Подводя итоги проведенного исследования необходимо отметить следующее.
Согласно статье 26 рамочного Федерального закона, ТИК входит в систему государственных органов субъекта РФ. Ее место в этой системе определяется законами субъекта РФ. Законом субъекта РФ ТИК может быть придан статус юридического лица.
ТИК является постоянно действующим органом. Срок ее полномочий составляет 4 года.
Особенность системы ТИК - это отсутствие юридически обязательной привязки территории их юрисдикции к территориям отдельных муниципальных образований. Разграничение территорий между ТИК производится, скорее, с учетом требований организационной целесообразности. Рамочный Федеральный закон устанавливает, что в пределах одной административно-территориальной единицы с большим числом избирателей могут формироваться несколько ТИК, при этом решение об их формировании принимает избирательная комиссия субъекта РФ по согласованию с ЦИК России.
Число членов ТИК с правом решающего голоса составляет от 5 до 14. Количество членов ТИК в каждом конкретном случае определяется в соответствии с законодательством субъекта РФ.
Формирование ТИК осуществляется избирательной комиссией субъекта РФ на основе предложений:
- политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе, законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта РФ, избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования (на основе указанных предложений назначается не менее 1/2 от общего числа членов территориальной комиссии);
- иных общественных объединений;
- представительных органов муниципальных образований;
- собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы;
- ТИК предыдущего состава.
Следует подчеркнуть, что ТИК является основным избирательным органом, отвечающим за составление списков избирателей. В настоящее время к этому добавляются полномочия по ведению регистра избирателей. Кроме того, в зону ответственности ТИК входит организация первичного звена ГАС "Выборы".
1. Всеобщая декларация прав человека: принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г. // Российская газета. – 1998.
2. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. – 1993. - № 237.
3. О Конституционном Суде Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 13.
4. О Правительстве Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997.- № 51. - Ст. 5712.
5. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: федеральный закон от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1999. - № 42. - Ст. 5005.
6. О политических партиях: федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 29. - Ст. 2950.
7. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. - № 24. - Ст. 2253.
8. О выборах президента Российской Федерации: федеральный закон от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2003. - № 2. - Ст. 171.
9. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2003. - № 40. - Ст. 3822.
10. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: федеральный закон от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2005. - № 21. - Ст. 1919.
11. Автономов А.С. Избирательные системы // Сравнительное избирательное право: Учеб. пособие. - М, 2007. – 588 с.
12. Автономов А.С. Разрешение избирательных споров // Сравнительное избирательное право (А.С. Автономов, Ю.А. Веденеев, В.В. Луговой, под ред. В.В. Маклакова). - М., 2008. – 512 с.
13. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. - М.: НОРМА, 2008. – 812 с.
14. Безуглов А.А. Конституционное право России. Т.1 / С.А. Безуглов, С.А. Солдатов. - М., 2008. – 688 с.
15. Белоновский В.Н. Совершенствование избирательного законодательства и выборной модели формирования представительных органов власти: Материалы российской межвузовской конференции «Парламентско-президентские выборы 1999-2000 годов и решение жизненных проблем России». - М., 2007. – 812 с.
16. Иванченко А.В. Избирательные комиссии в Российской Федерации. История, теория, практика. - М., 2007. – 412 с.
17. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: Учебник для вузов / отв. ред. А.В. Иванченко. - М.: НОРМА,2008. – 654 с.
18. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации / отв. ред. - А.В. Иванченко. - М., 2008. – 566 с.
19. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: Учебник. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2008. – 810 с.
20. Колюшин Е.И. Судебная защита избирательных прав граждан. - М., 2008. – 610 с.
21. Комментарий к Федеральному закону «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» / Под ред. С.В. Кабышева, А.Е. Постникова. - М., 2008. – 588 с.
22. Мясников А.П. Избирательная система как политико-правовой институт формирования органов государственной власти и местного самоуправления. Дисс. ... канд. юрид. наук / А.П. Мясников. - Ростов-н/Д, 2007. – 188 с.
23. Постников А. Е. Избирательное право России / Е.А. Постников. - М., 2008. – 542 с.
|