Основные проблемы внедрения новых или адаптированных подходов к управлению здравоохранением носят психологический характер и определяются сложившимися стереотипами и убеждениями, крайне толерантными к изменениям. Именно поэтому методы управления здравоохранением должны быть доступны для восприятия и внутреннего личностного принятия на основе формирования новых установок в сознании руководителей. Речь идет о новых мыслительных когнитивных процессах, новом восприятии окружающей действительности и создании определенных мыслительных алгоритмов ментальных процессов на основе логики и не слишком сложных математических моделей, направленных на структуризацию и упрощение наиболее часто встречающихся проблем.
Рассмотренные в статье подходы к управлению здравоохранением на основе СМК эффективны как для оперативного, так и стратегического менеджмента, и охватывают все функции руководителя: планирование, организацию, мотивацию и контроль при повышении роли принятия решений и коммуникаций. Они применимы при управлении любыми системами в здравоохранении, будь то качество медицинской помощи, повышение экономической эффективности ее оказания или обеспечение лекарственными средствами и медицинским оборудованием. Именно универсальность делает их применение столь эффективными в повседневной управленческой практике и является основой дальнейшего развития теории отраслевого менеджмента. Не надо забывать правило Парето применительно к управлению: 80% успеха руководителя приносит 20% его ключевых знаний и навыков. Поэтому в настоящее время приоритетной задачей является структуризация и внедрение в практику менеджмента и обучения именно этих ключевых технологий управления здравоохранением, способных дать серьезную социально-экономическую отдачу уже в ближайшем будущем. Предлагаемые новые или адаптированные подходы к управлению здравоохранением не застывший свод принципов и правил менеджмента. Главное здесь изменение способа мышления руководителя с целью формирования новых универсальных установок к решению управленческих проблем.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (в ред. от 12.07.2006 № 2-ФКЗ) // Российская газета. – 1993. - № 237; Собрание законодательства Российской Федерации. – 2006. - № 29. – Ст. 3119.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации (в ред. от 16.10.2006 № 160 – ФЗ): федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 31. - Ст. 3823; Собрание законодательства Российской Федерации. – 2006. - № 43. - Ст. 4412.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ): федеральный закон от 30 декабря 2001 № 195-ФЗ (в ред. от 09.02.2007 № 19 – ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 1 (часть I). - Ст. 1; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 1 (часть I). - Ст. 1; Российская газета. – 2007. – № 31.
4. О бухгалтерском учете (в ред. от 30.06.2003 № 86 – ФЗ): федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 48. - Ст. 5369; Собрание законодательства Российской Федерации. – 2003. - № 27 (часть I). - Ст. 2700.
5. О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов (в ред. от 22.08.2004 № 122 - ФЗ): федеральный закон от 02.08.1995 № 122-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. - № 32. - Ст. 3198; Собрание законодательства Российской Федерации. – 2004. - № 35. - Ст. 3607.
6. О государственных и муниципальных унитарных предприятиях (в ред. от 18.12.2006 № 231 – ФЗ): федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 48. - Ст. 4746; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 52 (часть I). - Ст. 5497.
7. О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2006 год: закон Чувашской Республики от 29 ноября 2005 г. № 61 // Республика. – 2005. - № 47-48.
8. Российская Федерация. Президент. Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти (в ред. от 05.02.2007 № 119): указ от 20 мая 2004 г. № 649 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - № 21. - Ст. 2023; Российская газета. – 2007. - № 25.
9. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 26 мая 2004 г.; Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 25 апреля 2005 г. // РГ. 2004. 27 мая; 2005. 26 апр.
10. План подготовки первоочередных актов по реализации приоритетных национальных проектов, решения по которым необходимо принять в 2005 году и в I квартале 2006 г., утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2005 г. № 1926-р // СЗ РФ. 2005. № 47. Ст. 4956.
16. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / под ред. Ю.М.Козлова. - М.: Юристъ. - 2002. – 610 с.
17. Татарников М.А. Административная реформа как фактор повышения эффективности управления здравоохранением // Главврач. – 2006. - № 8. – с. 9 – 13.
18. Татарников М.А. Повышение эффективности управления здравоохранением на основе стандартов системы менеджмента качества // Главврач. – 2007. - № 1. – с. 16 – 19.
19. Чернова Т.В. Современные подходы к оценке качества управления в системе здравоохранения // Главврач. – 2006. - № 7. – С. 11 – 14.
20. Четвериков В.С. Административное право. Серия «Высшее образование».- Ростов на Дону: Феникс, 2004. - 512 с.
21. Шишкин С.В., Чернец В.А., Бесстремянная Г.Е. Организация финансирования и управления здравоохранением в регионах России // Ремедиум. – 2007. - № 1. – с. 15 – 16.
|