Анализ основных субъектов рынка
Ювелирная промышленность в Советском Союзе являлась одним из элементов общей плановой экономики, которая сформировала однотипные и массовые образцы ювелирной продукции, ориентированные на невзыскательного потребителя. Переход к рыночной экономике потребовал от бывших советских предприятий существенных изменений как в ассортиментной структуре производства, так и в стратегии маркетинговых коммуникаций с потребителями.
Усиление внутренней конкуренции, наблюдавшееся в 2002 – 2004 гг., привело к полной реструктуризации отрасли. В настоящее время небольшое количество российских ювелирных предприятий оказывают превалирующее влияние на внутренний рынок. Эти предприятия можно разделить на две группы:
- традиционные отечественные заводы, сумевшие перестроить свою работу в соответствии с новыми рыночными условиями;
- предприятия новой волны, обладающие современным менеджментом и производственными технологиями.
К предприятиям первой группы, лидирующим по объемам производства ювелирных изделий и стабильно удерживающим свои позиции в течение нескольких лет, относятся: ОАО «Русские Самоцветы», «Алмаз-Холдинг»;«Адамас»;«Красносельский ЮВЕЛИРПРОМ»; Костромской ювелирный завод; «Красцветмет»;«Яшма»; «Эстет»; Московский экспериментальный завод;«Элит»;«Эдем»; «Ювелиры Урала»;«Лукас»;«Русская ювелирная мануфактура». При этом по итогам 2009 года в сегменте производства золотых украшений лидирующая роль принадлежит «Адамасу» (14%). Доля «Красцветмет» составила 5%, «Эстет» и «Бронницкий ювелир» занимают по 4% рынка, «Красносельский ювелир», «Эдем» и «Яшма» - по 3%.
Рис. 8. Долевая структура крупнейших российский производителей золотых ювелирных изделий, 2009 г.
Стоит отметить, что некоторые из производителей второй группы не только приблизились к объемам реализации крупнейших компаний первой группы, но и догнали их по ряду позиций. По оценкам аналитиков «РосЮвелирЭксперт, молодые предприятия в будущем смогут занять весомую долю на ювелирном рынке России, поскольку имеют возможность более гибко адаптироваться в меняющейся рыночной среде.
Среди таких производителей прежде всего следует выделить:
- «ЭРМИ» (Екатеринбург);
- «Ювелирный Дом» (Екатеринбург);
- «Шарм» (Москва);
- «Траст Капитал» (Москва),
- «Грингор» (Санкт-Петербург);
- «Петрозолото» (Санкт-Петербург);
- «Каст» (Санкт-Петербург);
- «Джунаид» (Москва);
- «Мастер Бриллиант» (Кострома).
В связи с бурным развитием отечественного рынка в России наступила эра интенсивного инвестирования в ювелирное производство частного капитала, в том числе зарубежного.
Продолжается ввоз отечественными производителями полуфабрикатов ювелирных изделий (цепи, замки, карабины и т.п.) для их последующего использования в качестве основы или комплектующих при изготовлении ювелирной продукции.
|