СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1 Теоретические основы организации финансирования акционерных обществ 6
1.1 Сущность и источники финансирования 6
1.2 Особенности и возможности организации финансирования в акционерных обществах 10
1.3 Современные методы оценки капитала и эффективности выбранной стратегии финансирования 19
1.4 Нормативно-правовая база 27
2 Анализ деятельности и организации финансирования ОАО «Объединенные машиностроительные заводы» 32
2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия 32
2.2 Анализ структуры и динамики капитала ОАО «Объединенные машиностроительные заводы» и оценка его стоимости 36
2.3 Анализ организации финансирования предприятия 44
3 Разработка предложений по повышению эффективности системы финансирования ОАО «Объединенные машиностроительные заводы» 57
3.1 Выбор и обоснование оптимальной структуры капитала 57
3.2 Выбор источников и методов финансирования деятельности 66
3.3 Экономическая эффективность внесенных предложений 68
Заключение 73
Список использованной литературы 77
Приложения 80
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы определяется тем, что финансовые ресурсы используются предприятием в процес¬се производственной и инвестиционной деятельности. Финансовые ресурсы предприятия - это совокупность собственных денежных доходов и поступлений извне (привлеченные и заемные средства), предназначенные для выполнения финансовых обязательств предприятия, финанси¬рования текущих затрат и затрат, связанных с расширением производства.
Привлеченные, или внешние, источники формирования фи¬нансовых ресурсов разделяют на собственные, за¬емные и бюджетные ассигнования. Если внешние инвесторы вклады¬вают денежные средства в качестве предпринимательского капитала, то результатом такого вложения средств является обра¬зование привлеченных собственных финансовых ресурсов.
Эмиссия ценных бумаг является широко распространенной и эффективной стратегией финансирования компаний во многих странах мира. Сравнительная привлекательность выпуска ценных бумаг в разных странах зависит от ряда факторов, таких как государственное регулирование и поддержка рынка ценных бумаг, степень развития инфраструктуры рынка, объем спроса и предложения на ценные бумаги, условиями выпуска и обращения. В России долгое время выпуск ценных бумаг не рассматривался большинством эмитентов как эффективный способ привлечения инвестиций. Однако в последние годы произошел существенный рост интереса к данному сегменту финансового рынка, как со стороны эмитентов, так и со стороны инвесторов. В силу того, что выбранная мною тема является весьма обширной, в рамках данной работы будут рассмотрены вопросы корпоративного финансирования на примере эмиссии акций и облигаций.
Сегодня на рынок акций и облигаций выходят не только крупные межрегиональные компании и банки. Налицо тенденция выпуска ценных бумаг региональными компаниями, чьи производственные мощности и соответственно объемы заимствования не сравнимы с крупными межрегиональными гигантами российской экономики ЕЭС России, НК Лукойл, Газпром. Региональные компании, не только нашли своего инвестора и заняли нишу на рынке ценных бумаг, но они, при всем этом, стали важной частью механизма перетока капитала из финансовой сферы в реальный сектор экономики России.
На сегодняшний день корпоративные облигации, как источник привлечения инвестиций, являются реальной альтернативой банковским кредитам. Причиной этому служит то, что предприятия нуждаются в более совершенном механизме привлечения инвестиций для модернизации устаревших производственных мощностей. Выпуск предприятием облигаций является более эффективным механизмом привлечения денежных средств за счет отнесения затрат по выплате процентов (дисконта) по облигациям на финансовые результаты, сохранения контроля над компанией.
Цель работы рассмотреть особенности финансирования акционерных обществ на примере ОАО «Объединенные машиностроительные заводы» и разработать предложения по повышению эффективности принятой системы финансирования. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- дать характеристику финансовым ресурсам предприятия;
- рассмотреть структуру, классификацию и формы привлечения финансовых ресурсов предприятия, а так же теоретические аспекты эмиссии корпоративных ценных бумаг;
- провести анализ особенностей организации финансирования предприятий на примере эмиссии акций и долговых ценных бумаг;
- рассмотреть существующие процедуры выпуска и размещения корпоративных облигаций на примере ОАО «Объединенные машиностроительные заводы»;
- разработать предложения по повышению эффективности системы финансирования ОАО «Объединенные машиностроительные заводы».
Поставленные задачи предполагается достичь путем анализа нормативно-правовых актов, регулирующих данную область исследования, специальной литературы, статистических и аналитических материалов и формулировки на этой основе соответствующих выводов.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСИРОВАНИЯ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ
1.1 Сущность и источники финансирования
В основе экономики рыночного типа на микроуровне ле¬жит пятиэлементная система финансирования ее системообра¬зующих компонентов (предприятий): самофинансирование, прямое финансирование через механизмы рынка капитала, банковское кредитование, бюджетное финансирование и вза¬имное финансирование хозяйствующих субъектов.
Самофинансирование. В этом случае речь идет о финанси¬ровании деятельности фирмы за счет генерируемой ею прибы¬ли. Суть этого варианта заключается в следующем. Собствен¬ники предприятия всегда имеют выбор между: (а) полным изъятием полученной в отчетном периоде прибыли с целью ее потребления или инвестирования в другие проекты, (б) реин¬вестированием прибыли в полном объеме в деятельность того же самого предприятия, поскольку такое приложение получен¬ного дохода представляется им наиболее предпочтительным, и (в) комбинацией первых двух вариантов, предусматривающей распределение полученного дохода на две части — реинвестированная прибыль и дивиденды.
Именно последний вариант является наиболее распростра¬ненным. Он позволяет найти компромисс между текущим и отложенным потреблениями, обеспечить наращивание объемов финансово-хозяйственной деятельности, получить выгоды в случае различий в налогообложении реализованного и капита¬лизированного доходов (если это предусмотрено действующим налоговым законодательством) и др.
Самофинансирование — наиболее очевидный способ мобили¬зации дополнительных источников средств, однако он трудно прогнозируем в долгосрочном плане и ограничен в объемах. Поэтому любое стратегическое направление развития бизнеса с неизбежностью предполагает привлечение дополнительных ис¬точников финансирования.
Финансирование через механизмы рынка капитала. Доста¬точно очевидно, что никакое предприятие не ограничивается самофинансированием. Дело в том, что жить в долг выгодно; правда, в том случае, если этот долг обоснован. Поэтому пред¬приятие прибегает к привлечению средств из других источни¬ков. Наиболее значимый источник — рынки капитала.
Существуют два основных варианта мобилизации ресурсов на рынке капитала: долевое и долговое финансирование. В пер¬вом случае компания выходит на рынок со своими акциями, т. е. получает средства от дополнительной продажи акций либо путем увеличения числа собственников, либо за счет дополни¬тельных вкладов уже существующих собственников. Во втором случае компания выпускает и продает на рынке срочные цен¬ные бумаги (облигации), которые дают право их держателям на долгосрочное получение текущего дохода и возврат предостав¬ленного капитала в соответствии с условиями, определенными при организации данного облигационного займа .
По сравнению с самофинансированием рынок капитала как источник обоснованного финансирования конкретной компа¬нии практически «бездонен». Если условия вознаграждения потенциальных инвесторов привлекательны в долгосрочном плане, можно удовлетворить инвестиционные запросы в доста¬точно больших объемах. Однако подобное развитие событий возможно лишь теоретически, а на практике далеко не каждая компания может воспользоваться рынком капитала как средством мобилизации дополнительных источников финансирова¬ния, функционирование рынков, в том числе и требования, предъявляемые к его участникам, в известной степени регули¬руются как государственными органами, так и собственно ры¬ночными механизмами. В частности, роль государства прояв¬ится в антимонопольном законодательстве, препятствующем суперконцентрации финансового и производственного капита¬лов; что касается рыночных механизмов, ограничивающих возможность привлечения необоснованно больших объемов финансирования, то здесь следует упомянуть о зависимости структуры капитала и финансового риска и эффекте резервного заемного потенциала предприятия.
Банковское кредитование. Рассмотренные выше два метода финансирования деятельности компании не свободны от недостатков: первому методу свойственна ограниченность привлекаемых финансовых ресурсов, второму — сложность в реализации и недоступность для многих представителей малого и среднего бизнеса. В этом смысле банковское кредитование вы¬глядит весьма привлекательным. Получение банковского кре¬дита, в принципе, не связано с размерами производства заем¬щика, устойчивостью генерирования прибыли, степенью рас¬пространенности его акций на рынке капитала, как это учитывается при мобилизации средств на финансовых рынках; объемы привлекаемого капитала теоретически могут быть сколь угодно большими; оформление и получение кредита мо¬жет быть сделано в кратчайшие сроки и т. п. Главная пробле¬ма заключается в том, как убедить банкира выдать долгосроч¬ный кредит на приемлемых условиях.
Для нормального функционирования экономики крайне необ¬ходимо развитие сети инвестиционных банков; именно эти банки исключительно значимы в странах с развитой рыночной экономи¬кой, поскольку им в известной степени принадлежит связующая роль между компаниями и рынками капитала (напомним, что традиционно банк понимается как организация, занимающаяся ссудозаемными и сберегательными операциями; инвестиционный банк —это компания, специализирующаяся на организации эмис¬сии, гарантировании размещения и торговле ценными бумагами).
Неудовлетворительное текущее положение с инвестицион¬ным климатом в России, проявляющееся в том числе и в от¬сутствии инвестиционных банков, отчасти объясняет достаточ¬но узкий спектр операций, выполняемых отечественными бан¬ками и сводящихся в основном к обслуживанию текущих платежей своих клиентов.
Бюджетное финансирование. Это наиболее желаемый ме¬тод финансирования, предполагающий получение средств из бюджетов различного уровня. Привлекательность этой формы финансирования состоит в том, что за годы советской власти руководители предприятий привыкли к тому, что этот источ¬ник средств практически бесплатен, нередко полученные средства не возвращаются, а их расходование слабо контролируется. В силу ряда объективных причин доступ к этому источнику постоянно сужается.
Взаимное финансирование хозяйствующих субъектов. Поскольку в ходе осуществления хозяйственных связей предприятия поставляют друг другу продукцию на условиях оплаты с отсрочкой платежа, естественным образом возникает взаимное финансирование. Величина средств, «омертвленных» в расчетах, в значительной степени зависит от многих факторов, в том чис¬ле и разветвленности и гибкости банковской системы. Принци¬пиальное отличие данного метода финансирования от предыду¬щих заключается в том, что он является составной частью систе¬мы краткосрочного финансирования текущей деятельности, тогда как другие методы имеют стратегическую значимость.
В условиях централизованно планируемой экономики име¬ет место абсолютная доминанта двух последних элементов приведенной системы — бюджетного финансирования и взаим¬ного, финансирования предприятий; в рыночной экономике прибыль и рынки капитала рассматриваются как основные способы наращивания экономического потенциала хозяйствую-щих субъектов. Прибыль — наиболее дешевый и быстро моби¬лизуемый источник, однако, во-первых, его объемы ограничен¬ны и, во-вторых, существуют некоторые обязательные и (или) весьма желательные направления использования текущей при¬были. Второй источник, напротив, требует немалых расходов по его созданию и реализации, кроме того, подготовка и про¬ведение эмиссии — довольно продолжительны во времени; по¬этому к данному источнику прибегают лишь после тщатель¬ной подготовки и в случае необходимости мобилизации круп¬ного капитала, необходимого для реализации проектов, имеющих для компании стратегически важное значение.
Перечисленными способами не исчерпывается все их мно¬гообразие. В.последние десятилетия появляются новые формы финансирования деятельности предприятий; одна из наиболее примечательных и бурно развивающихся — финансовый лизинг.
Развитие мировой экономики показывает, что в системе стратегического финансирования крупных хозяйствующих субъектов, в особенности субъектов, являющихся системообра¬зующими для экономики мирового, национального и регио¬нального масштабов, рынки капитала безусловно занимают до¬минирующее место .
1.2 Особенности и возможности организации финансирования в акционерных обществах
При привлечении долевого финансирования собственники фактически продают часть своего бизнеса и привлекают партнера по бизнесу в виде инвесторов фондового рынка. Поэтому подготовка компании к эмиссии акций процесс длительный и требует выполнения многих условий со стороны эмитента. Прежде всего, в качестве необходимых условий публичности имеют в виду прозрачность юридической структуры компании. Для привлечения потенциальных инвесторов необходимо раскрыть и обосновать необходимость и взаимосвязь всех структур, аффилированных с компанией. Возможно, для этого потребуется провести реструктуризацию - создать компанию с ясными связями и консолидированной отчетностью.
От публичной компании, выходящей на рынок, требуется следование определенным нормам деловой этики в отношении с акционерами -«стандартам наилучшей практики корпоративного управления» (КУ). Эти стандарты компания принимает добровольно, они определяются не столько законодательством, сколько особенностями бизнес-культуры той страны, в которой привлекаются инвестиции.
Российское законодательство в области корпоративного управления ограничивается требованиями, предъявляемыми к компании для включения в котировальные листы фондовой биржи. С другой стороны, понятие «лучшая практика корпоративного управления» не устанавливает какого-либо исчерпывающего перечня мероприятий. Однако считается, что декларация приверженности руководства компании принципам «лучшей практики» КУ, эффективное функционирование Совета директоров и его взаимодействие с исполнительными органами компании, соблюдение прав акционеров, информационная прозрачность компании - являются необходимыми условиями для выхода на IPO.
В целом процедура эмиссии акций включает в себя следующие этапы (см. табл. 1.1) . При подготовке к первичному размещению акций особое внимание уделяется фондовой инвентаризации - по сути, проверки андеррайтером и/или организатором выпуска готовности компании к выходу на рынок. В ходе подготовки фондовой инвентаризации лид-менеджер организует оценку бизнеса компании, чтобы установить начальный диапазон цены предложения акций. Полученная оценка существующего бизнеса может не удовлетворить эмитента, однако ее проведение может выявить узкие места и подсказать возможные пути реорганизации компании.
Реструктуризация бизнеса и вывод из компании непрофильных активов приведет к финансовому оздоровлению компании и достижению лучших показателей хозяйственной деятельности: объем продаж, затраты на единицу продукции, прибыльность и рентабельность, ликвидность, структура активов и пассивов. Почти все эти показатели могут быть оптимизированы соответствующими организационными мерами.
Таблица 1.1
Этапы эмиссии акций
Наименование этапа Временные затраты
(недели)
I. Внутренняя подготовка эмитента к выпуску акций 8-72
II. Проведение переговоров с финансовыми институтами, проведение фондовой инвентаризации эмитента. 4-6
III. 1. Разработка и согласование с эмитентом основных параметров выпуска, в первую очередь, ценового диапазона.
2. Подготовка инвестиционного меморандума. Поиск и предварительные переговоры с потенциальными инвесторами. 3-4
IV. 1. Заключение соглашения по размещению акций, формирование эмиссионного синдиката. Переговоры с платежным агентом, регистратором, депозитарием и биржей.
2. Подготовка документов, необходимых для государственной регистрации выпуска облигаций. Уплата налога на операции с ценными бумагами.
3. Утверждение уполномоченным органом управления эмитента Решения о выпуске акций и Проспекта эмиссии. 1-2
V. 1. Государственная регистрация выпуска акций и Проспекта эмиссии.
2. Маркетинговая кампания по продвижению акций на рынок. Роуд-шоу - встречи топ-менеджмента эмитента с инвесторами. 1-4
VI. 1. Размещение акций - заключение сделок купли-продажи акций в ходе первичного размещения.
2. Подготовка Отчета об итогах выпуска акций и утверждение его уполномоченным органом управления эмитента.
3. Регистрация Отчета об итогах выпуска акций на бирже и уведомление ФСФР об итогах выпуска. 24-48
Важно, чтобы компания имела хорошую кредитную историю. Наработка такой истории может потребовать реструктуризации долгов, проведения ряда вексельных или облигационных программ, что дополнительно повысит «узнаваемость» компании инвесторами.
Главное стремление эмитента при выходе на рынке акций - получить наилучшую цену за размещаемый пакет акций. Поэтому определение ценового диапазона - один из ключевых моментов. На практике несогласие эмитента с ценой, прогнозируемой андеррайтером, зачастую приводит к конфликту и замене андеррайтера или переносу эмиссии на более поздний срок.
Для осуществления учета прав привлекается уполномоченный депозитарий, которой может выступать организация, имеющая лицензию на осуществление депозитарной деятельности, за исключением организации, осуществляющей расчетное обслуживание организатора торгов. В качестве уполномоченного депозитария может выступать андеррайтер при наличии соответствующей лицензии. Поскольку акции - именная ценная бумага, необходимо ведение реестра владельцев ценных бумаг, для чего требуется услуги регистратора.
Выпуск акций предполагает более активную маркетинговую политику, чем выпуск облигаций, особенно если эмитент размещается на западных рынках.
Основа маркетинговой политики - информационное обеспечение потенциальных инвесторов информацией об эмитенте и планируемом выпуске. Распространение информации о важных событиях потенциального эмитента должно вестись практически в режиме реального времени, должно быть обеспечено широкое территориальное распространение информации - как в России, так и в мировых финансовых центрах, информационная активность должна быть очень высокой, особенно непосредственно перед IPO.
Другая важная составляющая информационного сопровождения -организация road-show. Это наиболее яркий этап, который каждая компания решает по-своему. Успех road-show определяет количество инвесторов и поданных ими заявок, и в конечном счете сильно влияет на окончательную цену размещения. Составление книги заявок заканчивает информационный процесс подготовки к IPO, в результате чего определяются точные цены предложения акций.
На всех этапах процесса подготовки к IPO в СМИ поддерживается определенный положительный информационный фон, активность которого зависит от степени публичности компании и узнаваемости ее бренда.
Согласно законодательству, акции могут быть размещены в течение года после регистрации проспекта. Выбор времени для размещения нередко имеет решающее значение. Рынок вполне может продемонстрировать ажиотажный спрос на акции, к которым еще недавно инвесторы не проявляли никакого интереса. Выбирая оптимальное время для вывода акций на рынок, необходимо учитывать множество факторов, включая срочность потребностей эмитента в финансовых ресурсах, наличие альтернативных источников финансирования, а также общую предрасположенность рынка к новым эмиссиям.
У компании, принявшей решение об IPO, есть возможность размещать свои акции либо в России (на биржах ММВБ, РТС, СПВБ), либо за рубежом (LSE, NYSE, NASDAQ). Условия включения эмитента в котировальные листы регулируются биржами. Условия ведущих российских бирж РТС и ММФБ представлены в таблице 1.2 .
Таблица 1.2
Условия для включения эмитента в котировальные листы РТС
Требования А1 А2 Б В
Срок нахождения акций
эмитента в котировальном списке при условии соответствия предъявляемым к акциям и эмитенту требованиям Нет
ограничений Нет
ограничений Нет
ограничений Не более 3 месяцев с даты
окончания размещения акций
Максимальная доля обыкновенных акций находящихся во владении одного лица и его аффилированных лиц (для включения в котировальный список обыкновенных акций) 75% 75% 90% 90%
Минимальный ежемесячный объем сделок, рассчитанный по итогам последних 3 мес.(для включения в котировальный список) 25 млн .руб. 2,5 млн. руб. 1,5 млн.руб.
Отсутствие убытков по итогам двух лет из последних трех Требуется Требуется Не требуется Требуется
Капитализация
- обыкновенных акций
- привилегирован¬ных акций
10 млрд. руб. 3 млрд .руб.
3 млрд .руб.
1 млрд .руб.
1,5 млрд .руб. 0,5 млрд.руб.
Наличие годовой финансовой отчетности по стандартам IAS или
US GAAP вместе с аудиторским
заключением в отношении указанной
отчетности на русском языке. Требуется Требуется Не требуется Не требуется
Минимальный срок существования эмитента (в случае реорганизации юр. лица, срок существования учитывает срок деятельности юр. лица, в результате которой был создан эмитент) 3 года 3 года 1 год 3 года
Соблюдение эмитентом норм корпоративного поведения,
Предусмотренных Правилами листинга для соответствующего Котировального списка На момент
подачи
заявления На момент подачи заявления или обязательство о соблюдении по истечении 1 года со дня включения ЦБ в Котировальный список На момент
подачи
заявления
Условия ММВБ аналогичны, единственное отличие - биржа выдвигает еще одно требование: минимальный ежемесячный объем сделок, рассчитанный по итогам последних 6 месяцев должен составлять: Для списка А1 - 50 млн. руб., Для списка А2 - 5 млн. руб., Для списка Б - 3 млн. руб.
Если руководством компании принимается решение о привлечении финансирования путем выпуска облигационного займа, компании предстоит совместная работа с финансовыми институтами для достижения наилучшего результата - привлечения крупной суммы средств под низкий процент, при этом желательно, чтобы был организован ликвидный вторичный рынок. Общая схема эмиссии облигаций представлена в таблице 1.3.
Таблица 1.3
Общая схема эмиссии облигаций
Наименование этапа Временные затраты
(недели)
I. Внутренняя подготовка эмитента к выпуску облигаций. 4-24
II. Проведение переговоров с финансовыми институтами, проведение фондовой инвентаризации эмитента. 4-6
III. 1. Конструирование облигационного займа андеррайтером/организатором выпуска. Составление и согласование с эмитентом Концепции облигационного займа.
2. Подготовка инвестиционного меморандума. Поиск и предварительные переговоры с потенциальными инвесторами, согласование с ними параметров облигационного займа. 3-4
IV. 1. Заключение соглашения по размещению облигаций, формирование эмиссионного синдиката. Переговоры с платежным агентом, депозитарием и биржей.
2. Подготовка документов, необходимых для государственной регистрации выпуска облигаций. Уплата налога на операции с ценными бумагами.
3. Утверждение уполномоченным органом управления эмитента Решения о выпуске облигаций и Проспекта облигаций. 1-2
V. 1. Государственная регистрация выпуска облигаций и Проспекта эмиссии.
2. Маркетинговая кампания по продвижению облигаций на рынок. Роуд-шоу - встречи топ-менеджмента эмитента с инвесторами. 1-4
VI. 1. Размещение облигаций - заключение сделок купли-продажи облигаций в ходе первичного размещения.
2. Подготовка Отчета об итогах выпуска облигаций и утверждение его уполномоченным органом управления эмитента.
3. Государственная регистрация Отчета об итогах выпуска облигаций 2-4
У эмитента может быть ряд внутренних условий, без решения которых либо вообще невозможен выход на рынок ценных бумаг, либо он будет неэффективным и не позволит достичь поставленных целей. К таким условиям относят:
- юридическую непрозрачность, выражающуюся в раздробленности бизнеса, распределении активов, обязательств, денежных потоков между многими компаниями, заниженные размеры собственного капитала, действующие схемы минимизации налогообложения;
- проблемы корпоративного управления, т.е. конфликты между собственниками бизнеса или собственниками и управляющими;
- неурегулированность отношений с государством по вопросам антимонопольного регулирования, прав собственности, уплаты налогов и т.д.
- неготовность сотрудников компании к эмиссии - отсутствие требуемых компетенций и мотивации для успешного сотрудничества с инвестиционными банками. При планировании выпуска облигационного займа необходимо своевременно выявить возможные проблемы и разработать перечень мер, требуемых для минимизации негативного эффекта.
При выпуске облигаций эмитенту потребуются услуги организатора и андеррайтера выпуска. В зависимости от масштаба выпуска, организатор может привлекать со-организаторов, а андеррайтер - соандеррайтеров или формировать эмиссионный синдикат. Эмиссионный синдикат - группа инвестиционных компаний, объединившихся с целью покупки у эмитента новых выпущенных ценных бумаг и предложения их для перепродажи на фондовом рынке." Кроме того, для быстрого и успешного оформления документации, требуемой регулятором, эмитент может воспользоваться услугами финансового консультанта, которые заключаются в подготовке проспекта ценных бумаг в порядке и с учетом ограничений, установленных законодательством РФ и другими нормативными актами, и в удостоверении соответствия информации, раскрываемой эмитентом в процессе эмиссии ЦБ требованиям законодательства.
После согласования с руководством эмитента базовые параметры облигационного займа находят отражение и обоснование в концепции займа.
После определения параметров займа инвестиционная компания готовит инвестиционный меморандум, который выступает основным документом при проведении предварительных переговоров с инвесторами. С учетом пожеланий инвесторов могут вноситься коррективы в параметры займа.
Если для осуществления выпуска необходимы поручительства и/или гарантии третьих лиц, на данном этапе проводятся также с потенциальными поручителя и/или гарантами.
Возможны три варианта организации размещения облигаций через ФБ ММВБ (см. табл. 1.4).
При организации вторичного обращения на бирже эмитент будет иметь возможность:
- отслеживать реальную стоимость своих ценных бумаг;
Таблица 1.4
Сравнительный анализ вариантов размещения облигаций
Вариант Преимущества Недостатки
1 . Размещение облигаций в режиме переговорных сделок (РПС) по цене 100% от номинала. а) четкое определение круга инвесторов и ценовых условий
перед размещением;
б) возможность изменения ставки купона до даты размещения облигаций на основании достигнутых договоренностей с инвесторами; а) состав потенциальных инвесторов должен быть определен заранее;
б) небольшое количество инвесторов и, как следствие, появление крупных кредиторов;
в) возможна более высокая ставка купона, чем при проведении аукциона;
г) меньший рекламный эффект от
эмиссии облигаций
2. Размещение облигаций на
аукционе по определению цены
размещения. В случае неполного размещения облигаций на аукционе продажа
неразмещенной части может быть осуществлена через
РПС. а) в случае установления купонной ставки, не соответствующей рыночной, доходность облигаций будет скорректирована путем
изменения цены размещения;
б) широкий круг инвесторов в
облигации;
в) возможна более низкая стоимость заемных ресурсов, чем при использовании РПС;
г) больший рекламный эффект
от эмиссии облигаций. а) возможно неполное размещение облигационного займа на аукционе;
б) размещение облигаций по цене,
отличающейся от номинала, приводит к росту относительной
стоимости привлечения средств,
поскольку положительная разница
между ценой продажи и номиналом равномерно относится на прибыль, а отрицательная разница – не уменьшает налогооблагаемую базу;
г) эмитент не может точно прогнозировать объем привлеченных средств
3. Размещение облигаций на
аукционе по определению ставки купонного дохода по
1 -му купону (ставки по остальным купонам равны
ставке по 1-му). В случае неполного размещения
облигаций на аукционе продажа
неразмещенной части может быть осуществлена через РПС. а) ставка купона на аукционе
устанавливается равной
рыночной;
б) доходность облигаций
корректируется путем
изменения купонной ставки;
в) широкий круг инвесторов в
облигации;
г) возможна более низкая
стоимость заемных ресурсов,
чем при использовании РПС;
д) объем привлекаемых средств
равен объему выпуска по номиналу;
е) больший рекламный эффект от эмиссии облигаций. а) отсутствие возможности точного прогноза ставки купонного дохода
- необходимым образом влиять на их котировки через связанных с ним договорными отношениями фирм-специалистов и маркет-мейкеров;
- поддерживать публичность выпуска и формировать положительный имидж заемщика, в целях снижения требуемой рынком доходности последующих эмиссий;
- выкупать облигации досрочно и размещать дополнительные выпуски (рефинансировать долг) в зависимости от складывающейся рыночной ситуации.
Ценные бумаги могут торговаться на бирже следующими способами:
- через включение в котировальные листы А (1-го или 2-го уровня) и Б после процедуры листинга;
- путем допуска к обращению на бирже без включения в котировальные листы биржи (внесписочные ценные бумаги).
Необходимо учитывать установленное законодательством требование, которое предусматривает возможность обращения эмиссионных ценных бумаг только после регистрации отчета об итогах их размещения, таким образом, обращение облигаций на вторичном рынке начинается в первый календарный день, следующий за датой государственной регистрации отчета об итогах выпуска облигаций, и завершается в дату погашения облигаций.
1.3 Современные методы оценки капитала и эффективности выбранной стратегии финансирования
Анализ эффективности использования собственного и заемного капитала организаций представляет собой способ накопления, трансформации и использования информации бухгалтерского учета и отчетности, имеющий целью:
• оценить текущее и перспективное финансовое состояние организации, т.е. использование собственного и заемного капитала;
• обосновать возможные и приемлемые темпы развития организации с позиции обеспечения их источниками финансирования;
• выявить доступные источники средств, оценить рациональные способы их мобилизации;
• спрогнозировать положение предприятия на рынке капиталов.
Анализ эффективности использования капитала организаций проводится с помощью различного типа моделей, позволяющих структурировать и идентифицировать взаимосвязи между основными показателями.
К коэффициентам оценки движения капитала (активов) предприятия относят коэффициенты поступления, выбытия и использования, рассчитываемые по всему совокупному капиталу и по его составляющим.
Коэффициент поступления всего капитала (А) показывает, какую часть средств от имеющихся на конец отчетного периода составляют новые источники финансирования:
Kпоступления всего капитала ( A) = Поступивший капитал ( Aпост) / Стоимость капитала на конец периода ( Aкг)
Коэффициент поступления собственного капитала (СК) показывает, какую часть собственного капитала от имеющегося на конец отчетного периода составляют вновь поступившие в его счет средства:
Kпоступления СК = Поступивший СК / СК на конец периода
Коэффициент поступления заемного капитала (ЗК) показывает, какую часть заемного капитала от имеющегося на конец отчетного периода составляют вновь поступившие долгосрочные и краткосрочные заемные средства:
Kпоступления ЗК = Поступившие заемные средства (ЗКпост) / ЗК на конец периода
Коэффициент использования собственного капитала показывает, какая часть собственного капитала, с которым предприятие начало деятельность в отчетном периоде, была использована в процессе деятельности хозяйствующего субъекта:
Kиспользования СК = Использованная часть СК / СК на начало периода
Коэффициент выбытия заемного капитала показывает, какая его часть выбыла в течение отчетного периода посредством возвращения кредитов и займов и погашения кредиторской задолженности:
Kвыбытия ЗК = Выбывшие заемные средства / ЗК на начало периода
Коэффициенты деловой активности позволяют проанализировать, насколько эффективно предприятие использует свой капитал. Как правило, к этой группе относятся различные коэффициенты оборачиваемости: оборачиваемость собственного капитала; оборачиваемость инвестированного капитала; оборачиваемость кредиторской задолженности; оборачиваемость заемного капитала.
Оборачиваемость собственного капитала, исчисляемая в оборотах, определяется как отношение объема реализации (продаж) (N) к среднегодовой стоимости собственного капитала (СК):
Оборачиваемость собственного капитала (обороты) = N / Среднегодовая стоимость СК
Этот показатель характеризует различные аспекты деятельности: с коммерческой точки зрения он отражает либо излишки продаж, либо их недостаточность; с финансовой — скорость оборота вложенного капитала; с экономической — активность денежных средств, которыми рискует вкладчик. Если он значительно превышает уровень реализации над вложенным капиталом, то это влечет за собой увеличение кредитных ресурсов и возможность достижения того предела, за которым кредиторы начинают активнее участвовать в деле, чем собственники компании. В этом случае отношение обязательств к собственному капиталу увеличивается, растет также риск кредиторов, в связи с чем компания может иметь серьезные затруднения, обусловленные уменьшением доходов или общей тенденцией к снижению цен. Напротив, низкий показатель означает бездействие части собственных средств. В этом случае показатель оборачиваемости собственного капитала указывает на необходимость вложения собственных средств в другой более подходящий источник доходов.
Оборачиваемость инвестиционного капитала (ИК) определяется как частное от деления объема реализации на стоимость собственного капитала плюс долгосрочные обязательства.
Оборачиваемость инвестиционного капитала (обороты) = N / СК + Долгосрочные обязательства
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности рассчитывается как частное от деления себестоимости реализованной продукции на среднегодовую стоимость кредиторской задолженности (КЗ) и показывает, сколько компании требуется сделать оборотов инвестиционного капитала для оплаты выставленных ей счетов:
Оборачиваемость кредиторской задолженности (обороты) = Себестоимость реализованной продукции / Среднегодовая стоимость кредиторской задолженности
Коэффициенты оборачиваемости можно рассчитывать в днях. Для этого необходимо количество дней в году (366 или 365) разделить на рассчитанные выше коэффициенты оборачиваемости. Тогда мы узнаем, сколько в среднем дней требуется для осуществления одного оборота КЗ, ИК, СК и ЗК.
Коэффициенты структуры капитала характеризуют степень защищенности интересов кредиторов и инвесторов. Они отражают способность предприятия погашать долгосрочную задолженность. Коэффициенты этой группы называются также коэффициентами платежеспособности. Речь идет о коэффициенте собственного капитала, коэффициенте заемного капитала и коэффициенте соотношения собственного капитала к заемному.
Коэффициент собственного капитала характеризует долю собственного капитала в структуре капитала (А) компании, а следовательно, соотношение интересов собственников предприятия и кредиторов. Этот коэффициент еще называют коэффициентом автономии (независимости):
КСК = СК / А
В практике считается, что данный коэффициент желательно поддерживать на достаточно высоком уровне, поскольку в таком случае он свидетельствует о стабильной финансовой структуре средств, которой отдают предпочтение кредиторы. Она выражается в невысоком удельном весе заемного капитала и более высоком уровне средств, обеспеченных собственными средствами. Это является защитой от больших потерь в периоды спада деловой активности и гарантией получения кредитов.
Коэффициентом собственного капитала, характеризующим достаточно стабильное положение при прочих равных условиях в глазах инвесторов и кредиторов, является отношение собственного капитала к итогу на уровне 60%. При этом оптимальное значение рассматриваемого показателя для предприятия является больше 0,5.
Может рассчитываться также коэффициент заемного капитала, выражающий долю заемного капитала в общей сумме источников финансирования валюты баланса (ВБ). Этот коэффициент является обратным коэффициенту независимости (автономии):
КЗК = ЗК / А = ЗК / ВБ
Коэффициент соотношения заемного и собственного капитала характеризует степень зависимости организации от внешних займов (кредитов):
Ксоотн = ЗК / СК
Он показывает, сколько заемных средств приходится на 1 руб. собственных. Чем выше этот коэффициент, тем больше займов у компании и тем рискованнее ситуация, которая может привести в конечном итоге к банкротству. Высокий уровень коэффициента отражает также потенциальную опасность возникновения в организации дефицита денежных средств.
Кроме того, высокий коэффициент соотношения заемного и собственного капитала может привести к затруднениям с получением новых кредитов по среднерыночной ставке. Этот коэффициент играет важнейшую роль при решении вопроса о выборе источников финансирования.
Леверидж - это особая область финансового менеджмента, связанная с управлением прибыльностью. Буквально - это «рычаг для подъема тяжестей», т.е. некий «механизм», использование которого может привести к существенному изменению финансового состояния, дать так называемый леверажный эффект, или эффект рычага. В контексте финансового менеджмента под «механизмом» понимают умелые действия менеджеров, эффективные управленческие решения.
Финансовый леверидж характеризует использование предприятием заемных средств, которое влияет на изменение коэффициента рентабельности собственного капитала. Иными словами, финансовый леверидж представляет собой объективный фактор, возникающий с появлением заемных средств в объеме используемого предприятием капитала, позволяющий ему получить дополнительную прибыль на собственный капитал.
Показатель, отражающий уровень дополнительно генерируемой прибыли на собственный капитал при различной доле использования заемных средств, называется эффектом финансового левериджа. Он рассчитывается по следующей формуле:
ЭФЛ = (1 - Снп) х (КВРа - ПК) х (ЗК : СК),
где ЭФЛ — эффект финансового левериджа, заключающийся в приросте коэффициента рентабельности собственного капитала, %;
Снп — ставка налога на прибыль, выраженная десятичной дробью;
КВРа — коэффициент валовой рентабельности активов (отношение валовой прибыли к средней стоимости активов);
ПК — средний размер процентов за кредит, уплачиваемых предприятием за использование заемного капитала;
ЗК — средняя сумма используемого предприятием заемного капитала;
СК — средняя сумма собственного капитала предприятия.
Знание механизма воздействия финансового левериджа на уровень прибыльности собственного капитала и уровень финансового риска позволяет целенаправленно управлять как стоимостью, так и структурой капитала предприятия .
При разработке оптимальной структуры капитала необходимо исходить из того, что она имеет оптимальный уровень финансовой зависимости и что такая структура капитала находится в большой зависимости от степени делового риска, присущего данному промышленному сектору, т.е. необходимо учитывать деятельность конкретно взятой компании, т.к. даже внутри одной отрасли компании могут иметь различную оптимальную структуру капитала.
Точка безразличия - это такое значение EBIT, при котором чистая прибыль на акцию будет одинаковой независимо от выбранной предприятием схемы финансирования своей деятельности
|