В результате написания работы нами были сделаны следующие выводы.
Во-первых, РФ и ФРГ имеют некоторые схожие тенденции государственно-правового развития. Российская и германская государственно-правовые науки находятся в постоянном поиске совершенной модели федеративного устройства на протяжении XIX – XXI веков, заимствуя друг у друга положительный опыт. Во-вторых, принципы российского и германского федерализма имеют много общего и особенного. Одновременно некоторые из них являются общими, частично совпадающими и специальными для федеративного устройства России и Германии. В-третьих, базовым и системообразующим принципом российского и германского федерализма является принцип разграничения предметов ведения между федерацией и ее субъектами. При внешней схожести в России и Германии он различается по содержанию. Так, в ФРГ последовательно, относительно полно и четко осуществлено разграничение компетенции между Федерацией и федеральными землями в сферах законодательства, управления и правосудия, чего нет в РФ.
В настоящее время в правовой системе Российской Федерации отсутствуют федеральные законы, устанавливающие организационно-правовые формы разрешения конфликтов между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Кроме того, в федеральном законодательстве не урегулированы вопросы, связанные с гарантиями обеспечения авторитета федеральной власти и федерального права, а также с ответственностью федеральных органов государственной власти за нарушение конституционно установленных прав субъектов Федерации.
Законодательное установление данных норм может быть основано на введении в России дополнительных институтов федерального вмешательства, применение которых в других федеративных государствах осуществлялось в периоды, характеризовавшиеся, как правило, существенными разногласиями между федеральными и региональными органами власти, нестабильностью федеративных отношений и дезинтеграционными процессами.
На устранение названных правовых пробелов и создание условий для реального развития федеративных отношений в России направлены проводимая в стране административная реформа и формирование широкой правовой базы федерализма.
Конституция РФ.
Знаменщиков Р.Ф. Категория «федерация» в науке государственного права Германии // Правовые проблемы укрепления российской государственности / Отв. ред. В.Ф. Волович. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2001
Михайлова Н.В. Конституционно-правовые особенности федеративного устройства России // Вестник Российского университета дружбы народов. – Сер.: Политология. – 2004. – № 1 (5). – С. 15–23
Основы государства и права. – М., 1999.
|