Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Категории раздела

МИРБИС [1]
МИП [1]
РГГУ [3]
Разное [6]
РГТЭУ [1]
МГУС [1]
Методичка [259]




Вт, 14.05.2024, 14:34
Приветствую Вас Гость | RSS
ДИПЛОМНИК т.8926-530-7902,strokdip@mail.ru Дипломные работы на заказ.
Главная | Регистрация | Вход
Каталог файлов


Главная » Файлы » Методические рекомендации по оформлению дипломов » Методичка [ Добавить материал ]

КОРОЛЕВСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ, ЭКОНОМИКИ И СОЦИОЛОГИИ
[ (443.4 Kb) ] 21.01.2020, 10:52

ВВЕДЕНИЕ
Данные методические указания призваны ответить на те вопросы, ко-торые наиболее часто возникают у студентов при выполнении выпускной квалификационной работы.
 В методических указаниях сделана попытка рассмотреть весь процесс выполнения дипломного проекта, начиная с выбора темы проекта и заканчивая его публичной защитой.
 В методических указаниях последовательно рассматриваются вопросы, связанные с прохождением преддипломной практики, ее организацией и порядком проведения, а также с оформлением и защитой отчета по преддипломной практике.
 В методических рекомендациях к выпускной квалификационной рабо-те выполняемой в виде дипломного проекта освещены следующие вопросы: цель и задачи дипломного проектирования, права и обязанности руководителя дипломного проекта, рекомендуемая тематика дипломных проектов по специальности 080502 65 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)», общее содержание и структура дипломного проекта, основные этапы и сроки выполнения дипломного проекта, требования, предъявляемые к оформлению текста и иллюстративного материала, а также порядок защиты дипломного проекта перед Государственной аттестационной комиссией (ГАК).
 В методических рекомендациях указан список литературы, рекомендованной для изучения при выполнении дипломного проекта.
 В приложениях к Методическим указаниям и рекомендациям приведе-ны формы бланков, используемых при оформлении отчета по преддиплом-ной практике и рукописи дипломного проекта.
 Настоящие Методические указания и рекомендации ориентированы на студентов всех форм обучения специальности «080502 65» (Экономика и управление на предприятии (по отраслям), а также на руководителей ди-пломных проектов по этой специальности.


ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ
1.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ
Преддипломная практика является завершающим этапом обучения и проводится после освоения студентом программ теоретического и практического обучения. Преддипломная практика организуется после успешной сдачи студентом междисциплинарного государственного экзамена и выбора темы выпускной квалификационной работы.
Студенты направляются на места практики в соответствии с договора-ми, заключенными институтом с базовыми предприятиями и организациями, или по запросам предприятий.
Целью преддипломной практики является закрепление знаний, умений и навыков, полученных во время прохождения теоретического курса, на предприятиях и в организациях, а также сбор материалов для выполнения дипломного проекта.
Основными задачами преддипломной практики являются:
 закрепление теоретических знаний, полученных в процессе обучения;
 самостоятельное изучение существующих организационных струк-тур, технико-экономических показателей, эффективности экономико-управленческой деятельности предприятия – места проведения практики;
 изучение системы организации информационных потоков и способов принятия управленческих решений;
 изучение системы оперативного и стратегического планирования, методов моделирования;
 изучение опыта совершенствования системы управления;
 освоение способов оценок результатов производственно-хозяйственной деятельности;
 получение навыков аналитического исследования деятельности предприятия;
 сбор практического материала для выполнения выпускной квалифи-кационной работы.
Направление на практику и задание с указанием места ее прохождения, а также примерный план работы выдается студенту руководителем практики от выпускающей кафедры.
1.2. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ
Наиболее общими задачами студентов при прохождении преддиплом-ной практики являются:
 изучение структуры предприятия, организации и технологии произ-водства, основных функций производственных, экономических и управлен-ческих подразделений;
 изучение и анализ планирования производства и сбыта продукции;
 анализ научно-исследовательской, опытно-конструкторской и техни-ческой подготовки производства;
 изучение материально-технического и кадрового обеспечения производства;
 оценка номенклатуры и качества выпускаемой продукции;
 изучение механизма формирования затрат, их эффективности, а также – механизма ценообразования;
 определение финансовых результатов деятельности предприятия;
 оценка эффективности производственной и управленческой деятель-ности;
 анализ информационного обеспечения управления предприятием;
 выработка вариантов, их оценка и разработка алгоритма принятия и выполнения управленческих решений по совершенствованию управления предприятием;
 анализ организации выполнения управленческих решений и контроля их исполнения;
 анализ управления предприятием с позиций эффективности произ-водства.
Студент в период прохождения преддипломной практики должен со-брать статистический материал, сделать необходимые выписки из служебной документации предприятия, ознакомиться с информацией по теме выпускной квалификационной работы, собрать и подготовить графический материал.
Студенту рекомендуется ознакомиться с литературой, в том числе, пе-риодической, освещающей не только отечественный, но и зарубежный опыт деятельности фирм, организаций и предприятий.
Необходимо изучить инструкции, методические указания, норматив-ные документы, постановления, действующие в настоящее время и регла-ментирующие работу фирм, организаций и предприятий.
На заключительном этапе преддипломной практики студент должен обобщить материал, собранный в период прохождения практики, определить его достаточность и достоверность для разработки дипломного проекта, оформить отчет по практике.
1.3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ
1.3.1. РАБОЧИЕ МЕСТА И ПОРЯДОК ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Преддипломная практика студентов должна проходить в одном из подразделений предприятия (организации, учреждения), выполняющих экономические, плановые, организационные или управленческие функции, а также их комплекс. Имея рабочее место в одном из таких подразделений, студенты знакомятся с деятельностью других подразделений по мере выполнения программы практики.
Во время прохождения практики студенты должны изучить и соблю-дать действующие на предприятии правила внутреннего трудового распо-рядка, охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии. На время практики студент может быть принят на вакантную штатную должность с выполнением конкретного производственного задания и опла-той труда. В этом случае на него распространяются все положения трудового законодательства и положения соответствующей должностной инструкции.
Для обеспечения ориентированного на специфику предприятия и его подразделений руководства практикой от предприятия назначаются руководители практики из числа квалифицированных и опытных сотрудников.
Руководитель практики от предприятия обязан:
 организовать практику студентов в полном соответствии с положением и программой практики;
 обеспечивать студентов рабочими местами в соответствии со специ-альностью и создать необходимые условия для получения ими в период прохождения практики информации о технике и технологии производства, организации производства и труда, экономике и управлении производством и т. д.;
 совместно с руководителем практики от кафедры при участии сту-дента разработать индивидуальный календарный план-график прохождения практики и осуществлять контроль его выполнения;
 оказывать студенту содействие в выборе и уточнении темы диплом-ного проекта, представляющей практический интерес для предприятия;
 оказывать помощь студенту в сборе, систематизации и анализе пер-вичной технико-экономической информации на предприятии для выполне-ния дипломного проекта;
 обеспечивать студента необходимыми консультациями по всем во-просам, входящим в задание по преддипломной практике и дипломному проектированию, с привлечением специалистов предприятия;
 контролировать выполнение студентом заданий на преддипломную практику и правил внутреннего распорядка;
 по окончании практики дать заключение о работе студента с оценкой фундаментальной, общепрофессиональной и специальной подготовки, отношения к выполнению заданий и программы практики (Приложение 4).
 предоставить студенту возможность обсуждения на предприятии (в подразделении) результатов систематизации и анализа информации и реше-ния задач по теме дипломного проекта.
1.3.2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ПРАКТИКИ
При прохождении практики студенты имеют право:
 получать необходимую информацию для выполнения задания на практику, а также для выполнения дипломного проекта;
 пользоваться библиотекой предприятия и с разрешения главных специалистов и руководителей подразделений информационными фондами и техническими архивами предприятия;
 получать компетентную консультацию специалистов предприятия по вопросам, предусмотренным заданием на практику;
 с разрешения руководителя практики от предприятия и ру-ководителя подразделения пользоваться вычислительной и оргтехникой для обработки информации, связанной с выполнением задания на практику и дипломное проектирование.
В период практики студенты обязаны:
 полностью и самостоятельно выполнять задания, предусмотренные программой и календарным планом практики;
 осуществлять сбор, систематизацию, обработку и анализ первичной экономико-управленческой информации и иллюстративных материалов по теме дипломного проекта;
 обеспечивать необходимое качество и нести равную со штатными работниками ответственность за выполняемую по плану подразделения работу, и ее результаты;
 регулярно вести в дневнике практики (только студентам очной фор-мы обучения) записи о характере выполняемой работы и своевременно представлять дневник для контроля руководителям практики;
 подчиняться действующим на предприятии правилам внутреннего трудового распорядка, строго соблюдать правила охраны труда;
 представить руководителю практики отчет о выполнении всех зада-ний и защитить его в установленный графиком дипломного проектирования срок.
К студенту, не выполнившему задание на преддипломную практику в установленный срок, получившему отрицательный отзыв руководителя или неудовлетворительную оценку при защите, применяются санкции как к неуспевающему студенту, вплоть до отчисления из вуза. За студентами, за-численными на период практики на штатную оплачиваемую должность, со-храняется стипендия. При нарушении студентом трудовой дисциплины и правил внутреннего распорядка предприятия по представлению руководителя подразделения и руководителя практики от предприятия он может быть отстранен от прохождения практики, о чем сообщается декану факультета и заведующему выпускающей кафедрой. По их предложению ректор может рассматривать вопрос об отчислении студента из вуза.
1.3.3. ОФОРМЛЕНИЕ И ЗАЩИТА ОТЧЕТА ПО ПРАКТИКЕ
По завершении преддипломной практики студенты в недельный срок представляют на выпускающую кафедру:
 заполненный по всем разделам дневник практики (только студенты очной формы обучения), подписанный руководителями практики от кафедры и от предприятия;
 отзыв руководителя практики от предприятия о работе студента с оценкой уровня квалификации, качества и оперативности выполнения им задания по практике, отношения к выполнению программы практики, дисциплины и т.п.;
 материалы к выполнению дипломного проекта;
 отчет по практике, включающий текстовые, табличные и графиче-ские материалы, отражающие решение предусмотренных программой прак-тики задач.
Дневник практики является основным отчетным документом, характеризующим и подтверждающим прохождение студентом преддипломной практики, в котором отражается его текущая работа в процессе практики:
 сбор материалов к дипломному проекту;
 состав и содержание выполненной студентом практической работы с указанием структуры, объемов, сроков выполнения и ее оценки руководите-лем практики от предприятия.
Завершающий этап преддипломной практики – составление отчета, в котором приводятся:
 обзор научной литературы, освещающей тему дипломного проекта и собранных материалов;
 статистические и социологические данные, источники их получения и другие сведения, необходимые для выполнения дипломного проекта.
Отчет по преддипломной практике составляется по основным разделам программы с учетом индивидуального задания. Объем должен составлять 30-50 страниц печатного текста (без приложений).
Страницы отчета имеют сквозную нумерацию, исключая приложения. Титульный лист (Приложение 1) считается первой страницей, нумерация проставляется, начиная с содержания. Прочие правила оформления отчета по преддипломной практике соответствуют правилам оформления дипломного проекта, изложенным ниже.
В составе отчета по преддипломной практике студент представляет си-стематизированные материалы по решению конкретных задач по совершен-ствованию деятельности подразделений предприятия, структуры аппарата управления предприятием, системы организации и оплаты труда, форм и методов организации производства, структуры материальных и информационных потоков на предприятии, а также другие систематизированные и структурированные материалы по теме дипломного проекта.
Отчет по практике составляется индивидуально каждым студентом и должен отражать его деятельность в период практики и характеризовать подготовленность к разработке дипломного проекта.
Отчет состоит из следующих разделов: введения, основной части, за-ключения и библиографии (или списка использованной литературы).
Во введение отражается актуальность и значимость исследуемой те-мы, ее научная разработанность, определяются цели, задачи и методы исследования, приводится общая структура отчета. Рекомендуемый объем введения – 10% от общего объема работы.
Основная часть включает в себя аналитическую записку по разделам примерного тематического плана преддипломной практики. По возможно-сти, включаются в отчет и элементы научных исследований. Тематика этих исследований определяется заранее, согласовывается с руководителем практики от предприятия и увязывается с общим направлением работ данного подразделения.
В заключении приводятся общие выводы и предложения, а также да-ются практические рекомендации по решению рассматриваемых проблем.
Библиография должна содержать не менее 20 наименований. В библиографию включаются (в алфавитном порядке и в соответствии с правилами библиографического описания) – как те источники, на которые ссылается автор, так и те, которые использовались автором при написании отчета.
По окончании срока практики отчет сдается на проверку руководителю практики от вуза, который дает свою оценку степени выполнения студентом полученного задания и достаточности материала для выполнения дипломного проекта (Приложение 5).
Защита отчета о практике принимается специально созданной комиссией, в состав которой включаются: заведующий выпускающей кафедрой (председатель комиссии), ответственный от кафедры за организацию и проведение практики, научные руководители студентов по практике и дипломному проектированию.
В процессе защиты отчета студент должен кратко изложить основные результаты проделанной работы, выводы и рекомендации, структуру и ана-лиз материалов, включаемых в дипломный проект, оценить их полноту и объем работы, которую необходимо выполнить для завершения дипломного проекта. По результатам защиты комиссия выставляет студенту оценку по четырех балльной системе (неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошо, отлично), заносит ее в зачетную книжку и дает рекомендации по выполнению дипломного проекта.
При оценке учитывается содержание отчета, степень выполнения сту-дентом полученного задания, качество собранного материала, а также соот-ветствие оформления отчета предъявляемым настоящим документом требо-ваниям.
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
2.1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Одним из важнейших этапов в системе подготовки экономиста-менеджера является выполнение выпускной квалификационной работы. Это самостоятельная работа студента, в основу которой положены знания, опыт и навыки, приобретенные им в период обучения в институте. Успешная защита выпускной квалификационной работы является основанием для присвоения ее автору квалификации экономиста-менеджера.
Цель разработки выпускной квалификационной работы состоит в вы-явлении степени подготовленности студента к самостоятельной деятельно-сти по полученной специальности, а также закрепление и углубление прак-тических навыков в работе.
Основные задачи выпускной квалификационной работы как средства контроля и способа оценки подготовленности специалиста к практической деятельности, заключаются в оценке: уровня знаний, полученных студентом в области менеджмента, маркетинга, планирования, анализа, учета и контроля, выполнения технико-экономических расчетов, умения применить знания для решения практических вопросов на производстве, организациях машиностроения; навыков к самостоятельной работе экономиста-менеджера по специальности «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)».
Задачами выпускной квалификационной работы, как средства расши-рения знаний и навыков студента в области своей будущей деятельности, являются:
 воспитание рационального подхода к решению любых организаци-онных, экономических и хозяйственных проблем, возникающих на пред-приятии;
 систематизация и углубление знаний в области своей будущей специальности;
 углубление знаний в области производства, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
 закрепление навыков принятия самостоятельных решений по любым технико-экономическим вопросам деятельности предприятия;
 закрепление опыта работы над экономической и технической лите-ратурой, поиск и обработка научно-технической информации, проведение научных исследований;
 освоение современных методических и технологических приемов при выполнении исследований, широкое использование персонального компьютера и другой вычислительной техники;
 воспитание у будущих специалистов чувства ответственности за по-рученную работу, ее качество и сроки выполнения.
Выпускная квалификационная работа может выполняться в форме дипломного проекта.
Дипломный проект направлен на получение результата в виде закон-ченных организационно-экономических и инженерно-технических меро-приятий, имеющих всестороннее обоснование.
Дипломный проект включает в себя: пояснительную записку и гра-фические материалы. Пояснительная записка содержит текстовую часть, включающую расчеты, таблицы, графики, другие материалы, выводы сту-дента по рассматриваемым в дипломном проекте проблемам. Графическая часть содержит ситуационные планы районов, генеральные планы предпри-ятий, производственных подразделений, компоновочные чертежи устано-вок, чертежи оборудования и является составной частью дипломного про-екта.
Отличительным признаком завершенного дипломного проекта эконо-миста-менеджера является технико-экономическое обоснование и расчет экономической эффективности разрабатываемых мероприятий.
Технико-экономическое обоснование разработанных мероприятий представляет собой проведение комплексной оценки каждого из рассмат-риваемых в выпускной квалификационной работе вариантов проекта. Такое обоснование может быть связано со строительством новых предприятий (цехов), реконструкцией, расширением, техническим перевооружением дей-ствующих предприятий, технико-экономическим сравнением предпринима-тельских проектов, проектов внешнеэкономических связей, маркетинговых проектов.
2.2. ФУНКЦИИ РУКОВОДИТЕЛЯ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА
В целях оказания дипломнику теоретической и практической помощи в период подготовки и написания дипломного проекта кафедра выделяет ему научного руководителя. Как правило, им является преподаватель кафедры, под руководством которого студент проходил преддипломную практику.
Руководитель дипломного проекта обязан:
1.  Оказать практическую помощь студенту в выборе темы дипломного проекта и разработке плана его выполнения.
2.  Выдать задание на дипломный проект.
3.  Оказать помощь в выборе методики проведения исследования.
4.  Дать квалифицированную консультацию по подбору литературных источников и фактических материалов, необходимых для выполнения проекта.
5.  Осуществлять систематический контроль хода выполнения диплом-ного проекта в соответствии с разработанным планом.
6.  После выполнения дипломного проекта дать оценку качества его выполнения и соответствия требованиям, предъявляемым к нему (отзыв руководителя).
7. Проводить предзащиту дипломного проекта с целью выявления го-товности студента к его защите.
Дипломнику следует периодически (по обоюдной договоренности, примерно раз в неделю) информировать научного руководителя о ходе подготовки дипломного проекта, консультироваться по вызывающим затруднения или сомнения вопросам, обязательно ставить в известность о возможных отклонениях от утвержденного графика выполнения проекта.
Дипломнику следует иметь в виду, что научный руководитель не является ни соавтором, ни редактором дипломного проекта и поэтому не должен по-правлять все имеющиеся в дипломном проекте теоретические, методологические, стилистические и другие ошибки.
На различных стадиях подготовки и выполнения дипломного проекта задачи научного руководителя изменяются.
На первом этапе подготовки научный руководитель советует, как при-ступить к рассмотрению темы, корректирует план работы и дает рекомендации по списку литературы. В ходе выполнения проекта научный руководитель выступает как оппонент, указывает дипломнику на недостатки аргументации, композиции, стиля и т.п., советует, как их лучше устранить.
Рекомендации и замечания научного руководителя дипломник должен воспринимать творчески. Он может учитывать их или отклонять по своему усмотрению, так как ответственность за теоретически и методологически правильную разработку и освещение темы, качество содержания и оформление дипломного проекта полностью лежит на нем, а не на научном руководителе.
После получения окончательного варианта дипломного проекта научный руководитель, выступающий экспертом кафедры, составляет письменный отзыв, в котором всесторонне характеризует качество дипломного проекта, отмечает положительные стороны, особое внимание обращает на отмеченные ранее недостатки, не устраненные дипломником, мотивирует возможность или нецелесообразность представления дипломного проекта в ГАК.
В отзыве руководитель отмечает также ритмичность выполнения работ в соответствии с графиком, добросовестность, определяет степень самостоятельности, активности и творческого подхода, проявленные студентом в период написания дипломного проекта, и рекомендует оценку.
Если дипломник нуждается в консультантах по отдельным специальным вопросам, то заведующий кафедрой может их назначить дополнительно.
Научный руководитель от кафедры и консультанты утверждаются приказом ректора.
2.3. ТЕМАТИКА ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ
В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)», основными видами профессиональной деятельности экономистов-менеджеров этой специальности являются:
 организационно-управленческая;
 производственно-экономическая;
 планово-экономическая;
 проектно-экономическая;
 маркетинговая;
 аналитическая;
 предпринимательская.
Названные виды деятельности определяют объекты, на базе которых осуществляется разработка дипломного проекта.
Типовая тематика дипломных проектов по профилю экономиста-менеджера призвана решать основные проблемы экономики и управления, стоящие перед предприятиями:
1. Анализ состояния и мероприятия по совершенствованию планирования системы взаимоотношений предприятия и бюджета.
2. Проект организационно-технических мероприятий по совершен-ствованию производственной структуры предприятия.
3. Организация работы вспомогательного производства на условиях подряда.
4. Совершенствование инвестиционной деятельности предприятия.
5. Управление инвестиционным проектом предприятия.
6. Разработка инвестиционной политики предприятия.
7. Совершенствование организации управления предприятием.
8. Совершенствование системы управления персоналом на предприя-тии.
9. Совершенствование внешнеэкономической деятельности предприя-тия.
10. Совершенствование логистических процессов на предприятии.
11. Повышение производительности труда на предприятии.
12. Повышение эффективности использования персонала предприятия.
13. Совершенствование системы организации труда на предприятии.
14. Совершенствование системы оплаты труда на предприятии.
15. Разработка предложений по повышению мотивации и стимулиро-вания труда на предприятии.
16. Мероприятия по снижению трудоемкости производимой продук-ции.
17. Анализ состояния и повышение эффективности использования ос-новных производственных фондов предприятия.
18. Разработка предложений по повышению эффективности использо-вания основного капитала предприятия.
19. Экономический анализ выбора инновационных направлений развития предприятия.
20. Пути повышения эффективности использования интеллектуальной собственности предприятия.
21. Мероприятия по улучшению использования материальных ресур-сов предприятия.
22. Предложения по повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции.
23. Мероприятия по повышению экономической устойчивости пред-приятия.
24. Планирование финансовых рисков.
25. Управление имущественными рисками предприятия.
26. Повышение финансовой устойчивости предприятия.
27. Мероприятия по улучшению финансового состояния предприятия.
28. Управление денежным оборотом предприятия.
29. Повышение платежеспособности предприятия.
30. Совершенствование управления информационными потоками на предприятии.
31. Разработка системы выявления и оценки инновационного потенциала предприятия.
32. Разработка инновационной стратегии предприятия.
33. Повышение эффективности управления инновационной деятельно-стью предприятия.
34. Формирование и развитие системы партнерских отношений на предприятии.
35. Разработка системы управления качеством на предприятии.
36. Разработка мероприятий по повышению эффективности финансо-во-хозяйственной деятельности предприятия.
37. Совершенствование товарной политики предприятия.
38. Формирование ассортиментной политики предприятия.
39. Разработка комплекса маркетинга предприятия.
40. Маркетинговые исследования рынка.
41. Организация выпуска продукции на условиях аутсорсинга.
42. Совершенствование управления затратами на производство и реа-лизацию продукции.
43. Меры по снижению себестоимости продукции.
44. Мероприятия по снижению издержек обращения.
45. Предложения по увеличению прибыли предприятия.
46. Оптимизация финансовых результатов деятельности предприятия.
47. Разработка предложений по повышению деловой активности предприятия.
48. Совершенствование системы норм и нормативов на предприятии.
49. Совершенствование управления материальными запасами предприятия.
50. Совершенствование ценообразования на продукцию предприятия.
51. Формирование сбытовой политики предприятия.
52. Совершенствование системы товародвижения на предприятии.
53. Разработка комплекса стимулирования продаж.
54. Совершенствование планирования продаж на предприятии.
55. Повышение экономической эффективности деятельности предприятия на основе внедрения системы бюджетирования.
56. Повышение экономической эффективности производственной дея-тельности предприятия.
57. Совершенствование системы производственного планирования на предприятии.
58. Совершенствование системы финансового планирования на пред-приятии.
59. Разработка оптимального стратегического плана на предприятии.
60. Разработка бизнес-плана предприятия.
61. Предложения по улучшению перспектив развития малого предпринимательства.
2.4. ВЫБОР ТЕМЫ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА И ЕЕ УТВЕРЖДЕНИЕ
Выбор темы определяется интересами и склонностями студента к той или иной проблеме, потребностью развития и совершенствования самого производства, научной специализацией кафедры и ее преподавателей.
При выборе темы дипломного проекта следует руководствоваться:
 актуальностью проблемы;
 возможностью получения конкретных данных бухгалтерской, стати-стической и управленческой отчетности и учета;
 наличием специальной научной литературы;
 практической значимостью для конкретного предприятия, что под-тверждается заказом на разработку дипломного проекта с производства (Приложение 6).
Студенту, занимающемуся в научном студенческом кружке, целесооб-разно подготовить дипломный проект по теме, над которой он работал не-сколько лет. Дипломный проект может являться продолжением и логическим завершением исследований, начатых в курсовых работах и в период производственных практик, нашедших отражение в отчетах по практикам. Студент может руководствоваться примерным перечнем тем дипломных проектов, имеющимся на выпускающей кафедре, предварительно проконсультировавшись со своим научным руководителем. Студент, желающий выполнить дипломный проект на тему, не предусмотренную примерной тематикой, должен обосновать свой выбор и получить разрешение у заведующего кафедрой. Если одна и та же тема выбрана многими студентами, то кафедра оставляет ее только за теми студентами, которые наиболее аргументировано, обосновали свой выбор. Остальным студентам предлагается подобрать другую тему.
Выбор темы дипломного проекта и ее утверждение должны быть за-вершены до начала преддипломной практики у студентов очной формы обучения или за месяц до окончания зимней сессии у студентов заочной формы обучения. После выбора темы ее точное название необходимо зарегистрировать в специальном журнале кафедры, написать заявление и получить задание на дипломный проект от научного руководителя (Приложение 9).
Следует иметь в виду, что формулировка темы дипломного проекта (с указанием научного руководителя и консультантов по разделам), утвержденная приказом ректора, изменению не подлежит.
2.5. ОБЩЕЕ СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Анализируя перечень типовых тем выпускных квалификационных ра-бот, можно заметить, что все перечисленные выше темы подразделяются на 4 группы. К ним относятся работы:
 технико-экономического характера, связанные с организацией производства новой продукции и требующие технологической проработки;
 технико-экономического характера, связанные с реконструкцией действующих производств с целью улучшения показателей работы предприятия (подразделения) и требующие технологической проработки;
 экономического характера, направленные на улучшение технико-экономических показателей работы предприятия и не требующие технологической проработки;
 расчетно-аналитического, исследовательского и методического характера, не требующие технологической проработки.
Независимо от избранной темы рекомендуется придерживаться приве-денного ниже содержания дипломного проекта:
Введение.
Раздел 1. Теоретические и методологические основы изучения проблемы.
Раздел 2. Анализ изучаемой проблемы на предприятии.
Раздел 3. Разработка рекомендаций и мероприятий по решению изучаемой проблемы на предприятии.
Раздел 4. Экономическая оценка проекта.
Раздел 5. Компьютерное обеспечение проекта.
Раздел 6. Правовое обеспечение проекта.
Заключение.
Библиография.
Приложения.
В целом диплом следует делить на разделы, подразделы, пункты и подпункты.
Состав и порядок изложения содержания основных разделов поясни-тельной записки по группам тем дипломных проектов представлен ниже.

Группа 1
В дипломных проектах, связанных с технико-экономическим обоснованием организации производства новых видов продукции, кроме общих для всех работ частей (введение и заключение), рассматриваются следующие вопросы.
1. Современное состояние производства и потребления данного изделия в России и за рубежом. Литературный обзор существующих методов производства, наличие мощностей, возможных направлений использования продукта. Результаты маркетинговых исследований вопроса, данные о спросе и предложении изделия на отечественном рынке, цены на продукцию.
2. Результаты технологической проработки вариантов создания нового производства, включающие описание технологической схемы, параметры процессов, требования к сырью, материалам и качеству готовой продукции, материальный баланс процессов, характеристику основного оборудования, расходные показатели по сырью, материалам, энергетическим ресурсам.
3. Основные технико-экономические показатели производства продук-ции по сравниваемым вариантам (капитальные вложения и стоимость основ-ных фондов, численность обслуживающего персонала и годовой фонд оплаты труда, себестоимость продукции, возможные сроки разработки процессов и сроки строительства установок).
4. Экономическая эффективность сравниваемых вариантов (определе-ние экономической эффективности инвестиционных проектов) и выбор наиболее эффективного варианта.

Группа 2
В дипломных проектах по технико-экономическому обоснованию ре-конструкции (техническому перевооружению) действующих производств, с целью улучшения показателей работы предприятия рассматриваются следующие вопросы.
1. Краткая характеристика действующего производства, ассортимент вырабатываемой продукции, мощности отдельных производств и объемы производства продукции, технологические связи и схема управления производством, его основные технико-экономические показатели.
2. Анализ основных технико-экономических показателей производ-ства, организации и управления им, изучение сформулированных на основании анализа основных недостатков в области техники, технологии и организации производства, обоснование предложений о необходимости реконструкции или технического перевооружения действующего производства.
3. Результаты технологической проработки вариантов реконструкции или технического перевооружения, включающие описания технологической схемы и параметров процессов, требований к сырью, материалам и качеству готовой продукции, материального баланса процессов, характеристику ос-новного оборудования и анализ возможности использования существующего оборудования, расходные показатели по сырью, материалам и энергетическим ресурсам.
4. Расчет основных технико-экономических показателей реконструированного производства (дополнительные капитальные вложения на реконструкцию, капитальные вложения и стоимость основных фондов, численность обслуживающего персонала и годовой фонд оплаты труда, себестоимость продукции, возможные сроки реконструкции производства).
5. Экономическая эффективность вариантов реконструкции по сравне-нию с базовым вариантом (определение экономической эффективности инвестиционного проекта) и выбор наиболее эффективного.

Группа 3
В дипломных проектах экономического характера, направленных на совершенствование системы управления, организации, планирования произ-водства и труда, улучшения производственно-хозяйственной деятельности предприятий (цехов) или отдельных ее направлений, улучшения технико-экономических показателей действующих производств рассматриваются следующие вопросы.
1.  Дается краткая характеристика действующего производства, приво-дятся данные: по ассортименту выпускаемой продукции, мощностям отдельных производств и объему производства продукции, структуре производства, а также приводится схема управления им, основные технико-экономические показатели.
2.  Проводится анализ технико-экономического, организационного и управленческого уровня предприятия, основных технико-экономических показателей его деятельности. Выявляются основные недостатки в деятельности предприятия и обусловившие их причины.
3. Дается характеристика мероприятий, направленных на решение кон-кретных проблем (совершенствование управления, организации, планирова-ния, сокращение материалоемкости, энергоемкости производства и т.п.). Определяются текущие и капитальные затраты на осуществление отдельных мероприятий, влияние этих мероприятий на технико-экономические показатели.
4.Определяется экономическая эффективность предложенных мероприятий.

Группа 4
Дипломные проекты расчетно-аналитического, исследовательского и методического характера могут иметь разнообразную структуру. Общие ре-комендации по содержанию таких работ можно сформулировать следующим образом:
 введение;
 обзор состояния рассматриваемой проблемы в целом (литературный обзор);
 постановка цели и задач исследования;
 описание методики исследования;
 описание хода исследования и расчетов, проводимых при исследова-нии;
 представление результатов исследования;
 разработка рекомендаций по использованию результатов исследова-ния.

Приведенные выше рекомендации по содержанию и структуре дипломных проектов дают общее представление о перечне рассматриваемых вопросов. Практически количество глав, их название и содержание, деление глав на параграфы и т.п. студент устанавливает самостоятельно, консультируясь с руководителем дипломного проектирования.
2.6. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА
Введение
Это вступительная часть дипломного проекта, в которой рассматрива-ются основные тенденции изучения и развития проблемы, анализируется существующее состояние, обосновывается теоретическая и практическая значимость проблемы, формируются цель и задачи проекта, дается характеристика исходной экономико-статистической базы. Объем введения не должен превышать 10% от общего объема дипломного проекта.

Раздел 1. Теоретические и методические основы изучения пробле-мы
Целесообразно начать с характеристики объекта и предмета исследования. Затем сделать небольшой исторический экскурс, по возможности оценить степень изученности исследуемой проблемы, рассмотреть вопросы, теоретически и практически решенные и дискуссионные, по-разному освещаемые в научной литературе, и обязательно высказать свою точку зрения. Затем следует осветить изменения изучаемой проблемы за более или менее длительный период с целью выявления основных тенденций и особенностей ее развития.
В разделе дается обзор литературы по проблеме, формируется концепция, обосновывается методика анализа проблемы в конкретной организации (предприятии, фирме).
В процессе изучения имеющихся литературных источников по иссле-дуемой проблеме очень важно найти сходство и различия точек зрения раз-ных авторов, дать их анализ и обосновать свою позицию по данному вопросу.
Разработка методической части дипломного проекта предполагает также подготовку форм сбора первичной информации, методики ее обработки и анализа.
Общий объем раздела может изменяться в пределах 10-20 страниц.

Раздел 2. Анализ изучаемой проблемы на предприятии
В этом разделе на основе методики анализа исследуется состояние проблемы на предприятии.
Материалами для анализа могут быть планы работы организаций, годовые отчеты, статистическая отчетность и другая служебная документация, изученная студентом-дипломником по время прохождения производственно-профессиональной и преддипломной практик.
Материалы, служащие базой для обоснования и анализа, должны быть достаточно полными и достоверными, чтобы, опираясь на них, можно было бы проанализировать положение дел, вскрыть резервы и наметить пути их использования, а также устранить вскрытые недостатки в работе. Следует избегать ненужных сведений, отбирая только те, которые будут использованы в процессе работы.
Характер и объем собранного материала зависят от особенности при-нятой методики исследования.
Анализ состояния дел в организации предполагает обработку собран-ных статистических материалов, например, по производственной деятельности организации за последние 2-3 года. Обработку цифровой информации необходимо проводить с помощью современных методов экономического, социологического и психологического анализа.
Для установления объективных тенденций и закономерностей развития предприятия все данные об указанной проблеме должны быть достоверными.
В процессе аналитического исследования могут быть использованы следующие виды анализа, различающиеся по методам изучения объекта.
Технико-экономический анализ, предметом которого является вся доступная исследованию реальность, принятая в совокупности предметов и явлений, находящихся в тех или иных связях друг с другом и постоянном движении и развитии. Эти связи разнообразны, находят свое проявление в равенствах и неравенствах, взаимообусловленности и взаимозависимости. Без изучения технических и экономических явлений, взаимодействия в их общем и конкретном проявлении нельзя понять ни структуры, ни их свойств, ни законов действительности.
Функционально-стоимостной анализ, представляющий собой метод системного исследования функций отдельных видов продукции или определенного производственно-хозяйственного процесса, управленческой структуры, направленный на минимизацию затрат в сферах научных исследований, проектирования, освоения производства, сбыта, промышленного потребления при высоком качестве, предельной полезности и долговечности.
Корреляционно-регрессионный анализ, широко используемый для определения тесноты связи между покупателями, не находящимися в функциональной зависимости. Теснота связи между изучаемыми явлениями измеряется корреляционным отношением (для криволинейной зависимости) и исчисляется коэффициентом корреляции (для прямолинейной зависимости). Наиболее распространенной аналитической задачей, решаемой с помощью корреляционно-регрессионного анализа, является задача на затраты – выпуск.
Комплексный анализ, совокупными объектами которого могут быть: научно-технический прогресс и научно-технический уровень производства и продукции, хозяйственный механизм и уровень организации управления, структура хозяйственной системы и уровень организации производства и труда, социальные условия и уровень использования человеческого фактора, природные условия и уровень рационального природопользования, внешнеэкономические связи и уровень их развития, производственные ресурсы (средства и предметы труда, живой труд), потребление ресурсов (себестоимость), применение ресурсов (величина основных и оборотных производственных фондов), объем хозяйственной деятельности, ее эффективность, финансовое состояние и платежеспособность предприятия.
Системный анализ, предусматривающий изучение объекта исследования как системы с определенными целями и условиями функционирования, разработку системы синтетических и аналитических показателей и их отбор для анализируемого объекта, составление общей схемы системы с установлением ее главных компонент, функций, взаимосвязей между подсистемами с представлением количественных характеристик, построение модели системы на основе полученной информации, работу с моделью, включающую в себя объективную оценку результатов хозяйственной деятельности, комплексное выявление резервов.
Анализ не ограничивается подразделением по методам изучения объектов. Кроме методов изучения анализ классифицируется по:
- периодичности с подразделением на периодический, годовой, квар-тальный, месячный, декадный, каждодневный, сменный, разовый и непериодический анализ;
- содержанию и полноте изучаемых вопросов, включая: полный анализ всей хозяйственной деятельности предприятия, локальный анализ его отдельных подразделений, тематический анализ отдельных вопросов экономики;
- степени механизации и автоматизации аналитических исследований.
К видам анализа по методам изучения можно отнести также сплошной, выборочный и другие виды анализа.
В процессе выполнения дипломных проектов важное значение имеет правильное подразделение анализа по субъектам управления, т.е. субъектам управляющей системы, которая включает в себя как отдельные подсистемы, так и технику, технологию, организацию производства, организацию труда, социальные условия работы трудового коллектива и природоохранную деятельность. В зависимости от целей дипломного проекта аспект анализа может быть смещен в сторону каких-либо подсистем хозяйственной деятельности: технико-экономический анализ издержек производства, себестоимости, использования трудовых ресурсов, основных и оборотных производственных фондов и т.д.; социально-экономический анализ; экономико-правовой анализ; экономико-экологический анализ.
Основой принятия решений по регулированию производства является оперативный анализ. Кроме него различают текущий (ретроспективный) анализ, перспективный (прогнозный) анализ. Последний используется с целью определения результатов хозяйственной деятельности в будущем.
Общий объем раздела, посвященного анализу объекта исследования, может изменяться в широких пределах, рекомендуется изменение в пределах 30-40 страниц.
Графическим материалом к аналитической главе являются диаграммы, рисунки, схемы, характеризующие объекты аналитического исследования, результаты их деятельности, отклонения результатов от нормативных (плановых), по факторам и т.п.

Раздел 3. Разработка рекомендаций и мероприятий по решению изучаемой проблемы на предприятии
Опираясь на выводы по результатам анализа, обосновываются реко-мендации и мероприятия по решению поставленной проблемы на предприя-тии-заказчике.
В частности, намечаются пути использования вскрытых резервов, устранения недостатков в работе, планируются, обосновываются и принима-ются решения, обеспечивающие реализацию цели и задач проекта.
При подготовке этой части работы студенты должны учесть основные принципы системного подхода, то есть учета всех или большинства взаимо-обуславливающих задач управления объектом, комплексного подхода с по-зиции оперативного и стратегического управления; принципа динамичности, предполагающего регулярную корректировку подготовленных документов в связи с изменившимися условиями работы базовой организации, содержанием деятельности аппарата управления, а также с методами выполнения управленческих работ.
Разработка рекомендаций предполагает, что на основании анализа, выявления недостатков деятельности предприятия и возможностей разрешения существующих проблем, студент-дипломник приводит достаточно полные и аргументированные предложения и рекомендации.
Например, в соответствии со сформулированными предложениями по совершенствованию системы управления целесообразно внесение изменений в действующую систему управления организации: структурную и функциональную схемы; процедуры выполнения управленческих работ, положения об организации и ее структурных подразделениях, планы работ и т.д.

Раздел 4. Экономическая оценка проекта
В данном разделе рассматривается экономическая сторона проекта: за-траты на реализацию, ожидаемая эффективность, бизнес-план.
Предложения и рекомендации, в свою очередь, должны быть конкретными и экономически обоснованными.
Для расчета экономической эффективности необходимо выбрать методику и дать ее теоретическое обоснование.
Рекомендации должны быть обоснованы с точки зрения социальной и экономической значимости их реализации. Оценка эффективности предлага-емых управленческих решений должна охватывать следующие группы показателей по направлениям:
 расчет экономической эффективности затрат на научные исследова-ния, качество и сроки их влияния на реальные процессы производства;
 определение перспективы научно-теоретического и практического развития организации;
 оценка эффективности труда работников предприятия по реализации научных рекомендаций.
Характеризуется также результат внедрения данных предложений на исследуемом объекте, а также возможность их использования на других объектах в отраслевом или региональном аспектах. Необходимо охарактеризовать перспективы дальнейшего развития работ в выбранной области.
Оценка экономической эффективности инвестиционных проектов. В тех случаях, когда темой выпускной квалификационной работы является технико-экономическое обоснование строительства нового предприятия, организации производства нового продукта, реконструкции или модернизации действующего производства, а также разработка организационно-технических мероприятий, направленных на улучшение технико-экономических показателей производства, прочих мероприятий, реализация которых требует инвестиций, она должна заканчиваться оценкой экономической эффективности инвестиционного проекта.
Возможны два подхода к решению этой проблемы:
1. В случаях, когда внедрение предлагаемых мероприятий не требует больших капитальных вложений и последние окупятся в короткие сроки (несколько месяцев), оценка экономической эффективности инвестиционного проекта осуществляется без приведения затрат и результатов по фактору времени. Наиболее простым методом оценки эффективности в данном случае является расчет дохода на капитал (Дк, %) (простой нормы прибыли). Расчет выполняется по формуле:
 
где     П – годовая прибыль (экономия текущих затрат), получаемая от реалии
                 зации предложенных мероприятий, руб.;
 К – капитальные вложения на осуществление мероприятий, руб.
В процессе оценки эффективности инвестиций определяется показа-тель срока окупаемости капитальных вложений. Это связанно с тем, что по-тенциального инвестора, прежде всего, интересует срок возврата своих средств. Для расчета срока окупаемости (Ток, лет) используется формула:
 
2. В случаях, когда внедрение мероприятий, предложенных в выпуск-ной квалификационной работе, требует значительных капитальных вложе-ний как собственных, так и заемных, которые, как правило, окупаются в те-чение нескольких лет, оценка экономической эффективности инвестицион-ных проектов осуществляется по более сложной методике. Методические основы оценки эффективности инвестиций и общий вид расчетных формул приводятся ниже.
Эффективность инвестиций характеризуется системой показателей:
чистый дисконтированный доход (ЧДД);
индекс доходности (ИД);
внутренняя норма доходности (ВНД);
срок окупаемости;
другие показатели, отражающие интересы участников проекта.
В основе всех указанных выше показателей находится соотношение затрат и результатов, оценка которых осуществляется в пределах расчетного периода, который измеряется числом шагов расчета. Шагом расчета могут быть месяц, квартал, год. Продолжительность этого периода, который иногда называют горизонтом расчета, принимается исходя из:
-  продолжительности создания и эксплуатации объекта;
- средневзвешенного нормативного срока службы основного техно-логического оборудования;
-  требований инвестора.
Затраты участников проекта подразделяются на первоначальные (ка-питальные), текущие и ликвидационные, которые соответственно осуществ-ляются на стадиях строительства, эксплуатации и ликвидации объекта. При оценке эффективности инвестиционного проекта соизмерение разновремен-ных показателей выполняется путем приведения (дисконтирования) их к ценности начального периода. Для приведения разновременных затрат и результатов используется норма дисконта (Е), равная приемлемой для инвестора норме дохода на капитал.
Чистый дисконтированный доход (ЧДД, руб.) определяется как сумма текущих эффектов за весь расчетный период, приведенная к начальному шагу, или как превышение интегральных результатов над интегральными затратами. Величина ЧДД для постоянной нормы дисконта определяется по формуле:
 
где  Rt – результаты, достигнутые на t-м шаге расчета, руб.;
Зt – затраты, имеющие место на том же шаге, руб.;
Т – расчетный период;
Е – постоянная норма дисконта;
t – номер шага расчета (t= 0, 1, 2,…, Т).
На практике часто пользуются модифицированной формулой опреде-ления ЧДД. Для этого из состава Зt на каждом шаге исключают капитальные вложения, соответствующие этому шагу. Формула в данном случае принимает вид:
 
где    – затраты на t-м шаге при условии, что в них не входят капитальные
                вложения, руб.:
Kt – сумма капитальных вложений в t-м году, руб.
В формуле первая часть представляет сумму дисконтированной чистой прибыли (ДЧП), а вторая часть – сумму дисконтированных капитальных вложений (ДКВ). То есть:
    
Индекс доходности ИД определяется как отношение суммы дисконти-рованной чистой прибыли к общей сумме дисконтированных вложений, то есть:
 
Индекс доходности тесно связан с ЧДД, так как включает те же эле-менты, что и ЧДД. Поэтому при положительном ЧДД (т.е. проект эффекти-вен) ИД обязательно будет больше 1, и, наоборот, – при ИД < 1 - проект неэффективен.
Внутренняя норма доходности (ВНД) представляет собой такую норму дисконта, при которой сумма дисконтированной чистой прибыли равна сумме дисконтированных капитальных вложений. Обозначим такую норму дисконта Евн. Величина ВНД определяется исходя из формулы, в которой вместо нормы дисконта Е, равной приемлемой для инвестора норме дохода на капитал, принимается Евн; ЧДД принимается равным 0. То есть для определения ВНД требуется решить уравнение:
 
Если расчет ЧДД инвестиционного проекта дает ответ на вопрос, является он эффективным или нет при некоторой заданной норме дисконта Е, то ВНД проекта определяется в процессе расчета и затем сравнивается с требуемой инвестором нормой дохода на вкладываемый капитал. В случае, когда ВНД равна или больше требуемой инвестором нормы дохода на капитал, инвестиции в данный проект оправданы. В противном случае инвестиции в данный проект нецелесообразны. Если сравнение взаимоисключающих инвестиционных проектов (вариантов проекта) по ЧДД и ВНД приводят к противоположным результатам, то предпочтение обычно отдается ЧДД.
Срок окупаемости – минимальный временной интервал от начала осу-ществления проекта до момента времени, за пределами которого ЧДД становится неотрицательным. Это период, измеряемый месяцами, кварталами и годами, начиная с которого первоначальные вложения и другие затраты, связанные с осуществлением инвестиционного проекта, покрываются суммарными результатами.
В зависимости от особенностей инвестиционного проекта вся рассмотренная выше система показателей может характеризовать различные виды эффективности:
коммерческую эффективность, отражающую финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников;
бюджетную эффективность, отражающую финансовые последствия осуществления проекта для федерального, регионального или местного бюджета;
экономическую эффективность, отражающую финансовые послед-ствия осуществления проекта с точки зрения интересов народного хозяйства в целом, а также участвующих в осуществлении проекта регионов, отраслей и предприятий.
Оценка коммерческой эффективности выполняется путем сопоставле-ния финансовых затрат и результатов, обеспечивающих требуемую норму доходности. При этом в качестве эффекта на t-м шаге выступает поток ре-альных денег.
С целью определения коммерческой эффективности в процессе осу-ществления проекта выделяются три вида деятельности предприятия: инве-стиционная, операционная и финансовая. В рамках каждого вида деятельности происходит приток (Пi (t)) и отток (Оi (t)) денежных средств. Обозначим разность между ними через Фi(t).
Тогда:
Фi(t) = Пi(t) – Oi(t),
где  i – индекс вида деятельности предприятия (1 - инвестиционная, 2 –
            операционная, 3 – финансовая).
Потоком денежных средств Ф(t) называется разность между притоком и оттоком денежных средств в совокупности от инвестиционной и операци-онной деятельности в каждом периоде осуществления проекта (на каждом шаге расчёта):
 

  

Категория: Методичка | Добавил: Демьян
Просмотров: 167 | Загрузок: 72 | Рейтинг: 0.0/0 |

Дипломник © 2024
магазин дипломов, диплом на заказ, заказ диплома, заказать дипломную работу