Таким образом, подводя итоги проведенному исследованию можно сделать следующие выводы.
Система наказаний - это целостное множество видов наказания (элементов системы) и подсистем, включающих сгруппированные по различным основаниям виды наказания. Система наказаний призвана обеспечить реализацию целей наказания по видам наказаний (ст. 44-59 УК РФ) и по санкциям норм Особенной части Кодекса. Система наказаний - это не простой перечень видов наказаний, который представлен статьей 44 УК РФ «Виды наказаний». Как всякая система она охватывает подсистемы, т.е. группы видов наказаний, классифицируемых по различным основаниям, находящимся в определенной соподчиненности (иерархии), во взаимодействии с метасистемой в виде систем санкций других отраслей права. Содержание подсистем проистекает из норм гл. 9 «Понятие и цели наказания. Виды наказаний», а также из конструкции санкций за конкретные преступления.
Первой позитивной чертой системы наказаний по УК РФ является ее многообразие. Она включает 18 видов наказания и 12 подсистем наказаний.
Согласно буквенным обозначениям видов наказания - их тринадцать. Однако в п. «б» ст. 44 УК РФ предусмотрен не один, а два вида наказания: «лишение права занимать определенные должности» и «лишение права заниматься определенной деятельностью». Также в п. «в» - пять видов наказания: лишение специального звания, лишение воинского звания, лишение почетного звания, лишение классного чина, лишение государственных наград. Поэтому, если считать точнее, видов наказания не тринадцать, а - восемнадцать.
Это позволяет достаточно тщательно индивидуализировать наказание судам и исполнять его пенитенциарным, уголовно-исполнительным органам. Известно: чем больше подсистем (групп) и элементов (видов наказания) в системе наказаний, тем эффективнее она, как любая система, способна достичь своих целей. В зарубежных УК среди основных видов наказания фигурируют, как правило, три: арест, штраф и тюремное заключение. Иногда четвертым видом наказания выступает смертная казнь.
Второй особенностью российской системы наказаний выступает ее гуманизм, проявляющийся в видах и размерах наказания. Из 18 мер наказания 15 не связаны с изоляцией от общества. Смертная казнь и пожизненное лишение свободы носят исключительный характер и могут назначаться лишь по пяти составам преступлений. Как ранее отмечалось, согласно решению Конституционного Суда РФ, с марта 1999 г. суды не могут выносить приговоры с наказанием в виде смертной казни. Максимальный срок лишения свободы - 20 лет (в большинстве зарубежных УК - 30 лет с широко применяемым пожизненным заключением; см. например, УК Франции). Режим отбывания лишения свободы также регламентирован Уголовным, а не Уголовно-исполнительным кодексом, тем более не тюремной администрацией, как при неопределенных приговорах в США.
Третья специфика системы наказаний по УК РФ - следование принципу законности. Она регулируется исключительно Уголовным кодексом. Не существует параллельно системы мер безопасности.
Подсистемы, объединяющие виды наказания, могут быть сгруппированы следующим образом.
Наказания подразделяются прежде всего по двум подсистемам: наказания, связанные с изоляцией от общества и не связанные. В уголовной статистике это первый показатель структуры судимости.
К наказаниям, связанным с изоляцией от общества, относятся: арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы. Остальные тринадцать видов наказания не связаны с изоляцией от общества.
По самостоятельности применения и исполнения наказания подразделяются на три подсистемы: основные, дополнительные и смешанные (основные и дополнительные). Статья 45 УК предусматривает девять основных видов наказания. Таковы обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь. Три вида наказания - штраф, лишение права занимать определенные должности и лишение права заниматься определенной деятельностью применяются в качестве как основного, так и дополнительного. Шесть видов наказания - только дополнительные: лишение специальных званий, лишение воинского звания, лишение почетного звания, лишение классного чина, лишение государственных наград и конфискация имущества.
Три названные группы наказаний различаются по содержанию, целям, регламентации в санкциях и порядку назначения. Основные наказания - главные в санкциях за преступления. Дополнительные выполняют вспомогательную роль. Они не могут поэтому быть строже основных наказаний. Функции дополнительных наказаний состоят в утяжелении и спецификации основных наказаний. Они позволяют лучше, чем основные наказания, учитывать характер общественной опасности преступления, а также лица, его совершившего.
Таким образом, многообразие и разнообразие системы наказаний позволяет суду тщательно индивидуализировать наказание при его назначении, а органам уголовно-исполнительной системы - исполнять. Она отвечает принципам законности, личной и виновной ответственности, справедливости и гуманизма. Система наказаний - единственная в УК РФ и не конкурирует с системой мер безопасности, как в большинстве зарубежных государств.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (в ред. от 21 июля 2007 г. № 5-ФКЗ) // Российская газета. – 1993. - № 237; Собрание законодательства Российской Федерации. – 2007. - № 30. – Ст. 3745.
2. Определение Конституционного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 135-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Чернышева Игоря Леонидовича на нарушение его конституционных прав статьей 132 Уголовного кодекса Российской Федерации, статьями 47, 53, 74, 84 и 86 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // СПС «Гарант»
3. Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 14 февраля 2008 г. № 11-Ф3) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 25. - Ст. 2954; Собрание законодательства Российской Федерация. – 2008. - № 7. - Ст. 551.
4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 04 марта 2008 г. № 26-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 52 (Часть I). - Ст. 4921; Российская газета. – 2008. - № 62.
5. О прокуратуре Российской Федерации (в ред. от 24 июля 2007 г. № 214-ФЗ): федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995,. - № 47. - Ст. 4472; Собрание законодательства Российской Федерации. – 2007. - № 31. - Ст. 4011.
6. О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (в ред. от 30 октября 2007 г. № 241-ФЗ): федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. - № 29. - Ст. 2759; Собрание законодательства Российской Федерации. – 2007. - № 45. - Ст. 5418.
7. Об оперативно- розыскной деятельности: федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (в ред. от 24 июля 2007 г. № 214-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. - № 33. - Ст. 3349; Собрание законодательства Российской Федерации. – 2007. - № 31. - Ст. 4011.
8. О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации (в ред. от 30 октября 2007 г. № 241-ФЗ): федеральный закон от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 6. - Ст. 711; Собрание законодательства Российской Федерации. – 2007. - № 45. - Ст. 5418.
9. О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации (в ред. от 24 июля 2007 г. № 214-ФЗ): федеральный закон от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. - № 23. - Ст. 2291; Собрание законодательства Российской Федерации. – 2007. - № 31. - Ст. 4011.
10. О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (в ред. от 24 июля 2007 г. № 214-ФЗ): федеральный закон от 18 декабря 2001 г. № 177-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. - № 52 (Часть I). - Ст. 4924; Собрание законодательства Российской Федерации. – 2007. - № 31. - Ст. 4011.
11. Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации: федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-Ф3 (в ред. от 03 декабря 2007 г. № 320-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. - № 23. - Ст. 2102; Собрание законодательства Российской Федерации. – 2007. - № 50. - Ст. 6233.
12. О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации (в ред. от 05 января 2006 г. № 11 – ФЗ): федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - №50. - Ст.4848; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 2. – Ст. 176.
13. О милиции (в ред. от 02 октября 2007 г. № 225-ФЗ): закон РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-I // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. – 1991. - № 16. - Ст. 503; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - № 41. – Ст. 4845.
14. О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»: федеральный закон. - 2002. - № 181-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 52 (часть I). - Ст. 5137.
15. Российская Федерация. Верховный Суд. Пленум. О практике назначения судами уголовного наказания: постановление от 11 июня 1999 г. № 40 // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. - 1999. - № 8.
16. Бакулина Л., Тарханов И. Наказание в виде обязательных работ: проблемы введения в действие // Законность. – 2005. - № 6. - С. 9 – 12.
17. Ветров Н. И. Уголовное право. Общая и Особенная части. - 3-е изд., перераб. - М.: Книжный мир, 2007.- 216 с.
18. Иванов А.А. Российская правовая наука рубежа XIX – XX веков и формирование личностного подхода в наказании // Журнал российского права. – 2005.- № 5. – С. 10 – 11.
19. Кармянский И. Исполнение наказания в колониях-поселениях // Законность. – 2005. - № 8. – С. 14 – 16.
20. Комментарии к Уголовному кодексу РФ с постатейными материалами и судебной практикой / Под ред. С. И. Никулина. - 3-е изд. - М.: Юрайт, 2008. - 1248 с.
21. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. В.М. Лебедев. - 3-е изд., доп. и испр. - М.: Юрайт-Издат, 2008. – 1124 с.
22. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. В.И.Радченко. – М., 2006. - 562 с.
23. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Под общей редакцией Генерального прокурора Российской Федерации, профессора Скуратова Ю. И. и Председателя Верховного Суда Российской Федерации Лебедева В.М.– М.: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 2006. – 712 с.
24. Кочешев С.П. Специальные виды наказаний, применяемых к осужденным военнослужащим // Закон и армия. – 2004. - № 4. – С. 7 – 9.
25. Наумов А.В. Российское уголовное право. Общая часть. Курс лекций. М.: БЕК, 2007. – 526 с.
26. Непомнящая Т.В. О принципах назначения наказания // Журнал российского права. – 2003. - № 9. – С. 12 – 14.
27. Самылина И. Рецидив преступлений. Проблемные вопросы квалификации и назначения наказания // Российская юстиция. – 2002. - № 6. – С. 6 – 9.
28. Уголовное право России. Общая часть / под ред. А.И. Рарога. - М., 2006. – 510 с.
29. Уголовное право Российской Федерации. Общая часть: Учебник/ Под ред. Проф. Б.В. Здравомыслова. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2006. – С. 5 – 7.
30. Уголовное право РФ, общая часть, отвеств. Редактор Здравомыслов Б. В., - М., юрист, 2006. – 412 с.
31. Уголовное право. Общая часть / отв. ред. И.Я. Козаченко, З.А. Незнамова, Г.П. Погосян. - М., 2007. – 672 с.
32. Чернова Т., Малков В. Назначение наказания по совокупности приговоров // Российская юстиция. – 2004. - № 8. – С. 9 – 10.
|