Подводя итоги проведенному исследованию необходимо отметить следующее.
Современное гражданское общество – это система относительно независимых от государства самоуправляемых и взаимосвязанных между собой социальных структур, функционирующих на этапе перехода от индустриального способа производства к постиндустриальному в рамках закона и взаимодействующих между собой и с государством на принципах ненасилия, а в ряде случаев – на принципах социального партнерства, состоящих из ответственных личностей – граждан, в долгосрочном плане определяемая экономической сферой и сама, в свою очередь, определяющая политический строй и государство, основной целью которой является реализация основной массы частных интересов.
Правовое государство характеризуется, прежде всего, тем, что оно само ограничивает себя действующими в нем правовыми нормами, которым обязаны подчиняться все без исключения государственные органы, должностные лица, общественные объединения и граждане. Его важнейшим принципом является верховенство права.
Для правового государства характерны такие регулируемые законом взаимоотношения с гражданами, при которых государство, его органы, учреждения и должностные лица служат всему обществу, а не какой-либо его части, ответственны перед человеком и гражданином, рассматривают человека, его жизнь и здоровье, личную неприкосновенность и безопасность, другие права и свободы, честь и достоинство в качестве высшей ценности, обеспечивают их защиту от любого произвола, считают признание, соблюдение и защиту прав и свобод, чести и достоинства человека и гражданина главной обязанностью государственной власти. А граждане в свою очередь несут ответственность перед государством и обеспечивают защиту его интересов.
Итак, можно выделить принципы правового государства, отличающие его от государства неправового: 1) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина; 2) наиболее последовательное связывание с помощью права политической власти, формирование для государственных структур режима правового ограничения; 3) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; 4) федерализм; 5) верховенство закона; 6) взаимную ответственность государства и личности; 7) высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе; 8) наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права и др.
В основе организации и деятельности правового государства лежит принцип разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной. Каждая власть осуществляет свои строго очерченные функции. И вместе они сдерживают и уравновешивают друг друга, обеспечивая тем самым гарантию против нарушения демократических норм и злоупотребления властью. А кроме того, сами граждане через всеобщую избирательную систему имеют возможность контролировать власти и в случае необходимости корректировать их действия.
В заключении хочется отметить, что в понятии правового государства концентрируются общечеловеческие ценности, сформированные в процессе длительного развития государственно-организованного общества. Для России, принявшей общечеловеческие ценности, нет иного пути, кроме построения и развития правового государства. Естественный же прогресс человеческой жизни вносит и будет вносить новые элементы в теорию и практику строительства правового государства.
1. Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. - 1976 г. - №17(1831). - Ст. 291.
2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) (в ред. от 11.05. 1994) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 2. - Ст. 163.
3. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (в ред. от 12.07.2006 № 2 - ФКЗ) // Российская газета. – 1993. - № 237; Собрание законодательства Российской Федерации. – 2006. - № 29. – Ст. 3119.
4. О судебной системе Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ (в ред. от 05.04.2005 № 3 – ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 1. Ст. 1; Собрание законодательства Российской Федерации. – 2005. - № 15. Ст. 1274.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 27.07.2006 № 153 - ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 25. - Ст. 2954; Собрание законодательства Российской Федерация. – 2006. - № 31 (ч. I). - Ст. 3452.
6. Абдуллаев М.И., Комаров С.А. Проблемы теории государства и права / Учебник. – СПб.: Питер, 2003. – 566 с.
7. Алексеев С.С. Теория права. - М.: Издательство БЕК, 1994. – 410 с.
8. Венгеров А.Б. Теория государства и права. Т. 1. - М., 1996. – 512 с.
9. История политических и правовых учений / под ред. В.С. Нерсесянца. - М., 1998. – 448 с.
10. Козлихин И.Ю. Идея правового государства: история и современность. - СПб., 1993. – 312 с.
11. Комаров С. А. Общая теория государства и права: учебник. – М.: Юрайт, 1997. – 338 с.
12. Кулиев М.Р. Гражданское общество: социально-философские и методологические подходы. - М., 1996. – 172 с.
13. Любашиц В.Я., Мордовцев А.Ю., Тимошенко И.В., Шапсугов Д.Ю. Теория государства и права: учебник. – Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. – 524 с.
14. Малько А.В. Правовое государство // Правоведение. - 1997. - № 3. – С. 12 – 15.
15. Мартышин О.В. Несколько тезисов о перспективах правового государства в России // Государство и право. - 1996. - № 5. – С. 11 – 13.
16. Общая теория государства и права. Академический курс. В 2 т. Т. 1 / отв. ред. М.Н. Марченко. М., 1998. Гл. 15.
17. Общая теория государства и права: учебник / под ред. В. В. Лазерева. – М.: Юристъ, 1996. – 426 с.
18. Одинцова А.В. Гражданское общество: взгляд экономиста // Государство и право. - 1992. - № 8. – С. 18 – 19.
19. Омельченко О.А. Идея правового государства: истоки, перспективы, причины. - М., 1994. – 312 с.
20. Российское законодательство Х-XX веков. В 9 томах. Том 6. - М., 1994. – 622 с.
21. Теория государства и права. Академический курс / под ред. М.Н. Марченко. Т. 2. - М., 2002. – 612 с.
22. Теория государства и права. Курс лекций / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М., 2004. – 552 с.
23. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова – М.: Изд. гр. ИНФРА, 1997. – 422 с.
24. Теория государства и права: Курс лекций для юрид. вузов / МГУ им. М.В. Ломоносова / Под ред. М.Н. Марченко 2-е изд. – М.: Зерцало ТЕЧС, 1996. – 612 с.
25. Теория права и государства: Учебник для вузов / под ред. проф. Г.Н. Манова. - М.: Изд-во БЕК, 1995. – 388 с.
26. Хропанюк В.М. Теория государства и права : уч. пособие / под ред.В.Г.Стрекозова-2-е изд. доп. - М.,1997. – 544 с.
27. Эсмен А. Общие основания конституционного права. - СПб., 1909. – 560 с.
|