Заключение
Национальную банковскую систему возглавляет Банк России, статус, цели деятельности и функции которого определяются на основе Конституции РФ, Закона о Банке России, иных законов (п. 1 ст. 1 Закона о Банке России).
Согласно Закону о Банке России он имеет сложную правовую природу деятельности.
Противоречивость Закона о Банке России 2002 г. при отсутствии устава затрудняет характеристику организационно-правового положения главного банка страны, что не позволяет определить правовой статус имущества Банка России. Положение усугубляется тем, что в российском законодательстве нет понятия "юридические лица публичного права".
По разным мнениям о статусе Банка России, нашедшим отражение в юридической литературе, по своей организационно-правовой форме он представляет собой:
а) государственное учреждение;
б) унитарное предприятие;
в) государственную корпорацию.
Закон содержит положения, которые в равной мере дают основания принять и опровергнуть каждое из указанных мнений. Банк России, как отмечают некоторые авторы, является государственным учреждением, поскольку властные управленческие полномочия присущи только государственным органам, которые в настоящее время являются учреждениями.
Согласно ст. 2 Закона о Банке России собственником имущества Банка России является Российская Федерация. Однако собственник не финансирует Банк России, который не является бюджетной организацией и осуществляет свои расходы за счет собственных средств. При этом государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России не отвечает по обязательствам государства, если иное не установлено федеральными законами. Перечисленные обстоятельства исключают возможность отнесения Банка России к государственным учреждениям.
Однако нет оснований полагать, что Закон предусматривает для Банка России организационно-правовую форму, присущую государственным унитарным предприятиям. В пользу этой точки зрения говорит ряд моментов.
К Банку России перешло имущество Госбанка СССР. Собственником этого имущества является Российская Федерация. Коммерческая деятельность Банка России соответствует признакам унитарного предприятия. Данная организационно-правовая форма отвечает указанным нормам Закона. Расходы Банк России осуществляет за счет доходов, полученных от банковской деятельности.
Возможность создания двух правовых режимов имущества не зависит от организационно-правовой формы юридического лица. Однако наличие на отдельном балансе имущества Российской Федерации ближе к государственным учреждениям.
Таким образом, организационно-правовая форма Банка России диктуется наличием наделенных функций и степенью его независимости.
Таким образом, Банк России является государственным органом со своей особой компетенцией и сложным характером взаимодействия с Федеральным Собранием, Президентом РФ и Правительством РФ. Место Банка России в системе органов власти должно быть более ясно отражено в Конституции РФ в соответствии с его основной функцией, направленной на проведение кредитно-расчетной политики, а Закон о Банке России должен конкретизировать пути и формы взаимодействия Банка России с Правительством РФ, Министерством экономического развития и торговли, другими министерствами и ведомствами.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (в ред. Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 №7-ФКЗ) // Российская газета, №7, 21.01.2009.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 №315-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, №32, ст. 3301.
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 №310-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, №31, ст. 3823.
4. Федеральный закон Российской Федерации от 11.01.1995 №4-ФЗ «О счетной палате Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 25.12.2008 №274-ФЗ) // Российская газета. №9 – 10, 14.01.1995.
5. Федеральный закон Российской Федерации от 25.02.199 №40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (в ред. Федерального закона от 22.12.2008 №270-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.03.1999, №9, ст. 1097.
6. Федеральный закон Российской Федерации от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в ред. Федерального закона от 24.07.2008 №161-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, №3, ст. 145.
7. Федеральный закон Российской Федерации от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 №315-ФЗ) // Российская газета, №153 – 154, 10.08.2001.
8. Федеральный закон Российской Федерации от 10.07.2002 №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 №63-ФЗ) // Парламентская газета, №131 – 132, 13.04.2002.
9. Федеральный закон Российской Федерации от 02.12.1990 №395-1 «О банках и банковской деятельности» (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 №315-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 05.02.1996, №6, ст. 492.
10. Антипова О.Н. Международные стандарты банковского надзора. ЦПП ЦБ РФ Москва, 1997
11. Бадтиев А.Ф. Особенности правового статуса Банка России как государственного учреждения // Финансовое право, 2004, №5.
12. Банковское дело: Учеб. для вузов по направлению "Экономика", специальности "Финансы, кредит и денежное обращение" /]Под ред. Белоглазовой Г.Н., Кроливецкой Л.П. - 5-е изд., доп. и перераб. - М.: Финансы и статистика, 2003.- 591 с.
13. Гейвандов Я.А. Центральный банк Российской Федерации: юридический статус, организация, функции, полномочия. М., 2007. С. 206.
14. Дружинин Д.Н., Тоцкий М.Н. К вопросу о правовом статусе Центрального Банка Российской Федерации // Финансовое право, 2006, №6.
15. Макарова Я.М. Проблемы правового положения Центрального банка Российской Федерации как юридического лица. Автореф. М., 2006. С. 12.
16. Мурычев А.В. Банковский надзор: каким ему быть? // Деньги и кредит, 2007, №4.
17. Олейник О.М. Основы банковского права. Курс лекций. М.: Юристъ, 2009. С. 128.
18. Основные принципы банковского надзора. Справочники о деятельности Центральных Банков №7 . Деррик Уэр, Москва 1997
19. Пастушенко Е.Н. Юридическая доктрина публичности статуса Центрального банка Российской Федерации // Российская юридическая доктрина в XXI веке: проблемы и пути их решения: Научно-практическая конференция (3 - 4 октября 2001 г.) / Под ред. А.И. Демидова. Саратов, 2006. С. 172.
20. Улюкаев А.В. Денежно-кредитная политика Банка России: актуальные аспекты // Деньги и кредит, 2006, №5
|