Заключение
Служба внешней разведки Российской Федерации (СВР России) — основной орган внешней разведки Российской Федерации.
Штаб-квартира службы находится в Ясенево.
Первый полноценный федеральный закон «О внешней разведке» был принят в июле 1992 года.
В настоящее время деятельность СВР строится на базе федерального закона «О внешней разведке» № 5-ФЗ от 10 января 1996 года (с изменениями, внесенными федеральными законами № 135 от 07.11.2000, № 86 от 30.06.2003, № 122 от 22.08.2004 и "№ 20 от 14.02.2007.
В меньшей степени существование и деятельность СВР, ее структур и персонала строится на базе:
· Федерального закона «Об обороне» № 61 от 31.05.1996 года
· Федерального закона «О статусе военнослужащих» № 76 от 27.05.1998 года (с изменениями, внесенными федеральными законами от 31.12.1999, 19.06.2000, 07.08.2000 et 21.12.2000)
· Федерального закона «О государственной тайне» № 5485-1 от 21.06.1993 года (с изменениями, внесенными федеральным законом № 133 от 06.10.1997)
· Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» № 144 от 12.08.1995 года
Служба внешней разведки Российской Федерации является Федеральной службой, органом исполнительной власти России, руководство деятельностью которого осуществляет не Председатель Правительства Российской Федерации, а непосредственно Президент Российской Федерации.
Данный статус СВР был установлен еще Указом № 1185 от 07.10.1992 президента Бориса Ельцина.
Внешняя разведка определяется законодательством как «составная часть сил обеспечения безопасности Российской Федерации», которая «призвана защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз с использованием методов и средств», определённых федеральным законодательством.
Директор СВР несет персональную ответственность за объективность и достоверность разведывательной информации, добытой СВР и докладываемой Президенту.
Служба внешней разведки Российской Федерации (СВР России) предназначена для защиты безопасности личности, общества и государства от внешних угроз. СВР осуществляет разведывательную деятельность в целях:
· обеспечения Президента Российской Федерации, Федерального Собрания и Правительства разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической областях;
· обеспечения условий, способствующих успешной реализации политики Российской Федерации в сфере безопасности;
· содействия экономическому развитию, научно-техническому прогрессу страны и военно-техническому обеспечению безопасности Российской Федерации.
Для этого федеральным законом «О внешней разведке» Службе внешней разведки предоставляются полномочия, включая конфиденциальное сотрудничество с лицами, давшими на это согласие.
В процессе разведывательной деятельности СВР имеет право использовать гласные и негласные методы и средства, без причинения вреда жизни и здоровью людей и нанесения ущерба окружающей среде. Порядок использования этих методов и средств определяется законами и другими нормативными актами Российской Федерации.
Разведывательная информация предоставляется Президенту Российской Федерации, палатам Федерального Собрания, Правительству Российской Федерации и определяемым Президентом федеральным органам исполнительной и судебной власти, предприятиям, учреждениям и организациям.
Руководители Службы внешней разведки несут персональную ответственность перед Президентом Российской Федерации за достоверность, объективность разведывательной информации и своевременность ее предоставления.
В соответствии с указом Президента Российской Федерации «О мерах по противодействию терроризму» от 15 февраля 2006 года был создан Национальный антитеррористический комитет (НАК), в состав которого вошел Директор СВР России.
Общее руководство органами внешней разведки Российской Федерации (в том числе и СВР) осуществляет Президент Российской Федерации.
Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России) — единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности Российской Федерации. Руководство деятельностью ФСБ России осуществляется Президентом Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности», деятельность органов ФСБ осуществляется по следующим основным направлениям:
· контрразведывательная деятельность;
· борьба с терроризмом;
· борьба с преступностью;
· разведывательная деятельность;
· пограничная деятельность;
· обеспечение информационной безопасности.
Иные направления деятельности органов ФСБ определяются федеральным законодательством.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (в ред. Федерального конституционного закона от 30.12.2006 №6-ФКЗ) // Российская газета, №237, 25.12.1993
2. Федеральный закон Российской Федерации от 03.04.1995 №40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 №153-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 10.04.1995, ст. 1269.
3. Федеральный закон Российской Федерации от 06.030.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 №153-ФЗ) // Парламентская газета, №32, 10.03.2006.
4. Федеральный закон Российской Федерации от 12.08.1995 №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (в ред. Федерального закона от 02.12.2005 №150-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 14.08.1995, №33, ст. 3349.
5. Федеральный закон Российской Федерации от 10.01.1996 №5-ФЗ «О внешней разведке» (в ред. Федерального закона от 14.02.2007 №20-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, №3, ст. 143.
6. Закон Российской Федерации от 05.03.19921 №2446-1 «О безопасности» (в ред. Федерального закона от 26.06.2008 №103-ФЗ) // Ведомости СНД и ВС РФ, 09.04.1992, №15, ст. 769.
7. Закон Российской Федерации от 21.07.1993 №5485-1 «О государственной тайне» (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 №318-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 13.10.1997, №41, ст. 8220-8235.
8. Закон Российской Федерации от 05.03.1992 №2446-1 «О безопасности» (в ред. Федерального закона от 02.03.2007 №24-ФЗ) // Ведомости СНД и ВС РФ, 09.04.1992, №15, ст. 769.
9. Закон Российской Федерации от 01.04.1993 №4730-1 «О государственной границе Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 30.12.2006 №266-ФЗ)// Ведомости СНД и ВС РФ, 29.04.1993, №17, ст. 594.
10. Указ Президента Российской Федерации от 30.11.1995 №1203 «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» (в ред. Указа Президента РФ от 06.09.2008 №1316) // Собрание законодательства РФ, 04.12.1995, №49, ст. 4775.
11. Указ Президента Российской Федерации от 15.02.2006 №116 «О мерах по противодействию терроризму» (в ред. Указа Президента РФ от 08.08.2008 №1188»
12. Белокрылова Е.А. Комментарий к закону РФ «О безопасности». М.: Юстицинформ, 2008.
13. Действующее Международное право. В 3 т. Т. 3. М.,1977. – с. 18 – 23.
14. Дом разведчика // Ведомости, № 211 (1738), 9 ноября 2006
15. Защита прав человека и борьба с преступностью. Документы Совета Европы. – М.: Спарк, 1998. – с.140 – 147.
16. Крейс И.В. Некоторые вопросы правового регулирования деятельности органов внешней разведки Российской Федерации. // Российский военно-правовой сборник «Современное состояние военного права и его влияние на национальную безопасность Российской Федерации». Материалы научно-практической конференции. Военный университет. 21 апреля 2004 г.
17. Основы противодействия терроризму / Под ред. Я.Д.Вишнякова. М.: Академия, 2006.
18. Пушкарев Н. Ф. ГРУ: вымыслы и реальность. — М.,2004.
19. Разведка и контрразведка в лицах / Энциклопедический словарь российских спецслужб. Автор-сост. А. Диенко, предисл. В. Величко. — М.: Русскiй мiръ, 2002. — 608 с.
20. Чубаровский Ю. Правоохранительные органы Российской Федерации М.: 2002. – с.109.
|