Лоббистские группы выполняют функцию посредничества между гражданами и государством. Посредничество имеет место, прежде всего в сфере обмена информацией.
Лоббизм в США официально признан законом. Согласно принятому в 1946 г. федеральному закону о регулировании лоббизма, организация, вознамерившаяся прибегнуть к лоббистской деятельности с тем, чтобы добиться от конгресса какого-либо решения, обязана зарегистрировать у клерка палаты представителей и секретаря Сената своего лоббиста, указав при этом расходы на лоббистскую деятельность и преследуемые цели. Правда, в законе имеются лазейки, позволяющие уклоняться от регистрации, и многие ими пользуются, вследствие чего этот закон уже не единожды пытались изменить или заменить новым, но безуспешно. В ФРГ создана достаточно плотная и довольно отлаженная система больших и малых организаций, охватывающих значительную часть населения и представляющих те или иные его интересы перед лицом государства. Среди них - промышленные союзы и торговые палаты, объединения лиц наемного труда и работодателей, ассоциации сельских производителей и городов, благотворительные фонды и т. д. В политической и правовой практике ФРГ обычно используют термин <группы интересов>. В своей деятельности немецкие группы интересов располагают целым комплексом возможностей и средств, которые отрабатывались исторически и большей частью закреплены ныне в национальном законодательстве. По разным оценкам, общее число таких групп в западных землях колеблется между 4 и 5 тысячами [6]. Как правило, деятельность таких групп активизируется в период выборов. Непосредственное взаимодействие между группами интересов и государственными органами ФРГ происходит, как правило, в форме так называемых консультаций. Различные совещательные советы, комитеты и комиссии действуют практически во всех федеральных ведомствах. Консультативные органы институционализируют отношения между группами интересов и государственной администрацией, на постоянной основе обеспечивая и регулируя участие указанных групп в политическом процессе. Получая возможность для активного участия в законотворческой работе, группы интересов оказываются способными не только с опережением реагировать на важнейшие события, но порой и непосредственно инициировать их возникновение, предлагая свои варианты решений.
|