Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск





Пн, 29.04.2024, 15:20
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
Каталог файлов


Главная » Файлы » Скачать бесплатно диплом, курсовую, реферат, отчет » Скачать диплом бесплатно [ Добавить материал ]

2246. Оценка финансового состояния предприяти как инструмент принятия управленческих решений на примере ОАО "РОСПЕЧАТЬ"
[ (63.5 Kb) ] 27.01.2021, 09:38

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ    3
ГЛАВА 1. ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ – ИНФОРМАЦИОННАЯ ОСНОВА УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ    7
1.1. ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИ    7
1.2. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ    14
1.3. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ    20
ГЛАВА 2. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОАО «РОСПЕЧАТЬ»    27
2.1. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИТИЧЕСКИЙ БАЛАНС    27
2.2. АНАЛИЗ ИМУЩЕСТВА    32
2.3. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И ДИНАМИКИ ОБОРОТНЫХ АКТИВОВ    35
2.4. АНАЛИЗ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ    40
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ, КАК ОДНОГО ИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ    47
3.1. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ    51
3.2. РАСЧЕТ И ОЦЕНКА ФИНАНСОВЫХ КОЭФФИЦИЕНТОВ    59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ    72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ    76
 
Введение

И частные лица и всевозможные организации (коммерческие, государственные и прочие) ежедневно принимают финансовые решения: сколько мяса купить на обед, какую установить розничную цену на новый автомобиль, как скорректировать государственный бюджет в связи с остом выплат по социальным пособиям. Для принятия любого такого решения требуется информация. Покупатель должен разбираться в сортаx мяса и ценах на них, а также знать, сколько денег он может потратить а все продукты. Автомобильной компании нужно знать, при какой цене автомобиля производство будет рентабельно. Правительству нужно знать, следует ли повышать налоги или можно найти средства для выплат пособий в других статьях бюджета. Цели этой книги — показать, какая информация формируется в процессе бухгалтерского учета и как она используется при принятии решений.
Сбор финансовых данных, их классификацию, агрегирование и включение в финансовые отчеты, а также передачу отчетов потребителям информации – из этого состоит бухгалтерский учет. К потребителям относятся: администрация организации, для которой составляются отчеты, инвесторы организации и правительственные регулирующие органы, такие как Налоговое управление.
Многим приходится пользоваться учетной информацией в повседневной жизни, и ее надо уметь интерпретировать. Прямо или косвенно многое соприкасаются с бухгалтерским учетом на своем рабочем месте. Значительная часть привычных процедур отделов снабжения и сбыта в действительности установлена бухгалтериями. Везде требуется оформление вырученных и потраченных сумм. Система финансовой отчетности необходима, чтобы сотрудники разных отделов — бухгалтерии, снабжения, сбыта, администрации знали, насколько успешно функционируют их подразделение и вся фирма в целом.
Бухгалтерский учет ведется как для юридических лиц (корпораций), так и для частных предприятий, юридически неотделимых от их владельцев. Однако в любом случае для бухгалтерии предприятие представляет собой совершенно отдельную единицу — «объект». Финансовые отчеты, как правило, подготавливаются только для предприятий, и личные финансовые дела владельцев в них не отражаются. Например, если предприниматель имеет личный счет в банке, ценные бумаги, недвижимость, автомобиль, дом с обстановкой и микрокомпьютерную компанию, то финансовые отчеты обычно готовятся только для компании. Предприятие является объектом учета, и все записи ведутся для него. Точно так же объектом может быть корпорация, муниципалитет, школа или церковь.
Сформулируем цели финансовой отчетности. Последним крупным исследованием является Концептуальный проект ССФУ, начатый в 1974 году. В рамках этого проекта Совет опубликовал Бюллетень понятий финансового учета № 1 «Цели финансовой отчетности предприятия». В этом Бюллетене перечислены следующие цели финансовой отчетности.
1. Обеспечить необходимой информацией инвесторов, кредиторов и других потребителей.
2. Обеспечить инвесторов, кредиторов и других потребителей информацией, необходимой для оценки количественных и временных характеристик денежных потоков, а также связанной с ними неопределенности.
3. Подготавливать информацию, с относящуюся к экономическим ресурсам, правам на них и возможным воздействиям, оказываемым на них сделками и другими событиями и обстоятельствами.
В бюллетень понятий финансового учета № 2 «Качественные характеристики бухгалтерской информации», перечисляются качественные критерии для бухгалтерских документов. Важнейшей характеристикой документа является полезность, далее следуют значимость и надежность. Значимость определяет я возможностью воздействовать на принимаемое решение. Надежность означает, что информации можно доверять.
Цель данной работы рассмотреть взаимосвязь финансового состояния и принятие управленческих решений в хозяйственной деятельности предприятия.
Фактического и теоретического материала по этой теме очень много, но формы отчетности постоянно находится в развитии. Поэтому литература достаточно быстро устаревает и её приходится часто и тщательно анализировать и систематизировать. В этом, конечно, очень помогла периодическая литература.
Цель данной работы – теоретическое рассмотрение такой важной и актуальной на данный момент темы, как принятие управленческих решений на основе финансового состояния, проблемы их образования и развития. 
Для решения данной цели необходимо рассмотреть следующие задачи: 
Во-первых, рассмотреть финансовую отчетность как информационную основу управления финансовыми ресурсами;
Во-вторых, рассмотреть показатели финансовой отчетности на данный момент, используемые в процессе управления;
В-третьих, дать оценку финансовому состоянию предприятий;
И в-четвертых, рассчитать и дать оценку финансовым коэффициентам.
При написании дипломной работы широко использованы следующие материалы:  Ефимова О.В. Финансовый анализ. Ковалёв В.В. Финансовый анализ: управление капиталом, выбор инвестиций, анализ отчётности. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. Дружинин А.И., Дунаев О.Н. Управление финансовой устойчивостью.

 
Глава 1. Финансовая отчетность – информационная основа управления финансовыми ресурсами предприятия
1.1. Финансовая отчетность в системе управления финансовыми ресурсами
Финансовая отчетность – это совокупность форм отчетности, составленных на основе данных финансового учета с целью представления пользователям обобщенной информации о финансовом положении и деятельности предприятия, а также изменениях в его финансовом положении за отчетный период в удобной и понятной форме для принятия этими пользователями определенных деловых решений.
Стороны, заинтересованные в информации о деятельности предприятия, можно разделить условно на две основных категории: внешние и внутренние пользователи.
Управленческий персонал предприятия относится к внутренним пользователям. Он принимает различные решения производственные и финансового характера. Например, на базе отчетности составляется план предприятия на последующий год, принимаются решения об увеличении объема реализации, ценах продаваемых товаров, направлениях инвестируемых ресурсов предприятия, целесообразности привлечения капитала так далее. Очевидно, что принятия таких решений требуется полная, своевременная и точная, поскольку в противном случае предприятие может понести большие убытки или даже обанкротиться.
Кроме того, финансовая отчетность является связующим звеном между предприятием и его внешней средой. Целью представления предприятия отчетности внешних пользователям в условиях рынка является прежде всего получение дополнительных финансовых ресурсов на финансовых рынках.
У предприятия, с одной стороны, возникает потребность в наличии своевременной и полной информации для принятия управленческих решений и оценки их результатов. С другой стороны, предприятие должно предоставить соответствующую информацию и тем, кто инвестировал (или собирается инвестировать) в него средства. Наряду с этим, и в условиях рынка продолжает сохранятся необходимость отчета перед государством о правильности налоговых отчислений. [9, с.19]
Финансовый анализ в зависимости от классификации пользователей можно разделить на внутренний и внешний.
Приведенная ниже схема 1 дает сжатую и наглядную картину того, какой интерес у наиболее важных групп пользователей вызывает тот или иной источник информации о деятельности предприятия. [9, с.19-24]
Схема 1. Пользователи финансовой отчетности
Пользователи информации    Интересы     Источники 
Менеджеры предприятия    Оценка эффективности производственной и финансовой деятельности; принятие управленческих и финансовых решений    Внутренние отчеты предприятия; финансовая отчетность предприятия
Органы налогообложения    Налогообложение     Финансовая отчетность; налоговая отчетность; данные внутренних проверок
Акционеры     Оценка адекватности дохода; степени рискованности сде-ланных инвестиций выплаты дивидендов    Финансовая отчетность
Кредиторы     Определение наличия ресурсов для погашения кредитов и выплаты процентов    Финансовая отчетность; специальные справки
Поставщики     Определение наличия ресурсов для оплаты поставок    Финансовая отчетность
Покупатели     Оценка того, насколько долго предприятие сможет продолжать свою деятельность    Финансовая отчетность
Служащие     Оценка стабильности и рентабельности деятельности предприятия в целях определения перспективы своей занятости, получения финансовых и других льгот и выплат от предприятия    Финансовая отчетность
Статистические органы    Статистические сообщения    Статистическая отчетность; финансовая отчетность

Таким образом, оттого, что представлено в финансовой отчетности, зависит будущее предприятия. Ответственность за обеспечение эффективной связи между предприятием и финансовыми рынками несут финансовые менеджеры высшего управленческого звена предприятия. Поэтому для них финансовая отчетность важна и потому, что должны знать, какую информацию получат внешние пользователи и как она повлияет на принимаемые ими решения. Это не значит, что менеджеры не имеют в своем распоряжении дополнительной внутренней информации о деятельности предприятия, в отличие от внешних пользователей, для которых финансовая отчетность во многих случаях является основным источником информации. Но поскольку решения внешних пользователей при прочих равных условиях принимаются на основе ограниченного круга показателей финансовой отчетности, именно эти показатели находятся в центре внимания финансового менеджера и являются завершающей точкой в ходе оценки влияния принятых управленческих решений на финансовое положение предприятия.
Среда внешних пользователей финансовой отчетности выделяются, в свою очередь, две группы: пользователи, непосредственно заинтересованные в деятельности в компании; пользователи, косвенно заинтересованные в ней.
К первой группе относятся:
1) нынешние и потенциальные собственники предприятия, которым необходимо определить увеличение или уменьшение доли собственных средств предприятия и оценить эффективность использования ресурсов руководством компании;
2) нынешние и потенциальные кредиторы, использующие отчетность для оценки целесообразности представления или продления кредита, определения условий кредитования, определения гарантий возврата кредита, оценки доверия к предприятию как к клиенту;
3) поставщики и покупатели, определяющие надежность деловых связей с данным клиентом;
4) государство, прежде всего в лице налоговых органов, которые проверяют правильность составления отчетных документов, расчета налогов, определяют политику;
5) служащие компании, интересующиеся данными отчетности с точки зрения уровня их заработной платы и перспектив работы на данном предприятии.
Вторая группа пользователей внешней финансовой отчетности — это те юридические и физические лица, кому изучение отчетности необходимо для защиты интересов первой группы пользователей. В эту группу входят:
1) аудиторские службы, проверяющие данные отчетности на соответствие законодательству и общепринятым правилам учета и отчетности с целью защиты интересов инвесторов;
2) консультанты по финансовым вопросам, использующие отчетность в целях выработки рекомендаций своим клиентам относительно помещения их капиталов в ту или иную компанию;
3) биржи ценных бумаг;
4) регистрирующие и другие государственные органы, принимающие решения о регистрации фирм, приостановке деятельности компаний, и оценивающие необходимость изменения методов учета и составления отчетности;
5) законодательные органы;
6) юристы, нуждающиеся в отчетности для оценки выполнения условий контрактов, соблюдения законодательных норм при распределении прибыли и выплате дивидендов, а также для определения условий пенсионного обеспечения;
7) пресса и информационные агенства, использующие отчетность для подготовки обзоров, оценки тенденций развития и анализа деятельности отдельных компаний и отраслей, расчета обобщающих показателей финансовой отчетности;
8) торгово-производственные ассоциации, использующие отчетность для статистических обобщений по отраслям и для сравнительного анализа и оценки результатов деятельности на отраслевом уровне;
9) профсоюзы заинтересованные в финансовой информации для определения своих требований в отношении заработной платы и условий трудовых соглашений а также для оценки тенденций развития отрасли к которой относится данное предприятие.
В силу особого значения отчетности для финансовых рынков и принятия управленческих решений, ее регулированию в странах рыночной экономики уделяется большое внимание. Поэтому для финансовых менеджеров в нашей стране важно знать, какие нужны корректировки в существующей системе отчетности и какие дополнительные показатели необходимо рассчитывать, применять методы финансового менеджмента, широко используемые в странах с развитой рыночной экономикой.
В соответствии с различными экономическими признаками, вся отчетная информация группируется в отдельные укрупнения, которые в международной практике называются элементами финансовой отчетности. Основными элементами финансовой отчетности являются активы обязательства собственный капитал, доходы, расходы, прибыль и убытки. Три первых элемента характеризуют средства предприятия и источники этих средств на определенную дату, остальные элементы отражают операции и события хозяйственной жизни, которые повлияли на финансовое положение хозяйствующего субъекта в течение отчетного периода и обусловили изменение в первых трех элементах. Все элементы финансовой отчетности отражаются в формах отчетности , среди которых во всех странах, в том числе и в России, основными являются баланс и отчет о финансовых результатах и их использование.
Основными методами анализа отчетности служат:
1.    Чтение отчетности;
2.    Горизонтальный анализ;
3.    Вертикальный анализ;
4.    Трендовый анализ;
5.    Расчет финансовых коэффициентов.
Чтение отчетности – это изучение абсолютных показателей, представленных в отчетности. Посредством чтения отчетности определяют имущественное положение хозяйствующего субъекта, его краткосрочные и долгосрочные инвестиции, вложения в физические активы и финансовые активы, использование собственного капитала и заемных средств, а также источники их формирования, оценивают связи предприятия с поставщиками и покупателями, финансово-кредитными учреждениями, оценивают выручку от основной деятельности и прибыль текущего года.
Горизонтальный анализ позволяет определить абсолютные и относительные величины различных статей отчетности по сравнению с предшествующим годом, полугодием или кварталом.
Вертикальный анализ проводится с целью  выявления удельного веса отдельных статей отчетности в общем итоговом показателе, применяемом за сто процентов (например, удельный вес статей актива в общем итоге баланса).
Трендовый анализ основан на расчете относительных отклонений показателей отчетности за ряд отчетных периодов от уровня базисного периода, для которого все показатели принимаются за сто процентов.
Финансовые коэффициента описывают финансовые пропорции между различными статьями отчетности. Достоинством финансовых коэффициентов является простота расчетов и имитирование влияния инфляции, что особенно актуально при анализе в долгосрочном аспекте. Суть метода заключается, во-первых, в расчете соответствующего показателя и, во-вторых, в сравнении этого показателя с какой-либо базой, например:
1. Общепринятые стандартные показатели;
2. Среднеотраслевые;
3. Аналогичные показатели предшествующих периодов;
4. Показатели конкурирующих предприятий;
5. Какие-либо другие показатели анализируемой фирмы.
Считается, что если уровень фактических финансовых коэффициентов хуже базы сравнения, то это указывает на наиболее болезненные места в деятельности предприятия, нуждающиеся в дополнительном анализе. Впрочем, дополнительный анализ может не подтвердить предварительную негативную оценку, обусловленную расчетом того или иного коэффициента. Так, в ряде случаев та или иная величина коэффициента не соответствует общепринятой стандартной норме в силу специфичности конкретных условий и особенностей деловой политики отдельного хозяйствующего субъекта; не всегда является обоснованным сравнение с усредненным коэффициентами в пределах отрасли, в силу, например, диверсификации деятельности многих компаний; фактически достигнутый уровень предшествующих лет, может не быть оптимальным для удовлетворения потребностей предприятия в соответствующие годы, или может быть оптимальным для предшествующих периодов, но недостаточным для отчетного периода. Финансовые коэффициенты не указывают различий в методах бухгалтерского учета, не отражают качества составляющих компонентов. Наконец, они имеют статичный характер. Однако все это не значит, что финансовые коэффициенты невозможно использовать в финансовом управлении. Необходимо лишь понимать ограничения, которые накладывают их использования и относятся к ним как к инструменту анализа, а не как к объяснению изучаемых вопросов.
Для финансового менеджмента финансовые коэффициенты имеют особое значение, поскольку являются основой для оценки хозяйствующего субъекта внешними пользователями отчетности, прежде всего акционерами и кредиторами. Поэтому принимая любое решение, финансовый менеджер оценивает влияние этого решения на наиболее важные финансовые коэффициенты.

1.2. Основные показатели учета и отчетности, используемые для принятия управленческих решений
Для принятия управленческих решений руководителю необходимо иметь информацию о деятельности предприятия за прошлые годы, позволяющую оценить потенциальные финансовые возможности предприятия на предстоящие периоды.
Такая информация должна содержать сведения, необходимые для:
1.    Оценки текущего финансового положения предприятия, его активов, обязательств и собственного капитала, а так же оценки изменений в этих статьях за определенный период;
2.    Оценки потоков денежных средств предприятия, их суммы, времени притока и оттока и связанного с этим фактора риска;
3.    Принятия инвестиционных решений по кредитованию.
Основные показатели, отражающие финансовое состояние предприятий представлены в балансе. Баланс характеризует финансовые показатели предприятия на определенную дату и отражает ресурсы предприятия в единой денежной оценке по их составу (актив), и по источникам их формирования – с другой (пассив).
Баланс содержит подробную характеристику ресурсов предприятия. Однако для руководства (принятие управленческих решений) необходимо выделить некоторые основные параметры, которые характеризуют эффективность решений, принятых в прошлые отчетные периоды и являются базой предстоящих финансовых решений. К этим показателям относятся:
1.    Общая стоимость активов предприятия;
2.    Доли долгосрочных и краткосрочных активов в общей сумме активов;
3.    Доли вложенные в физические и финансовые активы в общей сумме активов;
4.    Общая стоимость собственного капитала;
5.    Прирост стоимости вложенного капитала;
6.    Стоимость заемного капитала;
7.    Доли долгосрочных и краткосрочных источников финансирования в общей сумме пассивов.
Некоторые из этих показателей содержатся непосредственно в балансе. Однако ряд показателей должен быть получен с помощью дополнительных расчетов, перегруппировки данных баланса или же привлечения данных бухгалтерского учета.
Активы предприятия отражают инвестиционные решения, принятые компанией за период ее деятельности. В основе расположения статей актива баланса лежит критерий ликвидности, являющийся одним из наиболее связанных показателей финансового менеджера.
Принципиальным для финансового менеджера является разделение активов на долгосрочные и краткосрочные.
Долгосрочные активы – это средства, которые используются в течение более одного отчетного периода, приобретаются для использования в хозяйственной деятельности и не предназначены для продажи в течение года. Долгосрочные активы представлены в первом разделе баланса «Основные средства и внеоборотные активы».
Краткосрочные активы или оборотные средства (активы) – это средства, использованные, проданные или приобретенные в течение одного отчетного периода, который, как правило, составляет один год. Оборотные активы представлены в балансе во втором разделе актива.
Для принятия управленческих решений важно из состава оборотных средств выделить следующие группы ресурсов:
1.    Денежные средства;
2.    Краткосрочные финансовые вложения;
3.    Дебиторская задолженность;
4.    Материально-производственные запасы.
Наиболее ликвидная часть оборотных средств – денежные средства. К ним относят денежные средства в кассе и в банках, включая денежные средства в валюте.
Краткосрочные финансовые вложения отражают инвестиции предприятия в ценные бумаги других предприятий, в облигации, а также представленные займы на срок более одного года. Покупка этих ценных бумаг производится не с целью завоевания рынков сбыта или распространения влияния на другие компании, а в интересах выгодного размещения временно свободных денежных средств.
Следующая статья баланса – дебиторская задолженность, т.е. причитающиеся фирме, но еще не полученные ею средства. В составе оборотных средств отражается дебиторская задолженность, срок погашения которой не превышает одного года. Дебиторская задолженность учитывается в балансе по фактической стоимости реализации, т.е. исходя из той суммы денежных средств, которые должны бытьполучены при погашении задолженности.
Следующая укрупненная статья баланса – «Материально-производственные запасы». Материально-производственные запасы – это материальные активы, которые предназначены для:
1.    Продажи в течение обычного делового цикла;
2.    Производственного потребления внутри предприятия;
3.    Производственного потребления в целях дальнейшего изготовления реализуемой продукции.
В эту статью включаются сырье и материалы, незавершенное производство, готовая продукция, а также другие статьи, которые характеризуют краткосрочные вложения денежных средств предприятия в хозяйственную деятельность, предшествующего реализации продукции.
Анализ этой статьи имеет большое значение для эффективного финансового управления. Запасы могут иметь значительный удельный вес не только в составе оборотных средств, но и в целом в активах предприятия. Это может свидетельствовать о том, что предприятие испытывает затруднения со сбытом своей продукции, что в свою очередь может быть обусловлено низким качеством продукции, выбором неэффективных методов реализации, недостаточным изучением рыночного спроса и номенклатуры.
Следующая статья – нематериальные активы. В эту статью включаются средства, не имеющие физически осязаемой формы, но приносящие доход хозяйствующему субъекту.
Наконец, в активе баланса важно выделить долгосрочные финансовые вложения, т.е. вложения в ценные бумаги других компаний, облигации и кредиты другим предприятиям на срок более одного года.
В пассиве баланса отражаются решения предприятий по выбору источника финансирования. Для целей финансового менеджера необходимо выделить следующие группы статей баланса:
1.    Краткосрочные обязательства;
2.    Долгосрочные обязательства;
3.    Собственный капитал.
Краткосрочные обязательства  - это обязательства, которые покрываются оборотными активами или погашаются в результате образования новых краткосрочных обязательств. Краткосрочные обязательства погашаются обычно в течение сравнительно непродолжительного периода времени (обычно не более одного года). Выделение краткосрочных обязательств в отдельную группу важно для мониторинга ликвидности предприятия.
Долгосрочные обязательства – это обязательства, которые должны быть погашены в течение срока, превышающего один год. Основными видами долгосрочных обязательств являются долгосрочные займы и кредиты, облигации, долгосрочные векселя к оплате, обязательства по пенсионным выплатам, арендных платежей при долгосрочной аренде.
Следующим показателем является собственный капитал или, если предприятие является акционерным обществом, то акционерный капитал. Для принятия управленческих решений важно выделение в данной группе статей вложенного капитала и накопленной прибыли.
Вложенный капитал – это капитал, инвестированный собственниками. Сюда включаются также статьи такие, как уставный капитал, добавочный капитал, целевые финансирования и поступления.
Накопленная прибыль – это прибыль за вычетом   налогов и дивидендов, которую предприятие заработало за все годы своего существования. В эту статью входят нераспределенная прибыль прошлых лет, резервный капитал, фонды накопления и чистая прибыль отчетного года. Для принятия решений важное значение имеет правильная классификация резервов и фондов с точки зрения их отнесения к категории либо собственного либо заемного капитала.

Рассмотрим финансовые результаты отчетного периода. Они в определенной степени характеризуются данными Отчета о финансовых результатах и их использовании (Ф №2).
Отчет о финансовых результатах отражает такие важные для финансового менеджмента показатели, как выручка от реализации продукции, налогообложенная прибыль, направления использования прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия. Вместе с тем, что ряд необходимых показателей в отчетности российских предприятий отсутствует, эти показатели должны быть рассчитаны дополнительно.
Для принятия внутренних решений о финансовой деятельности предприятия необходимо:
1.    Иметь четкую классификацию доходов и расходов, прибылей и убытков (при этом к расходам и убыткам относятся все соответствующие статьи доходов, т.е. кроме статей распределения прибыли среди собственников и статей реинвестирования полученной прибыли);
2.    Иметь возможность обоснованно анализировать влияние внутренних факторов эффективности деятельности предприятия и влияния налогового фактора;
3.    Оперативно получать эту информацию в удобной для анализа форме.
Четкая классификация доходов и расходов является базой деятельности за определенный период. Помимо этого классификация необходима для:
1.    Определения, из какого источника получена основная часть доходов и прибыли отчетного периода;
2.    Разделение производственной себестоимости продукции и непроизводственных расходов, в той части расходов по управлению и реализации, а также расходов по финансовой деятельности;
3.    Разделения постоянных и переменных расходов в целях операционного анализа.
Для определения источников получения доходов вся деятельность хозяйствующего субъекта разделяется на :
Основную деятельность (производство и реализация продукции, работ, услуг);
Финансовую деятельность (получение кредитов и выдача их другим предприятиям; участие предприятия в деятельности на финансовых рынках и валютные операции);
Чрезвычайные статьи (операции не являющиеся характерными для деятельности предприятия)

1.3. Дополнительные источники получения информации для принятия управленческих решений
До недавних пор все понимали, что спасение финансового менеджмента – дело рук самих менеджеров. Министерством финансов, уступая требованиям мирового банка, была введена в 1996г. первая форма одного из основных документов финансовой отчетности предприятия – отчет о движении денежных средств, внешне схожая с формой предусмотренной международными стандартами. Теперь руководители предприятий вместе  с главным бухгалтером считают, что у них появится реальный инструмент в управления финансами. Однако в девяноста девяти случаях из ста их ждет разочарование.
Оказывается, в компаниях, где действительно поставлен финансовый менеджмент, существует не один, а два отчета о движении денежных средств, условно называемые внутренним и внешним, и они сильно различаются. Внешний (детище Минфина) призван контролировать налогооблагаемую базу предприятия, а внутренний – его финансовые потоки, и у них разные пользователи. Из этого явного различия вытекают более существенные: разница в способе получения и классификации информации, а следовательно – в тарификационных возможностях двух документов.
Информационные возможности внешнего отчета ограничены планом счетов и сроками составления баланса (раз в квартал), на основе которого он формируется. Происхождение же внутреннего отчета совершенно иное: он вытекает из бюджета движения денежных средств предприятия и может иметь ту степень детализации и тот регламент, которые заложены в бюджетирование. А следовательно, в основе внешнего отчета, как и всей бухгалтерской отчетности лежит принцип: бухгалтер –это контролер за руководителем. А принципы построения внутренних отчетов определяются самим предприятием и его учетной политикой, т.е. требованиями руководителя.
Внутренний отчет – это «финансовый микроскоп» с регулируемой степенью разрешения, он является  стартовым, базовым инструментом везде, где идет речь об оперативном финансовом контроле и управлении.
 
 При выполнении обязательства аудитор .может и должен использовать специфические аналитические процедуры. Совокупность таких специфических процедур, объединенных в определенную логическую последовательность, называется методикой проведения финансового анализа.
Кроме того, аудитор должен быть информирован о событиях, произошедших после даты составления финансовой отчетности, которые повлекли существенное изменение результатов, отраженных в финансовой отчетности.
Выводы проведенного анализа должны быть оформлены документально, при этом необходима ссылка на используемые методы, с помощью которых получены оценочные результаты. Если результаты проводимого аудитором финансового анализа вызывают у него сомнения по поводу полноты и точности финансовой отчетности, то он аргументирует необходимость изменения информационной базы анализа, а в случае невозможности такого изменения не гарантирует достоверность аналитических выводов.
Составляемый аудитором отчет по анализу готовится в соответствии с требованиями Международных стандартов 1AG 21, IAG 24, lAG/RS 2.
Анализ как категория, характеризующая метод исследования какого-либо явления, широко используется как в науке, так и в практической деятельности. Финансовый анализ есть метод познания финансового механизма предприятия, процессов формирования и использования финансовых ресурсов для его оперативной и инвестиционной деятельности.
Основная цель финансового анализа — выявление существенных связей и характеристик  финансового  состояния предприятия для  выработки оптимального управленческого решения. Эта цель достигается посредством получения небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в составе активов и пассивов расчетах с дебиторамн и кредиторами. При этом аналитика и управляющего (менеджера) может интересовать как текущее финансовое состояние предприятия, так и его проекция на ближайшую перспективу или более отдаленный период.
Цель анализа принимает вид конкретной управленческой задачи. Аналитическая задача конкретизирует цель анализа с учетом организационных, информационных, технических и методических возможностей его проведения. Примером аналитических задач могут быть:
1.    Анализ ликвидности баланса;
2.    Анализ финансового состояния и платежеспособности;
3.    Анализ динамики и структуры статей баланса;
4.    Факторный анализ прибыли;
5.    Анализ оптимизации объема прибыли, объема производства и издержек.
Основным принципам аналитического чтения финансовой отчетности является дедуктивный метод, т.е. переход от общего к частному, который в ходе анализа должен применяться многократно. В ходе такого анализа как бы воспроизводится историческая и логическая последовательность хозяйственных фактов и событий, определяются направленность и сила влияния их на результаты деятельности.
Аналитическая информация окажется бесполезной для целей управления (менеджеров), если не будут соблюдены другие необходимые принципы анализа: уместность, достоверность, сравнимость, существенность.
Уместность и достоверность — это два основных качества, определяющих полезность аналитической информации для принятия решения. Информация унесла, если она способна подтвердить или опровергнуть предполагаемое управленческое решение. Иными словами, финансовый анализ должен оказать воздействие на это решение. Ценность анализа заключается в своевременности, которая является важным аспектом уместности и достоверности. Информация достоверна если она отвечает требованиям правдивости, полноты и нейтральности.
Сравнимость по степени важное занимает такое же место, как уместность и достоверность. Сравнение — один из основных приемов финансового анализа, использующийся для повышения степени полезности аналитических выводов при принятии управленческого решения. Альтернативность выбора зависит от результатов сравнения данных с предшествующими периодами, данными других предприятий, прогнозными данными или планом,
Существенность характеризует уровень ценности аналитических выкладок для решения аналитической задачи. Существенность зависит от совокупности многих факторов, в том числе и от степени владения аудитора технологией проведения анализа. Опытный аналитик широко использует дополнительные аналитические приемы — внешнюю информацию, косвенные свидетельства (например, взаимоотношения предприятия и партнеров), информацию о технической подготовке производства, экспертную информацию и др. В частности, финансовые отчеты не содержат сведений о кадрах предприятия, характере НИОКР, маркетинговых мероприятиях хотя эти сведения могут помочь менеджеру в решении аналитической задачи. Однако главным фактором существенности является способность подробно проанализировать финансовую отчетность предприятия как основную информационную базу анализ» Такая информация может быть получена в результате проведения   системного исследования финансовых отчетов по научно обоснованной методике.
Перед непосредственным проведением анализа менеджер прежде всего определяет его цель и задачи. Затем он разрабатывает программу анализа, в которой определяются:
методы и приемы анализа, оптимальные для достижения поставленных целей и задач;
информационная база анализа;
критерий при принятии решения в случае выявления необычайных колебаний.
При проведении финансового анализа используются следующие основные методы исследования финансовых отчетов:
горизонтальный (временной) анализ — сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;
вертикальный (структурный) анализ — выявление влияния каждой позиции отчетности на результат в целом, т.е. определение структуры итоговых финансовых показателей;
сравнительный (пространственный) анализ — сопоставление сводных показателей отчетности предприятия с аналогичными показателями конкурентов, межхозяйственный анализ предприятий отрасли, внутрихозяйственный анализ структурных подразделений предприятия;
трендовый анализ — определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, избавленной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов посредством сравнения каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов. С помощью тренда прогнозируются возможные значения показателя в будущем периоде, а следовательно, ведется перспективный анализ;
факторный анализ — анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Факторный анализ может быть прямым (собственно анализ), при котором результативный показатель разлагают на составные элементы, и обратным (синтез), при котором по отдельным элементам формируется результативный показатель;
анализ относительных показателей (коэффициентов) – метод анализа на основе расчета отношений между отдельными позициями финансовой отчетности с целью определения взаимосвязи показателей.
Кроме перечисленных основных аналитических методов исследования финансовой отчетности существует научно обоснованные приемы финансового анализа:
Традиционные – сопоставление, сравнение, группировка;
Экономико-математические – графический, матричный методы, метод линейного программирования, метод корреляционно-регрессивного анализа, метод теории множеств и т.д.;
Эвристические – методы, основанные на экспертных оценках специалистов, их интуиции, прошлом опыте.
Конкретный метод анализа аудитор выбирает исходя из задач, своего опыта и профессиональной квалификации, объема и состава информационной базы финансового анализа. [13, с.313-321]
 
Глава 2. Предварительная оценка финансового состояния ОАО «Роспечать»

Финансовое состояние предприятия характеризуется размещением и использованием средств (активов) и источниками их формирования (пассивов). Эти сведения представлены в балансе предприятия.
Основными факторами, определяющими финансовое состояние, являются, во-первых, выполнение финансового плана и пополнение по мере возникновения потребности собственного оборотного капитала за счет прибыли и, во-вторых, ускорить оборачиваемость оборотных средств (активов). Сигнальным показателем, в котором проявится финансовое состояние, выступает платежеспособность предприятия, под которой подразумевается его способность вовремя удовлетворить платежные требования поставщиков в соответствии с хозяйственными договорами, возвращать кредиты, производить расчеты по оплате труда с персоналом, вносить платежи в бюджет. Поскольку выполнение финансового плана в основном зависит от результатов производственной и хозяйственно деятельности в целом, то можно сказать, что финансовое положение определяется всей совокупностью хозяйственных факторов, является наиболее обобщающим показателем. Следовательно, отчет о финансовых результатах и их использовании также привлекается для анализа финансового состояния.

2.1. Сравнительный аналитический баланс
В 20-х годах один из создателей балансоведения Н.А. Блатов рекомендовал исследовать структуру и динамику финансового состояния предприятия при помощи сравнительного аналитического баланса. Сравнительный аналитический баланс получается из исходного баланса путем дополнения его показателями структуры, динамики и структурной динамики вложений и источников средств предприятия за отчетный период. Обязательными величинами (показателями) сравнительного аналитического баланса являются абсолютные величины по статьям исходного отчетного баланса на начало и конец года; удельный вес статей баланса на начало и конец периода; изменения в абсолютных величинах; изменения в удельных весах; изменения в процентах к величинам на начало периода (темп прироста статей баланса); изменения в процентах к изменениям валюты баланса (темп прироста структурных изменений – показатель динамики структурных изменений); цена одного процента роста валюты баланса и каждой статьи – отношение величины абсолютного изменения к приросту абсолютного изменения на начало периода.
Сравнительный аналитический баланс замечателен тем, что он сводит воедино и систематизирует те расчеты и прикидки, которые осуществляет любой аналитик при первоначальном ознакомлении с балансом. Схемой правильного баланса охвачено множество важных показателей, характеризующих статику и динамику финансового состояния. Сравнительный баланс фактически включает показатели горизонтального и вертикального анализа, активно используемые в практике капиталистических фирм. В ходе горизонтального анализа определяются абсолютные и относительные изменения величин различных статей баланса за определенный период, а целью вертикального анализа является вычисление удельного веса нетто. 
1. Предварительная оценка финансового состояния предприятия 
1.1. Сравнительный аналитический баланс
В сравнительном аналитическом балансе представлены основные разделы актива и пассива. Аналитический баланс приведен в таблицах 1 и 2.
Таблица 1
Сравнительный аналитический баланс (АКТИВ)    5 
1

Статья АКТИВА баланса
    Абсолютная величина
    Структура
    
    01.01.08
    31.12. 08
    Изме-нения
    В%к
началу года
    В%к изменению итога баланса
    01.01.08
    31.12.08
    изменения
    
 

Категория: Скачать диплом бесплатно | Добавил: Демьян
Просмотров: 133 | Загрузок: 53 | Рейтинг: 0.0/0 |

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу