Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск





Чт, 16.05.2024, 22:09
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
Каталог файлов


Главная » Файлы » Скачать бесплатно диплом, курсовую, реферат, отчет » Скачать диплом бесплатно [ Добавить материал ]

2231. УПРАВЛЕНИЯ СПОРТИВНЫМИ СОРЕВНОВАНИЯМИ НА ПРИМЕРЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
[ (179.3 Kb) ] 27.01.2021, 08:45

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ    2
ГЛАВА 1 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СПОРТИВНЫМИ СОРЕВНОВАНИЯМИ    7
1.1 Спортивный менеджмент как особый вид управленческой деятельности    7
2.2 Основные принципы управления спортивными соревнованиями    13
Выводы по первой главе    30
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ СПОРТИВНЫМИ СОРЕВНОВАНИЯМИ НА ПРИМЕРЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ    32
2.1 Разработка документации о проведении спортивного соревнования    32
2.2. Организация и проведение спортивного соревнования    36
Выводы по второй главе    44
ГЛАВА 3 РОЛЬ СПОРТА И СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ (НА ОСНОВЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)    45
Выводы по третьей главе    53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ    54
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК    57
ПРИЛОЖЕНИЯ    61
ПРИЛОЖЕНИЕ А    61
ПРИЛОЖЕНИЕ Б    63
ПРИЛОЖЕНИЕ В    68

 
ВВЕДЕНИЕ

Переход российского спорта к рыночной экономике, активизация процессов его коммерциализации и профессионализации, значительное расширение международного и сокращение внутреннего спортивного календаря в 80-е-90-е годы привели к трансформации существующих в России систем проведения спортивных соревнований и их целевой направленности. 
Обычно при анализе системы соревнований исследователи и специалисты рассматривают следующие ее элементы: принципы проведения соревнований, допуск к ним, состав команды, зачет, определение победителей, судейство и т.д. Долгие годы вся система большого спорта в России была направлена на исключительно на подготовку членов сборных команд, на их успешное выступление. Вряд ли кто-либо будет спорить, что вся система организации соревнований, и, прежде всего, по игровым видам спорта, была направлена не на зрителя, а на выполнение этой задачи. В угоду сборной команде страны календарь прерывался, игры переносились и, в большинстве своем, проходили при пустых или полупустых трибунах. Следует также подчеркнуть, что, выполняя эту задачу, тратились огромные средства.
В начале 90-х годов руководители российского спорта занялись внедрением спортивного менеджмента и маркетинга, особенно в области проведения спортивных соревнований, т.к. их количество стало резко сокращаться, а расходы на их проведение - расти.
В этот период времени появились в России и первые научные труды и публикации по управлению спортивными мероприятиями (С.И. Гуськов, В.В. Кузин, М.Е. Кутепов, И.И. Переверзин и др.). Но, к сожалению, эти работы практически мало затрагивали вопросы менеджмента и маркетинга спортивных соревнований, которые и создают зрелище (товар) для продажи потребителям - зрителям. В этой связи следует отметить, что уже в конце 80-х годов многие советские ученые пришли к выводу, что спорт, даже в условиях бывшего СССР, был товаром. И таким товаром являются прежде всего спортивные соревнования. Однако тема оставалась вне поля зрения российских исследователей. Этим и объясняется актуальность выбранной нами темы исследования.
Кроме того, актуальность исследования связана и с необходимостью осмысления тех серьезных и качественных изменений, которые произошли в мире спорта в конце 80-х и в 90-е годы. Именно в этот период под влиянием отдельных руководителей международного спорта, а также околоспортивных бизнесменов, многие российские руководители спорта восприняли систему управления соревнованиями как панацею от всех имеющихся проблем при их проведении. Проведение соревнований в спорте высших достижений в условиях рыночной экономики следует рассматривать как спортивно-развлекательную услугу с целью получения дополнительных внебюджетных средств за счет привлечения наибольшего количества зрителей, телевидения, радиослушателей, спонсоров, рекламодателей и т. д. Развитие отдельных видов профессионального спорта в России как сферы спортивно-развлекательного бизнеса предполагает необходимость маркетингового подхода к организации и проведению соревнований, ориентированного прежде всего на зрелищность и получение доходов.
Все это обусловливает актуальность исследования управления соревнованиями с точки зрения менеджмента. 
Объект исследования - спортивные соревнования всех уровней - международные, национальные, региональные и местные.
Предмет исследования - организационная (менеджмент) деятельность спортивных организаций в области проведения соревнований по отдельным видам спорта.
Цель работы — выявить эффективность управления спортивными соревнованиями с точки зрения менеджмента.
Для решения поставленной цели определены следующие задачи: 
1)    выделить основные принципы управления спортивными соревнованиями с точки зрения менеджмента;
2)    проанализировать опыт управления соревнованиями на примере Челябинской области;
3)    на основе данных, полученных в ходе социологического исследования, выявить, какую роль играют спортивные соревнования в Челябинской области.
Цели и задачам нашего научного исследования подчинена структура работы, которая включает в себя введение, три главы и заключение.
Для написания дипломной работы нами использовались следующие методы исследования: 
1)    изучение, обработка и систематизация теоретического и исторического материала;
2)    эмпирические наблюдения, анализ сложившейся практики: формально-логические - индуктивные, дедуктивные, традуктивные умозаключения; содержательно-теоретические - анализ и синтез.
Новизна работы заключается в том, что в ней продолжено комплексное научное исследование деятельности спортивных организаций всех уровней (международных, национальных, региональных и местных) в области организации и проведения соревнований и сделана попытка определить предпосылки и пути их эффективного проведения. Впервые проведение соревнований рассматривается не как важный и значительный этап подготовки спортсменов, а как составная часть спортивного бизнеса. И в этом плане выявление особенностей маркетинга российского спорта и их влияние на проведение соревнований, а также определение путей эффективного проведения соревнований и тенденций развития соревновательной деятельности в начале XXI века, имеют также значительную научную ценность.
Практическая значимость. Результаты проведенного исследования, разработанные рекомендации в области менеджмента и маркетинга проведения соревнований, могут быть использованы в практической работе спортивных менеджеров при организации и проведении различных спортивных соревнований. Кроме того, они могут быть использованы в учебно-педагогической работе, в преподавании различных дисциплин, связанных с менеджментом, маркетингом и правовыми аспектами деятельности спортивных организаций, в особенности в области проведения спортивных соревнований.
Гипотеза исследования. Изменение системы проведения соревнований и внедрение менеджмента в эту сферу позволит не только увеличить бюджеты спортивных организаций за счет внебюджетных источников проведения соревнований и уменьшить выделение средств из госбюджета на эти цели, но и проводить их на более качественном уровне.
В качестве теоретической основы изучения в работе применялись труды и учебные пособия таких исследователей, как В.В. Галкин «Экономика и управление физической культурой и спортом», В.И. Жолдак «История Менеджмент спорта и туризма», В.Н. Зуев «Управление системой спортивного соревнования», И.И. Переверзин «Менеджмент спортивной организации», О.Н. Степанова «Маркетинг в сфере физической культуры и спорта» и др. 
Следует также отметить ряд диссертационных исследований. Это работы А.М. Банникова, В.А. Васина, В.А. Шкляра и др. Эти исследования посвящены различным аспектам управления спортивными соревнованиями, в том числе в отдельных регионах Российской Федерации.
 
ГЛАВА 1 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СПОРТИВНЫМИ СОРЕВНОВАНИЯМИ

1.1 Спортивный менеджмент как особый вид управленческой деятельности

Спортивное соревнование – это состязание (соперничество) людей в игровой форме с целью выяснения преимущества в степени физической подготовленности, в развитии некоторых сторон сознания [40, с. 224].
Соревнования позволяют решать педагогические, спортивно-методические и общественно политические задачи. Во время спортивных соревнований решаются те же педагогические задачи, что и на занятиях физической культурой и спортом в целом, т.е. совершенствование физической, технической, тактической, психической и теоретической подготовленности. Однако при этом все сдвиги, происходящие в организме, превосходят уровень, характерный для тренировочных занятий. Соревнования – одна из действенных мер повышения тренированности спортсмена. Особенно велико значение спортивных соревнований для формирования волевых черт характера. Они также способствуют развитию в целом физкультуры и спорта и позволяют педагогически воздействовать на зрителей.
Спортивные соревнования – это также и яркое, эмоциональное зрелище. Удовольствие от спортивных зрелищ возникает вследствие соучастия в них зрителя, которого привлекает высокий уровень развития двигательных качеств, смелые и решительные действия участников, их высокие достижения.
Каким бы ни было по масштабу спортивное соревнование - международным, всероссийским, региональным или проводимом на местном уровне, оно должно быть правильно организовано. От грамотного управления спортивного мероприятия зависит, насколько успешно оно пройдет.
Главным инструментом повышения эффективности управления организацией и проведения спортивного соревнования является грамотное использование основных функций менеджмента (управления).
Система управления (менеджмента) – это система, в которой реализуются функ¬ции управления (менеджмента) [16, с. 12]. Функции менеджмента представляет собой относительно обособленные направления управленческой деятельности, позволяющие осуществлять управленческое воздействие.
В настоящее время специалисты придерживаются различных мнений по вопросу о составе основных функций менеджмента. Рассмотрим те из них, которые наиболее часто употребляются в спортивных соревнованиях:
-    организация (организовывание), т.е. деятельность по созданию новых и (или) каче¬ственному совершенствованию ранее созданных и функционирующих систем любого типа в соответствии с меняющимися внутренними и внешними условиями;
-    планирование, т.е. деятельность по созданию условий для целенаправленного, динамического и пропорционального развития объекта менеджмента (в данном случае – спортивного соревнования) путем разработки разных планов;
-    мотивация, т.е. деятельность по созданию системы стимулов, активизирующих и побуждающих сотрудников организации к эффективному труду в соответствии с разработанными планами;
-    контроль, т.е. деятельность, включающая наблюдение за течением процессов в объекте (спортивном соревновании) менеджмента, сравнение величины контролируемого параметра с заданной программой, выявление отклонений от программы, их места, времени, причины и характера;
-    координация, т.е. деятельность по обеспечению бесперебойности и непрерывности процесса менеджмента, достижения согласованности в работе организаций, подразделений и отдельных исполнителей с помощью установления рациональных связей между ними;
-    маркетинг, т.е. система, объединяющая различные виды рекламы, торговые, спонсорские и иные публичные отношения, которые нацелены на достижение большей эффективности маркетинговых программ с целью укрепить средства инвесторов [16, с. 34-35].
В условиях коммерциализации экономики спорта, становления спортивной отрасли как экономической категории именно спортивные менеджеры решают основные задачи формирования инфраструктуры, соответствующей общепринятым мировым и европейским стандартам. Так кто же такие спортивные менеджеры?
В теории менеджмента не существует одного определения термина «менеджер». Все предлагаемые определения базируются на понимании сущности менеджмента. Слово «менеджмент» в своем первоначальном смысле обозначало умение объезжать лошадей и править ими. Основа - английский глагол «to manage» (управлять), который происходит от латинского «manus» (рука). Если следовать логике, то «менеджмент» буквально означает «руководство людьми».
В современной науке под «менеджментом» понимается процесс руководства или управления работником, рабочей группой, коллективом, различными организациями, действующими в условиях рыночной экономики. Спортивный менеджмент представляет собой самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленной на достижение целей физкультурно-спортивной организации, которая действует в условиях рынка путем рационального использования материальных, трудовых и информационных ресурсов. Иными словами, спортивный менеджмент - это теория и практика эффективного управления организациями спортивной отрасли в рыночных условиях.
Управленческая деятельность - один из важнейших факторов функционирования и развития физической культуры и спорта. Исторически в нашей стране так сложилось, что управлением в спорте занимались тренеры, инструкторы, методисты. Они зачастую совмещали учебно-воспитательную работу с управлением клубом, спортивным обществом, спортивной федерацией, хотя их должностные инструкции не предусматривали выполнение ими таких обязанностей. 
Спортивный менеджмент как особый вид профессиональной деятельности управленцев в спортивной отрасли возникает в результате разделения и кооперации их труда. Как мы уже отмечали, причиной появления спортивных менеджеров стала рыночная экономика, предъявившая особые требования к менеджерам в условиях экономической  конкуренции. 
Спортивные менеджеры, являясь субъектом управленческой деятельности, выполняют в организации ряд своеобразных функций. Среди них выделяются три ключевые функции.
1. Функция принятия решения. Именно менеджер определяет направление деятельности организации, решает вопросы распределения ресурсов, осуществляет текущие корректировки. Право принятия управленческих решений имеет только менеджер, но он же и несет ответственность за последствия.
2. Информационная функция. Менеджер аккумулирует информацию о внутренней и внешней среде спортивной организации, в которой он работает, распространяет эту информацию в виде нормативных установок и разъясняет персоналу ближайшие и перспективные цели организации.
3. Функция руководителя. Менеджер выступает в качестве руководителя спортивной организации, формирующего отношения внутри и вне организации, мотивирующего членов спортивной организации на достижение целей, координирующего их усилия и, наконец, выступающего в качестве представителя организации во взаимодействии с другими организациями.
Далее мы разберем основные функции спортивного менеджера на конкретных примерах спортивных соревнований, проводимых в Челябинске.
Таким образом, организация управления спортивного соревнования, наряду с планированием, регулированием и контролем, является ведущей управленческой функцией и, по сути, представляет собой определение субъектов и объектов управленческой деятельностью с наделением их соответствующими функциями правами и обязанностями. Применительно к управлению спортивными соревнованиями организация спортивных мероприятий формирует в себе следующее:
-    определение основных функций органа управления (директор, организатор соревнования) по подготовке и проведению соревнований;
-    создание организационного комитета по подготовке и проведению соревнований;
-    определение функционального содержания деятельности административных органов различного уровня [9, с. 14].
Определим, кто помимо непосредственных организаторов спортивного мероприятия, является необходимым звеном в его проведении, рассмотрим их функции.
Функции преподавателей физической культуры и спорта, организаторов соревнований, спортивных судей и спортивных врачей, связанные с организацией и проведением спортивных соревнований, различаются в зависимости от характера деятельности этих людей.
Одной из важнейших функций преподавателей физкультуры и спорта является подготовка занимающихся к участию в спортивных соревнованиях. Прежде чем допускать студентов к официальным соревнованиям, следует не только обучить их спортивной технике и тактике, определенному кругу знаний и развить необходимые двигательные качества, но и научить их соревноваться. Для этого им необходимо участвовать в прикидках, контрольных и учебных соревнованиях. Правила в них могут быть упрощены или изменены самим преподавателем. Например, уменьшается количество попыток или размеры площадки, длина дистанции, определяется победитель по качеству выполнения спортивных упражнений и т.д. [34, с. 86].
Для обслуживания спортивных соревнований в соответствии с их видом и масштабом, организационный комитет назначает врача и другой медицинский персонал.
Главным организатором и руководителем спортивных соревнований, ответственным за их проведение и, в известной мере, за достигнутые результаты, является спортивный судья, назначаемый из числа преподавателей физической культуры или тренеров. Судья ответствен и за здоровье участников соревнований. Во всех случаях, когда может быть нанесен ущерб здоровью участников (плохое состояние мест занятий, неисправность оборудования, несоответствие одежды и обуви и т.п.), он обязан устранить недочеты, а при невозможности сделать это – отменить соревнование или перенести его на другой срок или в другое место.
Спортивный судья должен быть, прежде всего, безукоризненным знатоком правил соревнований по данному виду спорта, честным, объективным, беспристрастным, решительным, вежливым, спокойным человеком, который и вне соревнований пользуется авторитетом и уважением.
Теперь перейдем непосредственно к составу и функционалу организаторского комитета спортивного соревнования.
Оргкомитет по подготовке и проведению соревнований создается согласно распоряжению первого должностного лица исполнительной власти субъекта Федерации (если соревнования проводятся на городском или международном уровне) или председателя правления организации непосредственно проводящей соревнование. Функции оргкомитета:
-    несет ответственность за подготовку и проведение соревнования;
-    распределяет обязанности между членами оргкомитета и утверждает предложенный ими план организационной подготовки и проведения соревнований;
-    непосредственно руководит службами по различным направлениям во время проведения соревнований;
-    обеспечивает подведение итогов соревнований;
-    анализирует итоги мероприятий, направляет информацию руководителям муниципальных образований и главам администраций (если соревнования проводятся на городском, федеральном или мировом уровне) [9, с. 14].
Именно от четкой работы этой функции организации зависит успешность в выполнении остальных функций и задач управления спортивным зрелищем.

2.2 Основные принципы управления спортивными соревнованиями

Разберем, с чего начинается управление спортивными соревнованиями.
На начальном этапе целесообразно провести составление календаря спортивных соревнований. Проведение спортивных соревнований и физкультурно-спортивных мероприятий (ФСМ) регулируется несколькими документами, основными из которых являются правила соревнований по видам спорта, календарный план спортивных соревнований, положение о соревновании, регламент проведения спортивных соревнований, смета на проведения спортивного соревнования.
К мерам организационно-методического характера, связанным с проведением спортивных соревнований, прежде всего, относится составление календарного плана соревнований по данному виду спорта. Календарный план (календарь) соревнований представляет собой плановый документ, который регламентирует перечень планируемых к проведению в предстоящий период соревнований спортивных мероприятий и их виды, определяет сроки и места их проведения, состав участвующих организаций, участников и судей, а также предполагаемую стоимость проведения этих соревнований. Обычно календарный план составляется на год или на сезон и включает в себя три раздела:
1)    физкультурно-оздоровительные мероприятия;
2)    комплексные мероприятия;
3)    соревнования по видам спорта.
В календарном плане указывается название соревнований, сроки и место их проведения и ответственные за их организацию лица. Календарь спортивных соревнований по каждому виду спорта составляется в отдельности. Важным условием при составлении календарного плана является традиционность намеченных мероприятий по срокам, программам, участвующим лицам. Это повышает интерес к ним, облегчает организацию учебно-тренировочного процесса, делает соревнование более популярным у зрителей. Спортивные соревнования являются стимулом для систематических тренировок и способствуют росту спортивных результатов, если они проводятся регулярно. Целесообразность участия в определенном количестве соревнований зависит от спортивной подготовки спортсменов.
Таким образом, календарь спортивных соревнований надо составлять так, чтобы намеченные соревнования были разнообразными по масштабу, составу участников и условиям проведения, традиционными по срокам, составу, месту проведения.
Календарный план спортивных соревнований рекомендуется составлять по следующей форме [21, с. 212].
Таблица 1 – Календарный план физкультурно-спортивных соревнований
№ п/п    Наименование разделов и мероприятий    Сроки проведения    Место проведения    Участники    Ответственные за проведение
Рисунок 1 – Оформление таблицы
В раздел «Физкультурно-оздоровительные мероприятия» включаются самые различные массовые соревнования, как правило, проводимые среди любителей и предназначенные для повышения развития спорта и физической культуры среди населения, формирования у них здорового образа жизни. Примером таких соревнований, проводящихся в нашем городе, являются «Семейные старты» по легкой атлетике, «Лыжня России» и др. Также к этому виду соревнований можно отнести и различные старты, посвященные какой-либо знаменательной дате, меж организационные мероприятия и т.д.
В разделе «Комплексные мероприятия» планируются спартакиады по летним и зимним видам спорта, участие в спартакиадах района, города.
В раздел «Соревнования по видам спорта» включаются (по алфавиту) соревнования по отдельным видам спорта, культивируемым в спортивном клубе, в том числе такие, как первенство трудового коллектива предприятия (школы, района и т.д.), товарищеские встречи, розыгрыш кубка. К таким состязаниям можно отнести и различные первенства спортивных школ, проводящиеся в нашем городе. К этому виду соревнований относятся в основном соревнования, проводимые на профессиональном уровне по строго оговоренным правилам и с учетом регламента.
В графу «Наименование резервов и мероприятий» заносятся названия разделов календарного плана и относящиеся к ним физкультурно-спортивные мероприятия (в порядке очередности их проведения).
В графе «Сроки проведения» указываются даты проведения мероприятий, в графе «Место проведения» – названия спортивных сооружений, на которых предполагается проводить планируемые мероприятия. В графе «Участники» указывается, кто допускается к участию в мероприятиях (например, все желающие, спортсмены не ниже I разряда, сборные команды цехов, классов школы; если это закрытое соревнование, то только воспитанники той спортивной организации, которая проводит соревнование). В графе «Ответственные за проведение» называется организация, ответственная за проведение, ее структурные подразделения (совет клуба, совет федерации и др.) или фамилии  (должности) ответственных лиц (тренеры сборной команды, председатели цеховых советов предприятия, бюро секций и др.).
Очень важным моментом в системе управления спортивными соревнованиями является разработка положения о соревновании.
Положение о соревновании – основной управленческий документ, определяющий цель, задачи, состав участников соревнования, порядок и способы определения победителей. Положение регламентирует все отношения между организаторами соревнования, его участниками и судьями. Многолетней практикой проведения соревнований в России выработана четкая типовая структура положения о соревновании. 
В нем указывается:
1.    Название соревнований.
2.    Сроки.
3.    Место проведения.
4.    Задачи данного соревнования.
5.    Программа и порядок проведения по дням.
6.    Состав участников.
7.    Система зачета (определения победителей)
8.    Форма награждения [15, с. 36].
Если соревнования носят командный или лично-командный характер, в положении указывается система определения победителей в командном зачете. В каждом отдельном случае она может быть разной. Например, в лыжных гонках командное первенство определяется по сумме времени, или сумме мест, или сумме очков, полученных так называемыми зачетными участниками.
Положение о соревновании любого ранга включает, как правило, его точное название и несколько разделов, основные из которых будут рассмотрены ниже.
Разработанное положение обязательно утверждается организацией, проводящей соревнование, и заблаговременно рассылается всем потенциальным участникам соревнования и заинтересованным организациям и лицам.
Помимо вышеперечисленного, для участия в соревнованиях необходимо в установленные сроки подать заявку в предварительной форме, а затем в окончательной. Первая заявка содержит желание данной команды участвовать в соревнованиях. Во второй заявке приводятся данные о составе участников и некоторые другие сведения. В некоторых видах спорта в начале или в ходе соревнований по разрешению главного судьи могут быть сделаны перезаявки, т.е. вместо одного участника может быть выставлен другой и т.п. На основании поданных заявок составляются протоколы соревнований.
Для проведения соревнований необходимо позаботиться о приведении мест, оборудования и инвентаря в полное соответствие с установленными правилами, их высоком качестве и необходимом количестве.
Если в программу включено несколько разновидностей одного вида спорта, необходимо заранее составить график соревнований, т.е. определить последовательность и время проведения каждого из них. Зная среднюю продолжительность выполнения упражнения, количество попыток и количество участников, можно определить общую продолжительность соревнований и на основе этого составить график проведения.
Важнейшим документом, регулирующим проведение соревнований и влияющим на их результаты, являются правила соревнований по данному виду спорта. В них регламентируются действия судей и участников, предусматриваются условия выявления победителей и, кроме того, определяются нормы поведения спортсмена, содержится перечень запрещенных действий, влекущих за собой наказание, ущемляющее интересы команды. Таким образом, на спортсмена, нарушившего правила, действует не только решение судьи по отношению к нему лично, но и сознание, что команда испытывает урон из-за его неправильных поступков.
Итак, мы разобрали основные аспекты подготовки к проведению спортивных соревнований. Перейдем непосредственно к организации подобного плана мероприятий.
Всю работу организации, проводящей соревнование (ОПС), по его подготовке и проведению можно оформить в виде комплекса логически последовательных действий [21, с. 254]. 
Таблица 2 – Этапы подготовки и проведения физкультурно-спортивного мероприятия (ФСМ)
№ п/п    Наименование этапа    Ответственные
1    Утверждение календарного плана    ОПС
2    Формирование оргкомитета по проведению ФСМ    ОПС
3    Разработка и утверждение положения о соревновании    ОПС
4    Разработка и утверждение сметы на проведение ФСМ    ОПС
5    Формирование главной судейской коллегии    ОПС
6    Маркетинг и реклама ФСМ    ОПС
7    Выбор и подготовка спортивного сооружения (заключение договора аренды, инспектирование, дополнительное оснащение техническими средствами и т.д.)    ОПС, главная судейская коллегия
8    Медицинское обеспечение    ОПС
9    Организация сбора и обработка заявок на участие в ФСМ    Главная судейская коллегия
10    Жеребьевка участников    Главная судейская коллегия
11    Формирование службы безопасности    ОПС
12    Торжественное открытие соревнования    ОПС, Главная судейская коллегия
13    Проведение соревнования в соответствии с утвержденными программой и правилами    Главная судейская коллегия
14    Награждение победителей    ОПС, Главная судейская коллегия
15    Торжественное закрытие ФСМ    ОПС, Главная судейская коллегия
16    Подготовка отчета судейской коллегией и представление его организации, проводящей соревнование    Главная судейская коллегия
Рисунок 2 – Оформление таблицы 
Рассмотрим подробнее содержание некоторых разделов подготовки спортивного соревнования.
1. Формирование судейской коллегии.
Для проведения соревнований оргкомитетом заблаговременно утверждается главная судейская коллегия и подбирается состав судей в соответствии с правилами и положением о данном соревновании.
Главная судейская коллегия приведенного выше соревнования состоит из главного судьи, его заместителя (в том числе по медицинскому и хозяйственному обеспечению), главного секретаря и его помощников, старшего судьи, судей на вышке, судей-наблюдателей и судьи-информатора. На турнирах по футболу, хоккею, баскетболу и другим спортивным играм, также присутствует судья-секундометрист. На турнирах по легкой атлетике присутствует судья на финише.
Чтобы иметь право состоять в судейской коллегии любого профессионального соревнования, необходимо пройти обучение на семинарах, проводимых Федерацией России по конкретному виду спорта, и сдать определенные нормативы по теоретической и практической подготовке.
2. Медицинское обеспечение и техника безопасности.
На всех спортивных соревнованиях и массовых мероприятиях, независимо от их масштаба, должен быть врачебный персонал для наблюдения за санитарным состоянием мест соревнований, обслуживания участников и оказания неотложной медицинской помощи в случае необходимости.
3. Реклама спортивного соревнования.
Рекламу спортивного соревнования целесообразно проводить в виде рекламной кампании, которая представляет собой несколько рекламных мероприятий, объединенных одной целью (целями), охватывающих определенный период времени и распределенных во времени так, чтобы одно рекламное мероприятие дополняло другое.
При организации рекламной кампании запланированного спортивного мероприятия необходимо соответствовать стратегии маркетинга, которая будет определять цели этой кампании, влиять на выбор средств и вида рекламных каналов.
Рекламная кампания при подготовке, в ходе и после окончания соревнований может включать:
-    освещение хода подготовки к соревнованиям в печати; выпуск и распространение афиш, программ, пригласительных билетов, листовок; информацию по радио и телевидению; организацию фотостендов и т.п.;
-    популяризацию соответствующих видов спорта путем торжественного открытия (парада) и закрытия соревнований, широкой радиоинформации по ходу соревнований; своевременное заполнение итоговых таблиц; выпуск фотомонтажей; трансляцию соревнований по телевидению и т.д.;
-    размещение информации о предстоящем соревновании в Интернете;
-    своевременное подведение итогов и торжественное закрытие соревнований; вручение победителям призов, медалей, грамот и дипломов; проведение показательных выступлений; своевременную информацию в печати, по радио и телевидению о результатах проведенных спортивных соревнований [13, с. 52].
Независимо от места проведения соревнований (стадион, Дворец спорта, спортивный зал, плавательный бассейн и др.), спортивные сооружения в дни проведения соревнований должны быть ярко и красочно оформлены. Красочное оформление мест проведения спортивных соревнований является одним из эффективных средств рекламы не только данного спортивного мероприятия, но и физической культуры и спорта в целом, нравственного и патриотического воспитания спортсменов.
4. Финансово-хозяйственное обеспечение соревнования.
Спортивно-хозяйственное обеспечение соревнования предусматривает подготов¬ку и аренду спортивных сооружений; подготовку, ремонт и приобретение недостающего спортивного инвентаря и оборудования; обеспечение транспорта для перевозки спортсменов; подготовку мест проживания или оплату гостиницы для иногородних участников; организацию питания спортсменов; изготовление афиш, программ, биле¬тов участников, пригласительных билетов, протоколов, сводок, таблиц и т.п.; приобретение призов, кубков, наградных медалей, грамот, дипломов; оплату изготовления и приобретения оборудования для красочного оформления мест соревнований; приобретение канцелярских товаров; почтово-телеграфные расходы; оплату судейской коллегии, медицинского и обслуживающего персонала. В зависимости от масштаба и условий проведения соревнований указанные финансово-хозяйственные мероприятия могут быть сокращены или увеличены [6, с. 118].
Все описанные пункты сведены в генеральной смете проведения спортивного соревнования, составление которой резюмирует функцию планирования.
5. Функция мотивации.
Важнейшее значение в управлении спортивного соревнования имеет функция мотивации сотрудников, она осуществляет стимулирование экономического состояния общества и эффективности организационной деятельности.
Было установлено, что наиболее эффективной стимуляцией сотрудников в спортивной деятельности является: материальное поощрение – 53%, самоутверждение – 31%, моральное поощрение – 12%, принуждение – 4% [13, с. 48]. 
Одним из примеров данной функции могут служить взаимоотношения между главным судьей и членами судейских бригад. Во избежание конфликтных ситуаций они оговорены в регламенте проводимого соревнования по определенному виду спорта, но если такие ситуации все-таки возникают, то на первом этапе какие-либо замечания должны быть сделаны при индивидуальной беседе и предельно корректно. При невыполнении этого условия может возникнуть серьезный конфликт между разными уровнями иерархии управления соревнованием. Функция мотивации должна быть реализо¬вана не только с финансовой, но и с моральной стороны.
6. Функция контроля.
Данную функцию менеджмента спортивных соревнований можно подразделить на две подфункции:
-    внешний контроль, к которому можно отнести проверки организации и проведения соревнования, организуемые федерациями по видам спорта разных уровней;
-    внутренний контроль, к которому можно отнести проверки, организуемые руководством соревнований, направленные на выявление нечеткой работы каких-либо подразделений, также сюда можно отнести так называемый риск-менеджмент, т.е. контроль за безопасностью зрителей и участников во время проведения соревнования.
Теперь рассмотрим каждый из двух видов подробнее.
6.1. Внешний контроль.
Рассмотрим данный вид контроля на примере Чемпионата России по футболу, некоторые туры которого ежегодно проходят в Санкт-Петербурге. На каждый тур чемпионата России по футболу Федерацией футбола России назначается инспектор, рекомендованный Судейским комитетом России. Он обязан строго руководствоваться регламентом, правилами соревнований, методическими документами Судейского комитета, указаниями и рекомендациями Федерации футбола.
Получив назначение на тур, инспектор обязан в установленном порядке сообщить о своем участии и прибытии на соревнование. По прибытии к месту проведения тура (в данном случае какой-либо стадион Санкт-Петербурга) инспектор обязан:
-    представиться руководителям местных организаций (Федерация футбола Санкт-Петербурга и др.), участвующих в подготовке к проведению тура;
-    встретиться с представителями УВД, согласовав вопросы обеспечения безопасности участников соревнований и зрителей;
-    принять участие в совещании представителей команд в целях решения возникающих вопросов по организации тура;
-    совместно с представителями Федерации футбола Санкт-Петербурга, главным судьей тура осмотреть места проведения соревнований и проверить их соответствие требованиям нормативных документов, таких как «Акт государственной комиссии о пригодности спорт-сооружений к эксплуатации», «Акт комиссии Федерации футбола России о готовности к приему тура», «Положение о мерах по обеспечению общественного порядка и безопасности, а также эвакуации и оповещения участников и зрителей при проведении массовых спортивных мероприятий», «Регламент чемпионата России по футболу»;
-    провести инспектирование матча данного тура, оценить действия арбитров на основании Правил игры, действующих рекомендаций и личного анализа судейства [9, с. 19-20].
Требования инспектора матча являются обязательными для выполнения командами. В случае подачи протеста инспектор обязан в течение одного часа после завершения матча, на который подан протест, представить свое заключение.
Информация инспектора обо всех имевших место в ходе игры, до ее начала и после окончания инцидентах должна быть зафиксирована в его рапорте и служит основанием для оперативного принятия мер, в том числе дисциплинарных и штрафных санкций к командам, игрокам и официальным лицам.
6.2. Внутренний контроль.
Внутренний контроль может включать в себя разного рода проверки, организуемые оргкомитетом соревнований для выявления готовности к проведению спортивного мероприятия. Еще одной, не менее важной разновидностью внутреннего контроля является риск-менеджмент, т.е. обеспечение безопасности при проведении спортивного соревнования.
В последние десятилетия существенно возрастает степень риска при проведении спортивных соревнований, предотвращения потерь и обеспечения безопасности. Эти вопросы постоянно поднимаются при проведении всех спортивных мероприятий. И для этого существует немало причин: в последние годы наблюдается рост числа посетите¬лей спортивных соревнований, известно множество случаев массовых драк фанатов при проведении футбольных матчей, обрушения трибун для зрителей и т.п..
Задача риск-менеджмента состоит в том, чтобы предотвратить беспорядки на стадионе во время проведения спортивных мероприятий, снизить возможный риск получения травм болельщиками и участниками соревнований, предотвратить кражу инвентаря или личных вещей и защитить проводимое мероприятие от катастрофических потерь, вызванных форс-мажорными обстоятельствами.
В России в целом и в Санкт-Петербурге, в частности, обеспечение безопасности при проведении спортивных мероприятий и спортивных соревнований в настоящее время регламентируется «Положением о мерах по обеспечению общественного порядка и безопасности, а также эвакуации и оповещения участников и зрителей при проведении массовых спортивных мероприятий», утвержденным Приказом Спорткомитета СССР № 786. Положением установлен состав организаций, непосредственно участвующих в подготовке и проведении спортивных мероприятий на территории страны и ответственных за обеспечение безопасности. Ими являются:
-    организации, по плану которых проводятся массовое спортивное мероприятие;
-    администрация спортивных сооружений, на которых проводятся массовые спортивные мероприятия;
-    органы внутренних дел [16, с. 85].
Эти организации и органы в пределах своей компетенции несут ответственность за обеспечение необходимых условий безопасности участников и зрителей при проведении массовых спортивных мероприятий.
Согласно названному положению, массовые спортивные мероприятия проводятся на спортивных сооружениях и в местах, официально принятых к эксплуатации государственными комиссиями и судейскими коллегиями, при строжайшем соблюдении всеми участвующими в их проведении организациями действующих норм и правил эксплуатации сооружений, инженерных систем, спортивно-технологического оборудования и инвентаря, а также соответствующих инструкций, других нормативных актов. При этом учитываются также погодные условия и другие факторы, влияющие на ход проведения спортивных мероприятий.
Для каждого спортивного сооружения общего пользования с учетом местных условий и специфики соответствующими спорткомитетами и другими организациями, в ведомственном подчинении которых находятся эти сооружения, с участием органов внутренних дел разрабатываются и утверждаются инструкции, регламентирующие порядок организации и проведения спортивных мероприятий, предусматривающие необходимые меры, обеспечивающие поддержание общественного порядка, безопасности зрителей, пожарной безопасности, оказание первой медицинской помощи при несчастных случаях и порядок эвакуации в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств.
Невыполнение требований, предусмотренных положением № 786, послужившее причиной возникновения чрезвычайных обстоятельств при проведении массовых спортивных мероприятий, влечет за собой меры ответственности, предусмотренные действующим законодательством [31, с. 188].
Рассмотрим пример данной функции менеджмента на примере проводимого в Санкт-Петербурге международного турнира по теннису St. Petersburg Open. Система обеспечения безопасности при проведении этого соревнования включает в себя четыре сферы: пожары, медицинское обслуживание, охрану спортсменов и массовый контроль за толпой. Детализируя сказанное, следует отметить, что риск-менеджмент St. Petersburg Open включает:
-    регулирование доступа на спортивное сооружение и поведение болельщиков;
-    защиту спортсменов;
-    предотвращение краж, включая автотранспорт зрителей на стоянках;
-    хранение имущества, инвентаря и спортивного оборудования;
-    перевозку товаров для обеспечения мероприятия (призов, инвентаря, продуктов и др.);
-    страхование на случай отмены соревнования и компенсации призов [9, с. 21].
В завершении описания функции контроля на теннисном турнире St. Petersburg Open приведем рекомендации, которые дает Международная Ассоциация Менеджеров массовых мероприятий (The International Association of Auditorium Managers – IAAM) по контролю за зрительской аудиторией и которыми руководствуются все организаторы проводящие соревнования на международном уровне:
1)    для каждой категории мероприятия должны быть свои инструкции по проведению и обеспечению безопасности;
2)    ограничить, а в некоторых случаях полностью запретить продажу спиртных напитков;
3)    определить приоритет подачи команд, обязанность и ответственность всего персонала – от менеджера (директора) мероприятия до продавца билетов – при возникновении внештатной ситуации (пожар, отключение электроэнергии, беспорядок среди зрителей и т.д.);
4)    весь персонал организации должен пройти специальную тренировку и обучение действиям в случае внештатных ситуаций;
5)    менеджер (директор) должен лично убедиться, что все руководители подразделений донесли до сотрудников их обязанности;
6)    по возможности избегать продажи билетов без обозначения мест;
7)    контролировать количество проданных билетов с целью привлечения дополнительных сил сотрудников и служб безопасности, если спрос на билеты превышает предложение;
8)    разработать и распространить среди всех сотрудников инструкции по вежливому обращения с посетителями;
9)    конфисковать стеклянные бутылки, металлические банки, а также другие предметы, которые могут нанести вред и ущерб здоровью окружающих;
10)    установить максимальное количество зрителей, допускающихся на конкретное мероприятие, и письменно заверить его у представителя пожарной охраны и у представителя инспекции по зданиям;
11)    знать архитектурный план здания и уметь ориентироваться в нем;
12)    разработать план эвакуации;
13)    контролировать функционирование системы громкоговорящей связи;
14)    выходы, проходы, коридоры в здании должны быть свободны от посторонних предметов;
15)    не допускать безбилетников на территорию сооружения;
16)    не выключать полностью свет, проходы между рядами и секторами должны быть освящены светящимися дорожками, которые указывают направления к выходам, над которыми должны постоянно гореть таблички ВЫХОД;
17)    перед началом, в перерывах, по окончании мероприятия включать тихую, мелодичную музыку [22, с. 21-22].
Следует сказать о необходимости тесного сотрудничества и постоянного контакта менеджеров (директоров соревнований) с милицией, организаторами конкретного мероприятия, участниками спортивного мероприятия, службой безопасности, пожарниками, представителями местных властей. Все это в данном случае преследует одну цель – предотвратить возникновение внештатных ситуаций, угрожающих здоровью и жизни людей в местах большого скопления народа.
7. Функция координации.
Данная функция служит для максимального уменьшения спорных ситуаций, связанных с нечеткими разграничениями полномочий и неоговоренными связями между подразделениями.
Рассмотрим применение этой функции на примере традиционного соревнования, проводимого одной из районных спортивных организацией. Для этого построим структурную схему, на которой покажем все функциональные связи управления спортивным соревнованием.
Таблица 3 – Структурная схема управления спортивным соревнованием
Организатор турнира
Директор турнира
Главный врач    Главный судья    Главный секретарь    Заместитель по хозяйственной части    Главный бухгалтер
Заместитель по связям с прессой    Заместитель по транспортному обслуживанию    Заместитель по связям с общественностью    Заместитель по художественной части (открытие/закрытие турнира)
Рисунок 3 – Оформление таблицы
Также эти связи и функции каждого из подразделений оговорены в регламенте по конкретному виду спорта [37, с. 124].
8. Функция маркетинга.
В рыночных условиях маркетинг спортивных мероприятий и соревнований рассматривается как один из относительно самостоятельных разделов менеджмента, как одна из его специфических функций, имеющая большое практическое значение, усиливая их коммерческую значимость. Сейчас все чаще звучит понятие «комплексный маркетинг» – система, объединяющая различные виды рекламы, торговые, спонсорские и иные публичные отношения, которые нацелены на достижение большей эффективности маркетинговых программ с целью укрепить средства инвесторов. Комплексный маркетинг занял очень важное место в спортивных маркетинговых компаниях, рекламных агентствах и корпоративных спонсорских компаниях спортивных соревнований [32, с. 86].
Центральным звеном успешного управления проведением спортивных мероприятий является проектировани

Категория: Скачать диплом бесплатно | Добавил: Демьян
Просмотров: 147 | Загрузок: 52 | Рейтинг: 0.0/0 |

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу