Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск





Пт, 03.05.2024, 14:24
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
Каталог файлов


Главная » Файлы » Скачать бесплатно диплом, курсовую, реферат, отчет » Скачать курсовую бесплатно [ Добавить материал ]

2111. Анализ конкурентоспособности продукции на ОАО «Трубодеталь»
[ (52.0 Kb) ] 15.01.2021, 07:51

Содержание
Введение    3
Глава 1. Теоретические основы конкурентоспособности продукции    6
1.1 Сущность конкурентоспособности и качества продукции, их различие и экономическое значение    6
1.2 Анализ конкурентоспособности продукции    13
Глава 2. Анализ конкурентоспособности продукции на ОАО «Трубодеталь»    15
2.1. Организационно – экономическая характеристика предприятия ОАО «Трубодеталь»    15
2.2. Маркетинг – как инструмент регулирования хозяйственной деятельностью ОАО «Трубодеталь»    20
2.2. Маркетинг – как инструмент регулирования хозяйственной деятельностью ОАО «Трубодеталь»    20
2.3. Основные факторы, влияющие на конкурентоспособность продукции на ОАО «Трубодеталь»    24
2.4 Выявление резервов для повышения конкурентоспособности ОАО «Трубодеталь»    26
Заключение    30
Библиография    32
Приложение А    33
Приложение Б    34
Приложение В    35
Приложение Г    36

 

Введение
В настоящее время в любой стране мира господствуют рыночные отношения. Организаций, выпускающих однородную продукцию, сейчас огромное количество. Между ними существует жесткая конкуренция. И выпуск качественной, недорогой, конкурентоспособной продукции и услуг по сравнению с аналогами – главная задача любой организации в любой стране.
Готовая продукция – конечный продукт производственного процесса предприятия. 
Выпуск конкурентоспособной продукции и ее реализация завершают кругооборот хозяйственных средств предприятия, что позволяет ему выполнять обязательства перед государственным бюджетом, банком по ссудам, рабочими и служащими, поставщиками и возмещать производственные затраты. Достижение конкурентоспособности своей продукции и увеличение объема ее реализации является важной задачей для каждого предприятия.
Промышленные предприятия не только производят продукцию в нужном количестве, ассортименте и качестве, соответствующую запросам потребителя, но и обеспечивают коммерческую деятельность по сбыту готовой продукции. В условиях рыночных отношений усиливается ее роль, усложняются задачи.
Предприятиям необходимо знать области сбыта, потребности, спрос на данную продукцию, цены на данную продукцию, исследование емкости рынка, определение доли предприятия в общем объеме продажи продукции данного ассортимента, анализ рыночной ситуации, исследование динамики объема продаж, анализ каналов сбыта, изучение мнений покупателей и потребительских предпочтений.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что проблема качества и конкурентоспособности становится ключевой для российских предприятий, способствуя очевидному росту интереса к стратегическим вопросам бизнеса и проблеме качества, а также к подходам и методам их решения, выражаясь в разных формах:
- сосредоточении усилий широкого круга компаний на налаживании производства продукции конкурентоспособной по своим характеристикам;
- изучении опыта западных компаний, которые поставляют на мировой рынок продукцию, превосходящую по своим параметрам отечественную, с целью возможного его использования на своем предприятии;
-активизации деятельности по разработке и внедрению системы менеджмента качества продукции, отвечающих требованиям международных стандартов;
Решение проблемы качества – неотъемлемый элемент стратегии развития современных компаний.
Объектом исследования в работе выступает ОАО «Трубодеталь». 
Предметом исследования является процесс анализа конкурентоспособности продукции предприятия.
Целью работы является рассмотрение и анализ производства и реализации продукции, определение факторов влияющих на конкурентоспособность продукции на ОАО «Трубодеталь», а так же предложение мероприятий по совершенствованию. В связи с этим задачами курсового проекта являются:
- определение теоретических аспектов анализа конкурентоспособности продукции;
- анализ конкурентоспособности продукции на конкретном предприятии,
-    выявление возможных путей совершенствования на основе проведенного анализа.
Исследовательская база основывается на официальных законодательных актах и нормативно- правовых документах.
Теоретическую основу написания данной работы составляют труды отечественных и зарубежных авторов, среди которых Азоев Г.Л., Завьялов П.С., Лозовский Л.Ш., Поршнев А.Г., Райзберг Б.А. и др.
На сегодняшний день не существует однозначного определения конкурентоспособности, а также единой универсальной методики ее оценки. К тому же, относительно различных типов рынков и отраслей необходимо применять разнообразные показатели конкурентоспособности.
В литературе наиболее распространен подход разработанный учеными Поршневым А.Г. и Райзбергом Б.А.
 

Глава 1. Теоретические основы конкурентоспособности продукции
1.1 Сущность конкурентоспособности и качества продукции, их различие и экономическое значение
Проблема качества и конкурентоспособности продукции носит в современном мире универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной жизни любой страны, практически любого потребителя.
Объективный фактор, объясняющий многие глубинные причины наших экономических и социальных трудностей, с одной стороны, и причины повышения эффективности производства и уровня жизни в развитых странах Запада, с другой, – это качество создаваемой и выпускаемой продукции [2].
Конкурентоспособность и качество – концентрированное выражение всей совокупности возможностей страны, любого производителя создавать, выпускать и сбывать товары и услуги.
Качество – синтетический показатель, отражающий совокупное проявление многих факторов – от динамики и уровня развития национальной экономики до умения организовать и управлять процессом формирования качества в рамках любой хозяйственной единицы. Вместе с тем мировой опыт показывает, что именно в условиях открытой рыночной экономики, немыслимой без острой конкуренции, проявляются факторы, которые делают качество условием выживания товаропроизводителей, мерилом результативности их хозяйственной деятельности, экономического благополучия страны.
Фактор конкуренции носит принудительный характер, заставляя производителей под угрозой вытеснения с рынка непрестанно заниматься системой качества и в целом конкурентоспособностью своих товаров, а рынок объективно и строго оценивает результаты их деятельности.
В условиях развитого конкурентного рынка маркетинг становится эффективным средством решения проблемы качества и конкурентоспособности товаров, испытывая, в свою очередь, их обратное воздействие, которое расширяет либо снижает его возможности.
Конкурентоспособность товара – решающий фактор его коммерческого успеха на развитом конкурентном рынке. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама). Более того, важной составной частью конкурентоспособности товара является уровень затрат потребителя за время его эксплуатации [2].
Иначе говоря, под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих его успех на рынке, т.е. преимущество именно этого товара над другими в условиях широкого предложения конкурирующих товаров-аналогов. И поскольку за товарами стоят их изготовители, то можно с полным основанием говорить о конкурентоспособности соответствующих предприятий, объединений, фирм, равно как и стран, в которых они базируются.
Любой товар, находящийся на рынке, фактически проходит там проверку на степень удовлетворения общественных потребностей: каждый покупатель приобретает тот товар, который максимально удовлетворяет его личные потребности, а вся совокупность покупателей – тот товар, который наиболее полно соответствует общественным потребностям, нежели конкурирующие с ним товары [2].
Поэтому конкурентоспособность (т.е. возможность коммерчески выгодного сбыта на конкурентном рынке) товара можно определить, только сравнивая товары конкурентов между собой. Иными словами, конкурентоспособность – понятие относительное, четко привязанное к конкретному рынку и времени продажи. И поскольку у каждого покупателя имеется свой индивидуальный критерий оценки удовлетворения собственных потребностей, конкурентоспособность приобретает еще и индивидуальный оттенок.
Чтобы удовлетворить свою потребность, покупателю недостаточно приобрести товар. Если это технически достаточно сложное изделие, то покупателю придется нести расходы по эксплуатации (платить за топливо, смазочное масло, запасные части, ремонт), оплачивать (если это товар производственного назначения) труд обслуживающего персонала, тратить деньги на его обучение, страхование и т.д. Таким образом, затраты покупателя состоят из двух частей: расходов на покупку (цена товара) и расходов, связанных с потреблением, называемых ценой потребления.
Цена потребления обычно значительно выше продажной цены, поэтому наиболее конкурентоспособен не тот товар, который предлагают по минимальной цене на рынке, а тот, у которого минимальная цена потребления за весь срок его службы у потребителя [3].
Однако этот экономический показатель при всей его важности не исчерпывает полностью понятия конкурентоспособности. Число параметров конкурентоспособности зависит от вида и сложности изделия в техническом и эксплуатационном отношениях, а также от требуемой точности оценки, цели исследования и других внешних факторов.
Наконец, конкурентоспособность определяется только теми свойствами, которые представляют заметный интерес для покупателя (и, естественно, гарантируют удовлетворение данной потребности). Все характеристики изделия, выходящие за рамки этих интересов, рассматриваются при оценке конкурентоспособности как не имеющие к ней отношения в данных конкретных условиях.
Превышение норм, стандартов и правил (если только оно не вызвано предстоящим повышением государственных и иных требований) не только не улучшает конкурентоспособность изделия, но, напротив, нередко снижает ее, поскольку ведет к росту цены, не увеличивая с точки зрения покупателя потребительной ценности, в силу чего представляется ему бесполезным.
Изучение конкурентоспособности товара должно вестись непрерывно и систематически (Приложение А), в тесной привязке к фазам его жизненного цикла, чтобы своевременно улавливать момент начала снижения показателя конкурентоспособности и принять соответствующие упреждающие решения (например, снять изделие с производства, модернизировать его, перевести на другой сектор рынка). При этом исходит из того, что выпуск предприятием нового продукта, прежде чем старый исчерпал возможности поддержания своей конкурентоспособности, обычно экономически нецелесообразен [3].
Вместе с тем любой товар после выхода на рынок начинает постепенно расходовать свой потенциал конкурентоспособности. Такой процесс можно замедлить и даже временно задержать, но остановить – невозможно. Поэтому новое изделие проектируется по графику, обеспечивающему ему выход на рынок к моменту значительной потери конкурентоспособности прежним изделием. Иначе говоря, конкурентоспособность новых товаров должна быть опережающей и достаточно долговременной.
В практической деятельности и в теоретических изысканиях нередко ставится знак равенства между качеством и конкурентоспособностью либо вообще не делается различий между ними. Имеют место также споры относительно того, какое из двух понятий шире. Постараемся ответить на эти вопросы.
В соответствии с определением Международной организации по стандартизации (ИСО), поддерживаемым видными специалистами многих стран, включая Россию, качество – это совокупность свойств и характеристик продукта, которые придают ему способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Будучи продуктом труда, качество товара – категория, неразрывно связанная как со стоимостью, так и с потребительной стоимостью.
Потребителя интересует не природа продукта труда как такового, ему важно то, что продукт, становящийся товаром, обладает нужными свойствами, которые являются объектом потребления. Предметом потребления могут быть продукты, разные по способу потребления, конструкции, назначению. Один и тот же продукт может обладать множеством различных свойств и быть пригодным для разных способов использования. В свою очередь, совокупность свойств, присущих отдельному продукту, выделяет его из множества аналогичных предметов и поэтому с экономической точки зрения качество товара – характеристика его способностей удовлетворять ту или иную потребность. Сам предмет потребления представляет собой не что иное, как совокупность полезных свойств продукта труда. И только совокупность определенных свойств делает продукт предметом потребления. При наличии строго определенной конкретной потребности каждый предмет потребления, кроме способности ее удовлетворять, характеризуется еще и тем, насколько полно он это делает, т.е. степенью полезности [4].
Конкурентоспособность товара определяется, в отличие от качества, совокупностью только тех конкретных свойств, которые представляют несомненный интерес для данного покупателя и обеспечивают удовлетворение данной потребности, а прочие характеристики во внимание не принимаются. Более того, в силу указанного, товар с более высоким уровнем качества может быть менее конкурентоспособен, если значительно повысилась его стоимость за счет придания товару новых свойств, не представляющих существенного интереса для основной группы его покупателей.
Вообще некорректно отождествлять «конкурентоспособность» с « уровнем качества» и «техническим уровнем продукции» по следующим соображениям. Согласно ГОСТу 15.467-79, уровень качества продукции – это относительная характеристика качества, основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемой продукции с базовыми значениями соответствующих показателей. Технический уровень продукции, согласно тому же стандарту, также относительная характеристика качества, основанная на сопоставлении значений показателей, характеризующих техническое совершенство продукции с соответствующими базовыми значениями.
Сравнение с базой – необходимый элемент оценки, как уровня качества, так и технического уровня. Выбор продукции, принимаемой за базу сравнения, зависит от цели, для которой проводится сравнение, и является непростым делом". Что касается конкурентоспособности, то для ее оценки необходимо сравнить параметры анализируемого изделия и конкурирующего товара с уровнем, заданным потребностями покупателя, а затем сопоставить полученные результаты.  
Понятие «конкурентоспособность товара» шире понятий «качество товара» и «технический уровень товара». Последние – это главная составляющая конкурентоспособности товара, предопределяющая его уровень, но не единственная. Уровень конкурентоспособности наряду с параметрами, раскрывающими непосредственную потребительскую ценность товара в сопоставлении с аналогами-конкурентами, определяется также внешними по отношению к собственно товару факторами и характеристиками, не обусловленными его свойствами: сроки поставки, качество сервиса, реклама, повышение (снижение) уровня конкурентоспособности конкурирующих товаров, изменение соотношения спроса и предложения, финансовые условия и др. Сказанное подтверждает схема, расположенная в Приложении А.
Качество выступает как главный фактор конкурентоспособности товара, составляя его «стержень». В принципе низкокачественный товар обладает и низкой конкурентоспособностью, равно как и товар высокого качества, — это конкурентный или высоко конкурентный товар. Имеющиеся на практике исключения в этом отношении лишь подтверждают общие положения [4].
Центральное место, занимаемое качеством и конкурентоспособностью в товарной и в целом в рыночной политике, определяет их место в стратегии маркетинга и практической маркетинговой деятельности. И поскольку маркетинг ставит в центр внимания потребителя, вся работа предприятия, использующего принципы и методы маркетинга, направлена на подчинение производства интересам потребителя.
В силу этого проблемы качества и конкурентоспособности в маркетинге носят не текущий, тактический, а долговременный, стратегический характер. Отсюда и долгосрочное прогнозирование объема и характера потребностей, перспективного технического уровня и качества продукции нацелено на:
– выявление возможных требований к ассортименту и качеству изделий на перспективный период их производства и потребления; 
– определение научно-технических и экономических возможностей удовлетворения требований потребителя; 
– установление ассортимента и показателей качества при разработке перспективных видов продукции.
Высокое качество и конкурентоспособность продукции обеспечиваются всей системой маркетинга – от конструирования, опытного и серийного производства до сбыта и сервиса эксплуатируемых изделий, включая в числе других средства и методы управления и контроля качества, способы транспортирования и хранения, установку (монтаж) и послепродажное обслуживание.
 

1.2 Анализ конкурентоспособности продукции
Оценка конкурентоспособности продукции основывается на исследовании потребностей покупателей и требований рынка. Чтобы товар удовлетворял потребности покупателя, он должен соответствовать определенным параметрам [5]:
•    техническим (свойства товара, область его применения и назначения);
•    эстетическим (внешний вид товара);
•    эргономическим (соответствие товара свойствам человеческого организма);
•    нормативным (соответствие товара действующим нормам и стандартам);
•    экономическим (уровень цен на товар, сервисное и его обслуживание, размер средств, имеющихся у потребителя для удовлетворения данной потребности).
Методика анализа конкурентоспособности продукции рассмотрена на Рисунке 2 Приложения Б.
Для оценки конкурентоспособности по этой методике необходимо сопоставить параметры анализируемого изделия и товара-конкурента. С этой целью рассчитывают единичные, групповые и интегральный показатели конкурентоспособности продукции.
Единичные показатели (g) отражают процентное соотношение уровня какого-либо технического или экономического параметра (Р) к величине того же параметра продукта-конкурента (Р100), принимаемого за 100%:

g = (Р/ Р100) * 100.            (1)

Описанный показатель позволяет лишь констатировать факт необходимости повышения или снижения параметров продукции для обеспечения конкурентоспособности, но не отражает влияние каждого параметра при выборе товара потребителем.
Групповой показатель (G) объединяет единичные показатели (gi) по однородной группе параметров (технических, экономических, эстетических) с помощью весовых коэффициентов (аi), определенных экспертным путем:

G = ∑ аi * gi.            (2)

Интегральный показатель (I) представляет собой отношение группового показателя по техническим параметрам (Gт) к групповому показателю по экономическим параметрам (Gэ):

I = Gт / Gэ.            (3)

Если I < 1, то анализируемое изделие уступает образцу, а если I > 1, то оно превосходит изделие-образец или изделие конкурента по своим параметрам.
Кроме рейтинговой оценки конкурентоспособности товаров для определения фактического положения изделия на определенном рынке можно определить долю рынка, контролируемую данным предприятием. Чем больше эта доля, тем выше фактическая конкурентоспособность товаров фирмы на данном рынке, и наоборот. С этой же целью рассчитывают и такой показатель, как отношение доли, занимаемой фирмой на рынке, к доле наиболее крупного конкурента. Если это отношение меньше единицы, то доля фирмы считается высокой, если меньше – низкой.
 

Глава 2. Анализ конкурентоспособности продукции на ОАО «Трубодеталь»

2.1. Организационно – экономическая характеристика предприятия ОАО «Трубодеталь»
История создания и развития ОАО «Трубодеталь» неразрывно связана с историей Родины. Когда во второй половине 40-х годов ХХ века в СССР началось масштабное послевоенное  восстановление экономики, в Челябинске— в пгт. Новосинеглазовский — был создан Комбинат производственных предприятий треста «Бензинопроводстрой» (обеспечивший материалами крупнейший в стране бензинопровод Уфа — Челябинск — Новосибирск). 
С даты основания этого предприятия — 18 ноября 1949 года — и берет отсчет трудовая летопись завода «Трубодеталь».
В 2005 году ОАО «Трубодеталь» вошло в состав Объединенной металлургической компании (ОМК). Слияние ОМК и «Трубодетали» обусловлено  необходимостью предлагать потребителям комплексные решения по строительству магистральных сетей, а также оптимально удовлетворять интересы своих клиентов. 
2005 г. ОАО «Трубодеталь» награждается  Международной наградой общественного признания - орденом «Слава России» .
ОАО «Трубодеталь»  входит в состав Группы компаний ОМК.
2006 г. Выручка ОАО «Трубодеталь»  увеличивается на 39% и составляет 1 732 млн. руб. Чистая прибыль предприятия растет на 100% и составляет 337, 48 млн. руб. Рентабельность продукции - 30,28% по сравнению с 25,96% в 2005 году. 
 2007 г. Объем выпущенной продукции увеличивается на 73,6% и составляет 16 294,5 тонн.
 В ОАО «Трубодеталь» проводится модернизация оборудования, реконструкция цехов, реализуются инвестиционные проекты по созданию мощностей для расширения ассортимента изготовляемой продукции. 
Испытательный центр ОАО «Трубодеталь» пополняется новым немецким оборудованием германской фирмы-производителя испытательных машин - Zwick GmbH & Co.RG. Приобретаются маятниковый копер, предназначенный для проведения испытаний на ударный изгиб, две машины, испытывающие материалы и сварные соединения на растяжение, и машина для испытаний изоляционных покрытий на растяжение, один горизонтальный и два вертикальных фрезерных станка, а также токарно-винторезный станок, которые позволяют изготавливать испытательные образцы с особой точностью. 
ОАО «Трубодеталь» начинает реализацию крупного инвестиционного проекта по созданию мощностей для производства штампосварных тройников, целью которого  стало освоение выпуска новых видов продукции: тройников низкого давления (1,6 – 5, 6 МПа) и высокого давления (9,8 – 15 МПа) (тройники высокого давления в России не производятся).
ОАО «Трубодеталь» по запросу Всероссийского научно-исследовательского института строительства трубопроводов (ВНИИСТ) приступает  к производству опытных образцов разрезных тройников, которые используются как ремонтные конструкции при ликвидации незаконных врезок на трубопроводах. 
ОАО «Трубодеталь» первым из числа производителей соединительных деталей трубопроводов (СДТ) получает сертификаты соответствия «Транссерт» и «Газпромсерт». 
 2008 г. Рост производства продолжается. Плановые показатели 2008 года, которые составляли 15870,4 тонны, перевыполнены на 20,2%. По сравнению с итогами 2007 года продукции произведено больше на 2 778,2 тонны. Рост выручки по отношению к 2007 году составил 105 %.
Установлен новый рекорд - заказ для компрессорной станции «Бобровская» выполнен за полтора месяца.
Завершен ряд проектов, направленных на увеличение производительности труда, повышение качества продукции и расширение ассортиментного ряда. Внедрен каплеструйный метод маркировки. Закончен проект по установке второй газорезательной машины Suprarex SXE-P-4500, отличающейся большой скоростью резки, качеством срезов, высокой надежностью. Куплена новая германская установка  Wiwa, позволяющая эффективно и быстро работать с изоляционным  покрытием протегол. Продолжается реализация  инвестиционного проекта по созданию мощностей для производства штампосварных тройников, цель которого - освоение выпуска новых видов продукции: тройников низкого давления (1,6 – 5, 6 МПа) и высокого давления (9,8 – 15 МПа).
Получено разрешение   Федеральной   службы   по экологическому, технологическому и атомному надзору на применение тройников бесшовных   приварных  из легированной стали на опасных производственных объектах.
Прошла конференция с потребителями продукции «Перспектива развития ОАО «Трубодеталь» - дальнейшее удовлетворение требований покупателей ОМК», на которой присутствовали более 70 представителей 20 различных организаций из 11 городов РФ, республики Беларусь и Казахстана.
2009 г ОАО «Трубодеталь» принимает активное участие в строительстве Северо-Европейского газопровода и газопровода «Бованенково-Ухта».
На предприятии введена в эксплуатацию первая очередь термо-прессового участка по производству штампосварных тройников на высокие и низкие давления.Штампосварные тройники на высокие давления до сегодняшнего дня в России не изготавливались.
Идет активное освоение новой продукции: коррозионно-стойких деталей, изделий для транспортировки продуктов с повышенным содержанием сероводорода, соединительных деталей с теплоизоляционным покрытием
В ОАО «Трубодеталь» реализован широкомасштабный проект по оптимизации производства. Начато внедрение 5S – системы организации рабочего места, позволяющей значительно повысить производительность труда, создать условия для скорейшей адаптации работника на новом месте.
Разработана и внедрена система менеджмента охраны труда и техники безопасности в соответствии со стандартом OHSAS 18001. Приобретено оборудование для испытаний на ударную вязкость для изделий со стенкой менее 12 мм
На сегодняшний день ОАО «Трубодеталь» - одно из крупнейших в России и странах СНГ предприятие по производству соединительных деталей для трубопроводов из низколегированной стали диаметром 57-1420 мм. Предприятие выступает ключевым поставщиком для строительства нефтяных и газовых коммуникаций, а также магистральных сетей. Производственные мощности завода рассчитаны на выпуск 30 тыс. тонн деталей в год, с номенклатурой более 500 типоразмеров в бесшовном и штампосварном исполнении. Вся продукция, выпускаемая на предприятии, подтверждена сертификатами ISO, ГОСТ Р и соответствует требованиям ISO 9001, ISO 14001.
 По месту нахождения Общества ведется полная документация, в том числе: 
- учредительные документы Общества, а также нормативные документы, регулирующие отношения внутри Общества, с последующими изменениями и дополнениями; 
- все документы бухгалтерского учета, необходимые для проведения собственных ревизий Общества, а также проверок соответствующими государственными органами согласно действующему законодательству; 
- документы, подтверждающие право Общества на имущество; 
- проспекты эмиссий Общества; 
- протоколы заседаний, Общих собраний акционеров, Совета директоров и ревизионной комиссии; 
- перечень лиц, имеющих доверенность на представление Общества; 
- список всех членов Совета директоров и должностных лиц администрации Общества; 
- положения о филиалах и представительствах; 
- иные документы, предусмотренные Законом “Об акционерных обществах”, Уставом Общества, внутренними документами Общества. 
 Эти документы должны быть доступны для ознакомления акционерами и их полномочным представителям в любое время в течение рабочего дня. Акционеры и их представители вправе снимать копии с указанных документов, кроме относящихся к коммерческой тайне Общества. 
 Ответственность за организацию, состояние и достоверность бухгалтерского учета в Обществе, своевременное предоставление отчета и другой финансовой отчетности в соответствующие органы, а также сведений о деятельности Общества, предоставленных акционерам, кредиторам и в средства массовой информации, несет генеральный директор Общества.
На рисунке 2.1 в Приложении В представлена организационная структура предприятия «Трубодеталь».
  
2.2. Маркетинг – как инструмент регулирования хозяйственной деятельностью ОАО «Трубодеталь»

Обеспечение эффективного использования наличных ресурсов и удовлетворение запросов потребителей требует от предприятия анализа протекающих на рынке процессов. Для этих целей пред¬приятием ОАО «Трубодеталь» проводятся комплексные маркетинговые исследова¬ния. С помощью маркетинга ведется постоянный поиск новых рынков сбыта услуг, разработка новых видов услуг, способных обеспечить предприятию наибольший уровень прибыли. 
Маркетинг выступает в качестве инструмента регулирования хозяйствен¬ной деятельности предприятия в соответствии с рыночным спро-сом. Поэтому анализ производственных результатов деятельности предприятия должен начинаться с анализа его маркетинговой деятельности.
Основными задачами маркетингового анализа на ОАО «Трубодеталь» явля¬ются:
- изучение спроса на услуги предприятия и рынков сбыта; обоснование производственной программы предприятия;
- анализ основных факторов, влияющих на спрос; выявление услуг, не пользующихся спросом; 
- анализ ценообразования на предприятии; оценка основных стратегий ценообразования;
- анализ методов стимулирования сбыта услуг и выбор наи¬более эффективных;
- выявление реальных и потенциальных конкурентов пред-приятия; оценка сильных и слабых сторон конкурентов, а также собственных преимуществ и недостатков; 
- оценка конкурентоспособности услуг и предприятия в це¬лом.
От рынков, на которых действует предприятие, зависит объем реализации услуг, средний уровень цен, себестоимость услуг, сум¬ма полученной прибыли, рентабельность услуг. В связи с этим анализ рыночной конъюнктуры включает в себя оценку:
- структуры рынков и уровня их доходности;
- потенциальных потребителей услуг с учетом различных критериев;
- потребления услуг в расчете на душу населения;
- общего спроса на услуги на данном рынке;
- качества услуг, предоставляемых на данном рынке различными предприятиями;
- общей емкости рынка и рыночной доли конкретного предприятия.
Спрос как экономическая категория характеризует объем то¬варов и услуг, которые потребитель желает и в состоянии приоб¬рести по определенной цене на протяжении определенного пери¬ода времени на определенном рынке.
На уровень спроса влияют следующие факторы: цены на услу¬ги, качество предоставляемых услуг, потребительские предпочте¬ния, доходы потребителей, ожидание потребителями изменения их доходов или цен на услуги, насыщенность рынка, процентные ставки по вкладам, стимулирующие к потреблению или накопле¬нию и др.
Основными показателями величины рынка (количественны¬ми показателями) являются емкость рынка и рыночная доля пред¬приятия. Емкость рынка характеризует возможный объем реализа¬ции услуг на данном рынке в течение определенного периода вре¬мени.
Основной качественной характеристикой рынка является его доходность.
Процесс анализа состоит из следующих этапов:
1)    выделяются основные факторы, которые влияют на конъюнктуру рынка и оцениваются через систему статистических показателей;
2)    строятся динамические ряды по каждому показателю, с их помощью оцениваются действия данных показателей в прошлом;
3)    определяется значимость и степень воздействия основных факторов на конъюнктуру рынка в будущем на основе имеющихся оценок;
4)    определяется общий итог взаимодействия всех факторов, выявляются место и роль каждого из них.
Итогом маркетингового анализа должна являться всесторонняя характеристика конъюнктуры рынка — ситуации, сло¬жившейся на рынке в определенный момент времени. Конъюнк¬туру рынка характеризуют следующие параметры: соотношение спроса и предложения на данном рынке, уровня цен и доходов, степень конкуренции, «входные барьеры» на рынок, степень го¬сударственного регулирования рынка, наличие сезонных или иных колебаний спроса и т.д.
Производственной и коммерческой стратегией предприятия предусмотрено разбиение всего инвестиционного периода (1,5 года) на шесть этапов - по одному календарному кварталу в каждом. 
 Реализация товаров и услуг фирмы на освоенном рынке, выход и закрепление на новых рынках осуществляется в соответствии с данными анализа рыночной конъюнктуры и выбранной тактики позиционирования товаров и ценообразования в условиях конкуренции. 
Последовательность действий фирмы по продвижению товаров на рынок подчинен схеме поквартального наращивания мощности производства (2-й, 3-й, 4-й инвестиционные периоды) и тактике позиционирования своего товара на целевых сегментах рынков в зависимости от поведения конкурентов.
В соответствии с динамикой наращивания объемов сбыта принимается следующая тактика продвижения товаров на рынок:
 1-й квартал - заключение договоров поставок "на заказ" по уже установленным контактам до инвестиционного периода;
 2-й квартал - работа "на заказ", реклама в Челябинской области;
 3-й квартал - ценовая дискриминация товаров конкурентов на новых рынках, реклама;
 4-й квартал - выравнивание цен на товары на новых рынках до уровня среднерыночных; 
- освоение новых рынков (ближнее зарубежье); 
- цены - среднерыночные; повышение качества продукции, реклама.
В качестве каналов продвижения и сбыта продукции фирма использует:
- участие в постоянно действующих выставках в г. Челябинске; 
- распространение рекламных листков на товары фирмы в России;
- рекламные щиты в г. Челябинске. 
В своем комплексе маркетинга фирма широко использует возможности поддержки администрации Челябинской области в обеспечении хозяйствующих субъектов автомобильными запчастями. 
Объем реализации фирмы по данному инвестиционному проекту прогнозируется исходя из производительности технологического оборудования, емкости выбранных рынков сбыта, а также установившихся средних рыночных цен на аналогичную продукцию и услуги. 
Исходя из учитываемых факторов, осуществляется прогнозная оценка объема оборота фирмы в год в разрезе основных видов деятельности. 
Объем продаж в натуральном выражении принимается из условия полной загрузки производственных мощностей предприятия по всем видам деятельности; розничная цена - по опыту пробных продаж продукции и аналогичных услуг на рынке.
Реальная производственная и сбытовая стратегия предприятия строится исходя из сезонности спроса на продукцию и услуги, однако для упрощения и наглядности экономических расчетов в дальнейшем принимается равномерная по месяцам производственная программа, относительно которой исчисляются потребные издержки производства при условии полной загрузки мощностей предприятия.

2.3. Основные факторы, влияющие на конкурентоспособность продукции на ОАО «Трубодеталь»

Для того чтобы оценить, является ли продукция предприятия конкурентоспособной, необходимо сопоставить параметры анализируемого изделия и товара – конкурента, оценить выполнение плана по номенклатуре, рассчитать коэффициент ритмичности, проанализировать какие факторы влияют на изменения объема реализации продукции.
Оценка выполнения плана по номенклатуре основывается на сопоставлении планового и фактического выпуска про¬дукции по основным видам, включенным в номенклатуру (табл.2.1, представлена в приложении Г). 
Отклонение в выполнении обязательств по поставке ведущего вала и возвратной пружины в отчетном периоде на 1 и 2 единицы соответственно (10%, 20 %) должно быть восполнено в последующем периоде.
 Коэффициент ритмичности равен 99%. Данные таблицы показывают, что предприятие в течение года работало ритмично, допускались незначительные отклонения от запланированного уровня выпуска продукции в третьем квартале, что пришлось компенсировать в четвертом квартале года.
Данные табл. 2.3 (приведена в приложении Г) показывают, что перевыполнение плана реализации продукции произошло в результате роста выпуска продукции, наличия сверхплановых остатков готовой продук¬ции и товаров, отгруженных на начало года, и снижения остат¬ков товаров, отгруженных на конец года. Отрицательное влия¬ние на объем реализации оказало сверхплановое увеличение остатков готовой продукции на конец года.
Для оценки конкурентоспособности продукции необходимо сопоставить параметры анализируемого изделия и товара-конкурента. С этой целью рассчитывают единичные, группо¬вые и интегральные показатели конкурентоспособности продукции (табл.2.4, приложение Г).
Единичные показатели   отражают процентное отношение уровня какого – либо технического или экономического параметра (Р) к величине того же параметра продукта конкурента (Р100), принимаемого за 100%:
 
Групповой показатель (G) объединяет единичные показатели ( ) по однородной группе параметров с помощью весовых коэффициентов ( ), определяемых экспертным путем:
 
Интегральный показатель (I) представляет собой отношение группового показателя по техническим параметрам( ) к групповому показателю по экономическим параметрам( ):
 
Если I<1, то анализируемое изделие уступает образцу, а если I>1 , то оно превосходит изделие – образец или изделие конкурента по своим параметрам.
По данным таблицы можно сделать вывод о том, что оцениваемое изделие уступает базовому образцу по техническим параметрам, но превосходит его по экономическим параметрам, что делает его конкурентоспособным:  .
Кроме рейтинговой оценки конкурентоспособности товаров для определения фактического положения изделия на определенном рынке можно определить долго рынка, контролируемую данной фир¬мой. Чем больше эта доля, тем выше фактическая конкурентоспо¬собность товаров фирмы на данном рынке, и наоборот. С этой же целью рассчитывают и такой показатель, как отношение доли, зани¬маемой фирмой на рынке, к доле наиболее крупного конкурента. Если это отношение больше единицы, то доля фирмы считается высокой, если меньше - низкой.
Важное направление повышения конкурентоспособности про¬дукции - совершенствование организации торговли, сервисного об¬служивания покупателей, рекламы продукции, которые являются мощными инструментами стимулирования спроса.
2.4 Выявление резервов для повышения конкурентоспособности ОАО «Трубодеталь»
Повышение конкурентоспособности предприятия имеет два направления:
первое – завоевание рынков, используя все свои конкурентные преимущества; второе – адаптация и прямая защита отдельных элементов деятельности предприятия в условиях рыночной экономики.
Анализ конкурентным позиций предприятия на рынке предполагает определение факторов, воздействующих на отношение покупателей к предприятию и, как результат, на изменение его доли. Данные факторы можно подразделить на: внешние факторы развития экономики страны (меры государственного экономического и административного регулирования; характеристики конкурентной среды; деятельность общественных и негосударственных институтов); внутренние факторы развития предприятия, связанные с потенциальными возможностями самого предприятия по обеспечению своей конкурентоспособности.
Факторы могут воздействовать как в сторону повышения конкурентоспособности предприятия, так и сторону ее снижения. Как правило, предприятия осуществляют свою деятельность в различных социальных и экономических условиях, в результате чего уровень использования факторов неодинаков. Неполное использование факторов конкурентоспособности не позволяет реализовать конкурентный потенциал предприятия, что делает необходимым выявление и реализацию резервов повышения конкурентоспособности предприятия.
Под резервами предприятия понимают неиспользованные в полном объеме возможности предприятия, связанные с сокращением затрат в самом производстве и по обеспече

Категория: Скачать курсовую бесплатно | Добавил: Демьян
Просмотров: 153 | Загрузок: 49 | Рейтинг: 0.0/0 |

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу