Введение 2 Глава 1. Принятие государственных решений как комплексный политико-административный процесс 7 1.1 Сущность и содержание процесса принятия государственных решений 7 1.2 Государственная стратегия как особый тип разработки политических целей 14 Глава 2. Основные акторы разработки государственной стратегии …………………………………………3 Глава 3. Технологии и механизмы функционирования политико-административных коалиций ……. ….32 Заключение Список использованной литературы 71
Введение 3 Глава 1. Ливан в региональной системе международных отношений 1.1. Внутриполитическая ситуация в Ливанской Республике после окончания гражданской войны 7 1.2. Особенности ситуации на Ближнем Востоке и приоритетные направления внешней политики Ливана 29 Глава 2. Проблемы и перспективы развития отношений Ливана со странами Арабского Востока 2.1. Политика Ливана в отношении кризисных ситуаций в регионе 2.1.1. Позиция Бейрута по ближневосточному урегулированию 50 2.1.2. Ливан и кризисы в Персидском заливе 65 2.2. Влияние внешнего фактора на межарабскую политику Ливана 73 Глава 3. Двусторонние связи Ливана с арабскими странами 3.1. Ливан – Сирия 80 3.2. Ливан – Саудовская Аравия и страны Аравийского полуострова 88 3.3. Ливан – Египет и страны Северной Африки 95 Заключение 102 Литература 105
Введение 1 Глава 1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ 12 1.1. Характеристика состояния международных отношений во второй половине 1980-х годов. 12 1.2. Структура мира после распада СССР 23 1.3. Мир на рубеже веков: «полюса» и формирующийся порядок 31 Глава 2. ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ США В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА... 40 2.1.Американские концепции глобального лидерства 40 2.2. Внешнеполитическая стратегия США: гегемония или лидерство? 42 2.3. Критика «Нового Американского Империализма» 53 ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ГЛОБАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ США 60 2.1. Американское обоснование роли НАТО в системе международной безопасности 60 2.2.. Российская Федерация как новый субъект международных отношений и внешней политики США 60 2.3. Россия в глобальной стратегии США 64 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70 Список использованной литературы 74
Содержание Введение 3 Глава 1. Теоретико-методологический анализ манипулятивных технологий в политике 12 1.1. Основные характеристики и особенности манипулятивных технологий: границы его использования 12 1.2. Слухи как один из способов манипуляции общественным мнением 24 1.3.Особенности манипулятивных технологий во время политических выборов 35 Глава 2. Использование манипулятивных технологий во время выборов в Государственную Думу РФ 2007 года. 45 2.1. Избирательная кампания 2007 г. и ее информационное сопровождение: выбор технологий воздействия на общественное мнение 45 2.2. Анализ использованных манипулятивных технологий: возможности и границы их использования. 66 Заключение 78 Список литературы 81
1. Имперская политика и проблема национализма: теоретико-методологический аспект 7 1.1.Империя, имперская идея, национализм: дефиниция проблемы 7 1.2. Зарождение отечественных имперских тенденций и их влияние на формирование национального самосознания 26 1.3.Западная и российская модели имперской политики: компаративный анализ 37
2. Имперские теории и развитие национализма в монархической России 53 2.1. Теория Москва – третий Рим – синтез имперских и национальных амбиций: основные этапы развития и положения 52 2.2. Складывание имперских теорий в ХIХ – н. ХХ века и формирование русского национализма 74 2.3. Имперские тенденции в современной России и развитие проблемы национализма 93
Глава 1. Имперские теории: теоретико-методологический аспект. 1.1.Имперская теория и национализм: дефиниция проблемы. 1.2.Зарождение имперских тенденций и их влияние на развитие национального самосознания и имперских концепции. 1.3.Особенности формирования отечественных имперских теорий.
Глава 2. Имперских теорий и развитие национализма в монархической России. 2.1. Теория Москва – третий Рим: основные этапы развития и положения. 2.2. Складывание имперских теорий в ХIХ веке и их влияние на формирование российского национализма 2.3. Теоретическое обоснование имперских амбиций России в начале ХХ века. Заключение Литература 90
Содержание Введение 3 Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования политического PR и рекламы 13 1.1. Политический PR и реклама: концепция и технология 13 1.2. Политический PR и реклама в системе политического управления 19 1.3. Политический рынок и его специфика в современной России 27 Глава 2. Особенности политического PR и рекламы в современной России 32 2.1. Специфика российского электората 32 2.2. Анализ политического PR и рекламы в ходе выборов президента РФ 2008 г. 41 2.3. Специфика технологий политического PR и рекламы в политической жизни России 57 Глава 3. Проблемы и перспективы развития политического PR и рекламы в современной России 61 3.1. Проблемы развития политического PR и рекламы в современной России 61 3.2. Основные направления развития политического PR и рекламы в современной России 64 Заключение 70 Список использованной литературы 74
1. Имперская политика и проблема национализма: теоретико-методологический аспект 7 1.1.Империя, имперская идея, национализм: дефиниция проблемы 7 1.2. Зарождение отечественных имперских тенденций и их влияние на формирование национального самосознания 26 1.3.Западная и российская модели имперской политики: компаративный анализ 37
2. Имперские теории и развитие национализма в монархической России 53 2.1. Теория Москва – третий Рим – синтез имперских и национальных амбиций: основные этапы развития и положения 52 2.2. Складывание имперских теорий в ХIХ – н. ХХ века и формирование русского национализма 74 2.3. Имперские тенденции в современной России и развитие проблемы национализма 93
Глава 1. Имперские теории: теоретико-методологический аспект. 1.1.Имперская теория и национализм: дефиниция проблемы. 1.2.Зарождение имперских тенденций и их влияние на развитие национального самосознания и имперских концепции. 1.3.Особенности формирования отечественных имперских теорий.
Глава 2. Имперских теорий и развитие национализма в монархической России. 2.1. Теория Москва – третий Рим: основные этапы развития и положения. 2.2. Складывание имперских теорий в ХIХ веке и их влияние на формирование российского национализма 2.3. Теоретическое обоснование имперских амбиций России в начале ХХ века. Заключение Литература 90
Введение 3 Глава 1. Формирование имиджа политика в современных условиях 5 1.1. Сущность понятия "имидж" 5 1.2. Роль имиджа в сфере публичности 14 1.3. Технологии создания имиджа политика 24 1.4. Значение СМИ в создании имиджа политика 29 Глава 2. Создание имиджа политика на телевидении 30 2.1. Специфика телевидения 38 2.2. Телеимидж политика 40 2.3. Особенности создания телевизионного имиджа политика 47 Глава 3. PR в создании имиджа политика 54 3.1. Специфика аудитории для проведения PR-кампании 54 3.2. Роль PR в создании имиджа политика 57 3.3. Этапы проведения PR-кампании 65 3.4. Применение PR- технологний создания имиджа политика на телевидении 66 Заключение 73 Литература 77 Литература 1. Блажнов Е.А. Паблик рилейшнз = Public relation . Приглашение в мир цивилизованных рыночных и общественных отношений: Учеб. пос. для деловых людей. – М., 1994. 2. Борисов Б.Л. Реклама и паблик рилейшнз. Алхимия власти. — Рига, 1997; М., 1998. 3. Браун Л. Имидж — путь к успеху. — СПб., 1996. 4. Браун Л. Имидж — путь к успеху. - С-Пб.: Питер, 1996.- 284 с. 5. Власть и общественность: Социальные аспекты взаимодействия. / Под ред. О.Н. Савиновой. - Нижний Новгород, 1997. 6. Гозман Л.Я., Шестопал Е Б. Политическая психология - Ростов-на-Дону Феникс, 1996-446 с. 7. Дейвис Ф. Ваш абсолютный имидж. — М., 1997. 8. Доти Дороти И. Паблисити и паблик рилейшнз. - М., 1998 9. Дубов И.Г., Пантилеев С.Р. "Восприятие личности политического лидера" // "Психологический журнал", № 6, 1992 г., стр. 25-34. 10. Жмыриков А.Н. Как победить на выборах. - М: Титул, 1995 — 128 с. 11. Имидж лидера / Под ред. Е. В. Егоровой-Гантман – М., 1998 12. Капитонов Э.