Статистика


Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск





Чт, 16.05.2024, 08:17
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
Каталог файлов


Главная » Файлы » Скачать бесплатно диплом, курсовую, реферат, отчет » Скачать диплом бесплатно [ Добавить материал ]

2203. Методическая работа по обеспечению жизнедеятельности детей дошкольного возраста
[ (70.5 Kb) ] 20.01.2021, 10:50

Содержание
Введение    3
Глава 1. Теоретические аспекты методической работы по обеспечению жизнедеятельности детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе    6
1.1. Ретроспективный подход к проблеме обеспечения безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста    6
1.2. Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста    16
1.3. Методическая работа как условие эффективного обеспечения безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста    26
Вывод по 1 главе    36
Глава 2. Экспериментальная работа по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста    37
2.1. Констатирующий эксперимент    37
2.2. Формирующий эксперимент    45
2.3. Контрольный эксперимент    56
Вывод по 2 главе    58
Заключение    60
Список литературы    62
Приложение    66

 
Введение
Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. Защита человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности - первостепенные задачи нашей страны. 
Ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия. 
Понятие безопасности жизнедеятельности в ДОУ ранее включало в себя следующие аспекты: охрана жизни и здоровья детей, обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в нее вошли и такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм. 
В работах отечественных психологов В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, А.Н. Леонтьева, Л.С. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина освещено реальное многообразие идей и подходов к проблемам безопасности жизнедеятельности личности. 
Вопросы привития навыков основ безопасности детям старшего дошкольного возраста отражены в научных трудах Н.Н. Авдеевой, Л.П. Анастасовой, К.Ю. Белой, Г.К. Зайцева, В.Н. Зимониной, О.Л. Князевой, Л.А. Кондрыкинской, И.Ю. Матасовой, Р.Б. Стеркиной, Л.Г. Татарниковой, Л.Ф. Тихомировой, Т.Г. Хромцовой и др. 
Важную роль в обеспечении безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста играет высокий уровень знаний, умений и навыков педагогического коллектива ДОУ. Воспитатель детского сада должен постоянно повышать свой уровень квалификации, в чем ему призвана помочь методическая работа. Методическая работа с педагогическими кадрами в ДОУ выступает как средство научного управления целостным педагогическим процессом, повышения профессиональной квалификации воспитателей и развития их творческой активности. Организатором, координатором методической работы в ДОУ является старший воспитатель.
Методологические и теоретические аспекты управления и организации методической работы обозначены в исследованиях Ю.К. Бабанского, Л.В. Поздняк, М.М. Поташника, П.В. Худоминского, Т.И. Шамовой и др. Аспекты управления методической работой в дошкольном образовательном учреждении нашли свое отражение в трудах К.Ю. Белой, A.M. Бондаренко, А.Г. Ковалева, Т.С. Комаровой, Л.В. Одинцовой, Л.В. Поздняк, А.Г. Страунинг, Р.Б. Стеркиной, Р.А. Сергеевой и др. 
Актуальность и востребованность исследуемой проблемы определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями между: 
    объективной необходимостью более раннего информирования ребенка о правилах безопасного поведения освоения им соответствующих умений и отсутствием образовательных программ обучения детей основам безопасности жизнедеятельности; 
    потребностями жизни в накоплении ребенком опыта безопасного поведения в быту и отсутствием научно обоснованной педагогической методики, направленной на формирование данного опыта у дошкольников;
    необходимостью постоянного повышения квалификации воспитателя по проблеме обеспечения безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста и отсутствием системы методической работы по данной проблеме. 
Осмысление названных противоречий позволило сформулировать тему исследования «Методическая работа по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста». 
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить систему методической работы по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс обеспечения безопасности жизнедеятельности детей в ДОУ.
Предмет исследования – система методической работы по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: методическая работа по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста будет эффективной, если будут соблюдены следующие педагогические условия:
    создание системы методической работы, включающей работу с воспитателями и родителями;
    создание предметно-развивающей среды в группах по проблеме формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста;
    организация профилактических мероприятий по предупреждению травматизма детей дошкольного возраста.
Задачи исследования: 
1.    изучить состояние проблемы педагогического обеспечения безопасности жизнедеятельности детей в ДОУ в теории и практике; 
2.    проверить эффективность педагогических условий организации методической работы по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы; наблюдение; тестирование; анкетирование; беседа; педагогический эксперимент; экспертные оценки. 
База исследования: МДОУ детский сад №9 г. Челябинска.
 
Глава 1. Теоретические аспекты методической работы по обеспечению жизнедеятельности детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе
1.1. Ретроспективный подход к проблеме обеспечения безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста
Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях. В Российской Федерации от социальных, техногенных, природных и иных катастроф ежегодно погибают более 300 тысяч человек, 100 тысяч человек становятся инвалидами, еще больше людей теряют здоровье. Защита человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности – первостепенные задачи нашей страны. 
Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые нашим государством в области законодательного регулирования вопросов обеспечения нормальных условий охраны труда, обновления нормативной базы, на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины тяжелых несчастных случаев с детьми, а также низкого уровня охраны их здоровья и жизни. 
Становится очевидным, что ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и воспитанников безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия.
Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека происходит в результате предотвращения, локализации и ликвидации как имеющихся, так и потенциальных источников опасности. Исходя из группы факторов, составляющих жизнедеятельность человека, можно выделить следующие компоненты безопасности жизнедеятельности человека [8, c.35]: 
1) личная безопасность (безопасность самого себя); 
2) экологическая безопасность (безопасное состояние экосистемы); 
3) социальная безопасность (безопасное существование человека в обществе, в том числе и в процессе труда); 
4) глобальная безопасность (безопасность биосферы и техносферы в глобальном масштабе) (Л.Н. Горина).
Формирование культуры безопасности жизнедеятельности включает четыре этапа подготовки: детский сад, школа, профессиональное образование и дополнительное образование. Все компоненты системы безопасности жизнедеятельности человека начинают формироваться, начиная с первой ступени обучения – детского сада, но в соответствии с проведенным анализом Государственных образовательных стандартов на предмет преемственности содержания образования, максимальное развитие компонент системы безопасности жизнедеятельности получает на конкретной ступени образования.
Так на начальной ступени – в детском саду в соответствии с Положением о порядке аттестации и государственной аккредитации дошкольных образовательных учреждений (Приказ Минобразования РФ № 448 от 22.08.96), начинается формирование всех компонентов системы безопасности жизнедеятельности, но максимальное развитие получает базовый компонент безопасности жизнедеятельности – личная безопасность или безопасность самого себя. Именно на этом этапе имеет место тактильное и вербальное познание предметного мира, поэтому формирование знания о предметах, правил обращения с ними и их эксплуатации, позволит обеспечить личную безопасность человека.
Понятие безопасности жизнедеятельности в ДОУ ранее включало в себя следующие аспекты [2]: 
1.    охрана жизни и здоровья детей;
2.    обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ.
Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в нее вошли и такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм. 
Действия руководителя ДОУ по охране труда и обеспечению безопасности всех участников воспитательно-образовательного процесса основываются на выполнении требований законодательных документов в этой области.
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г № 197-ФЗ (ред.от 20.11.2006) устанавливает государственные гарантии трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защиту прав и интересов работников и работодателей.
Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 181 –ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (с изменениями от 09.05.2002 г) устанавливает правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками и направлен на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Федеральный закон от 21.12.1994 г № 69-ФЗ «О пожарной безопасности (ред.от 09.05.2005 г) определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской федерации.
Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» разработано для обеспечения профилактических мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и устанавливает общие положения обязательного обучения по охране труда и проверке знаний требований охраны труда всех работников, в том числе руководителей.
Вопросы безопасности жизнедеятельности разрабатывались в исследованиях многих отечественных ученых (А.С. Вернадский, М.В. Ломоносов, И.М. Сеченов). Огромный вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли исследования зарубежных ученых А. Адлера, Б. Паскаля, З. Фрейда. 
Большую организационно-педагогическую и научно-методическую работу проводит Международная академия экологии и безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ). 
В работах отечественных психологов В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, А.Н. Леонтьева, Д.В. Эльконина освещено реальное многообразие идей и подходов к проблемам безопасности жизнедеятельности личности. Вопросы привития навыков безопасности детям старшего дошкольного возраста отражены в научных трудах Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной, Т.Г. Хромцовой, К.Ю. Белой.
Современное дошкольное образовательное учреждение представляет собой сложную систему, компонентами которой в первую очередь являются люди, материальные средства, сложное техническое оборудование. Все, что окружает человека во время его работы, жизнедеятельности, требует особого внимания, поэтому должны быть предприняты определенные меры по обеспечению безопасности жизни воспитанников и охраны труда разных категорий сотрудников [15, с.4].
Детский сад – это целостный организм, где все, начиная от руководителя и заканчивая техническими работниками, должны осознавать и нести полную ответственность за сохранение жизни и здоровья, за безопасность доверенных нам детей. Обязанность по организации безопасных условий труда, обучения, проверки знаний сотрудников и воспитанников лежит, в первую очередь, на руководителе образовательного учреждения.
Актуальность и востребованность проблемы безопасности в образовательном учреждении определяются потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями:
1.    объективной необходимостью более раннего информирования ребенка о правилах безопасного поведения, освоения ими соответствующих умений и отсутствием образовательных программ обучения детей основам безопасности жизнедеятельности;
2.    потребностями жизни в накоплении ребенком опыта безопасного поведения в быту и отсутствием научно обоснованной педагогической методики, направленной на формирование данного опыта у дошкольников;
3.    важностью целенаправленной деятельности родителей, всех сотрудников ДОУ и недостаточным практикоориентированным уровнем знаний и умений, обеспечиваемых содержанием подготовки педагогов [27, c.19].
Основными задачами в области обеспечения безопасности образовательного пространства являются: 
    изучение и реализация основных направлений законодательства РФ по вопросам безопасности, разработка и внедрение нормативно правовых, методических и иных локальных актов, инструкций по формированию безопасного образовательного пространства;
    наращивание опыта комплексного и многоуровневого подходов при формировании безопасного образовательного пространства;
    аттестация образовательного учреждения по созданию медико-социальных, организационно-технических условий, обеспечивающих безопасность и сохранение здоровья всех участников воспитательно-образовательного процесса;
    обеспечение выполнения сотрудниками и воспитанниками ДОУ требований законодательных и других нормативно – правовых актов, регламентирующих создание здоровых и безопасных условий воспитания;
    предотвращение несчастных случаев с детьми и сотрудниками в ходе образовательного процесса;
    профилактика производственного травматизма;
    выполнение правил пожарной безопасности и соблюдение противопожарного режима;
    формирование у воспитанников и сотрудников устойчивых навыков безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций»
    оснащение образовательного учреждения противопожарным и охранным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения;
    повышение эффективности работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, взаимодействие с отделами ГИБДД города;
    обеспечение безопасной эксплуатации здания, оборудования и технических средств обучения.
Проблема безопасности ДОУ определяется несколькими направлениями:
    обеспечение охраны труда сотрудников ДОУ;
    обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников (пожарная безопасность, личная безопасность, безопасность в быту, профилактика дорожно-транспортного травматизма);
    пожарная безопасность;
    антитеррористическая защита;
    предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций [2].
Обеспечение безопасности участников воспитательного процесса – проблема, с которой сталкиваются все руководители дошкольных образовательных учреждений. Для реализации поставленных задач необходимо было создать оптимальную структуру управления ДОУ, делегировать ряд полномочий.
Совершенствование механизмов управления безопасностью образовательного пространства, создание команды, четкое распределение обязанностей (таблица 1).
 
Таблица 1
Алгоритм действий при организации работы по охране труда в ДОУ
Должностное лицо    Обязанности по охране труда в ДОУ
Заведующий    Издает приказ об организации охраны труда в ДОУ 
Утверждает положение об организации охраны труда
Создает базу нормативных актов по охране труда и обеспечивает ею своих подчиненных
Организует обучение по охране труда работников ДОУ
Утверждает программу обучения всех должностных лиц ДОУ по охране труда
Заместитель заведующего по административно-хозяйственной работе    Отвечает за организацию работы по охране труда, проведение мероприятий по предупреждению травматизма в ДОУ 
Обеспечивает соблюдение требований техники безопасности при эксплуатации производственного оборудования 
Разрабатывает инструкции по технике безопасности для каждой профессии в ДОУ, представляет их на утверждение руководителя учреждения. 
Проводит инструктаж на рабочем месте, включая повторный и внеплановый; осуществляет проверку знаний
Организует осмотр и текущий ремонт здания и помещений
Старший воспитатель    Отвечает за организацию работы по созданию здоровых и безопасных условий воспитательно-образовательного процесса 
Осуществляет непосредственное руководство и контроль за соблюдением в воспитательно-образовательном процессе норм и правил охраны труда, производственной санитарии и пожарной безопасности. 
Организует и контролирует работу по обучению детей правилам дорожного движения, пожарной безопасности 
Планирует и осуществляет мероприятия по организации работы с педагогическими работниками по обучению дошкольников основам безопасности жизнедеятельности
Воспитатель    Соблюдает правила по технике безопасности при проведении учебно-воспитательного процесса 
Несет личную ответственность за сохранение жизни и здоровья ребенка во время проведения занятий, экскурсий, походов 
Обеспечивает безопасное проведение учебно-воспитательного процесса 
Организует работу по обучению воспитанников правилам дорожного движения, пожарной безопасности, поведения на улице, дома, на воде, в природе
Воспитывает у детей чувство личной ответственности за соблюдение правил безопасного поведения 
Организует и проводит работу с родителями по созданию безопасных условий для воспитанников

Остановимся на некоторых актуальных аспектах безопасности, решаемых в ДОУ.
Физическая безопасность – обеспечение правопорядка и антитеррористической защищенности, безопасности при чрезвычайных ситуациях, охраны труда. Состояние антитеррористической защищенности объекта является одним из критериев обеспечения безопасности воспитанников и персонала ДОУ, создания условий, гарантирующих охрану жизни и здоровья во время воспитательно-образовательного процесса. В ДОУ назначены ответственные за организацию работы по обеспечению безопасности участников воспитательно-образовательного процесса. 
Пожарная безопасность  – специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством российской Федерации, нормативными документами или уполномоченными государственным органом.
В ДОУ делается особый упор на соблюдение требований пожарной безопасности, ведь причиной пожаров в большинстве случаев является человеческий фактор. Со стороны методической службы ДОУ проводится работа с педагогическим коллективом по обучению детей дошкольного возраста правилам пожарной безопасности.
Значительный объем работы по обеспечению безопасности жизнедеятельности – это профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах. Возрастающая плотность уличного движения делает дороги все более опасными для детей и, соответственно, вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма не теряют своей актуальности. 
Проблема безопасности человека в дорожном движении возникла с появлением колеса, гужевой повозки и экипажа. Взаимоотношения водителей этих транспортных средств и водителей с пешеходами всегда контролировались государством, которое обеспечивало их безопасность, т.е. охрану жизни и здоровья. Лозунг «Берегите ребенка», под которым Екатерина 11 в 1764 г. издала Указ о применении смертельной казни к кучеру или извозчику, виновным в гибели ребенка, должен и сегодня стать руководством к действию многих организаций и стран, особенно для воспитателей дошкольных учреждений [45, c.9]. 
Итак, понятие «безопасность» в самом широком смысле этого слова, включает не только организацию защиты участников образовательного процесса от чрезвычайных ситуаций, таких как пожары, природные, экологические и техногенные катастрофы, террористические угрозы, экстремизм и насилие над личностью, но и транспортный и бытовой травматизм, недостаточно защищенные условия труда и учебы, незаконное вторжение в личное и информационное пространство. Это также умение правильно оценивать внешние факторы и оперативно и адекватно реагировать на них. Только при одновременном учете всех этих факторов можно говорить о создании действенной системы комплексной безопасности. 
С учетом всего перечисленного можно выделить два основных направления работы. Это обеспечение индивидуальной безопасности личности, которая включает профилактику попадания в травматичные в физическом или психологическом плане ситуации, формирование навыков безопасного поведения в различных ситуациях. А также организация коллективной безопасности, предполагающая создание защищенного пространства, не являющегося источником опасности, и условий для спокойной и максимально комфортной жизнедеятельности. 
Обеспечение безопасности зависит не только от оснащенности объектов образования самыми современными техникой и оборудованием, но и прежде всего от человеческого фактора, т.е. от грамотности и компетентности людей, отвечающих за безопасность образовательных учреждений и учебного процесса, от слаженности их совместной работы с администрацией и педагогами, от подготовленности обучающихся и работников учебных заведений к действиям в чрезвычайных ситуациях. 
Таким образом, воспитание культуры безопасности начинать с дошкольного возраста, которое реализуется в дошкольных учреждениях и семье. Это начальный этап формирования культуры безопасности, являющийся основой школьного воспитания и образования. На этой ступени прививаются некоторые элементарные правила и навыки бережного отношения к природе, поведения на улице, обращения с людьми и животными, предметами, с которыми сталкивается ребенок в этом возрасте. С учетом психики и познавательной деятельности детей дошкольных возрастов должна строиться методика обучения.
Образовательные стандарты и программы подготовки должны определять такие объемы и качества знаний, умений и навыков, которые позволили бы дошкольникам воспринимать надвигающуюся опасность и активно реагировать на установки родителей, старших, воспитателей в условиях чрезвычайной ситуации, экстремальной, необычной обстановки. 
Актуальность и востребованность совершенствования дошкольного воспитания в области безопасности жизнедеятельности определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного воспитания и образования и существующими противоречиями между объективной необходимостью более раннего информирования ребенка о правилах безопасного поведения, освоения им соответствующих умений и отсутствием образовательных программ обучения детей основам безопасности жизнедеятельности; потребностями жизни в накоплении ребенком опыта безопасного поведения в быту и отсутствием научно обоснованной педагогической методики, направленной на формирование данного опыта у дошкольников; важностью целенаправленной деятельности родителей, всех работников образовательных учреждений и недостаточным практикоориентированным уровнем знаний и умений, обеспечиваемых содержанием подготовки педагогов.
 
1.2. Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. 
Ребенок дошкольного возраста по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты детей. Нужно прививать детям навыки поведения с ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях. Считается необходимым создать педагогические условия для ознакомления детей с различными видами опасностей. 
С середины XIX века в классической педагогике наряду с общими вопросами образования и воспитания детей значительное место стали занимать вопросы воспитания здорового образа жизни, гигиена труда, привития навыков санитарно-гигиенических навыков и навыков безопасного поведения.
К.Д. Ушинский писал, что «образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей» [8, c.36].
В 1917 году в Бюллетене №2 школьно-санитарного отдела при Наркомпросе было заявлено: «Охрана жизни и здоровья детей всех возрастов является совершенно новым явлением нашей русской жизни. Без счета гибли дети старшего возраста от разных несчастных случаев, от заразных болезней... жизнь и здоровье каждого ребенка должны отныне свято охраняться». Именно в этот период вводится новый предмет – школьная гигиена, основной задачей которого было ознакомить учащихся с основами «несчастных случаев» и правилами оказания первой помощи. 
В отечественной дошкольной педагогике советского периода проблема охраны жизни и здоровья детей была признана очень важной и практическое выражение находила в некоторых программных документах, методической литературе и опыте дошкольного воспитания. Так, в конце 20-30-х годов в работах по трудовому воспитанию О. Дегтяренко, Н. Ковальковской, Э. Краснопольского отмечалось, что детей дошкольного возраста необходимо знакомить с некоторыми вопросами техники безопасности в быту, включающими правила обращения с потенциально опасными предметами. 
В проекте «Программы работы дошкольных учреждений (по видам деятельности)» (1932) была сделана попытка определить объем данных умений в каждой возрастной группе. Например, по мнению авторов, детям среднего дошкольного возраста доступно: 
    овладение молотком, ножом, пилой, клещами, вырезание ножницами, первичное владение иглой;
    представление, что при кипении образуется пар, что пользование техникой в быту облегчает труд человека;
    умение пользоваться бьющейся посудой, мясорубкой для провертывания овощей и вымоченного хлеба и другими техническими приспособлениями в быту, водопроводом;
    стирка и глажение мелких вещей, мойка и резка овощей для винегрета;
    знание, что огонь греет, освещает и жжется и что с ним нужно обращаться осторожно (с младшей группы);
    знакомство с разнообразными средствами передвижения людей и грузов, с телефоном;
    понимание, что глина, песок, камни в огне не горят и что от воды, снега, песка огонь гаснет;
    наблюдение изменения продуктов при варке, сушке, жарке; приготовление на маленькой плите разных кушаний [45, c.11].
Однако в 1936-1937 годах при переработке программ детского сада данные вопросы из нормативных документов исключаются. Возникшие у ряда практических работников трудности (недостаточность методического обеспечения, отсутствие необходимых пособий и вследствие этого желаемого результата в развитии детей и приобретении ими знаний) привели к заключению, что материал, формирующий представления о бытовой и других видах техники, чересчур сложен и его следует исключить из методики работы с дошкольниками. 
В дальнейшем ученые (Л.И. Грехова, Т.В. Земцова, Л.М. Кларина, Н.Н. Никандров и др.), изучая вопросы ознакомления дошкольников с техническими явлениями, обнаружили, что детям доступны сведения о магнетизме, электричестве, механических и физических явлениях, а также об устройстве бытовых и транспортных машин. Тем не менее проблема обеспечения безопасности при работе с ними должного отражения в программных документах дошкольного образования 1964-1985 гг. не нашла.
Однако вопросы профилактики дорожно-транспортного травматизма достаточно полно и подробно разработаны в дошкольной педагогике начиная с 30-х годов XX века. В 1937 году В.М. Федяевской впервые были выделены причины несчастных случаев с дошкольниками на улице: незнание детьми правил уличного движения; невнимательность к тому, что происходит на улице; неумение владеть собой; отсутствие сознания опасности. Автором была доказана возможность и необходимость обучения детей уличной безопасности, по преимуществу со старшей группы; «...такая работа должна быть постоянной, вклиниваться во все виды занятий в детском саду» [15, c.91]. 
Исследования В.М. Федяевской были продолжены практическими работниками дошкольных учреждений и сотрудниками милиции. Начиная с 1939 года в журнале «Дошкольное воспитание» публикуется большое количество статей, посвященных проблеме безопасности детей на улице. Методы и приемы обучения дошкольников правилам поведения на улице, предложенные В.М. Федянской, позже были дополнены Э.Я. Степаненковой, М.Ф. Филенко и др.
По словам А.М. Якупова, такая разработанность проблемы повлияла на то, что в «дошкольных образовательных учреждениях до сих пор больше внимания уделяется изучению с детьми правил дорожного движения», чем воспитанию остальных составляющих безопасного поведения ребенка (дома, на улице, в природе) [45, c.31].
В 1960-1980-е годы о профилактике несчастий с дошкольниками как дома, в детском саду, так и на улице говорили в основном медицинские работники. Но, как отмечают исследователи, решение этого вопроса оказалось не под силу специалистам в области классической медицины, ибо они не знакомы со спецификой учебного процесса в дошкольном учреждении (Л.Г. Качан).
В настоящее время в детских садах реализуются различные комплексные и парциальные программы развития, воспитания и образования детей. Они призваны помочь педагогам решить большие и сложные проблемы, поставленные перед дошкольным образованием, в частности, проблему формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста
«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой предусматривает знакомство детей с правилами уличного движения с младшей группы, с дальнейшим усложнением содержания, а также знакомства с правилами безопасного действия с предметами: ножницами, иглами (ручной труд, аппликация). В рамках ознакомления с природой предполагается знакомство детей с ядовитыми растениями и грибами. В старшем возрасте в разделе «Ознакомление с окружающим и развитие речи» от детей требуется знание своего домашнего адреса, фамилии, имени, отчества родителей. 
В программе «Детство» авторы (В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.) предполагают в разделе «Экологическое воспитание» с младшей группы давать детям знания о целостности живого организма, развивать навыки ухода за животными в уголках природы с соблюдением правил безопасности. В старшем возрасте учитываются задачи безопасного поведения в природе и роль человека в сохранении целости конкретной экологической системы, дети знакомятся с правилами поведения в экстремальных и опасных ситуациях, типичных для того или иного времени года (гроза, пожар, гололед, наводнение). 
В разделе «Социально-нравственное воспитание» в младшего возраста ставится задача приучения детей к выполнению элементарных правил культуры поведения на улице, в транспорте, в помещении. 
В разделе «Ребенок познает предметный мир, приобщается к труду» с младшей группы детям предлагаются сведения о назначении предметов, инструментов и развиваются умения обращения с инструментами, формируются представления о правилах обращения с огнем и электроприборами, навыки оказания элементарной помощи при царапинах, ссадинах, ушибах, сообщаются некоторые знания по общению с незнакомыми людьми [25]. 
При чтении художественной литературы в старшем возрасте детей знакомят с такими произведениями, как «Кошкин дом», «Пожар» С.Маршака и др., в которых могут оценить поведение героя с точки зрения его безопасности и сравнить со своим поведением и своим жизненным опытом. 
Отдельного раздела по воспитанию у детей безопасного поведения в программе нет, хотя в каждом разделе можно найти материал для использования в работе по обучению дошкольников правилам безопасного поведения.
Программа «Радуга» (Т.Н. Доронова, Т.И. Гризик и др.) имеет специальный раздел «Правила личной безопасности», в котором учитываются такие ситуации, как ребенок заблудился, или потерялся, огонь – стихия и помощник, правила поведения в природе, правила пешехода, общение с незнакомыми людьми, один дома. Вся работа предусматривается для детей с 6 лет и основана на усвоении причинно-следственных связей в познавательной деятельности, на занятиях, прогулках. Содержание усложняется, интерпретируется и расширяется [34]. 
Программа «Мы» Н.Н. Кондратьевой предполагает обучение детей поведению в природе и в общении с животным и растительным миром, а также правилам поведения рядом с водоемом и в воде, т.е. исключительно обучение правилам экологической безопасности.
Комплексная программа развития ребенка «Истоки» (авторы - научные сотрудники центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца под руководством Л.А. Парамоновой) в разделе «Физическое развитие» предлагает формировать у детей чувства осторожности (детей учат избегать опасных ситуаций, правильно падать, оберегать глаза от травм, соблюдать осторожность при общении с животными, дают знания и представления об ядовитых растениях, опасных жидкостях, учат, как вести себя с незнакомыми людьми). 
Авторы данной программы рассматривают вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности детей с раннего возраста. С младшего возраста представлено примерное содержание правил и умений личной безопасности. Сделана попытка описать показатели развития у детей умений и навыков по теме «Безопасность» на каждом возрастном этапе.
Анализ показал, что в данных программах предусмотрена содержательная сторона представлений детей дошкольного возраста о правилах безопасного поведения, но предлагаемые знания и умения не систематизированы. Кроме того, основной объем информации сообщается в старшем дошкольном возрасте.
В 1997 году была опубликована Программа Р.Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста», которая разработана специально для дошкольных учреждений. В ней раскрываются основные темы и содержание работы по обучению детей безопасному поведению. Программа разработана на основе проекта Государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Содержание работы с детьми по правилам безопасного поведения затрагивает все виды опасности окружающего мира. 
Программа состоит из 6 разделов: 
1.    «Ребенок и другие люди», 
2.    «Ребенок и природа», 
3.    «Ребенок дома», 
4.    «Здоровье ребенка»,
5.    «Эмоциональное благополучие ребенка», 
6.    «Ребенок на улицах города».
В каждом разделе даны темы, раскрывающие его основное содержание.
Авторы программы в работе предлагают использовать различные методы, включая: 
    игровые тренинги, в которых разыгрываются жизненные ситуации и подкрепляются сказочными сюжетами;
    обучение детей приемам защитного поведения (крик, призыв о помощи);
    использование художественной литературы, где иллюстрируются потенциально опасные ситуации;
    применение видеоматериалов;
    экскурсии, беседы, игры на макете, игровые ситуации – загадки [1].
Кроме того, в настоящее время существуют различные исследования в области обучения детей безопасному поведению (Л. Григорович, С. Мартынов, К. Белая, В. Зимонина и др.).
Л. Григорович предлагает педагогам и родителям рассматривать вместе с детьми рисунки, на которых изображены опасные ситуации, вызывающие у них эмоциональный отклик, сопереживание, заставляющие задуматься, представить ситуацию в реалии, сделать вывод о не правильном поведении персонажа [17].
С. Мартынов делает акцент в предупреждении бытового детского травматизма на соблюдение двух принципов – создание безопасного дома для ребенка и в повседневном кропотливом труде по воспитанию детей (специальные занятия, беседы, игры).
К. Белая и В. Зимонина дают подробные рекомендации педагогам и родителям, предлагая конспекты занятий, целевых прогулок, бесед, записи игр театрализованные представления [4].
Н. Мельникова, Л. Захарова, Р. Шакурова разработали план-программу «Один дома», по которой с помощью драматизации сказок, инсценировок, игровых тренингов дети 6-7 лет учатся адекватно реагировать на сложную ситуацию, оказывать первую медицинскую помощь себе, сверстникам и взрослым.
Т. Храмцовой разработана система педагогических условий, направленных на формирование опыта безопасного поведения в быту детей среднего дошкольного возраста, включающая поэтапное взаимодействие трех субъектов образовательного процесса (родителей, педагогов и детей) [44]: 
1.    этап уточнения и систематизации знаний дошкольников о правилах безопасного поведения дошкольников в быту преимущественно через дидактические игры;
2.    этап усвоения умений безопасности жизнедеятельности через имитирование действий с бытовыми объектами и моделирования возможных угрожающих ситуаций обращения с ними;
3.    этап практикования действий с доступными потенциально опасными предметами быта.
Критерием эффективности созданных педагогических условий является умение ребенка действовать с потенциально опасными предметами домашнего обихода с соблюдением мер предосторожности.
Важную роль в процессе формирования у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности играет предметно-развивающая среда. Предметно-развивающая среда» - система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Предметно-развивающая среда должна включать:
    уголок безопасности, в котором можно разместить стенды, плакаты и картинки по безопасности на различную тематику (противопожарная безопасность, личная безопасность, правила дорожного движения),
    дидактические, настольно-печатные игры, иллюстрированный материал, 
    познавательную литературу для детей в книжном уголке, 
    наглядную информацию для родителей. 
Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности должно осуществляться в тесном взаимодействии с родителями.
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. Главный момент в контексте «семья - дошкольное учреждение» - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. 
Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Результаты зарубежных и отечественных исследований позволяют охарактеризовать, из чего складывается открытость дошкольного учреждения, включающая «открытость внутрь» и «открытость наружу» [9, c.45]. 
Придать дошкольному учреждению «открытость внутрь» значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т.д. 
«Открытость детского сада внутрь» - это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. 
«Открытость детского сада наружу» означает, что детский сад открыт влияниям микросоциума, своего микрорайона, готов сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами, как-то: общеобразовательная школа, музыкальная школа, спортивный комплекс, библиотека и др. 
Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. 
По проблеме обеспечения безопасности жизнедеятельности детей и формирования у них навыков безопасного поведения с родителями может быть предусмотрено проведение собраний, консультаций, семинары, открытые просмотры, вечера - развлечений и выставок художественно- продуктивной деятельности детей и взрослых, оформление наглядных стендов, буклетов, подбор литературы. 
Таким образом, формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста ведется через совместную деятельность взрослых и детей – драматизация сказок, беседы воспитателя и ребёнка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы; различные формы взаимодействия ДОУ и семьи. Анализ литературы показывает, что большинство исследователей предлагают использовать игровые методы и приемы ознакомления детей с правилами безопасности, такими, как дидактические игры, игры-драматизации, игровые проблемные ситуации, игровое моделирование, игровые оболочки занятий, игровые персонажи.
 
1.3. Методическая работа как условие эффективного обеспечения безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста
Методическое обеспечение является важнейшей частью повышения квалификации педагогов. Оно призвано поддерживать нормальный ход образовательного процесса, содействовать его обновлению.
В 1994 году Министерство образования РФ выпустило письмо «О формах организации и направлениях деятельности методических служб в системе образования РФ», где выделяются информационная, прогностическая, содержательная, инновационная и экспериментальная деятельность, повышение квалификации, аттестация педагогов. С 1996 года организация методической работы поручается специальным службам - методическим кабинетам, методическим центрам в структуре органов управления образованием и институтов повышения квалификации работников образования.
Проникновение теории управления в дошкольное образование, разграничение субъектов и объектов управления ДОУ, выделение направлений деятельности руководителя с точки зрения объектов (управление персоналом, (кадрами), управление материально - технической базой и др.) привели к некоторой терминологической неясности в связи с применением традиционных и новых терминов. 
В частности, возникли вопросы, которые выделяла Багаутдинова С.Ф. об использовании и понимании термина « методическая работа в ДОУ»; что такое методическая работа - объект или аспект управления; как соотносится методическая работа с понятием «управление педагогическим коллективом», «управление образовательным процессом»; насколько целесообразно сегодня применять этот термин. На ее взгляд, понятие «методическая работа» можно использовать применительно к современному ДОУ, если правильно определить ее сущность. «Методическую работу следует считать аспектом управления и рассматривать как деятельность, направленную на обеспечение качества образовательного процесса ДОУ» [18]. 
Существуют разные подходы к определению методической деятельности. Так С.Ж. Гончарова рассматривает ее как деятельность, «направленную на создание, внедрение и применение методов». 
Любое образовательное учреждение существует в одном из двух режимов: функционирования или развития. Следовательно, по мнению Белой К.Ю., в дошкольном учреждении, находящимся в режиме стабильного функционирования, методическая служба должна обеспечивать коррекцию педагогического процесса в случаи его отклонения от технологии, методики реализации программы воспитания и обучения дошкольников.
Если же коллектив предполагает работать в инновационном режиме (новое содержание обучения или реализация новых педагогических технологий), то это требует создание новой модели методической работы, обеспечивающей переход дошкольного образовательного учреждения из режима функционирования в режим развития.
Такое понимание методической работы предъявляет требования к формулировке ее задач, характеристике содержания и выделению участников.
В качестве общих задач методической работы, Багаутдинова С.Ф. выделяла следующие: управление образовательным процессом (ведущая), организация повышения квалификации педагогов, организация работы с родителями [21, c.32].
Ответственность за организацию методической работы лежит на методисте. Он, определяя стратегию, цели, задачи развития и функционирования ДОУ, влияет на конкретизацию целей, задач и содержание методической работы. В методической работе участвуют педагог - психолог и педагоги - специалисты, консультируя воспитателей и родителей в пределах своей компетенции.
Во всех случаях задача методической службы - создать такую образовательную среду, в которой полностью будет реализован творческий потенциал каждого педагога, всего педагогического коллектива.
Многие педагоги, особенно начинающие, нуждаются в квалифицированной помощи со стороны более опытных коллег, заведующей, методиста ДОУ, специалистов различных областей знания. В настоящее время эта потребность возросла в связи с переходом на вариативную систему образования, необходимостью учитывать многообразие интересов и возможностей детей. 
Методическая работа должна носить опережающий характер и обеспечивать развитие всего воспитательно-образовательного процесса в соответствии с новыми достижениями педагогичес

Категория: Скачать диплом бесплатно | Добавил: Демьян
Просмотров: 116 | Загрузок: 45 | Рейтинг: 0.0/0 |

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу