Заключение
Государственное управление — это сознательное и целенаправленное воздействие, осуществляемое специальными уполномоченными органами государственной власти (в основном исполнительными) по предметам ведения и в объеме полномочий на основании и в порядке, определенном законодательством, с использованием системы мер убеждения и административного принуждения для обеспечения демографически обоснованных условий жизни личности, семьи и общества в целом1 .
Вопросы внутренней и внешней организации управления в обществе находят свое социально-правовое разрешение в определении правового статуса, предмета ведения и компетенции конкретного органа управления.
Органы государственного управления, к сожалению, не получили своего должного по статусу закрепления в Конституции РФ, что в целом отрицательно сказалось на качестве реализации функций государственного управления, т. к. вместо государственного управления, имеющего приоритетное значение за рубежом, используется в законодательстве и в деятельности государственных органов власти термин «правовое регулирование». К этому же выводу приходят многие ученые, специализирующиеся в науке административного права.
Органы государственного управления осуществляют исполнительно-распорядительные функции в конкретной области или сфере по предметам ведения и в объеме компетенции по решению задач народнохозяйственного назначения. В отличие от государственных органов управления, органы исполнительной власти в сфере своей деятельности осуществляют государственную политику и нормотворческую деятельность.
Государственное управление в административно-политической сфере затрагивают области управления обороной, обеспечения безопасности, область внутренних дел, юстиции и иностранных дел.
Основной правовой базой организации обороны в стране являются Конституция РФ и законы от 31.05.1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» в редакции от 30.12.1999 г., «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 г. №53 в редакции от 21.05.2002 г., «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 г. №76 в редакции от 21.05.2002 г., «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ» от 27.02.1997 г. № 3159 в редакции от 30.12.2001 г., «О военном положении» от 30.01.2002 г. № 1-ФКЗ, «Об альтернативной гражданской службе» от 25.07.2002 г. № 113-ФЗ и др. Управление в области обороны строится на принципе, единоначалия, централизации воинской дисциплины.
Система органов управления обороной включает в себя — органы управления, объединения, соединения, воинские части, учреждения, военные академии, институты и училища. Систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности. Общее руководство государственными органами обеспечения безопасности осуществляет Президент РФ. Основным органом исполнительной власти в сфере безопасности является Федеральная служба безопасности РФ
Министерство внутренних дел РФ (МВД России) в соответствии с указом Президента РФ от 09.03.2004 г. № 314 является ФОИВ, в ведении которого находится Федеральная миграционная служба (ФОИВ), осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности и непосредственно реализующим основные направления деятельности органов внутренних дел РФ (далее именуются — органы внутренних дел) и внутренних войск Министерства внутренних дел РФ (далее именуются — внутренние войска).
Система органов юстиции как самостоятельная отрасль государственного управления осуществляет важные задачи по укреплению законности, организации защиты прав и законных интересов граждан, предприятий, организаций, учреждений и общественных объединений. Правовыми основами организации и деятельности Министерства юстиции РФ являются Конституция РФ, ФКЗ, ФЗ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договора РФ, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ.
Основными задачами Минюста России являются:
• реализация государственной политики в сфере юстиции;
• обеспечение прав и законных интересов личности и государства;
• обеспечение правовой защиты интеллектуальной собственности;
• обеспечение установленного порядка деятельности судов;
• обеспечение исполнения актов судебных и других органов;
• обеспечение исполнения уголовных наказаний.
Управление иностранными делами — это непосредственное и повседневное осуществление исполнительными органами власти внешних функций государства по предметам ведения и в объеме своей компетенции, направленное на решение задач, обеспечивающих продвижение к целям отражающим жизненно важные интересы государства и общества в целом.
Наиболее приоритетные задачи министерства это: сохранение территориальной целостности РФ; обеспечение государственной безопасности, установление и закрепления дружеских отношений со стратегическими партнерами России; защита своих физических и юридических лиц за рубежом, участие в международном сотрудничестве, обеспечивающее нашей стране выгодные условия и другие позитивные направления деятельности.
Список литературы
1.Конституция Российской Федерации. М., 2002.
2.ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ» от 28.08.95 № 154-ФЗв ред. от 21.02.2002 № 31.
3.Административное право – Учебник / Под. Ред. Ю.М.Козлова и Л.Л.Попова. М., 2004.
4. Алексеев Ю.П. Основы местного самоуправления . М. РАГС, 2005.
5. Атаманчук Г.В. Курс лекций.Теория государственного управления.. М. Юридическая литература, 2004.
6.Бестужев-Лада И.В. Поисковое социальное прогнозирование. М., 2005.
7.Бестужев-Лада И.В. Социальное прогнозирование. М., 2001.
8.Бялкина Т.М. О системности законодательного регулирования местного
самоуправления // Журнал российского права. 2006. № 1.
9.Васильев В.И. Местное самоуправление: закон и практика // Журнал
российского права. 2005. № 8.
10.Глазьев С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития.
М., 2003.
11.Киселев А.Г. Государственное управление в регионах: новые подходы //
Менеджмент в России и за рубежом. – 2005. - № 5.
12.Кондратьев Н.д. Проблемы экономической динамики. М., 2003.
13.Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право России: Учебник. М.:
Юристъ, 2002.
14.Маевский В. Экономическая эволюция и экономическая генетика // Вопросы экономики . – 2004. - № 5. – С. 132 – 140.
15.Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М., 2003.
16.Местное самоуправление: современный российский опыт законодательного регулирования: Учебное пособие / Под ред. К.Ф. Шеремета, И.И. Овчинникова. М., 2004. С. 48.
17.Мокрый В.С. Местное самоуправление: пути становления и развития //
Журнал российского права. 2005. № 10.
18.Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах. Изд.
2. Отв. ред. М.Н. Марченко. Том 2. М.: Зерцало, 2001.
19.Райзберг Б.А. Управление экономикой. М., 2004.
20.Рузавин Г. Самоорганизация и организация экономики: поиск новой парадигмы экономической науки // Вопросы экономики. – 2003. - № 11. – С. 24 – 34.
21.Рузавин Г. Самоорганизация как основа эволюции экономических систем // Вопросы экономики. – 2005. - № 3. С. 103 – 115.
22.Уткин Э.А. Государственное и муниципальное управление. М., 2001.
23.Ферапонтов Ю.А. Государственное управление экономикой - эволюция подходов. М., 2003.
|