Подводя итоги проведенного исследования необходимо отметить следующее.
Норма административного права - это всегда правило поведения, установленное государством в лице уполномоченных органов или должностных лиц, выраженное в определенной форме, обязательное для неопределенного круга лиц, рассчитанное на многократное применение и санкционированное (т. е. защищенное от нарушения) принудительной силой государства.
С нашей точки зрения, наиболее важными и достойными упоминания являются следующие особенности административно-правовых норм. Административное право - публичная отрасль права. Нормы административного права отличаются своим императивным характером, который обусловлен спецификой административно-правового метода регулирования и заключается в безапелляционности (безусловности) предписания, содержащегося в нормах административного права. Административно-правовые нормы в большинстве своем принимаются на основании и во исполнение закона. Структура административно-правовой нормы традиционна. В нее включаются гипотеза, отражающая совокупность условий, при наступлении которых вступает в действие норма права, диспозиция, составляющая формулировку правила поведения, а также санкция, обусловливающая неблагоприятные последствия нарушения диспозиции нормы права при наличии условий гипотезы данной нормы.
В теории наблюдается огромное видовое разнообразие норм административного права. Традиционно под реализацией административно-правовых норм понимают практическое претворение в жизнь правил поведения в интересах упорядочения и урегулирования общественных отношений.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. – 1993. - № 237.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации: часть первая: федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. - № 31. - Ст. 3824.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации: часть вторая: федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2000. - № 32. - Ст. 3340.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30 декабря 2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 1 (часть I). - Ст. 1.
5. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 14 ноября 2002 № 138-ФЗ (в ред. от 18 октября 2007 г. № 230-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. - № 46. - Ст. 4532; 2007. - № 43. - Ст. 5084.
6. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - № 11. - Ст. 945.
7. Указ Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 г. № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - № 21. - Ст. 2023.
8. Административное право: учебник / под ред. Л. Л. Попова. - М., 2002.
9. Бахрах Д. Н. Административное право России. Учебник для вузов. - М., 2008.
10. Габричидзе Б. Н., Чернявский А. Г. Курс административного права Российской Федерации. В трех частях: Учебник для вузов. - М., 2007.
11. Овсянко Д. М. Административное право. - М., 2009.
12. Старилов Ю. Н. Курс общего административного права. В 3 т. Т. 1. История. Предмет. Нормы. Субъекты. - М., 2002.
13. Теория государства и права: Курс лекций / под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. 2-е изд. - М., 2001.
|