А. Организация службы связей с общественностью. - Ростов-н-Д, 1997. 13. Кара-Мурза С. Г. Краткий курс манипуляции сознанием. - М.: ЭКСМО. 2003 г. 14. Крылов И. Технологии популярности, или паблик рилейшнз. — Минск, 1999. 15. Крылов ИВ. Теория и практика рекламы в России. — М., 1996. 16. Лебедева Т.Ю. Искусство обольщения. Паблик рилейшнз по-французски. — М., 1996. 17. Леснин И.В. Технология политического успеха или как победить на местных выборах. Вологда, 1999. 18. Невзлин Л.Б. Паблик рилейшнз. Кому это нужно? - М.: Экономика, 1993. — 222 с. 19. Политология / Под ред. Б.И. Краснова. — М., 1995. 20. Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. - Киев, 1999 21. Психология и этика делового общения. Учебник / Под ред. В.Н. Лавриненко. - М., 1997 22. Пугачев В.П. Средства массовой коммуникации в современном политическом процессе // Вестник МГУ серия 12 "Политические науки", 2005. № 5, с. 34 23. Связи с общественностью и общественными организациями (“Паблик рилейшнз”): Учебно-методическое пособие по курсу “Государственное и муниципальное управление”/ Под общ. ред. В.С. Комаровского. - М., 2002. 24. Сноу Ч. Коридоры власти // Наставники. Коридоры власти. — М., 1988. — С 226-227 25. Современная политическая мифология: содержание и механизмы функционирования. - М.: РГГУ, 1996. — 95с. 26. Федотова Л.Н. Реклама в опросах общественного мнения. - М, 2004 27. Цуладзе, Автандил. Политическая мифология. – М.: ЭКСМО, 2004 г 28. Шепель В.М. Имиджелогия. Секреты личного обаяния. — М., 1994. 29. Шишкина М.А. Паблик рилейшнз в системе социального управления. - СПб, 1999 30. Щербинина Н. Г. Политический миф России. – Томск: ТГУ, 2002 г 31. Южанинова Л. А. PR без мифа - деньги на ветер // Конференция "Мифологические исследования" / www.auditorium.ru 32. Black S. 'The essentials of public relations". London, 1993 33. Brendan Bruce. Images of power. How the image makersshape our leaders. - London Kogan Page, 1992 -192 p 34. Brown J.A.C. "Techniques of persuasion. From propaganda to brainwashing", Harmondworth, 1963 35. Diamond E.and Bates S. The Spot: The Rise of Political Advertising on Television, 3rd ed. Cambridge: The MIT Press, 1992 36. Joe McGinnis "The Selling of the President 1968", Richmond Hill, 1970 37. Jowett G.S., O'Donnell "Propaganda and persuasion", Newbury Park, 1992
Введение …………………………….…………………………………………………………..3 Глава 1. Теоретические основы формирования имиджа политического лидера………………………………………………………………….7
1. Технологии создания имиджа политического лидера………………………………….7 1.1. Понятия имидж и имиджевые характеристики…………………………………..…...7 1.2. Психологическая природа имиджа……………………………………………………...9 1.3. Внешние компоненты в создании визуального образа политика………………….11 2. Роль политического имиджмейкинга в современной России………………………..15 2.1. Стереотипы и мифы в имидже ………………………………..………………………..15 2.2. Приемы имиджмейкеров в формировании политического лидера ..…………….21 2.3. Харизматичность политического лидера…………………………………………….29 Выводы по 1 главе ……………………………………………………………………………42
Глава 2. Анализ трансформации имиджа президента РФ В.В.Путина………………..44 2.1. Биография и оценка деятельности В.Путина в различных сферах внутренней и внешней политики и экономике …………………………………………..44
2.2. Эмпирическое исследование восприятия имиджа В.Путина в избирательной кампании………………………………………………………………….52 2.3. Анализ рейтинга имиджа Президента РФ В.Путина………………………………..75 2.4. Оценка имиджа политического лидера В.Путина в современных условиях……84 2.5. Имидж В.Путина в преддверии выборов 2008 года ………………………..……..…93 Выводы по 2 главе ……………………………………………………………………..…… 99
Заключение…………………………………………………………………………………..101 Список литературы ………………………………………………………………………...104 ЛИТЕРАТУРА
1. Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 1998. 2. Васильев Л.Л. Экспериментальные исследования мысленного внушения. J1.: ЛГУ, 1999. 3. Васюкова И.А. Словарь иностранных слов. М.: АСТ-ПРЕСС, 1998. 4. Годфруа Ж. и др. Что такое психология: В 2 т. / пер. с франц. М.:Мир, 2002. 5. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: Феномены, механизм и защита. М.: ЧеРо. 2003. 6. Каструбин Э.М. Трансовые поля и «поле смысла». М.: «КСП»,2005. 7. Климов Е.А. Общая психология. Общеобразовательный курс: учеб. пособие для вузов. М.: МГУ, 1999. 8. КовальчукА.С. Основы имиджелогии и делового общения: учеб. пособие для вузов. Ростов н/Д.: Феникс, 2003. 9. Кордуэлл М. Психология А—Я: Словарь-справочник/ пер. с англ. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. 10. Крылов А.А. Психология: Учебник. М.: СПб., 2004. 11. Кузин Ф.А. Современный имидж делового человека, бизнесмена, политика. М.: Ось-89, 2002. 12. Новый энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия: Рипол-классик, 2004. 13. ПанасюкА.Ю. А что у него в подсознании? (Двенадцать уроков по психотехнологии проникновения в подсознание собеседника.). 6-е изд. М.: Дело, 2004. 14. Панасюк А.Ю. Депутату Государственной Думы: как убеждать в своей правоте. (Подготовлена к изданию; см. сайт автора.) 15. Панасюк А.Ю. Как убеждать в своей правоте: Современные психотехнологии убеждающего воздействия. 2-е изд. М.: Дело, 2004. 16. Панасюк А.Ю. Кто мы, какие мы — в зеркале эзотерической психологии // Энциклопедия по парапсихологии. М.: Рипол-классик, 2005. 17. Панасюк А.Ю. Я — Ваш имиджмейкер и готов сформировать Ваш профессиональный имидж. М.: Дело, 2004. 18. Перелыгина Е.Б. Закономерности формирования имиджа феномена интерсубъектного взаимодействия. М., 2002. 19. Перелыгина Е.Б. Механизмы функционирования имиджа феномена интерсубъектного взаимодействия. М.: Инт Центр, 2003. 20. Перелыгина Е.Б. Психология имиджа : учеб. пособие. М.: пект Пресс, 2002. 21. Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология (для индустриальн дагогических техникумов). М., 1973. 22. Психология. Словарь. М.: Политиздат, 1990. 23. Почепцов Г. Г. Паблик рилейшнз для профессионалов - М., 2001. 24. Почепцов Г. Г. Теория коммуникации - М., 2001 25. Правительство, реформы, масленица и пост. Отчет ВЦИОМ. - http://www.polit.ru/docs/477207.html. 26. Предвыборный словарь ЛПК "Новая идеология". - http://www.newideology.ru/poleznosti/slovar/index.php. 27. Пшизова С. Н. "Два тела" президента. Модели репрезентации власти на пороге третьего тысячелетия // Полис. - 1999. - №2. - С. 122. 28. Россия: стратегия достоинства. Имидж и реальность страны, информационные технологии и кризисные ситуации. - М., 2001 29. Средства массовой информации постсоветской России.- М., 2002 30. Стребков Д., Халкина Е. Электорат верит телевидению. -http://www.zircon.ru/russian/publication/5_3.shtml. 31. Фаер С. Приемы стратегии и тактики предвыборной борьбы. - Спб., 1998. 32. Федоркин Н. С. "Паблик рилейшнз" как наука и искусство: методологические проблемы становления // Вестник Московского университета. Сер.18, Социология и политология. - 2000.- №1. - С. 129 33. Федотова Л. Н. Анализ содержания - социологический метод изучения СМИ.- М., 2001 34. Швидунова А. СМИ как объект политического процесса и инструмент политических технологий. - http://www.pressclub.host.ru/techn_13.htm. 35. Электоральные предпочтения россиян. Отчет РОМИР 2000 года. - http://www.nns.ru/analytdoc/romopr111.html. 36. Электоральные предпочтения россиян. Отчет РОМИР, 1999 года. - http://www.nns.ru/analytdoc/romopr43.html 37. Электоральные предпочтения россиян. Отчет РОМИР, 2001 года. - http://www.nns.ru/analytdoc/romopr37.html. 38. Электоральные предпочтения россиян. Отчет РОМИР, 2002 года. - http://www.nns.ru/analytdoc/romopr98.html 39. Электоральные предпочтения россиян. Отчет РОМИР, 2003 года. - http://www.nns.ru/analytdoc/romopr88.html. 40. Электоральные предпочтения россиян. Отчет РОМИР, 2004 года. - http://www.nns.ru/analytdoc/romopr59.html. 41. Электоральные предпочтения россиян. Отчет РОМИР, 2005 года. - http://www.nns.ru/analytdoc/romopr75.html. 42. Katz E. The Two-step Flow of Communication. // Public Opinion Quarterly. - 2002. - V. 21. - pp. 61-78. 43. Katz E., Lazarsfeld P. Personal Influence: the Part Played by People in the Flow of Mass Communications. N.Y., 2005. 44. Lasarsfeld P.F. Public Opinion and the Classical Traditions. // Public Opinion Quarterly. - 2003 - V. 21. - P. 43-61 45. Lippman W. Public opinion. N.Y., 2004.
Содержание Введение 3 Глава 1. Феномен нового человека или "Who is mister Putin?" 6 1.1. Преемник и преемственность власти 6 1.2. "Царь всея Руси" или народная любовь 9 1.3. Биография как предвыборная платформа. Личное и общественное 15 1.4. Ежегодные послания главы государства 33 1.5. Ежегодные пресс-конференции президента 36 1.6. Предвыборные компании. PR-технологии 39 Глава 2. Эволюция образа главы государства в печатных СМИ 2000 - 2007 гг.: 42 2.1. Образ главы государства в "правой" прессе. 42 2.2. Эволюция образа в центристских изданиях 55 2.3. Трансформация образа в изданиях левого толка 61 Заключение 66 Литература 69
Литература 1. Альманах "Золотая Книга России. Год 2002", 2002, АСМО-пресс. 2. Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 1998. 3. Васильев Л.Л. Экспериментальные исследования мысленного внушения. – Л.: ЛГУ, 1999. 4. Васюкова И.А. Словарь иностранных слов. М.: АСТ-ПРЕСС, 1998. 5. Виноградов М. Первый год президентства Путина // Евразия-экспресс 25 марта 2001 года. 6. Годфруа Ж. и др. Что такое психология: В 2 т. / пер. с франц. М.:Мир, 2002. 7. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: Феномены, механизм и защита. М.: ЧеРо. 2003. 8. Каструбин Э.М. Трансовые поля и «поле смысла». М.: «КСП»,2005. 9. Климов Е.А. Общая психология. Общеобразовательный курс: учеб. пособие для вузов. М.: МГУ, 1999. 10. Ковальчук А.С. Основы имиджелогии и делового общения: учеб. пособие для вузов. Ростов н/Д.: Феникс, 2003. 11. Кордуэлл М. Психология А—Я: Словарь-справочник/ пер. с англ. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. 12. Крылов А.А. Психология: Учебник. М.: СПб., 2004. 13. Кузин Ф.А. Современный имидж делового человека, бизнесмена, политика. М.: Ось-89, 2002. 14. Новый энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия: Рипол-классик, 2004. 15. От первого лица. Разговоры с В.В. Путиным. // Официальный сайт президента России / http://president.kremlin.ru/articles/bookchapter10.shtml 16. Панасюк А.Ю. А что у него в подсознании? (Двенадцать уроков по психотехнологии проникновения в подсознание собеседника.). 6-е изд. М.: Дело, 2004. 17. Панасюк А.Ю. Депутату Государственной Думы: как убеждать в своей правоте. (Подготовлена к изданию; см. сайт автора.) 18. Панасюк А.Ю. Как убеждать в своей правоте: Современные психотехнологии убеждающего воздействия. 2-е изд. М.: Дело, 2004. 19. Панасюк А.Ю. Кто мы, какие мы — в зеркале эзотерической психологии // Энциклопедия по парапсихологии. М.: Рипол-классик, 2005. 20. Панасюк А.Ю. Я — Ваш имиджмейкер и готов сформировать Ваш профессиональный имидж. М.: Дело, 2004. 21. Перелыгина Е.Б. Закономерности формирования имиджа феномена интерсубъектного взаимодействия. М., 2002. 22. Перелыгина Е.Б. Механизмы функционирования имиджа феномена интерсубъектного взаимодействия. М.: Инт Центр, 2003. 23. Перелыгина Е.Б. Психология имиджа : учеб. пособие. М.: пект Пресс, 2002. 24. Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология (для индустриально-педагогических техникумов). М., 1973. 25. Почепцов Г. Г. Паблик рилейшнз для профессионалов - М., 2001. 26. Почепцов Г. Г. Теория коммуникации - М., 2001 27. Психология. Словарь. М.: Политиздат, 1990. 28. Пшизова С. Н. "Два тела" президента. Модели репрезентации власти на пороге третьего тысячелетия // Полис. - 1999. - №2. - С. 122. 29. Россия: стратегия достоинства. Имидж и реальность страны, информационные технологии и кризисные ситуации. - М., 2001 30. Средства массовой информации постсоветской России.- М., 2002 31. Фаер С. Приемы стратегии и тактики предвыборной борьбы. - Спб., 1998 32. Федоркин Н. С. "Паблик рилейшнз" как наука и искусство: методологические проблемы становления // Вестник Московского университета. Сер.18, Социология и политология. - 2000.- №1. - С. 129 33. Федотова Л. Н. Анализ содержания - социологический метод изучения СМИ.- М., 2001 34. Феномен Путина заключается в том, что в своей искренности он оказался белой вороной // Независимая газета. 5 ноября 2002. 35. ФОМ. Вып. 20 от 29 мая 2003 г 36. ФОМ. Вып. 49 от 26 декабря 2002 г. 37. Швецова Л. Россия Путина. – М., 2003.
Содержание Введение 3 Глава 1. Анализ современного состояния итальянской культуры и политики 5 1.1. Условия формирования культуры современной Италии 5 1.2. Условия формирования политики современной Италии 19 Глава 2. Факторы влияния на культуру и политику современной Италии 25 2.1. Внутренние факторы 25 2.2. Внешние факторы 30 Глава 3. Проблемы культуры и политики современной Италии 46 3.1. Основные проблемы развития культуры и пути их решения 46 3.2. Характеристика проблем развития политики и пути их решения 47 Заключение 56 Литература 58
Литература 1. Александр Сергиевский беседует с министром культуры Итальянской Республики г-ном Джулиано Урбани // Вестник Европы. 2004. № 12. С. 12 – 21. 2. Барабанов О.Н. Италия после холодной войны: от средней державы к миру протагонистов. – М., 2002. 3. Барабанов О.Н. Проблемы обеспечения международной безопасности в Средиземноморье / Проблемы внешней и оборонной политики России. Вып.5. М., 1999 4. Барабанов О.Н. Средиземноморский фланг ЕС приоритеты Италии / Россия: европейский вектор. М.. 2000. 5. Васильева М. Италия устанавливает финансовые ограничения для болгарских туристов // Туризм и бизнес. 2001, № 3. С. 5. 6. Внешняя политика Италии на современном этапе // Мировая экономика и международные отношения. 2003, № 10, с. 82–89. 7. Вольский В.В. Социально-экономическая география зарубежного мира. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. – 592 с., с илл. 8. Всеобщая история архитектуры. Т. 7. - М.. 1969 9. Всеобщая история искусств, т. 2, кн. 1, т. 3-6, кн. 1, М., 1960-65. 10. Галкина Т.А., Красновская Н.А. Италия // Серия "У карты мира".- М.: Мысль, 1985. 11. Галкина Т., Сысоева Н. Италия. М., 1972. 12. Головная боль Ватикана // Независимая газета. 03.05.2003. 13. Дини Л. В Италии уже давно созрело убеждение, что Россия обладает внутренней силой для завершения перехода к совершенной демократии и гармоничному экономическому развитию / Беседа министра иностранных дел Италии с главным редактором журнала «Международная жизнь» // Международная жизнь. 2000. №5. С. 3–11. 14. Зевелева Г.И. Италия на пути глубоких перемен // МЭМО. – 2005. 15. Каринский С.С. География и искусство // Вестник МГУ. Серия 5. География. 2002. №6. 16. Лазарев В. Н. Происхождение итальянского Возрождения, т. 1-2, М., 1956-59. 17. Любин В.П. Итальянская партийно-политическая система в 90-х гг. – М., 1997 18. Малапарте К. Техника государственного переворота. - М.: Аграф, 1988 19. Ротенберг Е. И. Искусство Италии XVI века. – М., 1967. 20. Собко А. Независимость по умолчанию // Русский предприниматель. 2007. № 3. С. 12 – 15. 21. Солли М. Эти странные итальянцы. – М., 1994. 22. Тэн И. Характер человека в эпоху итальянского Возрождения // Цитируется по: Искусство. Живопись. Скульптура. Графика. Архитектура. Под редакцией Алпатова М. М., 1969. 23. Черенков В. И. Комплексный глобальный интегрированный маркетинговый канал: генезис и концепция.//Инновации. 2003. N 7 (64). 24. Черенков В. И., Свиткова М. Ю. Низкорисковые каналы трансфера инновационного знания: франчайзинг и лайсензинг. // Инновации. 2004, N 6 (73). 25. Intervento del Ministro degli Affari Esteri. Onorevole Lamberto Dini. alla Commissione Affari Esteri del Senato della Repubblica sulle priorita' della politica estera italiana. Roma. 8 giugno 2000 // www.esleri.it 26. Tovias A. The Mediterranean Economy // Europe and the Mediterranean. L.-N.Y., 1994.
Содержание Введение 3 Глава 1. Особенности формирования современного политического процесса в ФРГ 5 1.1. Внешние и социально-экономические факторы становления институтов власти 5 1.2. Основные этапы современного политического процесса и их характеристика 21 Глава 2. Актуальные проблемы современного политического процесса в ФРГ 24 2.1. Характеристика политических институтов 24 2.2. Роль партий и общественных движений в политическом процессе 36 Глава 3. Перспективные направления развития политического процесса в ФРГ 54 3.1. Основные принципы преобразований политической системы ФРГ 54 3.2. Перспективы развития политической системы ФРГ 60 Заключение 74 Библиографический список 77
Библиографический список 1. Александров В.В. Новейшая история стран Европы и Америки. 1945—1986 гг. М.: Высшая школа, 1988. 2. Артемев В.А. Политические партии в объединенной Германии // Историческая мысль в современную эпоху. Волгоград, 1997. 3. Бернхард Р. Конституционное правосудие и принципы федеративного государственного устройства в ФРГ // Современный немецкий конституционализм., - М., 1994. 4. Василенко И.А. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритании, Франции, Германии. М., 1998. 5. Вяткин К.С. Гельмут Коль // Вопросы истории. 1995. № 3 6. Гудименко Д.В. Конфликт и консенсус в политической культуре ФРГ / Д.В. Гудименко, А.Н. Родионов // Мировая экономика и международные отношения. - 1993. - № 7. - С. 129-145 7. Гутник В.П. Неравномерность развития экономики Германии // Мировая экономика: тенденции 90-х годов / Ред. И.С. Королев. М.: Наука, 1999. 8. Зайтхаймер К. Федеративная Республика Германия сегодня. Основные черты политической системы. М., 1996. 9. Зиборова М.С. Внешняя политика ФРГ на современном этапе // Политика западноевропейских государств. Ч. 1. / Ред. В.В. Размеров. М.: АН. СССР; ИМЭМО. 1986. 10. Карр Т.В. Германское и американское присутствие на Балканах: основательное сходство национальных политик? // Публикации из области оборона и внешних дел. - Лондон-Чикаго. 1995. 31 августа - 1 сентября. С. 2. 11. Кондаков А. Экономические аспекты объединения // Мировая экономика и международные отношения. 1990. № 8. 12. Лебедев В. Развитие ФРГ в восьмидесятых и девяностых годах // История. Приложение к газете "1 сентября". 2003. 23 июня. 13. Маклаков В.В. Иностранное конституционное право. – М., 1995. 14. Павлов Н.В. Объединение, или Рассказ о решении германского вопроса с комментариями и отступлениями. М.: ИПО «Полигран». 1992. 15. Плетц Х-Ф фон. Нынешняя политическая культура Германии формировалась в течение нескольких поколений: [институты государственной власти ФРГ] // Российская Федерация сегодня. 2005, № 1. - С. 39-41 16. Потапов А.В. ГДР в 80-е годы и объединение Германии // Новая и новейшая история.1991. № 5. 17. Рукавишников В.О. Политические культуры и социальные изменения / В.О. Рукавишников, Л.Халман, П.Эстер. - М.: «СОВПАДЕНИЕ», 1998 18. Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. – М., 1994. 19. Страшун Б.А. Конституционное право зарубежных стран, т. 1-2, 3. – М., 1997. 20. Супрыгина Г.Г. Некоторые итоги процесса трансформации новых земель ФРГ // Вестник Томского государственного педагогического университета. Вып. 3. Томск, 2006. 21. ФРГ как центр интегрированной части Европы // Институт Европы РАН. 2005. № 5. С. 47 – 54. 22. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. – М., 1996. 23. Шелудченко Н.П. Некоторые аспекты социально-экономической политики в восточных землях ФРГ в 90-е годы // Актуальные проблемы истории XIX-XX вв.: Сборник научных трудов. М.: Сигнал, 1998. 24. Юданов Ю. ФРГ во второй половине 80-х годов — основные проблемы и поиски их решения // Мировая экономика и международные отношения. 1988. № 9. 25. Языков Е.Ф. История новейшего времени стран Европы и Америки. 1945—1990 гг. М.: Высшая школа, 1993. 26. Gortemaker M. Beginn der deutschen Einigung // Brocker M., Diehl E., Faulenbach J. u. a. Der Weg zur Einheit. Deutschland seit Mitte der achtziger Jahre. Bonn: Bundeszentrale fur politische Bildung, 1996. 27. Jahn W., Muszynski B. Brandenburg; Boll B., Holtmann E. Sachsen-Anhalt // Hartmann J. u.a. Handbuch der deutschen Bundeslander. Bonn: Bundeszentrale fur politische Bildung, 1997. 28. Lehmann H. G. Deutschland-Chronik 1945 bis 1995. Bonn: Bundeszentrale fur politische Bildung, 1996. 29. Lindner B. Die demokratische Revolution in der DDR 1989/90. Bonn: Bundeszentrale fur politische Bildung, 1998. 30. Wetzlaugk U. Auf dem Weg zum Parlaments-und Regierungssitz // Faulenbach J., Schuller C., Artz V. u. a. Hauptstadt Berlin. Bonn: Bundeszentrale fur politische Bildung, 1993. 31. Нabermas J. Strukturwandel der Offentlichkeit. Frankfurt am Main: Suhrkamp Verlag, 1991. 32. Bredow W. Deutsche Aussenpolitik in neuen europaeischen Strukturen. // Das Parlament. 1991. 13 Dezеmber. 33. Geopolitik im Vereinten Deutschland. // Das Parlament. 1994. 4 Maerz.
Содержание Введение 3 Глава 1. Формирование политических взглядов М.С. Горбачева с начала 80-х до 1987 г. 9 1.1. Предпосылки и условия формирования взглядов 9 1.2. Причины возникновения и эволюции взглядов 18 Глава 2. Формирование нового мышления во взглядах М.С. Горбачева в 1987 - 1991 гг. 27 2.1. Определение стратегии национальной безопасности 27 2.2. Сущность взглядов на позицию СССР в системе международных отношений 49 2.3. Взгляды на внутреннюю политику СССР 58 2.4. Взаимоотношения с мировой общественностью. 60 Глава 3. Эволюция воззрений Горбачева в период 1991 – 2007 гг. 66 Заключение 76 Литература 79
Литература 1. Болдин В. Крушение пьедестала: штрихи к портрету Горбачева. - М., Республика, 1995. 2. Болдин В.И. Крушение Пьедестала. – М.: Республика, 2003. 3. Волкогонов Д. Семь вождей. Галерея лидеров СССР. - М., Новости, 1995, Т.2 . C. 322-323. 4. Гайдар Е. В дни поражений и побед. М., Вагриус, 1995 5. Горбачев М. Жизнь и реформы. - М., 1995 6. Грачев А.С. Дальше без меня. М., 1994 7. Думнов Л. Как Горбачёв разоружал Россию // Золотой лев. 2006. № 73 – 74. С. 31 – 48. 8. Зенькович Н. Михаил Горбачев: жизнь до Кремля. М., "ОЛМА-Пресс", 2001, 670 с. 9. Зубок В.М. «Фактор Горбачева» и конец холодной войны: материалы к дискуссии. – М., 2003. 10. Конт Ф. Конфронтация, обмен и дарение в дипломатии Горбачева // Общественные науки и современность. 1994. №. 5. – С. 134 – 142. 11. Корниенко Г. Холодная война: свидетельство ее участника. - М.: Политиздат 1994 12. Крючков В. Личность и власть. – М.: Просвещение, 2004. 13. Лигачев Е. Загадка Горбачева. – Новосибирск: Интербук, 1992 14. Медведев В. В команде Горбачева: взгляд изнутри. М., Былина, 1994 15. Медведев В. Человек за спиной. М., Русслит, 1994. 16. Медведев В.А. В команде Горбачева: Взгляд изнутри. М., 1994 17. Новиков Г.Н. Теории международных отношений. – Иркутск, 1996. 18. Перестройка – 10 лет спустя. Горбачев-фонд, М., 1995. 19. Печенев В. А. "Смутное время" в новейшей истории России (1985—2003): Исторические свидетельства и размышления участника событий. — М.: Норма, 2004. — 368 с. 20. Печенев В. Взлет и падение Горбачева: глазами очевидца. - М.: Республика, 1996 21. Печенев В. К вершинам власти: из теоретико-мемуарных размышлений. - М., Республика, 1991 22. Рыжков Н. Десять лет великих потрясений. – М.: Книга, 1996. 23. Собчак А.А. Кто на новенького. – М., 1999. 24. Современная политическая история России (1985–1997 годы), т. 2: Лица России. - М., 1998 25. Соловьев В. и Клепикова Е. Кремлевские заговоры. – М., 2003. 26. Черняев А. Феномен Горбачева в контексте лидерства // Международная жизнь, № 4, 1993 27. Черняев А.С. Горбачёв и японская проблема: Воспоминания // Новая и новейшая история.─ 2000.─ № 3.─ С. 141-156 28. Черняев А.С. Шесть лет с Горбачевым: По дневникам и записям. - М., 1993 29. Шубин А.В. От "застоя" к реформам. СССР в 1917 - 1985 гг.- М.: РОССПЭН, 2001.-768 с. 30. Яковлев А.Н. Горькая чаша. - Ярославль, 1994 31. Бовин А. Поговорим по существу…о мире и войне, разрядке и конфронтации, разоружении и гонке вооружений и о других проблемах…- М.: Международные отношения, 1985. 32. Корнилов Ю.Э, Шишкин Г.А. Перестройка в СССР. Международный резонанс.- М.: Международные отношения, 1988. 33. Александров В.В. Перестройка в СССР и её воздействие на мировое развитие.- М.: Знание, 1989. 34. Белов Г.А. Развитие политических отношений в условиях перестройки.- М.: Изд-во МГУ, 1989. 35. Бурлацкий Ф.М. Новое мышление.- М.: Политиздат, 1989. 36. Жаплов Е.В. Приметы нового мышления.- 1989. 37. Звиглянич В.А. Политика реализма: Новое политическое мышление в современном мире.- Киев: Политиздат Украины, 1989 38. «Советские новости», 11 января 1989. 39. «Московские новости», 5 февраля 1989. 40. Запись Черняева на Политбюро, 11 марта 1989 года// Архив Горбачев-фонда 41. США не хотели распада СССР // Washington Post 23 мая 2003 г. 42. Казначеев В. Место лидера // Ведомости. 1999. 13 марта. 43. «Le Figaro», 8 dec. 1988.
Содержание Введение 3 Глава 1. Развитие российско-американских отношений 5 1.1. Особенности российско-американских отношений 5 1.2. Основные этапы развития отношений 17 1.2.1. Развитие в советское время 17 1.2.2. Взаимоотношения России и США на постсоветском пространстве 34 1.3. Основные направления взаимоотношений России и США 42 Глава 2. Современное состояние российско-американского сотрудничества. 48 2.1. Основные направления сотрудничества 48 2.2. Проблемы взаимодействия 54 Глава 3. Социологический контекст российско-американских взаимоотношений 65 3.1. Культурологический аспект 65 3.2. Социальные трансформации 68 Заключение 71 Литература 73
Литература 1. Агеева М.Г., Евсеева Л.В., Решетникова Т.К. Лингво-культурные особенности американского стиля общения // материалы международной конференции "Профессиональные сообщества и развитие интеграционных процессов между США и Россией". – М. 2005. С. 47 2. Американский характер. Традиция в культуре: Очерки культуры США / Отв. ред. О. Э. Туганова. - М.: Наука, 1998. 3. Арбатов А. Российско-американские отношения: проблемы и задачи. // США — экономика, политика, идеология, 1994, №12 4. Арбатова Н.К. Самый тягостный урок последнего времени // Независимая газета, 1999. 6 апреля. С. 3. 5. Балуев Д.Г. Российско-американские отношения на рубеже веков // Актуальные проблемы американистики: Материалы VI международного научного семинара «Российско-американские отношения: исторический ракурс и перспективы». Н.Новгород, 30 нояб.–1 дек. 2000 г. / Под общ. редакцией академика О.А.Колобова. — Нижний Новгород: ИФ ННГУ, 2001. - С. 210 – 214. 6. Батюк В. Первые пять лет российско-американских отношений. // США: экономика, политика, идеология. 1997, №4. 7. Батюк В.И. Истоки "холодной войны": советско-американские отношения в 1945 - 1950 гг. / Рос. науч. фонд. - М., 1992. - 57 с. 8. Гаджиев К.С. Идеология и внешняя политика // Мировая экономика и международные отношения. 1991. № 1. 9. Гартхофф Т. Почему возникла «холодная война» и почему она закончилась? // Международная жизнь, 1992, №№3 — 4. 10. Голубкова О.Н. Историко-культурные стереотипы и пути их преодоления в профессиональном языковом образовании // Материалы международной конференции "Профессиональные сообщества и развитие интеграционных процессов между США и Россией". – М. 2005. С. 45 11. Давыдов Ю.Г. Россия и НАТО: после бала. // США — экономика, политика, идеология, 1998, №1 12. Дмитриев Б. США: политики, генералы, дипломаты. М., 1971. 13. Золотухина М. В. Мир американской семьи. - М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 1999. 14. Историческая наука в ХХ веке: Историография истории нового и новейшего времени стран Европы и Америки / Под ред. И. П. Дементьева, А. И. Патрушева. М., 2002. 15. Козырев А. Внешняя политика преображающейся России. // Вопросы истории, 1994, №1 16. Кременюк В.А. Россия-США: первые уроки Балканского кризиса. // США — экономика, политика, идеология, 2000, №2. 17. Лебедева Л. Ф. США: государство и социальное обеспечение: механизм регулирования. - М.: Наука, 2000. 18. Лебедева Л.Ф. Мир пенсионеров США // США: экономика, политика, идеология. 1990. №9. С.120-127. 19. Лернер М. Развитие цивилизации в Америке: образ жизни и мыслей в Соединенных Штатах сегодня. В 2-х тт. – М.: Радуга, 1992. 20. Маныкин А. С. Гарри С. Трумэн и либерализм эпохи "холодной войны" // Проблемы американистики. Вып. 10. М., 1997. 21. Мир по Джорджу – это вам не мир по Биллу // Российская газета, 13 января 2001. С. 15 22. Новейшая история стран Европы и Америки: ХХ век. Ч. 2 / Под ред. А. М. Родригеса и М.В. Пономарева. М., 2001. 23. Патрон А.П. Россия – США // США. Канада. 2002. № 8. – С. 21-35. 24. Плащинский А. А. Начальный период "холодной войны" и формирование концепции глобального лидерства США // Белорусский журнал международного права и международных отношений. 2002. № 1. 25. Подберезкин А.И. Вашингтон и Москва меняют ориентиры // Независимая газета, 11 января 2000. С. 3. 26. Предвыборная платформа ЛДПР // НГ-сценарии, 1999. № 6. С. 4. 27. Российско-американские отношения в начале нового века // В кн. Постсоветское пространство: Десять лет спустя. Часть 2. М.: Горбачев-Фонд, 2001.- 125 с. 28. Российско-американские отношения в постреформаторскую эпоху // В кн. Постсоветское пространство: Десять лет спустя. Часть 2. - М.: Горбачев-Фонд, 2001.- 125 с. 29. Российско-американские отношения на рубеже веков: Доклад рабочей группы Совета по внешней и оборонной политике России. Москва, 2000 г. С. 1-2. 30. Российско-американские отношения после окончания «холодной войны». М., Наука, 1998 31. Сергунин А.А. Российская внешнеполитическая мысль и война на Балканах // Балканский кризис: истоки, состояние, перспективы / Под ред. В.С. Павлова. Н. Новгород: Издательство ННГУ, 2000. С. 159-173 32. Стивенсон Д. Америка: страна, общество, люди. – Вашингтон: Информационное агентство США, б. г. 33. Супян В.Б., Портной М.А. Российско-американские экономические отношения // США. Канада. 2002. № 4. С. 3 – 21. 34. Филитов А. М. "Холодная война": Историографические дискуссии на Западе. М., 1991. 35. Хохлышева О.О. Безопасность, разоружение, миротворчество: глобальный масштаб: Монография. Москва — Н.Новгород: ИСИ ННГУ, АВН РФ, АНМ «Элита» при ООН, 2006 36. Цветков И.А. Роль традиций в современных российско-американских отношениях // Материалы XIII ежегодного россйско-амриканского семинара. СПб, Изд-во СпбГУ , 2004. – С. 128 - 132. 37. Шенин С.Ю. Начало "холодной войны": анатомия "великого поворота" // США – экономика, политика, идеология. 1994. № 12.
Содержание Введение 3 Глава 1. Историография иранской исламской революции 7 1.1. Предпосылки иранской исламской революции 7 1.2. Начало и ход революции 12 1.3. Результаты революции 17 Глава 2. Идеологическая база иранской исламской революции 27 2.1. Исламская идеология 27 2.2. Уровни исламской власти 32 2.3. Исламская демократия и ее уроки 43 Глава 3. Влияние иранской исламской революции в регионе Большого Ближнего Востока и роль иранской дипломатии в этой связи 46 3.1. Попытка экспорта исламской революции и их результаты 46 3.2. Будущее исламской революции (прогнозируемая модель) 68 Заключение 79 Литература 81
Введение Актуальность исследования связана с тем, что иранская революция - одно из самых грандиозных событий ХХ века, оказавшая огромное влияние на весь мир и сделавшая Иран её активным субъектом мировой истории. Она вызвала в мировом сообществе неоднозначную реакцию как своей антизападной (в том числе и антисоветской, антироссийской), а, по сути, прежде всего антиамериканской направленностью, так и радикально исламским характером действий после падения монархии. Особенно попытками реализовать идею экспорта революции. 11 февраля 1979 г. в результате вооружённого восстания в Иране была свергнута последняя династии иранских падишахов - династия Пехлеви, правившая страной более полувека (с 1925 г.). Пал режим монархической власти, существовавший в этой стране в течение двух с половиной тысячелетий. В Литература 1. Александров И. А. Монархии Персидского залива: этап модернизации. М., 2000. – 544 с. 2. Алиев С.М. Современное исламское возрождение и его особенности (на примере Афганистана, Ирана и Турции) // Ислам и политика / Отв. ред. В.Я.Белокриницкий и А.З.Егорин. - М., 2001. 3. Арабаджян А. О государственной политике ИРИ // Иранское общество 80-х годов. Инст. Востоковедения АН СССР. №5 (256). – М., 1988. 4. Арухов З.С. Проблемы взаимоотношений государства и религии в исламском мире / http://www.kavkaz21.ru/Archiv/2001/06/19/analitik1.htm 5. Арухов З.С. Экстремизм в современном исламе. – Махачкала, 1999. 6. Васильев А.М. История Саудовской Аравии. М.: Наука. 1982. 7. Дамиров Н.Ю. Некоторые проблемы и перспективы исламизации Ирана. Ближний II Средний Восток. История и современность (сборник научных статей). Изд. Центр "Анкил", М., 1995. 8. Жданов Н. В. Исламская концепция миропорядка. М., 1991. – 216 с. 9. Иранская исламская революция // Мир религий. 2004. 19 мая. 10. Иранская революция: между поражением и экспансией. Уроки исламской демократии // Агентство политических новостей. 2005. №. 11. 11. Кузнецов Ю.П. Террор как средство политической борьбы экстремистских группировок и некоторых государств. - СПб., 1998. 12. Кулиев Э. Иранский вектор религиозного возрождения в суверенном Азербайджане / http://www.waytoquran.net/cgi-bin/e-cms/vis/vis.pl?s=001&p=0015&n=000026&g= 13. Малашенко А. В. Исламские ориентиры Северного Кавказа / Моск. Центр Карнеги. – М.: Гендальф, 2001. – 180 с. 14. Малушков В.Г., Хромова К.А. Поиски путей реформации в исламе: опыт Ирана. - М.: Наука, 1991. 15. Мамедов А.Ю. Концепция исламского пути развития в современной политической идеологии мусульманских стран // Путь Востока. Традиции и современность. Материалы V Молодежной научной конференции по проблемам философии, религии, культуры Востока. Серия “Symposium”. Выпуск 28. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С.15-20. 16. Мамедова Н. Эволюция социальной опоры исламского режима // Иранское общество 80-х годов. Инст. Востоковедения АН СССР. – №5 (256). – М., 1988 17. Мичурин В. Возрождение Ирана в свете теории этногенеза // Наш Современник, № 8, 1992, с. 124-128 18. Полонская Л. Р. Современные мусульманские идейные течения // Ислам: проблемы идеологии, права, политики и экономики. М., 1985. - с. 6 – 26. 19. Полонский В., Григорьев А. Джихад всему миру // Общая газета. - 1995. - № 17. 20. Прозоров С.М. Шиитская (имамитская) доктрина верховной власти // Ислам. Религия, общество, государство. – М., 1984 21. Риад ас-Сари. Отношения между партией «Верховный Совет Исламской Революции Ирака» и Ираном // Агентство политических новостей. 28 августа 2007 22. Ришар Р. Саудовская Аравия. Мегаполис на месте глинобитных хижин / За рубежом, 1992, № 10. 23. Риядов В. Ливанская «Хизбалла» // Независимая газета. - 2001. - 7 июня. 24. Родионов М. А. Ислам классический. СПБ., 2001. – 256 с. 25. Салыгин Е. Н. Теократическое государство. М., 1999. – 128 с. 26. Санаи М. Внешняя политика Ирана: между историей и религией // Россия в глобальной политике". № 1, Январь - Февраль 2006. – С. 5 – 8. 27. Санаи М. Исламская революция в Иране: прошлое, настоящее, будущее // ИРАС. Новости. Аналитика. Исследования. 2007. 12 марта. 28. Сарычев В. США и мусульманский мир. Душанбе, 1989. 29. Скляров Л.Е. Закономерности формирования и функционирования исламского режима в Иране // Иранское общество 80-х годов. Инст. Востоковедения АН СССР. – №5 (256). – М., 1988 30. Суслов Д.В. Иранский ключ к мировой стабильности // Globalaffairs.ru, 16 февраля 2005 г. 31. Benedict Anderson, Imagined Communities. London, 1991. 32. Emile Sahliyeh.The limits of state power in the Middle East. //The fourth Nordic conference on Middle Eastern Studies: The Middle East in globalizing world. Oslo, 13-16 August 1998. 33. Graham E. Fuller. Islamic Fundamentalism: No Long-Term Threat. //Washington Post, January 13, 1992.
Содержание Введение 3 Глава 1. Формирование внешнеполитического курса Италии 6 1.1. Внешняя политика Италии до ХХ в. 6 1.2. Основные направления взаимодействия в пер. пол. ХХ в. 13 1.3. Внешняя политика Италии во второй половине ХХ в. 16 Глава 2. Внешняя политика Италии на современном этапе 21 2.1. Взаимодействие с ЕС 21 2.2. Отношения с США 38 Глава 3. Взаимоотношения Италии и России 47 3.1. История взаимоотношений 47 3.2. Отношения на современном этапе 61 Заключение 68 Литература 70
Введение Актуальность исследования обусловлена тесным взаимодействие в политической сфере современной Италии и России. Традиции эти носят давний характер, но именно ХХ век сделал отношения наших стран достаточно тесными. Италия всегда занимала важное место во внешней политике России. Политические отношения России и Италии часто носили более конструктивный и доверительный характер, чем с другими ведущими государствами Запада. Важным фактором является богатство культурных связей наших стран. Визиты Президента Российской Федерации В.В. Путина в Рим в 2000 и 2002 гг. подтвердили настроенность России на развитие двусторонних отношений. Поэтому понимание основных тенденций и приоритетов итальянской внешней политики может сделать возможным качественное прогнозирование того, какой отклик будет в Италии на те или иные действия на международной арене, какого рода инициативы она сама может выдвинуть. На рубеже столетий в Италии начала происходить перестройка политической системы, сопряженная c коррективами внешнеполитического курса. Усилия итальянской дипломатии в новом веке были направлены на то, чтобы выйти на международную арену в качестве реального генератора безопасности, а не только ее потребителя — пассивного участника блоков и соглашений. Согласно мнению бывшего премьер-министра Италии С. Берлускони, за годы его правления «Италия стала одним из главных действующих лиц мировой политики» . Министр иностранных дел Ф. Фраттини опубликовал книгу, посвященную внешней политике Италии . Данная книга была рассчитана на относительно широкий круг читателей и носила довольно красноречивое назв Литература Барабанов О. Внешняя политика Италии на современном этапе // Мировая экономика и международные отношения. 2003, № 10. – с. 82 – 89. Барабанов О.Н. Проблемы обеспечения международной безопасности в Средиземноморье / Проблемы внешней и оборонной политики России. Вып.5. М., 1999. Васильков В. Эволюция внешней политики Италии в регионе Ближнего Востока и Средиземноморья (2001—2007 гг.) // Международные отношения. 2007. № 4. – С. 12 – 32. Внешняя политика Италии на современном этапе // Мировая экономика и международные отношения. 2003, № 10, с. 82–89. Вольский В.В. Социально-экономическая география зарубежного мира. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. – 592 с., с илл. Всеобщая история архитектуры. Т. 7. - М.. 1969 Всеобщая история искусств, т. 2, кн. 1, т. 3-6, кн. 1, М., 1960-65. Галкина Т., Сысоева Н. Италия. М., 1972. Галкина Т.А., Красновская Н.А. Италия // Серия "У карты мира".- М.: Мысль, 1985. Головная боль Ватикана // Независимая газета. 03.05.2003. Дини Л. В Италии уже давно созрело убеждение, что Россия обладает внутренней силой для завершения перехода к совершенной демократии и гармоничному экономическому развитию / Беседа министра иностранных дел Италии с главным редактором журнала «Международная жизнь» // Международная жизнь. 2000. №5. С. 3–11. Зевелева Г.И. Италия на пути глубоких перемен // МЭМО. – 2005. Каринский С.С. География и искусство // Вестник МГУ. Серия 5. География. 2002. №6. Лазарев В. Н. Происхождение итальянского Возрождения, т. 1-2, М., 1956-59. Любин В.П. Итальянская партийно-политическая система в 90-х гг. – М., 1997 Малапарте К. Техника государственного переворота. - М.: Аграф, 1988 Родович Ю.В. История новейшего времени стран Европы и Америки. – М., 2001. Российско-итальянские отношения на современном этапе // Русская цивилизация. 11.10.2007 Ротенберг Е. И. Искусство Италии XVI века. – М., 1967. Собко А. Независимость по умолчанию // Русский предприниматель. 2007. № 3. С. 12 – 15. Солли М. Эти странные итальянцы. – М., 1994. Тэн И. Характер человека в эпоху итальянского Возрождения // Цитируется по: Искусство. Живопись. Скульптура. Графика. Архитектура. Под редакцией Алпатова М. М., 1969. Черенков В. И. Комплексный глобальный интегрированный маркетинговый канал: генезис и концепция.//Инновации. 2003. N 7 (64). Черенков В. И., Свиткова М. Ю. Низкорисковые каналы трансфера инновационного знания: франчайзинг и лайсензинг. // Инновации. 2004, N 6 (73). Italy Euro-Mediterranean Workshop. Outlines of a Possible Integration. Summary of the introductory dossier [Electronic resource] // Euro-mediterraneo.it. Mode of access: <http://www.euro-mediterraneo.it/Materiale/sintesi-1-inglese.doc>. Date of access: 27.01.2005.
Доклад Тема дипломной работы – особенности современной внешней политики Италии . Актуальность исследования обусловлена тесным взаимодействие в политической сфере современной Италии и России. Традиции эти носят давний характер, но именно ХХ век сделал отношения наших стран достаточно тесными. Италия всегда занимала важное место во внешней политике России. Политические отношения России и Италии часто носили более конструктивный и доверительный характер, чем с другими ведущими государствами Запада. Важным фактором является богатство культурных связей наших стран. Визиты Президента Российской Федерации В.В. Путина в Рим в 2000 и 2002 гг. подтвердили настроенность России на развитие двусторонних отношений. Поэтому понимание основных тенденций и приоритетов итальянской внешней политики может сделать возможным качественное прогнозирование того, какой отклик будет в Италии на те или иные действия на международной арене, какого рода инициативы она сама может выдвинуть. На рубеже столетий в Италии начала происходить перестройка политической системы, сопряженная c коррективами внешнеполитического курса. Усилия итальянской дипломатии в новом веке были направлены на то, чтобы выйти на международную арену в качестве реального генератора безопасности, а не только ее потребителя — пассивного участника блоков и соглашений. Согласно мнению бывшего премьер-министра Италии С. Берлускони, за годы его правления «Италия стала одним из главных действующих лиц мировой политики» . Министр иностранных дел Ф. Фраттини опубликовал книгу, посвященную внешней политике Италии. Данная книга была рассчитана на относительно широкий круг читателей и носила довольно красноречивое название: «Меняем курс!». В одном из интервью министр заявил, что «Италия больше не толчет воду в ступе, а принимает решения» и при этом «Италия является авангардом в разрешении кризисов и в Европе, и в Средиземноморье, и в Персидском заливе». Правительство «Дома Свобод», как и сменивший его левоцентристский кабинет коалиции «Союз» во главе с Р. Проди, уделяли присутствию на Ближнем Востоке первостепенное значение. Основным лейтмотивом ближневосточной политики обоих итальянских кабинетов стало стремление сделать Италию неотъемлемым субъектом принятия решений в рамках многостороннего диалога по разрешению ближневосточной проблематики. Учитывая отсутствие комплексного и подробного анализа внешнеполитической деятельности правительства Италии в регионе Ближнего Востока и Средиземноморья в начале XXI в., мы поставили целью своего исследования охарактеризовать характер, тенденции и перспективы эволюции участия Италии в политических, военных, социально-экономических и иных региональных и субрегиональных процессах Ближнего Востока и Средиземноморья в исследуемый период. В качестве хронологических рамок исследования был взят период от прихода к власти коалиции «Дом Свобод» во главе с С. Берлускони (май 2001 г.) до настоящего времени. Цель работы – охарактеризовать особенности современной внешней политики Италии. Для выполнения поставленной цели нами были решены следующие задачи: определены особенности формирования внешнеполитического курса Италии, проанализирована внешняя политика Италии на современном этапе, изучены взаимоотношения Италии и России. Дипломная работа состоит из введения, трех глав и заключения. При написании диплома были получены следующие выводы. Италия выражает непосредственную заинтересованность в возможности в той или иной мере участвовать в контроле над положением дел в столь важном для нее регионе Средиземноморья и Ближнего Востока, в том числе и потому, что любые конфликты здесь чреваты для нее крайне нежелательным увеличением миграционных потоков. Кроме того, Италия серьезным образом заинтересована в экономическом развитии средиземноморских стран и в постепенной торгово-финансовой интеграции их с ЕС. Внешняя политика Италии традиционно носит экономическую окраску, в ней преобладает прагматизм и стремление к открытому торговому и гуманитарному сотрудничеству со всеми возможными сторонами. Правительство Проди в целом продолжило прежний экономический и финансовый курс, направленный на вступление в Европейский валютно-финансовый союз. В области внешней политики правительство Проди стремилось, в частности, развивать отношения со странами Центральной и Восточной Европы. В рамках «новой восточной политики» министра иностранных дел Ламберто Дини укреплялись экономические, политические и военные связи со Словенией и Венгрией. Однако посылка Италией 2,5-тысячного армейского контингента в Албанию после произошедшего там весной 1997 народного восстания чуть было не привела к правительственному кризису, поскольку ПКВ отказалась поддержать этот шаг. Правительственная коалиция неоднократно оказывалась на грани развала, прежде всего, из-за участия Италии в военных действиях НАТО против Югославии весной 1999. Противники войны, в том числе из правительственного лагеря, ссылались на антивоенную статью конституции республики. Фигура Берлускони и его правительство наталкиваются на известный скептицизм правящих кругов европейских стран, а высказывания членов кабинета, часто не соответствующие принципам «политической корректности», нередко шокируют политических лидеров Европы. С другой стороны, отношения с США укрепились, благодаря поддержке Берлускони американо-английской войны против Ирака весной 2003. Рим осознает, что без участия в миротворческом процессе на Ближнем Востоке он не сможет в полной мере воспользоваться правом на участие в разделе политических и экономических сфер влияния внутри стран региона. В начале XXI в. Рим значительно расширил это участие, увеличив общее число итальянского миротворческого контингента в несколько раз. Таким образом, внутриполитические проблемы и не принимаемая многими в ЕС политическая ориентация коалиции С. Берлускони привели к контрпродуктивному управлению внешней политикой страны, что в силу важности исламской тематики крайне негативно сказалось на имидже Италии среди неевропейских стран Средиземноморья. В итоге в конце 2001 – первой половине 2002 г. наиболее активным сторонником сотрудничества и интеграции в Средиземноморье оказалось не итальянское правительство, а президент Чампи, который выступил с концепцией «межкультурного диалога» между Западом и исламом в регионе. В начале XXI в. у власти в Италии оказалась новая политическая сила. Правительству коалиции «Дом Свобод» во главе с С. Берлускони досталось решение нелегкой задачи: сформировать обновленную стратегию итальянского государства в условиях формирующегося глобального миропорядка. Период шестимесячного председательства Италии в ЕС в 2003 г. характеризовался стремлениями усилить позиции Европы на Ближнем Востоке. На фоне процессов расширения сфер влияния Евросоюза и разных точек зрения, имеющихся у членов ЕС относительно данных процессов, свою роль итальянское государство видело в качестве поборника взаимопонимания между Европой, тяготеющей к северо-восточной направлености, и Европой, склонной смотреть на юг. В начале нового века дипломатический кризис вокруг войны в Ираке явился ударом по монолитной идеологии НАТО и спровоцировал разногласия внутри Европы относительно поддержки или оппозиции антииракской кампании. Правительство С. Берлускони попыталось использовать для укрепления влияния Италии в региональных и мировых процессах участие в антииракской кампании, в подходящий исторический момент встав на защиту «трансатлантического единства». Однако трудности в кампании в Ираке, в частности гибель итальянских солдат, рост террористических акций (захват заложников и др.), существенно снизили популярность правительства «Дома Свобод». Кроме того, в своей европейской политике Италия, дистанцировавшись от стран «европейского ядра», неизбежно потеряла часть былого влияния и доверия в этом лагере. Смена правительства после выборов в апреле 2006 г. и начало правления левоцентристской коалиции во главе с Р. Проди внесло четкие изменения во внешнеполитическую ориентацию Рима. Левоцентристский блок, который возглавил Р. Проди, выступил за отличный от предшественника подход: 1) назад к балансу между двумя берегами Атлантики, 2) назад к мультилатерализму (многосторонней дипломатии), более активной и кооперативной роли ЕС, 3) назад к более внимательному и взвешенному отношению к Ближнему Востоку. В настоящее время среди приоритетных задач внешней политики Италии в регионе Ближнего Востока и Средиземноморья можно назвать следующие: 1) посильное снижение напряженности в арабо-израильском конфликте, установление «холодного мира» между арабскими странами и Израилем; 2) приближение и ускорение политической, экономической и социальной модернизации в странах региона; 3) содействие религиозно-культурному диалогу исламского и западного миров (что в определенной и значительной степени перекликается с концепцией «диалога цивилизаций», одним из ведущих апологетов и пропагандистов которой является экс-президент Ирана М. Хатами); 4) установление нового «нефтяного порядка», который был бы способен обеспечить наиболее эффективное распределение и потребление нефтяных ресурсов и капитала. Здесь же можно отметить такую задачу, как внедрение и поощрение использования альтернативных источников энергии, прежде всего, в целях защиты окружающей среды; 5) вовлечение агентств стран Южного Средиземноморья в экономику Евросоюза. Судя по всему, будущее итальянских интересов в Средиземноморье и на Ближнем Востоке во многом будет зависеть от ряда переменных, к которым относятся такие факторы, как: 1) внутриполитическая ситуация в Ираке; 2) амбиции и потенциал регионального лидерства стран внутри исследуемого региона (сюда прежде всего можно отнести Иран и Турцию, а также в некоторой степени Сирию и Египет); 3) последствия дальнейшего расширения Европейского союза (здесь уместно упомянуть региональную
Заключение Таким образом, в ходе написания дипломной работы нами были получены следующие выводы. Во-первых, политический брэндинг в России – явление достаточно молодое и имеет сравнительно незначительный опыт работы. Бренд - результат коммуникативного воздействия, который выражается в создании уникального и привлекательного образа объекта потребления. Бренды не появляются в одночасье, их создают реклама, удачно сформированное общественное мнение, удовлетворение потребителя. Бренды - это результат воздействия. Сложного, многоуровневого и многоходового воздействия на потребителя. Необходимо понимать, что бренд появляется не тогда, когда автомобиль сходит с конвейера и не тогда, когда пачка сока появляется на прилавке магазина. Бренд рождается в точке пересечения интересов производителя и потребителя, точке воздействия информации на адресата. Тем не менее реакция потребителя на информацию должна быть предсказуемой, прогнозируемой, а весь процесс коммуникативного воздействия должен быть спланирован заранее. Во-вторых, на современном российском рынке при всем видимом многообразии на политической арене остались лишь единицы партий, которые обладают устойчивыми политическими брендами. Для остальных осталась возможность для создания политических объединений или слияния с другими партиями. Наиболее устойчивыми и продуманными политическими брендами обладают партия "Единая Россия" и "ЛДПР". Большинство нынешних ведущих партий достаточно жизнеспособны и имеют хорошие шансы сохраниться в качестве активных игроков на политической арене в среднесрочной перспективе (3-7 лет). Они обладают достаточной кадровой базой, имеют "своего" избирателя, ориентированного на политический бренд данной партии. Успехи списков этих партий на региональных выборах опровергают представление об упадке партийной системы. При этом она не носит "закостеневшего" характера и проявляет способность к обновлению. В-третьих, политический бренд партии "Родина" ориентирован на патриотически настроенных россиян о чем свидетельствует эмблема – российский флаг и политическая программа партии. Существенной проблемой данного партийного объединения стала достаточно большая "разношерстность" влившихся в нее членов, которая приводит к тому, что многие заявления носят скорее декларативный характер, что в отличие от большинства других партий, весьма очевидно. Примерами можно назвать голосование при вопросе о монетизации льгот и т.д. В сочетании с борьбой внутри партии это привело к тому, что политический бренд "Родина" практически провалился. Единственной перспективой сохранения этого бренда является объединение сил внутри партии, выработка пошаговой стратегии работы на следующих выборах в Государственную Думу с выбором группы населения, на которую ориентирована данная партия.
Литература 1. Батра Р. и др. Рекламный менеджмент», 5-е издание – М.: ИД «Вильямс», 1999. 2. Блажнов Е.А. Паблик рилейшнз = Public relation . Приглашение в мир цивилизованных рыночных и общественных отношений: Учеб. пос. для деловых людей. – М., 1994. 3. Борисов Б.Л. Реклама и паблик рилейшнз. Алхимия власти. — Рига, 1997; М., 1998. 4. Браун Л. Имидж — путь к успеху. — СПб., 1996. 5. Власть и общественность: Социальные аспекты взаимодействия. / Под ред. О.Н. Савиновой. - Нижний Новгород, 1997. 6. Гозман Л.Я., Шестопал Е Б. Политическая психология - Ростов-на-Дону Феникс, 1996-446 с. 7. Дейвис Ф. Ваш абсолютный имидж. — М., 1997. 8. Доти Дороти И. Паблисити и паблик рилейшнз. - М., 1998 9. Дубов И.Г., Пантилеев С.Р. "Восприятие личности политического лидера" // "Психологический журнал", № 6, 1992 г., стр. 25-34. 10. Жмыриков А.Н. Как победить на выборах. - М: Титул, 1995 — 128 с. 11. Имидж лидера / Под ред. Е. В. Егоровой-Гантман – М., 1998 12. Капитонов Э.А. Организация службы связей с общественностью. - Ростов-н-Д, 1997. 13. Кара-Мурза С. Г. Краткий курс манипуляции сознанием. - М.: ЭКСМО. 2003 г. 14. Катлип С.М., Брум А.Х.и др. Паблик рилейшнз. Теория и практика. – М., 2004. 15. Крылов И. Технологии популярности, или паблик рилейшнз. — Минск, 1999. 16. Крылов ИВ. Теория и практика рекламы в России. — М., 1996. 17. Лебедева Т.Ю. Искусство обольщения. Паблик рилейшнз по-французски. — М., 1996. 18. Леснин И.В. Технология политического успеха или как победить на местных выборах. Вологда, 1999. 19. Невзлин Л.Б. Паблик рилейшнз. Кому это нужно? - М.: Экономика, 1993. — 222 с. 20. Общественное мнение 2004. Ежегодник. - М.: Левада-Центр, 2004. 21. Политология / Под ред. Б.И. Краснова. — М., 1995. 22. Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. - Киев, 1999 23. Психология и этика делового общения. Учебник / Под ред. В.Н. Лавриненко. - М., 1997 24. Пугачев В.П. Средства массовой коммуникации в современном политическом процессе // Вестник МГУ серия 12 "Политические науки", 2005. № 5, с. 34 25. Российская партийная система: нынешнее состояние и перспективы развития: аналитический доклад. – М., 2006. 26. Связи с общественностью и общественными организациями (“Паблик рилейшнз”): Учебно-методическое пособие по курсу “Государственное и муниципальное управление”/ Под общ. ред. В.С. Комаровского. - М., 2002. 27. Сноу Ч. Коридоры власти // Наставники. Коридоры власти. — М., 1988. — С 226-227 28. Современная политическая мифология: содержание и механизмы функционирования. - М.: РГГУ, 1996. — 95с. 29. Федотова Л.Н. Реклама в опросах общественного мнения. - М, 2004. 30. Цуладзе, Автандил. Политическая мифология. – М.: ЭКСМО, 2004. 31. Шепель В.М. Имиджелогия. Секреты личного обаяния. — М., 1994. 32. Шишкина М.А. Паблик рилейшнз в системе социального управления. - СПб, 1999 33. Щербинина Н. Г. Политический миф России. – Томск: ТГУ, 2002 г 34. Южанинова Л. А. PR без мифа - деньги на ветер // Конференция "Мифологические исследования" / www.auditorium.ru 35. Steven Smith and Thomas Remington, The Politics of Institutional Choice: the Formation of the Russian State Duma, Princeton University Press, Princeton, 2001, c.47-49