Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск





Чт, 16.05.2024, 12:03
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
Каталог файлов


Главная » Файлы » Скачать бесплатно диплом, курсовую, реферат, отчет » Скачать диплом бесплатно [ Добавить материал ]

2205. Особенности ценностных ориентаций у предпринимателей.
[ (82.0 Kb) ] 20.01.2021, 10:56

Содержание

Введение    3
Глава I Психолого-педагогические аспекты исследования ценностных ориентаций    6
1.1 Изучение ценностных ориентаций в психологии    6
1.2 Изучение ценностных ориентаций у предпринимателей    24
Выводы по Главе I    30
Глава II Эмпирическое исследование ценностных ориентаций предпринимателей    31
2.1 Методы и методики    31
2.2 Выявленные ценности    34
Выводы    40
Заключение    41
Библиографический список    42
Приложения    47

Введение

В связи с изменившейся социально-эконо¬мической ситуацией в современном российском обществе сформировалась новая социальная группа, которая в обществен¬ном сознании определяется таким термином, как предприниматели. Активность представителей этой группы оказывает большое влияние на экономическую и политическую жизнь страны, поэтому осмысление психологических механизмов регуляции активности предпринимателей становится все более актуальным.
Одним из основных регуляторов поведения и деятельности отдельной личности, социальной группы и общества в целом являются ценностные ориентации. Это сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, определяющий общее отношение к миру и к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Проблема изучения ценностей и ценностных ориентаций современного человека представляет собой важную область исследований, расположенную на стыке различных отраслей знания – философии, социологии, психологии, педагогики, культурологи и пр. В психологии она в том или ином аспекте рассматривалась в различных психологических подходах (З. Фрейд, Э. Шпрангер, А. Маслоу, В. Франкл, Э. Фромм, Э. Шостром, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.Н. Мясищев, И.С. Артюхова, Е.К. Киприянова, Н.А. Кирилова, И.С. Кон, В.М. Кузнецов, А.В. Мудрик, А.С. Шаров и др.). Отмечена чрезвычайная сложность системы ценностных ориентаций личности, сложность ее детерминации социальным. Набор ценностей, которые усваивает индивид ему «транслирует» общество, при этом кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в ценностных ориентациях и поступках людей. В последние десятиле¬тия вследствие нескольких острых социально-экономических кризисов в России произошли изменения в ценностных ориентациях россиян: в структуре жизненных приоритетов произошел переход от направленнос¬ти на самоутверждение и альтруистические цен¬ности к направленности на деловую активность и прагматические ценности. В связи с этим чрезвычайный интерес представляет анализ структуры и динамики ценностных ориентаций предпринимателей.
Актуальность исследования обусловлена широким распространением предпринимательства как вида профессиональной деятельности среди россиян в последние десятилетия в связи с переходом России к «рыночным отношени-ям», его массовым характером и вследствие этого высокой степенью влияния, оказываемого предпринимательством как социально-демографической и соци-ально-экономической стратой на развитие экономики и других сфер жизни об-щества. Также актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что предпринимательство представляет собой сравнительно новый в масштабах исторического развития нашего общества феномен, и в связи с его быстрым и стремительным распространением недостаточно изучены особенности системы ценностных ориентаций предпринимателей как центрального личностного образования, выражающего их отношение к социальной действительности и являющегося основным регулятором их деятельности. Кроме того, социально-экономические преобразования последних лет в России и в мире влекут за собой неизбежные изменения в системе ценностей общества, социальных групп и отдельной личности. В особенности это относится к предпринимательству, как развивающемуся явлению, подверженному серьезным изменениям даже в своих сущностных характеристиках. Поэтому, несмотря на существование значительного числа работ, посвященных исследованию психологии предпринимателей, проблема ценностных ориентаций предпринимателей далека от разрешения, что также подтверждает актуальность выбранной темы исследования. 
Объект исследования – ценностные ориентации взрослого человека.
Предмет исследования – особенности ценностных ориентаций предпринимателей. 
Цель исследования: изучить особенности ценностных ориентаций у предпринимателей. 
Гипотеза исследования: ценностные ориентации предпринимателей имеют свои особенности.
Для достижения поставленной цели выдвинуты следующие задачи: 
1.    Проанализировать психолого-педагогическую литературу по про-блеме ценностных ориентаций и их особенностей у предпринимателей.
2.    Подобрать репрезентативные методики исследования ценностных ориентаций предпринимателей.
3.    Провести исследование ценностных ориентаций предпринимателей.
Практическая значимость. В ходе настоящего исследования изучены особенности системы ценностей лиц, занятых в сфере предпринимательства, установлены характерные для них ценностные ориентации. Полученные дан-ные способствуют пониманию направлений общего психосоциального разви-тия предпринимательства как социально-демографической и социально-экономической группы и могут быть использованы для совершенствования системы профессионального отбора, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в сфере предпринимательства, позволят повысить качество оказания им психологической помощи с целью профилактики стресса и эмоционального выгорания.
База проведения исследования: Союз предпринимателей Челябинской области.
