Подводя итоги проведенному исследованию необходимо отметить следующее.
ГПК РФ в ст. 22 устанавливает общие правила подведомственности (или, точнее, предметной подсудности), однако не дает определения данному правовому институту. Правильнее рассматривать подведомственность как одно из проявлений понятия «компетенция» применительно к юрисдикционным органам (то есть к одному из видов государственных органов), разрешающим споры о праве и иные правовые коллизии. Правила о разграничении подведомственности позволяют распределить дела между юрисдикционными органами, относя подавляющую их часть к компетенции суда общей юрисдикции. Но внутри гражданского процесса эта компетенция является лишь условием наделения судов различных инстанций специальной способностью иметь процессуальные права и выполнять процессуальные обязанности.
Таким образом, термин «подведомственность» употребляется в теории и в практике применения процессуального права в трех значениях.
Во-первых, как свойство (признак) гражданского дела, определяющий, какой юрисдикционный (судебный) орган должен принять дело к рассмотрению и разрешению.
Во-вторых, как свойство самого юрисдикционного органа (правоспособность) - часть его компетенции.
И, в-третьих, как институт процессуального права, т.е. совокупность норм соответствующей отрасли процессуального права.
В главе 3 ГПК РФ «Подведомственность и подсудность дел» уточнена подведомственность дел судам общей юрисдикции.
В соответствии со ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают:
1) исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;
2) дела по указанным в ст. 122 данного Кодекса требованиям, разрешаемые в порядке приказного производства;
3) дела, возникающие из публичных правоотношений и указанные в ст. 245 Кодекса;
4) дела особого производства, указанные в ст. 262 Кодекса;
5) дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;
6) дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.
Кроме того, суды рассматривают и разрешают дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций.
В ч. 3 ст. 22 ГПК РФ сформулировано очень важное правило, призванное разрешить конфликты подведомственности между судами общей юрисдикции и арбитражными судами: суды рассматривают и разрешают дела, предусмотренные частями первой и второй данной статьи, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.
Таким образом, суды общей юрисдикции позиционируются как суды с действительно общей юрисдикцией: все гражданские дела, не отнесенные законом к подведомственности арбитражных судов, фактически становятся подведомственны судам общей юрисдикции, поскольку вышеприведенный перечень подведомственных судам дел настолько широк, что приближается к абсолюту. Такое утверждение не противоречит тому, что в отличие от дел искового производства, дела приказного производства, дела из публичных правоотношений и дела особого производства, подведомственные судам общей юрисдикции, перечисляются соответственно в ст. ст. 122, 245, 262 ГПК РФ. Приказное производство в смысле подведомственности не является самостоятельным видом производства, оно может предварять другие виды производств, прежде всего исковое, а за рамками ст. ст. 245 и 262 ГПК РФ остается ничтожно малое количество прав, свобод и интересов.
ГПК РФ определяет подведомственность гражданских дел судам общей юрисдикции (ст. 22) способом, который должен надежно исключить существовавшие ранее неясности, относившие некоторые споры к ведению как арбитражных, так и судов общей юрисдикции. Практически он устанавливает общий принцип признания специальной юрисдикции арбитражных судов: суды общей юрисдикции рассматривают все дела, кроме тех, которые отнесены к компетенции арбитражных. При этом если заявление содержит несколько требований, одни из которых подведомственны судам общей юрисдикции, а другие арбитражным судам, и разделить которые невозможно, - дело рассматривается судом общей юрисдикции.
Дополнительные возможности сохранения корпоративных споров в лоне судов общей юрисдикции создает ГПК РФ. Как следует из ч. 4 ст. 22 ГПК РФ, при обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, другие - арбитражному суду, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции. Поскольку требования в исковом заявлении формулируются истцом по своему усмотрению, ничто не мешает ему составить исковое заявление таким образом, чтобы соблюсти условия применения ч. 4 ст. 22 ГПК РФ.
Необходимо также обратить внимание на то, что в отличие от п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ в п. 4 ч. 1 ст. 23 ГПК РФ говорится не об исковых делах по спорам, возникающим из семейных правоотношений, а о делах, возникающих из семейно-правовых отношений. Прямого указания на исковой характер таких дел в ст. 23 ГПК РФ нет. В связи с этим встает вопрос о возможности рассмотрения мировыми судьями дел особого производства, в частности об установлении факта признания отцовства (ст. 50 СК РФ), об установлении усыновления ребенка (ст. 125 СК РФ). Неподсудность последней категории дел мировому судье прямо закреплена в п. 4 ч. 1 ст. 23 ГПК РФ. Что касается подсудности мировому судье других дел особого производства, которые затрагивают семейно-правовые отношения, то систематическое и историческое толкование действующего законодательства приводит скорее к отрицательному ответу. Во-первых, по юридическим последствиям признание отцовства равнозначно установлению отцовства, которое мировому судье неподсудно. Во-вторых, если проанализировать п. п. 1 - 7 ч. 1 ст. 23 ГПК РФ, то можно обнаружить, что содержащиеся там положения воспроизводят (с незначительными расхождениями) перечни дел приказного и искового производства, которые ранее рассматривались судьей районного суда единолично (ч. 2 ст. 113 и ст. 125.2 ГПК РСФСР 1964 года). В частности, в абз. 3 ч. 2 ст. 113 ГПК РСФСР до принятия Федерального закона от 7 августа 2000 г. говорилось именно о делах (а не спорах), возникающих из семейных правоотношений. Тем не менее, исковой характер этих дел был настолько очевиден, что ни в литературе, ни в судебной практике никогда не ставился под сомнение (сказанное в полной мере относится и к делам, возникающим из трудовых правоотношений). Поэтому логично предположить, что законодатель, сохраняя прежнюю формулировку - дела, возникающие из семейных правоотношений, - сохранил и тот смысл, который был в нее изначально заложен. Таким образом, дела бесспорного характера, имеющие юридическое значение по семейному законодательству, могут быть подсудны мировым судьям в соответствии с ч. 2 ст. 23 ГПК РФ только на основании специального указания федерального закона.
I.Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (в ред. от 12.07.2006 № 2-ФКЗ) // Российская газета. – 1993. - № 237; Собрание законодательства Российской Федерации. – 2006. - № 29. – Ст. 3119.
2. О Конституционном Суде Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ (в ред. от 05.02.2007 № 2 – ФКЗ) // Собрании законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 13. - Ст. 1447; Российская газета. – 2007. - № 28.
3. О судебной системе Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ (в ред. от 05.04.2005 № 3 – ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 1. Ст. 1; Собрание законодательства Российской Федерации. – 2005. - № 15. Ст. 1274.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) (в ред. от 05.02.2007 № 13 - ФЗ): федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51 – ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 32. - Ст. 3301; Российская газета. – 2007. – № 28.
5. Семейный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (в ред. от 29.12.2006 № 258 - ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 1. - Ст. 16.
6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) (в ред. от 05.02.2007 № 13 - ФЗ): федеральный закон от 26 января 1996 г. № 14 –ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 5. - Ст. 410; Российская газета. – 2007. – № 28.
7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ): федеральный закон от 30 декабря 2001 № 195-ФЗ (в ред. от 09.02.2007 № 19 – ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 1 (часть I). - Ст. 1; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 1 (часть I). - Ст. 1; Российская газета. – 2007. – № 31.
8. Трудовой кодекс Российской Федерации (в ред. от 30.12.2006 № 271 - ФЗ): федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 1 (часть I). - Ст. 3.
9. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 14 ноября 2002 № 138-ФЗ (в ред. от 05.12.2006 № 225 – ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. - № 46. - Ст. 4532; Собрание законодательства Российской Федерации. – 2006. – № 50. - Ст. 5303.
10. О прокуратуре Российской Федерации (в ред. от 04.11.2005 № 138 - ФЗ): федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995,. - № 47. - Ст. 4472; Собрание законодательства Российской Федерации. – 2005. - № 45. - Ст. 4586.
11. О государственных пособиях гражданам, имеющим детей (в ред. от 05.12.2006 № 207 – ФЗ): федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. - № 21. - Ст. 1929; Собрание законодательства Российской Федерации. – 2006. - № 50. - Ст. 5285.
12. Об актах гражданского состояния (в ред. от 18.07.2006 № 121 – ФЗ): федеральный закон от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 47. - Ст. 5340; Собрание законодательства Российской Федерации.- 2006. - № 31 (часть I). - Ст. 3420.
13. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (в ред. от 21.12.2004 № 170 - ФЗ): федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. - № 31. - Ст. 3802; Собрание законодательства Российской Федерации. – 2004. - № 52 (ч.1). - Ст. 5274.
15. Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан (в ред. от 14.12.1995 № 197 – ФЗ): закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 // Сборник законодательных актов Российской Федерации. - 1993. - Ст. 117; Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. - № 51. - Ст. 4970.
16. Об охране здоровья граждан (в ред. от 31.12.2005 № 199 – ФЗ): основы законодательства от 22 июля 1993 года № 5487-I // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. – 1993. - № 33. - Ст. 1318; Российская газета. – 1995. – № 297.
II. Научная литература
21. Басков В.И. Курс прокурорского надзора. Учебник для вузов. — М.: ЗЕРЦАЛО, 2004.
22. Беспалов Ю.Ф. Защита гражданских и семейных прав ребенка в Российской Федерации. - М., 2004.
23. Беспалов Ю.Ф. Семейно - правовое положение ребенка в Российской Федерации. -Владимир, 2000.
24. Васьковский Е.В. Курс гражданского процесса. - М., 2003. Т. 1.
25. Гражданский процесс / под ред. М.К. Треушникова. - М.: ООО «Городец-издат», 2003.
26. Гражданский процесс / под ред. М.С. Шакарян. - М., 2004.
27. Гражданское право. Том 3. Учебник. / под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М.: 2004.
28. Гражданское процессуальное право / под ред. М.С. Шакарян. - М., 2004.
29. Гурвич М.А. Право на иск. - М., 2003.
32. Нечаева А.М. Судебная защита прав ребенка. - М., 2003.
33. Осокина Г.О. Иск (теория и практика). - М., 2003.
|