Проведенный анализ позволяет констатировать следующее.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации действует на постоянной основе. Она является федеральным государственным органом, организующим подготовку и проведение выборов, а также референдумов в Российской Федерации. Срок полномочий Центральной избирательной комиссии РФ — четыре года.
Центральная избирательная комиссия РФ состоит из 15 членов. Пять членов Центральной избирательной комиссии назначаются Государственной Думой из числа кандидатур, предлагаемых фракциями и депутатскими объединениями в Государственной Думе, а также депутатами. Пять членов Центральной избирательной комиссии назначаются Советом Федерации из числа кандидатур, предлагаемых законодательными (представительными) органами и высшими должностными лицами субъектов РФ. Пять членов Центральной избирательной комиссии назначаются Президентом РФ. Члены Центральной избирательной комиссии избирают из своего состава тайным голосованием Председателя, заместителя Председателя и секретаря.
Полномочия Центральной избирательной комиссии достаточно широки. Эта комиссия, в частности:
- осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ;
- организует разработку нормативов технологическою оборудования для участковых комиссий (кабины и ящики для голосования) и осуществляет контроль за их соблюдением;
- осуществляет меры по организации системы финансирования выборов и референдума, установления результатов выборов и референдумов в Российской Федерации;
- распределяет выделенные из федерального бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов и референдума, контролирует их целевое использование;
- оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь избирательным комиссиям и др.
Центральная избирательная комиссия РФ вправе издавать инструкции по вопросам единообразного применения Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Она также лает заключения о соответствии законов субъектов РФ федеральным законам, регулирующим избирательные права.
1. Всеобщая декларация прав человека: принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г. // Российская газета. – 1998.
2. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (в ред.от 21 июля 2007 г. № 5-ФКЗ) // Российская газета. – 1993. - № 237; Собрание законодательства Российской Федерации. – 2007. - № 30. – Ст. 3745.
3. О Конституционном Суде Российской Федерации (в ред. т 5 февраля 2007 г. № 2-ФКЗ): федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 13. Собрание законодательства Российской Федерации. - Ст. 1447; 2007. - № 7. Ст. 829.
4. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (в ред. от 21 июля 2005 г. № 93 - ФЗ): федеральный закон от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1999. - № 42. - Ст. 5005; Собрание законодательства Российской Федерации. – 2005. - № 30 (ч.1). – Ст. 3104.
5. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (в ред. от 21 июля 2005 г. № 93-ФЗ) федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. - № 24. - Ст. 2253; Собрание законодательства Российской Федерации. – 2005. - № 30 (ч. 1). - Ст. 3104.
6. О выборах президента Российской Федерации: (в ред. от 21 июля 2005 г. № 93 - ФЗ): федеральный закон от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2003. - № 2. - Ст. 171; Собрание законодательства Российской Федерации. – 2005. - № 30 (ч. 1). - Ст. 3104.
7. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (в ред. от 12 октября 2005 г. № 129 – ФЗ): федеральный закон от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2003. - № 40. - Ст. 3822; Собрание законодательства Российской Федерации. – 2005. - № 42. – Ст. 4216.
8. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: федеральный закон от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2005. - № 21. - Ст. 1919.
9. Автономов А.С. Избирательные системы // Сравнительное избирательное право: Учеб. пособие / А.С. Автономов, Ю.А. Веденеев. - М, 2003. – 380 с.
10. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации / М.В. Баглай. - М.: НОРМА, 2007. – 682 с.
11. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юриди. вузов и факультетов. — М.: Изд. группа ИНФРА. М — КОДЕКС, 2006. – 478 с.
12. Безуглов А.А. Конституционное право России. Т.1 / С.А. Безуглов, С.А. Солдатов. - М., 2007. – 384 с.
13. Иванченко А.В. Избирательные комиссии в Российской Федерации. История, теория, практика. - М., 2006. – 234 с.
14. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: Учеб. для вузов / Отв. ред. А.В. Иванченко. - М., 2006. – 614 с.
15. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: Учебник. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2007. – 510 с.
16. Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / Отв. ред. В.А. Четвернин. - М., 2007. – 364 с.
|