Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск





Чт, 16.05.2024, 15:13
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
Каталог файлов


Главная » Файлы » Скачать бесплатно диплом, курсовую, реферат, отчет » Скачать диплом бесплатно [ Добавить материал ]

2207. Формирование коммуникативной компетенции воспитателя дошкольного образовательного учреждения
[ (183.1 Kb) ] 20.01.2021, 10:58

Содержание
Введение…………………………………………………………………..………3 
Глава 1 Теоретические основы формирования коммуникативной компетентности……………………………………………………………………7 
1.1 Коммуникативная компетентность как предмет педагогического анализа……………………………………………………………………………..7 
1.2 Структура коммуникативной компетентности воспитателя ДОУ…………………………………………………………………….…………18 
1.3 Формы методической работы по формированию коммуникативной компетентности воспитателя ДОУ…………………….……………………….30 
Вывод по первой главе…………………………………………………….    ……39 
Глава 2 Опытно-поисковая работа по формированию коммуникативной компетентности воспитателя ДОУ……………………………………………..40 
2.1 Цели, задачи опытно-поисковой работы. Констатирующий этап опытно-поисковой работы………………………………………………………………..40
2.2 Реализация форм методической работы по формированию коммуникативной компетентности ……………………………………………49 
2.3 Результаты опытно-поисковой работы по формированию коммуникативной компетентности…………………………………………….54
Вывод по второй главе…………………………………………………….     ……57 
Заключение ………………………………………………………………………58 
Библиографический список …………………………………………………….59 
Приложения ……………………………………………………………………..69 

Введение 
В настоящее время общество представляет педагогам всё более жестокие требования. Общение педагогов продолжает оставаться одним из наиболее самых сложных направлений в деятельности дошкольных образовательных учреждений. Профессиональная деятельность педагога дошкольного образовательного учреждения связано с необходимостью постоянного общения с широким кругом людей: детьми; родителями, имеющими различный образовательный и возрастной статус, коллегами, администрацией детского сада.
Соответственно возрастают требования к коммуникативной сфере личности педагога и возникает необходимость целенаправленного формирования коммуникативной компетентности в образовательном процессе. Кроме того, это стремление к постоянному совершенствованию коммуникативной деятельности, ориентация на личность человека как на главную ценность, а также способности нестандартному, творческому решению задач, возникающих в процессе педагогического общения.
    Исследователями выделен ряд причин, вызывающих сложности во взаимодействии педагогического сообщества, среди которых: отсутствие установки на сотрудничество (Т.А.Данилина, З.И.Теплова); различие ценностных ориентаций и взаимных ожиданий (Е.К.Эльяшевич); стихийность построения общения, неумение педагогов планировать и выстраивать процесс общения (В.П.Дуброва). Полученные данные свидетельствуют о наличии трудностей в общении между участниками педагогического процесса.
Установление взаимодействия педагогов требует решения ряда проблем: устранение недоверия, партнёрское общение, использование разнообразных форм общения, формирование у воспитателей педагогической рефлексии и развитие навыков общения.
    Успешность педагогической работы воспитателя, сопряжённой с постоянными контактами со всеми участниками педагогического процесса, безусловно, в большей степени зависит от умения общаться. При этом ведущая роль в общении принадлежит педагогу. Поэтому воспитателю необходимо иметь не только теоретические знания, но и практические навыки общения.
Обследования воспитателей дошкольного образовательного учреждения показывают, что  приблизительно у 35 процентов воспитателей коммуникативная компетентность находится на низком уровне. Сложность формирования коммуникативной компетентности состоит в том, что она зависит не столько от профессиональных знаний, сколько от личностных особенностей человека. Поэтому процесс формирования коммуникативной компетентности воспитателя длительный и требующий системы в работе. Таким образом, выше изложенные обстоятельства позволили сформулировать проблему исследования, которая заключается в поиске эффективных путей коммуникативной компетентности воспитателя дошкольного образовательного учреждения. Что, в свою очередь, обусловило тему исследования: формирование коммуникативной компетенции воспитателя дошкольного образовательного учреждения. 
    Цель исследования  -    теоретическое обоснование и апробирование методических форм работы с воспитателями по формированию коммуникативной компетентности. 
Объект исследования – процесс формирования коммуникативной компетенции воспитателя дошкольного образовательного учреждения. 
    Предмет исследования:  - формы методической работы по формированию     коммуникативной     компетентности воспитателя  дошкольного образовательного учреждения. 
Гипотеза исследования: процесс формирования коммуникативной компетентности воспитателя будет проходить более успешно при организации методической работы с педагогами через:
- теоретические семинары; 
- коммуникативные тренинги; 
- деловые игры. 
В соответствии с целью и гипотезой мною определены задачи исследования: 
1) изучить и проанализировать проблему формирования коммуникативной компетентности воспитателя в психолого-педагогической литературе; 
2) разработать инструментарий для исследования сформированности коммуникативной компетентности воспитателя; 
3) провести диагностику и апробировать методические формы работы по формированию коммуникативной компетентности воспитателя; 
4) обобщить полученные результаты. 
Для достижения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих методов исследования: 
- изучение и анализ психолого-педагогической литературы; 
- опрос, тесты; 
- математическая обработка результатов; 
- интерпретация фактов
Практическая значимость исследования состоит в практическом использовании различных форм работы по формированию коммуникативной компетентности воспитателя в методической работе муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей «Сказка» посёлка Агириш, Советского района, Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. 
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей «Сказка» посёлка Агириш, Советского района, Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. 
Этапы исследования: 
- первый этап (июнь-август 2010г.) был посвящен изучению и анализу психолого-педагогической литературы, разработке исходных позиций исследования: цель, гипотеза, методика опытно-экспериментальной работы; 
- второй этап (сентябрь-февраль 2010г.) опытно-поисковый. На этом этапе разрабатывались и апробировались рабочая гипотеза, корректировались технологии и содержание эксперимента; проводилась обработка полученных результатов; 
- третий этап (март 2011 г.) заключительно - обобщающий. Он включал в себя обработку и систематизацию материала, обобщение и оформление исследования, внедрение различных форм работы в практику муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей «Сказка» посёлка Агириш, Советского района, Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. 
    Апробация  и  внедрение результатов исследования: основные теоретические и методические положения, результаты исследования докладывались и обсуждались на педагогическом совете дошкольного учреждения, были представлены в виде педагогических рекомендаций педагогам и администрации. 
Структура и объем квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения,     библиографического списка, содержащего наименования, приложения. 

Глава 1. Теоретические основы формирования
коммуникативной компетенции

1.1    Коммуникативная компетенция как предмет педагогического анализа

    Взаимодействие человека с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни. 
    Объективные отношения и связи (отношение зависимости, подчинения, сотрудничества, взаимопомощи) неизбежно и закономерно возникают в любой реальной группе. Отражением этих объективных взаимоотношений между членами группы являются субъективные межличностные отношения, которые изучает социальная психология. 
    Всякое производство предполагает объединение людей. Но никакая человеческая общность не может осуществлять полноценную совместную деятельность, если не будет установлен контакт между людьми, в нее включенными, и не будет достигнуто между ними должное взаимопонимание. Так, например, для того чтобы учитель мог обучить чему-либо учеников, он должен вступить с ними в общение В психологическом словаре под редакцией А.В. Петровского и М.Т. Ярошевского (М., 2000) общение рассматривается как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга. Данное определение интересно тем, что выделяет основное содержание общения, а именно: передачу информации, взаимодействие, познание людьми друг друга. Эти три характеристики содержания принято рассматривать как аспекты общения. Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определённом круге межличностного взаимодействия. 
Исследования последних лет показывают, что у воспитателей, как начинающих, так и со стажем, наблюдается бедность арсенала средств решения педагогических задач, недостаточная сформированность коммуникативной компетенции, педагогических умений и механизмов понимания другого человека (В.И. Логинова, Г.Г. Петроченко, П.Г. Саморукова и др.).
По мнению многих исследователей коммуникативная компетенция является «сердцевиной профессионализма воспитателя» потому, что общение с людьми составляет сущность педагогической деятельности. Анализ психолого-педагогической литературы  (Д.Н. Исаев, Э.Берн, П.Н.Виноградов, К.Г. Юнг, К.Меер) показал, что на протяжении многих лет идёт поиск разнообразного содержания, форм и методов взаимодействия педагогов с детьми, родителями, коллегами. 
Передача информации рассматривается как коммуникативный аспект общения; взаимодействие как интерактивный аспект общения; понимание и познание людьми друг друга как перцептивный аспект общения (Г.М. Андреева). 
    Общаясь, люди обращаются к языку, как к одному из важнейших средств общения. С помощью средств общения осуществляется обмен сообщениями или коммуникация (от англ. communicate - сообщать, передавать) - одна из сторон человеческого общения - информационная, предполагающая обмен между людьми представлениями, идеями, ценностными ориентациями, эмоциями, чувствами, настроениями [5; 17]. Коммуникация осуществляется при взаимодействии людей. Однако когда человек совершает какую-либо деятельность индивидуально, то и здесь осуществляется коммуникация: во-первых, с каким-либо одним человеком или людьми, которые должны оценить результаты деятельности - он думает о людях и их мнении, во-вторых, с самим собой - он сообщает себе представления, идеи, ценностные ориентации, эмоции, чувства, настроения и сам оценивает эти сообщения. Когда двое или более людей обмениваются сообщениями, то возникает необходимость во взаимопонимании. Однако взаимопонимание возникает не всегда. Это объясняется тем, что к одному и тому же явлению люди могут относиться по-разному, между людьми могут быть социальные, политические, нравственные, профессиональные и иные различия. В тех случаях, когда взаимопонимание отсутствует, повышается аффективность - возбуждение. Аффективность не способствует взаимопониманию, а, напротив, усугубляет непонимание на речевом и эмоциональном уровнях. Поэтому следует помнить, что успех коммуникации обеспечивает постоянное внимание к партнерам по общению и готовность к коррекции своих отношений и оценок по ходу общения. Каждый из нас живёт, работает, учится среди людей. Одних мы любим, к другим относимся нейтрально, с третьими лишь формально поддерживаем отношения. В любой из перечисленных ситуаций мы, независимо от нашего желания, общаемся с окружающими - коллегами, подчиненными, знакомыми или незнакомыми людьми. Общение - основная форма человеческого бытия. Отсутствие или недостаток общения может деформировать человеческую личность. Общение лежит в основе практически всего, что мы делаем и служит жизненно важной целью установления взаимосвязей и сотрудничества людей. 
    Коммуникация, как отмечает Р.С. Немов, - это контакты, общение, обмен информацией и взаимодействие людей друг с другом. 
    Коммуникация – процесс передачи сообщения от источника к получателю с целью изменения поведения последнего или обмена информацией между сторонами.
    Коммуникация в общении всегда значима для его участников, потому что обмен информацией происходит не «просто так», а ради достижения каких-то целей, удовлетворения каких-то потребностей. 
    Потребность - состояние нужды организма, индивида, личности в чём-то необходимом для их нормального существования. С.Л. Рубинштейн, предполагал стратегию успеха общения, отличал, что наше отношение к другому человеку должно обезоружить его дурные намерения. 
    В более широком философском смысле коммуникация рассматривается как социальный процесс, связанный либо с общением, обменом мыслями, сведениями, идеями, либо с передачей содержания от одного сознания к другому посредством знаковых систем. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, человек, воспринимающий ее, - реципиентом. Вполне понятно, что в процессе взаимодействия коммуникатор и реципиент меняются местами, поскольку функции передачи и восприятия информации переходят от одного к другому. 
    Сущность процесса психологической обратной связи состоит в необходимости субъектов выработать единую знаковую систему и единое понимание обсуждаемых вопросов во время общения. Так организуется диалоговое общение. Казалось бы - заманчиво весь процесс человеческой коммуникации описать в терминах теории информации. Однако, как отмечает Г.М. Андреева [6], такой подход нельзя назвать корректным, так как в нем опускаются некоторые важные характеристики человеческой коммуникации. Эти характеристики сводятся к следующему: 
1. В коммуникативном процессе происходит не просто движение информации, а активный обмен ею, при котором особую роль играет значимость того или иного сообщения. А это возможно тогда, когда информация не просто принята, но и понятна, осмыслена. Взаимное информирование двух индивидов, каждый из которых выступает в диалоговом общении, как активный субъект, предполагает налаживание совместной деятельности. 
2. Обмен информацией обязательно предполагает психологическое воздействие на партнера в целях изменения его поведения. Эффективность коммуникации измеряется именно тем, на сколько удалось это воздействие. 
3.  Коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь, когда оба участника общения обладают единой или схожей системой кодирования и декодирования. В обыденной речи «все должны изъясняться на одном языке». Но, даже зная значение одних и тех же слов, люди не всегда понимают их одинаково. Причинами этого являются различия в социальных, политических, возрастных, профессиональных особенностях общающихся. 
4.  В условиях человеческой коммуникации периодически возникают так называемые коммуникативные барьеры, которые носят социальный и психологический характер. Причинами этого являются различия в мировоззрении, мироощущении и мировосприятии общающихся, их психологические особенности (например, чрезмерная застенчивость одних, скрытность других, непримиримость третьих). 
    С точки зрения А.Б. Зверинцева и В. Соновнина, общение - это информационный процесс, заключающийся в осуществлении и поддержании межиндивидуальной связи. В этом случае принято говорить об общении как коммуникативном процессе. 
    Общение, как коммуникативная деятельность, получило широкое распространение в исследованиях Т. М. Андреева, А.А. Бодалева, А.М. Запорожца, А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной, Д.Б. Эльконина. В структуре общения, как коммуникативной деятельности М.И. Мининой выделены следующие компоненты: предмет общения, потребность в общении, коммуникативные мотивы, действия общения, задачи общения, средства общения, продукты общения.
     Для нашего исследования большое значение из вышеперечисленных имеют два компонента потребность в общении, которая состоит в стремлении человека к познанию и оценке других людей; и коммуникативные мотивы - то, ради чего предпринимается общение. Мотивы общения должны воплощаться в тех качествах самого человека и других людей, ради познания и оценки которых данный индивид вступает во взаимодействие с кем-то из окружающих. 
    Общение - это специфический для субъектов способ взаимных отношений, способ бытия человека во взаимосвязях с другими людьми [82]. 
Общение происходит с человеком, находящимся в том или ином психическом состоянии. Поэтому следует также иметь ввиду, что в ходе общения могут наблюдаться: 
- игнорирование мнения собеседника; 
- эгоцентрическое выспрашивание - односторонний интерес к информации, связанный с попытками найти у партнера понимание лишь собственных проблем; 
- поддакивание (реакция типа «угу», «да» на высказывание партнера; 
- перефразирование - передача высказанных мыслей или чувств партнера собственными словами; 
- рефлексия - передача высказанных мыслей или чувств партнёра собственными словами с учетом наблюдений за его актуальным состоянием; 
- вербализация - уточнение мыслей партнёра для того, чтобы они стали более понятными; 
- умаление личности собеседника (например, один из собеседников заявляет другому: «Ты видишь это в неправильном свете»); 
- ролевая защита личности - сокрытие собственного самочувствия. 
Понятие «компетенция» и «компетентность» являются основой любой профессиональной деятельности. В педагогической, управленческой, экономической и инженерной деятельности составляющей и довольно существенной частью выступает коммуникативная компетентность. Это признают учёные. Занимающиеся проблемой компетентности, - классики отечественной и зарубежной литературы (А.А.Бодалёв, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, И.А.Зимняя, Н.В.Кузьмина, Б.Ф.Ломов, Л.А.Петровская, С.Л.Рубинштейн, Р.Б.Сабаткоев, В.А.Сластёнин), так и современныеисследователи последних десятилетий (М.В.Бирюкова, А.М.Дохоян, А.А.Гусейнов, Е.А.Гришина, Е.В.Прохорова, Е.А.Хамраева). В своих работах они раскрывают особенности формирования коммуникативной компетентности у педагогов дошкольного образования. При этом отмечается важность данной проблемы – как особой деятельности, целостной системы общения личности в условиях любой профессии. В одних работах представлена модель коммуникативной подготовки специалистов (В.В.Рыжов), в других – структура коммуникативной компетентности (О.И.Муравьёва), в третьих – коммуникативная компетенция рассматривается как способность личности (В.Р.Келих, М.В.Мазо).
    Коммуникация - процесс двустороннего обмена информацией, ведущей к взаимному пониманию, в переводе с латинского языка обозначает 
«общее, разделяемое со всеми». Если взаимопонимание не достигнуто, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме [71]. 
Теория педагогики оправданно использует понятие «коммуникативная компетенция» Г.Селевко в статье «Компетентности и их классификация» («Народное образование»,2004,№4) подчеркивает, что «компетенция» и «компетентность» имеют свои смысловые значения. По его мнению «понятие компетенция чаще применяется для обозначения образовательного результата и формы сочетания знаний, умений и навыков…Под компетентностью чаще применяется интегральной качество личности». Селевко выделяет несколько ключевых компетентностей и среди них коммуникативную и информационную. Первая определяется как умение вступать в коммуникацию, вторая как умение владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации.
    Остановимся на понятии «компетентность», рассматриваемом в психолого-педагогических исследованиях. 
    Понятие компетентность (от лат. competentia соответствующий, способный) широко используется как в зарубежной, так и в отечественной литературе. 
    Термин «компетентность» имеет иноязычное происхождение, при обращении к его происхождению мы находим следующие ключевые позиции: 
- в одном случае учитываются опыт, знания, способности, в другом фиксируется лишь абстрактное понятие «круг вопросов», обладание правами решать «круг вопросов»; 
- корень слова «компетентность» указывает на активный, деятельностный залог, то есть на возможность формирования, развития в действии, поведении, деятельности [71]. 
    Компетентность - это качество человека, обладающего всесторонними знаниями в какой-либо области, и мнение которого поэтому является веским, авторитетным [71]. 
    Как известно, чем выше компетентность специалиста, тем деятельность, выполняемая им, будет более продуктивной при небольших затратах ресурсов (личностных, материальных, временных). 
    Педагог, в силу специфики своей профессии, постоянно оказывается в 
ситуациях выбора: 
- способов организации деятельности воспитанников; 
- способов взаимодействия с ними; 
- методов и средств, эффективных для конкретной ситуации. 
От того, насколько компетентен он в своей профессии, зависят эффективность и результативность его работы. 
    Компетентный педагог, ориентированный на личность обучаемого, способный не просто успешно выполнять свои профессиональные функции, но и являться источником собственного развития, субъектом своей жизнедеятельности, обеспечивающий личностно ориентированную направленность деятельности будущих педагогов, - в этом видится целевой аспект педагогического образования. 
    Коммуникативная компетентность - способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Она определяет уровень владения человеческим общением, как многоуровневым процессом. Для эффективной коммуникации характерно достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения. 
Коммуникативная компетентность – сложное социально-психологическое образование, выражающееся в способности человека адекватно оценивать себя, свое место среди других людей, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния партнеров по общению, прогнозировать межличностные события, выбирать и осуществлять адекватные способы обращения с окружающими и реализовывать эти способы в процессе взаимодействия с ними. Она включает адекватную самооценку, развитые перцептивные возможности, арсенал необходимых техник общения, усвоенные нормы ролевого поведения и навыки рефлексии и управления собственными эмоциями.
Коммуникативная компетентность личности складывается из следующих способностей:
    1) давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться;
    2) социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации;
    3) «вживаться» в социально-психологическую атмосферу коммуникативной ситуации;
    4) осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации.
Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия. В состав компетентности включают некоторую совокупность знаний, умений и навыков, которые обеспечивают эффективное протекание процесса общения. Коммуникативные знания представляют собой обобщенный опыт человечества, отражение в сознании людей коммуникативных ситуаций в их причинно-следственных связях. Коммуникативные умения - это комплекс действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности и позволяющих ей творчески использовать коммуникативные знания. Коммуникативные навыки можно рассматривать как автоматизированные компоненты сознательных действий, способствующих быстрому и точному отражению коммуникативных ситуаций [17]. 
    В основе коммуникативной компетентности лежит не просто владение языком и другими кодами общения, а особенности личности и индивида в целом, в единстве его чувств мыслей и действий, которые развертываются в конкретном социальном контексте. 
    К основным источникам приобретения человеческой коммуникативной 
компетентности можно отнести жизненный опыт, искусство, общую эрудицию и специальные научные методы. 
    Коммуникативная культура педагога предполагает овладение им коммуникативными умениями и развитие коммуникативных способностей. 
    Коммуникативные способности - это умения и навыки общения с людьми, от которых зависит его успешность. Люди разного возраста, образования, культуры, разного уровня психологического развития, имеющие различный жизненный и профессиональный опыт, отличаются друг от друга по коммуникативным способностям [38].
     Коммуникативные способности - индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми [38]. 
    В своей совокупности такие умения и способности составляют технику 
педагогического общения или характеризуют психологическую сторону коммуникативной культуры педагога. Все коммуникативные умения можно объединить в четыре группы: 
- умение быстро и правильно ориентироваться в условиях внешней ситуации общения; 
- умение правильно планировать свою речь, то есть содержание акта общения; 
- умение находить адекватные средства для передачи этого содержания (верный тон, нужные слова); 
- умение обеспечить обратную связь. 
    Исходя из вышесказанного, возникают вопросы: 
1. Какие коммуникативные качества и умения вызывают симпатию в межличностном общении? 
2. Какие условия необходимы для оптимального педагогического общения? 
    Ответы на эти вопросы дают авторы: В.П. Дуброва, Е.П. Милашевич в 
книге «Организация методической работы в дошкольном учреждении"[32]. 
1. Искренний интерес к человеку, умение преодолеть свой эгоцентризм в 
общении с ним. Особо талантливых в общении людей отличает повышенное внимание и тонкая наблюдательность, превосходная память на все, касающееся другого человека. 
2. Умение слушать других как конкретное проявление интереса к людям. Нередко, кстати, не обращают внимание на то, что признаком интересного собеседника является не столько умение говорить, сколько умение слушать. 
3. Обращение к человеку (ребенку, коллеге, родителям своих воспитанников) по имени. Помните, что имя человека - самый нужный для него звук на любом языке. Человека больше интересует его имя, чем любые другие имена во всем мире, вместе взятые. Запомнив это имя и непринужденно употребляя его, вы даете такому человеку тонкий комплимент. 
4. Доброжелательность в отношении к людям. Если хотите, чтобы люди к вам хорошо относились, старайтесь доброжелательно относиться к ним, поскольку в сфере общения неумолимо работает закон взаимного отклика. 
5. Улыбайтесь в общении с людьми. Очень много для взаимных симпатий дает улыбка. Она греет и создает аванс положительного отношения. 
6. Удовлетворение потребностей человека в общении. Для завоевания симпатии людей полезно уметь удовлетворять их потребности. Потребностей у любого человека много, и их надо изучать, проявлять интерес к интересам другого человека. 
    Самый верный путь к сердцу человека - это беседа с ним о том, что он 
ценит превыше всего. Поэтому надо говорить о том, что интересует вашего 
собеседника. Умение дать почувствовать людям их значительность, уважение к их мнению исключительно важно для завоевания авторитета в педагогическом общении. 
    В исследованиях Н.В. Кузьминой, О.А. Абдуллиной, В.А. Сластенина, компетентность представляет собой сплав профессионально полезных знаний и опыта их использования в профессиональной деятельности. 
    Понятие компетентности в специальной литературе трактуется либо слишком узко, как сумма знаний, умений и навыков, усвоенных субъектом в ходе обучения, либо слишком широко, как' уровень успешности взаимодействия с окружающей средой. 
    В переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом, следовательно, компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней. 
    Коммуникативная компетентность - способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым [21]. 
    Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что проблема общения педагога занимает одно из центральных мест в исследованиях в области становления и развития 
личности, а культура общения выступает мерилом коммуникативной компетентности педагога. 

 


1.2 Структура коммуникативной компетенции воспитателя
дошкольного образовательного учреждения

    Структура коммуникативной компетентности включает различные уровни     ее     изучения:     научно-педагогический,     профессионально- педагогический, личностный. 
    Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствие актуальным потребностям личности и общества, что предполагает повышение социального статуса и профессионализма педагогических работников. На первый план выходят новые требования к личности педагога, к его профессиональной компетентности. Существующие подходы к профессиональной компетентности базируются на достижениях педагогики и психологии и позволяют трактовать ее как сложную многоаспектную характеристику педагога. 
    Профессиональная компетентность определяет круг полномочий педагогов в социальной сфере, особенно в той части, которая непосредственно примыкает к сфере собственно профессиональной. 
    Слова «учитель», «педагог», «преподаватель», «воспитатель» очень близки по значению, поскольку ими называют людей, которые посвятили себя педагогической деятельности, выбрали служение педагогической профессии. 
    Педагог, где бы он не трудился - в дошкольном учреждении, школе, колледже, университете, на курсах повышения квалификации, является представителем одной из самых социально значимых человеческих профессий. Его деятельность направлена на развитие и формирование человека. Духовное воспроизводство человека, сотворение личности - таково назначение педагога в обществе. 
    Одним из важнейших качеств педагога является его умение организовывать взаимодействие с детьми, общаться с ними и руководить их деятельностью. В психолого-педагогической литературе говорят о коммуникативных способностях педагога, необходимых для осуществления плодотворной педагогической деятельности. Успешность педагогического взаимодействия зависит от уровня коммуникативной культуры педагога, формирование которой является одной из важных задач профессионального становления педагога и особенно его саморазвития и самовоспитания. 
    Высокий уровень развития коммуникативной культуры педагога предполагает наличие у него экспрессивных способностей (выразительность речи, жестов мимики, внешнего облика) и перцептивных способностей (умение понять состояние воспитанника, установить с ним контакт). 
    Основу коммуникативной культуры педагога составляет общительность - устойчивое стремление к контактам с людьми, умение быстро устанавливать контакты. 
    Общительность как свойство личности включает в себя, по мнению исследователей, такие составляющие, как коммуникабельность способность испытывать удовольствие от процесса общения; социальное родство - желание находиться в обществе, среди других людей; альтруистические тенденции - эмпатию как способность к сочувствию, сопереживанию и идентификацию, как умение переносить себя в мир другого человека. 
    Педагогическая деятельность предполагает общение - коммуникацию, постоянную и длительную. Поэтому педагоги с неразвитой коммуникабельностью быстро утомляются, раздражаются и не испытывают удовлетворения от своей деятельности в целом. 
    Под профессионально-педагогическим общением мы пониманием систему взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которой является обмен информацией, познание личности, оказание воспитательного воздействия, педагог выступает как активатор этого процесс а, организует его и управляет им. 
    Подчеркивая     значимость     воспитательно – дидактических функций педагогического общения, А.А. Леонтьев отмечает, что «оптимальное педагогическое общение - такое общение педагога с воспитанниками в процессе обучения, которое создаёт наилучшие условия для развития мотивации воспитанников и творческого характера учебной деятельности, для формирования личности дошкольника, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения, обеспечивает управление социально- психологическими процессами в детском коллективе и позволяет 
максимально использовать в учебном процессе личностные особенности педагога» [69]. 
    Педагог должен знать законы педагогического общения, обладать коммуникативными способностями и коммуникативной культурой. 
    Коммуникативная культура воспитателя предполагает наличие у него определенных педагогических взглядов и убеждений, установки на эмоционально-положительное отношение к ребенку, независимо от его личностных качеств, и целый комплекс коммуникативных навыков и умений, необходимых воспитателю для педагогического общения. Это значит, что воспитатель должен иметь не только систему профессиональных знаний, но и знания о закономерностях общения и взаимоотношений в педагогическом коллективе, в детской группе, в работе с родителями. 
    Как правило, низкий уровень развития коммуникативных качеств воспитателя не позволяет ему найти оптимальный вариант педагогического общения с детьми, коллегами, родителями своих воспитанников и этим осложняет его профессиональную деятельность, снижает ее успешность. Какие основные пути мы видим для формирования коммуникативной компетентности воспитателя?
    Это прежде всего ознакомление педагогов с новейшими достижениями в области психолого-педагогических наук; установление тесных контактов педагогического коллектива дошкольного учреждения с кафедрой педагогики и психологии высшего учебного заведения с целью повышения теоретической подготовленности воспитателя и выработки своей педагогической позиции по основным проблемам воспитания, обучения и развития ребенка и межличностного взаимодействия. А также проведения с воспитателями различных тренингов педагогического общения, развитие у них навыков и умений, педагогической техники используя для этого самые разнообразные формы методической работы. 
    С конца 60-х гг. на стыке социальной и педагогической психологии появилось понятие «педагогическое общение», которое разрабатывалось рядом отечественных ученых (А.А. Бодалёв, А.А. Леонтьев и др.) Они считают, что процесс педагогического общения имеет внутреннюю и внешнюю стороны. Психология сосредотачивает внимание на первой, а педагогика на второй. Педагогическую теорию и психические процессы, происходящие между учителем и учеником, и способы управления ими. Педагогу важно понимать не только психологические закономерности развития межличностных отношений, но и знать технологию целенаправленного их формирования. В.А. Кан-Калик систематизировал информацию о психологических закономерностях учебно-воспитательного общения как творческого процесса, раскрыл его психологическое содержание, структуру, стадии и стили, впервые выделил дидактический и коммуникативные аспекты в процессе педагогического общения. 
Компетенция - область вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен.
    Педагогическая компетенция - это умение понимать потребности ребенка, создавать условия для их разумного удовлетворения, сознательно планировать его вхождение во взрослую жизнь, в соответствии с материальным достатком семьи, способностями ребенка и социальной ситуацией[60]. 
    
Понятие «компетенция» и «компетентность» являются основой любой профессиональной деятельности. В педагогической, управленческой, экономической и инженерной деятельности составляющей и довольно существенной частью выступает коммуникативная компетенция. Это признают  ученые, занимающиеся проблемой  компетенции, - как классики отечественной и зарубежной науки (А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, Б.Ф. Ломов, Л.А. Петровская, С.Л. Рубинштейн, Р.Б. Сабаткоев, В.А. Сластенин), так и современные исследователи последних десятилетий (М.В. Бирюкова, А.М. Дохоян, А.А. Гусейнов, Е.А. Гришина,  Е.В. Прохорова, Е.А. Хамраева). В  своих работах они раскрывают особенности формирования коммуникативной компетенции у школьников, педагогов, специалистов-менеджеров, инженеров, курсантов военных вузов, студентов вузов гуманитарного и технического профилей. При этом  отмечается важность данной проблемы – как особой деятельности, целостной системы общения личности в условиях любой профессии.
Рассматривая профессионально-педагогическую компетентность, А.К. Маркова опирается на три базовые категории отечественной психологии: 
- педагогическая деятельность воспитателя; 
- педагогическое общение воспитателей; 
- личность воспитателя. 
    Главное психологическое условие успешной деятельности - уверенность в своих силах. Чувство уверенности может быть привитым с детства, но может вырабатываться и целенаправленно. К основным путям выработки можно отнести следующие: 
- освоение и совершенствование профессионального мастерства; 
- поддержание и укрепление здоровья и работоспособности; 
- создание и поддержание благоприятного внешнего облика, собственного имиджа. 
    Для осуществления педагогической деятельности воспитателей необходимы педагогические усилия. Они составляют три большие группы умений, касающихся постановки задач и организации ситуации, применения педагогических приемов воздействия, использования педагогического самоанализа соответственно. 
    Первая группа педагогических умений: 
- умение увидеть в педагогической ситуации проблему и оформить ее в виде педагогических задач; 
- умение при постановке педагогической задачи ориентироваться на воспитанника как активного развивающегося соучастника учебно- воспитательного процесса, имеющего собственные мотивы и цели; 
- умение изучать и преобразовывать педагогическую ситуацию; 
- умение с достоинством выходить из трудных педагогических ситуаций. 
Вторую группу педагогических умений составляют три подгруппы: 
1) «чему учить»; 2) «кого учить»; 3) «как учить». 
    Третья группа педагогических умений: 
-  умение   использовать      психолого -   педагогические       знания и осведомленность в современном состоянии психологии и педагогики, передового педагогического опыта; 
- умение видеть сильные и слабые стороны своего труда, оценить свой индивидуальный стиль, анализировать и обобщать свой опыт; соотносить его с опытом других педагогов; 
- умение строить планы развития своей педагогической деятельности. 
    Выполнение ряда педагогических умений и реализации в ходе этого разных отношений воспитателя к воспитаннику приводят к становлению у воспитателя ряда профессиональных позиций. 
    Овладевая приемами передачи содержания своего учебного материала, воспитатель выступает в позиции предметника. Отбирая методы обучения 
- в позиции методиста. Изучая воспитанников и самого себя - в позиции диагноста и самодиагноста. Ставя себе цели задачи, прогнозируя свое дальнейшее профессиональное развитие в позиции субъекта педагогической деятельности. 
    Важной характеристикой педагогической деятельности являются психологические качества самого воспитателя. Перечислим их. 
    Педагогическая эрудиция     запас современных знаний, которые воспитатель гибко применяет при решении педагогических задач. 
    Педагогическое целеполагание - потребность воспитателя в планировании своего труда, готовность к изменению задач в зависимости от педагогической ситуации. 
    Педагогическая интуиция - это быстрое, одномоментное принятие воспитателем педагогического решения с учетом предвидения дальнейшего развития ситуации без развернутого осознанного анализа. 
    Педагогическая наблюдательность, зоркость, педагогический слух - понимание воспитателем сущности педагогической ситуации по внешне незначительным признакам и деталям, проникновение во внутренний мир воспитанника по мало приметным нюансам его поведения, способность по выразительным движениям читать человека словно книгу. 
    Педагогическая находчивость - умение гибко перестроить трудную педагогическую ситуацию, придать ей положительный эмоциональный тон, позитивную и конструктивную направленность [86]. 
    Говоря о педагогическом общении можно выделить те же составляющие профессиональной компетентности воспитателя: профессиональные знания; профессиональные умения; профессиональные позиции; психологические качества. 
    В профессиональные знания педагога входит также представления о 
строении общения: 
1) коммуникативные задачи, которые ставит педагог; 
2) способы общения, то есть выразительные средства, стили общения, позиции, роли, маски в общении; 
3) самоанализ педагогом хода и результатов общения. 
    Согласно теории А.Н. Леонтьева, главное, что отличает одну деятельность от другой, - это предмет, на который она направлена. Своеобразие педагогической деятельности заключается в специфике предмета, объекта труда. Он отмечает, что многообразные деятельности субъекта пересекаются между собой и связываются в узлы объективными, общественными по своей природе отношениями, в которые они необходимо вступают. Эти узлы, по его мнению, и образуют тот «декор личности», который мы называем Я. В любой деятельности есть субъект (тот, кто ее выполняет) и объект (на кого направлены усилия субъекта). В педагогической деятельности в роли субъекта выступает педагог, а в роли объекта - воспитанник. Объект педагогического воздействия - материал, уникальный по своей ценности. Это развивающаяся личность, которая находится в постоянном изменении. Характер этих изменении во многом определяется позицией педагога. Если педагог учитывает особенности воспитуемого, его потребности, эмоции, возможности, стимулирует его активность, не подавляет своим авторитетом, то объект педагогической деятельности становится ее субъектом. В таком случае педагогическая деятельность из субъектно-объектной превращается в субъектно- субъектную, что делает ее сложной, нестандартной, творческой. 
    Основные «орудия» педагогического труда: голос (темп, громкость, интонационная окрашенность, выразительность) мимика, пластика, жесты. Так называемая педагогическая техника - это разнообразные умения и приемы личного воздействия педагога на воспитанников с целью стимулирования их активности. Педагог должен уметь выбирать правильный тон и стиль общения с детьми в зависимости от конкретной ситуации. Немаловажна культура речи - хорошее владение словом, четкая дикция, интонационное разнообразие для выражения чувств, отношений. 
    Педагогическая деятельность относится к разряду управленческих, поскольку ориентирована на стимулирование, организацию, коррекцию работы всех участников воспитательного процесса (детей, их родителей, коллег). Любое воздействие педагога должно быть целенаправленным, вызывающим ту или иную деятельность (мыслительную, практическую), придающим ей позитивный характер. 
    Современному педагогу     воспитателю необходимы знания по психологии, физиологии дошкольников и подростков, дошкольной гигиене, а также основанные на этих знаниях практиче

Категория: Скачать диплом бесплатно | Добавил: Демьян
Просмотров: 130 | Загрузок: 56 | Рейтинг: 0.0/0 |

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу