Заключение
Анализ конституционных положений и отдельных норм Федерального закона от 27 мая 1998 г. "О статусе военнослужащих" позволяет утверждать, что военнослужащий обладает равными с любым гражданином правами, которые могут быть ограничены только в рамках требований военной службы и на строго законном основании. Закрепление за военнослужащим конституционного статуса гражданина и сведение ограничения его гражданских прав к необходимому для функционирования и эффективности Вооруженных Сил минимуму является важнейшим принципом всей системы военного законодательства Российской Федерации.
Таким образом, законодатель предусмотрел органичное сочетание служебных задач и гарантированности для военнослужащих основных гражданских прав.
Объективно обоснованные ограничения военнослужащих, в том числе на труд, передвижение, отдых и т.д., вытекающие из смысла воинской присяги и уставов, должны компенсироваться предоставлением им определенных льгот и гарантий. При этом важно не допускать противозаконных лишений и ограничений прав и свобод военнослужащих.
В целях защиты, а также восстановления прав и свобод военнослужащих Конституция РФ и действующие на ее основе федеральные законы предусматривают систему гарантий, включающую многообразные способы и формы осуществления этой задачи.
Важным инструментом охраны прав военнослужащих, одной из организационно - правовых гарантий их защиты является право на подачу обращений (заявлений). В настоящее время военнослужащий для защиты своих прав может воспользоваться помощью различных органов: административных, судебных, органов военной прокуратуры, а также Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
Несмотря на определенные преимущества административного порядка защиты и восстановления нарушенных прав военнослужащих, связанные в первую очередь с возможностью более оперативного устранения нарушений законности и применения надлежащих мер взыскания к виновным должностным лицам, ведущая роль в утверждении принципа верховенства права принадлежит судебной власти.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (в ред. Федерального конституционного закона от 21.07.2007 №5-ФКЗ) // Российская газета, №237, 25.12.1993.
2. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Армения от 29 августа 1997 г. "По вопросам юрисдикции и вопросам взаимной правовой помощи по делам, связанным с нахождением российской военной базы на территории Республики Армения" (Российская Федерация ратифицировала настоящее Соглашение Федеральным законом от 30 января 2002 г. N 13-ФЗ) // СЗ РФ. 2004. N 47. Ст. 4572.
3. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан (Беларусь, Киргизской Республикой) "По вопросам юрисдикции и вопросам взаимной правовой помощи по делам, связанным с пребыванием воинских формирований РФ на территории Республики Таджикистан (Беларусь, Киргизской Республики)". (Российская Федерация ратифицировала настоящие Соглашения Федеральными законами от 30 января 2002 г. N 14-ФЗ, N 16-ФЗ, N 11-ФЗ.
4. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан от 21 января 1997 г. "По вопросам юрисдикции и вопросам взаимной правовой помощи по делам, связанным с пребыванием воинских формирований РФ на территории Республики Таджикистан" (Российская Федерация ратифицировала настоящее Соглашение Федеральным законом от 30 января 2002 г. N 14-ФЗ) // СЗ РФ. 2004. N 47. Ст. 4573.
5. Всеобщая декларация прав человека // Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 217А(111) от 10 декабря 1948 г.
6. Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме // Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 43/173 от 9 декабря 1988 г.
11. Мельников И.И. Право военнослужащих на защиту: некоторые существующие проблемы и возможные пути их решения // Военно-юридический журнал, 2007, №5.
16. Петров М.И. Комментарий к Федеральному закону «О статусе военнослужащих». М.: Юстицинформ, 2008.
|