Выборку исследования составили 50 взрослых испытуемых, занятых в сфере малого и среднего бизнеса.
Структура дипломной работы включает введение, теоретическую часть, эмпирическую часть, заключение, библиографический список из 56 источников и 5 приложений. Работа иллюстрирована 8 таблицами.

Глава I Психолого-педагогические аспекты исследования ценност-ных ориентаций

1.1 Изучение ценностных ориентаций в психологии

Понятие ценностных ориентаций введено в психологии как аналог философского понятия ценностей, и четкое концептуальное разграничение ме-жду этими понятиями отсутствует. В наиболее общем смысле под ценностными ориентациями личности понимают ее направленность на те или иные ценности.  Понятие «ценность», в свою очередь, имеет множество определений, как очень широких и общих, так и узких, сводящих его содержание до одного из явлений мотивационного процесса. Так, Э. Толмен определяет ценность как привлекательность целевого объекта.  В более общих определениях «ценность» рассматривается в нескольких аспектах:
    Ценность – как общественный идеал, выработанное общественным сознанием, содержащееся в нем абстрактное представление об атрибутах должного в различных сферах общественной жизни. Это общечеловеческие и конкретно-исторические ценности.
    Ценности, предстающие в объективированной форме в виде произве-дений материальной и духовной культуры, человеческих поступков.
    Социальные ценности, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности в форме личностных ценностей. 
Чешский исследователь Я. Гудачек указывает на два основных значения понятия «ценность»:
1. Ценности в смысле объективно существующих предметов, событий, идей, свойств материальных и духовных продуктов и т.д., в сущности кото-рых заключается атрибут ценности и которые существуют независимо от субъективных оценок людей;
2. Ценности в смысле значимости (ценности, конкретной ценности или системы ценностей) для индивида.
Значимость ценности для индивида можно понимать в трех значениях:
а) качества вещей, к которым направлены усилия человека, или которые удовлетворяют его потребности;
б) положительно оцениваемые индивидом объекты;
в) критерий, на основании которого оцениваются разные объекты. 
Ценности охватывают жизнь человека и человечества в целом во всех их проявлениях и сторонах, в том числе познавательную сферу человека, его поведение и эмоционально-чувственную сферу. Осознавая собственные цен-ностные ориентации, свое место в мире, человек размышляет над смыслом и целью своей жизнедеятельности. Общечеловеческие ценности, свобода, со-весть, счастье характеризуют итоговые представления человека о достойной жизни. Персональная иерархия ценностей невоспроизводима и индивидуальна. Комбинация сочетания взаимоотношений и взаимосвязей ценностных выборов бесконечна.
Ценностные ориентации – это отражение в сознании человека ценно-стей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров . Это способ дифференциации объектов действительности по их значимости. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее взглядов на окружающий мир, на других людей, отношение к себе самой, основу мировоззрения, ядро мотивации и «философию жизни». 
В современной науке понятие «ценностных ориентаций» соотнесено, с одной стороны, с ценностными стандартами группы, с другой стороны с мотивационными ориентациями личности. Они формируются на основе высших социальных потребностей, и их реализация происходит в социальных условиях деятельности. Являясь одним из центральных личностных новообразований, ценностные ориентации, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его действительности. Они являются элементами сознания, частью его структуры и подчиняются принципу единства сознания и сознания и деятельности, сформулированному С.Л. Рубинштейном. 
В разных психологических школах понятиям «ценность» и «ценностные ориентации», как составляющей личности, придается неодинаковое значение. Так, например, теория З. Фрейда основана на представлении о биологически имманентных ценностях. Такие переживания, как любовь, преданность, груп-повая солидарность, коренятся в соответствующих чувствах животных. Хранилищем этических ценностей и норм поведения является Суперэго, одной из функций которого является формирование идеалов. Суперэго ребенка «конструируется по модели Суперэго его родителей: оно наполнено тем же содержанием и становится носителем переживающих время суждений и ценностей, которые передаются от поколения к поколению». 
Э. Фромм выделяет «продуктивный» и «непродуктивный» типы ориентаций, направленные на различные системы ценностей. Продуктивная ориентация (производящий, дающий тип характера) отличается подчинением всех усилий человека целям роста и развития его потенций. Непродуктивные ориентации бывают нескольких типов: рецептивный (получающий), эксплуататорский (берущий), накопительский (сохраняющий) и рыночный (обменивающий). 
Д. Рисмен предлагает типологию социальных характеров в зависимости от внешнего или внутреннего происхождения ценностных ориентаций индивида, выделяя «ориентированный изнутри» и «ориентированный извне» типы характера.  Источником ориентации личности на определенную систему ценностей может являться собственное мировоззрение человека или социальная среда, признающая или отвергающая те или иные ценности. «Ориентированная изнутри» личность, по автору, является целеустремленной, динамичной, предприимчивой, открытой к переменам и нововведениям, осуществляющей «позитивное лидерство». Ее поведение определяется интернализованными в раннем детстве нормами, ценностями и жизненными принципами. Поведение «ориентированной извне» личности определяется не собственными принципами, а ценностями окружающих, модой, внешними влияниями, существующей системой общественных связей. Он обезличен, стандартизован современным потребительским обществом, пассивен и становится объектом манипулирования. 
У. Томас и Ф. Знанецкий, анализируя связи между ценностями личности и общества, выделили три типа личности: мещанский (ориентирующийся на традиционные ценности), богемный (характеризующийся нестойкими и несвя-занными ценностями и высокой приспособляемостью), и творческий (един-ственный тип, определяющий развитие общества и культуры). 
Э. Шпрангер считал ценностные ориентации основой личности, посред-ством которой она познает мир. По Э. Шпрангеру, ценностная ориентация личности – продукт общей ценностной ориентации человечества, духовное начало, определяющее у каждого человека понятие мира и являющееся производной общего человеческого духа. Он выделил шесть типов личности:
1) теоретический человек: основная ценность – поиск истины;
2) экономический человек: полезные и практические ценности;
3) эстетический человек: наивысшие ценности – стиль и гармония;
4) социальный человек: главная ценность это любовь, стремление к все-общей любви, любви ко всему человечеству;
5) политический человек: основная ценностная направленность – личная власть, влияние, известность, неограниченные сферой политики.
6) религиозный человек: ценностная ориентация состоит в поиске смысла жизни, высшей духовной силы. 
Эти типы не представляют собой классификацию людей, они лишь пока-зывают их различия по ценностным ориентациям человека. Они трактуются Э. Шпрангером как универсалии человеческой природы, независимые от места и времени, конкретных исторических и социальных условий.
Регулятивная роль высших человеческих ценностей отмечена представи-телями гуманистического направления. Центральным звеном теории А. Маслоу является самоактуализация – стремление человека к полному проявлению своих возможностей. Автор выделяет две группы ценностей:
а) Д-ценности (дефициентные ценности) – низшие ценности, ориентиро-ванные на удовлетворение какой-то потребности, которая не удовлетворена;
б) Б-ценности (ценности бытия) – высшие ценности (истина, добро, кра-сота, целостность, жизненность, уникальность, совершенство, необходимость, полнота, справедливость, порядок, простота, богатство, легкость без усилия, игра, самодостаточность). Все самоактуализирующиеся люди стремятся к реа-лизации ценностей бытия, выступающих как жизненно важные потребности.  
На основе теории А. Маслоу Э. Шостром описал характеристики «мани-пулятора» и «актуализатора», которые созвучны характеристикам «ориентированного извне» и «ориентированного изнутри» типами Д. Рисмена. «Актуализатор» Э. Шострома является «внутренне направляемой личностью», сам формирует свое мнение о жизненных ценностях, имеет «автономную и самоподдерживающуюся ориентацию» и обладает свободой реализовать свой потенциал. «Манипулятор», напротив, не осознает истинного значения жизни, стремится произвести впечатление, зависим от оценки окружающих, ориентируется на ценности других и загоняет свою самобытность вглубь. 
Центральным звеном концепции В. Франкла выступает понятие «смысл жизни». Автор считает, что «важен не смысл жизни вообще, а скорее специфический смысл жизни данной личности в данный момент».  Согласно В. Франклу, смысл жизни можно обнаружить тремя путями: совершая дело (подвиг); переживая ценности; путем страдания. Он выделяет три группы ценностей – смысловых универсалий, кристаллизовавшихся в результате обобщения типичных ситуаций, с которыми обществу или человечеству пришлось столкнуться:
1. Ценности творчества – наиболее естественные и важные, но не необходимые. Основной путь их реализации – труд. Смысл труда заключается в том, что человек привносит в свою работу как личность.
2. Ценности переживания. По В. Франклу, богатым ценностным потенциалом обладает любовь, однако она не является необходимым условием для осмысленности жизни.
3. Ценности отношения – наиболее значимы, по мнению В. Франкла. «Как только список категорий ценностей пополняется ценностями отношения, становится очевидным, что человеческое существование по сути своей не мо-жет быть бессмысленным».  Эта группа ценностей заключается в отношении человека к факторам, ограничивающим его жизнь. Ценности отношения включают осмысленное отношение к боли, вине и смерти. В. Франкл рассматривает эти категории с оптимистической позиции: «нет трагических и негативных аспектов, которые не могли бы посредством занимаемой по отношению к ним позиции быть превращены в позитивные достижения». 
М. Рокич определяет ценности как «устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования».  По его мнению ценности характеризуются следующими признаками:
1) общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравни-тельно невелико;
2) все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени;
3) ценности организованы в системы;
4) истоки ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его инсти-тутах и личности;
5) влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения.
М. Рокич выделяет два класса ценностей:
а) терминальные ценности – убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной или общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться;
б) инструментальные ценности – убеждения в том, что какой-то образ действий является предпочтительным в любых ситуациях.
Разведение терминальных и инструментальных ценностей воспроизво-дит традиционное различение ценностей-целей и ценностей-средств. Терми-нальные ценности носят более устойчивый характер, чем инструментальные, и для них характерна меньшая межиндивидуальная вариативность.  
В отечественной психологии ценности рассматриваются в различных ас-пектах изучения свойств личности: в контексте ее деятельности (А.Н. Ле-онтьев, C.Л. Рубинштейн), общения (К.А. Абульханова-Славская, А.А. Бода-лев, Б.Ф. Ломов), отношений (В.Н. Мясищев) и установок (Д.Н. Узнадзе, А.С. Прангишвили). При этом ценности являются важным элементом внутренней структуры личности, выступая важным связующим звеном между обществом, социальной средой и личностью, ее внутренним миром.  В качестве ведущей личностной характеристики, системообразующего свойства личности выделяют ее направленность, которая определяет ее психологический склад.  «В глобальном плане направленность можно оценить как отношение того, что личность получает и берет от общества (материальные и духовные ценности), к тому, что она ему дает, вносит в его развитие». 
С.Л. Рубинштейн отмечает, что «ценности производны от соотношения мира и человека, выражая то, что в мире, включая и то, что создает человек в процессе истории, значимо для человека». 
Исходным моментом индивидуальных характеристик человека как лич-ности, по мнению Б.Г. Ананьева, является его статус в обществе и статус общ-ности, в которой складывалась и формировалась данная личность. На основе социального статуса личности формируются системы ее социальных ролей и ценностных ориентаций. Статус, роли и ценностные ориентации, образуя пер-вичный класс личностных свойств, определяют особенности структуры и мотивации поведения, характер и склонности человека.  В этой связи Б.Г. Ананьев рассматривает ценностные ориентации как одно из центральных звеньев в изучении личности и закономерностей ее развития.
Анализируя функционирование ценностей в процессе жизнедеятельно-сти, следует исходить из того, какие значения приписываются субъектом объ-ектам внешнего мира, как он их переживает и оценивает. Ценностные отноше-ния субъекта к внешнему миру опосредованы ориентацией человека на других людей, на общество в целом, на существующие в нем идеалы, представления и нормы. Как отмечает В.П. Тугаринов, «отдельный человек может пользоваться лишь теми ценностями, которые имеются в обществе. Поэтому ценности жизни отдельного человека в основе своей суть ценности окружающей его общественной жизни».  Он условно делит их на три ка-тегории:
1. Материальные ценности (техника и материальные блага) – могут вы-полнять функцию стимулятора индивидуально-психического развития лишь в совокупности с общественно-политическими и духовными ценностями.
2. Общественно-политические – свобода, равенство, справедливость.
3. Духовные ценности – образование, наука, искусство.
О.Г. Дробиницкий выделяет два полюса ценностного отношения к миру – предметные ценности, выступающие как объекты направленных на них по-требностей, и ценности сознания. Первые есть объекты наших оценок, вторые выступают в качестве высших критериев для таких оценок. 
В.Н. Мясищев предложил трактовку субъективных ценностей как осу-ществленного в субъект-объектном и субъект-субъектном взаимодействиях плана личностных отношений. Это расширяет контекст реализации ценностных отношений, включая в него человеческое общение. 
В концепции субъект-объектных взаимодействий, представленной теорией деятельности А.Н. Леонтьева, понятие субъективных ценностей в ка-кой-то мере ассоциируется с понятием значимости, предполагающим связь индивидуальной представленности значений с эмоционально-мотивационной сферой. 
В.Ф. Сержантов отмечает, что всякая ценность характеризуется двумя свойствами – значением и личностным смыслом. Личностный смысл ценно-стей – это их отношение к потребностям человека. Он определяется как объ-ектом, выполняющим функцию ценностей, так и зависит от самого человека. Значение ценности есть совокупность общественно значимых свойств, функ-ций предмета и идей, которые делают их ценностями в обществе. К основным свойствам материальных ценностей автор относит физический статус; техническое устройство; праксеологические функции; социально-экономическую форму. Духовные ценности есть идеи (политические, правовые, моральные, эстетические, философские и религиозные). Они в силу своей природы характеризуются следующими основными свойствами: информационное содержание и истинностная характеристика; материальное воплощение; аксиологическая функция; социально-экономическая форма. По мнению В.Ф. Сержантова, ценности находятся в двояком отношении к ин-дивидуальному сознанию: они отражены в нем как значения, имеющие для индивида некий смысл, при этом в состав значений включены такие компоненты, которые характеризуют их как ценности, т.е. их социально опосредованные функционально-праксеологические определения. 
На двойственность ценностей указывает Ю.А. Шерковин: «они социаль-ны, поскольку обусловлены опытом в связи с положением человека в обществе, системой воспитания, системой усвоенных им от общества и групп значений, и одновременно индивидуальны, поскольку в них сосредоточен не-повторимый жизненный опыт данного лица, своеобразие его интересов и по-требностей, его привычки и усвоенные типы поведения».  По мнению автора, социальные ценности имеют двойное значение: 1) они являются основой формирования и сохранения в сознании людей установок, которые помогают индивиду занять определенную позицию, выразить точку зрения, дать оценку; 2) выступают в преобразованном виде в качестве мотивов деятельности и поведения, поскольку ориентация человека в мире и стремление к достижению определенных целей неизбежно соотносится с ценностями, вошедшими в личностную структуру.  Ценности не существуют вне отношения «субъект-объект». Как отмечает Е.А. Климов, «ценность – это не признак объекта, а характеристика субъекта в его среде». 
М.И. Бобнева отмечает, что ценности, как высшие качественно опреде-ленные образования субъективного мира личности, являются основными регуляторами и посредниками социального воздействия при социальной регу-ляции поведения личности.  Исходя из этого, их можно подразделять на ценности-нормы, ценности-идеалы, ценности-средства. 
В. Момов типологизирует ценности следующим образом:
1. Ценности существующие или наличные – актуальные.
2. Ценности целевые или мыслимые – желаемые, возможные.
Целевые ценности можно разделить на ценности-цели и ценности-идеалы, ценности-желания и ценности-должного (нормативные). 
Диспозиционная концепция В.А. Ядова рассматривает диспозиции лич-ности как иерархически организованную систему, вершину которой образует общая направленность интересов и система ценностных ориентаций. При этом в качестве основания группировки ценностей выступают определенные состояния и модальности диспозиций (активированные, «дремлющие», отно-сящиеся к центральным потребностям и к «периферийным»). 
Существует ряд классификационных моделей, в которых ценности структурируются по предмету или содержанию объектов, на которые они направлены (социально-политические, экономические, нравственные), по субъекту отношения (общество, класс, социальная группа, коллектив, индивид). 
Ф. Патаки предлагает следующую классификацию ценностей:
1. Общественно-политические ценности (общественная жизнь, личная жизнь, патриотизм, интернационализм и т.п.);
2. Коллективистские ценности (солидарность, сотрудничество, способ-ность согласования и подчинения личных интересов, дисциплина и т.п.);
3. Интерперсональные ценности, или ценности-отношения (дружба, секс, отношение к взрослым и ровесникам и пр.);
4. Объективированные ценности (наука, искусство, мораль);
5. Ценности «Я» (личные перспективы, карьера, самоосуществление);
6. Предметные ценности (предпочтительное поведение и оценка прежде всего предметов потребления). 
А.Ф. Лазурский разработал типологию личностей на основе их отноше-ний к различным явлениям, объектам и ценностям.  В основе классификации А.Ф. Лазурского находится преобладание внешних или внутренних источников развития личности («экзопсихики» или «эндопсихики»). В зависимости от проявлений эндо- и экзопсихического, особенностей приспособления к среде, уровня «одухотворенности», ценностей, идеалов и принципов им выделяется пятнадцать типов, относящихся к низшему, среднему или высшему уровню личности, при этом для выделения групп личности одновременно берутся достаточно разные основания.
М.С. Ясницкий , опираясь на иерархию терминальных ценностей инди-вида, выделил три типа личности с различными системами ценностных ориен-таций: «консервативный», «творческий» и «индивидуалистический». По мне-нию автора, система ценностей человека в значительной степени обусловлена меняющейся социальной средой и статусом личности, в то же время выделен-ные типы личности не обнаружили существенных различий по возрасту, полу, наличию семьи и детей, уровню доходов и условиям проживания, т.е. особен-ности системы ценностей обусловлены различиями во внутренних установках и интернализоваными в раннем возрасте жизненными принципами и цен-ностями.
Субъективная система ценностей индивида состоит из элементов истори-чески и социально данной ему объективной системы ценностей, но в то же время она содержит эмоциональное и рациональное отношение к состав-ляющим объективной системы ценностей. Как считает Б.И. Додонов, необ-ходимо, чтобы субъект «запроектировал» определенную ценность в своем сознании, чтобы направил свою деятельность на овладение ею. Они дают важный импульс для познавательных, эмоциональных и волевых процессов, играющих важную роль в «программе жизненной деятельности человека» и «программе потребностей». 
Ценностно-потребностная сфера личности – это система индивидуаль-ных потребностей, формирующаяся на основе врожденных или уже приобре-тенных в течение жизни потребностей, и организующихся в блоки-ценности, которые соответствуют исторически сложившимся социально одобряемым, морально-этическим нормам, выработанным в процессе развития общества под влиянием социально-экономических факторов, но отличающимся своей индивидуальной неповторимостью.  При этом ценностные ориентации ока-зывают влияние на формирование потребностей индивида. Внешние условия могут, в зависимости от ценностных ориентаций, вызывать неодинаковые потребности у разных субъектов. Личность соотносит возникающую потреб-ность с общественными потребностями. Степень и характер этого сопостав-ления зависят от ценностных ориентаций. Кроме того, ценностная ориентация выявляет у субъекта представление о месте данной потребности в системе его потребностей, и субъект избирает такой способ удовлетворения данной потребности, который согласуется с другими его потребностями (нравственными, эстетическими и т.д.). Таким образом, ценностная ориентация, играя роль обратной связи между личностью и обществом, определяет характер возникшей потребности, социально опосредует ее и, одновременно, определяет место этой потребности в общей системе по-требностей личности. 
И.Н. Истомин рассматривает ценностные ориентации как определенную категорию установок. По его мнению, при одновременном наличии потребно-сти и соответствующей среды для ее удовлетворения у индивида формируется определенная установка на конкретный предмет или явление, существенно определяющая его дальнейшее поведение. Ценностные ориентации, являясь элементом мотивационной структуры личности, состоят из комплекса различ-ных социальных установок. На основе ценностных ориентаций, в зависимости от конкретной ситуации, осуществляется выбор тех или иных актуальных социальных установок в качестве целей и мотивов деятельности. «Состояние нужды в тех или иных предметах предстает как результат сопоставления всех ценностных критериев выбора поведения с наличной ситуацией».  Таким образом, общим результатом функционирования актуальной установки является то, что под ее воздействием в сознании и поведении личности формируется определенная позиция по отношению к действительности.
На решающую роль ценностных ориентаций в волевых процессах указывает Ш.А. Надирашвили. По его мнению, объективация собственного внутреннего состояния индивида приводит к постановке оценочной задачи, в результате чего порождается волевой процесс. Таким образом, высший уровень регуляции психической активности человека – волевая активность – регулируется ценностными ориентациями индивида. 
В.Б. Ольшанский дает следующее определение ценностей: «Ценности своеобразные маятники, помогающие заметить в потоке информации то, что наиболее важно для жизнедеятельности человека, для его поведения. Что про-тиворечит ценностям, будет неизбежно игнорировано – либо невниманием, либо невосприятием, либо неразделением информации». «Субъект избирает материал в соответствии с уже имеющейся у него точкой зрения». 
Н.Ф. Наумова выделяет ценностные ориентации как один из механизмов целеполагания. Они ориентируют человека среди объектов природного и социального мира, создавая упорядоченную и осмысленную, имеющую для человека значение, картину мира. Они дают основание для выбора из имеющихся альтернатив действия (целей и средств), основания для порядка предпочтений отбора и оценки этих альтернатив, определяя «границы действия», т.е. не только направляют, но и регулируют эти действия . 
Г.Л. Будинайте и Т.В. Корнилова оперируют понятием «личностные ценности». Личностными ценностями становятся те, по отношению к которым субъект самоопределился. Конструктивная роль личностных ценностей наибо-лее явно выступает при интерпретации «моральных решений» и процессов личностной регуляции принятия решений (интеллектуальных, поведенческих и т.д.). В них субъект реализуется на уровне целостного Я, предполагающего сознательный и ответственный выбор не только в плане внешне заданных альтернатив, но и в плане достигнутого потенциала саморегуляции как внутренней динамики движения мотивов, целей и смыслов. Личностные ценности являются специфической формой функционирования смысловых образований в личностных структурах. Они формируются и проявляются в актуальной регуляции решений субъекта о его предпочтениях и функционируют как определенный уровень развития смысловых образований. Личностные ценности опосредуют переход на более высокий уровень личностных структур тех смысловых образований, которые могли выступать в качестве значимых психических регуляторов деятельности субъекта, «но приобретают ценностный статус только при обращении его личностных усилий на свою смысловую сферу, на собственное Я». 
Решающая роль ценностных ориентаций в саморегуляции поведения по-казана в социологических исследованиях под руководством В.А. Ядова. 
В социально-психологическом аспекте ценности выполняют функцию регулятора групповой сплоченности и активности коллектива. Индивидуаль-ные ценностные ориентации взаимодействуют и воздействуют на коллективные через межличностные взаимоотношения. Как справедливо отметила В.Г. Алексеева, «чем меньше расхождений и противоречий между индивидуальными и групповыми ориентациями, и чем в большей степени групповые ориентации учитывают общественные и личные интересы членов коллектива, тем оптимальнее его психологический климат». 
В рамках стратометрической концепции А.В. Петровского второй уро-вень (страта) межличностных отношений в группе представлен отношениями опосредствованными содержанием групповой совместной деятельности, ее це-лями и задачами, принятыми в группе принципами и ценностными ориентаци-ями, «которые в конечном счете являются проекцией идеологических кон-струкций, функционирующих в обществе».  Одним из основных показателей сплоченности группы является ценностно-ориентационное единство – фактор, фиксирующий степень совпадения позиций и оценок ее членов и ценностей, наиболее значимых для группы в целом.      Таким образом, ценностные ориентации ощутимо сказываются на различных сторонах жизнедеятельности группы: от личной адаптации входящих в нее членов до ее продуктивности.
Развитие ценностных ориентаций связано с развитием направленности личности. С.Л. Рубинштейн указывал, что «в деятельности человека по удовлетворению непосредственных общественных ориентиром потребностей выступает общественная шкала ценностей. В удовлетворении личных и индивидуальных потребностей через посредство общественно полезной деятельности реализуется отношение индивида к обществу и соответственно соотношение личностного и общественно значимого. Наличие ценностей есть выражение не безразличия человека по отношению к миру, возникающего из значимости различных сторон, аспектов мира для человека, для его жизни». 
Интериоризация ценностей как осознанный процесс происходит лишь при условии наличия способности выделить из множества явлений те, кото-рые представляют для личности некоторую ценность (удовлетворяют его потребности и интересы), а затем превратить их в определенную структуру в зависимости от условий, близких и далеких целей всей своей жизни, возможности их реализации и т.д. Эта способность может осуществиться лишь при высоком уровне личностного развития и социально-психологической зрелости.
В зависимости от того, какие конкретные ценности входят в структуру ценностных ориентаций личности, каковы сочетания этих ценностей и степень предпочтения их относительно других, можно определить, на какие цели жизни направлена деятельность человека. 
1.2 Изучение ценностных ориентаций у предпринимателей

В современной науке до сих пор отсутствует единство в понимании сущ-ности предпринимательства, его отличительных признаков и даже четкое и общепринятое определение самого термина «предприниматель». В наиболее общем смысле предпринимательство понимается как деятельность, свя¬занная с созданием, поддержанием и развитием предприятия, «дела», а также с про-изводством товаров и услуг. В этом смысле понятие предпринимательство имеет не только экономическое (производство товаров и ус¬луг с целью получения прибыли), но и психологическое содержание. То есть предпринима¬тельство – это особый вид экономической деятельности, предполагающей наличие у ее субъекта особых психологических качеств (умения быстро принимать и реализовывать решения в условиях неопределенности).
Существенный вклад в развитие представлений о психологии предприниматель¬ства внесли М. Вебер, В. Зомбарт (1863-1941), Ф. фон Хайек, П. Друкер, И. Шумпетер, Д. Макклеланд, С.Н. Булгаков, П.Б. Струве, П.Н. Савицкий и др., предпринявшие попытки определения тех специ¬фических качеств, которые побуждают человека к предпринимательской деятельности и обеспечивают эффективное выполнение предпринимательских функций.
Согласно И. Шумпетеру, главное в личности предпринимателя – это за-мечать и делать то, чего не замечают и не делают другие люди, ломать старые традиции ради становления нового, обеспечивающего динамизм экономиче-ской системе. Чтобы быть способным к выполнению предпринимательских функций, надо иметь остроту видения и умение идти вперед в одиночку непроторенной дорогой. Лучше всего к этому приспособлен тот, кто обладает сильной волей, верой в свои силы и ограниченным, избирательным интеллектом в сочетании с развитой интуицией, восполняющей недостаток информации.
По мнению Д. Макклеланда, отличительной психологической особенно-стью предпринимателей является более высокий уровень мотива¬ции достижения, которую он определял как «соревнование с некими существующими стандартами». По наблюдениям Д. Макклеланда, успешные, рациональные предприниматели отличаются высоким уров¬нем мотивации достижения, средним уровнем трудности выдвигаемых задач и стремлением к достижению максимального успеха в их решении. Также для них характерны позитивное отношение к ситуации достижения; стремление к решению достаточно сложных, но реально выполнимых задач; уверенность в успешном реше¬нии задачи; настойчивость в достижении цели; стремление к разумному риску и отсутствие интереса к сверхсложным и очень простым задачам; инте-рес к ситуации соревнования с другими индивидами и активный поиск информации о своих результатах; проявление активности, решительности и ответственности за результат в неопределенных ситуациях; повышение уровня притязаний при дости¬жении успеха и его снижение при неудаче.
Р. Брокхаус, Д. Миллер и др. показали, что предприниматели отличаются высоким уровнем интернальных ориентаций и предпочтением умеренного риска.
С. Сингх выделил следующие личностные свойства предпринимателя, влияющие на его профессиональный рост: повышенная дисциплинированность; радикальность; эмоциональная стабильность; самостоятельность; экстраверсия; высокая мотивация достижений; эмоциональная стабильность; высокая работоспособность и выносливость; уверенность в себе; высокая готовность к переменам; большая старательность и пунктуальность; соревновательность.
П.Г. Щедровицкий определяет предпринимательство как особый тип мышления и деятельности. Движущая сила предпринимательства, по мнению исследователя, – это воля, представления и мысли.
А.Д. Смирнов, В.Ф. Максимов и Д.Н. Акуленок выделяют такие особен-ности предпринимателя как потребность выделиться, проявить себя, удовле-творить честолюбие; стремление к независимости; желание принести благо об-ществу; потребность в лидерстве; потребность в самовыражении, самоактуали-зации, стремление «оставить после себя след на земле».
В. Русалов дополняет личностный портрет предпринимателя ориентаци-ей на материальный успех; ориентацией на деятельность и напряженный труд; ориентацией на контакты, общение и установление новых социальных связей.
А. Чирикова выявила, что в большинстве случаев при принятии решений предприниматели в большей степени ориентируются на интуицию, нежели на рациональный расчет. К числу личностных черт, обеспечивающих эффективную деятельность, относятся устойчивость поведенческих и ценностных стратегий в различных ситуациях, амбициозность и эгоистические ориентации.
А.Л. Журавлев и В.П. Позняков  изучали психологические отноше¬ния и ориентации российских предпринимателей в сфере деловой активности. В частности, исследовались мотивы, цели и ценности в сфере экономической деятельности, уровень притязаний и оценка собственных возможностей в достижении успеха, отношение к риску, конкуренции и неудачам в предпринимательской деятельности. Результаты исследований показали, что, по мнению большинства предпринимателей, в сложившихся социально-экономических условиях развитие их предпринимательской деятельности в большей степени зависит от их собственных усилий. Степень доверия и оценки надежности партнеров внутри предпринимательской среды оценивается опрошенными значительно выше, чем в их отношениях с представителями государственных органов власти. При этом оценка предпринимателями надежности своих партнеров за последние годы повыси-лась. Чем выше предприниматель оценивает собственные воз¬можности в развитии своего бизнеса, тем позитивнее его представления о взаимоот-ношениях с партнерами. Порядочность, честность партнера – необходимое качество, при наличии которого на втором месте находятся профессионализм, компетентность, организованность. Таким образом, основными социально-психологическими факторами успешности предпринимательской де-ятельности являются: возможность самостоятельно решать свои проблемы, высокая оценка своей конкурентоспособности и высокая надежность партнеров.
Тройку ведущих мотивов выбора предпринимательской деятельности занимают мотивы достижения самостоятельности и независимости сво¬его бизнеса, возможности реализации своих способностей и материальной обеспе-чен¬ности. Мотивы полезности своего бизнеса и достижения авторитета у окружающих представлены в значительно меньшей степени. Возможно, это связано с тем, что материальное благополучие является важным показателем, демонстрирующим окружающим людям, в первую очередь потенциальным партнерам и клиентам предпринимателя, успешность его деятельности, олицетворя¬ющую его возможности и высокие деловые качества. Важно и то, что в предпринима¬тельской среде деньги являются, прежде всего, средством достижения конкретных целей деятельности – создание предприятия, реализа-ция новой идеи и т.д. Кроме того, деньги выступают инструментом, которым предприниматель манипулирует с целью увеличения прибыли. Увеличение значимости материального фактора можно объяснить и изменившимся отношением общества к уровню благосостояния, повы¬шением престижности предпринимательской деятельности.  
При этом у москвичей более сильно выражены мотивы независимости и самореализации, а у предпринимателей из регионов Центральной России более сильно выражен мотив «материальная обеспеченность». Возможно, это объясняется тем, что предста¬вители регионального бизнеса оценивают свой уровень материального благосостоя¬ния ниже, чем москвичи. Об этом же косвенно свидетельствуют и различия в структуре ценностных ориентации. Такие ценности, как «материальная обеспеченность» и «богатство», у предпринимателей из городов Центральной России выражены более сильно.  
При исследовании ценностных ориентации предпринимателей обнаружено, что и для московских, так и для региональных предпринимателей характерна общая структура терминальных ценностей: здоровье, семья, материальная обеспеченность, уверенность в себе, работа, свобода, друзья, любовь. Внутри этой структуры обнаружены достоверные различия между выборками по ценностям «материальная обеспеченность», «богатство», «здоровье». Ориентация на эти ценности у региональных предпринимателей выражена сильнее. У москвичей выше ранги ценностей «семья» и «любовь», но различия между оценками не значимы. 
В структуре инструментальных ценностей представителей сравниваемых выбо¬рок обнаружены как сходство, так и различия. Наиболее высокие ранги в обеих вы¬борках получили такие ценности как «честность» и «независимость». Далее в струк¬туре инструментальных ценностей наблюдаются различия. У москвичей следующей по значимости ценностью является «твердая воля». У предпринимателей из городов Центральной России эта ценность менее значима. Среди предпочитаемых предпринимателями ценностей оказались также «эффективность в делах», «предприимчивость», «образованность», «самоконт¬роль», «ответственность», «терпимость», «жизнерадостность». При этом у московских предпринимателей выше ранги ценностей «эффективность в делах», «самоконтроль» и «терпимость», а у предпринимателей из регионов – «образованность», «ответствен¬ность» и «жизнерадостность» (различия статистически не значимы). Среди ценно¬стей, занимающих сравнительно низкие ранги, обнаружились значимые различия по ценностям «широта взглядов» (более значима для москвичей) и «исполнительность» (более зна-чима для региональных предпринимателей). Итак, такие цен¬ности, как здоровье, семья, работа, материальная обеспеченность, друзья и любовь входят в десятку наиболее значимых практически у всех слоев российского населе¬ния. Вместе с тем в иерархии терминальных ценностей предпринимателей сравни¬тельно более важное место занимают такие ценности, как уверенность в себе, свобода и активная жизнь. Среди инструментальных ценностей предприниматели более вы¬соко оценивают независимость, эффективность в делах и предприимчивость.  
Иссле

Категория: Скачать диплом бесплатно | Добавил: Демьян
Просмотров: 122 | Загрузок: 47 | Рейтинг: 0.0/0 |

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу