Анализ движущих сил в отрасли
Наличие в РФ собственных запасов алмазного сырья, золота и металлов платиновой группы, а также крупных месторождений других драгоценных металлов и камней, безусловно, является базой для создания успешной функционирующей ювелирной отрасли.
Восстановление экономики и увеличение темпов роста ВВП будет способствовать увеличению продаж в ювелирной отрасли, стабильности закупок и заключению долгосрочных контрактов.
Росту производства ювелирных изделий в России во многом способствовало внесение изменений в налоговое законодательство, предусматривающих:
- отмену акциза на ювелирные изделия;
- отмену НДС, уплачиваемого при покупке драгоценных металлов и драгоценных камней для производства ювелирных изделий.
Тем не менее, в нормативно-правовой базе, регламентирующей отношения на российском рынке ювелирных изделий, остается много спорных вопросов, которые не позволят предприятиям отрасли выдержать жесткую конкуренцию с иностранными производителями при вступлении России в ВТО.
По мнению аналитиков рынка, без помощи государства ювелирной отрасли практически невозможно создать конкурентные преимущества перед зарубежной продукцией.
Концепцией проекта нового федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» предусматривается отмена или приведение в соответствие с действующим законодательством около 50 различных нормативных правительственных и ведомственных актов.
Государственная поддержка отрасли способствует ускорению внедрения и освоения новых видов продукции и технологий, с этой целью возможны создания совместных предприятий с зарубежными производителями, т.е. появление новых конкурентов и увеличение концентрации предприятий.
Повышение рентабельности отрасли повысит конкуренцию.
Первоочередными же мерами по повышению конкурентоспособности российских ювелирных изделий, как на внутреннем, так и на внешнем рынке являются:
- создание равных условий для добросовестной конкуренции с импортными изделиями:
- освобождение ювелирных предприятий от оплаты НДС при покупке золота и других драгоценных металлов;
- начисление НДС только на стоимость затрат при производстве ювелирных изделий и на затраты торговли;
- установление беспошлинного ввоза технологического и лабораторного оборудования, ювелирного инструмента, закупаемых по импорту для собственного производства ювелирных изделий;
- установление беспошлинного ввоза ювелирных камней (кроме бриллиантов), закупаемых по импорту;
- временное сохранение существующих импортных пошлин на ввоз ювелирных изделий на территорию Российской Федерации;
- создание равных условий для добросовестной конкуренции с импортными изделиями.
- разработка комплекса мероприятий по борьбе с контрабандной и незаконно произведенной продукцией.
С учетом вышеописанных предложений отпадет необходимость возмещения бюджетом НДС на драгоценные металлы при экспорте изделий, для покупателей же в России остается НДС только на производственные затраты ювелирных предприятий и торговли.
Участники рынка предлагают также уделить особое внимание вопросу проверки доброкачественности импортных изделий. Таким образом, необходимым является введение обязательного клеймения специальным импортным клеймом всех ввозимых для продажи на территорию РФ ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов.
|