Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск





Пн, 29.04.2024, 18:31
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
Каталог файлов


Главная » Файлы » Скачать бесплатно диплом, курсовую, реферат, отчет » Скачать диплом бесплатно [ Добавить материал ]

2274. Организация инновационной деятельности на предприятии на примере
[ (371.2 Kb) ] 28.01.2021, 10:06

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ОССНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ 
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ………………………………………6
1.1. Основные положения разработки инновационной деятельности
 на предприятии………………………………………………………….……….6
1.2 .Теоретическая основа инновационной деятельности
 на предприятии…………………………………………………………………12
1.3. Характеристика инновационных процессов на предприятии в современных условиях хозяйствования…………………………………….…15
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 
НА ПРЕДПРИЯТИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ 
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НА РЫНКЕ……………………………..22
2.1. Значение  инновационной деятельности в развитии предприятия…22
2.2. Управление инновациями: государством и на предприятии………….37
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
 ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО НПО КОСМОС……….52
3.1 Организационно-штатная структура ООО НПО КОСМОС…………52
3.2. Характеристика результатов инновационной деятельности……...67
3.3. Оценка эффективности инноваций…………………………………….74
ГЛАВА 4.ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИЙ, ПОВЫ-ШАЮЩИХ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ ……78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………92
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….…96
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….99

 
Введение

На данный момент в России деятельность в области инновационной деятельности предприятий является одним из наиболее перспективных направлений, которое переживает период бурного развития. К сожалению, существует множество проблем, связанных с  недостаточной законодательной и информационной базой, неразвитыми коммуникациями, отсутствием опыта инновационной деятельности в этой сфере. 
Сущность, содержание и специфика инновационного менеджмента обусловливают особенности управления исследовательскими, аналитическими, проектными и другими работами на стадиях разработки и освоения новшеств. Управление такими работами требует и от исполнителей, и от руководителей-менеджеров профессионального владения разнообразными методами поиска и реализации решений в условиях повышенной неопределенности и хозяйственного риска. Все это обусловливает необходимость практического выделения в совокупной управленческой деятельности целевой специализации для группы менеджеров - руководителей процессами инновационных преобразований. Объектами управления в инновационном менеджменте могут быть не только предпринимательская фирма и ее составные части, но и отдельные инновационные идеи, предложения, проекты, новые комплексы, системы, методы и процессы.
Проблематика инновационного менеджмента отличается разнообразием и сложностью. В теоретических работах и в практической деятельности используются различные принципы систематизации функций инновационного менеджмента.Тема дипломной работы является актуальной в современных условиях, т.к. новые условия организации и ведения бизнеса требуют внедрения принципиально новых способов инновационной политики, изменения взглядов на сущность и роль деятельности в области инноваций для обеспечения эффективной деятельности предприятия в целом. 
Целью работы является исследование организации инновационной деятельности на предприятии с учетом требований и особенностей современного  рынка, что может быть достигнуто посредством решения следующих задач:
- исследования основных положений разработки инновационной деятельности на предприятии;
- характеристики инновационных процессов на предприятии в современных условиях хозяйствования;
- определение значения  инновационной деятельности в развитии предприятия;
- изучения управления инновациями государством и на предприятии;
- анализа результатов инновационной деятельности ООО НПО КОСМОС;
- определения эффективности инноваций, повышающих конкурентоспособность предприятий.
Предметом исследования данной работы является исследование роли инновационной деятельности в деятельности отечественного предприятия.
Объектом исследования является ООО НПО КОСМОС.
Новизной  исследования  является  объединение   проблематики   анализа конкурентоспособности организации  и  инновационной деятельности как важнейшего ее элемента. Разработанные  и  проанализированные  в  работе  деятельность  в области маркетинга, инновационной деятельности, ее методические аспекты, технология и организация, разработка инновационной политики обусловили практическую значимость работы.
Методологической базой послужили работы как российских, так и зарубежных авторов. В частности, работы по теории организации Смирнова Э.А, Доблаева В.Л., Мильнера Б.З., Закса С.; по маркетингу: Котлера Ф., Матанцева А.Н., Алексеева С.В., Афанасьева М.П., Березкиной И.С.; по управлению и менеджменту: Томпсона А.А. и Стрикленда А.Дж., Бреддик У., Кнорринга В.И., Бавыкина В., Смирнова Э.А.,  Назайкина А.Н., Кузнецовой М., Лавизиной О.В., Румянцевой З.П.; по рекламе: Страунинг Э.Л., Назайкина А.Н., Аверса, Бернса, Гермогеновой Л., Хромова Л.Н., Серегиной Т.К., Титковой Л.М., Рожкова И.Я.
Исследования проводятся на примере ООО НПО КОСМОС, где необходимо предпринять меры по разработке новой стратегии в области инновационной деятельности и  совершенствованию инновационной политики в целом. В дипломной работе используются нормативно-правовые документы, методическая и учебная литература, материалы периодической печати, формы бухгалтерской отчетности и практические данные анализа деятельности ООО НПО КОСМОС.
         В работе были использованы следующие методы научного познания: анализ и синтез, индукция и дедукция; прогноз; методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, эксперимент); методы теоретического исследования, а также анализ нормативно-правовых документов.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав и заключения, содержит список литературы, приложения, проиллюстрирована таблицами и рисунками.  
 
ГЛАВА 1. ОССНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ
 ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

1.1. Основные положения разработки инновационной деятельности на предприятии
        
         Инновационный процесс может рассматриваться как относительно обособленный, имеющий свой конечный продукт и использующий традиционные процессы и структуры в качестве средств своей реализации без какого-либо их существенного изменения (пример - выпуск некоторого технического изделия, не заменяющего производства уже существующих изделий, а дополняющего их). Управление таким простейшим типом инновационного процесса сводится к выделению ресурсов для обеспечения данного процесса и созданию дополнительных стимулов к участию в этом процессе обеспечивающих систем и служб.
    Признание полезности новой концепции или идеи конечным потребителем вызывает изменение внешней среды. Польза, полезная функция - это отличие инновации от открытия и изобретения. Открытия и изобретения не имеют социальной и экономической ценности, если не становятся основой инновации. Вторичное внедрение относится уже к обновлению.
    Целесообразно ввести разделение: к инновациям первого рода относятся новые открытия, изобретения, идеи, впервые внедряемые в производство инноваторами, получающие первичное превосходство и нередко финансируемые из централизованных источников; к инновациям второго рода относятся изобретения, ноу-хау, идеи и открытия, внедряемые повторно имитаторами, т.е. такие новинки уже не являются новыми в мире. Если инновации первого рода не обязательны для всех предприятий, то инновации второго рода обязательны для всех, и они уже чаще финансируются за счет кредитных источников в венчурной и других формах.
     Создатель новой технологии, т.е. инноватор, исходит из таких критериев, как уникальность и новизна; а имитатор - из таких критериев, как жизненный цикл изделия и его экономическая эффективность.
    Уникальность может быть достигнута лишь в том случае, если персонал предприятия обладает собственными, оригинальными знаниями и навыками в данной промышленной сфере. Инновации крайне важны для таких организаций, которые продают лицензии.
    Под воздействием современных изменений, тенденций и процессов как в технике, так и в экономике формируются новые потребности, которые не могут быть удовлетворены за счет имеющихся результатов деятельности людей. Возникают проблемы, решение которых возможно лишь путем конструирования новых средств и изделий, новых организационных форм, т.е. благодаря инновационной деятельности людей, которая и составляет содержание любой инновации.
    В динамическом плане, т.е. во времени, структуру инновационного процесса можно представить в следующем виде:
   1) выявление проблемной ситуации (имитация инновации);
   2) формулировка целей инновации;
   3) анализ существующего положения (диагностика проблемы организации или отдельного ее элемента);
4) принятие решения о целесообразности разработки инновации определенного вида;
5) разработка (проектирование) инновации;
6) согласование и утверждение проекта инновации;
7) подготовка объекта к инновации;
8) внедрение инновации;
9) оценка фактической эффективности инновации;
10) устаревание.
      Контроль перехода от одной операции инновационного процесса к другой является действенным инструментом управления процессом внедрения инновации. Успешность внедрения инновации в значительной мере определяется степенью беспрепятственности прохождения по логической цепочке операций, особенно на их стыках, а это зависит в первую очередь от согласованности смежных подразделений при переходе от одной операции к другой и, конечно, от заинтересованности организаций, выполняющих соответствующие операции. Вслед за экономическим освоением инновации сначала на первом, а затем и на остальных предприятиях следует фаза ее эффективного использования, которая характеризуется постепенной стабилизацией затрат и возрастанием эффекта в основном за счет наращивания объемов использования новшества. Именно здесь реализуется основная часть фактического экономического эффекта инновации. Заключительная фаза жизненного цикла инновации - ее устаревание [12, с. 34].
     Инновационная деятельность предприятия направлена прежде всего на повышение конкурентоспособности выпускаемой продук¬ции (услуг).    Конкурентоспособность - это характеристика товара (услуги), отражающая его отличие от товара-конкурента как по степени соот¬ветствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовле¬творение. Два элемента - потребительские свойства и цена - явля¬ются главными составляющими конкурентоспособности товара (услуги). Однако рыночные перспективы товаров связаны не только с качеством и издержками производства. Причиной успеха или не¬удачи товара могут быть и другие (нетоварные) факторы, такие, как рекламная деятельность, престиж фирмы, предлагаемый уровень обслуживания. Управлять конкурентоспособностью - значит обеспечивать оп¬тимальное соотношение названных составляющих, направлять ос¬новные усилия на решение следующих задач: повышение качества продукции, снижение издержек производства, повышение эконо-мичности и уровня обслуживания.
         Движение инновации всегда связано с движением инвестиций, вложенных в эту новацию. Поэтому все приемы инновационного менеджмента основаны на денежных отношениях, возникающих в процессе движения инноваций на рынке. Таким образом, общим содержанием всех приемов инновационного менеджмента является воздействие на инновации денежных отношений, возникающих между производителем или продавцом инновации, с одной стороны, и покупателем этой инновации с другой. Рассмотрим основные группы приемов инновационного менеджмента можно разделить на следующие группы (см. рис. 1.1.). 
1.    Приемы, воздействующие только на производство инновации. 
2.    Приемы, воздействующие как на производство, так и на реализацию, продвижение и распространение инновации. 
3.    Приемы, воздействующие только на реализацию, продвижение и распространение инновации. 

 
Рис. 1.1. Основные приемы инновационного менеджмента

Приемы, воздействующие только на производство инноваций, имеют своей единственной целью создание нового продукта или новой операции (технологии) с высокими качественными параметрами. К этим приемам относятся бенч-маркинг, способы маркетинговых исследований и планирование маркетинга инноваций. 
Вторая группа приемов инновационного менеджмента охватывает такие приемы, как инжиниринг инновации, реинжиниринг инновации, бранд-стратегию. 
В состав третьей группы входят ценовой прием управления, фронтирование рынка, мэрджер. Главная цель всех приемов этой группы — это ускорение продажи инноваций с наибольшей выгодой и эффективностью как в текущий момент времени, так и с большей отдачей от этой продажи в будущий период [13, с. 21].
Бизнес-процесс инноваций представляет собой действия управленческого персонала в хозяйственном процессе и выражается множеством видов организационно-управленческой деятельности внутри предприятия, каждый из которых имеет свой вход и выход. Иначе говоря, бизнес-процесс инноваций есть упорядоченная совокупность работ во времени и пространстве с указанием их начала и конца. 

 
Рис 1.2. Бизнес-процесс инновации (упрощенный вид)

На рис. 1.2. видно, что бизнес-процесс инновации в упрощенном виде включает в себя три частных бизнес-процесса: 
1) Бизнес-процесс заявки на инновацию. Начинается с четкой формулировки идеи создания данной инновации и заканчивается перечнем конкретных требований, которым должен соответствовать новый продукт или новая операция 
2) Бизнес-процесс производства инновации. Начинается с получения заказа с указанием конкретных характеристик продукта или операции и заканчивается появлением самого продукта или операции в материализованной форме в виде вещи, готовой к продаже. 
3) Бизнес-процесс реализации инновации. Начинается с выставления ее на продажу и заканчивается самой продажей, а в отдельных случаях и послепродажным сервисным обслуживанием. 

1.2 .Теоретическая основа инновационной деятельности на предприятии

Инновация - это по сути комплекс действий и его практический результат по использованию достижений научной и научно-технической деятельности в конкретной области науки, техники, технологии, организации в целях совершенствования характеристик объекта управления. Таким образом, инновации отражают процессы получения, накопления и использования новых знаний и новой информации [18, с. 54].
Информационная основа инноваций проявляется в возможности распространения (тиражирования, диффузии) новшества на любой из стадий его реализации. Распространяться могут исходная идея новшества, изобретение как результат научно-исследовательских работ, результат проектирования (разработки) новшества, результат изготовления (внедрения) новшества.
В любой отрасли на основе использования новых знаний и новой информации реализуется главный нововведенческий (инновационный) цикл: "создание - производство - потребление новшества". Любые нововведения, особенно радикальные, вносят в отлаженную производственную организацию элементы неустойчивости и неопределенности, приводящие к нарушению стабильности. Такое состояние характеризуется как кризисное. Оно сохраняется до момента окончательного перехода организации в качественно новое, устойчивое состояние. Таким образом, процессы реализации нововведений объективно связаны с переходными процессами, суть которых сводится "к ломке старого и освоению нового", что находится в полном соответствии с классической философией развития.
Содержанием инновационных преобразований являются кризисные состояния в производственной организации, а целью управления нововведениями - обеспечение жизнедеятельности в предкризисных, кризисных и посткризисных ситуациях.
Значимость, специфика и трудности управления проблемами развития предприятий выделили инновационный менеджмент как самостоятельное научно-техническое направление в отдельную практическую плоскость его применения. Его научный потенциал определяется достижениями и темпами развития инноватики, а практическое предназначение сводится к выполнению функций по управлению процессами создания и реализации качественных изменений (преобразований, модификаций и т. п.) в разных сферах хозяйственной деятельности предпринимательской структуры, которые в совокупности и определяют стратегию ее развития [17, с. 56].
Таким образом, инновационный менеджмент - это система управления разработкой и освоением каких-либо новшеств, направленных на совершенствование и развитие объекта управления и увеличение его капитала. Новшествами могут быть: выпускаемая продукция (товары, изделия, услуги), выполняемые производственные и бытовые услуги, технологические процессы изготовления, методы и способы организации, выполнения, испытаний, контроля, оценки, стимулирования и т. п. Процессы управления инновациями в мировой практике получили название инновационных процессов.
Сущность, содержание и специфика инновационного менеджмента обусловливают особенности управления исследовательскими, аналитическими, проектными и другими работами на стадиях разработки и освоения новшеств. Управление такими работами требует и от исполнителей, и от руководителей-менеджеров профессионального владения разнообразными методами поиска и реализации решений в условиях повышенной неопределенности и хозяйственного риска. Все это обусловливает необходимость практического выделения в совокупной управленческой деятельности целевой специализации для группы менеджеров - руководителей процессами инновационных преобразований. Объектами управления в инновационном менеджменте могут быть не только предпринимательская фирма и ее составные части, но и отдельные инновационные идеи, предложения, проекты, новые комплексы, системы, методы и процессы.
Проблематика инновационного менеджмента отличается разнообразием и сложностью. В теоретических работах и в практической деятельности используются различные принципы систематизации функций инновационного менеджмента.
Основные (предметные) функции отражают содержание основных стадий процесса управления инновационной деятельностью: формирование целей, планирование, организация и контроль инновационных преобразований.
Обеспечивающие функции - это управленческие процессы и инструменты, способствующие эффективному выполнению основных (предметных) функций управления на предприятии. Обеспечивающие функции подразделяются на социально-психологические и процессуальные функции. Первые связаны в основном с характером производственных отношений в коллективе и реализуются способами рационального делегирования полномочий и мотивации творческого труда исполнителей, вторые - с двумя основными видами деятельности менеджеров: принимаемые решения и коммуникации на всех стадиях жизненного цикла инноваций [23, с. 45].
Практический потенциал инновационной деятельности в значительной степени определяется уровнем развития инновационной инфраструктуры.
Эффективность инновационных преобразований требует развитой научно-технической и инновационной инфраструктуры, формирование которой - одна из главных задач в общей проблематике инновационного менеджмента. Ее создание и постоянное совершенствование отвечает интересам государства, отдельных его регионов и каждого субъекта рыночной экономики.
Эффективность реализации основных и обеспечивающих функций достигается за счет соответствия целей инновационной деятельности следующим принципам:
1)    планируемые инновации должны быть измеримыми, т. е. иметь конкретное выражение по характеру и своей ориентации, отражать свою специфику и устанавливать внутренние и внешние ориентиры организации;
2)    инновационные намерения должны быть достаточно строго ориентированными во времени, т. е. устанавливать сроки достижения желаемых результатов;
3)     инновационные цели должны быть достижимыми даже в случае возможных сложностей, неопределенностей, наличия риска и носить мобилизационный и мотивирующий характер;
4)    разнообразные цели в программе развития организации должны быть взаимоувязанными и непротиворечивыми.
      Практический потенциал инновационной деятельности в значительной степени определяется уровнем развития инновационной инфраструктуры.
      Понятие и состав инновационной инфраструктуры зависят от совокупности внешних факторов, условий, стимулов и ограничений, прямо или косвенно определяющих как возможность, так и необходимость становления и развития систем управления инновациями [26, с. 45].
      Элементы инновационной инфраструктуры по характеру воздействия классифицируются на следующие группы:
· научно-технические (достижения научно-технического прогресса (НТП), предоставляющие возможность качественных преобразований и развития);
· законодательно-правовые (свод законодательных положений по предпринимательской деятельности, обеспечивающих свободу и альтернативность использования объектами рынка своего технического и экономического потенциалов);
· социально-экономические (уровень развития экономики и социального обеспечения, определяющий темпы и направления изменений и возможностей удовлетворения рыночных потребностей);
· рыночные (складывающаяся рыночная конъюнктура, расширение конкуренции, изменения условий для выживаемости рыночных объектов).
       Эффективность инновационных преобразований требует развитой научно-технической и инновационной инфраструктуры, формирование которой - одна из главных задач в общей проблематике инновационного менеджмента. Ее создание и постоянное совершенствование отвечает интересам государства, отдельных его регионов и каждого субъекта рыночной экономики.


1.3. Характеристика инновационных процессов на предприятии в современных условиях хозяйствования

Наряду с крупными в инновационной деятельности всегда существенную роль играли малые предприятия и компании, в том числе и отрасли медицины. В развитых странах они находятся на острие научно-технического прогресса. Даже в тех отраслях, где риск и неопределенность получения результатов максимальны, малый инновационный бизнес, потребляя от 2 до 5% общего объема затрачиваемых на НИОКР средств, обеспечивает примерно половину всех крупнейших технологических нововведений. Так, и в США, и в Западной Европе малый бизнес является лицензиаром почти 50% нововведений на мировом рынке. [12, с. 39].
Эволюция российских предприятий, реформирование которых началось на первых этапах реформ, идет таким образом, что большинство из них включились в торговую и посредническую деятельность, и только очень небольшая часть занята в сфере науки и инноваций. Удельный вес российских медицинских учреждений, осуществляющих инновационную деятельность в настоящее время, составляет всего 6%. 
На первом этапе своего развития инновационный бизнес обеспечил себе прочное место в НИОКР, причем это практически сразу сопровождалось получением конкурентоспособной продукции и выводом ее сначала на внутренний, а затем и на внешний рынок. Возможность быстрого реагирования на его требования, мобильность и экономичность делают такую организационно-структурную форму, как малое предприятие, наиболее предпочтительной при освоении целого ряда новшеств.
Малые инновационные организации в России – это не только объективная реальность, но и важный фактор государственной научно-технической политики. Ограниченные экономические возможности государства в краткосрочной и среднесрочной перспективе не в состоянии обеспечить устойчивое развитие научно-технической сферы, причем достаточно реально дальнейшее, примерно трехкратное сокращение государственных ассигнований на развитие гражданской науки и техники. Это означает, что перспективы развития науки и технологий уже не могут быть всецело связаны с государственным бюджетом и будут в основном определяться спросом на исследования и разработки со стороны негосударственного сектора экономики. Поэтому государству от отдельных акций по спасению важнейших предприятий и организаций научно-технической и производственной сферы следует переходить к целенаправленной работе по усилению роли мелких и средних наукоемких фирм, частнопредпринимательского инновационного сектора . 
Малые инновационные предприятия в России в настоящее время действуют в сфере разработки программных продуктов, лазерной техники, маркетинговых исследований, в области «улучшающих» нововведений, т.е. в основном заняты модернизацией продукции, производимой крупными предприятиями и имеющей хорошие рыночные перспективы. Именно поэтому они могли бы оказать существенное влияние на улучшение качества и повышение конкурентоспособности производимой продукции. Малые предприятия, созданные специалистами научно-исследовательских институтов, крупных НПО и функционирующие по сути как их необходимые партнеры, занимаются, в зависимости от текущих потребностей, исследованиями, разработками и даже производством. Основное приложение сил таких фирм ориентировано на оказание научно-инженерных услуг. 
Сейчас, когда операции купли–оказания услуги и финансовые операции на валютных рынках не дают высокой доходности, можно предполагать, что инновационная деятельность будет становиться все более привлекательной для квалифицированных специалистов, покинувших большую науку и наукоемкие производства. Однако пока этому препятствует целый ряд обстоятельств, в числе которых несовершенство законодательной базы, прежде всего налоговой, и практически полное отсутствие инфраструктуры, необходимой для успешной деятельности медицинских учреждений инновационного профиля, информационной поддержки, а также трудности с получением банковских кредитов, высокая арендная плата за помещения в крупных городах и т.п. 
Во всех развитых странах для поддержки малого бизнеса используются следующие меры экономической и бюджетной политики:
•    включение затрат на НИОКР частного сектора в себестоимость продукции; 
•    списание значительной части научного оборудования по ускоренным нормам амортизации; 
•    применение системы адресных налоговых льгот, нацеленных на постоянное наращивание объема научных расходов в крупных корпорациях, привлечение мелкого и среднего бизнеса к инновационной деятельности в сфере новых технологий; 
•    льготное кредитование научных разработок и долевое финансирование крупных проектов; 
•    безвозмездная передача или предоставление на льготных условиях государственного имущества или земли для организации инновационных предприятий (в первую очередь для мелкого и среднего бизнеса, а также для создания научной инфраструктуры в регионах). 
Этот набор методов адресован частному бизнесу и носит универсальный характер. Применяя их в той или иной последовательности и комбинации, правительства новых индустриальных государств, используя постоянно или временно действующие скидки на суммы средств, вложенных в первую очередь малыми компаниями в исследования и разработки, добиваются желаемого результата – роста производства, компенсирующего потери бюджета от недобора налогов. Кроме налоговых льгот для предприятий важны система информационного обеспечения; возможность получить доступ к информационным базам для поиска нужного продукта; пакет услуг технологического аудита и маркетинга, начиная от коммерческой оценки технической идеи и кончая созданием опытных образцов, исследованиями рынков сбыта; помощь в покупке и оказания услуге соответствующих лицензий на основной вид продукции и сопутствующие технологии. Большую роль в поддержке малого инновационного предпринимательства может сыграть создание инновационных центров и «инкубаторов фирм», которые уже получили широкое распространение за рубежом. 
Инновационные центры оказывают услуги по подбору продукции определенного назначения, обладающей наивысшим техническим уровнем или потребительскими характеристиками; осуществляют так называемый технологический аудит различных разработок. Подобранные инновационными центрами проекты могут быть использованы для улучшения качества производимой продукции, выпуска новых конкурентоспособных изделий. Для соблюдения законных прав патентообладателей, заключения лицензионных договоров и соглашений привлекаются специалисты в области охраны промышленной собственности. Инновационные центры могут также оказывать малым предприятиям такие услуги, как оценка идеи с точки зрения ее эффективности при коммерциализации, потенциального рыночного и технического риска; разработки бизнес-плана; помощи в поиске и привлечении венчурного капитала; организации опытного производства. 
Учитывая большую степень неопределенности результата и риска инновационной деятельности, важное значение придают созданию «инкубаторов фирм». Они специализируются на оказании вновь создаваемым фирмам целого комплекса льгот и услуг с целью снижения объемов требуемых первоначальных капиталов обычно на срок от 3-х до 5-ти лет. В их числе льготы на оплату помещений, проведение бухгалтерских и расчетных работ; помощь в технической проработке проекта, организации рекламных услуг, продвижении продукции, подготовке руководителей и специалистов компании. Только после такого «инкубационного» облегченного периода существования фирма пускается в самостоятельное плавание. 
Подобные инновационные центры и фирмы создаются в системе Минпромнауки России и пока еще только приступают к активной деятельности. Предприняты попытки создания отдельных венчурных фондов и компаний. В настоящее время существует не более двух – трех десятков российских консалтинговых фирм, специализирующихся в области поиска и коммерциализации высоких технологий, причем реально действующими являются лишь единицы. Все эти компании базируются в Москве. 
За рубежом, практически во всех развитых индустриальных странах, есть система государственного стимулирования инновационной деятельности малых и средних предприятий. Так, во Франции, убедившись, что повышение активности малых и средних фирм влияет на рост международной конкурентоспособности страны, реализуют специальные программы помощи инновационным предприятиям, участвуя в их затратах путем дотаций, налоговых льгот, льготных кредитов, рискового капитала и консультирования. Поддержкой и обучением сотрудников медицинских учреждений занимается Ассоциация содействия развитию промышленности (APRODI), созданная при Министерстве промышленности и торговли Франции. Специальное акционерное общество SOFARIS (Societe Francaise de Garantie des Petits et Moyennes Enterprises), включающее 12 региональных агентств и коммерческие банки, располагая капиталом почти в 2 млрд франков, оказывает помощь малым предприятиям по линии модернизации оборудования и международной кооперации, а также имеет специальный фонд для кредитования их исследовательских проектов, разработок новых продуктов и выведения их на рынок. Во Франции существует также региональная сеть внедренческих центров и организаций, трансфертных центров по передаче технологий и фирм типа упоминавшихся «инкубаторов» технологий. Наиболее яркий пример успешной инновационной политики, особенно в целях развития малого и среднего бизнеса, демонстрирует Китай. Высокая степень правового обеспечения в сфере передачи технологий; налоговая система, освобождающая малые предприятия, занимающиеся освоением новых технологий, от налога на прибыль; система их льготного кредитования и финансовой поддержки обеспечили эффективное использование научно-технического потенциала и высокую прибыль от инновационной деятельности. За годы реформ, благодаря продуманной государственной политике, Китай осуществил чрезвычайно быстрый переход от общества консервативного промышленного уклада к обществу высокой науки и технологий. 
Однако, несмотря на достаточно обширный положительный зарубежный опыт, целостная система поддержки российского малого бизнеса пока фактически отсутствует. В настоящее время достаточно полезной для информационного обеспечения медицинских учреждений может оказаться деятельность Роспатента. Как известно, патенты содержат сведения не только о существе высокотехнологичных пионерных изобретений, но и об их владельцах, о фирмах-соперниках на рынке аналогичных товаров; о странах, лидирующих в определенной предметной области и поэтому рассматриваются во всем мире как источник не только технической, но и важнейшей предпринимательской информации стратегического значения. На основе уже сложившейся в Роспатенте системы оказания услуг информационного характера, специально для медицинских учреждений инновационной сферы возможно проведение следующих мероприятий, ориентированных на повышение уровня, качества и конкурентоспособности отечественной продукции: 
•    определение технического уровня разрабатываемой и производимой продукции и ее конкурентоспособности на основе патентной информации; 
•    подбор изделий и технических объектов для конкретного технического направления или вида производства, удовлетворяющих условиям высокого технического и потребительского уровня; 
•    определение патентно-лицензионной ситуации и условий возможного экспорта конкретного вида продукции; 
•    проведение стоимостной или оценки коммерческой значимости интеллектуальной собственности для ее учета в составе нематериальных активов фирм и предприятий, а также при заключении контрактов о оказания услуге лицензий, ноу-хау, иной технической документации. 
Таким образом, помощь Роспатента может оказаться чрезвычайно полезной в части анализа и отбора для реализации инвестиционных проектов и программ; при создании новых предприятий и производств, а также для сложившихся уже производственных структур, желающих упрочить свое положение на потребительском рынке и производить продукцию, соответствующую мировому уровню. Принятие важнейших решений, касающихся производства и сбыта, в зарубежных фирмах происходит только после экономической конкурентной разведки, проводимой также с использованием патентной информации. Однако весь накопленный в патентном ведомстве опыт по определению наиболее перспективных технологий, их правовой охраны и возможностей использования даже без приобретения лицензий пока остается невостребованным. 
Несмотря на то что широкомасштабная деятельность по коммерциализации технологий и поддержке малого инновационного предпринимательства в России ведется явно недостаточно, средства достижения цели известны, а примеры для подражания – перед нашими глазами. Остается только воплотить их в жизнь и надеяться, что малые инвестиционные предприятия смогут играть значительную роль в подъеме российской экономики. 
 
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА ПРЕДПРИЯТИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ
КОНКУРЕНТОСПО- СОБНОСТИ НА РЫНКЕ

2.1. Значение  инновационной деятельности в развитии предприятия

Важной особенностью состояния рынка сегодня является непрерывное увеличение роли инноваций для достижения успеха: изменение ситуации во внешней среде требует пересмотра роли и места инноваций в деятельности компаний. Анализ тенденции развития мирового рынка в XX веке, проведенный в работах [7], [30], [74], выявил главную особенность: развитие рынка заключается в непрерывном увеличении изменчивости, нестабильности и непредсказуемости.
К концу ХХ столетия отмечались следующие тенденции [26 ,с. 34]:
– интернационализация рынков;
– развитие компьютерных сетей, практическое смыкание маркетинга и торговли в реальном масштабе времени;
– бизнес приобретает стратегический характер (важны инновации, глобализация бизнеса, обеспечение сервиса, информация и т.д.);
– конкуренция между компаниями выходит на новый уровень и приобретает глобальный характер;
– международное сотрудничество все больше состоит из натурального обмена технологиями или «ноу-хау».
В настоящее время происходит системная интеграция мировых рынков и региональных экономик, всех сфер человеческой деятельности, в результате чего наблюдается ускоренный экономический рост, ускорение внедрения современных технологий и методов управления. Основные процессы, происходящие в настоящее время, следующие:
- интеграция государств в мировую экономическую систему;
- глобализация средств коммуникаций;
- рост валовых международных финансовых потоков и глобализация финансовых рынков;
- глобализация деятельности компаний и превращение их в транснациональные корпорации с очевидной ориентацией на информационный рынок и рынок передовых технологий;
- конкурентное преимущество теперь определяется качеством человеческого капитала, состоянием образования и степенью использования науки и техники в производстве; изобилие рабочей силы и сырьевых материалов уже не расценивается как конкурентное преимущество.
Ключевой особенностью мировой экономической системы становится международная концентрация капитала и глобализация хозяйственной деятельности. Концентрация транснационального капитала и производства достигла качественно нового уровня, позволяющего говорить о становлении нового мирового порядка, в котором определяющую роль начинают играть международный капитал, транснациональные корпорации и международные организации.
Современное экономическое развитие характеризуется ведущим значением научно-технического прогресса и интеллектуализацией основных факторов производства. На долю новых знаний, воплощаемых в технологиях, оборудовании, образовании кадров, организации производства в развитых странах приходится от 80 до 95 % прироста ВВП. Внедрение новых технологий стало ключевым фактором успеха в рыночной конкуренции, основным средством повышения эффективности производства и улучшения качества товаров и услуг. Нововведения являются необходимым условием успеха в конкурентной борьбе, позволяя передовым фирмам добиваться сверхприбылей за счет монопольного присвоения интеллектуальной ренты, образующейся при освоении новых продуктов и технологий.
Важной особенностью современного экономического роста стал переход к непрерывному инновационному процессу [21], [23]. Интенсивность НИОКР во многом определяет сегодня уровень экономического развития. В глобальной экономической конкуренции выигрывают те страны, которые обеспечивают благоприятные условия для научных исследований и научно-технического прогресса. Поэтому успех в глобальной конкуренции тех или иных фирм напрямую связан с государственной научно-технической политикой стран их базирования.
В XXI веке глобальная конкуренция будет вестись не столько между странами, сколько между транснациональными воспроизводственными системами, каждая из которых объединяет национальные системы образования населения, накопления капитала, организации науки и производственно-предпринимательские структуры, работающие в масштабах мирового рынка. Мировую экономику будет формировать несколько таких систем, тесно связанных друг с другом и определяющих глобальное экономическое развитие.
То, что компании начинают действовать в масштабах мировой экономической системы, выходя на международные рынки сбыта и привлекая международные ресурсы, свидетельствует о ее глобализации. Однако не все подобные компании, как уточняет М. Портер можно считать глобальными. Под термином "транснациональная", вообще говоря, описывается компания, существенная доля деятельности и рыночные интересы которой находятся за пределами ее собственной страны. Жизненное пространство этих компаний огромно и разнообразно; оно включает различные типы организаций, действующих в разных отраслях. Со стратегической точки зрения, однако, существует два типа отраслей, в которых конкурируют транснациональные компании: мультилокальная и глобальная. Они различаются по своей экономике и условиям достижения успеха. В случае мультилокальных отраслей компания следует независимым стратегиям на каждом из своих зарубежных рынков; в то же время проблемы конкуренции она рассматривает безотносительно какого-то конкретного рынка. Каждый зарубежный филиал представляет собой стратегически независимое подразделение, а его оперативная деятельность является, в сущности, автономной. Штаб-квартиры транснациональных компаний координируют финансовые рычаги управления и маркетинговую политику в глобальном масштабе; они могут централизовать какую-то часть НИОКР и производство отдельных компонентов. Но выработка стратегии и оперативная деятельность остаются полностью децентрализованными. Каждый филиал является центром получения прибыли; предполагается, что его вклад в развитие компании должен соответствовать конкретным рыночным возможностям.
В мультилокальной отрасли руководство компании пытается действовать эффективно по ряду глобальных позиций – с разными требованиями к продукции, скоростью роста, конкурентными условиями и политическими рисками. Компания предпочитает, чтобы местные менеджеры делали все необходимое для достижения успеха в НИОКР, производстве, маркетинге и сбыте, повышая их ответственность за конечный результат. Иными словами, компания конкурирует с другими транснациональными компаниями и местными конкурентами в индивидуальном порядке на каждом отдельном рынке. В отличие от мультилокальных отраслей, как указывает М. Портер, глобальная отрасль "натравливает" всемирную систему производственных и рыночных отношений одной компании на подобную систему другой компании. В этом случае дочерние компании в различных странах очень зависят друг от друга с точки зрения своей оперативной деятельности и стратегии. Дочерняя компания в одной стране может специализироваться на производстве лишь определенной части всего ассортимента изделий компании, обмениваясь продукцией с другими филиалами системы. Цели получения прибылей в каждой стране могут быть различными, в зависимости от индивидуального влияния на стоимостную позицию или эффективность всемирной системы – или от позиции данного филиала относительно своего важнейшего глобального конкурента. Компания может устанавливать цены в одной стране в зависимости от того, какого эффекта она хочет добиться в другой стране. В условиях ведения глобального бизнеса руководство компаний повсеместно конкурирует на мировом рынке с небольшим числом других транснациональных компаний. Стратегия вырабатывается централизованно, а различные аспекты оперативной деятельности могут быть либо децентрализованы, либо централизованы – все зависит от того, что диктует экономика и эффективность. Компания стремится реагировать на конкретные потребности местного рынка, стараясь в то же время избежать снижения эффективности глобальной системы в целом.
Глобальная компания (независимо от своей национальной принадлежности) пытается контролировать основные рычаги влияния – от международной производственной экономики до денежных потоков своих зарубежных конкурентов. Предпринимая нестандартные действия (например, понижение цены на какое-либо важное изделие или снижение цен на важнейших рынках), компания затрудняет и удорожает ответную реакцию своего конкурента. Основная цель заключается в повышении своей собственной эффективности и снижении эффективности своих конкурентов.
Однако не всем компаниям следует разрабатывать глобальную стратегию. Несмотря на то, что выигрыш от глобальной конкуренции бывает огромным, риск в данном случае также чрезвычайно велик. Глобальная конкуренция требует внесения серьезных изменений в стратегию и оперативную деятельность. Глобальная конкуренция также требует использования ряда нестандартных подходов к управлению транснациональным бизнесом, например:
• важнейшие инвестиционные проекты с нулевой или даже отрицательной прибылью на инвестированный капитал;
• широкое разнообразие целей финансовой деятельности в разных зарубежных дочерних компаниях;
• ассортимент изделий умышленно проектируется с чрезмерным запасом прочности или продается на некоторых рынках по заниженным ценам;
• представление о рыночных позициях в каждой отдельной стране как о взаимозависимых, а не независимых друг от друга элементах всемирного портфеля, который следует увеличивать или уменьшать в зависимости от прибыльности;
• создание производственных мощностей в странах, как с высокой, так и с низкой стоимостью рабочей силы.
Проведенное в [77] исследование стратегий успешно действующих глобальных компаний позволило сделать предположение, что большая группа международных компаний располагает глобальным потенциалом, хотя иногда они и не подозревают об этом. Почти каждая отрасль, которая сейчас является глобальной (например, автомобилестроение и изготовление телевизоров), когда-то не была таковой. Каждая компания должна правильно оценить свой потенциал и понять, в состоянии ли она перейти от мультилокальной конкуренции к глобальной и насколько выгоден ей такой переход. А поскольку нет никакой гарантии, что данный бизнес может стать глобальным, компания должна быть готова рискнуть крупными капиталовложениями, с которыми неизбежно связана глобальная конкуренция.
Современное понимание роли инноваций и инновационной деятельности компаний в глобальной конкуренции имеет долгую предысторию [64]. Попытки объяснения явления конкурентоспособности и причин его формирования были предприняты еще в XIX веке. Выдвинутая А. Смитом теория абсолютного преимущества смогла объяснить, почему страны, обладая экономическими ресурсами, могут выигрывать от развития международной торговли независимо от того, являются ли они экспортерами или импортерами. Д. Рикардо обосновал теорию сравнительного преимущества, указывая, что принцип абсолютного преимущества является лишь частным случаем. Он доказал, что экономические ресурсы – природные, трудовые и др. – распределены между странами неравномерно, а также эффективное производство различных товаров требует различных технологий или комбинаций ресурсов. Д. Рикардо пришел к выводу, что преимущества, как абсолютные, так и сравнительные, которыми обладают страны, не являются раз и навсегда данными.
Теория международной торговли Хекшера-Олина объяснила причины формирования тех или иных направлений внешней торговли. Страны вывозят преимущественно продукцию, в затратах на производство которой доминируют относительно избыточные у них ресурсы, а следовательно позволяют ее предложить по более низкой цене. Однако в середине 50-х годов предпринятая эмпирическая проверка американским экономистом В. Леонтьевым основных выводов теории Хекшера-Олина на основе данных по экономике США за 1947 год привела к парадоксу: в импорте США, где капитал являлся избыточным фактором, преобладали капиталоемкие товары.
Теория жизненного цикла продукта, выдвинутая в середине 60-х годов Р. Верной, объясняет развитие мировой торговли на основе жизненного цикла товара. По мере развития жизненного цикла товара, его производство перемещается из страны, в котором разработан товар, в страны с более дешевыми факторами производства. При этом более низкие издержки производства по-прежнему считаются главным условием победы в конкуренции.
В начале 80-х годов П. Крюгман и К. Ланкастер предложили альтернативное классическому объяснение международной торговли, основанное на так называемом эффекте масштаба, суть которого заключается в том, что при определенной тех

Категория: Скачать диплом бесплатно | Добавил: Демьян
Просмотров: 145 | Загрузок: 54 | Рейтинг: 0.0/0 |

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу