Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск





Чт, 16.05.2024, 23:32
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
Каталог файлов


Главная » Файлы » Скачать бесплатно диплом, курсовую, реферат, отчет » Скачать диплом бесплатно [ Добавить материал ]

2235. Разработка стратегии управления формированием активов на примере ОАО “ЧЕЛЯБИНСКИЙ ТРУБОПРОКАТНЫЙ ЗАВОД”
[ (180.5 Kb) ] 27.01.2021, 08:51

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ    5
1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕМ АКТИВОВ    7
1.1 СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ И ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕМ АКТИВОВ    7
1.2 ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АКТИВОВ    29
1.3 ВЫБОР АЛЬТЕРНАТИВНОЙ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ФОРМИРОВАНИЯ АКТИВОВ    36
2  ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ АКТИВОВ ОАО «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ТРУБОПРОКАТНЫЙ ЗАВОД»    51
2.1 РАСЧЕТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ АКТИВОВ ОАО «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ТРУБОПРОКАТНЫЙ ЗАВОД»    51
2.2 АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ    58
3 СТРАТЕГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АКТИВОВ ОАО «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ТРУБОПРОКАТНЫЙ ЗАВОД»    74
3.1 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ АКТИВОВ    74
3.2 ПРОГНОЗНАЯ ОЦЕНКА ФОРМИРОВАНИЯ АКТИВОВ В 2005 ГОДУ    78
4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ    83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ, ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ    97
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ    100
ПРИЛОЖЕНИЯ НА 9 ЛИСТАХ

 
ВВЕДЕНИЕ

Все мобилизованные обществом средства, как собственные, так и заемные, материализованы в активах. Под активами понимаются различные виды экономических ресурсов компании, способствующие ведению эффективного бизнеса.
Актуальность изучаемой проблемы объясняется тем, что активы - важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия. Активы определяют различные виды экономических ресурсов компании, способствующие ведению эффективного бизнеса. Формирования активов предприятия приобретает важное значение в управлении предприятием. Под управлением активов понимается относительно новая сфера функционального управления предприятием. Оно представляет собой одну из наиболее комплексных управляющих систем, в которой интегрируется методологические принципы финансового менеджмента, операционного менеджмента, инновационного менеджмента, бухгалтерского учета, контроллинга, логистики других специальных областей знаний. 
Объектом исследования дипломного проекта являются активы предприятия.
Предметом исследования дипломного проекта являются процессы управления формированием активов.
Целью дипломного проекта является разработка стратегии управления формированием активов.
Данная цель решается в процессе решения следующих задач:
•    необходимо сформулировать сущность и принципы формирования активов;
•    раскрыть особенности управления формирования активов;
•    показать методику оценки формирования активов;
•    надо рассчитать и  оценить показатели формирования активов;
•    проанализировать тенденции в формировании активов;
•    разработать стратегию эффективного управления формированием активов ОАО «Челябинский трубопрокатный завод».
В первой главе рассмотрены общие основы формирования активов. Показано их понятие,  принципы формирования и методика эффективного управления формированием активов.
Во второй главе рассчитаны и проанализированы показатели формирования активов на примере ОАО «Челябинский трубопрокатный завод». Здесь же дана тенденция изменения в формировании активов.
В третьей главе разработана стратегия формирования активов и способы повышения эффективности управления формированием активов ОАО «Челябинский трубопрокатный завод».
Дипломный проект базируется на исследовании методологии и теории по проблемам формирования активов, изложенным в работах российских и зарубежных экономистов. В дипломном проекте используются статистические данные, полученные на основе исследования баланса, других форм финансовой отчетности, методик, программ по данной проблеме; система показателей оценки финансово - хозяйственной деятельности по Бланку И. А., а также законодательные акты Российской Федерации.
 
 1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕМ АКТИВОВ 
1.1 Сущность, формы и принципы управления формированием активов

Одно из ключевых понятий в теории финансов и финансового менеджмента - активы. Проблеме формирования и управления активами предприятия посвящено немало работ, в частности, таких отечественных ученых как Райсбергер Б. А., Бланк И.А., Артеменков Л.И., Нуреев Р.М., Ковалев В.В., Савицкая Г.В., Стоянова Е.С. и др. Каждый из этих авторов дает собственную трактовку активов и их экономической сущности.
Райсбергер Б. А. рассматривает активы как совокупность имущества и денежных средств, принадлежащих предприятию, фирме, компании (здания, сооружения, машины и оборудование, материальные запасы, банковские вклады, ценные бумаги, патенты, авторские права, в которые вложены средства владельцев, собственность. имеющая денежную оценку)[19, с. 17].
Бланк И. А. определяет активы (assets), как контролируемые предприятием экономические ресурсы, сформированные за счёт инвестированного в них капитала, характеризующиеся детерминированной стоимостью, производительностью и способностью генерировать доход, постоянный оборот которых в процессе использования связан с факторами времени, риска и ликвидности [15].
Нуреев Р.М. понятие активы понимает как средства, обеспечивающие денежные поступления их владельцу в форме как прямых выплат (прибыль, дивиденды, рента и т.д.), так и скрытых выплат (увеличение стоимости фирмы, недвижимости, акций и т.д.)[12].
Ковалев В.В. определяет активы как ресурсы фирмы, (а) выражаемые в денежном измерителе; (б) сложившиеся в результате событий прошлых периодов; (в) принадлежащие ей на праве собственности или контролируемые ею; (г) обобщающие получение дохода в будущем. Подразделяются на реальные (материально-вещественные, средства в расчетах, денежные средства и их эквиваленты) и ирреальные (т.е. отвлеченные средства: НДС по приобретенным ценностям, организационные расходы, гудвилл, расходы будущих периодов и убытки). В отличие от реальных средств, поддающихся отторжению (можно в целом или по частям продать, подарить, уничтожить), отвлеченные средства (за исключением убытков) представляют собой неотторгаемые расходы, которые  либо переходят в затраты в ходе естественного процесса производства и продажи продукции, либо становятся убытками в случае прекращения деятельности [26].
Савицкая Г.В. дает свою трактовку активам как перечень всего имущества предприятия; средства, вложенные с долговременными целями[37].
В зависимости от степени подверженности инфляции она классифицирует активы на монетарные и немонетарные.
Шеремет А.Д. понимает понятие активов как «сумму оборотных и внеоборотных активов, принадлежащих организации»  [43].
Таким образом, активы  предприятия характеризуется не только своей многоаспектной сущностью, но и многообразием обличий, в которых они выступают. Под общим понятием «активы  предприятия» понимаются самые различные его виды, характеризуемые в настоящее время несколькими десятками терминов. Все это требует определенной систематизации  и характеристик используемых терминов.
Бланк И. А. выделяет следующие характеристики активов, комплексно отражающие сущностные стороны этой категории (представлены на рис. 1.1).
Проверенный обзор наиболее существенно показывает насколько многоаспектной является эта экономическая категория.

 


Рис. 1.1 Основные сущностные характеристики активов предприятия как объекта предприятия

Активы предприятия представляют собой контролируемые им экономические ресурсы, сформированные за счет инвестированного в них капитала, характеризующиеся детерминированной стоимостью, производительностью и способностью генерировать доход, постоянный оборот, которых в процессе использования связан с факторами времени, риска и ликвидности).
Финансовое состояние предприятия и его устойчивость в значительной степени зависят от того, каким имуществом располагает предприятие, в какие активы вложен капитал и какой доход они ему приносят, считает Г. В. Савицкая.
Сведения о размещении капитала, имеющегося в распоряжении предприятия, содержатся в активе баланса. Каждому виду размещенного капитала соответствует определенная статья баланса. По этим данным можно установить, какие изменения произошли в активах предприятия, какую часть составляет недвижимость предприятия, а какую - оборотные средства, в том числе в сфере производства и сфере обращения (рис. 1.2).
Долгосрочные активы
    Основные средства

    Долгосрочные финансовые вложения

    Нематериальные активы

Оборотные активы
    Запасы

    Дебиторская задолженность

    Краткосрочные финансовые вложения
    Денежная наличность

Рис. 1.2 Группировка активов предприятия

Главным признаком группировки статей актива баланса считается степень их ликвидности (скорость превращения в денежную наличность). По этому признаку все активы баланса подразделяются на долгосрочные, или основной капитал (разд. I), и оборотные активы (разд. II). Средства предприятия могут использоваться как в его внутреннем обороте, так и за его пределами (дебиторская задолженность, долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения, денежные средства на счетах в банках).
Оборотный капитал может находиться в сфере производства (запасы, незавершенное производство, расходы будущих периодов) и сфере обращения (готовая продукция на складах и отгруженная покупателям, средства в расчетах, краткосрочные финансовые вложения, денежная наличность в кассе и на счетах в банках, товары и др.).
В рыночных условиях, когда хозяйственная деятельность предприятия и его развитие осуществляется за счет самофинансирования, а при недостаточности собственных финансовых ресурсов - за счет заемных средств, важной характеристикой является формирование активов предприятия.
Как для открытия нового, так и для уже существующего предприятия в первую очередь нужно определить, какие виды активов необходимы для функционирования бизнеса и сколько денежных средств требуется для его финансирования. Это один из ключевых моментов, т.к. недооценка требуемых активов в начале работы погубила много хороших начинаний.
Активы любого предприятия делятся на текущие (краткосрочные) и основные (долгосрочные). К текущим активам относятся денежные средства, вложенные в основные фонды, нематериальные активы, оборотные фонды, фонды обращения. Основные активы представляют собой средства труда (здание, оборудование, транспорт и т.д.), которые многократно используются в хозяйственном процессе, не изменяя при этом свою вещественно-натуральную форму. По российскому законодательству к основным активам относятся средства труда стоимостью свыше 500 руб.  за единицу и сроком службы более одного года.
Первый шаг заключается в составлении списка статей активов, необходимых для функционировании фирмы. Начинают с анализа потребности в текущих активах. Если план составляется для торговой фирмы, то потребность в текущих активах должна рассматриваться следующим образом: наличные деньги; фонды финансирования получаемых счетов; деньги на оплату инвентаря; запасы; страхование.
Затем определяется потребность в основных активах: земля, здания, сооружения; мебель и оборудование для офисов и складов; транспортные средства для грузовых перевозок; машины и оборудование.
Данный список конечно не включает все статьи активов, необходимые для торговой фирмы, но основные пункты присутствуют.
Важнейшим направлением управления активов является управление процессом их формирования.
Формирование активов предприятия связано с тремя основными этапами его развития на различных стадиях жизненного цикла:
Первый этап: создание нового предприятия. Это наиболее ответственный этап формирования активов (процесс первоначального их формирования), особенно при создании крупных предприятий. Формируемые на этом этапе активы во многом определяют потребность в стартовом капитале, условия генерирования прибыли, скорость оборота этих активов, уровень их ликвидности и т.п.
Второй этап: расширение, реконструкция и модернизация действующего предприятия. Этот этап формирования активов можно рассматривать как постоянный процесс его развития в разрезе основных стадий его жизненного цикла. Расширение и обновление состава активов действующего предприятия осуществляется в соответствии со стратегическими задачами его развития с учетом возможностей формирования инвестиционных ресурсов.
Третий этап: формирование новых структурных единиц действующего предприятия (дочерних предприятий, филиалов и т п.). Этот процесс может осуществляться путем формирования новых структурных имущественных комплексов (на базе нового их строительства) или приобретения готовой совокупности активов в форме целостного имущественного комплекса (вариантами такого приобретения являются приватизация действующего государственного предприятия, покупка обанкротившегося предприятия и т.п.).
Второй и третий этапы формирования активов представляют собой формы инвестиционной деятельности действующего предприятия. 
В процессе реализации своей главной цели управление активами направлено на решение следующих основных задач (табл. 1.3).
Из таблицы 1.3 кратко рассмотрим задачи:
Формирование достаточного объема и необходимого состава активов, обеспечивающих заданные темпы экономического развития - эта задача реализуется путем определения потребности в необходимых активах, намечаемых к использованию в операционном и инвестиционном процессе предприятия, оптимизации соотношения отдельных их видов и привлечения наиболее эффективных их разновидностей с позиций уровня производительности и потенциальной доходности предстоящего использования.

 
Таблица 1.3
Система основных задач, направленных на реализацию главной цели управления активами
Главная цель управления активами    Основные задачи управления активами, направленные на реализацию его главной цели
Обеспечение максимального благосостояния собственников  предприятия в текущем и перспективном периоде.    1. Формирование достаточного объема и необходимого состава активов, обеспечивающих заданные темпы  экономического развития. 
2. Обеспечение максимальной доходности (рентабельности) используемых активов при предусматриваемом уровне финансового риска
3. Обеспечение минимизации  финансового риска использования активов при предусматриваемом уровне их  доходности (рентабельности).   
 4. Обеспечение постоянной платежеспособности предприятия за счет поддержания достаточного уровня  ликвидности  активов.     
5.   Оптимизация оборота активов.
Обеспечение максимальной доходности (рентабельности) используемых активов при предусматриваемом уровне финансового риска. Максимизация доходности (рентабельности) активов достигается за счет их использования в наиболее эффективных видах деятельности и хозяйственных операциях предприятия. Решая эту задачу, необходимо иметь в виду, что максимизация уровня доходности активов достигается, как правило, при существенном возрастании уровня финансовых рисков, связанных с их использованием, так как между этими двумя показателями существует прямая связь.
Обеспечение минимизации финансового риска использования активов при предусматриваемом уровне их доходности (рентабельности). Если уровень доходности (рентабельности) используемых активов задан или спланирован заранее, важной задачей является снижение уровня финансового риска операций или видов деятельности, обеспечивающих достижение этой доходности (рентабельности). Такая минимизация уровня рисков может быть обеспечена путем диверсификации хозяйственных операций и направлений деятельности предприятия, связанных с использованием активов; избежания отдельных видов финансовых рисков; эффективных форм их внутреннего и внешнего страхования.
Обеспечение постоянной платежеспособности предприятия за счет поддержания достаточного уровня ликвидности активов. Эта задача решается в первую очередь за счет эффективного управления остатками денежных актинов. Но при  решении этой задачи следует иметь в виду, что излишне сформированные денежные активы, обеспечивая высокий уровень платежеспособности предприятия, теряют свою стоимость под влиянием фактора времени и инфляции.
Оптимизация оборота активов. Эта задача решается путем эффективного управления денежными и материальными потоками активов в процессе отдельных циклов их кругооборота на предприятии; обеспечением синхронности формирования отдельных видов потоков активов, связанных с операционной и инвестиционной деятельностью; минимизацией совокупных затрат на организацию оборота активов во всех их формах.
Рассмотрев задачи, перейдём к рассмотрению отдельных видов активов предприятия в соответствии с приведенной Бланком И.А. систематизацией по основным классификационным признакам [3].
 В числе основных классификационных признаков он выделяет:
­    форму функционирования активов;
­    характер участия активов в хозяйственном процессе с позиций особенностей их оборота;
­    характер участия активов в различных видах деятельности предприятия;
­    характер финансовых-источников формирования активов. Характер владения активами предприятием;
­    степень агрегированности активов как объекта управления;
­    степень ликвидности используемых активов;
­    характер использования сформированных активов в текущей хозяйственнойдеятельности предприятия;
­    характер нахождения активов по отношению к предприятию.
 Классификацию видов активов предприятия в разрезе предлагаемых классификационных признаков он приводит схематически (рис.1.3)
     

 


Рис.1.3 Классификация активов предприятия по основным признакам
По форме функционирования Бланк выделяет три основных вида активов - материальные, нематериальные и финансовые.
Материальные активы характеризуют имущественные ценности предприятия, имеющие материальную вещную форму. К составу материальных активов предприятия относятся: основные средства; незавершенные капитальные вложения; оборудование, предназначенное к монтажу; производственные запасы сырья и полуфабрикатов; запасы малоценных и быстроизнашивающихся предметов; объем незавершенного производства; запасы готовой продукции, предназначенной к реализации; 
прочие виды материальных активов.
Нематериальные активы характеризуют имущественные ценности предприятия, не имеющие вещной формы, но принимающие участие в хозяйственной деятельности и генерирующие прибыль. К этому виду активов предприятия относятся:
приобретенные предприятием права пользования отдельными природными ресурсами;
патентные права на использование изобретений;
"ноу-хау" - совокупность технических, технологических, управленческих, коммерческих и других знаний, оформленных в виде технической документации, описания, накопленного производственного опыта, являющихся предметом инноваций, но не запатентованых;
права на промышленные образцы и модели;
товарный знак - эмблема, рисунок или символ, зарегистрированные в установленном порядке, служащий для отличия товаров данного изготовителя от других аналогичных товаров;
торговая марка - право на исключительное использование фирменного наименования юридического лица;
права на использование компьютерных программных продуктов;
"гудвилл" - разница между рыночной стоимостью предприятия как целостного имущественного комплекса и его балансовой стоимостью, образованная в связи с возможностью получения более высокого уровня прибыли (в сравнении со среднеотраслевым ее уровнем) за счет использования более эффективной системы управления, доминирующей позиции на товарном рынке, применения новых технологий и т.п.
другие аналогичные виды имущественных ценностей предприятия.
Финансовые активы характеризуют имущественные ценности предприятия в форме наличных денежных средств, денежных и финансовых инструментов, принадлежащих предприятию. К основным финансовым активам предприятия относятся:
денежные активы в национальной валюте;
денежные активы в иностранной валюте;
дебиторская задолженность во всех ее формах;
краткосрочные финансовые вложения;
долгосрочные финансовые вложения.
 По характеру участия активов в хозяйственном процессе с позиций особенностей их оборота Бланк И.А. подразделяет их на два основных вида - оборотные и внеоборотные.
 Оборотные (текущие) активы характеризуют совокупность имущественных ценностей предприятия, обслуживающих текущую производственно-коммерческую деятельность предприятия и полностью потребляемых (видоизменяющих свою форму) в течение одного операционного цикла. В практике учета к ним относят имущественные ценности (активы) всех видов со сроком использования до одного года и предельной стоимостью, установленной соответствующими правовыми нормами.
 В составе оборотных (текущих) активов предприятия он выделяет следующие их элементы:
• производственные запасы сырья и полуфабрикатов;
• запасы малоценных и быстроизнашивающихся предметов;
• объем незавершенного производства;
• запасы готовой продукции, предназначенной к реализации;
• дебиторскую задолженность;
• денежные активы в национальной валюте;
• денежные активы в иностранной валюте;
• краткосрочные финансовые вложения;
• расходы будущих периодов.
 • Внеоборотные активы характеризуются совокупностью имущественных ценностей предприятия, многократно участвующих в процессе отдельных циклов хозяйственной деятельности и переносящих на продукцию использованную стоимость частями. В практике учета к ним относят имущественные ценности (активы) всех видов со сроком использования более одного года и минимальной стоимостью, установленной соответствующими правовыми нормами.
В состав внеоборотных активов предприятия входят следующие их виды: основные средства; нематериальные активы; незавершенные капитальные вложения; оборудование, предназначенное к монтажу; долгосрочные финансовые вложения; другие виды внеоборотных активов.
По характеру участия активов в различных видах деятельности предприятия они подразделяются на два основных вида - операционные и инвестиционные.
• Операционные активы представляют собой совокупность имущественных ценностей, непосредственно используемых в производственно-коммерческой (операционной) деятельности предприятия с целью получения операционной прибыли.
В состав операционных активов предприятия включаются:
• производственные основные средства;
• нематериальные активы, обслуживающие операционный процесс;
• оборотные активы (вся их совокупность за минусом краткосрочных финансовых вложений).
• Инвестиционные активы характеризуют совокупность имущественных ценностей предприятия, связанных с осуществлением его инвестиционной деятельности.
В состав инвестиционных активов предприятия включаются:
• незавершенные капитальные вложения;
• оборудование, предназначенное к монтажу;
• долгосрочные финансовые вложения;
• краткосрочные финансовые вложения.
 По характеру финансовых источников формирования активов выделяют следующие их виды - валовые и чистые.
• Валовые активы представляют собой всю совокупность имущественных ценностей предприятия, сформированных за счет собственного и заемного капитала, привлеченного для финансирования хозяйственной деятельности.
• Чистые активы характеризуют стоимостную совокупность имущественных ценностей предприятия, сформированных исключительно за счет собственного его капитала. Стоимость чистых активов предприятия определяется как разница между общей суммой всех активов предприятия по балансовой стоимости и общей суммы используемого заемного капитала предприятия.
  По характеру владения активами предприятием они подразделяются на собственные, арендуемые и безвозмездно используемым:
• Собственные активы характеризуют имущественные ценности предприятия, принадлежащие ему на правах собственности, находящиеся в постоянном его владении и отражаемые в составе его баланса. В практике учета к этой группе относятся также активы, приобретенные предприятием на правах финансового лизинга (находящиеся в полном его владении и также отражаемые в составе его баланса).
• Арендуемые активы характеризуют имущественные ценности предприятия, привлеченные им для осуществления хозяйственной деятельности на правах аренды (оперативного лизинга). Эти виды активов отражаются на забалансовых счетах учета.
• Безвозмездно используемые активы характеризуют имущественные ценности, переданные предприятию для временного хозяйственного использования на бесплатной основе другими субъектами хозяйствования. В составе баланса предприятия эти активы также не отражаются.
По степени агрегированности активов как объекта управления они подразделяются на индивидуальные, отдельные группы и совокупный их комплекс.
• Индивидуальный актив характеризует вид (или разновидность) имущественных ценностей, который является единичным, минимально детализированным объектом хозяйственного управления (например, денежные средства в кассе; отдельная акция, приобретенная предприятием; конкретный вид нематериальных активов и т.п.).
• Группа активов характеризует часть имущественных ценностей, которые являются объектом комплексного функционального управления, организуемого на единых принципах и подчиненных единой финансовой политике (например, дебиторская задолженность предприятия; портфель ценных бумаг; запасы товарно-материальных ценностей, входящих в состав оборотных активов и т.п.). Степень агрегированности таких групп активов - объектов функционального управления предприятие определяет самостоятельно.
• Совокупный комплекс активов предприятия характеризует общий их состав, используемый предприятием. Такая совокупность активов предприятия характеризуется термином "целостный имущественный комплекс", который определяется как хозяйственный объект с законченным циклом производства и реализации продукции, оценка активов которого и управление ими осуществляется в комплексе.
По степени ликвидности активы предприятия подразделяются на следующие виды:
• Активы в абсолютно ликвидной форме, характеризующие имущественные ценности предприятия, не требующие реализации и представляющие собой готовые средства платежа.
В состав активов такого вида входят:
• денежные активы в национальной валюте;
• денежные активы в иностранной валюте.
• Высоколиквидные активы, характеризующие группу имущественных ценностей предприятия, которая быстро может быть конверсирована в денежную форму (как правило, в срок до одного месяца) без ощутимых потерь своей текущей рыночной стоимости с целью своевременного обеспечения платежей по текущим финансовым обязательствам.
К высоколиквидным активам предприятия относятся [3, с. 69]:
• краткосрочные финансовые вложения;
• краткосрочная дебиторская задолженность.
• Среднеликвидные активы, характеризующие группу имущественных ценностей предприятия, которые могут быть конверсированы в денежную форму без ощутимых потерь своей текущей рыночной стоимости в срок от одного до шести месяцев.
К среднеликвидным активам предприятия обычно относят:
• все формы дебиторской задолженности, кроме краткосрочной и безнадежной;
• запасы готовой продукции, предназначенной к реализации.
• Низколиквидные активы, представляющие группу имущественных ценностей предприятия, которые могут быть конверсированы в денежную форму без потерь своей текущей рыночной стоимости лишь по истечении значительного периода времени (от полугода и выше).
В современной практике управления активами к этой их группе относят:
• запасы сырья и полуфабрикатов;
• запасы малоценных и быстроизнашивающихся предметов;
• активы в форме незавершенного производства;
основные средства;
незавершенные капитальные вложения;
оборудование, предназначенное к монтажу;
нематериальные активы;
долгосрочные финансовые вложения.
• Неликвидные активы, характеризующие отражаемые в балансе отдельные виды имущественных ценностей предприятия, которые самостоятельно реализованы быть не могут (они могут быть проданы лишь в составе целостного имущественного комплекса).
К таким активам относятся:
• безнадежная дебиторская задолженность;
• расходы будущих периодов;
• убытки текущие и прошлых лет (отражаемые в составе актива баланса предприятия).
По характеру использования сформированных активов в текущей хозяйственной деятельности предприятия они подразделяются  на используемые и неиспользуемые.
• Используемые активы характеризуют ту часть имущественных ценностей предприятия, которая принимает непосредственное участие в операционном или инвестиционном процессе предприятия, обеспечивая формирование его доходов.
• Неиспользуемые активы характеризуют ту часть имущественных ценностей, предприятия, которые, будучи сформированными на предшествующих этапах хозяйственной деятельности, не принимают в ней участий в настоящее время в силу различных объективных и субъективных причин.
По характеру нахождения активов по отношению к предприятию выделяют внутренние и внешние их виды.
• Внутренние активы характеризуют имущественные ценности предприятия, находящиеся непосредственно на его территории.
К таким видам активов относятся:
• здания, помещения и сооружения, входящие в состав имущественного комплекса предприятия, размещенного на отведенной ему территории;
• машины, механизмы и оборудование, доставленные на предприятие, находящееся в процессе хранения или непосредственного использования;
• сырье, материалы, полуфабрикаты, доставленные на предприятие, находящееся в процессе хранения или в форме незавершенного производства;
• Внешние активы характеризуют имущественные ценности предприятия, находящиеся вне его пределов у других субъектов хозяйствования, в пути или на ответственном хранении.
Основными видами таких активов являются:
• все виды имущественных ценностей, принадлежащих предприятию, находящихся в пути;
• все формы внешней дебиторской задолженности предприятия.
Процесс формирования активов предприятия строится на основе следующих принципов (рис. 1.4).
Учет ближайших перспектив развития операционной деятельности и форм ее диверсификации состоит в формировании активов предприятия при его создании подчинено в первую очередь задачам развития его операционной деятельности.
При этом следует иметь в виду, что на первоначальных стадиях жизненного цикла предприятия объем операционной деятельности возрастает довольно высокими темпами (ПРИ условии правильного выбора предприятием своей рыночной ниши).
Поэтому формируемые на первоначальной стадии активы предприятия должны располагать определенным резервным потенциалом, обеспечивающим возможности прироста продукции и диверсификации операционной деятельности в ближайшем предстоящем периоде.
Обеспечение соответствия объема и структуры формируемых активов объему и структуре производства и сбыта продукции это такое соответствие, которое должно обеспечиваться в процессе разработки бизнес-плана создания нового предприятия путем определения потребности в отдельных видах активах.
 


Рис. 1.4 Основные принципы формирования активов предприятия
Реализация этого принципа формирования активов направлена в первую очередь на обеспечение проектируемого уровня их совокупной производительности.
Обеспечение оптимальности состава активов с позиций эффективности хозяйственной деятельности направлено, с одной стороны, на обеспечение предстоящего полного полезного использования отдельных их видов, а с другой, - на повышение совокупной потенциальной их способности генерировать операционную прибыль. Процесс этой оптимизации осуществляется по следующим трем этапам:
На первом этапе оптимизируется соотношение совокупных размеров внеоборотных и оборотных активов предприятия, используемых в процессе его операционной деятельности.
На втором этапе оптимизируется соотношение между активной и пассивной частью внеоборотных активов. К активной части внеоборотных активов относятся машины, механизмы и оборудование, непосредственно задействованные в производственном технологическом процессе. К пассивной части внеоборотных операционных активов относятся здания и помещения; машины и оборудование, используемые в процессе управления операционной деятельностью; нематериальные активы, обслуживающие операционный процесс.
На третьем этапе оптимизируется соотношение трех основных видов оборотных активов - суммы запасов товарно-материальных ценностей; суммы дебиторской задолженности; суммы денежных активов.
Необходимость в обеспечении условий ускорения оборота активов в процессе их использования связана с тем, что ускорение оборота активов оказывает как прямое, так и косвенное воздействие на размер формируемой операционной прибыли предприятия.
Прямое воздействие ускорения оборота активов на размер прибыли определяется тем, что повышение скорости оборота активов в соответствии с рассмотренной Моделью Дюпона.
• Косвенное воздействие ускорения оборота активов на размер прибыли определяется тем, что снижение периода оборота этих активов приводит к соответствующему снижению потребности в них. А уменьшение размера используемых операционных активов вызывает снижение СУММЫ операционных затрат, что при прочих равных условиях ведет к возрастанию суммы операционной прибыли.
В целях эффективного управления оборотом операционных активов их принято подразделять на предприятии на следующие три группы:
а) высокооборачиваемые операционные активы, к которым относятся производственные запасы с закупкой и доставкой которых нет проблем, а соответственно и нет необходимости формирования страховых и сезонных их размеров; запасы готовой продукции, пользующиеся спросом потребителей; краткосрочная дебиторская задолженность денежные активы в национальной и иностранной валюте постоянно обслуживающие операционный процесс;
б) операционные активы с нормальной оборачиваемостью, к которым относятся прочие виды оборотных операционных активов предприятия, не вошедшие в состав первой группы. Как правило, они составляют преимущественную часть оборотных операционных активов предприятия;
в) низкооборачиваемые операционные активы, к которым относятся внеоборотные операционные активы - производственные основные средства и нематериальные активы, используемые в операционном процессе. Вопреки своему названию внеоборотные операционные активы осуществляют постоянный стоимостной кругооборот (как и оборотные активы), хотя продолжительность этого оборота во времени довольно большая и во много раз превышает продолжительность операционного цикла (период оборота оборотных операционных активов).
Для выбора наиболее прогрессивных видов активов с позиций обеспечения роста рыночной стоимости предприятия современный рынок средств и предметов производства, а также финансовый рынок предлагают для формирования активов предприятия ряд альтернативных объектов и инструментов. В процессе их конкретного выбора следует при прочих равных условиях учитывать их перспективность, многофункциональность, способность генерировать прибыль в различных хозяйственных ситуациях и соответственно повышать рыночную стоимость предприятия.
В группе функций управления активами как специальной области  управления   предприятием основные из них:
1.    Управление формированием активов предприятия.
2.    Управление использованием активов в операционном процессе предприятия.
3.    Управление использованием активов в инвестиционном процессе предприятия
4.    Управление движением активов в процессе их оборота.
5.     Управление финансовыми рисками, связанными с использованием активов
Политика управления активами базируется на определенном механизме. Механизм управления активами представляет собой систему основных элементов, регулирующих процесс разработки и реализации управленческих решений в этой области.  В структуру механизма управления активами входят следующие элементы (рис. 1.5):


    Рис.1.5 Характеристика основных элементов механизма управления          
                        активами предприятия

Рыночный механизм регулирования деятельности предприятия, связанной с функционированием активов. Этот механизм формируется прежде всего в сфере финансового рынка (в первую очередь, рынка ценных бумаг), а также товарного рынка (в первую очередь, рынка средств производства, предметов труда и готовой продукции) в разрезе отдельных их сегментов.
 Государственное нормативно-правовое регулирование деятельности предприятия в области формирования и использования активов. Сложность и многогранность деятельности предприятий в этой области в условиях перехода к рыночной экономике определяют необходимость государственного ее регулирования. Как свидетельствует мировой опыт, такое многоаспектное государственное регулирование осуществляется во всех странах с развитой рыночной экономикой, не вступая при этом в противоречие с широкой самостоятельностью предприятий в выборе направлений и форм использования активов. На современном этапе система государственного регулирования в этой области включает: регламентирование отдельных аспектов использования активов в инвестиционном процессе; налоговое регулирование использования активов в хозяйственной деятельности предприятия; регулирование норм и методов амортизации основных средств и нематериальных активов; регулирование порядка формирования информационной базы управления активами и т.п.
Внутренний механизм регулирования отдельных аспектов формирования и использования активов предприятия. Механизм такого регулирования формируется в рамках самого предприятия, соответственно регламентируя те или иные оперативные управленческие решения по вопросам эффективности функционирования его активов.
Система конкретных методов и приемов осуществления управления активами предприятия. Это технико-экономические расчеты, балансовый, экономико-статистические и др.
На основе рассмотренного материала можно сделать следующие выводы: 
Под активами понимаются контролируемые предприятием экономические ресурсы, сформированные за счет инвестированного в них капитала, характеризующиеся детерминированной стоимостью, производительностью и способностью генерировать доход, постоянный оборот которых в процессе использования связан  с факторами времени, риска и ликвидности.
Важнейшим направлением управления активов является управление процессом их формирования.
Формирование активов предприятия связано с тремя основными этапами его развития на различных стадиях жизненного цикла: создание нового предприятия, расширение, реконструкция и модернизация действующего предприятия, формирование новых структурных единиц действующего предприятия (дочерних предприятий, филиалов и т п.).
К принципам принципы формирования активов предприятия относятся учет ближайших перспектив развития операционной деятельности и форм ее диверсификации, обеспечения соответствия объема и структуры формируемых активов объему и структуре производства и сбыта продукции, обеспечение оптимальности состава активов с позиций эффективности хозяйственной деятельности, обеспечения условий ускорения оборота  активов в процессе их использования, выбор наиболее прогрессивных видов активов с позиций обеспечения роста рыночной стоимости предприятия.

1.2 Особенности управления формирования активов 


 Рассмотрим особенности политики управления формированием активами предприятия.
Первая особенность управления формирования активов состоит в том, что процесс формирования его активов должен носить целенаправленный характер. Основной целью формирования активов предприятия является выявление и удовлетворение потребности в отдельных их видах, а также оптимизация их состава для обеспечения условий эффективной хозяйственной деятельности.
В нашей стране многие финансовые аспекты управления активами, составляющие основной объект рассматриваемой функциональной системы управления, находятся пока лишь в стадии становления, сталкиваясь с объективными экономическими трудностями переходного периода, недостаточно развитыми финансовым и товарным рынками, несовершенством нормативно правовой базы, недостаточным уровнем подготовки специалистов к работе в кризисных экономических условиях. Дальнейшее продвижение страны по пути рыночных реформ и преодоление кризисных экономических тенденций позволит в полной мере применить теоретические результаты и зарубежный практический опыт управления активами предприятия. 
Вторая особенность управления формирования активов состоит в том, что управление активами предприятия представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с их формированием, эффективным использованием в различных видах деятельности предприятия и организацией их оборота.
 По мнению И.А. Бланка, главной целью финансового менеджмента (а соответственно и менеджмента активов) является обеспечение максимизации благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде.
Третья особенность управления состоит в том, что уровень эффективности хозяйственной деятельности фирмы во многом определяется целенаправленным формированием объема и структуры активов предприятия.  Целью управления активами предприятия является выявление и удовлетворение потребности в отдельных их видах, а также оптимизация их состава для обеспечения условий   эффективной  хозяйственной деятельности. Задачами управления активами являются:
-    Формирование достаточного объема и необходимого состава активов, обеспечивающих заданные темпы экономического развития;
-    Обеспечение максимальной доходности (рентабельности) используемых активов при предусматриваемом уровне финансового риска;
-     Обеспечение минимизации финансового риска использования активов при предусматриваемом уровне их доходности (рентабельности);
-    Обеспечение постоянной платежеспособности предприятия за счет поддержания достаточного уровня ликвидности активов;
-    Оптимизация оборота активов.
Система управления активами реализует свою главную цель и основные задачи путем осуществления определенных функций. Эти функции подразделяются на две основные группы: функции управления активами предприятия как управляющей системы и функции управления активами как специальной области управления предприятием.
Четвертая особенность управления формирования активов состоит в том, что современная теория рассматривает три принципиальных подхода к распределению прибыли через механизм дивидендной политики - "консервативный", "умеренный" ("компромиссный") и "агрессивный". Каждому из этих подходов соответствует определенный тип дивидендной политики.
В теории управления финансами корпораций важное место занимает проблема распределения прибыли в акционерных обществах или формирования дивидендной политики. Часть чистой прибыли, полученной в результате хозяйственной деятельности, может быть распределена между акционерами в виде дивидендов, другая часть – реинвестирована в бизнес.
Термин «дивиденд» обозначает часть доходов компании (акционерного общества), не зависящую от каких-либо посторонних обстоятельств, которая приходится на одного человека, владеющего акцией, представляющей его участие в капитале. Общее собрание акционеров определяет объем дивиденда после утверждения итоговых показателей работы предприятия и регистрации наличия сумм, которые возможно использовать для распределения. Принципиальной основой является тот факт, что дивиденд – результат дохода, распределяемого по доле каждой акции в капитале компании. Акция, таким образом, оплачивается в соответствии с той долей, которую она представляет в капитале, а акционер, после принятия решения собранием о распределении, рассматривается, как кредитор, на сумму дивиденда, временно, до реального распределения дивидендов, относимую на краткосрочную задолженность предприятия. Дивиденд, в конечном счете, является доходом, в котором отражаются результаты управления предприятием и его политики распределения. 
Политика выплаты дивидендов является покупательной политикой, поскольку показывает, насколько можно доверять денежные средства этой компании (акционерному обществу). Если дивиденды выплачиваются стабильно и примерно на одном уровне – это свидетельствует о стабильности компании и о том, что ведется правильная политика в области формирования доходов капитала фирмы. Стабильные результаты работы располагают к доверию и привлекают инвесторов. С другой стороны, рынок всегда отрицательно реагирует на нестабильные выплаты. Компании, которые, желая привлечь инвесторов, начинают проводить осторожную политику, основанную на определенных гарантиях, что в значительной степени работает на пользу таких компаний, усиливает свои позиции на фондовом рынке. В то же время, когда нестабильно выплачиваются дивиденды, а шумные рекламные кампании обещают «золотые горы», высокие проценты за счет эффективно вложенных средств в перспективные производства, все меньше желающих обращают внимание на подобные заверения акционерных обществ, т. к. опасаются, что слова расходятся с делами. Следовательно, дивидендная политика – это тактика компании (акционерного общества) на рынке, которая зависит от ряда факторов, хорошо известных тем, кто занимается этой проблемой, но мало известных для тех, кто отдален от нее. 
Оптимизация дивидендной политики – наряду с улучшением финансового состояния – является одним из ключевых элементов общей финансовой стратегии развития предприятия, инструментом повышения инвестиционной привлекательности и индикатором состояния компании для инвесторов. Грамотная дивидендная политика и максимальная информированность инвесторов являются ключевыми факторами долгосрочного развития компании. Раз принятая дивидендная политика должна в дальнейшем неуклонно исполняться, а дивидендные выплаты должны быть адекватны ожиданиям инвесторов – ожиданиям, базирующимся на результатах деятельности компании.
Бланк И.А. заостряет внимание на операционной деятельности, так как она является по его мнению, основным видом деятельности предприятия.
 Операционную  деятельность предприятия он характеризует следующими основными особенностями, определяющими специфику использования обслуживающих ее активов:
Она является главным компонентом всей хозяйственной деятельности предприятия, основной целью его функционирования. Основной объем формируемых активов, основная численность персонала предприятия обслуживают эту деятельность. Соответственно, операционные активы предприятия при нормальных условиях его функционирования занимают наибольший удельный вес в общем объеме используемых им активов.
Операционная деятельность носит приоритетный характер по отношению к инвестиционной, финансовой и другим видам деятельности. Поэтому развитие любых иных видов деятельности предприятия не должно вступать в противоречие с развитием операционной деятельности, а только поддерживать ее. Соответственно и задачи повышения эффективности использования активов в любых иных видах деятельности предприятия не должны решаться за счет снижения эффективности использования его операционных активов.
Интенсивность развития операционной деятельности является основным параметром, характеризующим поступательное экономическое развитие предприятия по отдельным стадиям его жизненного цикла. Соответственно, возможности эффективного использования активов в операционном процессе на разных стадиях жизненного цикла предприятия определяют цели и задачи не только стратегии управления активами, но и возможности реализации общей экономической стратегии предприятия.
Хозяйственные операции, входящие в состав операционной деятельности предприятия, носят самый регулярный характер. В сравнении с операциями других видов деятельности частота операций по ней самая высокая. Это определяет высокую интенсивность формирования и реализации управленческих решений, связанных с использованием активов в операционном процессе предприятия. Кроме того, регулярный характер осуществления хозяйственных операций на основе повторяющихся циклов создает основу для регулярного формирования эффекта использования активов в этом виде деятельности предприятия в форме объема произведенной и реализованной продукции, дохода, прибыли и т.п.
Операционная деятельность предприятия ориентирована в основном на товарный рынок, в то время как многие источники финансовых средств, обеспечивающих формирование операционных активов, связаны с функционированием финансового рынка. Так, операционная деятельность связана с различными видами и сегментами товарного рынка, определяемыми спецификой используемого сырья и материалов, характером готовой продукции. Соответственно и условия формирования конечного эффекта использования активов в операционной деятельности предприятия в значительной степени связаны с состоянием конъюнктуры соответствующих видов и сегментов товарного рынка. В то же время один из важнейших компонентов сравнительной оценки этого эффекта - стоимость капитала, привлекаемого к формированию операционных активов, - существенным образом зависит от состояния конъюнктуры соответствующих видов и сегментов финансового рынка. Эффект использования активов в операционном процессе предприятия должен быть таким образом увязан с тенденциями конъюнктуры обоих рассматриваемых рынков, которые иногда носят противоречивый характер.
В процессе операционной деятельности потребляется значительный объем живого труда, в отличие от инвестиционной и финансовой деятельности, где затраты этого труда несущественны. Это создает широкие возможности использования взаимозаменяемости таких производственных факторов, как активная часть основных средств и труд оперативного персонала предприятия (эффект взаимозаменяемости этих видов экономических ресурсов предприятия определяется производственной функцией Кобба-Дугласа). Взаимозаменяемость этих экономических факторов определяет вариативность формирования показателей эффективности использования операционных активов предприятия даже при неизменном объеме производства (реализации) продукции.
Операционной деятельности присущи, наряду с общими, и специфические виды рисков, объединяемые понятием коммерческий риск. Поэтому уровень операционной прибыли, генерируемой операционными активами при различных альтернативных вариантах их использования, должен обязательно соотноситься с уровнем коммерческого риска.
Таким образом, к особенностям управления формирования активов можно отнести то, что процесс формирования активов должен носить целенаправленных характер, управление активами предприятия представляет собой систему принципов и мето

Категория: Скачать диплом бесплатно | Добавил: Демьян
Просмотров: 127 | Загрузок: 45 | Рейтинг: 0.0/0 |

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу