Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск





Чт, 16.05.2024, 23:27
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
Каталог файлов


Главная » Файлы » Скачать бесплатно диплом, курсовую, реферат, отчет » Скачать диплом бесплатно [ Добавить материал ]

2206. Развитие самостоятельности школьников на уроках технологии
[ (101.7 Kb) ] 20.01.2021, 10:57

Содержание
Введение    3
Глава 1. Теоретические основы воспитания самостоятельности школьников на уроках технологии    7
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме воспитания самостоятельности    7
1.2. Развитие самостоятельности школьников как педагогическая проблема (приемы, методы, формы)    17
1.3. Использование метода проектов на уроках технологии для развития самостоятельности    25
1.4. Анализ образовательной области «Технология» с точки зрения развития самостоятельности    34
Выводы по 1 главе    40
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию самостоятельности школьников на уроках технологии    42
2.1. Изучение уровня развития самостоятельности учащихся    42
2.2. Реализация педагогических условий развития самостоятельности школьников на уроках технологии при изучении раздела «Кулинария»    56
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы    66
Выводы по 2 главе    72
Заключение    74
Список литературы    76
Приложения    79

 
Введение
На современном этапе перестройки системы образования возникла потребность в организации учебно-воспитательного процесса в школе таким образом, чтобы каждый ученик смог проявить активность, самостоятельность, творчество в обучении, развить свой собственный стиль учебной деятельности. В связи с этим на первый план образования выходит задача развития в человеке способностей избирательно усваивать научные знании, умения адаптировать полученные знания к практике.
В личности должны быть развиты такие качества как потребность в приобретении новых знаний, умение раскрывать самостоятельно сущность новых понятий, овладение способами познавательной деятельности, творческое применение полученных знаний для решения различных проблем.
В процессе школьного образования учащиеся должны овладеть комплексом познавательных процессов: осуществление планирования своей самостоятельной работы; поиск ответа на все непонятное, неясное; рациональная организация своего рабочего места, обеспечивая необходимые условия для эффективного умственного труда; нахождение материалов для доказательства определенных положений; осуществление планирования и систематизации учебного материала и т.п.
Внутренняя потребность человека в знаниях, умение их приобретать из различных источников и творчески использовать их на практике характеризуются как самостоятельность. 
Развитие самостоятельности учащихся в обучении постепенно становится одной из важнейших задач педагогики. Это вызвало следующими причинами: необходимость воспитания личности, готовой к самостоятельной и ответственной взрослой жизни является требованием времени и особо подчеркивается во всех документах по модернизации образования (Концепция модернизации российского образования, Стратегия модернизации содержания общего образования и другие документы); все без исключения современные методы и технологии обучения предполагают активное участие обучаемых в учебном процессе и их самостоятельность в обучении (модульное обучение, метод проектов, технологии открытого образования и др.).
Воспитание самостоятельности учеников как цель образования рассматривали Я.А.Коменский, Ж.-Ж.Руссо, А.Дистервег, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинский. Проблему анализа сформированности у детей активности и самостоятельности, как важнейшего показателя плодотворности учения рассматривали Л.П.Аристова, Е.Я.Голант, М.А.Данилов, Б.П.Есипов, П.И.Пидкасистый, И.СЯкиманский и др. 
Познавательная самостоятельность различными исследователями определяется как характеристика личности (Д.Б.Богоявленская, Л.Г.Вяткин, З.И.Калмыкова, М.Н.Махмутов и др.). В педагогической литературе познавательная самостоятельность рассматривается как процесс и результат специально организованного усвоения учебной информации. Исследование путей формирования познавательной самостоятельности учащихся проводили В.К.Буряк, ЕЛ.Голант, Б.П.Есипов, М.И.Махмутов, П.И.Пидкасистый, А.В.Усова и др. 
Формирование самостоятельности личности возможно только при смене приоритетов в образовании - с усвоения готовых знаний на самостоятельную познавательную деятельность каждого ученика с учетом его особенностей и возможностей. 
Важную роль в формировании самостоятельности школьников играет технологическое образование. Существовавшая долгие годы в российских школах трудовая подготовка учащихся имеет и положительные, и отрицательные стороны. Следует отметить, что интерес к трудовому обучению невысок, так как не связан с потребностями и склонностями учащихся. Они не видят социальной и личной значимости своего труда. Традиционные формы и методы организации трудового обучения не вовлекают учащихся в исследовательскую деятельность, наиболее для них привлекательную.
Изучая различные темы на уроках, ученики получают некий шаблон к решению задач. Этим шаблоном они пользуются при решении однотипных задач в дальнейшем. С одной стороны ученики четко отрабатывают умения и навыки решения поставленных задач, с другой, они не всегда четко представляют поставленную цель. В результате этого при не стандартной постановке задачи у учащихся возникают сложности с решением. Так же в наш век информационных технологий, дети имеют доступ к огромному количеству информации. Но, часто владея, информацией они не могут ей правильно воспользоваться, так как нет единого шаблона к использованию полученной информации, а анализировать и выделять главное и полезное в данный момент дети не привыкли.
Замена в учебном плане предмета «Трудовое обучение» на предмет «Технология» сделала актуальным поиск нового содержания и методов, позволяющих освободить технологическое образование от немотивированных упражнений по обработке различных материалов. Образовательная область «Технология» включенная в инвариантную часть базисного учебного плана российской школы в 1993 года, признана создать условие для развития самостоятельности учащихся в процессе преобразовательной деятельности.
Возникает противоречие между существующей в теории ориентации на формирование познавательной самостоятельности у учащихся и недостаточной разработанностью на практике организационно-методических аспектов проблемы. 
Цель работы – выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования самостоятельности школьников на уроках технологии.
Объект исследования – формирование самостоятельности школьников.
Предмет исследования – педагогические условия формирования самостоятельности школьников на уроках технологии.
Гипотеза исследования: процесс формирования самостоятельности школьников на уроках технологии будет эффективным, если будут соблюдены следующие педагогические условия:
1.    использование метода проектов и самостоятельных работы в процессе изучения раздела «Кулинария»;
2.    поэтапная проектная деятельность учащихся, организованная под руководством учителем; 
3.    постепенное снижение участия учителя в сопровождении проектной деятельности школьников.
Цель и гипотеза определили задачи исследования:
1.    Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования самостоятельности школьников.
2.    Выделить педагогические условия формирования самостоятельной деятельности школьников на уроках технологии.
3.    Выявить уровень сформированности самостоятельности у учащихся.
4.    Реализовать педагогические условия формирования самостоятельности школьников на уроках технологии посредством методов проектов при изучении кулинарии.
5.    Проанализировать результаты экспериментальной работы.
Для решения поставленных задач был использован комплекс методов: теоретический анализ психолого-педагогической литературы; наблюдение за проявлениями самостоятельности дошкольниками; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); обработка эмпирических данных.
База исследования: МОУ СОШ №3 города Челябинска, ученицы 5А (контрольный класс) и 5Б (экспериментальный класс). Всего 28 человек, по 19 учениц в каждом классе.
 
Глава 1. Теоретические основы воспитания самостоятельности школьников на уроках технологии
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме воспитания самостоятельности
Ретроспективный анализ литературы показывает, что проблема самостоятельности личности издавна привлекала внимание психологов и педагогов.
Уже в античной педагогике зародилось первое признание самостоятельности как важного средства формирования активного, творческого человека, способного изменить мир. Уже в этот период времени появляются первые упоминания о способах рефлексии: самопознание, самовоспитание, самонаблюдение, самосовершенствование. Решающую роль в воспитании и образовании отводится самому человеку.
Воспитание самостоятельности учеников как цель образования рассматривали Я.А.Коменский, Ж.-Ж.Руссо, А.Дистервег, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинский.
При всем разнообразии социальных условий, установок и этических идеалов основой философской и педагогической мысли в период Просвещения и Нового времени стало представление о свободной, самостоятельной личности, наделенной здравым смыслом. Так, в трудах Я.А.Каменского представлено сочетание новых и уходящих идей с перевесом в сторону прогресса и гуманизма. Он отстаивал право человека на развитие всех его возможностей. Я.А.Каменский сформулировал принцип самостоятельности воспитанника в осмыслении и деятельном освоении мира в осознании и признании ребенка наиболее важным, ключевым звеном в цепи субъектов воспитания [24, с.7].
Достойный вклад в развитие проблемы исследования сделал Ж.Ж.Руссо, который выдвинул идею естественной свободы и равенства людей. По его мнению, наилучшее воспитание – это самостоятельное накопление жизненного опыта в процессе непосредственных наблюдений. Внутренней мотивацией становится стремление ребенка к самосовершенству. В приобретении знаний большое значение имеют наглядность и самодеятельность [19, с.41].
Предложенные Ж.Ж. Руссо методы обучения, основанные на детской самодеятельности, явились значительным шагом вперед в развитии педагогики. Его идеи пронизаны духом гуманизма, что проявляется в развитии самостоятельности мышления, активности обучения, связи воспитания с жизнью и личным опытом ребенка.
А.Дистервег писал: «Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средство, как он может это осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на внешний мир».
Анализируя все подходы к определению самостоятельности личности, можно видеть, что ее роль в учебном процессе осознавалась всегда. А.Дистервег, рассматривая идею развития умственных сил учащихся, отмечал: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий должен достигнуть этого собственной деятельностью. То, чего человек не приобрел путем своей самостоятельности - не его». 
Философские подходы к самостоятельности получили свое развитие в работах крупных педагогов. И.Г.Песталоцци требовал, чтобы образовательное учреждение ставило целью не обучение человека, а его развитие как воздействие на личность ребенка. Одним из основных условий развития он выделял самостоятельность. Песталоцци писал, что познание начинается не с чувственного наблюдения, а с активного созерцания идеальных объектов. Образование должно быть основано на методе элементного воспитания, суть которого – пробудить задатки способностей, которые заложены в каждом ребенке. Цель – посредством воспитания дать надежду на независимую и активную жизнь [5, с.17].
Экспериментальная педагогика (А.Лай, А.Бине, Г.Холл, Э.Торндайк) определила педагогический принцип саморазвития личности: при разработке педагогических проблем необходимо использование данных детской психологии и физиологии, а также конкретной социологии; для полноценного развития личности необходим учет индивидуальных особенностей конкретного ребенка [7, с.10].
Педагогика личности (Э.Вебер, Г.Гаудиг) рассматривали воспитание посредством искусства. Цель – формирование на основе высокоразвитой умственной активности человека, способного преодолеть свою внутреннюю неустойчивость. Важная роль отводится познавательному интересу. Самостоятельность рассматривается как важная черта человеческой личности. Развитие самостоятельности опирается на рефлексивные качества [8, с.22].
Таким образом, взгляды ученых этого времени на проблему развития самостоятельности значительно расширились. Важную роль воспитании и образовании играет сама личность, воспитанник признается субъектом учебной деятельности. Основной идеей воспитания и образования этого периода становится формирование самостоятельной личности. Значительное влияние па педагогику этого времени оказали психологические исследования, которые вывели на первый план индивидуальные особенности личности.
Значительно расширили представления о самостоятельности исследования педагогов и психологов XX века. К.Н.Вентцель отмечал, что цель воспитания – выработка свободной творческой нравственности. Полная свобода самостоятельного развития ведет ученика к гармоничному, всестороннему, индивидуальному развитию [14, с.201].
А.С.Макаренко определял смысл воспитания через необходимость формирования единого трудового коллектива педагога и воспитанников. В основе его концепции лежит идея воспитания самостоятельного и деятельного члена общества [44, с.30].
Психологический подход к самостоятельности получил свое развитие в работах крупных советских психологов: Выготского Л.С., Ананьева Б.Г., Леонтьева А.Н., Рубинштейна С.Л. В своих трудах они рассматривали вопросы самостоятельности в русле кардинальных проблем психологической науки - проблем личности, активности, деятельности. Они подчеркивали, что социальная ценность самостоятельности как качества личности определяется ее направленностью и уровнем активности человека как субъекта деятельности и отношений.
Самостоятельность, - отмечал С.Л.Рубинштейн, - это не простая сумма знаний, умений и навыков личности, позволяющих ей своими силами вести очередные дела, а общественное проявление личности, характеризующее ее тип отношения к труду, людям и обществу.
Самостоятельность детерминируется реальным бытием человека. Для раскрытия детерминированности самостоятельности личности большое значение имеет стержневое положение теории С.Л.Рубинштейна, состоящее в том, что в объяснении психических явлений надо исходить из реального бытия человека и его взаимоотношений с внешним миром [61, с.148].
Следует отметить, что отношение психологов к феномену «самостоятельность» неоднозначно. С одной стороны, почти все исследователи, изучающие особенности развития детей, подчеркивают огромную роль самостоятельности в развитии личности в целом, с другой стороны, во многих случаях они не дают ни содержательной, ни семантической характеристики этому понятию.
Под самостоятельностью мы понимаем системное качество социально зрелой личности, позволяющее ей осуществлять деятельность, адекватную ситуации, в том числе и в условиях неопределённости. Являясь результатом взаимодействия воли, рефлексии и активности, на основе ценностных ориентаций и интеллекта личности, самостоятельность проявляется в критичности мышления, самоконтроле, ответственности, целеполагании, надситуативной активности, свободе и творчестве. При этом самостоятельность взаимосвязана с надситуативной активностью и свободой личности, что выражается во взаимообусловленности их развития и становления.
Механизмом становления самостоятельности личности является трансценденция как жизненное усилие по выходу за свои природные, социальные и психологические рамки. Становление - это процесс включения более ранних стадий развития в более поздние (Г. Олпорт). В результате становления явление превращается в целостную систему, которая затем развивается на собственной основе, т. е. на основе предпосылок, созданных в процессе становления [49, с.8].
Становление самостоятельности видится нам как результат взаимодействия постепенно «созревающих» компонентов - воли, рефлексии и активной позиции личности, что основано на росте самосознания и миропонимания личности, выражающемся в уровне её интеллекта и ценностных ориентациях.
Поэтому мы судим о степени сформированности самостоятельности как качества личности с эволюционной точки зрения, или, другими словами, со стороны генезиса этого качества в человеке. Эволюционный путь развития каждого конкретного человека представляет собой смену трёх типов психологических систем - моторики и восприятия, памяти и мышления, понятий как системы суждений (Л.С.Выготский) [9, с.39].
Становление самостоятельности личности следует рассматривать как длительный, динамичный процесс, который поддерживается определённым состоянием необходимых объективных условий. Подчёркивая внутреннюю обусловленность процесса становления самостоятельности личности, мы признаём, что процесс этот, как и процесс саморазвития человека, является открытым внешним влияниям, и нуждается в социальной апробации, которая реализуется в деятельности и общении (Н.М.Борытко) [21, с.7].
Несмотря на то, что большинством людей осознаётся необходимость развития самостоятельности, сегодняшнюю ситуацию в образовании можно проиллюстрировать, обратившись к словам П.Ф.Каптерева. Он говорит о том, что в истории педагогики во все времена в качестве новых высказывались по существу одни и те же педагогические идеи: необходимость поддержки активности ребёнка, его самостоятельного развития, необходимость учёта его особенных способностей и склонностей. Но при этом образование часто представляет собой борьбу против этих идей, оно стремится втиснуть человека в наперёд заготовленные рамки, вести по шаблону, по проторенной дорожке. Причём, при общей насильственности метода всё же идёт речь о самодеятельности [18, с.82].
Рассматривая самостоятельность как интегративное свойство личности, современные исследователи подчеркивают, что ее интегративная роль выражается в объединении других личностных проявлений общей направленностью на внутреннюю мобилизацию всех сил, ресурсов и средств для осуществления избранной программы действий без посторонней помощи. 
Можно говорить о том, что самостоятельность дошкольника, понимаемая как стремление и умение ребенка настойчиво решать задачи деятельности, относительно независимые от взрослого, мобилизуя имеющийся опыт, знания, используя поисковые действия, является значимым фактором социально -личностного созревания и готовности к школьному обучению. 
Если сравнивать самостоятельность 6-7-летних детей, то видно, что у старших она проявляется иначе, ее природа и направленность иные, чем у 3-летних детей. У детей 6-7 лет инициатива и самостоятельность проявляются значительно тоньше и разнообразнее. Их самостоятельность обнаруживается в замысле и в развертывании сюжетов сложных коллективных игр, в умении самостоятельно выполнить трудное и ответственное дело, порученное группе. Возросшая самостоятельность детей сказывается в их умении оценивать работу и поведение других ребят.
Самостоятельность ученика выражается прежде всего в потребности и умении самостоятельно мыслить, в способности ориентироваться в новой ситуации, самому видеть вопрос, задачу и найти подход к их решению. Она проявляется, например, в умении по-своему подойти к анализу сложных учебных задач и выполнению их без посторонней помощи.
Самостоятельность школьника характеризуется известной критичностью ума, способностью высказывать свою собственную точку зрения, независимую от суждения других. 
Внешними признаками самостоятельности учащихся являются планирование ими своей деятельности, выполнение заданий без непосредственного участия педагога, систематический самоконтроль за ходом и результатом выполняемой работы, ее корректирование и совершенствование. Внутреннюю сторону самостоятельности образуют потребностно-мотивационная сфера, усилия воспитанников, направленные на достижение цели без посторонней помощи. 
По утверждению психологов, мотивы проявления самостоятельности у школьников разного возраста различны. Младшие дети, проявляя самостоятельность, используют ее как средство достижения частных целей. У подростков самостоятельные поступки и действия совершаются для того, чтобы подчеркнуть своё право на самостоятельность. При этом они проявляют позицию максимализма самостоятельности: стремятся утвердить свою самостоятельность более, чем это реально возможно. Причем даже в случае предоставления подростку самостоятельности он всё равно не бывает удовлетворен. 
У старших школьников мотивом проявления самостоятельности служит стремление испытать себя, проверить свои возможности. Это стремление имеется уже у подростков, которые хотят быть похожими на взрослых и поэтому испытывают себя во «взрослых» делах. Отсюда их стремление к самостоятельному выполнению заданий будет проявляться в большей мере, если, с их точки зрения, это задание престижно для взрослых. 
По мнению А.К.Осницкого, самостоятельность начинается с подражания, для чего необходимо проявление инициативы, стремления и желания. Действие этого механизма подкрепляется синергичным участием природных механизмов, поддерживающих и закрепляющих подражание, к ним добавляются чувства симпатии, сопереживания, эмоциональной поддержки, заинтересованности. Затем начинают себя обнаруживать механизмы «переноса» и репрезентации, дополняющиеся механизмами антиципации (А.Валлон). Позднее начинается интенсивное испытание собственных возможностей. Следующими обнаруживают себя механизмы исследования вариативности и механизмы усовершенствования. На высшей стадии этого процесса привносятся элементы творчества. 
Поэтому и мера самостоятельности ребенка характеризуется прежде всего преобладающим механизмом, опосредствующим его активность: подражанием, заражением, переносом, репрезентацией и т.п.
В подростковом периоде завершается формирование механизмов осознания активности. И самосознание (познавательные и регуляторные аспекты самосознания наиболее представлены в рефлексии) может либо развиваться и совершенствоваться, обслуживая решение усложняющихся задач, либо «приостановиться» в своем развитии как недостаточно значимое психическое образование. 
Итак, у детей младшего школьного возраста самостоятельность в первую очередь проявляется в подражательной, воспроизводящей деятельности. В среднем и старшем школьном возрасте самостоятельная работа проводится:
1.    с различными источниками знаний - учебником, учебными и наглядными пособиями по физической культуре;
2.    с практическим учебным материалом, представленным в учебных карточках-заданиях, упражнениях-заявках, контрольно-обучающих заданиях, обучающих программах, составленных по принципу алгоритмических предписаний, и др. 
Таким образом, несмотря на противоречивость в определении сроков, учёные единодушны в одном: самостоятельность - важнейшая характеристика личности; самостоятельность не может возникнуть в отрыве от других личностных свойств (произвольности, воли, целеустремленности), без самостоятельности личность не становится полноценной. 
Аналитический обзор литературы позволил нам выявить, что проблема самостоятельности наиболее полно изучена школьной педагогикой (Н.В.Бочкина, О.А.Конопкин, Л.А.Матвеева, А.К.Осницкий, Л.А.Ростовецкая и др.). Исследованию подверглись различные виды самостоятельности школьников: познавательная, организационно-техническая, умственная и учебная.
Познавательная самостоятельность проявляется в стремлении и умении самостоятельно мыслить, способности без посторонней помощи приобретать информацию из разных источников. Познавательная самостоятельность предполагает единство интеллектуальных и волевых характеристик личности, позволяющее овладевать общими и специальными знаниями, умениями и навыками, а также способами приобретения знаний.
Учебная самостоятельность – это умение ставить перед собой различные учебные задачи и решать их вне опоры и побуждения извне. Она связано с потребностью человека выполнять действия по собственному осознанному побуждению. То есть на первый план выходят такие особенности ребенка, как познавательная активность, интерес, творческая направленность, инициатива, умение ставить перед собой цели, планировать свою работу.
Под самостоятельностью мы понимаем системное качество социально зрелой личности, позволяющее ей осуществлять деятельность, адекватную ситуации, в том числе и в условиях неопределённости. Являясь результатом взаимодействия воли, рефлексии и активности, на основе ценностных ориентаций и интеллекта личности, самостоятельность проявляется в критичности мышления, самоконтроле, ответственности, целеполагании, активности, свободе и творчестве. 
Несмотря на то, что большинством людей осознаётся необходимость развития самостоятельности, сегодняшнюю ситуацию в образовании можно проиллюстрировать, обратившись к словам П.Ф.Каптерева. Он говорит о том, что в истории педагогики во все времена в качестве новых высказывались по существу одни и те же педагогические идеи: необходимость поддержки активности ребёнка, его самостоятельного развития, необходимость учёта его особенных способностей и склонностей. Но при этом образование часто представляет собой борьбу против этих идей, оно стремится втиснуть человека в наперёд заготовленные рамки, вести по шаблону, по проторенной дорожке [18, с.82]. 
Таким образом, самостоятельность - важнейшая характеристика личности; самостоятельность не может возникнуть в отрыве от других личностных свойств (произвольности, воли, целеустремленности), без самостоятельности личность не становится полноценной.
 
1.2. Развитие самостоятельности школьников как педагогическая проблема (приемы, методы, формы)
Важнейшей характеристикой самостоятельности является то, что в ней всегда реализуется внутренняя необходимость, побуждающая человека к определенной активности. Многие ученики не воспринимают требований учителя, только потому, что они для них являются внешней необходимостью, что значительно снижает уровень собственной самостоятельности. Поэтому требуется усилить акценты на ценности конкретного содержания, вида учебной деятельности лично для учащегося. 
Основными педагогическими технологиями тогда становятся те, которые создают в процессе обучения условия, побуждающие детей пытаться самостоятельно решить проблемы, связанные с изучением конкретной учебной темы. При этом создаются ситуации, когда учитель дает возможность учащимся проявить стихийную самостоятельность, которая не связана с выполнением норм и правил. Такой вид самостоятельности неизбежно ведет к негативным результатам, к ошибкам, которые убедительно доказывают школьнику ограниченность, неэффективность стихийных действий, не основанных на специальных знаниях и умениях. 
Формирование понимания ценности культуры самостоятельной деятельности в учебе является результатом тех успехов, которые достигнуты ребенком при умелом использовании норм и правил освоения конкретного школьного предмета.
Самостоятельность поиска правильного результата является важнейшим условием овладения культурой выполнения нормативных требований. Культура самостоятельной учебы формируется тогда, когда ребенку дается возможность совершать различные ошибки в ситуации, когда он в недостаточной степени изучил ту или иную тему. Создание ситуаций, когда учащийся самостоятельно ищет правильный результат, а не получает его в готовом виде, позволяет ему убедиться в необходимости совершения специальных усилий по овладению культурой решения различных задач.
Рассмотрим некоторые методы и приемы формирования самостоятельности учащихся.
1. Использование метода проектов как компонента системы образования
Метод проектов – это способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики. Он позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности.
Культура самостоятельной работы существенно повышается, когда ученик ставится в ситуацию обучения сверстников или тех, кто учится в младших классах. Поэтому необходимо специально создавать ситуации в организации учебной и внеучебной жизни школьников, которые бы позволяли им пробовать свои силы в самостоятельной разработке плана проведения урока, поиска и осмысления учебного материала, выстраивания его в определенной логике, организации ведения урока, освоения роли помощника учителя, консультанта и пр. 
2. Включение обучающихся в ситуацию соревновательности
Данный вид педагогической деятельности предполагает организацию освоения школьниками навыков подготовки к участию в различных конкурсах, олимпиадах, НПК, проводимых на уровне города, района, региона, а также организацию общественного признания результатов культурно организованной и положительно направленной самостоятельности. Включенность учащихся в широкое и разнообразное поле соревнований обеспечивает стимулирование овладения навыками культуры самостоятельной деятельности. 
3. Превращение органов ученического самоуправлении, действующих на уровне класса, параллели, гимназии в целом, в ведущего субъекта развития самостоятельности
Самостоятельность школьников в этом виде деятельности проявляется, во-первых, в изучении потребности учащихся в саморазвитии в различных формах занятий во внеучебное время. Затем, в осуществлении самостоятельного поиска тех людей, которые могут стать организаторами классных и общешкольных мероприятий. Речь идет о выявлении лидеров, которые имеют организаторские способности, проявляемые не в стихийной, а в специально организованной форме и в интересах всего коллектива. 
Важной воспитательной задачей, которую учащиеся должны научиться решать в первую очередь, является побуждение детей разного возраста к овладению навыками самоорганизации. Культура самостоятельной деятельности включает в себя в качестве обязательного элемента умение быть самоорганизованным человеком. Это означает, что, участвуя в работе органов ученического самоуправления, учащиеся должны вырабатывать умение переводить стихийную активность в активность специально (культурно) организованную на основе определенной последовательности действий: постановки цели действий, выбора оптимальных способов достижения цели, проявления воли и терпения в столкновении с трудностями, осуществления постоянного самоконтроля. Только в этом случае возможен перевод стихийной самостоятельности в культурное русло.
Кроме того, органы ученического самоуправления побуждают к самостоятельности учащихся при подготовке и проведении различных коллективных творческих дел, мероприятий, акций. Поддерживая культурную инициативу учащихся, педагоги выступают в роли консультантов и помощников.
4. Использование самостоятельных работ в процессе обучения
Самостоятельная работа обучающегося может служить основой перестройки его позиций в учебном процессе.
Во-первых, самостоятельная работа школьника есть следствие правильно организованной его учебной деятельности на уроке, что мотивирует самостоятельное ее расширение, углубление и продолжение в свободное в 
Во-вторых, в данной трактовке самостоятельная работа - более широкое понятие, чем домашняя работа, т.е. выполнение заданий, данных учителем в классе на дом для подготовки к следующему уроку.
В-третьих, самостоятельная работа должна рассматриваться как специфическая форма (вид) учебной деятельности обучающегося, характеризующаяся всеми перечисленными ее особенностями. Это высшая форма его учебной деятельности, форма самообразования, связанная с его работой в классе.
Самостоятельная работа обучающегося, рассматриваемая в общем контексте его самообразования, представляет собой высшую форму его учебной деятельности по критерию саморегуляции и целеполагания; она может дифференцироваться в зависимости от источника управления, характера побуждения:
    самостоятельная работа по образцу (алгоритму) - репродуктивный метод (навык выполнения);
    самостоятельная работа с модификацией алгоритма в измененной ситуации - конструктивный метод (повышенный уровень) перенос знаний в необычную ситуацию;
    самостоятельная работа переноса нескольких известных способов и их комбинирование – частично-поисковый метод;
    самостоятельная работа по созданию нового способа решения проблемного задания - исследовательский метод.
Задачи самостоятельной работы в процессе обучения:
1.    Постановка цели и планирование самостоятельной работы ученик осуществляет с помощью учителя.
2.    Постановка цели осуществляется учителем, а планирование выполняется учениками самостоятельно.
3.    Постановка цели и планирование осуществляется учеником самостоятельно, но задание даёт учитель.
4.    Работа осуществляется по собственной инициативе, без помощи учителя - ученик сам выполняет.
В самостоятельной деятельности школьников важным компонентом являются мотивы учения. Им уделяется большое внимание в психологических и дидактических исследованиях, которые ведутся в основном в двух направлениях. Первое – это работы, непосредственно анализирующие мотивы учения школьников разного возраста, структуру механизмов действия мотивов, динамику их развития и пути формирования полноценных мотивационных комплексов. Второе направление – это исследования проблем развития активности и самостоятельности школьников в процессе обучения, расширение положительных мотивационных факторов познавательной деятельности, связанных с явлениями социального и личного характера.
При подготовке учителем самостоятельной работы учащихся необходимо продумать, как предлагать учащимся задание для самостоятельной работы, как инструктировать их перед работой. Под инструктированием учащихся перед началом самостоятельной работы подразумевается краткое, но исчерпывающее объяснение учителем того, что надо сделать, зачем нужна данная работа, каким образом ее выполнять.
Наряду с устным инструктированием широко используются письменные руководства к работе: дидактические карточки, тетради для самостоятельной работы.
Изучение передового опыта учителей убеждает в том, что общие для всего класса задания не могут быть доступны в одинаковой мере для всех учащихся. Необходимо так строить процесс обучения, чтобы он предъявлял достаточно высокие требования к более подготовленным школьникам, обеспечивал их максимальное интеллектуальное развитие и в то же время создавал условия для успешного овладения знаниями и развития менее подготовленных учащихся. 
Рассмотрим систему дифференцированных заданий, которая поможет преподавателю правильно организовать изучение той или иной темы:
1.    Трехвариантные задания по степени трудности (облегченной, средней и повышенной). При этом выбор варианта предоставляется ученику.
2.    Общее для всего класса задание с предложением системы дополнительных заданий все возрастающей степени трудности.
3.    Индивидуальные дифференцированные задания.
4.    Групповые дифференцированные задания с учетом различной подготовки учащихся (вариант определяет учитель).
5.    Равноценные двухвариантные задания по рядам с приложением к каждому варианту системы дополнительных заданий все возрастающей трудности.
6.    Общие практические задания с указанием минимального и максимального количества задач или примеров для обязательного выполнения.
7.    Индивидуально-групповые задания различной степени трудности по уже решенным задачам или примерам.
Умение работать с учебной книгой является одним из важнейших умений, которым необходимо владеть учащимся средней общеобразовательной школы. Учебник является необходимым условием для того, чтобы у учащихся образовались новые устойчивые временные связи, чтобы учащиеся прочно усвоили материал, объясненный учителем. Учебник создает для ребят возможность возвращаться к данному материалу, для того чтобы глубже продумать и закрепить этот материал или отдельные его части. Вопросы использования учебника на уроке еще недостаточно исследованы. Факты показывают, что некоторые учащиеся не готовят домашние задания по учебнику, а отвечают на уроке, пользуясь только тем, что они узнали со слов учителя.
Работа по формированию у учащихся умений и навыков работы с учебником должна вестись учителями на всех этапах обучения: при сообщении нового материала, при осмысливании и закреплении знаний, при проверке домашних заданий.
За время обучения в школе учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками в работе с учебником:
    уметь выделять главное в тексте, рисунке, таблице;
    устанавливать логическую связь и зависимость между сведениями, изложенными в параграфе учебника;
    сравнивать изучаемые явления;
    делать обобщения, выводы по одному или нескольким параграфам учебника;
    составлять схемы, таблицы, графики по тексту учебника;
    делать анализ содержания рисунков;
    составлять словарь по теме;
    самостоятельно изучать отдельную тему учебника;
    составлять план по тексту учебника;
    уметь составлять задачи, используя текст учебника;
    писать конспекты, сочинения; выполнять опыты, описанные в учебнике.
Перечисленные умения и навыки могут быть сформированы у школьников лишь при условии специально организованного обучения рациональным приемам работы с учебником. 
Педагог П.И.Пидкасистый в монографии «Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении» выделил 5 уровней самостоятельной работы обучаемых:
I уровень: Дословное и преобразующее воспроизведение информации.
II уровень: Самостоятельная работа по образцу, составление вопросов к текстам лекций по предложенному образцу. Разные по сложности, разнообразные по характеру и форме образцы вопросов направляют мышление школьников на поиски ответов, а затем и на самостоятельную формулировку вопросов, что является приобщением к умственному труду. Составление тестовых заданий по предложенным правилам.
III уровень: Реконструктивно-самостоятельные работы: преобразование текстовой информации в структурно-логические графы, составление кроссвордов, интервью, анкет, преобразование типовых задач, т.е. работы этого типа учат обобщать явления.
IV уровень: Эвристические самостоятельные работы, разрешение проблемной ситуации, созданной преподавателем; составление своих проблемных задач, различных моделей, т.е. школьники непосредственно участвуют в разработке моделей.
V уровень: Творческие (исследовательские) самостоятельные работы: написание работы с включением в неё знаний II, III, IV уровней. Название и форма работы выбираются школьниками (преподаватель только может помочь). Рефераты, проектные работы и т.д.
Самостоятельная работа для реализации её функции как формы самоорганизации в обучении требует знания учащихся процедуры целеполагания, планирования, самоуправления, самооценки, а как деятельности по приобретению и применению знаний, умений - соответствующих приемов умственных и физических действий.
Таким образом, существуют различные способы формирования самостоятельности школьников, среди которых особое место занимает метод проектов.
 
1.3. Использование метода проектов на уроках технологии для развития самостоятельности
Образовательная область «Технология», включенная в инвариантную часть базисного учебного плана российской школы в 1993 года, признана создать условие для развития учащихся в процессе преобразовательной деятельности. На коллегии Министерства образования РФ была подчеркнута приоритетная роль образовательной области «Технология» в подготовке учащихся к жизненному и профессиональному самоопределению и адаптации к новым социально-экономическим условиям.
Проектно-исследовательская деятельность школьников на уроках технологии проходит в своем развитии ряд этапов:
1.    Знакомство школьников с самыми различными частями и предметами изучения, которые могут их заинтересовать. В результате расширяется круг интересов, и у ребенка формируется представление о том, что он хотел бы изучать более глубоко. На данном этапе происходит предварительный выбор области исследовательской деятельности.
2.    Формирование на уроках технологии способности оценивать, сравнивать, строить гипотезы, анализировать и синтезировать, классифицировать, выполнять другие мыслительные операции и т.п.
3.    Проведение самостоятельных исследований и решение творческих задач.
Творческая исследовательская деятельность – это деятельность, направленная на создание качественно новых ценностей, важных для формирования личности как общественного субъекта на основе самостоятельного приобретения субъективно новых знаний, умений и навыков, значимых для них на данном этапе развития.
В современной школьной практике используются различные педагогические технологии, обеспечивающие активизацию творческих способностей учащихся. В образовательной области «Технология» наиболее продуктивными являются проектные творческие технологии обучения.
Метод проектов является одним из путей реализации исследовательского обучения. В процессе творческой проектной деятельности формируются навыки исследовательского поведения, исследовательского стремления, поиска, что, в свою очередь, следует рассматривать как один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. Мотивационной основой исследовательской деятельности в процессе учебного проектирования является детская любознательность. Каждый ребенок рождается исследователем.
Учитель должен направлять детскую исследовательскую поисковую активность в нужное русло, выступать наставником в их творческом поиске. Правильно организованная проектная деятельность создает условия для того, чтобы развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Однако в современной образовательной практике значение самостоятельной исследовательской познавательной деятельности ребенка явно недооценивается.
В процессе проектной деятельности учащиеся развивают свой творческий потенциал и усваивают основополагающие закономерности построения современных технологий. Наиболее эффективными в образовательном смысле являются метод проектов, современные методы создания новых технических и технологических решений, технология игры, разработкой и внедрением которых занимался авторский коллектив в составе доктора технических наук, профессора М.И.Гуревича, доктора педагогических наук М.Б.Павловой, магистра Дж.Пита (Великобритания), доктора педагогических наук, профессора, члена-корреспондента РАО И.А.Сасоевой.
Метод проектов – это то дидактическое средство, которое способствует формированию навыков целеполагания и позволяет учащимся находить оптимальные пути достижения сформулированных целей при соответствующем руководстве со стороны педагога. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной  практически значимой проблемы.
Метод проектов в курсе реализации "Технологии" можно представить в виде 6 ключевых моментов:
    проектирование и изготовление изделия, отвечающего реальной потребности определенного пользователя;
    проведение специального исследования;
    возможному удовлетворению данной потребности
    разработка идей до стадии изготовления;
    изготовление изделия (предварительно спланировав эту стадию;
    испытание изделия в реальной жизни и оценивание его по параметрам удовлетворения определенной потребности.
Все эти компоненты имеют место внутри проекта как целостного процесса.
Данный метод стимулирует самостоятельное освоение учащимися новых и интеграцию имеющихся знаний, способствует интеллектуальному развитию, росту самостоятельности, творческой активности, инициативности школьников. Внедрение метода проектов в учебный процесс по технологии позволяет:
    активно развивать личностные качества и способности школьников;
    повысить познавательную активность и самостоятельность учащихся;
    усилить уверенность учащихся в собственных силах ( в ходе работы над проектом обеспечивается максимальная самостоятельность учащихся от идеи до ее воплощения);
    поднять имидж учителя (использование в обучении передовых педагогических технологий);
    включить в процесс обучения учащихся их родных и близких ( помощь в поиске информации, разработке, оценке объектов проектирования).
Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие учащихся и их самореализацию в деятельности. Он способствует развитию наблюдательности и стремлению находить ответы, анализируя информацию, проводя эксперименты и исследования. 
Образовательная функция метода проектов подразумевает знакомство учащихся с основными технологическими знаниями, умениями и терминологией. Воспитательная функция использования метода проектов состоит в развитии личностных качеств: деловитости, предприимчивости, ответственности. Проектная деятельность учащихся позволяет реализовать их интересы и способности, приучает к ответственности за результаты своего труда, формирует убеждение, что успех в деле зависит от личного вклада каждого. 
Существует большое количество классификаций проектов. В соответствии с темой нашего исследования мы рассмотрим классификации учебных проектов, т.е. проектов, создаваемых учащимися в процессе обучения.
В 1910-е гг. американский профессор Коллингс, организатор продолжительного эксперимента в одной из сельских школ штата Миссури, предложил первую в мире классификацию учебных проектов. Он выделял четыре группы [17, с.53]: 
1.    «проекты игр» - детские занятия, непосредственной целью которых является участие в групповой деятельности, как то: различные игры, народные танцы, драматические постановки, разного рода развлечения и т.д. 
2.    «экскурсионные проекты», которые предполагали целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой общественной жизнью. 
3.    «повествовательные проекты», разрабатывая которые, дети имели целью «получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме» - устной, письменной, вокальной (песня), художественной (картина
 

Категория: Скачать диплом бесплатно | Добавил: Демьян
Просмотров: 121 | Загрузок: 39 | Рейтинг: 0.0/0 |

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу