Таким образом, парламентаризм можно понимать по-разному. Основные варианты таковы. Во-первых, в смысле верховенства парламента в системе государственных органов. В этом случае он существует только в парламентарных монархиях и республиках. Во-вторых, в смысле наличия реально действующего парламента, что возможно в условиях демократического политического режима. Парламентаризм признается и в президентских, и в полупрезидентских (дуалистических) республиках. В-третьих, в смысле наличия парламента, как независимо и самостоятельно действующего, так и ограниченного в своей деятельности. Тогда рассматриваются проблемы парламентаризма, характерные для современной государственности, при наличии демократического или недемократического или же смешанного политического режима. И, в-четвертых, в смысле идеи коллегиального выборного представительного органа, обсуждающего и принимающего в рамках всего общества наиболее важные решения. Здесь о проблемах парламентаризма можно говорить в глобальном историческом плане - с древнейших времен до наших дней. Именно в этом смысле рассматривается история развития идей парламентаризма в России.
Парламентаризм как конституционно-правовое явление, с одной стороны, опирается на целый ряд общих принципов - разделение властей, непосредственная и представительная демократия, правовой характер государства, обеспечивающий верховенство закона, законность - выступающих в качестве основ конституционного строя. С другой стороны, он непосредственно проявляется в определенном положении, функциях и компетенции парламента, коллегиальных, гласных процедурах работы, определенном правовом и социальном статусе депутатов и т.д.
Сам парламентаризм, будучи достаточно распространенной конституционно-правовой категорией, в числе основ конституционного строя в отечественной литературе по конституционному праву не указывается. Парламентаризм как политическая практика представляет собой непосредственную реализацию принципов демократического, республиканского, правового государства, а как идея дополняет содержание этих принципов, служит их концептуальному развитию. По своему значению парламентаризм может рассматриваться и среди конституционных характеристик государства.
Помимо этого парламентаризм исследуют и в русле развития идей либерализма и конституционализма. Рассматривая историю конституционализма, невозможно уйти от проблем парламентаризма и парламентского права.
В силу все большего распространения всеобщего избирательного права значение парламента как органа, представляющего все общество, повышается. Однако и в зарубежной, и в отечественной литературе отмечаются обстоятельства, которые в той или иной степени ограничивают ведущее положение парламента даже в современных демократических государствах. Это и усиление позиций исполнительной власти, в руках которой сосредоточены огромные полномочия во всех сферах управленческой деятельности, и фактическая монополизация политического процесса политическими партиями, появление такого феномена, как партийное государство. Принятие решений перемещается в руководство политических партий, велико значение партийной бюрократии. Это и широкое развитие представляющих различные интересы общественных организаций, а также средств массовой информации. Парламентарии практически никогда не рискуют идти наперекор общественному мнению, в определенной степени теряя самостоятельность. Помехи в деятельности парламента создает и наличие оппозиции, не всегда конструктивной, и воздействие на него различных групп давления, стремящихся к принятию выгодных для определенных социальных групп или элитных группировок законов.
Значимость парламентаризма как конституционно-правового института трудно переоценить. Теория парламентаризма как составляющая часть науки конституционного права переживает сейчас период бурного развития. Ее задача - указать верные ориентиры в совершенствовании деятельности законодательных органов.
Немаловажное значение для развития теории парламентаризма имеют и исторические исследования. Между тем многие его конкретные проблемы - развитие взглядов на статус, функции, структуру, внутреннюю организацию и порядок работы парламента - до сих пор не были предметом специального исторического изучения.
1. Ардан Ф. Франция: государственная система. - М., 1994.
2. Гена И. Конституционное правосудие во Франции: итоги и перспективы // Конституционное правосудие на рубеже веков: Материалы международной конференции, посвященной 10-летию Конституционного Суда Российской Федерации. - М., 2002.
3. Жаке Ж. - Ж. Конституционное право и политические институты. Пер. с фр. - М., 2002.
4. Конституции государств Европы в трех томах. Т. 2. 3. - М.,2001.
5. Конституции государств Центральной и Восточной Европы. – М., 1997.
6. Конституции зарубежных государств. 5-е изд.. перераб. и доп. - М., 2005.
7. Конституции зарубежных стран: учебное пособие. – М.: ВольтерсКлувер, 2003. – 624 с.
8. Конституционное (государственное) право зарубежных стран (в 4-х томах) / отв. ред. Б.А. Страшун. - М. Бек, 2004. – 892 с.
9. Конституционное право зарубежных стран / под ред. Баглая М.В., Лейб Ю.И. - М., 2000. – 492 с.
10. Конституционное право зарубежных стран: Учебник / под общ. ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л. М. Энтина. - М., 2000. – 610 с.
11. Конституционное право зарубежных стран: учебник / под ред. Баглая М.В., Лейбо Ю.И., Энтина Л.М. – М.: Норма, 2006. – 1056 с.
12. Крутоголое М.А. Конституционный Совет Франции (организационные и правовые аспекты деятельности). - М., 1993.
13. Маклаков В.В. Конституционный контроль в странах - членах Европейского Союза. - М, 1995.
14. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. - М., 1999. – 610 с.
15. Республика Франция. Конституция и законодательные акты. – М.: «Прогресс», 1990. – 392 с.
16. Сафонов В.Е. Институт судебного конституционного контроля в зарубежных странах: история, теории, практика. - М., 2003.
17. Сафонов В.Е. Зарубежные системы конституционного контроля: проблемы теории и практики // Российский судья. - М., 2002. - № 4.
18. Современные зарубежные конституции. - М., 1992. – 484 с.
19. Сравнительное конституционное право / отв. ред. В.Е. Чиркин. - М., 1996. – 692 с.
20. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. - М., Юристъ, 2003. – 612 с.
|