, проводящими общую оценку экономической безопасности данной территории или специально приглашенными лишь для этой цели, на основании оценки отношения экономического эффекта, полученного от реализации оцениваемых мер, предотвращенного с помощью этих мер возможного ущерба к совокупным затратам на реализацию комплекса мер и стоимости понесенного ущерба по функциональной составляющей. 
5. Определение причин недостаточной эффективности мер, принятых для устранения уже имеющихся негативных воздействий и предотвращения возможных, а также определение ответственных за низкую эффективность реализации принятых мер.
7. Выработка рекомендаций по устранению и предупреждению негативных воздействий. 
8. Оценка стоимости каждой из предлагаемых мер по устранению негативных воздействий и определение исполнителей, ответственных за реализацию предлагаемых мер. 
Актуален вопрос о величине удельного веса каждой из составляющих безопасности при их агрегировании. Если какие — либо показатели линейно или нелинейно зависят друг от друга, то в информационной системе присутствует ненужная информация, искажающая результаты анализа, прогнозирования и, как следствие, результаты планирования [23]. 
Поэтому необходим множественный анализ всей совокупности заданных показателей.
Таблица 2 - Множественный анализ всей совокупности заданных показателей
Функциональная составляющая безопасности    Ожидаемый ущерб    Предотвращенный ущерб    Реализовавшийся ущерб    Удельный вес
Экологическая     800     100     300     15%
Информационная     300     100     160     8%
Финансовая     1500     500     400     20%
и т.д.                                    57 %
Общий ущерб                                100%

Для выделения наиболее важных направлений можно применять расчет удельного веса отдельных составляющих безопасности в общем ущербе.
Расчет удельных весов функциональных составляющих экономической безопасности на основе анализа ущербов позволяет определить однородный параметр исследования, трудноизмеримый другими способами функциональных составляющих экономической безопасности, и поэтому этот метод является весьма эффективным при решении проблемы оценки функциональных составляющих экономической безопасности. 
Современные информационные технологии позволяют формировать модели управляемых систем с учетом не только значений входных ретроспективных данных, но и с учетом структуры взаимодействия этих данных в конкретном экономическом процессе. Существуют возможности вариантного моделирования с учетом нелинейных взаимосвязей, восприятие искаженных входных данных, способность к оперативному уточнению сформированной модели управляемого процесса при дополнении необходимой информации. 
Приоритетными задачами региональной политики, направленной на повышение экономической безопасности регионов, в настоящее время являются: 
— поддержка жизненно важных для населения региона предприятий и объектов инфраструктуры; 
— обеспечение условий для нормальной жизнедеятельности населения; 
— оказание содействия преимущественному развитию предприятий наиболее прибыльных и перспективных на данный период, а также предприятий, имеющих долгосрочные экономические преимущества в общей системе территориального разделения труда; 
— развитие региональной инфраструктуры. 
Рассмотрение экономической безопасности региона должно осуществляться в рамках экономической безопасности Российской Федерации.

1.2. Методические подходы к оценке экономической безопасности региона

Экономическая безопасность представляет собой совокупность' внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному динамичному развитию экономики, ее способности удовлетворять потребности общества, индивида, обеспечивать конкурентоспособность на внешних рынках, гарантирующую от различного рода угроз и потерь. Отсюда следует, что экономическая безопасность должка обеспечиваться, прежде всего, эффективностью самой экономики. При этом экономическая безопасность региона это, с одной стороны, степень интеграции региональной экономии с экономикой Федерации, с другой - региональной независимости.
Для оценки текущей ситуации и принятия решения о возможных регулирующих воздействиях необходимо владеть достоверной научно обоснованной информацией о динамике факторов, определяющих способность экономики региона к устойчивому развитию, степень обеспечения приемлемого уровня существования на территорий. При этом проблемы безопасности следует рассматривать как глобальные, комплексные проблемы, имеющие непосредственное отношение не только к экономике региона, но и к социальной сфере, экологии, а в более широкой постановке – и к проблеме устойчивого развития территории [31].
Анализ экономической безопасности проводится по следующим сферам (блокам):
1. Способность экономики территории к устойчивому развитию :
1.1. Инвестиционная безопасность.
1.2. Производственная безопасность. 
1.3. Научно-техническая безопасность. 
1.4. Энергетическая безопасность.
1.5 Внешнеэкономическая безопасность.
1.6. Финансовая безопасность.
2. Обеспечение приемлемого уровня существования на территория:
2.1. Социальная безопасность.
2.1.1.    Сфера уровня жизни населения.
2.1.2.    Сфера рынка труда.
2.2.    Демографическая безопасность.
2.3.    Правопорядок.
2.4.    Продовольственная безопасность.
3. Экологическая безопасность.
Пороговые значения различаются по территориальным уровням и регионам Российской Федерации. Их значения рассчитаны для конкретных территорий (групп территорий) с учетом их особенностей и определяются следующими факторами:
- климатическими, природными условиями, диктующими требования к нормативам ресурсного обеспечения приемлемого качества жизни населения.
- демографическими особенностями: плотностью населения, соотношением городскою и сельского населения, национальными и этническими особенностями;
- экономике географическими условиями, степенью удаленности от центральных высокоразвитых районов, приграничным положением, уровнем развития транспортных систем;
- наличием исторически сложившихся крупных научных центров, способствующих сохранению и развитию научно-технического потенциала;
- уровнем развития систем энергоснабжения, степенью влияния перебоев в снабжении топливом на жизнедеятельность территории, наличием собственных топливных ресурсов;
- рекреационными возможностями территорий, их экологической ценностью и уязвимостью.
Ключевое положение отводится диагностике экономической безопасности. Целью классификации состояний по экономической безопасности является установление уровней безопас¬ности по каждому индикатору с последующим отнесением состояния экономики к определен¬ному классу по степени тяжести (опасности или риска опасных последствий).
Ситуации по степени экономической безопасности классифицируются следующим образом [28]:
Нормальная (Н) 
Предкризис 
−    начальный (ПК1)
−    развивающийся (ПК2)
−    критический (ПКЗ)
Кризис
−    нестабильный(К 1)
−    угрожающий (К2)
−    чрезвычайный (КЗ)
Нормальным состоянием считается такое, при котором обеспечиваются приемлемые значения всех или почти всех индикативных показателей (при незначительных отклонениях от нормальных значений).
Предкризисная зона характеризуется состоянием, когда угрозы экономической безопасности начинают приобретать существенную значимость, с которой становится необходимым считаться. В случая непринятия мер по нейтрализации и ликвидации угроз возникает опасность развития дестабилизирующих факторов, что чревато либо ухудшением общей экономической ситуации, либо ослаблением безопасности по важнейшим сферам жизнедеятельности. Предкризисное состояние само по себе не означает необратимого ухудшения состояния в целом, но может означать существенное ухудшение по отдельным сферам жизнедеятельности.
Введение понятия предкризисной зоны необходимо для того, чтобы увидеть возникающие опасности тенденции в развитии ситуации и предотвратить их нарастание. Ухудшение ситуации на этой стадии может быть преодолено путем принятия надлежащих мер корректирующего характера, в основном, организационного.
Однако нельзя недооценивать серьезность предкризисного состояния. Длительность воздействия негативных факторов постепенно ослабляет сопротивляемость субъекта и, как пра¬вило, сопровождается дальнейшим ухудшением его

Категория: Скачать диплом бесплатно | Добавил: Демьян
Просмотров: 160 | Загрузок: 54 | Рейтинг: 0.0/0 |

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу