Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск





Пн, 29.04.2024, 15:38
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
Каталог файлов


Главная » Файлы » Скачать бесплатно диплом, курсовую, реферат, отчет » Скачать диплом бесплатно [ Добавить материал ]

2290. Образовательный потенциал культурно - досуговых центров на примере кинотеатров нп примере
[ (429.1 Kb) ] 20.02.2021, 03:09

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение    3
Глава 1. Понятие образовательного потенциала    7
1.1. Функции досуговой деятельности    7
1.2. Образовательный потенциал досуга    25
Выводы по главе 1    37
Глава 2. Особенности культурно-досуговой деятельности на примере сети кинотеатров «КАРО ФИЛЬМ»    39
2.1. Влияние культурно-досуговой деятельности кинотеатров    39
2.2. Рекомендации по формированию дополнительных услуг в досуговой деятельности    59
Выводы по главе 2    64
Заключение    67
Список использованной литературы    69


 
ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время социокультурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни – утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенным сокращением финансовой  обеспеченности учреждений культуры, в том числе и деятельность современных культурно-досуговых учреждений.
Переход  к  рыночным  отношениям  вызывает  необходимость  постоянного обогащения содержания деятельности учреждений культуры, методов ее осуществления и поиск новых досуговых технологий.
Основная задача культурно-досугового учреждения, как социального института, заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала личности, организации разнообразных форм досуга  и  отдыха,  создание  условий  полной самореализации в сфере досуга.
Одной   из   актуальных   проблем   деятельности   культурно-досуговых учреждений на  пути  решения  данной  задачи,  является  организация  досуга молодежи. К сожалению, в силу социально-экономических  трудностей  общества, большого безработных, отсутствия должного количества  культурных учреждений и недостаточное внимание к организации досуга молодежи со стороны местных органов власти и культурно-досуговых  учреждений, происходит развитие внеинституциональных форм молодежного досуга. Свободное время является одним из важных средств формирования личности молодого человека. Оно непосредственно влияет и на его производственно-трудовую сферу деятельности, ибо в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки. Использование свободного времени молодежью является своеобразным индикатором ее культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека или социальной группы.
Являясь частью свободного времени, досуг привлекает молодежь его нерегламентированностью и добровольностью выбора его различных форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать в нем физическую и интеллектуальную деятельность, творческую и созерцательную, производственную и игровую. Для значительной части молодых людей социальные институты досуга являются ведущими сферами социально культурной интеграции и личностной самореализации. Однако все  эти преимущества досуговой сферы деятельности пока еще не стали достоянием, привычным атрибутом образа жизни молодежи.
Практика молодежного досуга показывает, что наиболее привлекательными формами для молодежи являются музыка, танцы, игры, ток-шоу, КВН, однако,  не всегда культурно-досуговые центры строят свою работу, исходя из интересов молодых людей. Надо не только знать сегодняшние культурные запросы  молодых, предвидеть их изменение, но  и  уметь  быстро  реагировать  на  них,  суметь предложить новые формы и виды досуговых занятий.
Одной из важнейших задач деятельности культурно-досуговых центров является повышение образовательного уровня молодежи. Необходимо отметить, что культурно-досуговые центры обладают всеми возможностями для решения этой задачи – показ исторических, образовательных, документальных фильмов,  проведение конкурсов и КВН, а также множество других мероприятий доступны для проведения в учреждениях подобного типа.
Совершенствование деятельности культурно-досугового центра по организации досуга сегодня  является  актуальной  проблемой.  И  ее  решение должно идти активно по всем направлениям: совершенствование хозяйственного механизма,  разработка  концепций  учреждений  культуры  в  новых  условиях, подходы к модели и профессии клубного  работника,  содержание  деятельности, планирование и управление учреждений сферы досуга.
Таким  образом,   современный   этап   развития   культурно-досугового учреждения характеризуется переходом от критики существующего  положения к конструктивным решениям.
Интерес к проблемам молодежи носит постоянный и устойчивый характер  в отечественной философии, социологии, психологии, педагогике.
Социально-философские проблемы молодежи как важной  социальной  группы общества  нашли  свое  отражение  в  исследованиях  С.Н.  Иконниковой,  И.М. Ильинского,   И.С.  Копа,  В.Т.  Лисовского  и  др.  Значительный  вклад   в исследовании досуга молодежи  внесли  Г.А.  Пруденский,  Б.А.  Трушин,  В.Д. Петрушев,  В.Н. Пименова, А.А. Гордон, Э.В. Соколов, И.В.  Бестужев-Лада.  К изучаемой нами проблеме  близки  работы  по  саморазвитию  и  самореализации личности в сфере досуга (А.И. Беляева,  А.С.  Каргин,  Т.И.  Бакланова),  по вопросам психологии личности (Г.М. Андреева, А.В. Петровский и др.).
В научный анализ теории и  практики  культурно-досуговой  деятельности значительный вклад внесли Ю.А. Стрельцов, А.Д. Жарков,  В.М.  Чижиков,  В.А. Ковшаров, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников.
Исследования   названных   авторов   имеют   важное значение для совершенствования  теории  и   методики   культурно-досуговой   деятельности молодежи. Но еще ряд вопросов и проблем по  этой  теме  остаются  на  стадии изучения.
Объект исследования – деятельность культурно-досугового центра.
Предмет исследования – образовательный потенциал досуговых центров (на примере сети кинотеатров «КАРО ФИЛЬМ»).
Цель дипломной работы – выявить специфику предоставления дополнительных образовательных услуг культурно-досуговым центром.
Задачи исследования:
1.    Рассмотреть дополнительные образовательные услуги культурно-досуговых центров.
2.    Рассмотреть образовательный потенциал досуга.
3.    Охарактеризовать деятельность и подходы к предоставлению дополнительных образовательных услуг досугового центра (на примере сети кинотеатров «КАРО ФИЛЬМ».
4.    Определить пути повышения эффективности предоставления дополнительных образовательных услуг в деятельности досуговых центров.
Базой исследования дипломной работы является  сеть кинотеатров «КАРО ФИЛЬМ».
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

 
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА
1.1 Функции досуговой деятельности

Современная наука связывает сущность досуга с одним из полюсов человеческой деятельности, носящей в целом двухфазовый характер: «усилие – расслабление», «работа – отдых», «утомляющий вид актив¬ности – восстанавливающий вид активности» и т.п. Представле¬ние об отдыхе формируется как о деятельности, имеющей многофункциональное на¬значение, приобретающей сложное содержание, многообразные формы организации.
Важно уяснить характер досуговой деятельности в связи с теми потребностями, которые человек реализует в ее процессе. Известно, что потребности человека условно можно разделить на три типа:
    первичные, или врожденные – физиологические потребности в отдыхе, пище, продолжении рода и др.; физические - в чистом возду¬хе, геоландшафтных и климатических условиях жизни; материальные ¬в товарах повседневного спроса, пищевых продуктах и др.;
    социальные – потребности в общении, социальном обслужива¬нии, транспортном передвижении и др.; 
    культурные – потребности в образовании, духовном развитии, освоении художественных ценностей и др. [5, c. 58]. 
Если с первичными потребностями человек рождается и они могут давать о себе знать спонтанным состоянием организма, то социальные и культурные потребности во многом формируются культурной средой, тесно соотносятся с его разумом, социальным статусом, уровнем обра¬зования, общим развитием личности. В отличие от первичных запро¬сов, которые более устойчивы в своих проявлениях, социокультурные потребности формируются только в социокультурной среде и по мере воспитания и взросления человека. Социокультурные потребности исключительно многообразны, сопровождают человека в течение всей его сознательной жизни. Многие из них приобретают весьма пластич¬ный характер, будучи зависимыми от общественных трансформаций ¬новых условий жизни, уровня образования, социального окружения, моды и др.
В досуге человек реализует все три указанных типа потребностей либо в тесном переплетении, либо в некоторой последовательности. На¬пример, в туристическом путешествии человек одновременно испыты¬вает нужду в физиологическом отдыхе (первичная потребность), обще¬нии (социальная), художественном развитии (культурная) и др.
Под содержанием досуговой деятельности подразумеваются:
1)    непосредственные переживания, впечатления и состояния, которые испытывает человек, включенный в конкретный вид досуговогo занятия и тем самым удовлетворяющий свои потребности;
2)    осмысление человеком воспринимаемой информации, художественных образов, общего культурного контекста, который в этой время оказывается в фокусе его внимания;
3)    его оценки, которые возникают у него по поводу качества отдыха, а также услуг, если они ему оказываются в этом процессе [27, c. 232]. 
Естественно, что в период досуга человек стремится испытать положительные эмоции, сосредоточиться на конструктивных мыслях, по-лучить качественный сервис – словом, добиться тех состояний, которые связаны с рекреационным эффектом.
Другой фактор, позволяющий добиться желаемого содержания, связан с реализацией человеком на досуге своих устремлений, воплощения собственной жизненной позиции. Это направление досуга можно обозначить как обращение человека к любимому делу (хобби). Тот, кто не в состоянии реализовать себя на работе, кого угнетает однообразие повседневного существования, в свободное время стремится восстановить баланс между напряжением и рекреаци¬ей в любимом занятии, в котором можно проявить себя с наибольшей свободой и широтой. Занятия-хобби позволяют разным людям сохра¬нять чувство самоидентичности, ощущать состояние творческого подъе¬ма, самореализации. 
В силу глубокого погружения человека в предмет увлечения хобби наделено исключительно высоким рекреационным эффектом, хотя со стороны порой может показаться, что человек занят пустяками. Однако организаторы досуга давно поняли, что такие увлечения открывают для бизнеса поистине безграничные возможности. Изучив наиболее массо¬вые виды самодеятельно-досуговых занятий, они предлагают на рынке услуги и товары, которые работают на потребительский спрос.
Укажем еще одну особенность содержательного досуга – восприятие произведений искусства. Люди обра¬щаются к искусству по-разному – с неодинаковыми целями, затрачи¬вая разный объем времени и т.п. Обычно человек проявляет интерес не к искусству в целом, а к некоторым его видам и жанрам, которые привлека¬ют его в наибольшей степени. 
В проведении досуга и освоении искусства особо важна роль средств массовой информации (СМИ). Технические каналы связи, а также разнообразная техника предоставляют многомиллионной аудитории почти неограниченные возможности знакомиться с искусством, получать художественные впечатления не только в домашних условиях, но и в раз-личных ситуациях практически в любое время суток.
Человек сравнительно легко способен сформулировать цели и моти¬вы своего досуга, но ему сложно говорить о функциях досуга, т.е. о его целостном предназначении и месте в жизни [12, c. 37].
Досуг создает для человека возможности ре¬ализовать потребности и аспекты его внутреннего развития, что невозможно в полной мере в деловой сфере, в домашнем хозяйстве, на фоне повседнев¬ных забот. Тем самым реализуются компенсаторные функции, поскольку в утилитарных областях практики ограничена свобода действий и выбора. Здесь человек далеко не всегда может реализовать свой творческий потен¬циал, обратиться к любимым занятиям, пережить развлекательный эф¬фект, снимающий внутреннее напряжение, и т.п.
Особо следует выделить воспитательные и просветительные фун¬кции досуга. На первый взгляд может показаться, что они значимы в основном для детей и юношества. Действительно, в период социализа¬ции и индивидуального развития личности досуг приобретает огром¬ное воспитательное значение. Вместе с тем эти функции остаются важ¬нейшими и в более зрелом возрасте человека. В это время ему в мень¬шей степени, но все же необходимо расширять кругозор, сохранять социальные связи, отзываться на требования времени. У взрослых по¬добные процессы исследователи называют не воспитанием, а вторич¬ной социализацией, что по существу тоже связано с индивидуальным развитием. Досуг располагает широкими возможностями осуществлять эту вторичную социализацию взрослых и пожилых людей с наиболь¬шим эффектом.
В повседневной жизни досуговая активность выполняет множество различных функций рекреационно-оздоровительного и терапевтичес¬кого типа. Без их реализации у многих людей неизбежно формируются состояние стресса, повышенный невротизм, психическая неуравновешенность, переходящие в устойчивые болезни.
Кроме того, досуговая активность позволяет личности осознать противоположные векторы своего существования. С одной стороны, до-суговые занятия создают возможность межличностного взаимодействия со многими незнакомыми людьми (во время праздников, массовых зре¬лищ, путешествий и т.п.) и тем самым рождают ощущение единения, всеобщей связанности людей друг с другом. С другой стороны, человек на досуге нередко стремится остаться один, ощутить умиротворяющий эффект уединения, задуматься над теми сторонами своего бытия, кото¬рые в повседневных заботах не попадают в фокус его внимания. Вместе с тем, на отдыхе человек без труда завязывает знакомства, спонтанно и дружески взаимодействует с разными людьми. Но эта свобода позволя¬ет глубже понять особую значимость близких людей, осознать роль се¬мейно-родственных отношений.
В целом досуговая активность способна выполнять функции оздоровления психики, развития внутреннего мира, расширения индивиду-альной жизненной среды. Таким образом, досуг интегрирует множе¬ство разрозненных аспектов жизни человека в единое целое, формируя у него представления о полноте своего существования. Без досуга жизнь современного человека была бы не только ущербной, она лишилась бы одного из своих базовых стержней, стала бы труднопереносимой.
Важнейшими ком¬понентами культурно-досуговой деятельности выступают люди, социальные группы, организации и фирмы, которые определяются в качестве ее субъектов. 
Вначале проанализируем индивидуальных и коллективных субъек¬тов досуговой активности, участвующие в ее проведении и организа¬ции. Именно они определяют ее цели, задачи, содержание. Под субъек¬тами подразумеваются как конкретные люди (индивиды, обладающие досуговыми потребностями, а также предприниматели, специалисты. работники учреждений культуры, помогающие организовать досуг дру¬гих людей), так и совокупные субъекты (коллективы фирм, организа¬ции и учреждения, представительные и исполнительные органы сферы культуры и др.) [35, c. 9].
Индивидуальные субъекты культурно-досуговой деятельности под-разделяются на: 
1) основных субъектов досуговой деятельности; речь идет об инди¬видах, а также дружеских группах и коллективах работников, желающих реализовать свои потребности в досуговых занятиях. Среди основных субъектов выделим:
    самодеятельных субъектов. Они задействованы в самодеятель¬но-активных видах досуга (на дому, в дружеских компаниях и др.) и не обращаются к услугам организаторов-профессионалов. Са¬модеятельными субъектами выступают многочисленные любите¬ли охоты, рыбалки, путешествий автостопом, пеших походов и т.п., которые самостоятельно организуют свои досуговые занятия;
    субъектов, прибегающих к помощи организаторов со стороны (в их качестве выступают как отдельные граждане, так и коллективы работников). В этом случае люди, желающие поохотиться, поры¬бачить, отправиться в туристическое путешествие, развлечься, пользуются услугами соответствующих фирм, которые предостав¬ляют им такие возможности;
2) организаторов, участвующих в досуговой деятельности на про-фессиональной основе, создающих условия и помогающих основным субъектам деятельности реализовать потребности в отдыхе и развлече¬нии. Здесь также выделяется ряд самостоятельных типов работников:
    руководящий состав профессиональных организаторов досуга ¬ведущие менеджеры досуговых фирм, режиссеры, руководители учреждений культуры, работающие в разных областях досугово¬го и В целом социокультурного сервиса. Представители этой груп¬пы - ключевые фигуры в проектировании, организации и реализа¬ции основных этапов досуговой деятельности и предоставления услуг потребителям; во многих случаях они несут ответственность за окупаемость и прибыльность области организации досуга;
    профессионально-творческий состав работников искусства и средств массовой информации – представители данной группы осуществляют непосредственный контакт с аудиторией – артис¬ты-исполнители, работающие в разных видах и жанрах искусст¬ва, ведущие концертов, концертмейстеры, дирижеры, журналис¬ты, ведущие радио- и телепрограмм и т.п. Именно их творческие способности, профессиональное мастерство, психологическая подготовка оказываются в центре внимания посетителей указан¬ных мероприятий с их участием;
    высококвалифицированные работники и специалисты разных от¬раслей производства товаров и продуктов культурного назначения, а также персонал учреждений культуры, организации сферы серви¬са (работники печати и издательств, врачи, тренеры, аниматоры рек¬реационных центров, мест размещения, руководители туристских групп, экскурсоводы, инженеры, программисты и провайдеры се¬тей связи и др.). В большинстве случаев они причастны к реализа¬ции основных этапов организации и осуществления досуга, на¬прямую взаимодействуя с потребителями культурного продукта;
    рядовые исполнители и производители услуг в области досуга – работники учреждений культуры, досуговых центров и турфирм, не принадлежащие к руководящему составу, к высококвалифици¬рованным специалистам и творческим работникам. Это рядовые исполнители, их помощники. Часть из них напрямую взаимодей¬ствуют с потребителем (официант ресторана, дежурный гостиницы и др.), другие могут эпизодически контактировать или совсем не сталкиваться с потребителями сервисных продуктов;
    вспомогательный персонал - технические работники учреждений культуры, персонал охранных фирм и др., не вступающие в тесный контакт с потребителями услуг. Оставаясь «в тени», эти работники осуществляют важные функции: предоставляют незри¬мые услуги, связанные с поддержанием нормальных условий труда специалистов-организаторов и досуговой деятельности населения. Эти работники обеспечивают безопасность отдыха, наличие теп¬ла, бесперебойной подачи электричества в закрытых помещени¬ях, надежную работу техники и др.;
    представители исполнительной и законодательной власти в цент¬ре и на местах, а также работники культурных, лечебно-санатор¬ных, спортивно-туристских учреждений, информационных струк¬тур и правовых организаций. Работники этих учреждений и органи¬заций реализуют государственную, региональную и муниципальную политику в области рекреационной и культурно-досуговой деятель¬ности, контролируют выполнение законодательно-правовых норм в этой сфере;
    лица и структуры, осуществляющие предпринимательские функ¬ции, связанные с финансированием, а также предоставляющие до¬норскую помощь организаторам досуга (продюсеры, органы вла¬сти, общественные фонды, спонсоры, меценаты, и др.), а также партнеры по бизнесу (банковские структуры и др.) [41, c. 72].
Имеется несколько подходов к классификации коллективных орга-низаторов досуга. Важнейшими критериями их группировки и разделе¬ния выступают следующие.
Форма собственности предприятий и учреждений досуга (на при¬мере организаций Российской Федерации):
    учреждения федеральной собственности;
    учреждения субъектов РФ;
    учреждения муниципальной собственности;
    организации частной собственности физических или юридиче¬ских лиц.
Разновидность деятельности и вид культурно-досугового продукта предприятий и учреждений досуга: 
- производящие товары и продукты культурного назначения (поли-графические комбинаты, художественные мастерские, фабрики народ¬ных промыслов и сувениров и др.); 
- оказывающие разного рода услуги: материальные (реставрацион¬ные, видеозаписи, фотосъемка и др.), нематериальные (обучающие, культурно-развивающие, информационные, игровые и др.);
- осуществляющие в основном торговлю культурными товарами, предметами искусства.
Целевая направленность предприятий и учреждений досуга:
1. культурное просветительство, художественное творчество, разви¬тие эстетических чувств аудитории досуга;
2. отдых и развлечение аудитории.
Способ хозяйственной деятельности предприятия и учреждения досуга: 
    коммерческий тип. Ориентир на рыночные принципы деятельнос¬ти, получение наибольшей прибыли, достижение экономического эф¬фекта - фирмы, оказывающие услуги в разных сферах культуры и досуга, а также частные организации, коммерческие структуры по произ¬водству, демонстрации и торговли товарами культурного назначения;
    некоммерческий тип. В иерархии целей преобладают культурно-содержательные аспекты деятельности: сохранение художественных цен-ностей и традиций, эстетическое и нравственное воспитание молодежи, поддержание культурного престижа нации, развитие художественного творчества и др. – общественные каналы СМИ, государственные театры, библиотеки, музеи, клубы;
    смешанный тип. Некоммерческие по своим целям предприятия и учреждения ведут предпринимательскую деятельность, а доходы, получаемые от этой деятельности, направляют на свое развитие, перераспределяя дополнительные средства внутри своей организации – в условиях недостаточного финансирования в этот тип вливается часть неком¬мерческих организаций [24, c. 23].
Поскольку культурно-досуговая деятельность носит многосторонний характер, соответствующий разнообразию потребностей, интересов и запросов членов общества, то ее социальные функции определяются социальным назначением, структурой общества.
В переводе с латинского языка слово “функция” означает обязанность, круг деятельности, назначение, роль. Назначение культурно-досуговой деятельности состоит в активном приобщении человека к культуре на основе творчества, оказывающего прямое воздействие на его жизнь, на все виды деятельности.
В рамках культурно-досуговых учреждений создаются условия для снятия определенного психологического напряжения, раскрываются интеллектуальные, психолого-педагогические, образовательно-развивающие качества личности, раскрепощаются инициатива и самодеятельность.
Специфической особенностью, предопределяющей цели, содержание и методы культурно-досуговой деятельности, является заполнение “вакуума”, который постоянно образуется в системе досуга вследствие разреженности сети учреждений культуры и неспособности их принять всех желающих и слабой материально-технической базы домашнего досуга. В результате этого продолжает оставаться и даже усугубляться проблема духовного роста людей, развития эмоциональной и художественно-эстетической сферы каждой конкретной личности. Это снижает социально-культурную инициативу, порождает апатию, делает человека “придатком” телевизора или выводит его на улицу с ее отрицательным влиянием и возможностями для негативных антисоциальных проявлений.
Социальные функции культурно-досуговой деятельности таковы, что для их осуществления вовлекаются значительные группы людей: организаторы культурно-досуговых программ, активисты, члены различных кружков, любительских объединений и клубов по интересам, сами зрители. Оказывая влияние на внутренний мир и образ действий большого количества людей, культурно-досуговая деятельность влияет тем самым и на окружающую действительность, становится важным звеном социальной жизни. При этом формирующее воздействие культурно-досуговой деятельности следует специально организовывать, вести по определенно разработанной программе людьми, имеющими профессиональную подготовку. Современный специалист учреждения культуры – это высокопрофессиональный организатор досуга. Прежде всего, следует сказать здесь об интересе к избранной профессии, о склонности к работе с людьми на досуге, об осознании своего высокого призвания. К сожалению, весьма часто юноши и девушки, зная лишь внешнюю сторону этой работы (гром аплодисментов на концерте, нередко приподнятая атмосфера проводимых в клубах и парках праздников, цветы и музыка, веселая программа дискотеки, уютные помещения и т. д.), ошибочно полагают, что они буквально созданы для этой профессии [39, c. 48].
Досуг традиционно является одной из важнейших сфер жизнедеятельности молодежи. Трансформации всех сторон жизни российского общества привели к изменению социокультурной ситуации в области досуга. Молодежь представляет собой особую социальную группу, наиболее восприимчивую к социокультурным инновациям, которые оказывают различное по своей направленности влияние на становление личности молодого человека.
Организация досуговой деятельности молодежи должна быть культурной и это одна из важнейших задач современного общества. Сегодня как никогда актуальна проблема овладения детьми и подростками способами организации своего свободного времени, умением содержательно и интересно проводить свой досуг.
Для досуговой деятельности в наибольшей степени характерна свобода личности, которая проявляется в выборе форм, места, времени проведения досуга. Именно в сфере досуга молодые люди более чем где-либо выступают в качестве свободных индивидуальностей. Сфера досуга характеризуется свободой от профессиональных и семейно-бытовых обязанностей, кроме того, в ее рамках ослабляется давление на личность молодого человека.
Социологические исследования последних лет свидетельствуют о том, что в условиях так называемого неорганизованного отдыха, когда подросток остается наедине с собой, предпочтение отдается, как правило, пассивным (и добавим: нередко сомнительным по содержанию) досуговым формам. В числе преобладающих способов проведения свободного времени подростки и молодежь называют просмотр телепередач, встречи с друзьями, посещение дискотек, кафе, компьютерных клубов.
Особенно популярны в часы досуга компьютерные игры. К сожалению, их не миновал отмечаемый многими специалистами «кризис содержания», выражающийся в бессмысленности многих сайтов, глупости «чатовой» болтовни, обилии рекламы и т.д. О содержании компьютерных игр свидетельствуют материалы исследования, профессора А. Федорова - члена Российской ассоциации кинообразования и медиапедагогики.
    Практически все игры, доступные посетителям компьютерных залов, представляли собой интерактивное действие на криминальные, военные, фантастические и спортивные (например, автогонки) темы.
    Только 17% компьютерных игр не содержали никаких сцен насилия (это игры на спортивную тему). 55% игр включали сцены насилия и убийств, в 39% игр содержались эпизоды драк разной степени жестокости, в 35% игр изображались катастрофы.
    В целом 82,7 % компьютерных игр непременно содержали хотя бы один из видов экранного насилия. При этом во многих из них насилие было представлено сразу в нескольких видах, в разных комбинациях.
    Наконец, самый настораживающий вывод ученого: наиболее популярными среди школьников являются игры, содержащих интерактивные сцены насилия; среди выбираемых подростками игр количество игр с убийствами, драками, пытками более чем вдвое превышает число «мирных» [32, c. 84].
Что же делать в сложившейся ситуации? Как показала практика, путем простого запрета компьютерных игр и телепередач со сценами насилия проблему не решить. Не лучше ли подумать о том, чтобы научить детей иным альтернативам проведения свободного времени, показать им, насколько многообразным, интересным и полезным для человека может быть мир досуга? Что же такое досуг и каковы объективные закономерности его организации?
Говоря об организации досуга, нельзя не рассмотреть само понятие досуг — это время и пространство, находящееся за пределами обязательной (профессиональной, учебной) деятельности человека, которое свободно от необходимого труда в сфере общественного производства, а также от воспроизводства человеком своих жизненных функций в рамках домашнего хозяйства и социальных отношений.
Для определения свободного времени отдельного человека из его суточного бюджета времени (24 часа) следует вычесть время, которое он затрачивает:
    на трудовые функции, учебу, включал дорогу к месту работы, учебы и обратно;
    физиологический отдых (ночной сон);
    оздоровительные и санитарно-гигиенические нужды (включая утренний туалет, гимнастику, стирку белья, мытье посуды и др.);
    покупку продуктов, их приготовление, прием пищи;
    неотложную помощь близким людям (например, уход за больным) и др. [40, c. 71].
Доля суток, которая остается в распоряжении человека после указанных вычислений, может быть определена как его досуг, или «чистое» свободное время в течение дневного бодрствования. Именно этой частью времени человек может распорядиться по своему усмотрению.
В будний день доля свободного времени у работающего человека - относительно небольшая величина, 1-3 часа, а в некоторых случаях - несколько минут. Это время человек может увеличивать или сокращать за счет некоторых видов индивидуальной активности. Например, хозяйка нередко использует свой досуг на домашние дела; добросовестный ученик на дополнительные занятия, кто-то может заняться проблемами, связанными с основной работой, а кто-то проведет время, ничего не делая.
Таким образом, человек в состоянии варьировать увеличивать или уменьшать свое свободное время, затрачивая его на занятия, не связанные с досугом. Однако эти его возможности не безграничны. Если труд и многочисленные заботы выходят за рациональные рамки, то человек резко ограничивает свое свободное время, что может вызвать стресс из-за переутомлении, люди, проводящие свободное время дома в пассивном бездействии, сдерживают свое развитие, их существование приобретает однообразный характер.
Сколько же времени остается современному молодому человеку на досуг? Оказывается не так уж и мало, (ведь некоторые минимизируют повседневные нагрузки и домашние дела), но при этом важно, чтобы он был правильно организован.
Досуг молодежи, как отмечает Б.А. Титов, локализуется через следующие пространственные формы: культурно-досуговые учреждения, систему образования (основного и дополнительного), дом и улицу.
При этом по мере взросления человек меняет свои досуговые приоритеты.
У подростков на первое место выходят досуговые общности (компании - формальные и неформальные), то есть пальма первенства как бы делится между досуговыми учреждениями и двором, и только потом идут школа и дом.
У юношества, эпицентр досугового общения перемещается в общественные места: дискотеку, кафе, парк - любое «культовое» для той или иной возрастной группы место; в то же время назад отодвигаются двор, школа, официальные культурно-досуговые учреждения и семья.
При всем многообразии досуговых форм (некоторые ученые насчитывают до 500 видов досуговой деятельности) любой досуг способен выполнять четыре главные функции:
- отдых,
- развлечение,
- общение, 
- саморазвитие.
Очевидно, что останавливаться только на какой-то одной из них явно недостаточно [26, c. 19]. 
Между тем, как показывают социологические исследования старшеклассников (Верб Л.Я.), школьники ориентированы преимущественно на развлекательные способы проведения свободного времени, что оборачивается снижением общего уровня культуры детей и подростков, усвоением примитивных способов общения, ростом асоциальных проявлений.
Вот почему так важно научить детей делать свой досуг содержательным, «работающим» на совершенствование личности. Не случайно этимологически слово «досуг» связано с глаголом «досягнуть», т.е. иметь возможность что-то делать, чего-то достичь.
Можно вывести следующие основные характеристики досуга молодёжи:
- досуг имеет ярко выраженные физиологические, психологические и социальные аспекты;
- досуг основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности;
- досуг предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность;
- досуг формирует и развивает личность;
-досуг способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия;
- досуг стимулирует творческую инициативу;
- досуг есть сфера удовлетворения потребностей личности;
- досуг способствует формированию ценностных ориентаций;
- досуг формирует позитивную «Я - концепцию»;
-досуг обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие;
- досуг способствует самовоспитанию личности [23, c. 20];
Досуг развивается по своим законам, принципам, теоретически обоснованным и апробированным на практике.
К ним относятся:
1. Принцип всеобщности и доступности - то есть возможность приобщения, вовлеченности всех людей в сферу деятельности досуговых учреждений с целью удовлетворения творческих потенций, их досуговых запросов и интересов.
2. Принцип самодеятельности - реализуется на всех уровнях: от любительского объединения до массового праздника. Самодеятельность, как сущностное свойство личности, обеспечивает высокий уровень достижений в любой индивидуальной и коллективной деятельности. Принцип индивидуального подхода - предполагает учет индивидуальных запросов, интересов, склонностей, способностей, возможностей, психофизиологических особенностей при обеспечении их досуга. Дифференцированный подход обеспечивает комфортное состояние каждого участника досуговой акции.
3. Принцип систематичности и целенаправленности - предполагает осуществление этой деятельности на основе планомерного и последовательного сочетания непрерывности и взаимозависимости в работе всех социальных институтов, призванных обеспечивать досуг людей. Это процесс ограниченного превращения человека в общественное существо, в активную и творческую личность, живущую полной жизнью в согласии с самим собой и обществом.
4. Принцип преемственности - предполагает культурное взаимодействие и взаимовлияние поколений. Реализация принципов организации досуга на практике по своим масштабам воздействия на личность выходит далеко за рамки досугового времяпрепровождения, это крупномасштабная социальная акция, цель которой - разностороннее развитие личности человека [43, c. 83].
В плане наполнения досуга детей социально значимым содержанием значительные возможности имеет дополнительное образование детей. На это нацелены обе его составляющие - и образовательная, и собственно культурно-досуговая деятельность.
При этом образовательная деятельность выполняет прежде всего познавательную и ориентационную функции, культурно-досуговая деятельность - коммуникативную. В то же время оба вида деятельности создают реальные возможности для самопознания, самоопределения, самореализация ребенка, правда, делают это различными способами.
В чем же специфика культурно-досуговой деятельности? Обычно этим понятием обозначают организацию и реализацию различного рода коллективных творческих дел (массовых досуговых мероприятий) - фестивалей, конкурсов, соревнований, тематических дней и недель, вечеров, экскурсий и т.п.
Понятие культурно-досуговой деятельности могут употребляться в широком и узком смысле слова. В широком смысле в состав культурно-досуговой деятельности следует включать не только названные выше массовые, но и семейные и индивидуальные способы организации детского досуга - от совместных с родителями форм проведения свободного времени (посещение музеев, театров, семейный туризм и др.) до индивидуальных занятий ребенка по интересам (хобби, компьютерные игры, чтение).
Раньше типичным для практики являлась организация культурно-досуговой деятельности на основе простого планирования массовых мероприятий (дел), без должного программного обеспечения данного вида деятельности. Такой подход является следствием недооценки образовательного потенциала культурно-досуговой деятельности. Между тем педагогически правильная ее организация может обеспечить достижение вполне определенных целей не только в плане организации отдыха и развлечения детей, но и в отношении их обучения, воспитания, самореализации, приобщения к культуре, в том числе к культуре общения и поведения. Без «обучающих» результатов культурно-досуговая деятельность не может быть сегодня признана в полной мере эффективной.
Полноценное использование богатого социально-педагогического потенциала культурно-досуговой деятельности предполагает переход от ее планирования к программированию, т.е. построению этого вида деятельности на основе специальных культурно-досуговых программ.
Основные типы культурно-досуговых программ
За основу классификации взяты два фактора: степень соучастия и ее протяженность во времени. В соответствии с этим выделяются шесть типов программ:
    разовая игровая программа;
    конкурсно-игровая программа по заданной тематике;
    игра-спектакль;
    театрализованная игра;
    зрелище;
    праздник;
    длительная досуговая программа [36, c. 114].
Другую классификацию мероприятий, через которые реализуются культурно-досуговые программы, предлагает Н.С. Карпова — педагог-психолог Загородного центра детско-юношеского творчества «Зеркальный» (Санкт-Петербург). Ее классификация построена в соответствии с тремя основными этапами развития личности ребенка школьного возраста, на каждом из которых, по мнению автора, должны использоваться преимущественно те или иные формы досуговых мероприятий, максимально подходящие возрасту детей.
I этап — дети от 6 до 10 лет. Это период научения детей определенным правилам и нормам. В этом возрасте дети ждут четких указаний; определенные ограничения как бы очерчивают для них некую зону безопасности, в которой маленький ребенок чувствует себя защищенным. Исходя из этого, основным способом осуществления культурно-досуговой деятельности с младшими детьми является действие по образцу, а формами ее реализации - всевозможные игры (игры с правилами, с игрушками, с синхронными действиями), чтение вслух, рисование, коллекционирование, драматизация, праздники.
II этап — дети 11-13 лет, им чрезвычайно важно согласовывать свои действия со сверстниками, они хотят участвовать в общем деле и знать, как их деятельность может выражаться в денежном эквиваленте. Подросткам этого возраста взрослый нужен как организатор, способный направить их бурную энергию в «мирное» русло, помочь сделать самостоятельные шаги к самоутверждению. Здесь ведущий способ проведения досуга - организация коллективной творческой деятельности, а наиболее популярными ее формами являются:
    игры на местности,
    игры на восприятие друг друга,
    спортивные игры, туризм,
    вечеринки, праздники,
    встречи с кумирами (наяву, через рассказы, видеофильмы),
    мероприятия по зарабатыванию каких-либо благ,
    драматизация.
III этап — дети 14-17 лет. В этом возрасте у подростков формируется чувство идентичности, «самости», осознания собственной индивидуальности, стремления выразить себя; происходит определение жизненных целей личности, складывается мировоззрение осваиваются навыки взаимодействия с противоположным полом. В этом возрасте подросткам интересен взрослый, способный выступить в роли консультанта, советчика, старшего и более опытно товарища. Учитывая эти особенности, старшим подросткам, как и предыдущем случае, целесообразнее всего предлагать, различные варианты коллективной творческой деятельности, но с учетом запросов и интересов.
Это могут быть:
    вечера современной музыки, авторской песни,
    диско-шоу,
    спортивные игры,
    дискуссии,
    тренинги;
    всевозможные формы общественно-полезной деятельное (благотворительные акции; выезды с концертными программам целевые экспедиции — этнографические, экологические, фольклорные; трудовые дела с возможностью личного заработка и т.д.).
Таким образом, планируя любое дело, предлагая детям те или иные проекты, следует ориентироваться на объективные процессы в становлении личности.

1.2 Образовательный потенциал досуга

Уходящий век ознаменован революционными сдвигами в различных областях человеческой жизни, которые происходили на глазах одного поколения людей. Сложность и противоречивость нынешней исторической ситуации также обусловлена кардинальной «сменой вех». По мнению В. С. Библера, «в ХХ веке феномен культуры … все более сдвигается в центр, в средоточие человеческого бытия, пронизывает все решающие события жизни и сознание людей нашего века» [14, c. 261]. Очевидно, что «просветительская» модель мира исчерпала себя, а изменившиеся условия диктуют необходимость поиска новых подходов в осмыслении важнейших проблем культуры и образования. 
В связи с этим принципиально важным является понимание такого неоднозначного и многогранного явления как культура. Можно согласиться с тем, что она трактуется как одновременное, диалогическое сосуществование различных форм осознания человеческого бытия, в котором происходит общение полноправных субъектов. Каждая культурная эпоха представляется как «целостная, извечно существующая, но и способная развиваться, проявлять свои бесконечные возможности» [15, c. 32]. Постижение ценностного потенциала ушедших культурных реальностей становится возможным только посредством деятельностного включения в межкультурный диалог, который дает импульс процессу становления нового культурологического типа сознания. Его сущность заключается в ином, нерационалистическом постижении мира. Такой взгляд на мир подобен художественным, эстетическим формам его освоения, в основе которых лежит субъективное, духовное начало. Современному сознанию свойственно стремление создать целостную картину мира, глубже проникнуть в тайны мироздания, познать мир культуры. 
Социокультурные трансформации проявились и в области научного знания, в котором все более очевидным становится переход к междисциплинарным исследованиям. Изучение сложных взаимосвязей человека и культуры осуществляется с привлечением опыта различных научных дисциплин. Ведущим принципом признается феноменологический подход к познанию действительности, при котором явления, события и факты предстают «не в объективном своем существовании, отраженном в знании о нем, а в субъективированном выражении, иначе говоря, предстает как носитель ценности» [30, c. 61]. Таким образом, в исследовательскую деятельность вносится субъективное начало, а процесс познания приобретает характер субъектно-объектных отношений, что является одним из признаков гуманизации научного знания.
Происходящие глобальные изменения в сфере человеческого сознания, в сфере культуры и науки привели к переосмыслению образования как социокультурного феномена, что выразилось в переходе к новой образовательной парадигме. Ее сущность заключается в сочетании рационального и ценностного аспектов в едином педагогическом процессе, что обуславливает изменение взгляда на роль индивида в процессе образования (он признается полноправным субъектом процесса), ориентацию на самореализацию индивида в его личностной и социальной ипостасях.
Культурологический подход  в образовании  предполагает создание условий для самоопределения личности. Культура как результат творческой деятельности рассчитана на адресата, на диалог, а «усвоение» есть процесс личностного открытия, создания мира культуры в себе, сопереживание и сотворчество, где каждый вновь приобретенный элемент культуры не перечеркивает предшествующий ее пласт. Данный подход позволяет трактовать образование как «специализированный способ трансляции культуры и освоения культурного опыта, а также компонентой социализации, характеризующейся приобретением культурной компетенции» [38, c. 396]. Элемент аккультурации становится все более важным в современных образовательно-педагогических стратегиях. Кризис традиционной парадигмы образования, смена антропологических оснований педагогики, необходимость перехода к непрерывному образованию привели к формированию новой концепции образования, в основе которой лежит «ориентация  на интересы личности, адекватные современным тенденциям общественного развития» [19, c. 57]. Целью образования становится не обеспечение «человеческим фактором» материального производства, а формирование человека, умеющего ориентироваться в проблемных и кризисных ситуациях, способного к рефлексии и творчеству, имеющего навыки работы с разными типами мышления, с идеями разных культур, готового к поликультурному диалогу. «Новая образовательная парадигма подразумевает становление компетентности, эрудиции, творческих начал и культуры личности. В этом ее главное отличие от парадигмы обучения, ведущими лозунгами которой были знания, умения, навыки и общественное воспитание» [19, c. 58]. Иначе говоря, происходит переориентация образовательной парадигмы с когнитивно-информационной на аккультурирующую, что соответствует мировым тенденциям. 
Человечество длительный пе¬риод шло к осознанию общественной значимости свободного времени и культуры досуга. В прошлом общественный потенциал досуга неред¬ко осмыслялся через религию. Религиозная идеология и картина мира задавали нормы поведения и представлений о человеке, которые приоб¬ретали социально-интегративное значение в досуговых занятиях. В культурах Древнего мира, в средневековой Европе даже искусство ценилось не само по себе, но как отражение религиозного взгляда на мир, а следо¬вательно, как регулятор общественных отношений, включая и отноше¬ния в процессе досуга. Вопрос ставился следующим образом: если цель досуга - конструктивные задачи и общественно значимые ценности, он и для личности приобретает позитивный характер.
В эпоху Просвещения в западноевропейской цивилизации начина¬ют вырабатываться критерии совершенствования не только общества, но и человека. Вопрос о досуге трактуется иначе: только тот досуг, кото¬рый наполнен позитивным содержанием по отношению к личности и окружающим людям, может быть признан положительным для всего общества, т.е. по индивидуальному и семейному досугу можно судить об уровне развитости всей культуры того или иного народа. Представи¬тели эпохи Просвещения связывали индивидуальный досуг с представлением об интеллектуальном, эстетическом, творческом развитии личности, о степени освоения человеком достижений предшествующей культуры, нравственных норм.
Ныне очевидно, что западноевропейская культура не смогла сохранить конструктивный характер этих критериев. Эпохи модерна и постмодерна показали, что развитое западноевропейское общество обрати¬лось к иным ценностям – к повседневным заботам, потребительским запросам, удовольствиям и развлечениям.
Современный человек чаще рассматривает досуг как личное досто¬яние, в рамках которого он реализует свободу действий. Конечно, досу¬говая деятельность актуальна для индивида, поскольку позволяет ему восстанавливать работоспособность (спорт, игры на воздухе, оздорови-тельные занятия), расширять самосознание (обращение к искусству, фи-лософии), самореализовываться и снимать стрессы (любительские за¬нятия, развлечения). Досуг предоставляет возможность осмыслить ин¬дивидуальные особенности: врожденные качества характера, творческий потенциал, уровень интеллектуального развития. В занятиях любимым делом, в уединении человек способен сосредоточиться на своих про¬дуктивно-волевых возможностях.
Но на выбор тех или иных занятий в свободное время влияют соци-альные моменты: мода, реклама, социальный статус. Именно на эти под¬час скрытые от самого человека аспекты выбора досуга рассчитывают организаторы развлекательных мероприятий. Поэтому вновь обратим¬ся к общественной значимости досуговой деятельности.
Когда множество людей решают в досуге одни и те же задачи, свя-занные с сохранением здоровья, развитием личности, умножением и раз-нообразием социальных связей, индивидуальные потребности превра¬щаются в массовые, приобретая тем самым общественный характер и резонанс. Кроме того, в ходе досуговых занятий каждый человек осоз¬нает свою идентичность с культурной средой, глубже интегрируется в жизненное пространство всего общества. Поэтому особенно важно об¬ращение человека к этнонациональным видам досуговых занятий, к рек¬реационным традициям (большинство которых носит коллективный ха¬рактер), к массовым и зрелищным видам досуга, участию в праздниках, гуляньях. Общественный потенциал досуга - это оборотная сторона его индивидуальной значимости. Обе стороны нельзя отрывать друг от друга, они выступают взаимодополнительными аспектами одного и того же процесса человеческой жизнедеятельности [28, c. 85].
Современное общество рассматривает досуговую деятельность как самостоятельную сферу жизнедеятельности, которая тесно пересекает¬ся с такими важными сферами, как спорт и путешествия, религия и ис¬кусство, семейно-родственные отношения и быт, система социальных коммуникаций и практика массовых зрелищ, индивидуальные пристра¬стия и увлечения. По мере развития культуры свободное время и досуг также эволюционировали, интегрируя технические новинки, осваивая более эффективные организационные технологии.
Индивидуальное развитие человека трансформирует его со¬циальные и культурные потребности, включая и те, которые связаны с проведением свободного времени. В каждом возрасте имеется некото¬рый потенциал ведущих запросов, который должен быть реализован в это время, но не раньше и не позже, иначе сами запросы могут так и не проявиться. Эта закономерность особенно ярко проявляется в период детства, в молодом возрасте.
Именно в этом возрасте ближайшая социальная среда, а также об¬щество в целом должны создать благоприятные условия для того, чтобы представители молодого поколения м

Категория: Скачать диплом бесплатно | Добавил: Демьян
Просмотров: 160 | Загрузок: 49 | Рейтинг: 0.0/0 |

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу