Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск





Чт, 16.05.2024, 07:18
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
Каталог файлов


Главная » Файлы » Скачать бесплатно диплом, курсовую, реферат, отчет » Скачать диплом бесплатно [ Добавить материал ]

2240. Финансовый анализ ООО «ЧТЗ-Уралтрак»
[ (228.6 Kb) ] 27.01.2021, 09:09

Оглавление
Введение    3
Глава 1. Организация финансового анализа ООО «ЧТЗ-Уралтрак»    5
1.1. Организация и функции финансово-экономических служб предприятия    5
1.2. Общая характеристика анализа финансового состояния предприятия    12
1.3. Направления анализа на предприятии ООО «ЧТЗ-Уралтрак»    24
Глава 2. Анализ финансового состояния ООО «ЧТЗ-Уралтрак»    39
2.1. Анализ ликвидности и финансовой устойчивости    39
2.2. Анализ оборачиваемости и рентабельности    54
2.3. Комплексный анализ ООО «ЧТЗ-Уралтрак»    60
Глава 3. Влияние финансовых решений на изменение финансового состояния    69
3.1. Матрица финансовой стратегии    69
3.2. Оценка влияния финансовых решений на финансовое состояние    72
3.3. Сравнительный анализ финансовых решений    76
Заключение    79
Список использованной литературы    82


Введение
В настоящее время все более возрастает значение эффективности финансовой дея-тельности и финансовой устойчивости субъектов хозяйствования. Финансово устойчивые и эффективные предприятия имеют больше возможностей успешного развития, более высокую инвестиционную привлекательность. Все это значительно увеличивает роль анализа их финансового состояния: наличия, размещения и использования денежных средств. Результаты такого анализа нужны прежде всего собственникам, а также кредиторам, инвесторам, поставщикам, менеджерам и налоговым службам. В данной работе проводится финансовый анализ предприятия именно с точки зрения собственников предприятия, т. е. для внутреннего использования и оперативного управления финансами.
Цель анализа и диагностики финансового состояния предприятия – выработка реко-мендаций по повышению эффективности его работы на основе системного изучения всех аспектов и видов его деятельности и обобщения полученных результатов.
В дипломном проекте объектом исследования выступает машиностроительное челя-бинское предприятие – ООО «ЧТЗ-Уралтрак». Предметом исследования является финансо-вое состояние ООО «ЧТЗ-Уралтрак».
Главная цель данной работы - исследовать финансовое состояние предприятия ООО «ЧТЗ-Уралтрак», выявить основные проблемы финансовой деятельности и дать рекоменда-ции по управлению финансами.
ООО «ЧТЗ-Уралтрак» - производственное предприятие, которое занимается произ-водством гусеничных тракторов, оно основано на базе ликвидируемого в настоящее время ОАО «ЧТЗ». ООО «ЧТЗ-Уралтрак» является градообразующим предприятием: свыше поло-вины жителей Тракторозаводского района, а также ряда иных районов трудятся на ООО «ЧТЗ-Уралтрак» или смежных предприятиях (в том числе и на ОАО «ЧТЗ», постепенно пе-реводясь в ООО «ЧТЗ-Уралтрак»). В 90-х годах кризис, охвативший машиностроительную отрасль, не миновал и ЧТЗ. Кризис неплатежей, сложности со сбытом продукции, необнов-ление основных фондов, рост задолженности по налогам и сборам, за электроэнергию – ос-новные черты периода деятельности ЧТЗ по 2000 год. Сейчас ООО «ЧТЗ-Уралтрак» является новым предприятием (создано в 1999 году) и не имеет тех старых долгов, которые были у банкрота – ОАО «ЧТЗ», но кризис отрасли дает о себе знать и по сей день – финансовая си-туация на ООО «ЧТЗ-Уралтрак» не самая лучшая. В силу всего выше перечисленного необ-ходимо детально рассмотреть все стороны и аспекты финансовой деятельности данного предприятия. 
Задачи анализа и диагностики финансового состояния предприятия следующие:
1. Оценка реального состояния анализируемого объекта и диагностика банкротства;
2. Выявление возможных изменений в состоянии объекта в пространственном и временном разрезе;
3. Установление основных факторов вызывающих изменения в состоянии объекта и учета их влияния;
4. Прогноз основных тенденций.
Для решения вышеперечисленных задач была использована годовая бухгалтерская отчетность ООО "ЧТЗ-Уралтрак"  за 2000-2002 годы, а именно:
-    бухгалтерский баланс (форма № 1 по ОКУД),
-    отчет о прибылях и убытках (форма № 2 по ОКУД)
При проведении данного анализа были использованы следующие приемы и методы:
    горизонтальный анализ вертикальный анализ,
    анализ коэффициентов (относительных показателей),
    сравнительный анализ,
    прогнозирование.
В теоретической части дипломного проекта рассматриваются основные методики и подходы к анализу финансового состояния предприятия, описывается система показателей, используемых в наиболее распространенных методиках, организация финансовой работы на исследуемом предприятии
В практической части проекта анализируется финансовое состояние ООО «ЧТЗ-Уралтрак», то есть проводится:
-    предварительный обзор баланса и анализ его ликвидности;
-    характеристика имущества предприятия: основных и оборотных средств и их оборачиваемости, выявление проблем;
-    характеристика источников средств предприятия: собственных и заемных;
-    оценка финансовой устойчивости;
-    расчет коэффициентов ликвидности;
-    анализ прибыли и рентабельности;
-    комплексный анализ финансового состояния.
По результатам анализа в третьей главе проводится разработка мероприятий по улучшению финансово - хозяйственной деятельности.
При написании дипломного проекта использовались монографии и учебная литера-тура по финансовому анализу и финансовому менеджменту, статьи из периодической печати, посвященные вопросам анализа хозяйственной деятельности, управления финансами и контроллинга на промышленном предприятии.
Глава 1. Организация финансового анализа ООО «ЧТЗ-Уралтрак»

1.1. Организация и функции финансово-экономических служб предприятия

Финансовой работе на предприятии в условиях рыночных отношений должно уде-ляться большое внимание как главному звену деятельности, посредством которой можно поднять эффективность всей экономики. Поэтому финансовая работа призвана способство-вать решению главных стратегических задач: обеспечению хозяйственной деятельности предприятия необходимыми денежными средствами, его ликвидности и платежеспособно-сти; получению достаточной прибыли и необходимой рентабельности его деятельности, рас-пределению полученных доходов и удовлетворению материальных и социальных потребно-стей работников предприятия и его собственников (пайщиков, акционеров).
В состав финансовой работы включают [23, C.17]: 
-    финансовое планирование и бюджетирование; 
-    финансовый анализ;
-    управление финансовыми отношениями предприятия;
-    управление денежными фондами; 
-    управление денежными потоками;
-    управление долгосрочными и краткосрочными активами; 
-    управление процессом реализации продукции, работ, услуг; анализ и организацию взаимосвязи "затраты - выручка - прибыль", управление ценами, управление стимулированием экономического развития;
-    ведение бухгалтерского учета;
-    организацию отношений с бюджетами, обеспечение своевременности расчетов с ними;
-    организацию отношений с банками, выбор наиболее эффективных форм безналич-ных расчетов и кредитной политики;
-    внедрение системы внутренних финансовых отношений; 
-    организацию финансовых отношений с поставщиками;
-    определение и реализацию политики долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений и др.
К оперативной финансовой работе относится текущая, повседневная работа с органа-ми власти и хозяйственного управления, с банком, бюджетом, фондами, а также в области платежно-расчетных отношений с поставщиками и покупателями, дебиторами и кредитора-ми, страховыми организациями, с финансовым рынком, с собственниками и работниками, в сфере проведения совместно с другими службами экономической и контрольно-аналитической финансовой работы и т.п.
Руководство финансовой работой осуществляет финансовая администрация предпри-ятия. В зависимости от численности и структуры административно-управленческого персо-нала предприятия финансовая администрация может быть в различных составах. На пред-приятии ООО «ЧТЗ-Уралтрак» к числу финансовой администрации относятся  генеральный директор, финансовый директор, главный бухгалтер и начальник финансового отдела, начальник планово-экономического отдела. В состав подразделений предприятия, выполня-ющих финансовую работу входят: бухгалтерия, финансовый отдел, планово-экономический отдел (см. структуру финансовой администрации в Приложении 1) Поскольку финансовые отношения всегда представляют собой составную часть его производственных отношений, то финансовые службы выполняют свою работу в тесном контакте со всеми подразделения-ми предприятия.
Функциями финансовой администрации в области финансовой работы являются:
    сбор и систематизация финансовой информации;
    анализ собранной информации для оценки состояния финансовых потоков на определенный момент и за определенный промежуток времени, а также для подготовки про-гноза изменения величины и направления движения финансовых потоков;
    принятие управленческих решений (утвержденного финансового плана, утвер-жденной учетной политики предприятия, решения о привлечении средств, утвержденного положения о стимулировании экономического развития и т.д.);
    доведение управленческих решений до исполнителей (финансового отдела, планово-экономического отдела, бухгалтерии, и др.) и реализация управленческих решений;
    контроль за выполнением управленческих решений, проверка организации финансовой работы, выполнением финансовых планов.
Финансовая администрация осуществляет оперативное регулирование, посредством которого достигается состояние устойчивости финансовой системы в случае возникновения отклонений от графиков, плановых заданий, установленных норм и нормативов, проводит координацию работы всех звеньев системы управления, аппарата управления и специали-стов, организует стимулирование - побуждение работников финансовой службы и всего коллектива в результате своего труда. Стимулирование - сильнейший финансовый метод, способствующий повышению эффективности деятельности предприятия. Посредством стимулирования осуществляется распределение материальных и духовных ценностей в зависимости от количества и качества затраченного труда
Финансовая служба является ведущей в управлении финансами, в проведении опера-тивной финансовой работы. Первая и главная её задача состоит в том, чтобы добиваться по-вышения эффективности использования финансовых ресурсов предприятия, прежде всего, повышения рентабельности хозяйственной деятельности и доходности финансовых опера-ций, что лежит в основе финансовой устойчивости, которая базируется на платежеспособно-сти и ликвидности баланса. По утверждению ряда источников предприятие считается лик-видным, если текущие активы в 1,5-2 раза превышают текущие обязательства, принимаются меры по расширению ниш рынка, увеличению выручки, ускорению оборачиваемости акти-вов, повышению уровня рентабельности и достижению оптимальной структуры бухгалтер-ского баланса. Причем, удельный вес оборотных средств должен достигать не менее 30 про-центов активов [15, C.45].
К числу общих задач современного аппарата финансовой дирекции следует также от-нести [23, C.15]:
    активное участие в формировании и проведении учетной политики, общее руко-водство бухгалтерским учетом;
    изыскание путей снижения денежных затрат, налогов, увеличения прибыли и по-вышения уровня рентабельности;
    поиск более дешевых товаров, материалов и принятие мер по расширению рынка сбыта;
    обеспечение финансовыми ресурсами бизнеса в размерах, необходимых для под-держания и развития деловой активности;
    организацию расчетов и выполнение всех текущих финансовых обязательств;
    внутренний аудит и текущий контроль за формированием и использованием фи-нансовых ресурсов, обеспечением сохранности и приумножения собственных оборотных средств.
Важным средством для выполнения многих из этих общих задач является анализ фи-нансово-хозяйственной деятельности предприятия. Финансовый аппарат выполняет все опе-ративные финансовые операции, связанные с финансированием, кредитованием и осуществлением основной деятельности, капитального строительства и капитального ремонта, оперативным финансовым прогнозированием и планированием, участвует в выполнении операций на финансовом рынке. Он также выполняет всю оперативную работу по расчетам с поставщиками, покупателями, с финансовыми, налоговыми и другими органами, осуществляет контроль за исполнением финансового плана и оперативный анализ хода его выполнения.
В условиях кризисной экономики возникли новые оперативные задачи финансовых служб, основными из которых следует считать [26, C.15]:
    нормализацию текущей финансовой ситуации дня или недели;
    устранение или нейтрализацию причин замедления денежного оборота;
    достижение эффективности нескольких наиболее важных текущих финансовых операций;
    обеспечение ритмичности производства и сделок купли-продажи;
    принятие оперативных мер по расширению производства высокорентабельных изделий, пользующихся высоким спросом покупателей, и сокращению выпуска малорента-бельных и убыточных;
    постоянный поиск новых дешевых видов сырьевых и энергетических ресурсов;
    принятие оперативных мер по расширению рынка реализации своей продукции;
    проведение оперативного учета, контроля и стимулирования результатов деятель-ности своих подразделений;
    создание необходимой и дополнение имеющейся инфраструктуры для проведения эффективных финансово-экономических операций.
Нормализация текущей финансовой ситуации связана с преодолением возникших трудностей, ликвидацией временных финансовых прорывов, обеспечением необходимых расчетов, т.е. с фактической нейтрализацией факторов, обусловивших ухудшение финансо-вой ситуации.
Главным средством увеличения прибыли, прироста капитала, повышения рентабель-ности и ликвидности является ускорение оборачиваемости активов. Поэтому важнейшей оперативной задачей является устранение или нейтрализация причин замедления денежного оборота [22, C.69].
Достижение высокой эффективности финансовых операций, имеющих определяющее значение для предприятия, подразумевает обеспечение их повышенной доходности. Для этого следует постоянно соблюдать основополагающий принцип организации и проведения оперативной финансовой работы - "быть постоянно в рынке", т.е. постоянно действовать в соответствии с требованиями рыночных законов.
Обеспечение ритмичности производства и сделок купли-продажи является одной из важнейших задач оперативной финансовой службы, которая обязана обеспечить своего рода заданный темп сделок, нацеливая оперативную финансовую работу на выполнение комплекса действий деловой активности, соблюдая правило: "есть операции и сделки с требуемой оплатой - все идет нормально" [5, C.69].
Выполнение поставленных перед оперативными финансовыми службами задач не-возможно без создания необходимой инфраструктуры, т.е. среды, условий для операционной активности, совершенствования её в соответствии с требованиями практической реализации новых или найденных предприятием направлений и механизмов зарабатывания денег.
    Субъектом финансовой работы является финансовая служба. Организация финансо-вой службы зависит от размеров предприятия и сложности его структуры и финансовых от-ношений. На малых предприятиях с небольшим объемом финансовой деятельности функции финансовой работы, как правило, осуществляет собственник предприятия или генеральный директор, так как в привлечении специалиста в данном случае нет необходимости [5, C.105].
    В ряде небольших предприятий финансовая служба представлена в организационной структуре отделом бухгалтерии. В обязанности этого отдела входит сбор бухгалтерской ин-формации и предоставление её директору фирмы, отвечающему за финансовую работу [5, C.112]. По мере развития предприятия и увеличения объема финансовой работы генеральная дирекция создает финансовую службу и передает ей часть своих полномочий и обязанно-стей. Обычно финансовая служба представляется финансовым отделом или финансово-экономическим отделом.
    Для работы в финансовом отделе на небольших предприятиях, как правило привле-каются финансовые менеджеры широкого профиля, работники, осуществляющие практиче-ски все направления финансовой работы и финансового управления предприятием.
    На крупных предпринимательских фирмах структура финансовой службы более сложная, так как финансовые потоки таких фирм связаны не только с производственной и финансовой деятельностью, но и с участием в капитале других предпринимательских орга-низаций. Для работы в финансовой службе крупных предпринимательских структур привлекаются как финансовые менеджеры широкого профиля, так и функциональные финансовые менеджеры. Первые обычно привлекаются для общего руководства финансовой работой, а вторые - как исполнители конкретных финансовых задач [3, C.39].
    На крупных предприятиях, к которым относится и ООО «ЧТЗ-Уралтрак»,  финансо-вая служба представлена, как правило, финансовым департаментом, который включает в се-бя несколько специализированных отделов: операционный отдел, плановый отдел, отдел по работе с инвестициями, отдел финансового анализа, отдел по работе на финансовом рынке, отдел финансового контроля. Общее руководство финансовой работой осуществляет финан-совый директор, который [23, C.29]:
    определяет политику и общее направление развития фирмы в области финансов;
    работает в составе высшего руководства по общему управлению деятельностью фирмы;
    обеспечивает соблюдение законодательства, регулирующего финансовую дея-тельность фирмы;
    разрабатывает принципы и правила управления финансами фирмы;
    обеспечивает общее руководство финансовым планированием;
    готовит общие аналитические отчеты руководству фирмы для принятия стратеги-ческих решений в области финансов;
    работает в тесном взаимодействии с непосредственными подотчетными ему начальниками финансовых отделов, входящих в структуру финансовой службы фирмы, и т.п.
    Структура и функциональные обязанности финансовых служб имеет следующий вид. Операционный отдел охватывает работу с поставщиками, подрядчиками, покупателями и другими контрагентами по текущей производственной деятельности, оплату труда, а также получение и распределение выручки от реализации, других денежных поступлений и прибыли. В этой части данный участок смыкается с налогами и иными участками, ибо прибыль синтезирует все итоги хозяйственно-финансовой деятельности.
    Отдел финансово-кредитного планирования под руководством непосредственно фи-нансового директора осуществляет перспективное (минимум на 2 года), текущее (на год), оперативное финансовое планирование, а также составление кредитных и кассовых заявок, доведение планово-прогнозных показателей до непосредственных исполнителей, внесение изменений в финансовые балансы согласно коррективам других разделов бизнес-планов, колебаниям финансового законодательства и внутренним конъюнктурным изменениям финансово-экономической ситуации, в том числе коррективам отчетной базы плановых расчетов. Данный отдел занимается поиском новых источников финансирования основной финансовой деятельности фирмы, планирует налоговые платежи предприятия.
    Отдел по работе с инвестициями занимается разработкой общей инвестиционной по-литики предприятия; проводит анализ и отбор инвестиционных предложений; осуществляет анализ инвестиционных проектов и управление портфелем ценных бумаг фирмы; определяет необходимые объемы финансовых средств для осуществления инвестиционной деятельности; изыскивает финансовые ресурсы для осуществления долгосрочных инвестиций и др.
    Отдел финансового анализа проводит детальный финансовый анализ деятельности фирмы; осуществляет анализ финансовых показателей деятельности предприятия; готовит для руководства фирмы аналитические отчеты, необходимые для принятия стратегических решений; выявляет возможности использования льготного налогообложения и др. [13, C.94]
    Отдел по работе на финансовом рынке открывается в тех фирмах, которые активно участвуют в рынке ценных бумаг. Организациям, не обладающим специалистами по ценным бумагам, целесообразно делегировать операции по ценным бумагам специализированным трастовым или финансовым компаниям.
    Отдел финансового контроля содействует организации единой системы планирова-ния, основанной на координации всех сфер деятельности фирмы; осуществляет контроль за основной и финансовой деятельностью организации, а также за соблюдением фирмой всех требований законодательства в сфере предпринимательской деятельности; определяет соот-ветствие оперативных планов стратегическим; обеспечивает оперативное сравнение плано-вых и фактических показателей; следит за правильностью и полнотой начисления налоговых платежей в бюджет и внебюджетные фонды и т.п. [13, C.68]
    В каждом конкретном случае структура финансовой службы, её функциональные обязанности определяются видами финансовой деятельности, размерами финансовых потоков, использованием все более сложных финансовых инструментов, степенью участия в финансовом рынке.
    
1.2. Общая характеристика анализа финансового состояния предприятия

Существуют различные классификации методов финансового анализа. Практика фи-нансового анализа выработала основные правила чтения (методику анализа) финансовых отчетов. Среди можно выделить основные [11, C.37]:
Горизонтальный анализ (временной) -  сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом.
Вертикальный анализ (структурный) - определение структуры итоговых финансовых показателей, с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом. 
Трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т. е. основной тенденции динамики показателя. С помощью тренда ведется перспективный прогнозный анализ. 
Анализ относительных показателей (коэффициентов) - расчет отношений  между от-дельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности по отдельным показа-телям фирмы, определение взаимосвязи показателей.
Сравнительный анализ - это как внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям фирмы, подразделений, цехов, так и межхозяйствен-ный анализ показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со средне отраслевыми и средними хозяйственными данными.
В условиях рыночной экономики бухгалтерская отчётность хозяйствующих субъектов становится основным средством коммуникации и важнейшим элемен¬том информационного обеспечения финансового анализа. Любое предприятие в той или иной степени постоянно нуждается в дополнительных источниках фи¬нансирования. Найти их можно на рынке капиталов, привлекая потенциальных инвесторов и кредиторов путём объективного информирования их о своей фи¬нансово- хозяйственной деятельности, то есть в основном с помощью финансо¬вой отчётности. Насколько привлекательны опубликованные финансовые резуль¬таты, показывающие текущее и перспективное финансовое состояние предпри¬ятия, настолько высока и вероятность получения дополнительных источников финансирования.
Основное требование к информации, представленной в отчетности заключается в том, чтобы она была полезной для пользователей, т. е. чтобы эту информацию можно было использовать для принятия обоснованных деловых решений. Чтобы быть полезной, информация должна отвечать соответствующим критериям [33, C.67]:
-    Уместность означает, что данная информация значима и оказывает влияние на решение, принимаемое пользователем. Информация считается также уместной, если она обеспечивает возможность перспективного и ретроспективного анализа.  
-    Достоверность информации определяется ее правдивостью, преобладания эконо-мического содержания над юридической формой, возможностью проверки и документальной обоснованностью.
-    Информация считается правдивой, если она не содержит ошибок и пристрастных оценок, а также не фальсифицирует событий хозяйственной жизни.
-    Нейтральность предполагает, что финансовая отчетность не делает акцента на удовлетворение интересов одной группы пользователей общей отчетности в ущерб другой.
-    Понятность означает, что пользователи могут понять содержание отчетности без специальной профессиональной подготовки.
-    Сопоставимость требует, чтобы данные о деятельности предприятия были сопо-ставимы с аналогичной информацией о деятельности других фирм. 
В ходе формирования отчетной информации должны соблюдаться определенные ограничения на информацию, включаемую в отчетность:
1.    Оптимальное соотношение затрат и выгод, означающее, что затраты на составле-ние отчетности должны разумно соотноситься с выгодами, извлекаемыми предприятием от представления этих данных заинтересованным пользователям.
2.    Принцип осторожности (консерватизма) предполагает, что документы отчетности не должны допускать завышенной оценки активов и прибыли и заниженной оценки обяза-тельств.
3.    Конфиденциальность требует, чтобы отчетная информация не содержала данных, которые могут нанести ущерб конкурентным позициям предприятия.  
Пользователи информации различны, цели их конкурентны, а нередко и противопо-ложны. Классификация пользователей бухгалтерской отчётности мо¬жет быть выполнена различными способами , однако, как правило, выделяют три укрупнённые их группы: поль-зователи, внешние по отношению к конкретному предприятию; сами предприятия (точнее их управленческий персонал); собст¬венно бухгалтеры.
Бухгалтерская отчётность организаций, за исключением отчёт¬ности бюджетных орга-низаций, состоит из [25, С.20]:
•бухгалтерского баланса;
•отчёта о прибылях и убытках;
•приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;
•аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтер¬ской отчётно-сти, если она в соответствии и Федеральным законом подлежит обя¬зательному аудиту; 
•пояснительной записки.
Разные авторы предлагают разные методики финансового анализа. Детализация про-цедурной стороны методики финансового анализа зависит от поставленных целей, а также различных факторов информационного, временного, методического и технического обеспе-чения. Логика аналитической работы предполагает ее организацию в виде двухмодульной структуры:
•    экспресс-анализ финансового состояния,
•    детализированный анализ финансового состояния. [11, C.85]
Экспресс-анализ финансового состояния. Его целью является наглядная и простая оценка финансового благополучия и динамики развития хозяйствующего субъекта. В про-цессе анализа предлагается рассчитать различные показатели и дополнить их методами, ос-нованными на опыте и квалификации специалиста. Cчитается, что экспресс-анализ целесо-образно выполнять в три этапа: подготовительный этап, предварительный обзор финансовой отчетности, экономическое чтение и анализ отчетности [12, С.64].
Цель первого этапа - принять решение о целесообразности анализа финансовой от-четности и убедиться в ее готовности к чтению. Здесь проводится визуальная и простейшая счетная проверка отчетности по формальным признакам и по существу: определяется нали-чие всех необходимых форм и приложений, реквизитов и подписей, проверяется правиль-ность и ясность всех отчетных форм; проверяются валюта баланса и все промежуточные итоги.
Цель второго этапа - ознакомление с пояснительной запиской к балансу. Это необхо-димо для того, чтобы оценить условия работы в отчетном периоде, определить тенденции основных показателей деятельности, а также качественные изменения в имущественном и финансовом положении хозяйствующего субъекта. 
Третий этап - основной в экспресс-анализе; его цель - обобщенная оценка результатов хозяйственной деятельности и финансового состояния объекта. Такой анализ проводится с той или иной степенью детализации в интересах различных пользователей (таблица 1).

Таблица 1
 Совокупность аналитических показателей для экспресс-анализа [11, C.94]
Направление анализа    Показатели
1. Оценка экономического потенциала субъекта хозяйствования.
1.1. Оценка имущественного по-ложения    1.     Величина основных средств и их доля в общей сумме активов.
1.    Коэффициент износа основных средств.
2.    Общая сумма хозяйственных средств, находящихся в распоряжении предприятия.

1.2. Оценка финансового поло-жения.    1.     Величина собственных средств и их доля в общей сумме источников.
2.     Коэффициент покрытия (общий).
3.     Доля собственных оборотных средств в общей их сумме.
4.     Доля долгосрочных заемных средств в общей сумме источников.
5.     Коэффициент покрытия запасов.
1.3. Наличие «больных» статей в отчетности.    1.     Убытки.
2.     Ссуды и займы, не погашенные в срок.
3.     Просроченная дебиторская и кредиторская задолжен-ность.
4.     Векселя выданные (полученные) просроченные. 
2. Оценка результатов финансово-хозяйственной деятельности.
2.1. Оценка прибыльности.    1.     Прибыль.
2.     рентабельность общая.
3.     рентабельность основной деятельности.
2.2. Оценка динамичности.    1.     Сравнительные темпы роста выручки, прибыли и авансированного капитала.
2.     Оборачиваемость активов
3.     Продолжительность операционного и финансового цикла.
4.     Коэффициент погашаемости дебиторской задолжен-ности.

2.3. Оценка эффективности ис-пользования экономического потенциала.    1.     Рентабельность авансированного капитала.
2.     Рентабельность собственного капитала.

В.В. Ковалев предлагает проводить экспресс-анализ финансового состояния по выше изложенной методике. Экспресс-анализ может завершаться выводом о целесообразности или необходимости более углубленного и детального анализа финансовых результатов и финан-сового положения [11, 97].
Детализированный анализ финансового состояния. Его цель - более подробная харак-теристика имущественного и финансового положения хозяйствующего субъекта, результатов его деятельности в истекающем отчетном периоде, а также возможностей развития субъекта на перспективу. Он конкретизирует, дополняет и расширяет отдельные процедуры экспресс-анализа. При этом степень детализации зависит от желание аналитика [15, C.31]. 
Предлагается следующая программа углубленного анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия [15, C.35]:
1.Предварительный обзор экономического и финансового положения субъекта хозяй-ствования.
-    Характеристика общей направленности финансово-хозяйственной деятельности.
-    Выявление «больных статей отчетности.
    2. Оценка и анализ экономического потенциала субъекта хозяйствования.
-    Оценка имущественного положения.
-    Построение аналитического баланса-нетто.
-    Вертикальный анализ баланса.
-    Горизонтальный анализ баланса.
-    Анализ качественных сдвигов в имущественном положении.
-    Оценка финансового положения.
-    Оценка ликвидности.
-    Оценка финансовой устойчивости.
    3.Оценка и анализ результативности финансово-хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования.
-    Оценка основной деятельности.
-    Анализ рентабельности.
-    Оценка положения на рынке ценных бумаг.
Характеристика основных показателей, используемых в анализе финансово-хозяйственной деятельности будет проведена в практической части данной работы.
Рассмотрим далее методику анализа финансового состояния, предлагаемую И.Т. Ба-лабановым в его книге «Основы финансового менеджмента» [1, C.104].
Движение любых ТМЦ, трудовых и материальных ресурсов сопровождается  образо-ванием и расходованием денежных средств, поэтому финансовое состояние хозяйствующего субъекта отражает все стороны его производственно-торговой деятельности. Характеристику финансового состояния И.Т. Балабанов предлагает провести по следующей схеме [1, C.107]:
•    анализ доходности (рентабельности);
•    анализ финансовой устойчивости;
•    анализ кредитоспособности;
•    анализ использования капитала;
•    анализ уровня самофинансирования;
•    анализ валютной самоокупаемости.
    Анализ доходности  хозяйствующего субъекта характеризуется абсолютными и отно-сительными показателями. Абсолютный показатель доходности - это сумма прибыли, или доходов.
    Относительный показатель - уровень рентабельности. Рентабельность представляет собой доходность, или прибыльность производственно-торгового процесса. Ее величина из-меряется уровнем рентабельности. Уровень рентабельности хозяйствующих субъектов, свя-занных с производством продукции (товаров, работ, услуг), определяется процентным отно-шением прибыли от реализации продукции к себестоимости продукции.
    В процессе анализа изучают динамику изменения объема чистой прибыли, уровня рентабельности и факторы, их определяющие. 
    Финансово устойчивым считается такое предприятие, которое за счет собственных средств покрывает средства, вложенные в активы (основные фонды, НМА, оборотные сред-ства), не допускает неоправданной дебиторской и кредиторской задолженности и расплачи-вается в срок по своим обязательствам. Главным в финансовой деятельности, считает И.Т. Балабанов, являются правильная организация и использование оборотных средств. Поэтому в процессе анализа финансового состояния вопросам рационального использования оборот-ных средств уделяет основное внимание.
    Характеристика финансовой устойчивости включает в себя анализ [1, C.112]:
•    состав и размещение активов хозяйствующего субъекта;
•    динамики и структуры источников финансовых ресурсов;
•    наличия собственных оборотных средств;
•    кредиторской задолженности;
•    наличия и структуры оборотных средств;
•    дебиторской задолженности;
•    платежеспособности.    
    Под кредитоспособностью хозяйствующего субъекта понимается наличие у него предпосылок для получения кредита и способность возвратить его в срок. Кредитоспособ-ность заемщика характеризуется его аккуратностью при расчетах по ранее полученным кре-дитам, его текущим финансовым состоянием и перспективами изменения, способностью при необходимости мобилизовать денежные средства из различных источников. 
    При анализе кредитоспособности используется целый ряд показателей. Наиболее важными из них являются, норма прибыли на вложенный капитал и ликвидность. Норма прибыли на вложенный капитал определяется отношением суммы прибыли к общей сумме пассива по балансу. Ликвидность хозяйствующего субъекта - это способность его быстро погашать свою задолженность. Она определяется соотношением величины задолженности и ликвидных средств. Более подробно показатели характеризующие ликвидность будут рас-смотрены во второй главе данной работы. 
    Вложение капитала должно быть эффективным. Под эффективностью использования капитала понимается величина прибыли, приходящаяся на 1 (один)  рубль вложенного капи-тала. Эффективность капитала - комплексное понятие, включающее в себя использование оборотных средств, основных фондов и НМА. Поэтому анализ эффективности капитала проводится по отдельным частям [4, C.48]:
    1.Эффективность использования оборотных средств характеризуются, прежде всего, их оборачиваемостью. Под оборачиваемостью средств понимается продолжительность про-хождения средствами отдельных стадий производства и обращения.  Оборачиваемость обо-ротных средств исчисляется продолжительностью одного оборота в днях или количеством оборотов за отчетный период
    2.Эффективность использования капитала в целом. Капитал в целом представляет со-бой сумму оборотных средств, основных фондов и НМА. Эффективность использования ка-питала лучше всего измеряется его рентабельностью. Уровень рентабельности капитала из-меряется процентным отношением балансовой прибыли к величине капитала.
    Самофинансирование означает финансирование за счет собственных источников: амортизационных отчислений и прибыли. Эффективность самофинансирования и его уро-вень зависят от удельного веса собственных источников. Уровень самофинансирования можно определить с помощью коэффициента самофинансирования [11, C.101]:
                                              (1)
    
            где П - прибыль, направляемая в фонд накопления;
               А -  амортизационные отчисления;
               К - заемные средства;
               З - кредиторская задолженность и др. привлеченные средства.
    
    Однако хозяйствующий субъект не всегда может полностью обеспечить себя соб-ственными финансовыми ресурсами и поэтому широко использует заемные и привлеченные денежные средства, как элемент, дополняющий самофинансирования.  
      Принцип валютной самоокупаемости заключается в превышении поступлений валюты над его расходами. Соблюдение этого принципа означает, что хозяйствующий субъект не «проедает» свой валютный фонд, а постоянно накапливает его. 
    Следующий источник по рассматриваемой проблеме это учебник под редакцией Е. С. Стояновой «Финансовый менеджмент: теория и практика». Данный автор особое внимание уделяет специфическим методом анализа: это расчеты эффекта финансового рычага и опера-ционного рычага, а также расчету финансовых коэффициентов.
    Важнейшими коэффициентами отчетности, использующимися в финансовом управ-лении по Е. С. Стояновой, являются [33, C.73]:
    коэффициенты ликвидности (коэффициент текущей ликвидности, срочной ликвидности и чистый оборотный капитал);
    коэффициенты деловой активности или эффективности использования ресурсов (оборачиваемость активов, оборачиваемость дебиторской задолженности, оборачиваемость материально - производственных запасов и длительность операционного цикла);
    коэффициенты рентабельности (рентабельность всех активов предприятия, рента-бельность реализации, рентабельность собственного капитала);
    коэффициенты структуры капитала (коэффициент собственности, коэффициент финансовой зависимости, коэффициент защищенности кредиторов);
    коэффициенты рыночной активности (прибыль на одну акцию, балансовая стои-мость одной акции, соотношение рыночной цены акции и ее балансовой стоимости, доход-ность акции и доля выплаченных дивидендов).
Важным инструментом финансового менеджмента является не только анализ уровня и динамики основных коэффициентов в сравнении с определенной базой, считает автор, но и определения оптимальных пропорций между ними с целью разработки наиболее конкурентоспособной финансовой стратегии.[33, C.76]
Эффект финансового рычага - это приращение к рентабельности собственных средств, получаемое благодаря использованию кредита, несмотря на платность последнего. Предприятие, использующее только собственные средства, ограничивает  их рентабельность примерно двумя третями экономической рентабельности. Предприятие, использующие кре-дит, увеличивает либо уменьшает рентабельность собственных средств, в зависимости от соотношения собственных и заемных средств в пассиве и от величины процентной ставки. Тогда и возникает эффект финансового рычага.[33, C.141]               

ЭФР=2/3(ЭР-СРСП)хЗС/СС                                                                         (2)
где ЭР - экономическая рентабельность, равная отношению прибыли до выплаты процентов и налогов к активам;
СРСП – среднерасчетная  ставка процента;
ЗС – заемные средства;
СС – собственные средства.

То есть для того, чтобы повысить рентабельность собственных средств, предприятие должно регулировать соотношение собственных и заемных средств. 
Большое внимание Е.С. Стоянова уделяет операционному анализу, называемому так-же анализом "издержки-объем-прибыль", - отражающим зависимость финансовых результа-тов бизнеса от издержек и объемов производства и сбыта.
Ключевыми элементами операционного анализа служит: операционный рычаг, порог рентабельности и запас финансовой прочности. [33, C.144]
Действие операционного рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли. В практических расчетах для определения силы воздействия операционного рычага применяют отношение валовой маржи (результата от реализации после возмещения переменных затрат) к прибыли.[33, C.181]  
Порог рентабельности – эта такая выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще  не имеет и прибыли. Вычислив порог рентабельности, полу-чаем пороговое (критическое) значение объема производства – ниже этого количества пред-приятию производить не выгодно: обойдется себе дороже. Пройдя порог рентабельности, фирма имеет дополнительную сумму валовой маржи на каждую очередную единицу товара. Наращивается и масса прибыли.
Разница между достигнутой фактической выручкой от реализации и порогом рента-бельности составляет запас финансовой прочности.
Так как в данной работе не используются элементы операционного анализа, то нет смысла более подробно останавливаться на выше описанном методе.
В статье к.э.н. М.И. Литвина [17, C.14-17], рассматриваются некоторые возможности применения матричных методов оценки и  анализа финансовых показателей, увязанных с действующей формой бухгалтерского баланса.
Как  известно, матричная модель представляет собой прямоугольную таблицу, эле-менты которой отражают взаимосвязь объектов. Она очень удобна для финансового анализа, поскольку является простой и наглядной формой совмещения  разнородных, но взаимосвя-занных экономических явлений.
Бухгалтерский баланс предприятия можно представить как матрицу, где по горизон-тали расположены статьи актива (имущество),  а по вертикали – статьи пассива (источники средств). Размерность матрицы бухгалтерского баланса может соответствовать количеству статей по активу и пассиву баланса 42х35, но для практических целей вполне достаточно размерности 10х10 по сокращенной форме баланса
В матрице  баланса необходимо выделить четыре квадранта по следующей схеме:

Таблица 2
Матрица баланса
Актив    Пассив
Внеоборотные средства    Собственный капитал
Оборотные средства    Обязательства

При составлении сокращенной формы баланса следует не только сгруппировать его статьи, но и исключить из сумм уставного и добавочного капитала статьи актива баланса "Расчеты с учредителями" и "Убытки прошлых лет и отчетного года". Понадобятся также данные из отчета о финансовых результатах и их использовании. 
На основе выше перечисленных отчетных данных, надо составить четыре аналитиче-ские таблицы:
1.    Матричный баланс на начало года.
2.    Матричный баланс на конец года.
3.    Разностный (динамический) матричный баланс за  год.
4.    Баланс денежных поступлений и расходов предприятия.
Матричный балансы  предприятия составляются по единой методике. Первые два ба-ланса носят статический характер и показывают состояние средств предприятия на начало и конец года. Третий баланс отражает динамику – изменение средств предприятия за год (наиболее пригоден для аналитических и прогнозных расчетов).
Правила составления матричной модели для первых трех балансов не сложны. 
1.    Выбирается  размер матрицы, статьи актива отражаются по горизонтали матрицы, статьи пассива – по вертикали.
2.    Заполняется балансовая строка и графа матрицы в точном соответствии с данными бухгалтерского баланса.
3.    Последовательно, начиная с первой строки актива баланса, подбираются источни-ки средств, находящиеся в распоряжении предприятия (см. табл. 3).
4.    Проверяются все балансовые итоги по горизонтали и вертикали матрицы. (таблица 3).
Наиболее ответственным является третий этап составления матрицы – подбор источ-ников средств, находящихся в распоряжении предприятия. Здесь следует исходить из круга финансовых прав и полномочий предоставленных предприятию, экономической природы внеоборотных и оборотных, собственных и заемных средств, хозяйственной целесообразно-сти.
Можно предложить следующий вариант  подбора средств (таблица 4).
Подбор источников средств проводится в названной последовательности и в пределах остатка средств. 
Таблица 3
Активы предприятия и их источники
Статьи актива баланса    Источники средств (статьи пассива)
Внеоборотные средства.
1. Основные средства и нематериальные активы.    Уставный и добавочный капитал.
Долгосрочные кредиты и займы
Фонды накопления и нераспределенная прибыль
2. Капитальные вложения.    Долгосрочные кредиты и займы
Уставный и добавочный капитал
Фонды накопления и нераспределенная прибыль
3. Долгосрочные финансовые вложения.    Уставный и добавочный капитал
Фонды накопления и нераспределенная прибыль

Оборотные средства.
1. Запасы и затраты.    Уставный и добавочный капитал (остаток)
Резервный капитал
Фонды накопления и нераспределенная прибыль (остаток)
Краткосрочные кредиты и займы.
Кредиторы 
Фонды потребления и резервы
2. Дебиторы.    Кредиторы
Краткосрочные кредиты и займы.

Продолжение таблицы 3
Статьи актива баланса    Источники средств (статьи пассива)
3. Краткосрочные финансовые вложения.    Резервный капитал
Кредиторы
Фонды потребления и резервы

4. Денежные средства.    Резервный капитал
Фонды накопления и нераспределенная при-быль
Кредиты и займы
Фонды потребления и резервы

Таблица 4
Матричный баланс предприятия
Актив



 

Категория: Скачать диплом бесплатно | Добавил: Демьян
Просмотров: 135 | Загрузок: 44 | Рейтинг: 0.0/0 |

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу