2.3. Маркетинговое исследование
2.3.1 Общее описание рынка
Рынок драгоценных металлов и драгоценных камней
Ювелирная отрасль в первую очередь зависит от поставщиков сырья, а значит,
непосредственно связана с рынком драгоценных металлов и драгоценных камней.
Описание рынка
Рынок драгоценных металлов и драгоценных камней, далее именуемый как
рынок ДМДК, представляет собой торгово-финансовый центр, в котором
сосредоточены торговля ими и другие коммерческие и имущественные сделки с
этими активами.
По данным «Российской Гильдии Ювелиров», на начало 2009 года количество предприятий, занимающихся производством ювелирных изделий в России, составляет 960 организаций. Подавляющее большинство имеет частную форму собственности, количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей достигает 2 300 чел.
Производственный сектор разделен на три основные области, включающие в себя:
- предприятия, использующие для собственной продукции камни первой группы (бриллианты, рубины, сапфиры и изумруды);
- предприятия, специализирующиеся на обработке золота;
- предприятия, работающие в основном с серебром.
Занимающиеся производством организации и индивидуальные предприниматели расположены в 52 областях страны.
Рис. 5. Динамика увеличение количества российских производителей ювелирных изделий по форме собственности в 2008 и 2009 гг.
Центрами ювелирного искусства в России являются всего несколько городов, так или иначе привязанных к историческим центрам производства и торговли: Екатеринбург, Санкт-Петербург, Москва и Кострома, где расположено около 80% ювелирных предприятий. Урал характеризуется развитым ювелирным промыслом, а Златоуст Челябинской области славится выпускаемым художественным оружием. Среди прочих городов-производителей ювелирных украшений стоит отметить Казань, Новосибирск, Якутск.
По объему производства на Центральный Федеральный Округ приходится 61,5% российского производства ювелирных изделий, в том числе на Москву и Московскую область - 38,1%, а на Костромскую – 13,8%.
В ходе телефонного опроса ювелирных магазинов, проведенного «Российской Ювелирной сетью» в конце 2009 года, было выявлено порядка 60 компаний-изготовителей ювелирных изделий, пользующихся наибольшим спросом у потребителей. С большим отрывом десятку лидеров возглавил «Адамас» - 13,3%, 6,7% респондентов в качестве наиболее популярного среди покупателей производителя упомянули «Эстет», 5,9% - «Красцветмет», а 4,4% - «Московский Экспериментальный Ювелирный Завод» и «Московский Ювелирный Завод».
Таблица 18 Наиболее популярные среди потребителей заводы-изготовители ювелирных украшений по данным телефонного опроса ювелирных магазинов
№ п/п
|
Производитель
|
% упоминаний
|
1
|
АДАМАС
|
13,3%
|
2
|
Эстет
|
6,7%
|
3
|
Красцветмет
|
5,9%
|
4
|
Костромской ЮЗ
|
4,4%
|
5
|
МЭЮЗ
|
4,4%
|
6
|
МЮЗ
|
3,7%
|
7
|
Русские самоцветы
|
3,7%
|
8
|
Каст
|
3,0%
|
9
|
Бронницкий Ювелир
|
3,0%
|
10
|
Лукас
|
3,0%
|
По показателю объема продаж, составленному Московской оптовой биржей «Ювелир-2009. Лучшие украшения России», первые позиции занимают такие бренды, как «Алмаз-Холдинг», «Русские самоцветы», «Костромской ювелирный завод», «Красцветмет» и «Адамас». Компании же с менее устойчивыми торговыми марками, имиджевая реклама которых носит непостоянный характер, менее узнаваемы среди потребителей. Структура предложения ювелирных изделий на российском рынке по типу используемого в сплаве металла, 2009 г. представлена на рис. 6.
|