Подводя итоги проведенному исследованию необходимо отметить следующее.
Ранее в целях защиты рубля от более твердой иностранной валюты законодатель создал ряд механизмов, которые позволяли контролировать валютные операции. Среди них можно выделить требования об обязательном резервировании, об использовании специального счета, об обязательной продаже части валютной выручки, а также ряд других.
В последнее время ситуация в России стала более стабильной: в наличии большой золотовалютный резерв и курс валюты не подвержен резким колебаниям. Поэтому стало возможным отменить некоторые ограничения на осуществление валютных операций.
Так, с 1 июля 2006 года правительство и Центральный банк утратили право устанавливать требование о резервировании денежных средств. С отменой этого ограничения фирмам более не требуется временно переводить собственные средства на специальные счета при совершении валютных операций.
Перестало действовать и требование об использовании специального счета. Ранее он был необходим, во-первых, при расчетах в случаях предоставления резидентами кредитов и займов в иностранной валюте нерезидентам, а во-вторых, при операциях с внешними ценными бумагами и исполнении резидентами обязательств по внешним бумагам. Специальные счета окончательно прекратили существование с 1 января 2007 года. Этому предшествовал полугодовой переходный период, в течение которого было разрешено использовать для валютных операций как обычные, так и ранее открытые специальные счета.
То, что контроль над операциями с валютой постепенно ослабевает, подтверждается и тем, что с 1 июля 2006 года было окончательно устранено требование об обязательной продаже части валютной выручки. Ранее, согласно Закону от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», обязательной продаже подлежала сумма в размере 30% валютной выручки. С декабря 2004 года обязательная продажа должна была осуществляться в размере 25% вышеупомянутой суммы, а с мая 2006 года Центральный банк снизил ставку до 0%, в связи с чем резидентам было позволено самим принимать решение, продавать или не продавать полученную в иностранной валюте выручку.
Другие нормативные документы также подверглись корректировке в соответствии с новым законодательством. Так, Указом от 17 мая 2007 г. N 637 Президент РФ отменил ряд актов либо их отдельных положений, которые предусматривали, в частности, освобождение от необходимости продажи части валютной выручки, а также целевое использование валютных средств, оставшихся в распоряжении организации.
Также новое валютное законодательство упрощает процесс открытия банковского счета за пределами России. С 1 января 2007 года действует общий порядок уведомления налоговых органов об открытии и закрытии счетов в заграничных банках, предусмотренный частью 2 статьи 12 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ. Теперь фирмы-резиденты вправе без ограничений осуществлять операции с валютой, зачисленной на счета (во вклады), открытые в заграничных банках. Однако некоторые действия все-таки были исключены из данного правила: валютные операции между резидентами и операции, указанные в части 6.1 статьи 12 Закона № 173-ФЗ.
На резидентов также возложена обязанность представления в инспекцию по месту учета ежеквартальных отчетов о движении средств по каждому из счетов в банках за пределами территории России с подтверждающими банковскими документами (ч. 7 ст. 12 Закона № 173-ФЗ, п. 4 постановления Правительства от 28 декабря 2005 г. № 819).
Таким образом, к основным обязанностям фирм при открытии счетов в иностранных банках относят уведомление налоговиков об открытии и закрытии счетов, а также представление в инспекции отчетов о движении денежных средств по ним.
Следует отметить, что часть «контролирующих» статей законодатель сохранил и отдельные ограничительные барьеры оставил. Так, в настоящий момент действует требование относительно репатриации (возврата) резидентами иностранной валюты и валюты России при осуществлении внешнеторговой деятельности.
Налогоплательщик обязан в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами:
- обеспечить возврат денег, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности;
- возвратить в Россию деньги, уплаченные нерезидентам за неввезенные на таможенную территорию России товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них. При этом законом предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, когда резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту России.
Нарушение налогоплательщиком требования о репатриации повлечет административную ответственность по частям 4, 5 статьи 15.25 Кодекса об административных правонарушениях в виде штрафа.
Кроме того, сохранено требование об обязательном оформлении резидентом паспорта сделки при осуществлении им валютных операций с контрагентом-нерезидентом. Паспорт сделки предназначен для обеспечения учета и отчетности по валютным операциям. Он оформляется в уполномоченном банке, а сведения, указанные в нем, подлежат подтверждению соответствующими документами, являющимися основанием для проведения валютной операции.
