Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск





Пн, 29.04.2024, 11:21
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
Каталог файлов


Главная » Файлы » Скачать бесплатно диплом, курсовую, реферат, отчет » Скачать диплом бесплатно [ Добавить материал ]

2263. Состояние и перспективы формирования пенсионного фонда России.
[ (65.8 Kb) ] 28.01.2021, 08:24

СОДЕРЖАНИЕ

Введение    3
Глава 1. Роль пенсионного фонда России в социально-экономических преобразованиях России    6
1.1 ПФР – понятие, сущность, место в финансовой системе    6
1.2 Общая характеристика, цели и задачи ПФР    10
1.3 Источники формирования финансовых ресурсов ПФР    21
Глава 2. Современное состояние и анализ деятельности ПФР    27
2.1 Пенсионное обеспечение как обязательная функция современного социального государства    27
2.2 Оценка современной демографической ситуации в стране и ее влияние на формирование ПФР    47
2.3 Анализ структуры и динамики формирования средств ПФР    48
Глава 3. Перспективы развития ПФР    62
3.1 Зарубежный опыт формирования пенсионной системы    62
3.2 Оценка основных направлений пенсионного реформирования    68
Заключение    80
Список использованной литературы    83


 
ВВЕДЕНИЕ

Нынешняя пенсионная система создавалась в иных социально-политических и экономических условиях, предполагавших абсолютное господство государственной собственности на средства производства и продукты труда. В этих условиях разрыв, между вкладом каждого застрахованного в финансирование пенсионной системы и объемами получаемых за ее счет выплат, рассматривался как несущественный, поскольку весь национальный доход находились в одних руках, и мог распределяться в пользу той или иной группы населения в зависимости от политических и иных потребностей. В современных условиях такая система перестала удовлетворять потребностям населения, которые фактически осуществляют финансирование системы в пользу нынешнего поколения пенсионеров. 
Сегодня  при обзоре информации о пенсионной системе и ее реформировании, можно встретить не совсем верную трактовку происходящего в сфере пенсионного обеспечения, а иногда и вовсе искажение сути предлагаемых преобразований. В тоже время, в экономической литературе часть публикаций имеют узкую специализацию и, соответственно, не дают полной картины, не всегда понятны широкой общественности. Поэтому на данном этапе созрела необходимость проведения всестороннего анализа процессов, происходящих в пенсионной сфере. Таким образом, актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска путей совершенствования  пенсионной системы на современном этапе развития общества.
В российской литературе вопросы пенсионного обеспечения рассматриваются в основном социологами. В условиях перехода к рыночным отношениям пенсионная проблема породила множество законодательных и нормативных официальных документов по вопросам реформирования российской системы пенсионного обеспечения и публикаций в периодической печати по вопросам мирового опыта развития различного рода пенсионных систем. По данному направлению выделяются работы Д.С. Львова, Ю. Кабалкина, М.Е. Баскаковой, Н.А. Корзовой, Н.С. Будниковой, Ю. Воронина, Г.А. Яременко, В.А. Павленкова, В. Никитина, А. Мелуа, В. Дубровского, Д.Г. Александрова и др.
Целью настоящей дипломной работы является исследование проблем и перспектив реализации пенсионной реформы в РФ. Для достижения поставленной цели в работе решен комплекс взаимосвязанных задач:
1.    охарактеризованы нормативно-правовые основы современной системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации;
2.    дана оценка состоянию современной системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации и подходов к ее реформированию;
3.    рассмотрены возможности применения зарубежного опыта организации пенсионного обеспечения к современным российским условиям.
Объектом данного исследования является современная российская система пенсионного обеспечения.
Предметом исследования являются проблемы и перспективы осуществляемой пенсионной реформы.
Поставленные цель и задачи обусловили структуру дипломной работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
В соответствии с поставленными задачами первая глава дипломной работы посвящена анализу правовых основ системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации.
Во второй главе проведен анализ и оценка современного состояния системы пенсионного обеспечения и основных направлений ее реформирования.
Третья глава дипломной работы посвящена вопросам возможности применения мирового опыта реформирования системы пенсионного обеспечения в современных российских условиях.
В заключение дипломной работы сформулированы основные выводы по результатам проведенного исследования.

 
ГЛАВА 1. РОЛЬ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИИ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЯХ РОССИИ
1.1 ПФР – понятие, сущность, место в финансовой системе

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) - крупнейшая и самая эффективная система оказания социальных услуг в РФ. В результате колоссальной ежедневной работы фонд обеспечивает своевременную выплату пенсии каждому гражданину России в полном соответствии с его пенсионными правами.
ПФР был образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения, которые было необходимо выделить в самостоятельный внебюджетный фонд. С созданием Пенсионного фонда в России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства для финансирования выплаты пенсий стали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов работодателей и граждан.
В структуре Пенсионного фонда - 8 Управлений в Федеральных округах Российской Федерации, 81 Отделение Пенсионного фонда в субъектах РФ, а также ОПФР в г. Байконур (Казахстан), а также почти 2 500 территориальных управлений во всех регионах страны. В системе ПФР трудится более 133 000 специалистов.
Пенсионный фонд осуществляет ряд социально значимых функций, в т.ч.:
•    учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;
•    назначение и выплата пенсий. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих. За счет средств Фонда получают пенсии 36,5 млн. российских пенсионеров;
•    назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и др.
•    персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования. В системе учитываются страховые пенсионные платежи почти 63 млн. россиян;
•    взаимодействие с работодателями - плательщиками страховых пенсионных взносов. Информация о гражданах, застрахованных в пенсионной системе, поступает от 6,2 млн. юридических лиц;
•    выдачу сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;
•    управление средствами пенсионной системы, в т.ч. накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании;
•    реализацию Программы государственного софинансирования пенсии.
Пенсионная реформа 2010 г. предусматривает решение конкретных задач по становлению страховых механизмов и должна рассматриваться как долгосрочная целевая программа, которая реализуется в несколько достаточно самостоятельных этапов.
Первым этапом можно считать радикальную пенсионную реформу 2002 г., которая изменила не только саму структуру трудовой пенсии, но и условия ее формирования и исчисления ее размера. Тогда же были заложены основы страховых принципов развития российской пенсионной системы:
- эквивалентность пенсионных обязательств пенсионным правам застрахованных лиц;
- государственная гарантия минимального уровня пенсионного обеспечения всех категорий пенсионеров;
- финансовая самостоятельность и долгосрочная сбалансированность бюджета ПФР.
Однако полностью реализовать указанные базовые страховые принципы не удалось по объективным причинам.
Очередной этап реализации страховых принципов начался в 2010 г., когда был восстановлен страховой порядок администрирования пенсионных отчислений, включая повышение тарифа страховых взносов и увеличение его доли, учитываемой в пенсионных правах застрахованных лиц, проведена валоризация (переоценка пенсионных прав по состоянию на 01.01.2002) в прямой зависимости от продолжительности трудового стажа и др.
На данном этапе пенсионной реформы не ставится задача решения всех проблем, накопившихся в современной пенсионной системе, а предполагается решить только часть из них, которые признаны приоритетными на период до конца текущего десятилетия. Весь комплекс приоритетных мероприятий конкретизирован в правительственной Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [1], исходя из целевых ориентиров социальной политики на указанный период:
- уровень пенсионного обеспечения с учетом мер социальной поддержки начиная с 2010 г. не ниже прожиточного минимума пенсионера (ПМП);
- повышение среднего размера трудовых пенсий по старости к 2016 - 2020 гг. до величины, обеспечивающей не менее 2,5 - 3 ПМП;
- обеспечение индивидуальным коэффициентом замещения трудовой пенсии по старости не менее 40% заработка, на который начислялись страховые взносы.
Выделенные приоритеты современного этапа развития пенсионной системы обусловлены необходимостью ее адаптации к макроэкономическим условиям и глобальным демографическим процессам.
Глубокий финансовый кризис выдвинул на передний план поддержание жизненного уровня современных пенсионеров путем дополнительной переоценки их пенсионных прав и социальных (федеральных и региональных) доплат к пенсиям. В то время как нарастание негативных демографических тенденций потребовало расширения форм и методов пенсионных накоплений, с одной стороны, и создания объективных условий для поддержания коэффициента замещения трудовых пенсий на общих основаниях, с другой.
В результате реформы 2002 г. была создана многоукладная структура трудовой пенсии: базовая часть (БЧП) - за счет ЕСН и федерального бюджета, страховая часть (СЧП) - за счет персонифицированных поступлений страховых взносов, накопительная часть (НЧП) - за счет индивидуальных пенсионных накоплений.
Исчисление базовой части пенсии без учета продолжительности страхового стажа и увязки с объемом уплаченного ЕСН привело к обострению проблемы несоответствия БЧП страховым принципам. Окончательно эта проблема стала очевидна после резкого снижения ставки ЕСН (начиная с 2005 г.), которое привело к тому, что в 2010 г. основная доля БЧП должна была бы финансироваться из общеналоговых поступлений.
Другая важная проблема - повышение уровня пенсионного обеспечения. Для ее решения предлагались различные альтернативные варианты:
- отмена ограничения, установленного на отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации, применяемого при оценке пенсионных прав;
- применение величины фактической среднемесячной заработной платы в Российской Федерации при определении отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации;
- прямое увеличение размера трудовой пенсии на 1000 руб. вне зависимости от продолжительности стажа и величины заработка застрахованного лица (получателя пенсии);
- увеличение размера базовой части пенсии до уровня ПМП;
- обеспечение максимального приближения социальной пенсии к уровню ПМП и поддержание достигнутого уровня в последующие годы;
- изыскание средств для повышения уровня пенсий одним категориям за счет сокращения выплат другим. В частности, не выплачивать базовую часть работающим пенсионерам, либо не выплачивать ее до достижения 60/63 лет (соответственно женщинами и мужчинами), либо предусмотреть ступенчатое повышение размера базовой части при достижении определенного возраста (например, до достижения общеустановленного пенсионного возраста базовую часть не выплачивать, лицам до 60/63 лет выплачивать ее в половинном размере и только после достижения указанного возраста - полностью). При этом высвобождаемые средства должны были направляться на сокращение дефицита бюджета страховой части пенсии.
Реализованная в законодательстве модель повышения пенсионного обеспечения предусматривает дополнительное увеличение пенсионных прав (расчетного пенсионного капитала) всех категорий застрахованных лиц (включая пенсионеров), приобретенных до 01.01.2002, на 10%. Кроме того, для всех категорий застрахованных лиц, начавших трудовую деятельность до 1991 г., осуществлена индексация расчетного пенсионного капитала (РПК) из расчета 1% за каждый год стажа, заработанного до 1991 г. Описанная процедура под названием валоризация позволила повысить размер пенсии практически всем получателям трудовых пенсий, выработавшим часть стажа в советский период.
За счет валоризации, если сравнивать с предлагаемыми вариантами, удалось избежать уравнительного принципа и увеличить размер пенсионных выплат лицам не только с высокими заработками, но и низкооплачиваемым категориям населения.

1.2 Общая характеристика, цели и задачи ПФР

В соответствии с действующим законодательством Пенсионный фонд России осуществляет пенсионное обеспечение более чем 90 тысячам граждан, проживающих в 75 государствах, в том числе 20 тысячам граждан пенсии переводятся по месту их постоянного проживания в 63 государствах. 
В системе индивидуального (персонифицированного) учета ПФР зарегистрировано более 62 млн. застрахованных работников и свыше 38 миллионов пенсионеров. С Фондом сотрудничает 4,3 млн. работодателей-страхователей. Фонд осуществляет ежегодную рассылку извещений об объеме пенсионных прав граждан и обязательствах государства перед ними более чем 54,6 млн. застрахованных, имеющим в структуре пенсии накопительную часть, и более 20 млн., имеющим только страховую часть пенсии, в том числе работающим пенсионерам. 
При этом ПФР - одна из немногих вертикально интегрированных структур в современной российской власти. Пенсионный фонд России включает: 7 Управлений Пенсионного фонда по федеральным округам Российской Федерации, 86 Отделений Пенсионного фонда, в том числе ОПФР по г. Байконур. Общее количество территориальных органов ПФР - 2192. Они доходят до уровня районов во всех субъектах Российской Федерации, сохраняя отношения субординации. Это дает возможность осуществлять единую стратегию управления пенсионной системой на всем социальном пространстве России. 
Территориальные Отделения в своей деятельности тесно взаимодействуют с органами власти, профсоюзными и общественными организациями, стремясь привлечь к важнейшей работе все заинтересованные стороны и ведомства, а также расширить круг аудитории, до которой требуется донести нужную информацию. В арсенале работы - консультационные пункты, клиентские службы, единые юридические службы, общественные пункты сбора вопросов населения, "горячие линии". 
Создание ПФР стало вехой в решении одной из важнейших задач по реформированию социальной сферы Российской Федерации - перехода от государственного пенсионного обеспечения к обязательному пенсионному страхованию. 
ПФР был создан для государственного управления средствами пенсионной системы. При этом решались две принципиальной важности задачи. 
Первая - средства пенсионной системы выводились из ранее консолидированного государственного бюджета и становились сферой самостоятельного бюджетного процесса. Поэтому изначально ПФР приобрел статус самостоятельного государственного внебюджетного фонда, сохраняя его по сей день. 
И вторая - основным источником финансирования пенсионных выплат стали страховые взносы и платежи, которые уплачивались за застрахованных работодателями. В результате источником выполнения государством его обязательств перед пенсионерами стал не государственный бюджет, а страховой платеж. И хотя средства ПФР сохраняют статус федеральных средств, они в то же время являются по своей природе и средствами обязательного пенсионного страхования. 
Страховая природа пенсионных выплат, осуществляемых через систему ПФР, существенно изменила природу многих сторон деятельности пенсионной системы в Российской Федерации. Прежде всего, она затронула идеологию и организацию системы учета пенсионных прав. Вместо ранее применявшихся методик учета трудового стажа в ПФР уже с 1997 года практически внедрена система индивидуального (персонифицированного) учета, где фиксируются все платежи, сделанные работодателями в интересах своих работников. 
По мере нарастания массы этих и других изменений в пенсионной системе России все острее ощущалась необходимость ее реформирования. Две попытки преобразования пенсионного законодательства и на его основе - пенсионной практики, предпринятые в 1994-95 и 1997-98 гг., успехом не увенчались из-за нестабильности экономической ситуации в стране и серьезных финансовых потрясений. И только после относительной стабилизации экономической обстановки и поворота экономики к подъему стало возможным решительное обновление и реформирование пенсионной системы. 
Пенсионная реформа, начавшаяся с принятия в 2001 году нового пенсионного законодательства и вступления его в силу с января 2002 года, стала крупнейшим на сегодня и наиболее успешным социальным проектом в Российской Федерации. Осуществляя ее, Пенсионный фонд Российской Федерации выполняет роль одного из активных участников реформирования социальной сферы страны и утверждения новых отношений между поколениями, социальными группами, работодателями, работающими и государством. Результатом реформы должно стать создание современной, высокотехнологичной и эффективной системы пенсионирования граждан, которая определяла бы лицо социальной сферы России в ХХI веке.
К основным законодательным актам, регулирующим в настоящее время пенсионное обеспечение в Российской Федерации, относятся:
Федеральный закон от 15.12.01 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 166-ФЗ) ;
Федеральный закон от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации ";
Федеральный закон от 17.12.01 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации " (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ);
Федеральный закон от 01.04.96 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования ".
В соответствии со ст. 5 Федерального закона N 173-ФЗ лицам, имеющим право на трудовую пенсию, могут быть установлены следующие виды пенсий: по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца.
Под трудовой пенсией понимается ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц. Право на трудовую пенсию определяется условиями и нормами, установленными пенсионным законодательством Российской Федерации.
Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия на условиях и в порядке, которые определяются Федеральным законом N 166-ФЗ.
Право на пенсионное обеспечение в Российской Федерации имеют граждане России, а также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами.
Гражданам России, постоянно проживающим на территории государств - участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (Казахстан, Армения, Украина, Беларусь,Узбекистан, Кыргызстан и др.), установление пенсии осуществляется по законодательству государства проживания.
Пенсионное законодательство гарантирует пенсионное обеспечение в следующих случаях:
1. При достижении мужчиной возраста 60 лет, женщиной - 55 лет, при наличии не менее пяти лет страхового стажа назначается трудовая пенсия по старости. 
2. Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается в случае наступления инвалидности при наличии ограничения способности к трудовой деятельности III, II или I степени, определяемой по медицинским показаниям, при наличии страхового стажа независимо от его продолжительности.
3. При утрате кормильца нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении, имеют право на назначение трудовой пенсии по случаю потери кормильца. Следует знать, что вы вправе обратиться за назначением данного вида пенсии и при условии признания кормильца безвестно отсутствующим в судебном порядке.
Такая пенсия устанавливается независимо от продолжительности страхового стажа кормильца, а также от причин и времени наступления его смерти. Если у умершего кормильца полностью отсутствует страховой стаж или наступила его смерть вследствие совершения им умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке, назначается социальная пенсия в соответствии с Федеральным законом N 166-ФЗ .
Таким образом, можно говорить о том, что в Российской Федерации сформирована система пенсионного обеспечения, основанная на распределительной системе. Данная система показала свою несостоятельность и на государственном уровне было принято решение о необходимости реформирования и совершенствования системы пенсионного обеспечения РФ.
Новая пенсионная система основана на механизмах и технологиях реального страхования, что позволит установить зависимость размера пенсии от трудового вклада на протяжении всей жизни; способствовать увеличению уровня дифференциации пенсий в зависимости от получаемой заработной платы; создать благоприятные предпосылки для изменений на рынке труда и в сфере заработной платы.
С 1 января 2002 г. вступили в действие федеральные законы, давшие старт пенсионной реформе: «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ,  «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ, «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ. 
В России фактически введена принудитель¬ная накопительная пенсионная система вместо распределитель¬ной. Распределительная пенсионная система при всем остальном существует и успеш¬но функционирует во всех развитых странах Европы, в Канаде, Японии и др., и ни одна не собирается от нее отказываться. Таким образом, пенсионная реформа вряд ли может быть признана удачной. При низком уровне нынешнего пенсионного обеспечения и неразвитости инвестиционных процессов представляется прежде¬временным широкомасштабное введение в систему пенсионного обеспечения накопительных элементов. 
Тем не менее, государство, осуществляя масштабную социально-экономическую реформу, определило сразу несколько приоритетных направлений, которые, несмотря на их неотвратимость и жизненную важность, но реализация которых, с нашей точки зрения, должна проходить последовательно и в более длительные сроки. Реализация данного подхода находит отражение в принятой Правительством Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 – 2008 годы) . Данный подход представляется правильным, поскольку позволяет проанализировать на государственном уровне существующие пробелы в практической реализации ранее намеченных программ, а также возможные пути их устранения . 
Проблемы пенсионной реформы в Российской Федерации обсуждаются в средствах массовой информации, в органах государственной исполнительной власти. Большинство оценок хода реформы носят, скорее, негативный характер. Основных проблем, на наш взгляд, две: рост дефицита средств Государственного пенсионного фонда, который оценивается в сумму более 100 млрд. руб., и непопулярность негосударственных пенсионных фондов (НПФ) среди населения, вследствие чего более 90% средств граждан, за которых их вносят работодатели в размере 6% от фонда оплаты труда, остаются в управлении Внешторгбанка России. Уже сегодня сумма таких средств оценивается более чем в 40 млрд. руб. У большинства аналитиков отрицательную оценку вызвало предложение, обсуждавшееся в Минздравсоцразвития России о передаче этих средств на покрытие дефицита Государственного пенсионного фонда РФ. Обратим внимание, что эти средства, хотя и находятся в управлении ВТБ РФ, принадлежат гражданам, в пользу которых они уплачены в соответствии с законодательством.
Действительно, НПФ не удалось занять сколько-нибудь заметное место в системе пенсионного обеспечения. По данным Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР), в России зарегистрировано 259 НПФ, число которых за два года сократилось на 42 фонда. Объем пенсионных резервов составляет 307,7 млрд. руб. Однако на деле это рост не пенсионного рынка в целом, а нескольких фондов: 75% пенсионных резервов фондов сконцентрировано в НПФ первой пятерки. Объем имущества для обеспечения уставной деятельности составляет 64,5 млрд. руб. Число участников НПФ - 6,2 млн. человек. Это свидетельствует об увеличении за 2004 - 2006 гг. пенсионных резервов в 1,8 раза, числа участников - на 700 тыс. человек и сокращении собственных средств, обеспечивающих исполнение обязательств, почти в 3 раза . Такая диспропорция является признаком необеспеченности исполнения обязательств по пенсионным выплатам. Требования к размеру имущества для обеспечения уставной деятельности фонда были ужесточены (минимальная их величина теперь - 30 млн. руб.). Этому требованию соответствуют лишь 118 НПФ. При этом старые требования (1,5 млн. руб.) продолжают действовать для фондов, не обратившихся за лицензией нового образца, что допускается законодательством до 1 января 2009 г.: начиная с этой даты все российские НПФ должны будут либо увеличить уставное имущество до 50 млн. руб., либо уйти с рынка. В аналитических отчетах отмечается, что НПФ создаются только крупными корпоративными структурами, что влечет за собой формирование фактически не обеспеченных капиталами и активами НПФ. Постановлением Правительства РФ от 01.02.2007  запрещено размещение средств НПФ в различные виды активов учредителей. Это затронет и структуру инвестиций крупнейших игроков пенсионного рынка: НПФ "Газфонд", "ЛУКОЙЛ-Гарант", "Сургутнефтегаз" и др. Так, согласно отчетности НПФ "Газфонд", резервы которого составляют более 50% совокупных активов российских НПФ, 50,5% из 164 млрд. руб. средств этого фонда вложено в акции и облигации учредителей и вкладчиков фонда (Газпрома, Газпромбанка и пр.).
Таким образом, статистические данные опережающего роста пенсионного рынка по сравнению со страховым рынком долгосрочного страхования жизни неубедительны. Анализ деятельности НПФ показывает их фрагментарный характер и содержит подтверждение того, что активы НПФ используются для реинвестиций в учредившие их компании, что в отсутствие имущества, обеспечивающего исполнение обязательств НПФ перед вкладчиками, увеличивает системный риск банкротства. 
Показатель сбора премий по страхованию жизни существенно снизился: со 149 млрд. в 2003 г. до 16 млрд. руб. в 2006 г. при выплатах в 20,6 млрд. руб. , что объясняется двумя основными причинами: принятыми налоговыми мерами и преследованием крупных компаний в связи с использованием различных схем занижения налогооблагаемой базы.
Согласно действующему законодательству РФ как страховая организация, так и негосударственный пенсионный фонд должны иметь разрешение на осуществление соответствующего вида деятельности .
Выдачу лицензий фондам осуществляет инспекция НПФ при Минтруде России . Обратим внимание, что действие лицензий НПФ, выданных в установленном порядке до 1 января 2003 г., прекращен 1 июля 2009 г.
Страхование жизни и его распространенная разновидность - пенсионное страхование предусматривает обязанность страховщика осуществить страховую выплату при дожитии страхователя до срока или возраста, установленного договором страхования. Дополнительными страховыми рисками, принятыми по договору страхования, могут быть смерть страхователя и утрата им постоянной трудоспособности в период действия договора. При этом страховая выплата может быть выплачена как единовременно, так и в рассрочку, период которой может определяться несколькими годами или пожизненно. Страховая сумма при заключении договора страхования определяется по соглашению сторон и может изменяться в течение срока действия договора страхования. Расчет страхового тарифа страховщик производит на основании таблиц смертности и ожидаемой продолжительности жизни страхователя или застрахованного лица. Страховой взнос - ежегодный, ежемесячный или единовременный - устанавливается на весь срок действия договора страхования и не подлежит изменению, если страхователь не потребует изменения страховой суммы. При определении размера страхового тарифа страховщик использует норму доходности, согласованную с органом страхового надзора при выдаче лицензии, гарантируя таким образом страхователю прирост уплаченных им взносов в период действия договора страхования.
Услуга НПФ по пенсионному обеспечению гарантирует аккумуляцию уплачиваемых средств, при этом НПФ не несет обязательств по обеспечению определенного размера дохода и направляет на пополнение индивидуального счета участника лишь фактически полученный доход. Пенсионные фонды не предоставляют одновременно с услугой накопления средств страхования на случай смерти или утраты постоянной трудоспособности. Содержание финансовой операции можно приравнять к банковскому вкладу, на котором накапливаются средства и начисляются проценты, с той лишь разницей, что доход по "вкладу" в НПФ не является гарантированным.
Во-первых, общим требованием к инвестициям как страховой организации, так и фонда является то, что они должны быть размещены в объекты, соответствующие требованиям безопасности (сохранности), диверсификации, ликвидности, возвратности и доходности .
Пенсионные накопления НПФ могут быть размещены в :
- государственные ценные бумаги РФ, если они обращаются на рынке ценных бумаг или специально выпущены Правительством РФ для размещения средств институциональных инвесторов;
- государственные ценные бумаги субъектов РФ, облигации российских эмитентов, акции российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ, ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством Российской Федерации об ипотечных ценных бумагах, если они обращаются на организованном рынке ценных бумаг и отвечают критериям, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по согласованию с Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг;
- паи (акции, доли) индексных инвестиционных фондов, размещающих средства в государственные ценные бумаги иностранных государств, облигации и акции иных иностранных эмитентов;
- денежные средства в рублях на счетах в кредитных организациях;
- депозиты в рублях в кредитных организациях;
- иностранную валюту на счетах в кредитных организациях.
Последние изменения, принятые Правительством РФ, запрещают размещение средств НПФ в векселя и недвижимость, а также ограничивают вложения в бумаги учредителей и вкладчиков фондов.
Налоговая политика государства в отношении НПФ имеет сбалансированный характер : при освобождении НПФ от уплаты налога на прибыль и предоставлении налоговой льготы при уплате подоходного налога и ЕСН на выплаты в НПФ установлено требование об уплате подоходного налога на выплаты .
Тем не менее, на настоящем этапе состояния реформирования системы пенсионного обеспечения необходимо признать, что предпринятые меры не принесли ожидаемого эффекта и в настоящее время предпринятая пенсионная реформа должна считаться неудавшейся.

1.3 Источники формирования финансовых ресурсов ПФР

Финансовая устойчивость системы ПФР находится под влиянием организационных, правовых, управленческих и других воздействий и характеризуется количественными показателями. Пенсионный фонд РФ, располагающий значительными целевыми финансовыми ресурсами, должен функционировать в устойчивом режиме, так как особенностью пенсионной системы является долговременное выполнение пенсионных обязательств.
Финансовая устойчивость пенсионной системы зависит от финансовой устойчивости составных частей системы по доходам и расходам. Одной из составных частей финансовой устойчивости ПФР является текущее ежемесячное соответствие доходов ПФР ежемесячным расходам по выплате пенсий и других выплат, а также их соответствие в долгосрочном периоде в условиях непрерывного роста обязательств пенсионной системы. Необходимость ежемесячного соответствия доходов и расходов ПФР обусловлена спецификой пенсионной системы и положениями пенсионного законодательства.
В качестве расходных обязательств пенсионной системы в настоящее время выступают финансовые средства на выплату базовой и страховой частей пенсий, пенсионных накоплений, выплачиваемые правопреемникам умерших застрахованных лиц, на выплату государственных пенсий, на ежемесячные денежные выплаты, на доплаты к трудовым пенсиям, на оплату услуг по доставке пенсий пенсионерам, на индексацию базовой и страховой частей пенсий, ежемесячных денежных выплат, а также средства, направляемые на социальные программы.
Доходами пенсионной системы являются страховые взносы страхователей и фиксированные платежи индивидуальных предпринимателей на обязательное пенсионное страхование, средства федерального бюджета, средства, уплаченные работодателями за членов летных экипажей по дополнительному тарифу, прочие поступления.
В качестве критериев устойчивости пенсионной системы возможно использование обычных признаков финансовой устойчивости: платежеспособность и наличие финансовых ресурсов для развития системы. Однако для пенсионной системы, имеющей свою специфику, кроме перечисленных двух признаков, определяющими являются такие признаки, как наличие или отсутствие дефицита средств пенсионной системы для выполнения пенсионных обязательств, а также наличие или отсутствие страховых пенсионных резервов.
Перечисленные признаки связаны между собой и в совокупности характеризуют состояние устойчивости пенсионной системы. Так, способность системы выполнять свои финансовые обязательства по выплате пенсий можно отнести к общей оценке системы, а наличие дефицита или профицита доходов ПФР показывает степень устойчивости системы. Точно так же наличие страховых пенсионных резервов в ПФР усиливает устойчивость пенсионной системы, а отсутствие страховых резервов снижает. Финансовая устойчивость ПФР зависит от финансовой устойчивости, в первую очередь, страховой и бюджетной составляющей доходов ПФР. Страховая составляющая является финансовым источником для выплаты страховых частей пенсий, бюджетная составляющая (федеральный бюджет) - источник финансирования базовых частей пенсий, государственных и социальных пенсий, доплат к трудовым пенсиям за особые заслуги и т.д.
Поэтому к перечисленным признакам устойчивости пенсионной системы можно добавить следующий: соответствие объема и целевой направленности финансовых ресурсов объему и структуре текущих и долгосрочных обязательств пенсионной системы.
Рассматривая первый признак устойчивости пенсионной системы - платежеспособность, - можно отметить, что в современных условиях ПФР не имеет случаев задержки и невыплаты пенсий из-за отсутствия средств для этих целей. Более того, ПФР обеспечивает свою платежеспособность в условиях ежегодно увеличивающегося объема пенсионных и социальных обязательств пенсионной системы.
Так, если в 2001 г. (базовый год перед началом реализации пенсионной реформы) объем средств на выплату пенсий в РФ составлял 490,7 млрд руб., то уже в 2007 г. пенсионные выплаты увеличились в 3 раза - до 1500,0 млрд руб.
Однако платежеспособность системы обеспечивается не собственными доходами системы, а средствами федерального бюджета, направляемыми на возмещение недостатка собственных средств.
На региональном уровне платежеспособность отделений ПФР обеспечивается у абсолютного большинства регионов только за счет дотаций из ПФР, так как собственные доходы отделений ПФР не обеспечивают выплату страховых частей пенсий. Приведенные данные позволяют сделать вывод, что пенсионная система является платежеспособной только при финансовой поддержке федерального бюджета, что характеризует пенсионную систему как нестабильную.
Второй признак - наличие необходимых ресурсов для развития - характеризует пенсионную систему как устойчивую, способную к развитию. Ежегодно повышается технологическая оснащенность системы, ведется работа по обучению и повышению квалификации персонала ПФР. Подтверждением данного вывода является также и то, что ПФР практически ежегодно расширяет сферу своей деятельности. Если первоначально фонд создавался как строго пенсионная система, то в настоящее время, наряду с пенсионным обеспечением, ПФР поручают решать целый ряд социальных задач, таких как: назначение и ежемесячные денежные выплаты федеральным льготникам, Героям Советского Союза, России, Социалистического Труда и кавалерам орденов Славы, назначение и выплата материнского семейного капитала, реализация социальных программ регионов. С 1 октября 2008 г. ПФР реализует добровольное страхование граждан РФ по Федеральному закону от 30.04.2008 N 56-ФЗ. Это подтверждает устойчивость системы и ее способность к развитию.
Третий признак - наличие дефицита собственных средств ПФР для выполнения как текущих, так и долгосрочных пенсионных обязательств.
Перспективные прогнозы, выполненные на основе актуарных технологий, также подтверждают наличие дефицита бюджета пенсионной системы и в 2015, и в 2020, и в 2030 гг.
Четвертый признак - отсутствие страхового резерва в ПФР - также характеризует отечественную пенсионную систему как неустойчивую в данный период времени.
Необходимо отметить, что система вступила в этап своего реформирования, фактически имея страховой резерв, в качестве которого выступал профицит бюджета ПФР. Однако с 2005 г. при введении в действие уменьшенной ставки единого социального налога (ЕСН) на 8% (с 28 до 20% от ФОТ) резерв ПФР был использован для финансирования пенсий, что привело систему в неустойчивое состояние.
Пятый признак - соответствие объема и направленности доходов ПФР объему и структуре пенсионных обязательств - выглядит следующим образом.
Расходные обязательства системы состоят из финансирования по нескольким направлениям:
- базовая часть трудовых пенсий,
- страховая часть трудовых пенсий,
- государственные пенсии,
- ежемесячные денежные выплаты Героям Советского Союза, России, Социалистического Труда, кавалерам ордена Славы, федеральным льготникам,
- доплаты к трудовым пенсиям,
- выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета.
Соответствие доходов системы и расходных обязательств обеспечивается только по ежемесячным денежным выплатам, доплатам к трудовым пенсиям, выплатам правопреемникам сумм пенсионных накоплений, досрочным пенсиям, выплачиваемым безработным.
Например, доходы пенсионной системы по дополнительному тарифу для летных экипажей определяют расходные обязательства для пенсионеров, бывших членов летных экипажей. Доплаты за особые условия труда пенсионерам-ядерщикам полностью финансируются бюджетом.
Назначенные досрочно трудовые пенсии безработным гражданам полностью финансируются до наступления общеустановленного пенсионного возраста Министерством здравоохранения и социального развития РФ.
В то же время доходы пенсионной системы не соответствуют обязательствам по базовой и страховой частям трудовых пенсий и государственным пенсиям, которые содержат в своей структуре трудовую пенсию и надбавку за государственную службу.
В первые годы реализации пенсионной реформы доходы на базовую часть трудовых пенсий превышали расходные обязательства по выплате базовой части пенсии. Объясняется это двумя обстоятельствами:
- низкий размер базовой части трудовой пенсии, установленной в 2002 г. в размере 450 руб.;
- достаточный тариф ЕСН на базовую часть пенсий, равный на тот период 14% от ФОТ.
В то же время доходы системы на выплату страховых частей пенсии не обеспечивали потребности, и профицит средств по базовой части компенсировал недостаток средств на выплату страховой части пенсий.
То есть уже в 2001 г. была законодательно заложена несбалансированность пенсионной системы по доходам и расходам на страховую часть трудовых пенсий.
С 2005 г. с уменьшением тарифа ЕСН на базовую часть пенсии с 14 до 6% доходы пенсионной системы не обеспечивают выплату базовой части трудовых пенсий, и в настоящее время в пенсионной системе доходы и по базовой, и по страховой частям трудовой пенсии не соответствуют обязательствам.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Действующая пенсионная система является финансово неустойчивой и выполняет свои обязательства только с помощью федерального бюджета.
2. Используемые методы регулирования в пенсионной системе, направленные в основном на снижение единого социального налога, не учитывают их последствий для финансового состояния пенсионной системы и ухудшают ее устойчивость.
3. Реализуемые методы поддержания устойчивости пенсионной системы приводят к усилению государственного пенсионного обеспечения, в ущерб развитию пенсионного страхования в России.
4. Неустойчивость пенсионной системы обусловлена за счет внешних, задающих и определяющих работу системы факторов и условий.
5. Повышение устойчивости пенсионной системы необходимо осуществлять по следующим направлениям:
- реализовать страховые принципы в пенсионном обеспечении;
- последовательно и целенаправленно уменьшать дефицит собственных средств системы на финансирование государственных пенсионных обязательств;
- создавать страховой резерв ПФР;
- обеспечить в полной мере соответствие объема и направления расходных обязательств системы объему и структуре доходов ПФР в текущий период и в долгосрочной перспективе, для чего по каждому направлению государственных обязательств определить конкретный финансовый источник .

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПФР
2.1 Пенсионное обеспечение как обязательная функция современного социального государства

К основным законодательным актам, регулирующим в настоящее время пенсионное обеспечение в Российской Федерации, относятся:
Федеральный закон от 15.12.01 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 166-ФЗ) ;
Федеральный закон от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" ;
Федеральный закон от 17.12.01 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"  (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ);
Федеральный закон от 01.04.96 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" .
В соответствии со ст. 5 Федерального закона N 173-ФЗ лицам, имеющим право на трудовую пенсию, могут быть установлены следующие виды пенсий: по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца.
Под трудовой пенсией понимается ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц. Право на трудовую пенсию определяется условиями и нормами, установленными пенсионным законодательством Российской Федерации.
Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия на условиях и в порядке, которые определяются Федеральным законом N 166-ФЗ.
Право на пенсионное обеспечение в Российской Федерации имеют граждане России, а также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами.
Гражданам России, постоянно проживающим на территории государств - участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (Казахстан, Армения, Украина, Беларусь,Узбекистан, Кыргызстан и др.), установление пенсии осуществляется по законодательству государства проживания.
Пенсионное законодательство гарантирует пенсионное обеспечение в следующих случаях:
1. При достижении мужчиной возраста 60 лет, женщиной - 55 лет, при наличии не менее пяти лет страхового стажа назначается трудовая пенсия по старости. 
2. Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается в случае наступления инвалидности при наличии ограничения способности к трудовой деятельности III, II или I степени, определяемой по медицинским показаниям, при наличии страхового стажа независимо от его продолжительности.
3. При утрате кормильца нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении, имеют право на назначение трудовой пенсии по случаю потери кормильца. Следует знать, что вы вправе обратиться за назначением данного вида пенсии и при условии признания кормильца безвестно отсутствующим в судебном порядке.
Такая пенсия устанавливается независимо от продолжительности страхового стажа кормильца, а также от причин и времени наступления его смерти. Если у умершего кормильца полностью отсутствует страховой стаж или наступила его смерть вследствие совершения им умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке, назначается социальная пенсия в соответствии с Федеральным законом N 166-ФЗ .
Таким образом, можно говорить о том, что в Российской Федерации сформирована система пенсионного обеспечения, основанная на распределительной системе. Данная система показала свою несостоятельность и на государственном уровне было принято решение о необходимости реформирования и совершенствования системы пенсионного обеспечения РФ.
Комплекс мероприятий по развитию российской пенсионной системы был разработан с учетом выделенных федеральным бюджетом финансовых ресурсов и нашел законодательное закрепление в Федеральных законах N 212-ФЗ  и N 213-ФЗ , реализация которых началась с 2010 г.
Все мероприятия можно сгруппировать по следующим направлениям.
Дополнительное повышение (валоризация) пенсионных прав, приобретенных до реформы 2002 г. С 01.01.2010 пенсионные права, приобретенные до 2002 г., дополнительно проиндексированы на 10% плюс 1% дополнительной индексации за каждый год стажа, заработанный до 1991 г.
Д

Категория: Скачать диплом бесплатно | Добавил: Демьян
Просмотров: 135 | Загрузок: 64 | Рейтинг: 0.0/0 |

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу