Заключение
Проведение антитеррористической операции является экстремальной ситуацией, в которой правоохранительные органы обязаны выполнять профессиональные задачи.
При осуществлении контртеррористической операции и нейтрализации преступников не исключено причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам.
Причиняемый вред носит вынужденный характер, применяется сотрудниками правоохранительных органов в общественно полезных целях - задержания преступников и регулируется институтом обстоятельств, исключающих преступность деяния.
При террористическом акте вред причиняется в целом общественно значимым интересам — обеспечению безопасности условий жизни общества. Кроме того, террористический акт одновременно ставит в опасность жизнь, здоровье, собственность многих лиц. Ущерб может быть причинен различным интересам - жизни или здоровью личности, ее правам и свободам, собственности, нормальной деятельности учреждений, общественному порядку.
Поэтому в процессе проведения контртеррористической операции и нейтрализации преступников в деятельности правоохранительных органов реализуются нормы о необходимой обороне, причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление, крайней необходимости и обоснованного риска. Следовательно, террористический акт как основание применения обстоятельств, исключающих преступность деяния, может рассматриваться как общественно опасное посягательство (при применении ст.37, 38 УК); как источник грозящей опасности (при применении ст.39 УК); и как основание применения нормы об обоснованном риске (ст.41 УК).
Право сотрудников правоохранительных органов на необходимую оборону порождается общественно опасным посягательством (террористическим актом) на правоохраняемые интересы (общественную безопасность).
При террористическом акте сотрудники правоохранительных органов (обороняющиеся) обязаны защищать интересы заложников, общества и государства в целом. Для них действия в состоянии необходимой обороны при освобождении заложников являются профессиональной обязанностью.
Для сотрудников целого ряда подразделений в системе ФСБ России осуществление противотеррористических операций является их должностной обязанностью.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (в ред. Федерального конституционного закона от 30.12.2006 №6-ФКЗ) // Российская газета, №237, 25.12.1993.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ (в ред. Федерального закона от 14.02.2008 №11-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, №25, ст. 2954.
3. Федеральный закон Российской Федерации от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 №153-ФЗ) // Парламентская газета, №32, 10.03.2006.
4. Бушуев Г.В. Правовые последствия фактической ошибки при необходимой обороне и крайней необходимости //Вестник Тюменского государственного института. 2000. № 4. С. 214.
5. Двести шестое заседание Совета Федерации // Парламентская хроника, 2007, №6.
6. Ильин Е.П. О современной ситуации в сфере противодействия терроризму в России / По материалам доклада на Третьей международной научной конференции по проблемам безопасности и противодействия терроризму. М., 2007.
7. Калинин Б.Ю., Хрыков В.П. Терроризм в России в конце XX – начале XXI века: политико-правовой анализ // Законодательство и экономика, 2007, №11.
8. Латышев А.Г. Рассекреченный Ленин. М., 1996. С. 57.
9. Моисеенко А.И. О законодательных аспектах противодействия терроризму // Российский следователь, 2006, №6.
10. Никитин А.В. Терроризм как форма девиантного поведения. Криминологический аспект. Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 8.
11. Попов А.Н. Обстоятельства, исключающие преступность деяния: Современные стандарты в уголовном праве и уголовном процессе≫ /Науч. ред. проф. Б. Волженкин. - СПб., 1998. С. 28.
|