Заключение
В настоящее время идет процесс обновления нормативной базы российского аудита, в том числе системы национальных стандартов аудиторской деятельности.
Система правил (стандартов) аудиторской деятельности за последние годы претерпела значительные изменения и в настоящее время включает следующие уровни:
международные стандарты аудита;
национальные правила (стандарты) аудита;
внутрифирменные (правила) стандарты аудита.
Представляется вполне обоснованным мнение о необходимости выделения в качестве отдельного уровня также и правил (стандартов) профессиональных аудиторских объединений (п. 5 ст. 9 Закона N 119-ФЗ).
В то же время в п. 2 ст. 9 Закона N 119-ФЗ закреплена лишь двухуровневая система правил (стандартов) аудиторской деятельности, при этом выделены федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности и внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, а также правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.
Следует отметить, что в современных условиях, характеризующихся, в первую очередь, активной интеграцией России в мировую экономику и значительным притоком иностранного капитала, все большее значение приобретают также и общепринятые в мире международные стандарты аудита (далее - МСА). Данные стандарты отражают признанные и проверенные временем принципы организации аудита в развитых странах, что объективно требует использования их положений в практике деятельности аудиторских организаций и на территории Российской Федерации. Между тем Закон N 119-ФЗ не содержит каких-либо норм о месте и роли международных стандартов аудита в системе источников правового регулирования аудиторской деятельности. Очевидно, что подобная ситуация свидетельствует о пробеле в российском законодательстве, не отражает объективные потребности развития рынка и требует исправления.
В зависимости от особенностей национальной правовой системы МСА действуют либо непосредственно, являясь обязательными без какой-либо их конкретизации (в 34 странах), либо практически без изменений (в 35 странах). К сожалению, в российском законодательстве МСА не привязаны к системе правового регулирования; формально данные стандарты не только не имеют какой-либо юридической силы, но даже и не обозначены в законодательстве. Сегодня существование МСА создает в Российской Федерации своего рода двойную систему стандартов: с одной стороны, государство прямо не требует, чтобы соблюдались положения МСА, при этом выдвигая требования в виде национальных стандартов; с другой стороны, объективно складывающаяся ситуация на рынке такова, что аудиторские организации, которые в настоящее время не способны обеспечить качество и содержание работ в соответствии с МСА, утрачивают какие-либо шансы на участие в конкурентной борьбе за потребителей аудиторских услуг.
По своей правовой природе национальные правила (стандарты) аудиторской деятельности представляют специальные требования к осуществлению аудиторской деятельности. Причиной обособления данных требований в отдельных актах является необходимость детального закрепления множества специальных процедур и средств аудиторской деятельности на нормативном уровне. В то же время закрепление данных требований в самом Законе N 119-ФЗ повлекло бы перегруженность его положений и могло отрицательно сказаться в ходе применения норм Закона в практической деятельности. В связи с этим представляется необоснованной точка зрения некоторых авторов, подвергающих сомнению обоснованность выведения требований, содержащихся в национальных правилах (стандартах) аудиторской деятельности, за рамки Закона.
Система национальных правил (стандартов) аудиторской деятельности в настоящее время включает 2 вида:
правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные постановлениями Правительства Российской Федерации в соответствии с п. 4 ст. 9 Закона N 119-ФЗ (на начало 2006 г. их общее количество насчитывает 23);
правила (стандарты) аудиторской деятельности, одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации до вступления Закона N 119-ФЗ в силу (на текущий момент их общее количество насчитывает 18). Согласно п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2002 N 80 "О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации" данные акты существуют в качестве полноправных источников регулирования аудиторской деятельности до утверждения Правительством Российской Федерации соответствующих правил (стандартов).
Список использованной литературы
|