Более того, закон предписывает резидентам и нерезидентам, осуществляющим валютные операции, вести учет в установленном Центральным банком порядке и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям. Формы учета и отчетности по валютным операциям предоставляются только уполномоченным банкам. Кроме того, на резидента возложена обязанность по обеспечению сохранности соответствующих документов и материалов отчетности в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции.
Таким образом, российское валютное законодательство отныне лишено значительной части барьеров для свободного международного хождения валюты. Вместе с тем сохранены некоторые ограничения на осуществление валютных операций, о которых не стоит забывать.
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (в ред. от 12.07.2006 № 2 – ФКЗ) // Российская газета. – 1993. - 25 декабря. - № 237; Собрание законодательства Российской Федерации. – 2006. - № 29. - Ст. 3119.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 05.02.2007 № 13 – ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. - № 32. - Ст. 3301; Собрание законодательства Российской Федерации. – 2007. - № 7. - Ст. 834.
3. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ (в ред. от 06.06.2007 № 88 – ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 22. - Ст. 2066; Собрание законодательства Российской Федерации. – 2007. - № 24. - Ст. 2831.
4. Федеральный закон от 11 марта 1997 г. № 48-ФЗ «О переводном и простом векселе» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. - № 11.
6. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в ред. от 26.04.2007 № 63 – ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 28. - Ст. 2790; Собрание законодательства Российской Федерации. – 2007. - № 18. - Ст. 2117.
7. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (в ред. от 17.05.2007 № 83 – ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 50. - Ст. 4859; Собрание законодательства Российской Федерации. – 2007. - № 22. - Ст. 2563.
8. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 131-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 31 (часть I). - Ст. 3430.
9. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 29 декабря 2003 г. № КГ-А40/10468-03 Положения ГК РФ о денежных обязательствах требуют, чтобы возврат долга в эквиваленте иностранной валюты предусматривался специально, подобная валютная оговорка может быть установлена либо нормативным актом, либо соглашением сторон. При отсутствии соответствующего волеизъявления валютой долга по гражданско-правовым обязательствам считаются российские рубли (извлечение) // СПС «Гарант».
10. Инструкция ЦБР от 14 января 2004 г. № 109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» // Нормативные акты по банковской деятельности. - 2004. - № 5.
11. Инструкция ЦБР от 14 сентября 2006 г. № 28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)» // Вестник Банка России. - 2006. - № 57.
12. Указание ЦБР от 28 апреля 2004 г. № 1425-У «О порядке осуществления валютных операций по сделкам между уполномоченными банками» // Нормативные акты по банковской деятельности. - 2004. - № 8.
13. Булаев С.В. Новшества валютных операций / С.В. Булаев // Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2007. - № 1. – С. 9 – 13.
14. Гарнова И.А. Регулирование валютных операций Законом «О валютном регулировании и валютном контроле» / И.А. Гарнова // Международные банковские операции. – 2005. - № 5. – С. 17 – 21.
15. Ерпылева Н.Ю. Валютное регулирование в России: современная правовая регламентация / Н.Ю. Ерпылева // Международные банковские операции. – 2007. - № 2. – С. 9 -12.
16. МозговА Р. Аспекты валютного контроля расчетных операций физических лиц / Р. Мозговой // Бухгалтерия и банки. – 2006. – № 1. – С. 9 – 13.
17. Пискарев Г.Н. Обзор мирового валютного рынка за 2006 год - начало 2007 года / Г.Н. Пискарев // Международные банковские операции. – 2007. - № 2. – С. 7 – 9.
18. Пискулов Д.Ю. Межбанковские валютные и процентные деривативы в России: результаты анкетирования НВА / Д.Ю. Пискулов // Международные банковские операции. – 2006. - № 6. – С. 14 – 17.
19. Селивановский А.С. Новое валютное законодательство: суть понятий / А.С. Селивановский // Закон. - 2005. - № 4. - С. 10-16.
20. Черевиченко Н.В. Валютное регулирование и валютный контроль / Н.В. Черевиченко // Международные банковские операции. – 2006. - № 4,5. – С. 13 – 15; 18 – 21.
21. Ражков Р.А. Безналичная иностранная валюта как объект гражданского права // Банковское право. - 2006. - № 2. - С. 55-57.
22. Пыхтин С. Валютный статус индивидуального предпринимателя // Хозяйство и право. - 2006. - № 10. - С. 99-104.
|