Таблица 20. Сравнение основных затрат отечественных и зарубежных предприятий при оформлении таможенных операций
Наименование статьи затрат
|
Российские предприятия
|
Зарубежные предприятия
|
Оплата процентов по кредитам
|
15-20% годовых
|
2-3% годовых
|
Покупка золота
|
Цена Лондонской биржи +1…3% маржа Банка России и коммерческого банка, НДС 18%, 100% предоплата
Цена лондонской биржи +0,2…0,5%.
|
НДС не взимается.
Отсрочка платежа до отгрузки продукции
|
Покупка драгоценных камней по импорту
|
Оплата пошлины в размере 20%. Взимание НДС в размере 18% от суммы стоимости контракта и пошлины
|
Пошлина не взимается и НДС не оплачивается
|
НДС на готовую продукцию
|
18%
|
15%
|
Экспорт продукции
|
Необходимо оплачивать НДС с возмещением его в среднем через 6 месяцев
|
НДС либо не уплачивается, либо возвращается в момент пересечения границы
|
Отечественные производители пока только развивают производство оборудования для ювелирной промышленности, в то время как предложение приборов иностранного производства очень широко. Несомненным успехом ювелирного сообщества явилось принятие Правительством РФ в 2006 году решения установить нулевые пошлины на ввоз импортного технологического оборудования. Однако для развития российской ювелирной промышленности необходима и отмена ввозных таможенных пошлин на технологический инструмент и лабораторное оборудование.
В 2008 году теневой оборот в российской ювелирной отрасли составлял: в добыче золота - 13%, в добыче алмазов - 1%, в огранке алмазов - 1%, в ювелирном производстве - 50%, в вывозе алмазов - 10% (в стоимостном выражении).
Удельный вес официально зарегистрированной импортной продукции составляет только 9,3% в общем предложении ювелирных изделий на рынке. При этом по сообщению контролирующих органов доля нелегальных украшений на рынке в 2008 году достигала порядка 80%. В основном эти изделия ввозятся из Турции и Индии, металл изготовления украшений является сплавом с добавлением золота. Более дорогостоящие отечественные ювелирные изделия создают предпосылки для усиления процесса контрабанды товаров из Турции, Китая, государств полуострова Индокитай (Таиланд, Малайзия и др.), Израиля и Египта. Как правило, такие украшения изготовлены либо из нелегально вывезенного российского сырья различного качества, либо из контрафактного импортного сырья (с наличием всевозможных металлов, синтетического, биметаллического и т.п.).
Фальсифицированная продукция также поступает из Азии, либо производится местными подпольными организациями. На такие изделия ставятся фальшивые клейма, ярлыки и этикетки солидных производителей.
Одной из основных причин, позволяющих подделывать оттиски клейм, является нередко встречающееся низкое качество нанесения клейма в инспекции пробирного надзора. После прохождения финишных операций (полировка, глянцовка) оттиски часто становятся слабо различимы, что является основанием возможности их подделки.
Проблемой становится и элементарная нехватка государственных институтов, обеспечивающих контроль ювелирной продукции на рынке. К примеру, в России зарегистрировано более 3 тысяч ювелирных предприятий, при этом существует всего 30 инспекций, тестирующих изделия и ставящих на них пробу.
Легально провезенная продукция зарубежных производителей (из Турции, Китая и пр.) также нередко характеризуется плохим качеством, что объясняется ее несоответствием требованиям ГОСТа. Отечественный производитель, как правило, выпускает ювелирные изделия из сплавов, регламентируемых государственными стандартами РФ, в которых регулируется не только содержание самого драгоценного металла, но и предельно допустимое содержание множества других компонентов. Для импортных изделий (особенно из стран Азии и Ближнего Востока) такие стандарты не предусмотрены.
В случае вступления России в ВТО образуется большой легальный приток дешевых ювелирных изделий иностранного производства (особенно в Азиатском регионе), который способен оказать сильнейшее воздействие на отечественную ювелирную промышленность, вплоть до полного ее разрушения.
|