Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск





Вс, 05.05.2024, 14:49
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
Каталог файлов


Главная » Файлы » Скачать бесплатно диплом, курсовую, реферат, отчет » Скачать реферат бесплатно [ Добавить материал ]

Теории памяти
[ (24.6 Kb) ] 27.11.2019, 20:05

Содержание
1. Введение…………………………………….
2. Ассоцианистская теория памяти…………………………..
3. Гештальттеория……………………………………………..
4. Бихевиористическая теория памяти…………………………
5. Деятельная теория памяти…………………………………………
6. Смысловая теория памяти…………………………………..
7. Заключение………………………………………………….
8. Список используемой литературы……………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ВВЕДЕНИЕ
Наш мозг обладает очень важным свойством. Он не только получает информацию об окружающем мире, но и хранит, накапливает ее. Каждый день мы узнаем много нового, с каждым днем обогащаются наши знания. Все, что узнает человек, может быть надолго сохранено в "кладовых" его мозга.
Образы предметов и явлений, которые возникают в мозгу в результате воздействия их на анализаторы, не исчезают бесследно после прекращения этого воздействия. Образы сохраняются и в отсутствие этих предметов и явлений в виде так называемых представлений памяти.
Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности - воспроизводятся. Эти процессы называются памятью.
"Без памяти, - писал С. Л. Рубинштейн, - мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом".
Исследованиями памяти в настоящее время заняты представители разных наук: психологии, биологии, медицины, генетики, кибернетики и ряда других. В каждой из этих наук существуют свои вопросы, в силу которых они обращаются к проблемам памяти, своя система понятий 'и, соответственно, свои теории памяти. Но все эти науки, вместе взятые, расширяют наши знания о памяти человека, взаимно дополняют друг друга, позволяют глубже заглянуть в это, одно из самых важных и загадочных явлений человеческой психологии.
В течение столетий создано немало теорий (психологических, физиологических, химических и др.) о сущности и закономерности памяти. Они возникали в пределах определенных направлений психологии и так решали эту проблему с позиций соответствующих методологических принципов.
Распространение получили ассоцианистская, гештапьтпсихопогическая, бихевиористическая и действенная теории памяти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


АССОЦИАНИСТСКАЯ ТЕОРИЯ ПАМЯТИ
Одной из первых психологических теорий памяти, что до сих пор не утратила научного значения, была ассоцианстская теория. Исходным для нее стало понятие ассоциации, что означает связь, соединение. Механизм ассоциации состоит в установлении связи между впечатлениями, что одновременно возникают в сознании, и его воспроизведении индивидом. Основными принципами создания ассоциаций между объектами являются: совпадение их влияния в пространстве и времени, сходство, контраст, а также их повторения субъектом. В. Вундт считал, что память человека состоит из трех видов ассоциаций: вербальных (связи между словами), внешних (связи между предметами), внутренних (логические связки значений). Словесные ассоциации рассматривались как важнейшее средство интериоризации чувственных впечатлений, благодаря чему они становятся объектами запоминания и воспроизведения.
Важнейшая роль ассоциаций в процессах памяти была отмечена еще Аристотелем. В XVIII–XIX вв. учение об ассоциации лежало в основе так называемой ассоциативной психологии, распространившей принцип ассоциации на все психические явления (Юм, Д.Джеймс, Спенсер). Подлинно научное обоснование принципа ассоциаций и раскрытие их закономерностей было дано И.М.Сеченовым и И.П.Павловым. По Павлову ассоциации – не что иное как временная связь, возникающая в результате одновременного или последовательного действия 2 или нескольких раздражителей.
Отдельные элементы информации согласно ассоцианистской теорией, запоминаются, хранятся и воспроизводятся НЕ изолированно, а в определенных логических, структурно-функциональных и смысловых связях с другими. В частности установлено, как изменяется количество элементов, которые запоминаются, в зависимости от повторений ряда элементов и распределения их во времени и как хранятся в памяти элементы ряда, которые запоминаются, в зависимости от времени, которое прошло между заучиванием и воспроизведением.
В 80-х гг. XIX в. немецкий психолог Г.Эббингауз открыл закон ''чистой'' памяти, выведенный на основе опытов с запоминанием трехбуквенных бессмысленных слогов, забывание после первого безошибочного повторения серии таких слогов идет вначале довольно быстро. Уже в течение первого часа забывается до 60% всей полученной информации, а через шесть дней остается менее 20% от общего числа первоначально выученных слогов.
''Более всего имеет значение чувственный тон и связанный с ним интерес. Переживания, сопровождаемые сильным удовольствием или неудовольствием, неискоренимо, так сказать, запечатлеваются и часто после многих лет вспоминаются с большей отчетливостью. То, чем человек особенно интересуется, он запоминает без особого труда; все же остальное забывается с поразительной легкостью. При заучивании лишенных смысла слогов или ничем между собой не связанных слов запоминаются преимущественно члены, почему-либо особенно заметные, странно звучащие, например, или редкие''. Г.Эббингауз также сделал вывод, что при запоминании длинного ряда лучше воспроизводится материал, находящихся на концах («эффект края»).
В ассоциатизме Эббингауза (классическая теория памяти), в котором процесс формирования опыта это процесс установления следов между отдельными впечатлениями (единицами восприятиями), то есть образование представления (в отсутствии действия объекта из вне). Механизм в установлении связей (ассоциаций). Главное условие - это частота повторения сочетаний отдельных впечатлений. Законы по типу установления связей: по смежности Пространственная и временная), контрасту, сходству. Воспоминания (или более общо -- воспроизведение) это возрождающиеся представления вместе с сознанием того, что ни однажды уже переживались. Так воспроизведение можно соотнести с действительным процессом (энергией), а память с возможностью такого процесса. Ассоционированные образования это те, которые однажды были пережиты вместе и у которых существует возможность того, что одно непременно вызовет другое.
Существуют разные методы экспериментального исследования:
Метод запоминаемых членов (вызывают у человека нескольких впечатлений и просят их воспроизвести; метод заучивания до наступления эффекта (здесь переменной является число повторений и необходимое для этого время; метод угадывания (после заучивания ряда воспроизводят перед человеком только отдельные члены этого ряда с требованием указать следующий член); метод поправок (на остановки или ошибки при воспроизведении даются подсказки и их число сосчитывается). Запоминание зависит от числа повторений, абсолютного места в ряду, принадлежность членов к одному целому (важно не число подлежащих запоминанию букв, а число вызываемых ими представлений, что выражается в необходимом для этого числе повторений), накопление и распределение представлений во времени), правило Йотса: в случае двух ассоциированных рядов равной силы, но разного возраста, новое повторение приносит большую пользу старому, наличие интереса и внимания к запоминанию (ассоциирующая сила удовольствия больше чем неудовольствия).
Забывание:
1. Изменения отдельных членов (опыты с кратковременным опознанием различий показали, что через длительное время различие в опознании были несущественными, то есть процесс дальше не падал. Это объясняется отношением одного члена к целому образу и узнавание происходит не в сравнении наличного с когда то бывшим, а сравнением отношения к целому).
2.Ослабление ассоциативной связи: кривая забывания (процент сохранения от прошедшего времени) указывающая на то, что по истечении одного часа требуется более половины первоначальной работы. Процесс забывания происходит с меньшей скоростью при большей затраченной на заучивание работе. Еще меньше это касается осмысленного материала.
Флорес: метод заучивания (или точнее метод последовательных воспроизведений) Эббингауза позволяет построить кривую научения (количество проб от числа элементов правильно воспроизведенных в этой пробе); метод постоянного числа предъявлений (на группе с показателями коэффициента узнавания и запоминания; метод уравнивания Вудвортса (исключение из ряда правильно воспроизведенных элементов); метод антиципации Эббингауза (воспроизведение в установленном порядке с подсказкой); метод парных ассоциаций (запоминание пар таким образом, чтобы при предъявлении первой можно было назвать второй); метод узнавания; метод реконструкций (воссоздание заученного порядка при предъявлении перемешиваемого материала); метод сбережения (относительное сбережение - отношения разностей числа проб при первом и втором заучивании и числа проб при первом заучивании и число проб соответствующих критерию усвоения).
Влияние материала: влияние прогрессивного и регрессивного торможения на ответ, относящийся к данному стимулу будет тем сильнее чем больше предшествующих стимулов в первом случае и последующих во втором. Это же относится и к долговременному материалу. Число проб возрастает при схожести материала (в сильной степени это касается не семантических признаков). Эффект фон Рестрофф: в смешанном ряду разнородные элементы сохраняются лучше однородных.
Для объяснения эффектов распределенности упражнений были привлечены две группы гипотез:
1. Гипотеза Мюллера и Пильцекера (в перерывах действуют процессы реактивации и консолидации следов, основанная на инертности биофизиологических процессов).
2. гипотеза утомления или реактивного торможения Халла; Гипотеза Мак ГИч (забывание во время отдыха неправильных ответов связанных с прошлыми ассоциациями).
Заслуга Эббингауза в том, что некоторые виды памяти действительно ассоциативны. Однако приобретение всего опыта не описывается механизмом установления ассоциаций (это критика Эббинггауза). Бергсон возражал против этого тезиса: два вида памяти (на примере заучивания стихотворения: 1. заучивание как память привычки и как 2. память духа, в которой не было задачи устанавливать ассоциации). Ассоцианизм закрыл доступ к изучению произвольной памяти, непроизвольной памяти у животных и детей, а также влияние со стороны субъекта на запоминаемый материал.
У другого психолога Г.Э.Мюллера исследования сводились к изучению специальной сознательной мнемической деятельности (процесса преднамеренного заучивания и воспроизведения  материала) и меньше уделялось внимания анализу естественных механизмов запечатления следов.
Герман Эббингауз писал: « Душевные образования называются ассоциированными, если они когда-либо раньше были пережиты вместе, и существует более или менее основательное допущение, что при существующих условиях они могут вызывать друг друга ».(9,стр.10) Таким образом, необходимым и достаточным основанием для образования связи между двумя впечатлениями ассоцианизм считает одновременность появления их в сознании. Поэтому задача более глубокого изучения механизмов запоминания перед ассоцианистами вообще не возникала, и они ограничились характеристикой внешних условий, необходимых для возникновения «одновременных впечатлений». На основе этих условий выделяют три вида ассоциаций:
1. ассоциации по смежности во времени и пространстве;
2. ассоциации по сходству;
3. ассоциации по контрасту.
Позже, по мере развития психологии, было предложено дополнить эти ассоциации смысловыми связями.
Слабой стороной ассоцианизма стал его механизм, связанный с абстрагирование от содержательной, мотивационной и целевой активности памяти. Не учитывается, в частности, избирательность (различные индивиды не всегда запоминают взаимосвязанные элементы) и детерминованость (некоторые объекты сохраняются в памяти после однократного восприятия крепче, чем другие - после многократного повторения) памяти. Решительной критике подвергалась ассоцианистская теория памяти от гештальтпсихологии. Исходным в новой теории 'было понятие "гештальт" - образ как целостно организованная структура, которая не сводится к сумме его частей. В этой теории особенно подчеркивалось значение структурирования материала, доведение его до целостности, организации в систему при запоминании и воспроизведении, а также роль намерений и потребностей человека в процессах памяти (последнее объясняет избирательность мнемических процессов).

ГЕШТАЛЬТТЕОРИЯ

В конце XIX в. на смену ассоциативной теории памяти пришла гештальттеория. По убеждению сторонников этой теории (В.Вундт, Э.Б.Титченер, Б.В.Зейгарник, К.Левин) именно законы формирования гештальта определяют память.
В русле данной теории особенно подчеркивалось значение структурирования материала, его доведение до целостности, организации в систему при запоминании и воспроизведении, а также роль намерений и потребностей человека в процессах памяти. Главная мысль исследования состояла в том, что при запоминании и при воспроизведении материал обычно выступает в виде целостной структуры, а не случайного набора элементов, сложившегося на ассоциативной основе.
В исследованиях, которые основывались на гештальттеории памяти установлено немало интересных фактов. Например феномен Зейгарник: если людям предложить серию заданий, а через некоторое время прервать их исполнения, то оказывается, что впоследствии участники исследования почти вдвое чаще вспоминают незавершенные задания, чем завершенные. Объясняется это явление так. При получении задания у исследуемого возникает потребность его выполнить, которая в процессе выполнения возрастает (такую потребность научный руководитель эксперимента Б. В. Зейгарник К. Левин назвал квазипотребностью). Эта потребность полностью реализует себя, когда задание выполнено, и остается неудовлетворенными, если оно не доведено до конца. Мотивация благодаря связи с памятью влияет на избирательность последней, сохраняя в ней следы незавершенных заданий.
Память в соответствии с этой теорией существенно определяется строением объекта. Известно, что плохо структурированный материал запомнить очень трудно, тогда как хорошо организованный запоминается легко и почти практически без повторов. Когда материал не имеет четкой структуры, индивид часто разделяет или объединяет его путем ритмизации, симметризации т.д. Человек сам стремится перестроить материал для того, чтобы он лучше запоминания.
Исследования Б.В.Зейгарник показали, что если испытуемым предложить серию заданий, причем одни позволить им выполнить до конца, а другие прервать незавершенными, то впоследствии испытуемые вспоминали незавершенные задания в два раза чаще, чем завершенные к моменту прерывания. При получении задания у испытуемого появляется потребность выполнить его. Эта потребность, которую К.Левин назвал квазипотребностью, усиливается в процессе выполнения задания.
Но не только организация материала определяет эффективность памяти. Гештальтисты НЕ исследовали четких взаимосвязей между объективной структурой материала, активностью субъекта и производительностью памяти. Одновременно важнейшие достижения этой теории - изучение памяти в связи с персептивными и другими психическими процессами - сыграли важную роль в становлении ряда психологических концепций.

БИХЕВИОРИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПАМЯТИ

Бихевиористическая теория памяти возникла на почве стремления внедрить в психологию объективные научные методы. Дослидники бихевиористы сделали большой вклад в развитие экспериментальной психологии памяти, в частности, создали много методик, которые позволяют получить ее количественные характеристики. Используя схему условного рефлекса, разработанную И. П. Павловым ("стимул-реакция"), они стремились установить законы памяти как самостоятельной функции, абстрагируясь от конкретных видов деятельности человека и максимально регламентируя активность исследуемых.
В бихевиористической теории памяти подчеркивается роль упражнений, необходимых для закрепления материала. В процессе закрепления происходит перенос навыков - позитивное или негативное влияние результатов предыдущего обучения на дальнейшее. На успешность закрепления влияет также интервал между упражнениями, мера сходства и объем материала, степень научения, возраст и индивидуальные различия между людьми. Например, связь между действием и его результатом запоминается тем лучше, чем больше удовольствия вызывает этот результат. И наоборот, запоминание слабеть, если результат окажется нежелательным или безразличным (закон эффекта за Э. Торндайком).
Американский психолог Д.Уотсон делал акцент на изучение процессов научения или формирования в течение жизни новых реакций. ''В нашем понимании память – это общий термин для выражения того факта, что после некоего периода не упражнения в известных навыках функция не исчезает, а сохраняется как часть организации индивида, хотя она может вследствие не упражнения претерпевать большие или меньшие нарушения.
Если после такого периода вновь дается старый стимул, то: 1) либо старая реакция возникает определенно и резко; 2) либо она возникает, но с нежелательными добавлениями (ошибками); 3) либо она возникает со столь большими неправильностями, что организация мало заметна – возобновленное заучивание так же трудно, как и первоначальное.''
Достижения этой теории памяти содействовали становлению программированного обучения, инженерной психологии. ее представители считают бихевиоризм практически единственным объективным подходом к исследуемых явлений.
Взгляды на проблему памяти сторонников бихевиоризма и ассоцианистов оказались очень близкими. Единственное существенное различие между ними заключается в том, что бихевиористы подчеркивают роли упражнений в запоминании материала и много внимания уделяют изучению работы памяти в процессе обучения.

ДЕЯТЕЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ПАМЯТИ

Деятельная теория памяти опирается на теорию актов, представители которой (Ж. Пиаже, А. Валлон, Т. Рибо и др.) рассматривают память как историческую форму деятельности, высшее проявление которой - произвольная память. Они считают мимовольную память биологической функцией, в связи с чем отрицают наличие памяти у животных, а также у детей до 3-4 лет.
Принцип единства психики и деятельности, сформулирован Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейна, стал основополагающим в проведенных на основе этой теории исследованиях памяти. Л. С. Выготский исследовал память в плане "культурно-исторической концепции". Специфику высших форм памяти он видел в использовании знаков-средств, предметных и вербальных, с помощью которых человек регулирует процессы запоминания и воспроизведения. Только при таких условиях память из натуральной (самопроизвольно) превращается в опосредованно (ноль), которая проявляется как особая самостоятельная форма "мнемические деятельности. Развивая вслед за П. Жане идею интериоризации, Л. С. Выготский различал внешние формы мнемической деятельности как "социальные" и внутренние - как "интрапсихопогические", которые генетически развиваются на основе внешних.
Здесь память выступает как особый вид деятельности, включающей систему теоретических и практических действий, подчиненных решению мнемической задачи – запоминания, сохранения и воспроизведения разнообразной информации. В исследованиях А.А.Смирнова было установлено что ''важнейшим условием, определившим собой запоминание в проведенных опытах, явилось основное русло деятельности испытуемых, основная линия их направленности и те мотивы, которыми они руководствовались в своей деятельности. Лучше всего запоминалось то, что возникло в качестве препятствия, затруднения в деятельности''.
В опытах П.И.Зинчечко запоминание картинок, получившееся непреднамеренно в ходе деятельности, целью которой была классификация картинок, без задачи запомнить оказалось определенно выше, чем в случае, когда перед испытуемым была поставлена задача картинки запомнить.
Разрабатывался генетический метод изучения памяти, определялись пути ее экспериментального изучения в связи с ролью ведущей деятельности в определенном возрасте, взаимосвязи с другими психическими процессами - персептивные, умственными, эмоционально-волевыми.
Доказано, что человек постепенно овладевает своей памятью, учится управлять ею. Это подтверждают результаты эксперимента: дошкольника, школьникам и студентам предлагали для запоминания и последующего воспроизведения 15 пение. Затем, при запоминании уже других 15 пение, этим группам исследуемых предоставляли вспомогательные средства - картинки с изображениями различных предметов, прямо не связанных с содержанием пение. Как выяснилось, введение вспомогательных средств практически не улучшает запоминания дошкольников, но существенно помогает ученикам. В группе студентов результат запоминания с картинками хуже, чем у учеников. Эти данные объясняются тем, что запоминание дошкольников является непосредственным, естественным. Учащиеся начинают овладевать собственным поведением и памятью, поэтому способны пользоваться при запоминании вспомогательными средствами. Запоминание у них находится на этапе перехода от внешнего, непосредственного внутреннему, опосредствованного процесса. Студентам уже не нужны внешние средства - они обладают внутренними средствами запоминания. Опрос студентов показал, что такими средствами (ассоциации, группировки слов, создание образов, повторение) они пользовались с самого начала эксперимента. В этом случае их преимущество была вполне очевидной.
Следовательно, развитие памяти происходит через развитие запоминания с помощью внешних знаков - стимулов. Затем эти стимулы интериоризуются и становятся внутренними средствами, пользуясь которыми, индивид начинает управлять своей памятью. Она превращается в сложноорганизованную активность, необходимую в процессе познания. Не подкрепленная тренировкой, хорошая природная память существенно не влияет на успехи индивида.
Представители деятельности теории памяти изучали этот психический процесс в связи с операционной, мотивационной и целевой структурами конкретных видов деятельности. П. И. Зинченко разработал концепцию самопроизвольно памяти как активного процесса, который всегда включен в структуру познавательной или практической деятельности. В трудах А. А. Смирнова была раскрыта роль интеллектуальной и других форм активности субъекта в условиях произвольного и самопроизвольно запоминания.
Основными результатами деятельного подхода к изучению памяти является раскрытие закономерностей произвольного и самопроизвольно памяти, практическая направленность на ее изучение в структуре различных видов деятельности, формы взаимодействия с другими процессами.
Вместе с тем следует отметить, что эта теория уделяет недостаточно внимания статистической характеристике процессов памяти. Прослеживается противоречивость в ее понятийного аппарате: память трактуется или как элемент структуры деятельности, или как ее побочный продукт, или как самостоятельная деятельность.

СМЫСЛОВАЯ ТЕОРИЯ ПАМЯТИ

В начале XX в. возникает смысловая теория памяти. Представители этой теории утверждали, что работа соответствующих процессов находится в прямой зависимости от наличия или отсутствия смысловых связей, объединяющих запоминаемый материал в более или менее обширные смысловые структуры. А.Бине, К. Бюлер доказали, что на первый план при запоминании и воспроизведении выдвигается смысловое содержание материала. ''При воспроизведении осмысленных текстов слова текста (особенно непривычные) и грамматические конструкции, особенно сложные, заменяются при воспроизведении другими, более легкими и привычными, но так, что смысл при этом сохраняется. А.Бине и К.Бюлер делают из этого тот вывод, что запоминаются не столько сами слова и предложения, сколько те мысли, которые ими обозначаются''.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Говоря о человеке и человечестве, мы всегда говорим о таких понятиях, как "память", "воспоминания". Человек всегда стремился к развитию, к прогрессу, к новым знаниям, а память – это абсолютно необходимое условие для научения и приобретения знаний. Без памяти невозможно накопление и сохранение опыта человека, его нормальное функционирование в обществе, поэтому так важно изучение памяти, особенно для таких областей как педагогика и воспитание. 
 Значение памяти в жизни человека огромно: без нее была бы невозможна какая-либо деятельность. И.М.Сеченов указывал, что «…без памяти наши ощущения и восприятия, исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного». При некоторых психических заболеваниях наблюдаются глубокие расстройства памяти, когда больные не помнят, где они находятся, не знают, что они делали в этот день, совершенно не запоминают содержания несколько раз подряд прочитанной страницы. Эти факты показывают, что без прошлого опыта нарушается обычный ход жизни, люди становятся инвалидами. Франсуа Миттеран сравнил потерю памяти с потерей свободы.
После многолетних исследований память все еще недостаточно изучена, что даже те закономерности, которые удалось вывести, не всегда применимы к абсолютному большинству людей.

 

 

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ляудис В.Я. Память в процессе развития.
2. Фрадкина Ф.И. Память и представления. //Общая психология.
3. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти.//Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я.Романова.
4. Бочарова С.П., Психология и память. Теория и практика для обучения и работы
5. Линдсей П., Норман Д.  Системы памяти / Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти.// Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова
6. Рубинштейн С.Л.  Память / Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти.// Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова

  

Категория: Скачать реферат бесплатно | Добавил: Демьян
Просмотров: 207 | Загрузок: 85 | Рейтинг: 0.0/0 |

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу